О пользе стихов для детей дошкольного возраста
Наталья Колычева
О пользе заучивания стихов наизусть для детей 5–6 лет
20.04.2020 год.
Приветствую вас!
Сожалею, что вынуждены оставаться дома. Но сохраняя здоровье себе и своим близким, #СидимДома и помогаем своим детям развиваться.
Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые родители,
О пользе заучивания стихов наизусть для детей 5 – 6 лет
Педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей.
Какова же польза заучивания стихов для развития ребенка?
1. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует устную речь, увеличивается активный словарь детей.
Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их. Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Ребёнок может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
2. Заучивание стихов способствует формированию общего уровня культуры человека. Формируется чувство языка. Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, он говорит правильным литературным языком.
3. Развитие мозга. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.
4. Развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если ребёнок не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные по смыслу слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.
5. Заучивание стихов способствует развитию памяти.
Когда начинать учить с ребенком стихи? А чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную – это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку» и т. д. Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда дитя немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия.
Если дети ходят в детский сад, там обычно к праздникам поручают выучить несколько строчек, но не все малыши могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны. Поэтому надо заниматься с детьми дома. Причём учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. Идёте в выходные дни гулять – по дороге читаете стихи, потом повторяете вместе с ребенком под счёт шагов – ведь стихи так ритмичны! Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков – отрывки из произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объёмные стихи, но и разные правила, формулы.
Заучивание стихов наизусть считается отличной практикой для раннего развития детей, специалисты советуют приступать к занятиям как можно раньше, не дожидаясь поступления ребенка в школу.
Выбирайте простые стихи для детей и учите их маленькими частями, часто возвращаясь к уже выученному и повторяя его. Относиться к заучиванию стихов как к серьезной и сложной работе не стоит, если ребёнок этого делать не хочет, настаивать и заставлять его не нужно. Заучивание стихов лучше проводить в игровой форме. Для того, чтобы легко запоминать стихи, можно поиграть, например, в такую игру: читать стихи по паре строчек с различной интонацией (например, вопросительно, удивленно, радостно, утвердительно и т. д.). Можете также устроить концерт, где ваш ребёнок будет главным артистом.
А для того, чтобы ребёнок мог увидеть свои ошибки (если, например, он читает стих очень тихо или слишком тропится, предложите ему рассказать стихотворение перед камерой для фильма. Поскольку многим малышам нравится, когда их снимают на камеру или фотографируют, это его развлечёт.
Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, занятость на работе, поездка, да и просто нежелание ребёнка.
Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стишок ко Дню рождения бабушки». Не нужно вообще сообщать маленькому ребёнку, что он должен выучить стишок. Пользуйтесь тем моментом, когда ребёнок сам просит вас прочитать для него стихотворение, как правило, понравившееся произведение ребёнок просит прочесть снова и снова – вот вам и способ для заучивания стихов по желанию, а не насильно.
Если вы хотите, чтобы ваше чадо выучило стихотворение, то сначала выучите его сами. Выберите для заучивания стихотворение, которое нравится в первую очередь вам и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами и объясните непонятные слова, если они есть в тексте. Рассказывайте это стихотворение ребёнку целиком как можно чаще в течение дня. Если куда-то идёте – рассказывайте, если стоите в очереди – рассказывайте, если моете посуду, а ребёнок около вас – рассказывайте, если ребёнок качается на качелях – рассказывайте, одеваете ребёнка – рассказывайте, купаете – рассказывайте, перед сном – тоже рассказывайте, и не по одному разу, а по многу раз. Сначала малыш будет договаривать последние слоги фраз, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.
К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7 – 8 лет дети мало учат стихов.
Советую учить как можно больше произведений до поступления ребёнка в школу, потому что – это самый хороший способ для дальнейшего формирования необходимого объёма памяти школьников. А возраст 5 — 6 лет самый подходящий для этого, именно сейчас у детей появляется наибольшее желание выступать перед публикой. И они гордятся собой, когда у них получается запомнить стихотворение или роль и выразительно рассказать. Поэтому нельзя упускать это благодатное время, нужно помочь детям развить их память.
В свою очередь мы в детском саду каждую неделю стараемся дать детям для заучивания произведения, соответствующие теме недели. Пусть это небольшие стихи (загадки, по 6 – 8 строчек, но благодаря такому подходу в обучении, у детей будет хорошо развита память. И к школе они уже будут подготовлены в этом плане.
Советы родителям при заучивании стихотворений.
1. Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.
2. Затем проводится словарная работа, т. е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.
3. Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.
4. Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т. к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.
5. Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.
Заключение
Итак, стихи развивают память.
Память человека способна “расширяться”, наполняясь объёмом новых знаний. Вот и стихи незаметно её тренируют, что способствует в будущем к более хорошему запоминанию разной информации.
Стихи совершенствуют интеллект.
Поначалу кажется, будто человек просто учит стих, на деле в этот момент наш мозг совершает огромную работу. Образуются новые нейроные связи между клетками мозга, что в свою очередь развивает внимание, мышление, речь, воображение и, как выше сказано – память, что очень нужно в жизни каждому человеку, а не только маленьким детям.
Желаю вам мудрости, уважаемые родители.
Источник
Для чего дошкольникам нужно учить стихи?
С раннего детства, с колыбели дети часто слышат потешки, песенки, приговорки, попевки. Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, музыкальность, напевность, ребенок делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Это первые литературные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразные по содержанию: колыбельные успокаивают, веселые – радуют. Дети с большим удовольствием слушают маленькие стишки и любят их больше, чем прозу. В отличие от прозы, стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. ( С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», К. Чуковский «Мойдодыр»)
Зачем учить стихи?
Многие родители прекрасно знают, что учить детские стихи с детьми нужно, это один из важных способов и действенных методов развития наших детей. Заучивание рифмованных строчек расширяет детский кругозор, развивает речь ребенка, ставит голос, способствует формированию восприятия культуры и поэзии. И самое главное – стихи позволяют развивать память у детей. Если родители хотят, чтобы у ребенка была хорошая память, то необходимо разучивать стишки, не смотря на свою занятость и усталость. Это необходимо ребенку. Хорошая память пригодится ему в школе, чтобы лучше усваивать материал.
С какого возраста начинать учить стихи?
Когда лучше начинать учить с ребенком стихотворения? Ответ один – чем раньше, тем лучше. Младенцу вы поете колыбельные, да и те же стихи мелодично читаете. Рассказываете ритмично строчки из стихотворений для самых маленьких А. Барто: «Мишка косолапый по лесу идет…», «Наша Таня громко плачет…» и так далее. Если вы каждый день малышу будете рассказывать, например, во время умывания один и тот же стишок, то через некоторое время он начнет говорить за вас окончания строчек, а потом и сам будет его читать. И говорить начнет раньше тот ребенок, которому регулярно читают стишки.
Какие стихи учить детям?
Для заучивания малышам лучше всего подойдут стихи Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто, Елены Благининой. Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Когда ребенок подрастет, можно переходить и к классическим произведениям, лучше выбрать отрывки из известных произведений Н.А. Некрасова, Ф. Тютчева. Произведения этих авторов хорошо воспринимаются детьми.
Как учить стихи?
Длинные сказки в стихах нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка. С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка. Попробуйте несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве. Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы устали или не в настроении, лучше перенесите чтение на потом.
Если ребенок не хочет учить стихи, заставлять и настаивать, конечно же, не следует. Вообще не нужно относиться к заучиванию стихотворения как к сложной и серьезной работе. Предложите малышу приготовить стихотворный сюрприз для папы, бабушки, дедушки. Расскажите ему, как они обрадуются и удивятся новому стишку. Перед новогодним утренником расскажите, что все детки будут рассказывать новогодние четверостишия Деду Морозу. Прочитайте ребенку стихотворение несколько раз подряд, при этом не требуйте от малыша, чтобы он сидел и внимательно слушал вас – наоборот, пусть он играет и рисует. Потом попросите малыша повторять за вами. Лучше всего учить стихи в виде игры. Небольшие четверостишия могут стать волшебным заклинанием или паролем для входа в замок. Можно поиграть в концерт, с ребенком в роли главного артиста. Многие дети любят, когда их фотографируют и снимают на камеру – предложите малышу снять фильм о том, как он рассказывает стих. Это не только развлечет ребенка, но и поможет ему понять свои ошибки – например, если малыш читает стих слишком тихо. Еще одна игра для легкого запоминания стишков – читать их по две строчки с разной интонацией: с радостью, с удивлением, с осуждением и т. д.
Если у детей к школе сформирован приличный запас выученного наизусть, то им будет гораздо легче заучивать объемные стихотворения, различные правила русского языка и математики. А значит, и адаптация к школе у первоклассника пройдет гораздо легче. Это будет влиять на всю его жизнь, на его отношения с окружающими, на его подход к делу. Немного нашего внимания, наших сил, нашего времени, и ребенок скажет нам «спасибо» за то, что научили его не плыть по течению, пасуя перед трудностями, и вселили веру в свои силы, показали, что он способен на многое.
Материал подготовила
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Снегирёк»
Зазимко Т.Б.
Источник
В самом раннем возрасте, когда мальчишки и девчонки только-только начинают узнавать мир, родители встают перед сложной задачей. Как сделать этот процесс увлекательным и безопасным? Как донести всё многообразие информации до маленьких голов и воспитать в них правильное представление о хорошем и плохом? Наиважнейшим пособием в этом трудоёмком процессе становится книга. Но вот беда – ребёнок не может долго концентрироваться и многие вопросы ещё не способен понять, так как ему банально не хватает знаний. А значит, любимые взрослыми романы в десяти томах детям не подходят. Идеальным выбором для знакомства дошколят с литературой становятся стихи. Этого мнения придерживаются психологи, педагоги и писатели, посвятившие жизнь общению с юной аудиторией и изучившие на личном опыте, что нравится, а что не нравится малышам, что приносит пользу, а что проходит незамеченным или даже становится вредным.
«Стихи в жизни детей имеют, неоспоримо, большое значение, – считает современный автор Лора Лорина, из-под пера которой совсем недавно вышел новый сборник «Веселые сказочные стихи для детей». – Дети, особенно маленькие, детсадовского возраста, очень любят слушать стихи. Они делают это с огромным удовольствием и легко, можно сказать, заучивают наизусть. Стихи развивают память, мышление, логику, из них дети познают мир. Что касается моих стихов, то они весёлые, смешные, забавные, принесут много радости, вызовут смех и поднимут настроение детишкам. Это я знаю по личному опыту. Когда им читала свои стихи, они так задорно смеялись и веселились. Улыбки не сходили с их лиц, и мне было очень приятно, что мои стихи доставляют им такое удовольствие. Особенно можно выделить такие, как «Забавный гном», «Смешная небылица», «Весёлые чертята». В них много юмора и забавных эпизодов, а сказочный колорит делает их особенно привлекательными для юных читателей. Ведь все дети любят сказки. Мои весёлые сказочные стихи вносят в их жизнь радость и добро, что очень важно для их развития».
Развитие памяти, которое упомянула Лора Лорина, является одной из первостепенных задач, стоящих перед старшими. Её необходимо решать ещё на этапе раннего развития. Только ребёнок, способный быстро и легко запоминать большие объёмы информации, будет впоследствии хорошо учиться в школе. Роль стихов здесь трудно переоценить. Однако в то время, как одни родители пытаются заставить своих малышей запоминать наизусть целые поэмы, как только те произнесут первое слово, другие откладывают это дело на потом и чуть ли не до первого класса стараются «не нагружать» своего кроху, объясняя это просто – «всегда успеется». Кто же из них прав?
«Что касается заучивания стихов, то можно начинать учить ребёнка с двух-трёх лет, то есть когда он учится говорить. Стихи в этом случае очень помогают, – высказывает своё мнение Лора Лорина. – Из них дети узнают много слов и их значение. В результате они быстрее начинают говорить, учатся складывать слова в предложения. Хотя многое зависит, конечно, и от индивидуального развития. Для первого опыта могу порекомендовать мои стихи «День рождения слона», «Музыкальная кошка», «Цирк», «Зоопарк», «Петух-вокалист».
Есть ещё один вопрос, который в недавнем прошлом даже не возникал и, тем более, не обсуждался, но сегодня остро стоит на повестке дня. Поколения малышей росли на бессмертных творениях классиков, которые читали с большим интересом. Сегодня многое изменилось. Мальчики и девочки часто не любят читать, а родители связывают это с тем, что им просто не хочется узнавать мир таким, каким он уже перестал быть в инновационную эру технического прогресса. В итоге взрослые, начитавшись псевдонаучных статей в Интернете и руководствуясь собственными фантазиями, предпочитают полностью убрать старые добрые стихи и сказки из семейной библиотеки, заменив их произведениями авторов-современников. С одной стороны, это открывает дорогу новым талантам и предоставляет им площадку для развития и самосовершенствования. Но что, если таким образом мамы и папы лишают своих крох чего-то несоизмеримо важного? Разрывают связующие ниточки между поколениями? Не позволяют понять, что значит само понятие «вечных ценностей»?
«Я считаю, что стихотворения классиков – это наше ВСЁ, – уверенно говорит Лора Лорина. – Собственно, именно с классиков начиналось наше чтение и заучивание стихов. Во всяком случае, так было в моём детстве. Это известные нам всем с малых лет сборники стихов С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова и других детских поэтов. Все эти книги можно смело рекомендовать для раннего чтения и теперешним современным детям. Лично я начинала бы с классиков развивать ребятишек».
Выбрать классику или новую литературу – важная, но не единственная дилемма современного воспитания и обучения. Всегда остаётся вероятность, что все старания родителей, педагогов и писателей пропадут втуне, и дошколёнок так и не пристрастится к книгам. По крайней мере, именно об этом пессимисты всех мастей кричат из каждого утюга, пугая народ бездуховных будущим на просторах виртуального мира. Но так ли плохо обстоят дела на самом деле? Возможно, наши дети по-прежнему любят читать? Хотят читать? Ищут на страницах открытия и наслаждаются знакомством с новым и интересным, что приготовили для них авторы-волшебники? Что, если мы, взрослые, просто не замечаем этого, будучи слишком занятыми и нетерпеливыми?
«Лично я получала отзывы от детей на мои стихотворения, и это были дети моих родственников, знакомых и приятелей, – рассказывает Лора Лорина. – Но первые слушатели моих стихов всегда были родные и близкие. И должна честно сказать, что стихи им нравились. Они же и посоветовали мне обратится в издательство и попробовать опубликоваться, что у меня и получилось в итоге. Мне очень хотелось бы, чтобы моя книга понравилась и другим детям, что-то в них открыла и всколыхнула, чему-то научила. Прежде всего, любовь и доброту, подарила радость от знакомства с книгой. Желаю всем приятного чтения!»
А когда Вы начали читать стихи своему ребёнку? Какие произведения выбрали для первого знакомства крохи с миром литературы?
Источник