О пользе рисования как общеобразовательного предмета
Яндекс Картинки
Так как вопрос необходимости в преподавании изо в школе многих здесь задел, я приняла решение продублировать на канале статью кандидата педагогических наук, доцента педагогического факультета Московского государственного областного гуманитарного института, создателя линии УМК по изобразительному искусству Елены Александровны Ермолинской.
“Ни один школьный предмет не вызывает столько противоречивых мнений среди педагогов и родителей о необходимости его преподавания, как изобразительное искусство. Мнения разнятся до противоположного. Одни говорят о необходимости этого предмета. Другие считают, что он не нужен и только загружает сетку часов, и было бы лучше, если бы вместо этого урока отдали час на «нужный», «главный», «обязательный». Например, на математику, русский язык, информатику. Словом, на любой другой – понятный и ясный. На русском языке учат грамотно писать, на литературе развивают способность правильной развернутой речи. Математика – вообще вне всякой конкуренции, ведь этот предмет так и называется «мать всех наук»! Как же велико, по мнению тех, кто считает предмет искусства напрасной тратой времени, расстояние между предметами изобразительное искусство и математика. Где математика и где искусство? Родители считают, что детей можно разгрузить за счет снятия этого предмета из сетки часов. Учителя и администрация с помощью этого предмета «дают отдохнуть» после того, как ученики несколько уроков подряд изучали «главные» предметы. Поэтому уроки изобразительного искусства ставятся между так называемыми главными. В начальной школе еще проще – уроки по этому предмету никогда не планируются в расписании первыми, им отводятся последние часы учебного дня или дни недели.
Подобное отношение к предмету вполне объяснимо, если учесть живучесть стереотипа о том, что на уроке изобразительного искусства учат рисовать конкретные предметы, держать кисть, уверенно работать карандашом, пользоваться цветными мелками, фломастерами и иногда лепить из пластилина. Тогда понятно, почему к этому предмету такое разное отношение.
Дело в том, что сведение задач урока изобразительного искусства только к задачам, перечисленным выше, действительно способствует такому неоднозначному отношению к предмету. И все потому, что образовательная концепция, которая господствовала почти столетие, в отношении уроков искусства исходит из профессиональных задач изобразительного развития ученика.
Логическое объяснение можно найти и мнению учителей и завучей, которые составляют расписание и решают положение в нем предмета изобразительное искусство. Действительно, дети, приходя на урок искусство, оживляются, свободнее и счастливее себя чувствуют. Но причина этого изменения поведения ученика не в том, что он пришел «отдыхать» от сложных и важных предметов. Причина в природе или, лучше сказать, методологии построения образовательного процесса на этом уроке в целом. Знакомое нам всем обучение строится на активной эксплуатации левого полушария, в основе которой лежат такие задания или вопросы, как: запомни, сравни, сопоставь, проанализируй, перескажи и т. п. Тем самым заставляя активно работать левое полушарие мозга.
Каждый уважающий себя взрослый знает, что человек – существо двуполушарное. Но мало кто задумывался, почему природа, обладая огромным количеством возможностей, наградила человека именно двумя полушариями. В противовес простому обывателю, ученые озаботились этой проблемой. Действительно, почему? Ведь в природе не бывает ничего случайного, ненужного, лишнего. Если не вникать в нейронауку и науку мозга, можно сказать, что оба полушария, работая вместе, тем не менее, работают по-разному. Левое полушарие – логическое, отвечает за структурированность информации. Правое – эмоциональное, творческое. Именно оно получает информацию о мире. Мы обращаем внимание, запоминаем, стремимся к тому, что нам интересно. И это утверждение легко проверить. Если пойти по ленте времени назад и вспомнить что-то из прошлого, то воспоминания наши будут эмоционально окрашены. Мы вспомним то, что нас удивило, восхитило, сильно огорчило, порадовало, т. е. те моменты жизни, когда мы испытывали сильные эмоции.
На уроке изобразительного искусства происходит активизация правого полушария, которое на других дисциплинах потихоньку дремало, ведь и логические науки, и авторитарные методы преподавания не способствуют этому.
На уроке искусства основная нагрузка ложится именно на правое полушарие, разгружая левое, что создает видимость отдыха или даже развлечения, ведь искусство эмоционально по своей природе.
Однако это не означает, что мыслительная деятельность на уроке затухает. Наоборот! Слаженно и продуктивно начинают работать ОБА полушария.
Чтобы убедиться в этом, достаточно понять, что происходит в сознании ученика, когда ему предлагают тему для рисунка. Возьмем, к примеру, тему «Домик для Мальвины». Когда ученик приступает к этому заданию, в его сознании происходит огромная работа. Итак.
Шаг 1. Прежде всего надо вспомнить, кто такая Мальвина (или представить как она выглядит, какие события с ней происходили, что в ней особенного), т. е. создается ее зрительный образ.
Шаг 2. Для того чтобы это представить, надо вспомнить сюжет книги.
Шаг 3. Если Мальвина особенная, то и домик должен быть особенным. И идут поиски этого особенного: вспоминается, какие дома бывают, какие видел в жизни, на картинках и иллюстрациях, в кино и мультфильмах. И не только дома, но и элементы, конструкции домов – форма и декор окон, форма крыши, двери, наличие балкончиков, колонн и т. д.
Шаг 4. На основе анализа имеющейся информации выбираются те элементы, которые более всего подходят для создания образа дома. Почему образа? Ребенок в мыслях воображает, представляет, какой он – дом для Мальвины, и из отобранных деталей он собирает дом.
Шаг 5. Дальше решаются собственно задачи изобразительной грамоты, а их предостаточно:
- как будет расположен лист (если дом со шпилем, лист лучше брать вертикально, если с террасой – горизонтально);
- какого размера он будет и как будет расположен по отношению к линии горизонта, ведь рисовать надо открытое пространство;
- какими художественными материалами его лучше рисовать (при условии, если учитель предоставит ребенку возможность выбора), какие цвета надо использовать, чтобы передать особенность дома, чтобы сразу было видно, что дом именно для этого сказочного героя, ведь дом очень похож на своего хозяина;
- рисование просто дома – не задача урока; нужен сюжет, т. е. необходимо решить пространство вокруг дома – каким будет лес, поляна, на которой дом стоит, будет ли клумба, дорожки, другие элементы ландшафтного дизайна;
- нужно решать, будет ли на рисунке сама Мальвина и её друзья и как они выглядят.
Шаг 6. И только после этого начинается процесс переведения замысла в рисунок.
Подумайте, какую сложную работу провело сознание для того, чтобы нарисовать дом! И эта работа будет посложнее решения задачи по математике, успешность которой зависит от правила или формулы, или написания диктанта, в основе которого лежат правила или определения. В изобразительном искусстве при творческом подходе к работе у ребенка нет жестко сформулированных правил, отступать от которых нельзя. При правильном проведении урока – нет и образца, который надо скопировать. Есть общие понятия о колорите, композиции, линии горизонта, формате, как элементе композиции, загораживании, композиционном центре. Эти понятия отличаются от правил и законов тем, что ученик сам решает, как и каким образом они будут соблюдены: где расположить линию горизонта, какой конструкции будет дом, какие цвета на рисунке будут главными, какой цвет будет иметь каждый элемент, каждая деталь, где на листе будет располагаться дом, деревья, клумбы, будет ли дым из трубы или Мальвина будет встречать гостей перед домом. То есть ребенок свободен в выборе цвета, композиции, свободен в передаче СОБСТВЕННОГО замысла.
А если задача связана с конкретным событием из истории? Сколько проблем придется решать!
Заметим, что свобода творческого проявления ребенка на уроке изобразительного искусства позволяет рисунок КАЖДОГО ребенка считать правильным.
В творчестве нет единого правильного решения, нет и ошибок. В своей работе ученик выразил свое видение (представление) этого дома и каким, по его мнению, дом может быть. Также свобода творческого проявления на уроке позволяет ребенку быть самим собой и не бояться что-то сделать неправильно, ошибиться. Он СВОБОДЕН в своем решении. Таким образом у ребенка формируются навыки ответственности, умение взять решение на себя, отвечать за свое решение и обосновывать его (почему такого цвета крыша, почему такие по форме окна и т. п.), а также применять опыт и знания, полученные как в школе, так и при общении вне её стен.
Подводя итог нашей беседы отметим, что:
- во-первых, благодаря урокам изобразительного искусства, формируется гармоничный тип мышления, такого мышления, при котором активно работают и взаимодействуют оба полушария мозга. Это создает большие когнитивные (мыслительные, умственные) возможности;
- во-вторых, мыслительная деятельность на уроке изобразительного искусства более напряженная, сложная, чем на дисциплинах естественно-математического цикла, поскольку к логическим рассуждениям и анализу имеющейся в распоряжении ученика информации добавляются эмоциональные переживания. Ребенок активно закрепляет знания, осваивает умения и понятия;
- в-третьих, ребенок становится субъектом образовательного процесса. Он САМ решает композицию и всю работу целиком! Для ребенка очень важна и необходима свобода. Это с высоты своих лет взрослым кажется, что детство – беззаботный период. Ну да, ребенок не заботится о хлебе насущном, но у ребенка огромное количество ограничений, правил, предписаний, которые он обязан выполнять, чтобы гармонично существовать в мире взрослых, чтобы самому научиться чему-либо. “
Елена Александровна Ермолинская
Оригинал :
https://shkolaveka.ru/articles/zachem-detyam-v-shkole-izo/
Источник
Рисование – один из методов развития детей. Каждый родитель хоть раз получал в подарок рисунок малыша, и для многих это является предметом гордости. Интересно, что в данном случае важен сам процесс, а не результат. Именно процесс развивает память и внимательность, мелкую моторику и речевой аппарат.
Кроме того, рисование положительно воздействие на психику малыша, делает детей устойчивыми к стрессам и помогает лучше учиться. Поэтому оно обязательно входит в программу детских садов и начальной школы. Кроме того, занятия удобно, легко и интересно проводить дома. Давайте узнаем подробнее, чем полезно рисование для детей.
Что развивает рисование
- Рисование развивает мелкую моторику, а именно мелкие и точные движение кистей и пальцев рук. Быстрая и развитая моторика положительно влияет на внимательность и память, зрение и речь, состояние нервных клеток. Занятия формируют координацию между руками и глазами. Также мелкую моторику прекрасно тренирует и развивает лепка;
- Формируется красивый почерк, развивается ловкость и скорость реакции. Рисуя конкретный предмет, ребенок вспоминает его, а, значит, стимулирует работу памяти. Рисуя с натуры, он учится определять цвет, фактуру, объем, пропорции и прочие физические свойства;
- Регулярные занятия рисованием учат ребенка структурировать и рассчитывать время. Они вырабатывают усидчивость и формируют дисциплинированность;
- В творческом процессе рисования ребенок подмечает нюансы, фантазирует и преобразует, ищет решения и варианты развития событий. Это развивает наблюдательность и внимательность, фантазию и воображение, креативность, нестандартное, пространственное и ассоциативное мышление;
- Учит ориентироваться в пространстве и развивает глазомер, объясняет, что такое двух- и трехмерные изображения. В дальнейшем ребенку станет легче осваивать физику и математику;
- Приобщает к изобразительному искусству и мировой культуре, воспитывает вкус и любовь к эстетике. Ребенок начинает различать мелкие детали и элементы, сравнивать и обобщать, выявлять частное и общее;
- Дети учатся заканчивать начатое, выявлять и исправлять ошибки, анализировать. Ребенок ставит перед собой цель и идет к результату. При необходимости можно нарисовать заново уже с учетом опыта и предыдущего опыта, при этом работа пойдет легче и быстрее, а результат порадует даже больше чем, если бы первый рисунок получился сразу.
Психологическая польза рисования
Польза рисования для детей выявляется и в психологической, эмоциональной сфере. Творчество помогает побороться со стрессом и переживаниями, помогает отпустить негатив и отвлечься. Занятия успокаивают ребенка и нормализуют психологическое состояние и дает эмоциональную устойчивость, что особенно полезно для нервных и капризных малышей.
Рисование поднимает настроение и нравится детям. Оно может увлечь малыша надолго, тем самым давая взрослым свободное время. А совместное рисование поможет наладить контакт с ребенком и узнать друг друга ближе. Это создаст комфортную атмосферу и доверительные отношения. Кроме того, вы весело и интересно проведете время.
Творчество, в том числе и рисование – прекрасный способ рассказать и заявить о себе. Через рисунки можно понять желания и потребности, проблемы и страхи, текущее эмоциональное состояние ребенка. Не зря психологи просят нарисовать что-либо, например, дом, дерево, семью, человека, несуществующее животное и так далее.
По рисунку и взрослого, и ребенка можно многое рассказать о человеке. Чем он любит заниматься, в какой семье он живет и воспитывается или воспитывался, какие проблемы его волнуют. Определить его пол и примерный возраст, характер и темперамент, семейный статус и положение в обществе.
Рисование помогает осознать ребенку себя, как личность, как человека, который творит и создает. Это повышает самооценку. Интересно, что мальчики и девочки рисуют по-разному. Девочки мыслят образно, здесь развиты эмоции и воображение. Поэтому они уделяют внимание мелочам и деталям, тщательно прорисовывают персонажей, декор, лица людей и так далее.
Для мальчиков же характерно схематическое рисование и буквальное восприятие символов, логичность и стремление к анализированию. На рисунках вы найдете больше технических деталей и архитектуры, но меньше декора или лиц.
Больше статей на vskormi.ru
Источник
Художник Борис Неменский — о том, почему в школах пора менять подход к предмету
Хотя искусство играет огромную роль в жизни почти каждого человека, в школе с предметом ИЗО всё довольно печально. Часов на него отведено мало, да и учителя, к сожалению, редко бывают профессионалами. Почему изобразительное искусство в школе непопулярно и как изменить подход к предмету, «Мелу» рассказал Борис Неменский, народный художник России, директор Центра непрерывного художественного образования при Московском институте открытого образования.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Ответ на вопрос, как сделать так, чтобы дети с радостью ходили на урок «Изобразительное искусство», казалось бы, прост: хорошая программа, хорошие учебники и талантливый учитель. Причём хорошие учебники есть — и бумажные, и электронные, и методические пособия для учителей. Но вот учителя часто недостаточно готовы. Скажем по-другому.
Учебник — это ноты, а учитель — это исполнитель. И среди них не так часто попадаются рихтеры
Задача нашего Центра в том числе — научить учителей влюблять детей в искусство. Задача очень непростая: сегодня учителя зачастую не видят всего многообразия искусства и тех педагогических возможностей, которые оно открывает. Ведь ИЗО — это не просто рисование. Кроме основ живописи, графики и скульптуры, предмет включает в себя развитие в области разных видов дизайна, архитектуры, народных и профессиональных видов декоративно-прикладных искусств, первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии, а также инструментарий для понимания роли изображения во всех видах синтетических искусств — в кино и театре.
Искусство так или иначе присутствует в жизни всех людей, но в школе оно находится «на задворках». Но это не значит, что оно менее важно, чем, например, физика или математика. Есть две формы познания мира. Первая — логическая, научная или объективная, построенная на законах и закономерностях. Но есть и эмоционально-образное восприятие мира: нравится — не нравится, люблю — ненавижу, прекрасное — безобразное. Это необходимая составляющая переживания жизни человеком, и создаётся она не только политикой и наукой. Именно искусство помогает нам наследовать, передавать и осмысливать собственный опыт чувств. Искусство активно участвует в формировании нашей ценностной картины мира.
Художественное развитие в школе вводит ребёнка в наследование духовной культуры, наследование миропонимания, мироотношения
Никакими другими способами этот эмоциональный опыт поколений — опыт отношения к семье, друг к другу, к обществу — ему не перейдёт. Именно поэтому именно в школе необходимо общее художественное образование.
Я буду настаивать: изобразительное искусство в современном наполнении предмета нужно всем и до конца школы. Ну хотя бы до 9 класса. Не только для развития особых художественных способностей — именно как общеобразовательный предмет. В то же время объединение в едином уроке музыки, изобразительного искусства, поэзии, театра и других видов искусства — в корне неверное решение. Это так называемые полихудожественные или интегрированные курсы, например «Искусство» или «МХК». Мировая художественная культура — как обобщающий предмет. Он необходим в классах старшей школы, когда у учащихся сформирован определённый уровень исторического мышления. А иначе это рассказы об искусстве, а не собственно художественное развитие личности ребёнка. Вопросы истории искусства, восприятия произведений в период основной школы — важные составляющие предметов ИЗО, музыки и литературы. А вот во внеурочной деятельности все эти умения и знания прекрасно могут объединяться и в организации праздников, и в постановке спектаклей, и в историко-краеведческих проектах. Но музыку должен преподавать педагог музыки, изобразительное искусство — педагог-художник. Общегуманитарных или общехудожественных знаний здесь недостаточно.
Я не раз встречал учащихся старших классов, которые ревниво спрашивали: «А почему нас этому не учили? Это же так интересно!». Изобразительное искусство помогает учащимся ориентироваться в современной культуре, по-новому видеть окружающий их мир, именно повседневный. Но есть некоторое сопротивление директоров школ и родителей учащихся — мол, есть предметы поважнее. А там, где ИЗО ведётся по старинке, оно ведётся непрофессионалами или педагогами, не обладающими современным уровнем компетенций. Там это просто «рисование».
Почему художественная школа может лишь навредить талантливому ребёнку
Но есть изменения и в позитивную сторону. За последние 25 лет вообще изменилось многое. Предмет «Изобразительное искусство» стал базовым предметом для начальной и основной школы в соответствии с ФГОС. Он обрёл революционно новое содержание по сравнению с 80-ми годами. Это новое содержание проявилось в создании учебников для всех классов общеобразовательной школы. Раньше таких просто не было. Учебники снабжены рабочими тетрадями и учебными пособиями как для детей, так и для учителей. Они постоянно совершенствуются и перерабатываются. Сегодня они сопровождаются электронными версиями, а также специально созданными приложениями. Кроме того, мы постоянно разрабатываем курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей.
Нашим принципом организации обучения в школе является системность. Обучающие задачи строятся как кирпичики, последовательно. Темы не повторяются, хотя каждая из них может почти неограниченно углубляться там, где это возможно или необходимо.
Важный принцип содержания предмета — опора на личный опыт ребёнка, опережающее соответствие его естественным жизненным интересам: от жизни — через искусство — к жизни.
Важно и включение в содержание предмета всех видов визуально-пространственных искусств в их социальном, то есть нужном для каждого человека значении. Эти занятия важны для введения учащегося в отечественную художественную культуру, понимания ценности многообразия культур мира. Они учат понимать человека, да и просто помогают радоваться и жить интересно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
13 главных японских мультфильмов
Почему курсы подготовки к школе вредны для детей
7 удивительных школьных запретов
Источник