О пользе сказок и сказкотерапии

О пользе сказок и сказкотерапии thumbnail

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Суть метода сказкотерапии

Как метод психологической коррекции оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с раннего возраста.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными.

Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо. Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.

Сказкотерапия для детей

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возрастаДидактическая игра

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Читайте также:  Еда из духовки вред и польза

Психотерапевтические сказкиРебенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

В 8 – 9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Медиативные сказки

Позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми. Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной. Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации. Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Медиативные сказки

Примеры сказок для детей

☼ Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

☼ Начиная с 2 – 3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

☼ По достижении 3 – 4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.

☼ Для дошкольников старшего возраста, около 4 – 5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

☼ Примеры сказок для детей 5 – 6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

☼ Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.

Важные моменты

✔ Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

✔ Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

✔ Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.

Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10 – 12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.

Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Читайте также:  Польза от ходунков для ребенка

Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».

Сказкотерапия. Русские народные сказки

Источник

О пользе сказок и сказкотерапии

Сказкотерапия для детей – это психотерапевтическое воздействие, целью которого выступает коррекция детских поведенческих реакций и избавление от страхов, фобий.

Сказкотерапию использую в качестве инструмента для выявления первичных причин поведенческих реакций и как ресурсную практику в психотерапии. Этот метод можно использовать в работе с самыми маленькими детьми. Возможности сказкотерапии огромны. С помощью сказкотерапии можно выяснить глубинные деформации детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребенка. 

Сказки для детей, сказкотерапия. 

Сказки, в первую очередь, являются инструментом для передачи опыта, навыков, умений и понимания добра и зла, а так же глубинного смысла жизни. Многие сказки состоят из аллегорий и жизненных линий поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психологов и психотерапевтов, которые занимаются изучением и описанием воздействия фольклорных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относят:

– рассказывание сказки;

– сказкотерапевтическую диагностику;

– изготовление кукол;

– сочинение сказок;

– постановку сказки;

– рисование сказки.

Методы рассказывания и сочинения сказки уже оказывает терапевтическое воздействие. Сказку лучше рассказывать, чтобы терапевт мог отмечать, что происходит с ребенком  в процессе повествования.

Ребенок с терапевтом могут сочинять сказку совместно, одновременно драматизируя ее всю или какие-то отдельные фрагменты. Так же ребенок может самостоятельно сочинять сказку. Самостоятельное придумывание сказки и пересказ ее помогают определить эмоциональные спонтанные проявления, которые часто не заметны в поведении. 

Иногда малыш может прервать рассказ, предложив неожиданно свое окончание, отвечая низким голосом и торопливо, с признаком волнения на лице (небольшие тики, покраснение, потливость). Обычно ребенок не хочет отвечать на задаваемые вопросы, хочет опередить события и начать сказку сначала. Это все признаки невротического состояния. 

После того, как сказка рассказана можно применять метод ее рисования. С помощью этого метода можно определить все то, что заставляет ребенка переживать, а так же помогает определить его чувства. Работа с цветным картоном и пластилином позволяет ребенку убрать тревогу и те чувства, которые его волнуют. Не нужно придавать значение качеству рисунков и поделок. При сильных переживания на рисунках ребенка будут появляться различные чудовища, огонь и он будет использовать темные цвета. На эту же тему новый рисунок ребенка будет спокойнее и цвета выбраны светлее. Свои эмоции лучше передавать ребенку карандашами и красками. 

Следующий метод сказкотерапии – изготовление кукол.

Изготовление кукол и манипулирование ими приводит к осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения. 

Сказкотерапия для детей 3-ех летнего возраста.

Особенностью сказскотерапии с детьми 3-ех летнего возраста состоит в том, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связаны с его проблемой.  Так же необходим контакт с ребенком и выполнение условий, таких как: передача настоящих эмоций и чувств и располагать перед собой ребенка так, что бы он видел лицо взрослого и следил за его жестами, мог обмениваться взглядами. Длительных пауз необходимо избегать. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить историю на выбор, главное прочитать ее вслух. 

Проблема, которая будет озвучена в сказке должна соответствовать требованиям, таким как:

– в ней не должен быть заложен готовый верный ответ;

– проблема должна быть актуальной для малыша;

– вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы ребенок смог самостоятельно прослеживать причинно-следственные связи.

И главное, чтобы сказки были в соответствии с возрастом ребенка.  

Ребенок трех лет, способен удержать в  памяти простые действия героев, проявляя интерес. Большое значение имеет сюжетность  и простота сказок, например такие как: “Колобок”, “Теремок”, “Репка”. Так же надо помнить о способности ребенка отделять реальность от сказочного сюжета, которая появляется к четвертому году жизни. 

Примеры сказкотерапии для детей.

В методе сказкотерапия, психолог, педагог, врач может найти для себя те ресурсы, которые будут помогать ему осуществлять его профессиональные задачи.  

Сказкотерапию можно использовать для коррекционной работы со страхами и фобиями. Например, сказка может начинаться со следующих слов: ” Жил был ребенок, который был похож на тебя….”. Тем самым, можно моделировать ребенку истории, похожие на его жизненные ситуации, и которые оказывают не него угнетающее воздействие. Эффективны такие примеры при первых посещениях детского сада, боязни темноты, стрессах и проявлениях различных страхов у ребенка. 

В пятилетнем возрасте сказка терапия будет наиболее эффективна если ребенка подключать к продолжению сказки и к завершению предложенного сюжета. Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детская фантазия. 

Сказкотерапия в тренинговой практике использует одну из методик, заключающаяся в совместном придумывании, когда сюжетная линия выстраивается по частям и по очереди каждым участником.  Феномен этой методики заключается в сочинении сказочной истории незнакомыми людьми. На таких тренингах сочиняются истории по очереди для каждого ребенка. И ребенок берет из своей сказочной истории индивидуальное решение для своей проблемы.

Читайте также:  Дуриан его польза и вред

Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация. Отличие заключается в том, что от ребенка не требуется анализа и выводов о происходящем, так как вся работа происходит на подсознательном уровне. 

Примером сказочной истории трансформации, а так же преобразовании может выступить сказка  Г. Х. Андерсана “Гадкий утенок”, работа с этой темой подходит детям с заниженной самооценкой. 

Для освобождения напряжения и для приобретения новых способов реагирования будут уместны страшные сказочные истории, где героями сказки могут  выступать бандиты и нечистая сила. Снятию напряжения способствует многократное моделирование и проживание тревожной ситуации. Для повышения стрессоустойчивости нужно рассказывать страшилки в группе 6-ти леток. Соблюдая при этом правила: 

– историю рассказывать устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию;

– конец страшилки должен быть неожиданным и смешным.

Для приобретения жизненной мудрости нужно использовать волшебные сказочные истории. Дети 6-ти лет проявят больший интерес к таким волшебным историям. Сказка терапия и ее работа начинается с обсуждения. После того, как были проработаны сказочные смыслы, которые имеют связь с жизненными ситуациями можно использовать следующие методы работы, такие как: рисование, изготовление кукол, песочную терапию и драматизацию.

Для того, чтобы понять свои внутренние переживания при потере надежды хорошо подойдет такая сказочная история как, Пантелеева “Две лягушки”. Эта история наводит на то, что за свое здоровье и жизнь нужно до последнего бороться, так как каждый имеет внутренние ресурсы, чтобы справиться с теми жизненными трудностями, которые встаю у него на пути.  Для выполнения учебных заданий будет уместно использование дидактических сказок. Ребенок в виде дидактических сказочных заданий учится переписывать заданные на дом математические примеры. В таких сказочных историях решение примера берет на себя роль прохождения испытания, а после того как задание было выполнено приводит героя к успеху. 

Для того, чтобы сказочная история была полезной необходимо соблюдение 3-ех правил:

1. сказка должна быть идентичной проблеме ребенка, но не иметь прямого сходства с реальной историей;

 2. она должна иметь замещающий опыт для того, чтобы у ребенка была возможность сделать новый выбор в решении своей проблемы с помощью психолога;

3. разворачивание сказочного сюжета должно идти в следующей последовательности: “жили были” – это начало истории и затем встреча с ее героями.

Для наглядности рекомендуется делать героев сказок  для детей 3-ех лет из игрушек (животных, маленьких человечков). В возрасте с 5-ти лет можно вводить принцесс, фей, солдат, волшебников. В зависимости от того, какая проблема решается, используют русские народные сказки и зарубежные. Часто в работе используются: “Крошечка-Хаврошечка”, “Морозко”, “Снегурочка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Аленький цветочек”. Что касается зарубежных сказок, то предпочтение выпадает на: “Золушка”, “Госпожа метелица”, “Спящая красавица”.

По мнению французского психиатра, доктора медицины и психологии, Жана Годэна, сказки Ш. Перро очень эффективны в использовании конкретных проблем. Например, “Спящая красавица”, будет уместна в работе с детьми, которые переживают кризис. Сказка “Ослиная шкура” поможет при проблеме инцеста. Сказку “Мальчик с пальчик” используют в работе с брошенными детьми. 

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.

Сказки оказывают воздействие на личность ребенка. Они обладают не только терапевтическим эффектом, но и воспитательным. Смысл сказок ребенком воспринимается по разному, в зависимости от его личного образа мыслей. Если сказки, притчи подобраны верно, то они помогают создать определенную дистанцию и по другому посмотреть на личные конфликты и найти решение спорных ситуаций. 

Многие исследователи считают сказкотерапию для детей не только направлением психотерапии, но и синтезом достижений в педагогики, психологии и философии различных культур.

Рекомендуют структурировать использование сказок по отдельно взятым детским проблемам:

– Сказки для детей, испытывающих страх темноты и страх перед врачом;

– Сказки для гиперактивных детей;

– Сказки для детей с расстройствами в поведении и физическими проявлениями (проблемы с мочевым пузырем, едой);

– Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях (развод, появление нового члена в семье);

– Сказки для детей, потерявших любимого животного и значимого человека.

Сказкотерапия для дошкольников включает следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Для каждого ребенка подбирается и используется жанр по его интересам. метафора выступает средством психологического воздействия. Насколько точно подобрана метафора, настолько эффективен будет сказкотерапевтический эффект. Жизненная проблема в сказках не скрыта, о ней конкретно говорится.

После знакомства с ребенком и выявления актуальных проблем подбираются сказки, в которых будет отражаться реальная трудность. В работе применяются сказки, где выделяются следующие виды: взаимоотношения животных и людей, сказки о животных. Дети 5-ти лет идентифицируют себя с животными и стараются  в своих действиях быть похожими на них. Поэтому сказки о животных будут наиболее эффективны в передачи жизненного опыта ребенку. 

Источник