О пользе риторической грамотности граждан для общества

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

3.3.4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика коммуникации. 3-е изд. –
М.: 2001.
3.3.5. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Л.: 1988.
3.3.6. Колесов В.В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. – СПб.: 1998.
3.3.7. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. – М.: 2002.
3.3.8. Мокиенко В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические
очерки фразеологии. – СПб.: 1999.
3.3.9. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: 1991.
3.3.10. Пиз А. Язык телодвижений. – М.: 1995.
3.3.11. Платон. Диалоги. // Соч. в 3-х тт. – М.: Мысль, 1971.
3.3.12. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – Любое издание.
3.3.13. Поварнин С.И. Спор о теории и практике спора. — // Вопросы
философии. – 1990.- №3.- С.60-133.
3.3.14. Речевое общение: искусство убеждать. – СПб.: 1999.
3.3.15. Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб.: 2003.
3.3.16. Сопер П. Основы искусства речи. – М.: 1991.
3.3.17. Таранов П.С. Искусство риторики. – М.: 2002.
3.3.18. Тарасенко М. Пожалуйста, говорите по-русски!. – СПб.: 2002.
3.3.19. Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. Почему не иначе. –
Любые издания.
3.3.20. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: 2002.
3.3.21. Эхо Ю. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные,
курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации: успех без
лишних проблем. – М.: 1996.
3.3.22. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – Любое издание.

Кроме вышеприведённого перечня печатных изданий, рекомендуется
пользоваться материалами портала «Грамота.ru» (www. gramota. ru),
существующего при финансовой поддержке Министерства культуры и
массовых коммуникаций.

21

4.Контрольные вопросы по темам курса «Риторика» и
варианты контрольных работ

Для студентов факультета ВиЗО учебный план предусматривает
выполнение не менее трёх контрольных работ в течение семестра. По их
результатам осуществляется аттестация, на основании результатов которой
деканат рассматривает вопрос о допуске того или иного студента к сессии.
При написании контрольных работ рекомендуется обращаться к
разделам данного пособия «Методические рекомендации» и «Справочные
материалы», а также самостоятельно работать с литературой (см. раздел 3).
Далее приводятся контрольные вопросы по каждой теме учебного
курса.

4.1. Основы мастерства публичной речи

1. В чем, по Вашему мнению, состоит польза для общества от
риторической грамотности граждан? Изложите Вашу позицию в форме
тезисов.

2. Подберите несколько аргументов к следующим тезисам:
— Курение вредит здоровью.
— Все должны заниматься спортом.
— Дети должны использовать опыт и знания родителей.
— Хорошо учиться необходимо для будущего.

3. Подготовьте рекламу предмета «Риторика».
Расскажите об этом предмете: почему он вам нравится, что нового Вы
узнали при изучении этого предмета, какие навыки Вы выработали,
выполняя практические задания по риторике, какие задачи для
самосовершенствования Вы смогли сформулировать на будущее. Отметьте
в своей рекламе, как Ваши друзья относятся к этому предмету.

4. Почему риторика как учебный предмет под разными названиями
(«языковое существование», «теория коммуникации» и др.) изучалась и
изучается в учебных заведениях многих стран? Чем объясняется всплеск
интереса к риторике в нашей стране? Изложите свою точку зрения в виде
конспекта.

5. Лекция – это жанр информационный. Преподаватель вуза обычно
хорошо владеет информацией. Почему же одних слушать легко, других —
трудно, а третьих — вообще невозможно? Выскажите ваше мнение.

22

6. Работа над содержанием сообщения, доклада, реферата, курсовой и т.п.
включает в себя определённые этапы. Расставьте номера перечисленных
ниже этапов в порядке последовательности работы над текстом:
-поиск публикаций по теме
-анализ публикаций по теме
-оформление выписок из конкретного источника с указанием страниц
-составление плана работы
-написание рабочего варианта
-редактирование
-окончательное оформление работы

7. Какой политический режим (тоталитаризм, авторитаризм, демократия)
способствует расцвету ораторского искусства? Обоснуйте свою точку
зрения.

8. К какому роду ораторского искусства относятся лекции, научные
доклады и сообщения? Назовите отличительные особенности этого рода
красноречия и его видов.

9. Установите соответствия между перечисленными ниже терминами и
следующими определениями: » Искусство вести спор», «Система обучения
путем наводящих вопросов, метод, способствующий развитию
находчивости»:
— эристика
— эвристика
— полемика
— софистика

10. С точки зрения античной риторики, любая публичная речь должна
основываться на трёх принципах: этос, логос, пафос. Установите
соответствие между этими понятиями и их значениями:
— нравственные принципы
— мысль, заключенная в речи, и выражающее ее слово
— чувство, вложенное в речь

11. Классическая риторика включает в себя пять разделов: инвенция,
элокуция, диспозиция, акцио, меморио. Установите соответствие между
этими понятиями и их значениями:
— раздел риторики, рассматривающий правила выбора темы, ее раскрытия,
сбора и подготовки материала для выступления
— раздел риторики, содержащий рекомендации к построению речи, ее
композиции

23

— раздел риторики, в котором рассматривается языковое оформление
подготовленного содержания речи
— раздел риторики, рассматривающий приемы запоминания того, что
подготовлено на первых этапах работы над содержанием речи
— раздел риторики, рассматривающий приемы исполнения
подготовленной оратором речи

Читайте также:  Плесень на продуктах вред или польза

12. Установите соответствия между перечисленными ниже терминами и
следующими определениями: «Степень отчетливости произношения
звуков, слогов и слов в различных условиях», «Специфическая окраска
голоса, создаваемая его обертонами. Обычно отражает эмоции оратора»:
— тембр
— дикция
— мелодика

13. Невербальные (несловесные) средства общения подразделяются на
несколько групп. Назовите самую обширную из перечисленных:
— просодическая (ритмико-интонационная особенность речи)
— кинетическая (зрительно воспринимаемые движения другого
человека)
— экстралингвистическая (психофизиологические проявления).
Попробуйте определить невербальные средства общения
экстралингвистической группы:
— похлопывание по плечу, колену
— пауза
— вздох
— рукопожатие
— смех
— плач
— мимика
— кашель.

4.2. Ваш помощник – библиотека

1. Установите соответствия между перечисленными ниже терминами и
следующими определениями: «Краткое изложение содержания текста»,
«Кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения,
лекции и т.п.», «Краткая характеристика книги или статьи, справочные
сведения»:
-реферат
-аннотация
-рецензия
-конспект

24

-план
-тезисы

2. Какие из перечисленных ниже сведений обозначаются термином
«выходные данные» (возможен выбор нескольких вариантов):
— фамилия автора и название произведения
— место и год издания произведения печати
— тираж издания
— время подписания издания в печать

3. Из перечисленных ниже принципов составления списка литературы
выберите тот, который используется при оформлении рефератов, курсовых
работ, монографий и т.п.:
— по алфавиту фамилий авторов
— по алфавиту названий публикаций
— по хронологическому принципу

4. Укажите, в каком разделе информационно-справочного аппарата
библиотеки Вы будете искать публикации со следующими параметрами:
для учебника — отрасль знания и год издания; название сборника статей
по интересующей проблеме и фамилия редактора; название коллективной
монографии по определенной проблеме; фамилия ученого, защитившего
диссертацию; название и год выхода журнала, в котором опубликована
интересующая Вас статья. Установите соответствия с нижеследующим
перечнем:
— алфавитный каталог
— систематический каталог
— картотека журнальных статей
— картотека авторефератов диссертаций
— каталог журналов.
— реферативный журнал

4.3. Основы культуры речи

1. Установите соответствия между терминами, находящимися в левой
графе таблицы и их значениями, приведёнными в правой графе.

Стилистика Раздел науки о языке, изучающий стили литературного
языка и языковые средства, определяющие их
особенности
Орфоэпия Раздел науки о языке, предметом которого является
составление словарей
Лексикография Раздел фонетики, занимающийся изучением норм

25

литературного произношения
Фонетика Раздел науки о языке (часть грамматики), изучающий
структуру предложения и сочетания слов в
предложении
Синтаксис Раздел науки о языке, изучающий особенности звуков
речи

2. Из перечисленных ниже выберите признаки, присущие научному стилю
речи:
— смысловая точность
— официально-деловая лексика
— образность
— логичность изложения
— специальная терминология
— эмоциональность
— стандартность синтаксических конструкций.
Обоснуйте свой выбор.

3. Укажите, признаки какого стиля речи имеют следующие
словосочетания: «судебное разбирательство», «ходит совсем ошалевший»,
«соблюдение чистоты эксперимента», «парламентские дебаты». Обоснуйте
свою точку зрения.

4. Установите соответствия между типами словарей, приведёнными в
левой графе таблицы и их назначением (правая графа):
Энциклопедический Объясняет происхождение слов
Этимологический Содержит нормы произношения
слов
Орфоэпический Содержит нормы написания слов
Орфографический Содержит краткие справочные
сведения по широкому кругу
вопросов или по какой-либо отрасли
знания

5.Определите функционально-стилевую принадлежность каждого
приведённого отрывка. Обоснуйте свою точку зрения.
— «Снижение темпов инфляции, ужесточение финансовой политики и
завышенность курса рубля уже в ближайшие месяцы могут привести
к системному кризису финансовой сферы».
— «Основой минимизации научного курса русского языка для школы
явились специальные критерии (принципы, вытекающие из задач
школьного курса русского языка): системный, функциональный,
коммуникативный, практический, исторический и эстетический».

26

— «При конструировании текста используются максимальные единицы
языка (предложения), которые становятся минимальными
единицами речи (высказываниями). Последние, объединяясь в
семантико-структурные блоки, образуют разные типы речевой
организации».
— «Его счастливая звезда взошла в тот день, когда режиссер Френсис
Форд Коппола предпочел маститому Джеку Николсону молодого
Аль Пачино и отдал ему роль Майкла Корлеоне в фильме
«Крёстный отец».

6. Определите родовые понятия для следующих групп выражений:
1) «ускоренными темпами», «за отчетный период», «оказать всемерную
поддержку»
2) «акт гражданского состояния», «в установленном порядке»,
«настоящим подтверждаем свое участие»:
3) » воротить морду», » известный хапуга».
Обоснуйте свою точку зрения.

7. Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску
слов финансовый воротила, выкормыш, пионер в приведённых
синонимических рядах:
1) богач, финансовый воротила, ротшильд;
2) воспитанник, питомец, выкормыш;
3) инициатор, пионер, застрельщик.

8. Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску
слов строить козни, прихоть, информировать в приведённых
синонимических рядах :
1) интриговать, мутить воду, строить козни;
2) каприз, прихоть, дурь;
3) доносить, информировать, сообщать.

9. Из приведённых ниже синонимических рядов выберите лексические
единицы, не относящиеся к книжным стилям литературного языка:
1) -далеко 2) — клеветать
-в отдалении -очернять
-на почтительном расстоянии -инсинуировать
-у черта на куличках ; -брехать;

Читайте также:  Расчеты резидента в пользу нерезидента за товары код

3)-мошенник 4) — петух
— плут — шантеклер
— аферист — кочет;
— прощелыга;

27

5)- молчать 6) — сойти с ума
— проглотить язык — обезуметь
— безмолвствовать — свихнуться
— играть в молчанку; — сбрендить.

10. Объясните значения слов бескорыстие, справедливость, благоразумие,
доброта, мудрость, великодушие, скромность, щедрость.
Придумайте фразы, характеризующие конкретного человека и
поясняющие данное качество в его характере или поведении, с
использованием этих слов.

11. Определите функционально-стилистическую окраску слов жить,
заблаговременно, неоднократно, аннулировать в следующих
синонимических рядах
1) жить, проживать;
2) заранее, заблаговременно;
3)много раз, неоднократно;
4) отменить, аннулировать.

4.4. Общее представление о нормах современного
литературного языка

1. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака или
действия:
— неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный,
противный;
— учтивый, деликатный, обходительный, любезный;
— зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться,
воспламениться;
— оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть,
застыть, замереть;
— хохотать, фыркать, хихикать, прыскать, гоготать.

2. Составьте словосочетания со следующими паронимами:
столб – столп, удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский –
соседний, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, тяготиться
– тяготеть, бережный – бережливый.

3. Установите соответствия между терминами, находящимися в левой
графе таблицы и их значениями, приведёнными в правой графе.

28

Диалект Речь социальной или профессиональной группы,
отличающаяся от литературного языка лексическими и
орфоэпическими особенностями
Жаргон Слова, обозначающие явления, ушедшие в прошлое, и не
имеющие синонимов в современном языке
Историзмы Речь жителей той или иной области, региона,
характеризующаяся использованием не понятных жителям
других регионов (носителей того же языка) слов и
выражений
Термины Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления,
но имеющие синонимы в современном языке
Архаизмы Слова, обозначающие специальные понятия науки,
техники, искусства и имеющие строго определенное
значение

4. В приведенных группах слов выделите историзмы:
1) — вещать 2) — пуще
— один — паче
— опричник — зело
— бренный; — стольник;

3) — оный 4) — вага (тяжесть)
— каждый — коллега
— посадские — околоток
— рязанские; — переполох

5.В приведенных группах слов выделите архаизмы:
1) — кафтан 2) — шествовать
— сокольничий — воздвигнуть
— алтын — глаголить
— вельми; — внушить;

3) — обаяние 4) — гимназист
— волшебный — холоп
— лобзание — витязь
— пламенный; — отроковица.

6. Подберите синонимы к следующим словам:
апатия, диспут, кавалерия, комфорт, мемуары, пациент, приоритет,
интерпретировать, ремонтировать, аббревиатура, афера, вето,
интеграция, контракт, конкурент, конфиденциальный, легитимность,
лимитировать, суицид, субмарина.

29

7. Установите соответствия между следующими паронимами и их
значениями: эффектный, эффективный:
-приводящий к нужному результату, действенный
-производящий сильное впечатление;
аристократический, аристократичный:
-свойственный аристократии, состоящий из нее
-утонченный, изящный;
кровяной, кровавый:
-состоящий из крови, окровавленный, сопровождающийся
кровопролитием
-приготовленный из крови, имеющий отношение к её составу;

8. Объясните значения слов комильфо, референдум, критерий, каталог,
пролог, догмат, метафора.

9. Расставьте правильные ударения в следующих словах:
мозги, договор, оптовый, банты, трубопровод, феномен, некролог,
обеспечение.

10. Замените в приведенных ниже предложениях числа словами
(например:
256 — двести пятьдесят шесть)в правильной грамматической форме:
— Премьер-министр добился выделения 367 миллиардов рублей для
завершения этого проекта.
— За выполненные работы подрядчики получили свыше 10 500 долларов.
— МВФ ограничился выделением 478 млн. долларов для ликвидации
последствий кризиса.

11. Объясните значения следующих слов:
римейк, китч, тинейджер, электорат.

12. Определите род следующих существительных:
кофе, меню, тюль, авеню, пенальти, салями, кенгуру.

13. Установите правильную лексическую сочетаемость между
следующими парами слов (например: играть роль, но иметь значение):
— истинный, подлинный и документ, друг;
— единый, один и момент, миг;
— крепкий, сильный и дружба, впечатление;
— акт, апелляция и составить, подать.

14. Укажите верный вариант произношения звука (э) в следующих словах:
агрессия (агр[е]ссия, агр[э]ссия), фанера, декадент, пенсне,

30

Источник

Введение

      Риторика
– классическая наука о целесообразном
и уместном слове – востребована в наши
дни как инструмент управления и благоустройства
жизни общества, формирования личности
через слово.

      Риторика 
учит думать, воспитывает чувство 
слова, формирует вкус, устанавливает
цельность мироощущения.

      Риторика
– наука об ораторском искусстве и красноречии.
Языковые особенности устного публичного
выступления, сближая риторику с поэтикой,
предполагают использование в риторическом
произведении приемов, рассчитанных на
убеждение слушателя, его экспрессивную
обработку. Обучение публичной (ораторской)
речи предусматривает формирование различных
умений, направленных на развитие риторической
компетенции учащихся, т.е. способности
и готовности осуществлять эффективное
общение.

      Дар
слова – одна из величайших способностей
человека, возвышающая его над 
миром всего живого и делающая
собственно человеком. Слово – это
средство общения между людьми, способ
обмена информацией, инструмент воздействия
на сознание и поступки другого человека.

Читайте также:  Стихотворения о пользе чтения книг

      Владение 
словом ценится очень высоко, но
не все владеют словом. Более, того
подавляющее большинство едва ли
способно грамотно излагать свои мысли 
на бумаге, тем более не владеют 
риторикой в ее истинном понимании.
Способность владеть словом является
составной частью общей культуры человека,
его образованности.

      С
древнейших времен люди стремились понять,
в чем секрет воздействия живого
слова, врожденный ли это дар или 
результат длительного, кропотливого
обучения и самообразования? Ответ 
на эти и другие вопросы дает риторика.

      Риторика
– это теория, мастерство и искусство
красноречия. Под красноречием древние
понимали искусство оратора, а под риторикой
– правила, служащие к образованию ораторов.  

Роль 
языка в становлении 
личности человека

      Сегодня
чрезвычайно актуально все, что связано
с понятием. “культура” – понятием
очень многозначным и емким.

      Культура
– это совокупность материальных и духовных
ценностей, созданных человеческим обществом
и характеризующих определенный уровень
развития общества.

      В
современных условиях целью образования
становится коммуникативная культура
личности, включающая в себя как составные
части эмоциональную и речевую, информационную
и логическую культуру.

      Культура 
речи и культура общения, являясь 
условиями и средствами развития
учащихся, формирования их индивидуальной
культуры, должны рассматриваться как
цель, результат гуманизации и гуманитаризации
системы образования.

      В
настоящее время начинает осознаваться
теснейшая зависимость между 
экономикой, воспитанием, отношением к
труду и культурой человека.  Актуальнейшая
проблема сегодня – нравственный облик,
культура личности, так как в решении экономических,
общесоциальных и культурных вопросов
важны усилия не только коллектива, но
и каждого человека.

      Повышенный 
интерес к моральной проблематике в последнее
время вызван также осознанием довольно
низкой культуры в сфере общения.

      Общение
– сложный процесс, предполагающий стремление
к истине, предполагающий умение слышать
и слушать другого человека, предполагающий
уважение к личности собеседника, с которым
ведется диалог. Подлинно человеческое
общение строится на уважении достоинства
другого человека.

      В
широком плане в понятие культуры
поведения входят все аспекты внутренней
и внешней культуры человека: этикет, культура
быта, организация личного времени, гигиена, 
культура труда.

      Особое 
внимание следует обратить на культуру
речи: умение говорить и слушать, вести 
беседу – важное условие взаимопонимания,
проверки истинности или ложности своих 
мнений, представлений.

      Речь
– наиболее содержательное, емкое и выразительное
средство общения. Высокая речевая культура
предполагает высокую культуру мышления,
ибо незрелые мысли нельзя выразить в
ясной доступной форме.

      Культура 
речи
– это составная часть общей культуры
человека, умение точно, выразительно
передать свои мысли.

      Язык 
отражает состояние нравственности
в обществе. Просторечие и жаргон
выделяют лень мышления, хотя, на первый
взгляд, помогают общению, упрощая этот
процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными
выражениями речь свидетельствует о плохом
воспитании человека.

      Наш
язык – это важнейшая часть 
нашего общего поведения и жизни.
И по тому, как человек говорит,
мы сразу и легко можем судить
о том, с кем мы имеем дело, мы
можем определить степень интеллигентности
человека, степень его психологической
уравновешенности, степень его возможной
закомплексованности.

      Наша 
речь – важнейшая часть не только
нашего поведения, но и нашей души,
ума, нашей способности не поддаваться 
влияниям среды.  

Роль 
риторики в общественной
жизни

      В
настоящее время права человека
постепенно становятся важнейшей стороной
общественной жизни развитых государств.
В этих условиях людей стало нужно 
убеждать, причем лиц, не равных друг другу 
по уровню образования и культуры,
но требующих равного к себе отношения.
В демократических государствах убеждать
людей стало необходимо при подготовке
к выборам. Человек индивидуально неповторим,
не похож на других, а это затрудняет общение,
обусловливает необходимость в обучении
общению.

      В
России, так же как и в любой развитой
демократической стране, публичное демократическое
обсуждение различных общественных проблем
является важнейшим условием самого существования
демократического государства, основой
его функционирования, гарантией общественного
одобрения важных решений населением.

      Публичное
обсуждение проблем, представляющих общественный
интерес, имеет огромное значение для
формирования механизмов демократических
процедур, для повседневной демократической
практики. Без навыков и привычки к публичному
обсуждению общественно значимых проблем
как национального, так и местного значения
рядовыми гражданами России формирование
и развитие демократического государства
невозможно.

      Демократические
выборы президентов, парламентариев, органов 
самоуправления вовлекли в политическую
жизнь миллионы людей. Ораторское искусство
стало востребованным.

      Необходимо 
всячески поощрять в российском обществе
развитие устного публичного обсуждения
общественно значимых проблем, а 
также обучать риторическим навыкам,
начиная со школы. Риторическое образование
граждан России – очень важная задача
сегодня.  

Роль 
риторики в профессиональной
деяьтельности

      Общество 
включает в себя различные профессии 
и различные формы организации 
профессиональной деятельности, различные 
сферы права и стили управления.
Абстрактное мышление определено различием
наук и областей техники. Различие талантов
определяет различие людей в профессиональной
деятельности. Здесь ведущую роль играет
речевая деятельность.

      Когда
мы говорим о профессиональной компетентности
специалиста, мы подразумеваем прежде
всего его знания своей специальности,
но в то же время мы предполагаем, что профессиональные
знания подкреплены общей гуманитарной
культурой человека, его умением разбираться
в окружающем мире, умением общаться. Ведь
умение общаться для целого ряда профессий,
а экономических в первую очередь, является
составной частью профессиональной компетентности,
необходимым условием истинного профессионализма.
Профессиональной речевой компетентности
следует обучать, давать необходимые знания,
формировать базовые умения.  

Заключение

      Риторика 
и культура речи пронизывает все 
сферы общества. Язык – это форма 
мышления и средство коммуникации.
Профессиональная карьера очень 
зависит от культуры общения и 
использования профессионального языка.
Умение налаживать отношения с коллегами
совершенно необходимо для продуктивной
профессиональной деятельности. Риторика
необходима для формирования культурного
уровня человека, его возможности устанавливать
взаимоотношения с обществом.

Источник