О пользе прививок в доу
Щепкина Татьяна Викторовна
Беседа с дошкольниками «Зачем нужна прививка»
Беседа с дошкольниками на тему «Зачем нужна прививка»
Цель: Дать детям знания о пользе прививок.
Задачи:
Обучающие: Познакомить с понятиями «вакцинация», «вакцина», «иммунитет»; дать детям представления о борьбе с инфекционными заболеваниями;
Развивающие: Закрепить основы здорового образа жизни; формировать смелость и решительность. Умение применять полученные знания в игровой деятельности;
Воспитательные: Воспитывать у детей желание делать прививки;
Ход беседы:
Ребята, послушайте стихотворение С. Михалкова «На прививку».
– На прививку! Первый класс!
– Вы слыхали? Это нас—
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и пошёл…
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Воспитатель: А кто знает, для чего нам делают прививки?
Дети: Чтобы мы не болели.
Воспитатель: Что такое прививка?
(ответы детей).
Воспитатель:
Прививки люди стали делать относительно недавно, а раньше без них человечеству было очень плохо.
Воспитатель: – А почему людям без прививок было плохо? Как вы думаете?
(ответы детей).
Воспитатель: Часто на нашей планете вспыхивали тяжелые заболевания, нередко приводящие к смерти многих тысяч людей.
Стоило заболеть хотя бы одному человеку, как болезнь в считанные дни или даже часы охватывала все селение или город, а потом иногда переходила и в другие страны. От таких страшных заболеваний, как чума и холера, часто полностью вымирали целые города. Люди не могли найти спасения от этих болезней. Но вот, конце XVIII века простой английский врач Эдуард Дженнер открыл способ предупреждения оспы. Дженнер был сельским врачом и заметил, что доярки почти не болеют оспой. Также он установил, что на вымени коров часто возникают волдыри, которые называют «коровьей оспой».
Дженнер решил, что при дойке этих коров работницы невольно заражались от этих волдырей. Но болезнь переносили легко и после этого они уже не болели и не заражались натуральной оспой. Дженнер решил таким образом делать прививки и другим людям.
Воспитатель: Но люди не понимали необходимости этой процедуры и думали, что после прививки у них вырастут рога и копыта. Но постепенно люди поняли пользу прививок. Так начала развиваться наука об иммунитете, то есть невосприимчивости организма к тому или иному инфекционному заболеванию. Оказывается – иммунитет это образование в крови особых защитных веществ, которые убивают возбудителей болезни. Иммунитет бывает врожденным или приобретенным (именно приобретенный иммунитет возникает у человека после прививки или перенесенной болезни).
Воспитатель: Иммунитет – это невосприимчивость организма к болезням. Это наша защита от болезней. Давайте произнесём вместе это слово «иммунитет».
(дети повторяют хором).
И если он слабеет, то мы с вами болеем. Чтобы иммунитет наш был сильным, нам ставят прививки, т. е. вводят в организм ослабленного или убитого микроба – возбудителя той или другой инфекции, от которой делается прививка. В результате в организме начинают вырабатываться особые вещества (их называют антителами)
Стали применять прививки и от других страшных болезней —дифтерии, кори, гриппа. Человеку вводят в организм либо сильно ослабленных возбудителей этих болезней. Поэтому через некоторое время человек становится неуязвимым для болезни, а если все-таки, что бывает очень редко, то совсем в легкой форме.
То есть прививка – это введение вакцины в наш организм. А кто знает, что такое вакцина?
Воспитатель: Вакцина – это самое эффективное средство защиты против инфекционных болезней. С изобретением вакцин у нас появилась возможность защитить детей от серьёзных болезней, которые могут вызвать осложнения – таких как полиомиелит, коклюш, туберкулёз. Давайте вместе повторим и запомним это новое для нас слово «вакцина».
Воспитатель:
1. Прививки должны проводиться в медицинском учреждении.
2. Перед прививкойврач должен осмотреть вас: смерить температуру; осмотреть горло и кожные покровы; спросить, нет ли жалоб?
Ребята, некоторые взрослые утверждают, что прививки ставить не нужно. А вы как считаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Почему они необходимы?
(ответы детей).
А сейчас давайте поиграем в «Больницу». Кто-то из вас сам пойдёт на «прививку», а кто-то возьмёт своих кукол. Покажите куклам, как надо вести себя в больнице – занимать очередь, не шуметь, не кричать, чтоб не напугать других детей.
С-ролевая игра Больница» – дети закрепляют знания, полученные во время беседы.
Источник
Консультация для родителей
«Необходимость профилактических прививок».
Инфекционные болезни продолжают уносить жизни людей, многих оставляют калеками и инвалидами. В среднем, ежегодно около 1,7 миллиона детей в мире умирают от болезней, которые можно предупредить, сделав прививку. Корь, которая считается одной из ведущих причин детской смертности во всем мире, в 2003 году в странах Европейского региона унесла более 4,5 тысяч молодых жизней. По данным Всемирной организации здравоохранения, краснуха ежегодно делает калеками почти 300 тысяч детей.
Вам необходимо знать, что только профилактические прививки могут защитить Вашего ребенка от таких заболеваний, как полиомиелит, дифтерия, коклюш, туберкулез, столбняк, гепатит В, корь, эпидемический паротит (свинка), краснуха.
Чем же опасны заболевания, прививки против которых включены в Национальный календарь профилактических прививок России?
Полиомиелит (или детский паралич) – острое инфекционное заболевание преимущественно, поражающее центральную нервную систему, в первую очередь спинной мозг. Заболевание приводит к развитию параличей, приводящих заболевшего ребенка к инвалидизации.
Острый гепатит В – тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительным поражением печени. Перенесенный в раннем возрасте вирусный гепатит В в 50-95% случаев переходит в хроническую форму, приводящую в дальнейшем к циррозу печени и первичному раку печени. Чем младше возраст, в котором происходит инфицирование, тем выше вероятность стать хроническим носителем вируса.
Туберкулез – заболевание поражает лёгкие и бронхи, однако возможно поражение и других органов. При туберкулезе возможно развитие генерализованных форм, в том числе и туберкулезного менингита, устойчивых к противотуберкулезным препаратам.
Коклюш – инфекционное заболевание дыхательных путей. Опасным является поражение легких (бронхопневмония), особенно в грудном возрасте. Серьезным осложнением является энцефалопатия, которая вследствие возникновения судорог, может привести к смерти или оставить после себя стойкие повреждения, глухоту или эпилептические приступы.
Дифтерия – острое инфекционное заболевание, характеризующееся токсическим поражением организма, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем, а также местным воспалительным процессом с образованием фибринного налета. Возможны такие осложнениям дифтерии как инфекционно-токсический шок, миокардиты, моно- и полиневриты, включая поражения черепных и периферических нервов, поражения надпочечников, токсический нефроз.
Столбняк – поражает нервную систему и сопровождается высокой летальностью вследствие паралича дыхания и сердечной мышцы.
Корь – заболевание может вызвать развитие отита, пневмонии, не поддающейся антибиотикотерапии, энцефалит. Риск тяжелых осложнений и смерти особенно высок у маленьких детей.
Эпидемический паротит (свинка) – заболевание может осложняться серозным менингитом, в отдельных случаях воспалением поджелудочной железы. Свинка является одной из причин развития мужского и женского бесплодия, так как вирус может поражать яички и яичники.
Краснуха – представляет большую опасность для беременных, которые могут заразиться от больных детей. Заболевание краснухой беременных очень часто приводит к развитию множественных уродств плода, выкидышам и мертворождениям.
Сегодня прививки уже прочно вошли в нашу жизнь, как высокоэффективное средство профилактики опасных инфекционных заболеваний, которое имеет негативные последствия в виде осложнений, или даже смерти. В современной медицинской практике их делают либо с целью формирования невосприимчивости к опасным инфекциям, либо для лечения заразившегося человека на раннем этапе. Соответственно все прививки принято делить на профилактические и лечебные. В основном человек сталкивается с профилактическими прививками, которые ставят в детстве, а затем проводят реиммунизацию в случае необходимости. Примером лечебной вакцинации является введение противостолбнячной сыворотки и т.д. Что такое профилактические прививки? Профилактические прививки представляют собой метод иммунизации человека против определенных инфекционных заболеваний, в ходе которого в организм вводятся различные частицы, способные привести к выработке устойчивой невосприимчивости к патологии. Все профилактические прививки предполагают введение вакцины, которая представляет собой иммунобиологический препарат. Вакцина представляет собой ослабленные цельные микробы – возбудители, части оболочек или генетического материала патогенных микроорганизмов, или же их токсины. Данные составляющие вакцины вызывают специфическую иммунную реакцию, в ходе которой вырабатываются антитела, направленные против возбудителя инфекционного заболевания. Впоследствии именно эти антитела и обеспечивают защиту от инфекции. На сегодняшний день все профилактические прививки классифицируются на:
1. Плановые.
2. Проводимые по эпидемиологическим показаниям.
Плановые прививки ставят детям и взрослым в определенное время и в конкретном возрасте, вне зависимости от того, выявлен эпидемический очаг инфекции в данном регионе, или нет. А вакцинацию по эпидемиологическим показаниям делают людям, находящимся в регионе, в котором имеется опасность вспышки опасного инфекционного заболевания (например, сибирской язвы, чумы, холеры и т.д.). Среди плановых прививок есть обязательные для всех – они входят в национальный календарь (БЦЖ, КПК, АКДС, против полиомиелита), а есть категория вакцин, которые вводят только людям, подверженным риску заражения инфекциями в силу специфики своей работы (например, против тифа, туляремии, бруцеллеза, бешенства, чумы и т.д.). Все плановые прививки тщательно проработаны, установлены сроки их постановки, возраст и время. Имеются разработанные схемы введения вакцинных препаратов, возможности сочетания и последовательность проведения иммунизации, что отражено в положениях и руководствах, а также в календарях прививок. Профилактическая вакцинация детей Для детей профилактические прививки необходимы, чтобы обезопасить уязвимых малышей от опасных инфекционных заболеваний, которые могут окончиться смертельным исходом даже при лечении современными качественными препаратами. Весь перечень профилактических прививок для детей разрабатывается и утверждается Министерством Здравоохранения России, а затем для удобства использования оформляется в виде национального календаря. Кроме означенных в национальном календаре, есть еще ряд профилактических вакцин, которые рекомендованы для введения детям. Рекомендацию поставить прививку дает лечащий врач ребенка на основании анализа состояния здоровья. В некоторых регионах также вводят свои прививки, которые необходимы, поскольку эпидемиологическая ситуация по данным инфекциям неблагополучна, и существует риск вспышки.
Значение профилактических прививок . Несмотря на различную структуру возможных компонентов для конкретной вакцины, любая прививка способна сформировать невосприимчивость к инфекции, уменьшить заболеваемость и распространенность патологии, что и является ее главным назначением. Активные компоненты препаратов, в ответ на введение в организм любого человека, вызывают реакцию со стороны его иммунной системы. Эта реакция по всем параметрам подобна той, что развивается при заражении инфекционным заболеванием, но гораздо слабее. Смысл такой слабой реакции иммунной системы в ответ на введение препарата заключается в том, что формируются особые клетки, которые называются клетками памяти, обеспечивающие в дальнейшем невосприимчивость к инфекции. Клетки памяти могут сохраняться в организме человека различный промежуток времени – от нескольких месяцев до многих лет. Клетки памяти, живущие только несколько месяцев, являются коротко живущими, но вакцинация необходима для формирования клеток памяти иного типа – длительно живущих. Каждая такая клетка образуется только в ответ на определенный патогенный микроорганизм, то есть сформированная против краснухи клетка не сможет обеспечить невосприимчивость к столбняку. Для формирования любой клетки памяти – долго или коротко живущей, требуется определенный промежуток времени – от нескольких часов до целой недели. Когда возбудитель заболевания попадает в организм человека первый раз, то все проявления инфекции обусловлены именно деятельностью этого микроба. В этот период клетки иммунной системы “знакомятся” с патогенным микробом, после чего происходит активация В–лимфоцитов, которые начинают вырабатывать антитела, обладающие способностью убивать микроорганизм-возбудитель. Против каждого микроба необходимы свои, особенные антитела. Выздоровление и облегчение симптомов инфекции начинается только с того момента, когда наработаны антитела и начинается уничтожение патогенного микроорганизма. После уничтожения микроба часть антител уничтожается, а часть становится коротко живущими клетками памяти. В–лимфоциты, которые вырабатывали антитела, уходят в ткани и становятся теми самыми клетками памяти. Впоследствии, при попадании в организм такого же патогенного микроба, сразу мобилизуются имеющиеся против него клетки памяти, нарабатывающие антитела, которые быстро и эффективно уничтожают возбудитель инфекции. Поскольку возбудитель быстро уничтожается – инфекционное заболевание не развивается. Против инфекций, с которыми организм человека способен справиться, не имеет смысла делать прививок. Но если инфекция опасная, смертность заболевших людей очень высока – необходимо проводить вакцинацию. Прививки представляют собой просто носитель антигена микроба – возбудителя, на который и вырабатываются клетки памяти. При заболевании опасной инфекцией существуют два возможных исхода – выздоровление с формированием невосприимчивости, или смерть. Вакцинация же обеспечивает формирование данной невосприимчивости без смертельного риска и необходимости переносить тяжелое течение инфекции с крайне тягостными симптомами. Совершенно естественно, что в ответ на прививку процесс формирования клеток памяти в ходе активации иммунной системы сопровождается целым рядом реакций. Наиболее распространены реакции в месте введения препарата, и некоторые общие (например, повышенная температура в течение нескольких суток, слабость, недомогание и т.д.).
Если все же у Вас возникают сомнения в необходимости проведения профилактических прививок, не спешите подписывать отказ. Для начала проконсультируйтесь с врачом, соберите полную информацию об опасности инфекционного заболевания, необходимости проведения прививки, последствиях отказа от нее, возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях.
Источник
Памятка для родителей
«О пользе профилактических прививок».
Несмотря на доказанную эпидемиологическую и экономическую эффективность, многие люди сомневаются в необходимости делать прививки, полагая, что можно обойтись общими мерами профилактики. Неспецифическая профилактика (закаливание, физическая активность, правильное питание и др.) несомненно способна повысить иммунитет, но при этом в большинстве случаев не в состоянии защитить, например, от кори, при встрече с возбудителем которой заболевают 95 человек из 100.
Итак, давайте еще раз разберемся, почему же так необходимо делать профилактические прививки?
- Инфекционные болезни продолжают уносить жизни людей, многих оставляют калеками и инвалидами.
В среднем, ежегодно около 1,7 миллиона детей в мире умирают от болезней, которые можно предупредить, сделав прививку. Корь, которая считается одной из ведущих причин детской смертности во всем мире, в 2014 году от кори умерло 114 900 человек, большинство из которых дети в возрасте до 5 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, краснуха ежегодно делает калеками почти 300 тысяч детей.
- Если прекратить вакцинацию против таких «редких» болезней, как дифтерия и полиомиелит, они вернутся.
Благодаря эффективным программам вакцинации большинство людей в промышленно развитых странах никогда не испытывали на себе разрушительные последствия вспышек инфекционных заболеваний, предупреждаемых с помощью вакцинации.
Многие полагают, что поскольку некоторые болезни встречаются редко, они больше не представляют угрозы. В условиях низких показателей заболеваемости некоторые люди считают, что вакцинация более опасна, чем сама болезнь. Эти ошибочные представления привели к значительному снижению уровней охвата и новому росту заболеваемости некоторыми инфекционными болезнями, а именно: корь, дифтерия, краснуха и коклюш.
- Вакцинация обеспечивает иммунную систему необходимыми «знаниями» для защиты от вторжения инфекционного агента.
«Лучше приобрести иммунитет естественным путем, переболев инфекционным заболеванием, чем сделать прививку» – утверждение в корне неверное, хотя бы потому, что никогда нельзя предугадать насколько тяжело будет протекать заболевание. Вне зависимости от того получит ребенок вакцину или нет, он все равно встретится с дикими, и следовательно, высоковирулентными штаммами возбудителя. Исход может быть любым, в том числе и летальным.
- Вакцинация предотвращает серьезные осложнения и даже смерть.
В настоящее время у многих сформировалось негативное отношение к вакцинопрофилактике из-за ошибочного предположения о том, что прививки вызывают тяжелые осложнения. Однако риск развития тяжелой реакции на введение современной вакцины ничтожно мал и несравним с теми реакциями и последствиями, которые закономерно возникают в результате естественной встречи с возбудителем заболевания.
- При массовых отказах от профилактических прививок инфекции возвращаются.
Известны случаи массового отказа от вакцинации, которые приводили к опасным эпидемическим последствиям.
Стокгольм, натуральная оспа (1873 – 1874 гг.). Антивакцинаторская кампания, мотивированная религиозными причинами, сомнениями в эффективности и защитой прав личности, привела к падению охвата вакцинацией до всего лишь 40%, по сравнению с 90% в остальной Швеции. В 1873 году началась большая эпидемия оспы. Это привело к увеличению охвата вакцинацией, и эпидемия закончилась.
Великобритания, коклюш (1970-е – 80-е). В 1974 году появилось сообщение о 36 реакциях на вакцину против коклюша, известный академик утверждал, что вакцина имела сомнительную эффективность, и ставил вопрос, перевешивают ли её польза риски. Информация была широко освещена в прессе и телевидении. Охват снизился с 81% до 31%, и последовала эпидемия коклюша, приведшая к смерти некоторых детей. Официальная медицина продолжила утверждать эффективность и безопасность вакцины; доверие общественности было восстановлено после публикации перепроверки эффективности вакцины. Охват вакцинацией затем поднялся до уровней более 90%, и уровень заболеваемости заметно спал.
Швеция, коклюш (1979 – 1996 гг.). За период моратория на вакцинацию против коклюша с 1979 по 1996 г., 60% детей страны заболели потенциально смертельной болезнью в возрасте до 10 лет; тщательное медицинское наблюдение позволило удержать смертность от коклюша на уровне около одного случая в год.
Нидерланды, корь (1999 – 2000 гг.). Вспышка в религиозном сообществе и школах в Нидерландах иллюстрирует воздействие кори на невакцинированное население. Население в нескольких затронутых провинциях имело высокий уровень иммунизации, за исключением одного из религиозных направлений, которое традиционно не приемлет вакцинацию. Среди 2961 случая кори было 3 связанных с корью смерти и 68 госпитализаций. Это показывает, что корь может быть тяжёлой и приводить к смерти даже в индустриальных странах.
Ирландия, корь (2000). С конца 1999 по лето 2000 г. длилась вспышка кори в Северном Дублине, Ирландия. В это время средний по стране уровень иммунизации упал ниже 80%, а в Северном Дублине составлял около 60%. Произошло более чем 100 случаев госпитализации из более чем 300 случаев. Три ребёнка погибло, а некоторые были тяжело больны, некоторым для выздоровления понадобилась искусственная вентиляция лёгких.
Если все же у Вас возникают сомнения в необходимости проведения профилактических прививок, не спешите подписывать отказ. Для начала проконсультируйтесь с врачом, соберите полную информацию об опасности инфекционного заболевания, необходимости проведения прививки, последствиях отказа от нее, возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях.
Не забывайте, что именно Вы несете ответственность за свое здоровье и здоровье Вашего ребенка.
Берегите себя и будьте здоровы!
Источник