О пользе подготовки к школе
Каждый неравнодушный родитель примерно в четырехлетнем возрасте своего ребенка начинает задумываться о предстоящей школе и, как принято в современном мире, подготовке малыша к ней.
Мне нравится выражение Марии Монтессори «Я не готовлю детей к школе, я готовлю их к жизни». Школа — это не только интеллектуальное развитие, это значительный скачок в организационной и социальной жизни ребенка, который нельзя делать резко и остро, а для благополучного привыкания лучше сделать процесс освоения ребенка в школе мягким и плавным.
Я не буду спорить, что зачастую интеллектуальная подготовка к школе включает в себя практически весь курс программы первого класса, но не в этом суть. В школу лучше идти, имея определенные «инструменты» в запасе, такие как произвольное внимание, умение посвящать определенное время учебе, способность слышать и выполнять словесные инструкции взрослого и некоторые другие. Все это даст возможность (и это ГЛАВНОЕ!) максимально плавно адаптироваться в стенах школы, где первоочередным является не чтение и каллиграфия (хотя и это очень быстро становится необходимым), а умение следить за всем, что происходит, вовремя реагировать на слова и указания учителя, подстраиваться под школьный режим, находить общий язык с одноклассниками, выполнять требования школьной программы и т.д.
Сейчас малыши живут в мире скоростного течения событий, уймы дел, не на шутку занятых родителей, информационной доступности, поэтому их нельзя сравнивать с теми детьми, которыми были мы, их родители, хотя прошло всего пару десятков лет.
Иное дело, что часто та самая подготовка к школе проводится не в подходящей ребенку форме. Но здесь я прошу родителей не мириться с тем, что есть, а искать, узнавать, находить. Я всегда призываю мам и пап к спокойствию. Ведь если мы, взрослые, будем паниковать при слове «школа», то радостной ассоциации с этим самым словом у детей ждать наивно.
Что дает «подготовка к школе»?
Организационные умения
Так или иначе, ребенок осваивает навык подготовки к занятиям, распределения и применения школьных принадлежностей, учится корректно следовать указаниям учителя касательно организации рабочего места и необходимых предметов на уроке.
Эффект «знакомости»
Ребенок в школе попадает не в кардинально новые условия, а чувствует, что похожий порядок дел уже ему знаком, он не в растерянности. Это когда вы забегаете немного наперед, разглядывая картинки из новой темы учебника, тогда при изучении данной темы вы чувствуете себя будто «своим» в ней.
Хотите стать известным в своей сфере? Самый быстрый путь — написать книгу!
7 дней бесплатного доступа к курсам «Автор статей» и «Автор книг» и инструментам публикации на 5 СФЕР
Ученическая осознанность
Закладывается ученическая осознанность. Ребенок учится осознавать себя неотъемлемой частью учебного процесса.
Понятие — надо
Формируется понятие «надо». Речь идет никак не о принуждении и авторитаризме. Речь об ответственности и умении сосредотачивать внимание сознательно. С помощью развития произвольного внимания (то, которое руководствуется волей, целенаправленным усилием человека), ребенок учится посвящать определенное время конкретному занятию.
Меняется ведущий вид деятельности
Плавно меняется ведущий вид деятельности. С приходом в школу, ведущим видом деятельности ребенка становится учеба, а не игра, но невозможно требовать от ребенка резко перестать хотеть играть и полюбить учиться. Поэтому важно плавно интегрировать учебу в жизнь ребенка.
«Запас» знаний, который поможет ребенку влиться в школьный ритм более мягко и охотно. Когда ребенок ощущает собственную компетентность уже с первых школьных дней, ему проще адаптироваться к учебному процессу. Ведь в потоке заданий и общего школьного темпа ребенку довольно сложно еще и изучать новый материал.
Быть «готовым» к школе — это быть уверенным в любом месте, смело браться за любые задания и не бояться попросить о помощи. А этому, как ни странно, тоже нужно учиться. Я прошу родителей не ставить сверхзадачи в подготовке к школе, но и не махать на это рукой. Важно следить за психологическим аспектом подготовки, ведь именно он является базовым для крепкого освоения маленького человека в новой среде.
Школа — это неизбежный, нормальный этап в развитии каждого ребенка. И здесь важно, какое отношение к школе (да и к жизни в целом) вы привьете ребенку изначально: то ли это будут «лучшие годы детства», то ли «зря потраченное время». Желаю примкнуть к первым!
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Подготовка к школе: быть или не быть?
Многие родители задумываются, важна ли подготовка к школе, нужно ли готовить ребенка к этому важному событию. Одни готовы учить свое чадо день и ночь, а другие говорят: «мы шли в школу, ничего не умея, и наши дети там всему научатся».
Так нужно или нет?
Школа – новая важная ступенька в жизни ребенка. И если раньше дошколята ждали этого момента с радостью и нетерпением, то теперь все чаще дети собираются в школу с неохотой, а родители со страхом. Почему? Да потому что современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. И если первоклассник им не соответствует, это может значительно осложнить ему жизнь.
К сожалению, прошли те времена, когда дети приходили в первый класс в свои семь лет, не умея ни читать, ни писать. Теперь для успешного обучения уже до поступления в школу ребенок должен обладать определенными способностями и иметь за спиной немаленький багаж знаний и навыков. Те ребята, обучение которым дается не легко, которые никак не могут запомнить эти похожие друг на друга буквы и цифры, которые не понимают с одного раза, как сливается слог и почему буквы и звуки это не одно и тоже…. будут испытывать трудности с первого же дня обучения. Смогут ли они работать в том темпе, в котором работает класс? Ведь не смотря на то, что дети, поступающие в один класс, совершенно разные, требования к ним предъявляются одинаковые и критерии оценок едины для всех.
А если интеллектуальный потенциал у ребенка высокий, он все понимает с полуслова и схватывает налету? Скорее всего, он справится со свалившимся на него потоком информации, вот только если бы не это «негласное» тестирование и деление на классы.
И сколько бы мы не спорили о его правомерности и не рассуждали о том правильно это или нет, оно было, есть и будет. На этом самом тестировании учителя проверяют, умеет ли ваш ребенок читать, писать, считать, решать задачи и т.п. И по его результатам предлагают обучение по той или иной программе. И вот здесь даже самый смышленый дошкольник, который просто не успел еще получить определенные навыки, не сможет показать себя с лучшей стороны и неоправданно попадает не в тот класс, в котором бы хотели его видеть родители.
Подготовка к школе: что важно? или Учим учиться.
Конечно, обучение чтению и письму, умению считать и решать задачи это важно.
Но, несмотря на все вышесказанное, смысл обучения состоит не в заучивании конкретных сведений и не в отработке навыков (это как бы само собой разумеющееся, но не главное).
Смысл в том, что информация должна быть, не просто выучена, а понята и усвоена. Выучить правило, формулу, теорему может любой ученик, а пользоваться ими умеет далеко не каждый. Учителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок отвечает правило и тут же пишет с ошибками, выводит формулу и не может решить задачу. Это говорит о том, что главная проблема не в памяти (хотя она тоже нужна). У ребенка должно развиваться мышление. Мы не получаем его в готовом виде при рождении. Оно развивается постепенно и к 7-8 годам может не сформироваться без целенаправленной работы. Нужно научить ребенка думать, анализировать, систематизировать, в конце концов пользоваться теми знаниями, которые у него есть.
Что еще важно при подготовке к школе?
Давайте посмотрим, что же происходит на уроке в школе? Урок на 60-70% состоит из устных рассказов учителя. Но восприятие информации на слух не является простым и автоматическим процессом. Чтобы понимать объяснения, ребенок должен:
- знать слова, которые он слышит, а следовательно иметь богатый словарный запас (что среди современных детей, к сожалению, становится редкостью)
- обладать грамматически правильной речью
- владеть хорошо развитой разговорной речью
Зачем все это нужно? Да потому что, когда мы слушаем, то мысленно как бы повторяем услышанное, но не буквально, а «своими» словами, теми, которыми владеем и смысл которых понимаем. И запоминаем мы не то, что говорит другой человек, а то, что мы повторяем за его речью.
В этом можно убедиться на собственном опыте. Попробуйте прослушать информацию на малознакомом иностранном языке. Реально вы услышите и сможете повторить только отдельные слова или словосочетания. И чем дольше вы будете слушать, не понимая, тем труднее вам будет удерживать внимание. Постепенно вы отвлечетесь, перестанете следить за речью и что-то мысленно повторять. Речь будет восприниматься, как шум.
Поэтому важно развивать речь ребенка.
Итак, что у нас получилось?
Кроме определенного багажа знаний, которые помогут первокласснику влиться в учебный процесс и осилить первый класс, подготовка к школе научит его воспринимать информацию и применять ее в конкретных ситуациях. А проще говоря, нужно научить детей учиться.
Подготовка к школе: когда начать?
Развивать ребенка нужно всегда, начиная с самого рождения. Вряд ли с этим кто-то не согласится.
Когда же нужно заняться именно знаниями и умениями, необходимыми для школы?
Учитывая, что те самые школьные собеседования начинаются уже весной, а занятия в кружках частенько не с начала сентября, остается у нас в учебном году перед школой всего пол года. Минус любимые всеми зимние каникулы, пропущенные занятия из-за болезней и дней рождений. Что же там остается? Конечно, и за это время можно дать ребенку много полезного и нужного, это лучше, чем ничего. Но все-таки хочется более спокойно и целенаправленно подойти к этому вопросу, поэтому лучше начать готовить к школе за два года до поступления в нее. Тем более 5 лет – это отличный возраст для занятий. У детей уже начинает формироваться интерес к учебной деятельности, они быстро впитывают новые знания, интересуются окружающим, способны запомнить большой объем информации, а главное – им все это интересно и доставляет удовольствие (при правильном подходе, конечно).
Дети – самое важное в жизни родителей. Нам хочется дать им хорошее образование, помочь устроиться в жизни наилучшим образом, вырастить из малышей сильную и счастливую личность. Не удивительно, что многие взрослые, как только их ребенок немного подрастает, начинают задумываться о том, когда лучше начинать учить его читать и считать. Сейчас очень многие уверены, что занятия до школы – это абсолютное зло, готовиться к школе вредно и вовсе не стоит. Правда, потом родители, которые так считают, нередко сталкиваются с суровой реальностью. Так стоит ли готовить ребенка к школе заранее?
К школе необязательно готовиться
Официально ребенок не обязан уметь считать и читать до школы. По этой причине некоторые родители считают, что нет никакой необходимости заранее готовиться к поступлению в первый класс. Они не понимают, что подготовительные курсы, в первую очередь, позволяют легче адаптироваться к учебе.
Когда дети приходят в школу у них начинается длительный период адаптации. Независимо от того, посещал ли малыш детский сад или им занимались дома, ему не так-то просто привыкнуть к учебным будням. Новый коллектив, к которому необходимо найти подход, учитель, который заставляет сидеть за партой и выполнять различные задания – все это является стрессом для маленьких первоклашек.
Большинству детей непривычно так долго сохранять сосредоточенность, они постоянно отвлекаются. В отдельных случаях у малышей даже наблюдаются истерики: они отказываются идти в школу или выполнять задания в классе. Это вызвано как раз тем, что ребенок попал в непривычную для него среду, к которой оказался совершенно не готов. Стоит ли говорить о пользе подготовительных курсов? Групповые занятия для дошкольников как раз и направлены на то, чтобы ребенок заранее мог привыкнуть к учебе, не испытывал потом переживаний.
Зачем учить то, что и так объяснят в школе
Статистика показывает, что подавляющее большинство первоклашек при поступлении в школу уже умеют читать и считать в пределах десяти. Важно учесть и то, что даже в детских садах дают первоначальные знания об алфавите и цифрах.
Когда малыш приходит учиться совершенно неподготовленным, он сталкивается с высокой конкуренцией. Его одноклассники, которые посещали подготовительные курсы, уже читают слова по слогам, а то и целиком, в то время как этот ученик только осваивает первые буквы. Со счетом ситуация обстоит аналогичным образом. Естественно, ребенку может быть обидно, что он не успевает за одноклассниками, ведь дети остро нуждаются в демонстрации своих умений, того, что они ничем не хуже и даже лучше других. Отсутствие занятий до школы лишает малыша этой возможности, как минимум, на ближайший год. Даже ко второму классу не факт, что ребенок догонит уровень сверстников.
Также противники дошкольного образования не учитывают и то, что школьная программа значительно изменилась за пару десятков лет. Если раньше дети полгода писали «палочки» и «крючочки», то сейчас они во втором полугодии уже пишут слова целиком и даже целые предложения. Нагрузка по математике также стала выше. Неподготовленный ребенок сталкивается с тем, что ему нелегко дается школьная программа. Это может привести к тому, что у него полностью пропадет мотивация учиться.
Раннее обучение вредно для детей
Когда речь заходит даже о здравом подходе к подготовке к школе, некоторые родители призывают отказаться от подобных занятий. Они считают, что таким образом ребенок лишится детства, ведь его главная задача – весело проводить время. Почему-то многим кажется, что дошкольное образование – это нудное выполнение заданий и строгий учитель – прямо как в школе. Конечно, это не так.
Правильные подготовительные занятия ведутся строго в игровой форме. На них ребенок именно в форме игры знакомится с буквами и цифрами, учится складывать простые слова и выполнять первые арифметические операции. Также во время занятий у ребенка мягко формируется понятие дисциплины: он не только учится спокойнее себя вести за партой, но и постепенно развивает свою концентрацию.
Также противники подготовки к школе в своих суждениях опираются на то, что мозг маленьких детей еще не приспособлен распознавать информацию в виде символов, а значит раннее обучение детей буквам и цифрам – вредно. Многие люди бросаются из крайности в крайность. Не идет речи о том, чтобы учить ребенка двух-трех лет алфавиту, это, как минимум, не принесло бы никакой пользы. Под подготовкой к школе подразумевается работа с детьми не младше 5-6 лет. Именно в этом возрасте ребенок уже достаточно сформирован, чтобы потихоньку учиться читать и считать, а значит, и заниматься дополнительно с ним уже можно, главное выбрать хорошие курсы и правильную программу для обучения.
Готовиться к школе не только можно, но и нужно. Главное соблюдать возрастные рекомендации, а также выбирать хорошие подготовительные занятия. Тогда и ребенок пойдет в первый класс уверенным в собственных силах.
Осенью предшествующего поступлению года начинается финишная прямая гонки «Первый раз в первый класс» — в этот год ищется ответ на вопрос: а в какой, собственно, класс?
Тем не менее, выбрать школу для ребенка — это только полдела. Самое главное — научить его в этой школе учиться. Именно для этого в идеале нужны различные студии, курсы и развивающие центры подготовки к школе, а вовсе не для того, чтобы, попирая все возрастные особенности, ускоренно втемяшивать шестилеткам программу первого класса.
Не секрет, что часто родители выбирают для своих детей группы по подготовке к школе из весьма прагматичных соображений. Во-первых, чтобы иметь привилегированное положение при зачислении в выбранную школу, особенно если школа «хорошая» и туда сложно попасть. Во-вторых, чтобы натаскать дитятко под конкретные требования будущего вступительного собеседования, до сих пор практикуемого в тех же «хороших» школах.
Если отбросить в сторону коррупционную составляющую такого рода подготовки, вполне можно сформулировать, почему занятия действительно необходимы для ребенка.
Чудный новый мир
Школа — это новый непредсказуемый мир. Как сказка, только пока непонятно, страшная или добрая.
Источник: Википедия
Очевидно: дети идут в школу для того, чтобы учиться. Но парадокс состоит в том, что активно обучаясь всю свою маленькую жизнь — ползать, ходить, говорить, играть, они ни разу ещё не делали этого сознательно. «Учеба» проходила сама собой, и все достигнутые результаты имели в своей основе железобетонную мотивацию на уровне инстинктов. Не всякий взрослый в состоянии объяснить, для чего надо учиться, обычному ребенку это непонятно вовсе. И даже самые искренние родительские рассуждения на эту тему для него — не более чем абстракция.
Единственное, что он ощущает всем своим существом — это тяжелый груз ответственности, свалившийся на него непонятно зачем, но от этого не менее обязательный и страшный.
Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — есть стресс. Тонны книг написаны психологами по вопросам адаптации в школе, но большинство из них касаются вопросов, когда ребёнок в школу уже попал, и теперь нужно решить, что с этим делать. Подготовительные занятия дают возможность постепенно познакомиться с новой атмосферой и новым местом, в которое он предположительно будет ходить довольно долго. Совершенно недостаточно зайти в школу один раз на «экскурсию», чтобы быть уверенным, что теперь уж тут все знакомо. Дети довольно консервативны, и, чтобы привыкнуть к чему-то новому, и тем более расслабиться в незнакомой остановке, им нужно время. Как правило, ситуация ещё и нагнетается в семье разговорами о том, что в школе «всё серьезно» и намеками, что шалости и капризы станут в школе наказуемы.
К сожалению, у многих из нас есть собственный печальный опыт репрессивной советской школы, и даже когда речь идет об устройстве ребенка в частное учебное заведение, родители не в состоянии избежать личной предвзятости к вопросу. Занятия по подготовке к школе призваны хотя бы частично развеять этот миф, наглядно показав, что новая «взрослая» реальность не так уж страшна и в ней можно комфортно существовать.
Взрыхление почвы
Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие — «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней. Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым.
Лариса Александровна Пальцева
учитель с двадцатилетним стажем
Необходимы упражнения на равновесие, концентрацию, координацию. Это помогает развивать направленную волю. У маленьких детей воля, как правило, имеет хаотичный характер. Отсюда быстрые смены настроения и желаний. В школе же надо направлять волевые усилия на определенную деятельность.
Это бывает сложно — например, проскакать на одной ножке, держать заданный ритм. Даже право-лево и верх-низ многие путают. А ведь уметь скакать на одной ножке – это вовсе не забавное баловство. Это серьёзное упражнение на развитие координации, баланса и гармонизацию работы разных полушарий мозга. То есть всего того, что очень скоро понадобится для интеллектуальной деятельности.
Конечно, можно взять детей и «сырыми». Но тогда половина первого класса будет потрачена на ту самую подготовку, о которой шла речь, и вся работа ляжет на плечи классного учителя. Поэтому эффективней это всё же делать заранее — чтобы семена взошли, имеет смысл взрыхлить почву.
Ну-ка, дети, встаньте в круг
Школа — это не только знания и уроки, но ещё и одноклассники, учителя, то есть другие люди, с которыми надо как-то общаться и взаимодействовать. Образование вообще, если только оно не домашнее, — это коллективная работа, в которой важен каждый. Любой участник этой работы или помогает общему делу, или мешает. Даже тот, кто остаётся как бы безучастным, отстраняется от процесса, так же влияет на него, тормозя, расхолаживая или отвлекая остальных. Пресловутая социализация, ради которой, часто против воли, отдают детей в сад, в школе имеет решающее значение. Но простое пребывание ребенка в кругу сверстников далеко не всегда может дать полезные навыки общения. Быть социализированным ребенка надо учить. И это тоже задача подготовки к школе.
Иллюстрация в журнале для воспитателей, 1893 г.
Источник: Википедия
Лариса Александровна Пальцева
учитель с двадцатилетним стажем
Мы просим детей встать в круг. Сформировать ровный круг, не овал и не квадрат, с одинаковыми расстояниями между его участниками, оказывается не так-то просто. Круг выстраивается из определенного внутреннего образа и ощущения каждого ребенка. Он встраивает себя в круг так же, как встраивает в социум.
И мы должны показать, как поместить себя в пространство правильно, дать ему понять и почувствовать, что он — органичная часть целого, что мир-социум принимает его.
Некоторым детям вообще тяжело встать в круг, они хотят быть за его пределами. Кому-то невыносимо держаться за руки. Всё это потом скажется на учёбе, если не скорректировать вовремя.
А также их родители
Готовить к школе нужно не только детей, но и родителей. Возможно даже, родителей в первую очередь. Как уже говорилось выше, многие из нас имеют собственный, весьма травматичный школьный опыт. Несмотря на то, что для большинства родителей это «дела давно минувших дней», в сходном контексте старые обиды дают себя знать.
Парадоксально, но взрослый человек, оставивший школу далеко позади, реагирует на привычные раздражители — замечание учителя, даже просто строгий учительский голос и характерные, слишком знакомые интонации — точно так же, как и в детстве.
Ребёнок, пока не имеющий ни положительного, ни отрицательного школьного опыта считывает реакцию взрослого буквально. Принимает как данность противопоставление школы семье. Это следствие без причины, чужое негативное «наследство» оказывается крайне разрушительным для внутреннего мира ребёнка. Привыкший доверять маме и папе, он чувствует собственную эмоциональную несогласованность, которую не понимает.
Конечно, не все в прошлом ненавидели школу. Кому-то повезло, и школьные годы оставили приятные, легкие воспоминания, наполненные беззаботной радостью и интересными событиями. Если это всё же не так, задача взрослого человека дифференцировать собственные прошлые чувства от нынешней, уже не своей реальности. Но даже в самом тяжелом случае может помочь откровенный разговор с ребенком. Расскажите ему, как всё было у вас, не вынося за скобки неприятные моменты. По крайней мере, это восполнит информационные пробелы в «переваривание» ребёнком ваших реакций на школу. Сделайте акцент на том, что его опыт — другой, что изменилось время, и путь, по которому суждено пройти ему в любом случае будет отличаться от вашего. Ваша же обязанность, как самого близкого человека, если не помочь ему на этом пути, то хотя бы не навешивать груза собственных травм и ошибок.
Итак, пять шагов, которые стоит сделать родителям для улучшения адаптации к школе:
Даже если ваш ребенок посещает подготовительные курсы, имеет смысл бывать с ним в будущей школе почаще. Подойдут различные спектакли, концерты, ярмарки, проходящие в течение года, посещение которых обычно открыто для всех желающих;
Говорите с ребёнком о школе. Рассказывайте ему о своей школьной жизни, не исключая грустные и тревожные моменты. Так ему будет проще понять, что его волнение, а в дальнейшем и какие-то текущие тревоги — не что-то исключительное, а нормальная, обычная жизнь;
Уделяйте внимание «простым» навыкам. Умеет ли ваш ребенок прыгать через скакалку? А попадать по бите в игре в классики? Эти весьма полезные игры, к сожалению, почти канули в лету, а ведь они очень положительно влияли на моторику, концентрацию и координацию движений;
Старайтесь организовать жизнь ребенка в определенном ритме. Занятия в школе всегда начинаются в строго обозначенное время. Да и все активности в ней расписаны буквально по минутам. Чтобы потом нормально справляться с домашними заданиями, при этом не переутомляясь, имеет смысл выработать оптимальный режим дня и чётко его соблюдать;
Не усердствуйте в обучении ребенка чтению, письму и счету, если вы чувствуете сопротивление с его стороны. Никто ещё не получал аттестат зрелости, оставшись неграмотным. Ваш сын или дочь всему научится в своё время, но важно преждевременным образовательным порывом не сформировать негативное отношение к занятиям как таковым. Конечно, всякое обучение в большинстве случаев происходит через усилие. Но пусть это усилие будет в радость.
6 октября 2015, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.