О пользе работы руками для детей

Редактор
Творческое начало есть у каждого, но именно в детстве его легче всего заметить и развить. Простые, на первый взгляд, занятия – рисование, поделки, лепка, на самом деле имеют большое значение и влияние на ребенка.
Польза творчества для любого человека доказана давно. Ведь творческий подход нужен везде, включая теоретическую физику и бухгалтерию. Именно такое мышление и такие навыки позволяют нам не выгорать в учебе и работе, постоянно развиваться, находить ресурс и расти.
Что касается детей, то развивающие занятия всегда имеют признаки творчества, а уж создание чего-то своими руками – один из главнейших способов развивать малыша.
Польза поделок
В зависимости от возраста польза поделок своими руками проявляется по-разному.
С трех лет создание поделок развивает мелкую моторику пальчиков, что способствует развитию речи у малыша.
Развивающие занятия с цветной бумагой, ножницами, карандашами и красками позволяют выучить очень и очень много полезного: цвета, геометрические фигуры, текстуру, буквы, различные объекты.
Читать также: Развитие ребенка: эволюция игры – лучшего способа обучения детей от рождения до школы
Работая с кинетическим песком, делая поделки из природных материалов, кроха развивает свою фантазию и воображение (и тоже совершенствует мелкую моторику). Чтобы воплотить свою идею, он сначала придумает и сосредотачивается. Все это формирует хорошую базу учебы в школе.
Мышление работает, в тот момент, когда малыш собирает что-то своими руками. поэтому педагоги советуют делать поделки вместе с детьми как можно чаще.
В возрасте 5-6 лет создание поделок учит ребенка усидчивости, аккуратности и ответственности. Здесь важно не мастерство ребенка, а полет его фантазии.
Для школьников поделки кажутся уже не такими интересными как игра в компьютер или игры на улице. Но и они могут уделить свое внимание созданию сувениров для родственников или друзей на различные праздники, такие как Новый год, день матери, Пасха, день влюбленных или день рождения.
На увлечения ребенка влияют множество факторов. Но именно семья является фундаментом его мировоззрения и развития его способностей.
Лучше всего заниматься совместным творчеством, в котором вы покажете ребенку важность и занимательность изготовления поделок собственными руками. Это интересное времяпровождение будет чудесным занятием и для вас, и для крохи.
Удачи вам)
Фото: depositphotos.com, Champions kids
Благодарим детский клуб Champions kids за предоставленный материал
Источник
“Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые пуки снова способствуют развитию мозга”.
И.П.Павлов
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из “практических” ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Что такое мелкая моторика?
Когда мы говорим “мелкая моторика”, мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации “рука-глаз” (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.
Почему важно развивать навыки мелкой моторики?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие мелкой моторики – залог нормального развития интеллекта ребенка.
Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка с задержкой психического развития к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Руки – инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.
Как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше и они с удовольствием выполняют предложенные задания.
Я хочу представить многофункциональный развивающий коврик. Развивающий коврик изготовлен с применением разнофактурных, разнообразных по расцветке материалов.
Благодаря ярким цветам своих деталей помогает тренировать зрение ребенка. Разнообразный материал, который применяется при изготовлении и декорировании коврика стимулирует развитие осязания ребенка. А различные предметы, застежки, которые закреплены на коврике, способствуют общему психомоторному росту дошкольника.
Развивающий коврик обладает множеством интересных функций, от простых до более сложных. Благодаря таким коврикам ребенок получит возможность самостоятельной и свободной творческой игры. В каждой секции – игровые элементы для развития тонкой моторики рук, для изучения цветов, развития внимания и координации движения (мягкие, тканевые игрушки, пуговицы, резинки, ткани разных фактур и цветов, “молнии”, ленты, шнуры, детали на липучках). Игровой коврик, воспитывает игровые качества в сюжетной композиции.
Несколько правил:
- РАЗВИВАЮЩИЕ КОВРИКИ не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия. Так интерес у ребенка не иссякнет.
- Необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в цель.
- Если ребенок не проявил интереса к развивающему коврику – значит ему еще рано, ведь у каждого дошкольника индивидуальный темп развития. Предложить следует чуть попозже.
Для занятий коврик можно расстилать на полу
Диаметр коврика 1,5 метра. Разделен на четыре секции, простроченной зигзагом тесьмой. По ней дети водят пальчиками. В каждой части коврика используются определенные функциональные застежки (пуговицы, липучки, кнопки, замочки, пряжки, бантики). Для изготовления пособия использована ткань различных фактур.
Играть может несколько детей, каждый выбирает себе определенный вид деятельности.
Секции развивающего коврика
Из геометрических фигур дети составляют клоуна. Нос на липучке. Шапочка – на кнопках. Пуговицы разных размеров и цветов (закрепляем понятие большой – маленький). Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость. В кармашке спрятаны детали других геометрических форм (прямоугольной, круглой, различные многогранники). Используется ткань различной фактуры. На звездочке пришита пуговица, на которую так же можно пристегивать фигуры геометрических форм самостоятельно и по заданию.
Девочкам очень нравится заплетать косички, завязывать бантики (пространственное ориентирование, усвоение понятий “право”, “лево”). На поясе шнурок, на котором привязаны разноцветные резиночки. Можно смело придумывать прически.
При шнуровании дети испытывают трудности (сложно продеть в петельку). Для непослушных пальчиков это не очень простая работа! Можно предложить шнуровать в виде лесенки, стежка или полоски. Это обязательно привлечет ребенка и подтолкнет его повторить действия. Если ребенок справился с заданием, то его ждет приз – цветочек. Цветок многослойный, пристегивается на большую пуговицу. Можно собирать в различной последовательности (от большого к маленькому и наоборот).
Нравятся детям играть с различные зажимами, которые при надавливании можно перемещать. В кармашках на молнии собраны разноцветные шнурки, которые дети используют при шнуровании.
На цветах нашиты липучки. В кармашке на молнии хранятся разноцветные клубочки. Задача детей подобрать клубочек цветочку(соотнесение по цвету). Очень увлекательное занятие, ребятишки придумывают свои “сказочные” цветы. Серединку цветка можно выложить шнурком или тесемкой.
Источник
Польза ручного труда в развитии детей с задержкой психического развития.
Маевская Елена Игоревна Учитель-дефектолог |
Уважаемые взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки!
Тема нашего разговора на первый взгляд очень проста и незначительна, но это только на первый взгляд. Побеседуем о пользе ручного труда в развитии детей с задержкой психического развития.
Мне уже слышится ваш вопрос: «Какой ручной труд?» Ведь нашим детям необходимы занятия, развивающие интеллект. Но так ли это? Вы когда-нибудь задумывались почему мы не даем нашим детям ножницы, бумагу, клей, пластилин, иголки, нитки, цветной песок, выжигательный аппарат и многое другое? Мы, взрослые боимся, что не уследим за ребенком, он может пораниться, измазаться, что-нибудь проглотить, ведь в это время нас, как правило, не бывает рядом, мы заняты своими делами. Боимся, что будем нервничать и раздражаться, если у ребенка в пятый, в десятый раз не будет получаться. Не хотим лишней уборки, стирки, не хотим тратить свое драгоценное время.
Я постараюсь доказать вам, что занятия ручным трудом просто необходимы для успешного развития и положительного эмоционального состояния наших детей.
Итак:
- Ученые физиологи выявили органическую связь между пальцами рук и центрами головного мозга. Поэтому работа рук повышает стимулирует деятельность мозга.
- Уже давно доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук тесно связано с уровнем развития речи. Наблюдается определенная закономерность: если сформированность тонких движений пальцев рук соответствует возрастной норме то и речевое развитие будет находится в пределах нормы, а если развитие пальцев недостаточное, то и в речевом развитии может наблюдаться задержка.
- Существует взаимосвязь между развитием рук и развитием интеллекта. Тонкая работа пальцев рук, во время занятий ручным трудом заставляет ребенка думать, способствует совершенствованию головного мозга.
- Изготовление поделки любой сложности учит ребенка умению анализировать задание, выделять главные и второстепенные детали сравнивать элементы, части, заготовки.
- На занятиях ручного труда ребенок научится планировать свою деятельность, потому что последовательность в работе способствует обучению планирования.
- Будет развиваться зрительная и слуховая память, ведь ребенку
придется запоминать ряд инструкций, последовательность определенных операций, очередность использования инструментов и многое другое.
- Внимание ребенка станет более устойчивым и концентрированным, появится усидчивость и сосредоточенность.
- Во время выполнения заданий ребенку предлагается найти свой способ его выполнения, а так же его оформление – это значит, что все активнее будет развиваться воображение .
- От занятия к занятию будет улучшаться глазомер, точность и координация движений.
Какой же вывод мы сделаем из всего выше сказанного?
Клейте и вырезайте, шейте и вышивайте, лепите и складывайте, выжигайте вместе с вашими детьми. Не упустите возможность достаточно легко и непроизвольно способствовать развитию речи, мышления, памяти, внимания, воображения детей в увлекательных занятиях ручным трудом.
Желаю успеха.
Источник
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок
(В.А.Сухомлинский)
Что дает ребенку рукоделие?
Конечно же, возникает резонный вопрос: что может дать столь трудоемкая работа вашим детям и почему они должны выкраивать время в своем плотном графике для занятий рукоделием? Ну что ж, давайте-ка посмотрим, какую пользу кроме эксклюзивных изделий могут принести подобные занятия.
- Слово «рукоделие» происходит от словосочетания «делать руками», а все, что задействует руки, развивает их. Таким образом, совершенствование мелкой моторики рук обеспечено.
- Во-вторых, как уже было сказано, любой вид рукоделия – достаточно трудоемкий процесс. Такая кропотливая работа тренирует усидчивость, терпение и произвольное внимание, а это, согласитесь, очень ценные качества, особенно для школьных занятий.
- В-третьих, было бы жаль потратить кучу времени на небрежное выполнение работы, поэтому детишки очень стараются и в большинстве случаев делают все прилежно. К тому же волей-неволей им приходится обустраивать свое рабочее место во время занятий и убирать спицы, иголки, нитки, ножницы после работы, постепенно учась аккуратности и умению организовать свое рабочее пространство.
- Те, кто хотя бы раз вывязывал узор, орнамент или вышивал крестиком, знают, как важно в этом деле уметь считать: три петли провязать красным цветом, шесть зеленым, восемь черным и одиннадцать желтым. Потому дошкольники быстро осваивают счет, а также действие по образцу, что также будет неоценимой помощью в школе.
- Стачивая выкроенные детали, выплетая узоры, собирая из бисера ожерелье красоты неописуемой, ребенок не только получает представление о пространстве, но и развивает воображение.
Чем бы ни занимался ваш кроха, очень важно, чтобы он доводил все до конца. Поэтому не стоит, только что научившись вязать, браться за кофточку для мамы с умопомрачительным узором, достаточно будет смастерить вязаную игрушку или повязку на голову. Главное условие – получить результат своей деятельности.
- И уж, конечно, ваша дочка не потерпит пятен на сшитом ею наряде для Барби и не бросит его, где попало. Уважение к своему труду постепенно перейдет в уважение к труду других людей (уж если мне понадобилось столько времени, чтобы связать эту маленькую кофточку для куколки, сколько же трудилась бабушка над моей кофточкой?!). С помощью родителей уважение к чужому труду переходит в бережное отношение к вещам. Вам гораздо легче будет объяснить своему малышу, почему надо вовремя стирать одежду, не бросать ее повсюду, менять по приходе из школы, зашивать дырки и т.д. Рукоделие – процесс творческий, а любой творческий процесс способствует развитию эстетического начала ребенка, его художественного вкуса. Процесс созидания постепенно превращает его в творческую личность. Надеемся, наши доводы убедят вас в том, что не стоит скептически относиться к кружку бисероплетения или кройки и шитья. И, увидев их в списке дополнительных занятий в школе, возможно, вы отдадите предпочтение именно этим кружкам.
Лечебные свойства домашнего творчества
Но далеко не все знают, что рукоделие способно улучшить наше здоровье. Рукоделие пользуется большой любовью женщин как антистрессовое и антидепрессантное средство. Помимо этого, рукоделие способно нормализовать работу многих систем нашего организма.
Рукоделие получило такое название, потому что почти все действия производятся руками. На поверхности ладони располагается большое количество активных точек, представляющих собой проекцию различных органов и систем человека. Когда мы занимаемся рукоделием, то кроме удовольствия от самого процесса еще и стимулируем работу нашего организма.
Лечебные свойства различных видов рукоделия
Шитье
Самое сильное воздействие идет на глаза, руки и косвенно на мозг. Наблюдается положительная динамика при болезнях сердца, связанные с нарушением ритма, нормализуется внутричерепное давление и снижается артериальное, облегчаются или совсем предотвращаются головные боли и нервные срывы, улучшается сон у страдающих бессонницей, снижается усталость, уменьшается склонность к вздутию живота и запорам, улучшается состав крови.
Шитье предметов интерьера
Облегчает головные боли, вызванные изменениями погодных условий, лечит заболевания почек, селезенки, печени, снимает усталость глаз, отеки век и пальцев, шум в ушах, стимулирует обменные процессы в организме и функционирование желудка.
Шитье мягких игрушек, игольниц, думок
Лечит болезни пищеварительного тракта, болезни рук, уменьшает последствия аллергических реакций, снижает агрессивность, помогает при умственной и физической усталости, нарушениях в работе вестибулярного аппарата и координации, помогает при нарушениях функций мозга, потере ориентации во времени, снижает давление.
Пэчворк (лоскутная техника шитья)
Лечит различные новообразования в организме, боли и нарушение кровообращения в ногах, судороги в ногах, головные боли, болезни голосовых связок, простуды и воспаления дыхательных путей, носовые кровотечения, плохую свертываемость крови, заторможенность.
Вязание на спицах
Помогает при сотрясении мозга и травмах позвоночника, лечит зубные и головные боли, воспаление почек, болезни нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, расстройства пищеварения.
Вязание крючком
Лечит простудные и кардиологические заболевания, болезни печени и почек, остеохондрозы, помогает избавиться от головных, ушных и зубных болей, склероза, Снижает повышенную утомляемость и боли из-за старых травм.
Вязание на «вилке»
Улучшает состояние ногтей и волос, тормозит старение организма, лечит плохую свертываемость крови, носовые кровотечения, нарушения в работе вестибулярного аппарата, различные страхи, помогает восстановить силы при истощении организма, снимает нервные головные боли, боли из-за старых травм.
Фриволите
Помогает при поражениях центральной нервной системы, при лечении воспалительных процессов, гипертонии, болях в суставах, полиартритах, головных болей, при судорогах ног, носовом кровотечении, растяжении связок, повышенной чувствительности кожи, нарушениях в работе вестибулярного аппарата.
Творите с удовольствием!!!
Источник