О пользе словарей для школьников
Автор статьи
Погодина Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «Средняя школа №3» города Бузулука Оренбургской области
В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас слов свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются.
Русская пословица гласит: «Хромое слово – кривая речь». Как известно, с пословицей нельзя спорить, она народная мудрость. Для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты, нужно знать много слов, умело с ними обращаться. По подсчётам учёных, в русском языке белее 500 000 слов. Вряд ли можно найти человека, в лексиконе которого было бы столько слов. И всё же каждому человеку необходимо стремиться пополнять свой словарный запас.
Один из путей пополнения своего лексикона – обращение к словарям, энциклопедиям и справочникам. Знаменитый писатель Анатоль Франс, французский романист и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе говорил: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Слова называют всё то, что когда-то было увидено, осмыслено, понято человеческой цивилизацией о существовании нашей Вселенной и о роли человека в ней. А словарь, как вместилище и классификатор этих понятий, может считаться вселенной в мини-варианте.
Словари помогают нам правильно писать и произносить слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Действительно, без чтения словарей, без систематической, регулярной работы с ними не может обойтись человек, профессионально связанный со словом: писатель, журналист, языковед, диктор радио, учитель-словесник, современный школьник… Для большинства же людей словарь – это справочник, в котором при необходимости можно найти те или иные сведения: как пишется слово, что оно значит, как употребляется. При этом человек, конечно же, читает словарь, но не все слова подряд, а нужные ему страницы, касается ли это, скажем, «Большого энциклопедического словаря» или «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не смущаемся, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки и получить новые сведения. Есть словари необыкновенные, среди них словарь В.И.Даля.
«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля — вместилище не только слов, но и метких самобытных пословиц, поговорок, загадок… Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. О себе и своём словаре В. И. Даль говорит: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языкa». Обращение к данному словарю – знакомство с богатым народным речевым творчеством русского народа.
О пользе словарей и о необходимости иметь их в своей личной библиотеке говорил академик Д.С. Лихачёв. Обращаясь к молодым читателям, Дмитрий Сергеевич писал: «Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку». Из этих слов известного учёного-академика становится понятным то, как важны словари и справочники.
Сейчас существует великое множество книжных словарей, и в любой читающей семье они, конечно же, есть. Особенно важно и детей приучать пользоваться словарями. Это, несомненно, благотворно скажется на развитии речи ребёнка, пополнит его словарный запас.
Наличие электронного словаря не исключает необходимость иметь его книжный вариант. Ведь иногда техника может дать сбой, и тогда на выручку придет «старый и проверенный друг» – книжный словарь. Но из-за того, что количество информации в современном мире растет, язык пополняется новыми словами и выражениями, и соответственно словари постоянно обновляются. Обновление электронных и интернет словарей происходит гораздо проще и быстрее, чем переиздание книжных словарей.
Как же начать работать со словарями? Не нужно забывать, что словари бывают энциклопедические и лингвистические. В чем же разница между ними? Главное различие в том, что энциклопедические словари описывают мир вещей, а словари лингвистические – мир слова. «Вселенную», то есть мир вещей, описывают именно энциклопедические, а в словарях лингвистических содержатся сведения о словах – о том, что они значат, как склоняются или спрягаются, как сочетаются друг с другом в предложении, и т.п. Конечно, чтение любого авторитетного словаря, энциклопедического или лингвистического, повышает эрудицию человека.
Известно, что чаще всего мы обращаемся к орфографическому словарю, узнаём о верном написании слова. Хотя и другие словари могут дать нам не только сведения о правописании слова, но и многое другое.
Полезно обращение к словарям синонимов, антонимов, фразеологическим, этимологическим – это в значительной степени обогатит словарный запас. Русский язык помогает работать с достаточно обширными синонимическими рядами: каждое слово имеет примерно 5-6 синонимов, а более распространенные слова имеют до 40 синонимичных слов. Практиковаться можно, заменяя слова в каком-либо тексте, близкими по значению словами – синонимами.
Этимологические словари позовут вас в интересное путешествие – в историю происхождения слов. Например, всем известное слово школа первоначально имело совсем другое значение, нежели сегодня: латинское – schola (отдых от физического труда, досуг). Слово «школа» получило широкое распространение довольно поздно – в XVI–XVII вв., хотя известно было и раньше, но до этого времени его заменяли синонимом – словом «училище». Слово школа происходит от древнегреческого корня scholazo, что значит «отдыхать от работы». Древние греки в свободное от работы время предпочитали посещать беседы философов и таким образом пополнять объем знаний. Благодаря этому появилось слово школа – «место, где можно получить образование» («Этимологический словарь» А.В.Семёнова)
Словарь заимствованных слов также поможет при обогащении лексикона. В русский язык много слов приходит из других языков. У нас они адаптируются иногда настолько, что мы сразу и не можем сказать, из какого языка они пришли. Например, всем знакомое слово арбуз в русском языке известно с XV века. Данное слово является восточным заимствованием, как и в некоторых других славянских языках: болгарском, сербохорватском.
В русский язык слово попало из тюркских, вероятнее – из татарского, и изначально в форме с «х» – харпуз, где, как и в других восточных языках, восходит к персидскому xarbuza – «дыня», а дословно – «ослиный огурец», образованному от хег (хага) – «осел» и bucina – «огурец».
Из восточных языков, через русский, татарский и арабские языки, слово распространилось в западноевропейские: немецкий, английский, французский и т.д.
«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» автора Чудинова А.Н. позволит нам узнать значение привычного нам слова «газета».
Газета (франц. gazette). Издание, выходящее периодически отдельными листами; название свое получила от итал. слова gazetta, мелкая венецианская монета, которую обыкновенно за нее платили. Морякам, путешественникам нужны были сведения, или как мы говорим информация, так появились первые листки с новостями. За один листок надо было платить одну монету. Так монета подарила название источнику информации.
Разговор о словарях безграничен. Научившись пользоваться этими книгами, можно бесконечно полюбить их и согласиться с С.Я. Маршаком:
Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
Словари должны быть настольными книгами, причем словари самые разнообразные: орфографические, толковые, грамматические и прочее. Узнавайте с их помощью правильность написания незнакомых слов, их происхождение и различные значения, подбирайте синонимы и антонимы. Значительно облегчают изучение новых слов и компьютерные словари. Таким образом, ежедневное обращение к словарю – самое легкодоступное средство увеличения словарного запаса, обогащения речи и пополнения знаний. Особенно полезно приучать к работе со словарями детей.
Рассылка для учителей
Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
… и почему ребёнок должен чётко понимать слова, которые слышит
… и почему ребёнок должен чётко понимать слова, которые слышит
Умение и привычка самостоятельно пользоваться толковым словарём — это неотъемлемый учебный навык, которому школа должна научить каждого ученика. Если, конечно, она следует требованиям ФГОС и законам здравого смысла. Почему толковый словарь — важнейшая книга в жизни школьника, рассказывает Андрей Шалаев.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Сегодня сел с младшим позаниматься. Первый класс, задачка. Нарисован квадрат, разбитый на девять клеток (3 на 3), в центральной клетке стоит цифра 9. Задание: впишите цифры в пустые клетки так, чтобы вдоль сторон квадрата сумма чисел была равна 9.
Ребёнок сам решить не может. Начинаем разбираться. Мой личный опыт подсказывает, что проблема всегда связана с непониманием условия задачи. А последнее вытекает из непонимания использованных в условии задачи слов. Спрашиваю по порядку.
— Что такое цифра?
— …
— Хорошо, сколько всего цифр существует?
— Бесконечно много.
Понятно. Лезем в «Толковый словарь русского языка для школьников» (Ю.В. Алабугина): «Цифра — знак, обозначающий число». Разобрались, прояснили, назвали все цифры, написали их, составили предложения. Идём дальше.
— Что означает слово «вдоль»?
— …
Снова лезем в тот же словарь для школьников. Нет такого слова! Видимо, оно из словаря для дошкольника? Такого у меня нет, и вряд ли он существует. Берём Ожегова. Проясняем слово «вдоль», составляем предложения с этим словом. Дальше проверяю понимание слов «впиши», «клетка», «пустая», «квадрат», «сторона квадрата», «сумма». Начинает решать. Правильно выполняет задание с использованием повтора цифр. Усложняю задачу требованием не применять одну цифру дважды. Не быстро, но справляется.
К чему я всё это?
1. Бесполезно обучать ребёнка чему угодно, если использовать слова, которые он не понимает. Нужно либо оперировать его словарным запасом, либо сначала объяснить ему до понимания каждое новое слово.
2. Толковый словарь должен стать настольной книгой каждого ученика и использоваться им на каждом уроке. Опыт показывает, что применять большие толковые словари на уроке неудобно: в них много неиспользуемых в школе слов, что отвлекает ученика и усложняет поиск нужного слова.
Для каждого уровня образования должен быть определён минимальный набор слов и понятий, которые школьник должен знать и понимать для успешного освоения программы. А ещё издан школьный толковый словарь, содержащий в том числе учебные термины изучаемых предметов этого уровня. Конечно же, с картинками!
Полезно иметь полный толковый словарь для школьника, в котором растолкованы все понятия и термины, применяемые при получении общего образования, начиная с простых слов типа «в», «на», «из», «до», «к» и так далее.
3. Выпускник-дошкольник должен знать минимальный набор слов и понятий для того, чтобы успешно начать обучение в начальной школе. То же касается любой другой ступени образования.
4. Как только ученик научился читать, его нужно познакомить с толковым словарём. За время обучения ребёнок не только пополняет свой словарный запас, но обучается и привыкает самостоятельно пользоваться толковым словарём.
Воспитательский час на тему:
«Зачем людям нужны словари и энциклопедии?»
Провела:
воспитатель Гончарова Т.С.
2019г.
Цель: расширение знаний обучающихся о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса к ним, обучение умению ими пользоваться.
Задачи:
Научить пользоваться словарями, энциклопедиями, энциклопедическими словарями, справочниками.
Привитие интереса к справочной литературе.
Повторить и закрепить знания обучающихся о языковых словарях.
Содержание темы: Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, указатель имен, понятий и терминов.
Форма проведения: беседа
Ход воспитательского часа.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и, как научиться быстро ими пользоваться. Человек не может хранить в памяти все события прошлого и настоящего, даты, факты, цифры, названия. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то справка на помощь приходят словари и справочники. Эти книги скупые и щедрые одновременно. В них нет ничего лишнего и есть много нужного. Одни подскажут вам названия рек, городов, морей. Другие расскажут о болезнях и их лечении. Третьи – о растениях или машинах. Есть словари, которые расскажут, что значит незнакомое слово, откуда оно пришло. Как вы думаете, чем словари отличаются от справочников (в словарях слова собраны по алфавиту, в справочнике – по отдельным темам). Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: “Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке”.
Вот это и есть одно из правил, по которому составляется словарь – алфавитный порядок слов. Вам ведь уже приходилось пользоваться словарем. Вы хорошо знаете “Орфографический словарик”. Он много раз выручал вас на уроках русского языка. В нем слова даны в алфавитном порядке и по нему можно сверить написание того или иного слова.
А сейчас мы поговорим с вами еще об одном словаре. Он называется “Толковый словарь”. Толковым он называется потому, что в нем толкуются, объясняются значения слов, дается перечень близких и противоположных по смыслу слов, приводятся примеры их употребления. Очень ценным считается «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над ним автор трудился около 50 лет. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Также не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов.
Конечно же, в наше время словарь не может быть использован, как справочник по современному русскому языку, т.к. значения многих слов изменились. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась. Толковые словари существуют для того, чтобы мы задумывались над значениями слов, которые употребляем. Ведь некоторые слова имеют несколько значений. Вот давайте попробуем объяснить следующие слова с помощью “Толкового словаря”.
(Работа по Толковому словарю : Выдержка, владеть, гордость, достичь, дупло, ерш и др.)
Бывают и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки. Например, «Англо-русский словарь», «Русско-английский словарь». В них тоже слова расположены по алфавиту (в англо-русском по английскому алфавиту).
– Сегодня мы с вами поговорили только об очень немногих словарях. Семья их огромна. Польза, которую они приносят людям, неоценима. И недаром поэт Яков Козловский так заканчивает свое стихотворение:
Уважаем Государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи Государь
По прозванию Словарь!
Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить.
Мы с вами знаем, ребята, что кроме словарей, есть еще и энциклопедии. Какие же? Вы можете их назвать? Молодцы! А что же такое энциклопедия? Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам. Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти обо всем. Все слова расположены в них по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко найти. Но надо помнить, что все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления.
Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, это многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия».
А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Перед вами – энциклопедия и «Я познаю мир» Я буду говорить задания, а вы будете искать в энциклопедии и поднимать руку.
Задания:
1. Что означает слово «Динозавр»?
2. Какая рыба самая большая?
3. Что из себя представляют пеликаны?
4. Какую роль играет хобот у слона?
(Самостоятельная работа с энциклопедиями, ответы учащихся).
Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали и, я думаю, научились пользоваться энциклопедиями. Но у нас остался еще один помощник, к услугам которого мы часто обращаемся – это справочник. Что это такое? Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на нашем библиотечном уроке, всё ли запомнили. Предлагаю небольшой блиц-опрос. Что значит блиц? Это значит, быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить. Итак, начали!
1. Какими были первые словари? (Рукописные и печатные на фресках).
2. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? (Владимир Иванович Даль)
3. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).
4. Каких авторов толковых словарей вы знаете, кроме Даля? (С.И. Ожегов и Д.Н. Ушаков).
5. Что такое научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам? (Энциклопедия).
6. Вспомните пословицу или поговорку о книге.
1. Кто много читает, тот много знает.
2. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
3. Книги читать – скуки не знать.
4. Книга мала, а ума придала.
5. Не красна книга письмом, а красна умом.
6. Книга друг – человека.
Молодцы ребята! Сегодня вы показали свое виртуозное умение работать с различными видами и типами словарей русского языка, наиболее полно используя издания справочного характера. Все участники с заданиями справились. Хочется пожелать вам, чтоб знакомство со словарями, справочниками и энциклопедиями на этом для вас не закончилось. Словари помогут вам в учебе, научат любить и ценить чудо, имя которому – язык. И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».
Спасибо за внимание.
Список использованной литературы:
1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам. — М.: Книга,1978.-142 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.- М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей,1955.
3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок.- М.: Учитель,2001.-175 с.
4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.- М. :Русский язык,1998.-847 с.
5. оргенштерн И.Б. Занимательная библиография.- М.:Книга,1978.-142 с.
6. Николаева А.А. Учись быть читателем. – М.:Просвещение,1978.-159 с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык,1989.-922 с.
8. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова.- М.:Просвещение,1983.-160 с.
9. Сергеев В.Н. Словари – наши помощники.- М.: Просвещение,1984.-143 с.
10. Словарь современного русского литературного языка. В 20 т.М.: Русский язык,1991.
11. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка.-М.Дрофа,1997.-360 с.
12. Энциклопедические словари для школьников.