О пользе тренинга на занятии

О пользе тренинга на занятии thumbnail

О пользе тренинга на занятии

С усложнением цивилизационного развития в XX столетии произошло повышение требований к профессиональным навыкам, а также производительности труда рабочих и служащих.

Для достижения отличных результатов человеку необходим постоянный личностный рост (Абрахам Маслоу).

Мотивировать личность на положительные изменения, помочь ей сформировать или раскрыть в себе полезные для жизнедеятельности качества – вот в чем заключалась польза

История появления тренингов

История появления тренингов

Первые тренинги появились в первой половине прошлого столетия и получили огромную популярность благодаря трудам Дейла Карнеги, Курта Левина, Карла Роджерса, Александра Эверетта, Манфреда Форберга. Слово «тренинг» происходит от английского «обучать, воспитывать», поэтому такая форма предполагает активные методы обучения для совершенствования личной и профессиональной сферы человека.

Двигательной силой тренингов выступало, прежде всего, желание больше зарабатывать при минимальном расходовании ресурсов человека. Они были направлены на развитие потенциальных способностей человека, расширение его возможностей, а также эффективного использования скрытых талантов и резервов. В результате применения обучающих программ А. Эверетта обычные служащие превращались в эффективных продавцов, финансовое благосостояние которых многократно повышалось.

Какие бывают тренинги?

Какие бывают тренинги?

В соответствии с целью предполагаемых изменений тренинги делятся на профессионально ориентированные, психотерапевтические и тренинги личностного роста.

Профессионально ориентированный тренинг всегда имеет четкую цель, которая достигается в результате применения ряда методик, таких как ролевые игры, диалог, ситуационное моделирование, повышение личной и профессиональной эффективности. Участники обычно ставят перед собой задачи развития лидерских качеств, карьерных успехов, формирования какого-либо важного навыка, умения говорить и убеждать и т.д. Очень удобно проводить такие занятия в групповой форме, когда происходит активное общение и взаимодействие между участниками.

Психотерапевтический тренинг предполагает использование максимально гибких методов, исключающих стрессовые реакции у участников. Его целью является плавная естественная трансформация личности, формирование необходимых индивидуальных особенностей и преодоление негативных психологических проявлений. На занятиях складывается непринужденная гармоничная атмосфера, эмоциональный комфорт, что позволяет объективно проанализировать опыт прошлого, понять свои ошибки.

Тренинг личностного роста позволяет добиться изменения жизненной позиции человека, его привычек и стереотипов, которые мешают обрести счастье и успех. От такого типа занятий стоит ожидать качественных позитивных изменений в психике человека, которые позволят ему перейти на новый этап развития.

Смысл и особенности тренингов личностного роста

Смысл и особенности тренингов
Они имеют целью увеличение потенциала личности, раскрытие и совершенствование самых лучших качеств. Специально разработанные методики позволяют буквально запрограммировать человека на успех, после чего он обретает уверенность и спокойствие в любых ситуациях.

Данные методики делятся на два основных направления:

  • тренинги естественного личностного роста;
  • тренинги активного личностного роста.

Тренинговые занятия, которые способствуют естественному личностному росту, оказывают общий оздоравливающий эффект, снимают комплексы и блоки, дают возможность проявиться потенциалу личности, создавая условия для жизненного успеха. Часто они носят название трансформационные, намекая на работу с глубинными механизмами сознания и бессознательного.

Вид тренингов личностного роста, предполагающий активное развитие человека, содержит задачи, связанные с формированием ряда умений и навыков. Целями здесь являются развитие лидерских качеств, навыков целеполагания и целедостижения, повышение квалификации, эффективности деятельности, уверенности в себе. Активное применение находят методики, оказывающие активное позитивное воздействие на волевую сферу человека.

Стоит ли посещать тренинги?

Стоит ли посещать тренинги?

Польза тренинговых занятий очевидна для развития и самосовершенствования человека. Взаимодействие в группе дает возможность осуществить:

  • Формирование необходимых знаний, умений и навыков, социальных установок.
  • Получение нового опыта общения и взаимодействия с другими людьми.
  • Развитие уверенности в себе, снятие комплексов.
  • Воспитание и закрепление личностных качеств.
  • Возможность саморефлексии, углубленного самоанализа.
  • Выявление собственных положительных задатков, избавление от качеств – тормозов развития.

Вместе с тем, относительно влияния тренингов на психику человека и его последующее поведение нет однозначного мнения. Многие скептики сомневаются в невероятных возможностях таких методик. Если формирование каких-либо конкретных профессиональных или личностных качеств, умений, навыков более-менее понятно, то тренинги по саморазвитию в целом вызывают недоверие. Как правило, тренер на занятиях очень много рассказывает, а моделированию жизненных ситуаций уделяется минимум времени.

Также пессимисты замечают, что почти невозможно за несколько недель полностью поменять себя, перестроить свой жизненный путь, поскольку психические структуры обладают определенной долей консерватизма. В то же время, разумные опасения вызывает слишком бурная реакция людей на происходящие события после окончания занятий. Некоторые участники начинают смело увольняться с работы, менять семейного партнера, прекращать многолетние контакты с друзьями, что никак нельзя однозначно назвать позитивными изменениями.

Условия получения максимального эффекта от тренингов

Для того, чтобы от посещения занятий действительно могла ощущаться реальная польза, следует учитывать некоторые моменты при выборе тренинговых программ:

  • Тренинг должен соответствовать актуальным потребностям человека.

Необходимо решать проблемы, имеющие значение на сегодняшний день (профессиональный рост, увеличение дохода, улучшение семейных отношений), чему может помочь объективный самоанализ.

  • Программа должна быть максимально понятна участвующему.
Читайте также:  Калина джем польза и вред

Это развернутая информация о целях обучения, принципах, методах, действиях, которые будут реализовываться на тренинге. Исчерпывающая ясность исключит неожиданное попадание в руки мошенников или в секту.

  • Важно не допустить бесцеремонного вторжения в психику обучающегося.

Существуют специальные правила по безопасному выходу из тренинга, которые обязательно нужно знать. Не стоит безоговорочно доверяться тренеру как гуру, ведь он просто направляет развитие человека, но не несет ответственности за его жизнь. Крайне важно не принимать скоропалительных решений, что часто характерно для эмоциональных людей.

Условия получения максимального эффекта от тренингов

  • Собираясь на тренинговые занятия, нужно быть готовым к возможным изменениям в своей жизни, принимать их без сомнения и страха.

Придется выйти из «зоны комфорта», чтобы начать активно работать над собой. Цели участия должны быть предельно конкретизированы, например: не просто «улучшить карьеру», но «получить должность начальника отдела».

  • Результаты тренинга следует подкреплять непрерывным самообразованием, самомотивацией, самодисциплиной. Полученные знания обязательно должны быть апробированы на практике.

Понять, что тренинговая программа идет человеку на пользу, несложно. Опытные специалисты обязательно объяснят, с чем связаны его проблемы, а также предложат альтернативные действенные варианты поведения. Чтобы участник привык к данной модели, знания будут закрепляться путем групповой работы. После этого человек не только начнет вести себя иначе, он станет думать по-другому.

Неважно, какую цель преследовало участие в тренинге – улучшение здоровья, отношений с окружающими, приобретение профессиональных навыков, улучшение самооценки или повышение дохода, – эти занятия позволяют поверить в собственные возможности и силы, выбрать лучшее, достойное, подняться на новую ступень развития.

Источник

Тренинги придуманы для того, чтобы люди получали пользу. Конечно, пользу рассчитывают получить и компании, которые тренинги заказывают. Но это уже вторичный эффект, так как если пользу не получат сами участники, то и компания не получит ничего. Поэтому давайте поговорим о том, как участнику тренинга получить от него максимальную пользу.

Перед тренингом

Подготовьтесь — поставьте цели

Во-первых, как только вы решили пойти на тренинг, вам нужно поставить перед собой цель. Это не так просто, как может показаться. Ведь настоящая цель должна быть конкретной и измеримой. Измерить результат тренинга можно двумя способами: эмоциональным и рациональным.

Рациональные цели

Рациональное измерение цели заключается в том, что вы говорите себе: «После тренинга я хочу уметь делать…» и перечисляете два-три умения, которые хотите получить. Нельзя ставить себе слишком много целей. Это помешает вам сосредоточиться.

Подходить к целям нужно внимательно, так как расплывчатое «умение», это всё равно что отсутствие цели. Например, если вы говорите себе: «После тренинга я хочу уметь продавать», то можете считать, что не поставили себе цель вовсе. Понятие «продажа» слишком расплывчатое и всеобъемлющее. А чтобы действительно научиться, нужно выделить то поведение, которое вы хотите изменить или улучшить. Например: «хочу научиться использовать технику СПИН», «хочу научиться понимать мотивацию других людей». Ещё лучше направить прохождение тренинга на решение конкретной задачи: «на тренинге получить инструменты, которые позволят договориться с клиентом Х», «после тренинга решить конфликт с сотрудником».

Следующий шаг рационального целеполагания заключается в том, чтобы определить поведение, которое вы хотите изменить или приобрести. Причём такую цель вы можете себе поставить как изначально, так и скорректировать уже поставленную прямо во время тренинга. Например, в данный момент вы ведёте переговоры с партнёрами или беседы с сотрудниками интуитивно, спонтанно переключая темы и подбирая аргументы. Поставьте себе поведенческую задачу — вести структурированный диалог. Тогда на тренинге вы сумеете подобрать себе инструмент, с помощью которого сможете вести себя по-новому. Главное, что нужно запомнить для достижения результата: тренинг — это инструмент изменения поведения. Поэтому после обучения вы сможете чётко понять, получили вы желаемое или нет.

Эмоциональные цели

Есть и другой вид целей. Эмоциональные. Эти цели не поддаются «оцифровке». Их можно конкретизировать только по имеющемуся опыту эмоциональных переживаний и ощущениям. Наиболее показательный пример такой цели бывает на тренингах по ораторскому мастерству, куда люди приходят для того, чтобы «чувствовать себя спокойно перед аудиторией». В случае если вы поставили себе эмоциональную цель, отследить результат иногда даже легче, чем при цели рациональной. Попав после тренинга в целевую ситуацию, вы сразу поймёте, как вы себя чувствуете.

Ещё один важный момент заключается в том, что цель нужно ставить только в отношении себя любимого. Если вы сформулируете цель так: «хочу, чтобы начальник изменил своё отношение ко мне», то будете ждать результатов не от себя, а от начальника. А он, скорее всего, об этом даже не подозревает. Правильной формулировкой будет: «хочу научиться изменять отношение начальника ко мне». В этом случае вы ставите цель в отношении себя и берёте на себя ответственность за её достижение.

Читайте также:  Отказ от части доли в ооо в пользу другого участника

Формулировка цели

И естественно, формулировка цели влияет на вашу собственную мотивацию. Просто сравните две формулировки: «хочу научиться разговаривать по-английски, чтобы иметь возможность объясняться» и «хочу выучить английский, чтобы расспросить моего знакомого Джона о его семье». Какая из этих целей будет действовать лучше?

Первый вариант расфокусирован, и его практическая польза не воспринимается сознанием. Во второй формулировке есть конкретное действие, которое нужно выполнить в результате.

Так что перед посещением тренинга и в самом его начале постарайтесь сформулировать цели максимально конкретно. Польза будет ощутимой.

На тренинге

Теперь поговорим о том, как получить максимум пользы на самом тренинге.

Для этого нужно выполнять несколько простых правил:

1.Задавайте вопросы.

2.Ведите себя естественно и не бойтесь сделать ошибку.

3.Выполняйте упражнения в удобном для вас темпе.

4.Фиксируйте все важные моменты, собственные идеи и инсайты.

5.Перекладывайте теорию на собственный опыт.

6.Будьте готовы убеждаться.

Теперь подробнее.

Вопросы

Не стесняйтесь задавать вопросы. Даже если они кажутся вам глупыми. Глупых вопросов не бывает. Они бывают не до конца сформулированными, расплывчатыми и т. п. Но никогда не бывают глупыми. А раз так, то любой вопрос имеет право на существование.

Кстати, довольно часто бывает ситуация, когда кто-то из группы решается задать вопрос, который мучает половину аудитории. Это хорошо заметно по благодарным взглядам на него других участников тренинга.

Конечно, старайтесь формулировать вопросы как можно конкретнее. Однако если у вас не получается задать вопрос сразу, то приведите пример и попросите тренера помочь вам сформулировать вопрос. Хороший тренер никогда в этом не откажет.

Если у вас есть вопрос, который вы не хотите выносить на общее обсуждение, подходите к тренеру в перерывах. Перерывы — они для участников, чтобы была возможность немного проветрить мозг. Для тренера же перерыв — это точно такое же рабочее время, в которое он выполняет своё предназначение — нести мудрое и вечное, а значит, и отвечать на вопросы.

Естественное поведение

Часто во время упражнений участники ведут себя как на театральной сцене: используют обороты, которые никогда бы не прозвучали в обычной жизни, говорят с интонациями, которых до сих пор от них никто не слышал и т. п. Как ни грустно, но такое поведение сразу отбирает 50 процентов эффективности тренинга, так как в реальную жизнь вы унесёте с собой не естественно изменившееся поведение, а театральную модель, которая пропадёт через два-три дня после обучения.

Например, на управленческих тренингах руководители во время упражнения «беседа с сотрудником» иногда закатывают длинную тираду: «Уважаемый Василий Иванович, Вы выполнили очень большую работу, весь коллектив и я лично гордимся Вами в этот ответственный для нашей компании момент…» и так далее. Когда же я спрашиваю, как они общаются сотрудниками на самом деле, то оказывается, что в реальности это звучит так: «Вась, предыдущий отчёт сделал отлично, а в текущем поправь третью строку, там что-то не сходится». Разница ощутимая.

И поскольку тренинги нужны для того, чтобы менять реальные поведенческие модели, то и работать на них нужно с настоящим, естественным поведением. И соответственно, приобретать реальные поведенческие модели, которые вы сможете использовать в жизни и работе.

Для каждого упражнения свой темп

Упражнения, которые предлагаются участникам тренинга, условно можно разделить на три категории, в каждой из которых важен темп их выполнения:

1.Упражнения, демонстрирующие участникам их недостаточную компетентность или недостаточное использование собственного потенциала. То есть дающие возможность сделать наиболее распространённые ошибки, которые не позволяют добиться результата. На выполнение таких упражнений, как правило, даётся строго определённое время. Делать их стоит в том темпе, который задаёт тренер. Иначе вы лишите себя удовольствия осознать собственные неправильные модели поведения.

2.Упражнения, направленные на осознание участниками предложенных теоретических моделей. Эти упражнения помогают понять пользу инструментов, предлагаемых в рамках тренинга. Темп выполнения этих упражнений задаётся тренером. При этом на вопросы участников должно быть отведено столько времени, сколько требуется на то, чтобы 70 % группы получило полное понимание концепций. Если вы не успели получить такое понимание в отведённое время, а это может случиться по разным причинам: от невнимательности до попытки слишком глубоко «вжиться» в материал, то не стесняйтесь подойти к тренеру в перерыве.

3.Упражнения для выработки успешных моделей поведения. Эти упражнения создаются специально для того, чтобы вы научились. Научились делать то, что у других получается хорошо и что должно хорошо получиться у вас. Поэтому такие упражнения нужно делать в том темпе, который вам удобен. Одна из ошибок, которую допускают участники тренинга, заключается в том, что они пытаются сделать всё и сразу. Конечно, собственную гениальность и адаптивность неплохо продемонстрировать. Но не во время обучения. Тренинг — это специальная среда, в которой положено делать ошибки, чтобы их можно было исправить. И место — где можно и нужно учиться. Поэтому если вы делаете, например, коммуникативное упражнение, то делайте его в том темпе, который позволит подбирать правильные слова. Не спешите. Делайте паузы на обдумывание. Если тренер вас подгоняет, то просто попросите его быть несколько лояльнее и дать вам как следует освоить предложенные модели поведения. Хотя хороший тренер не будет вам мешать.

Читайте также:  Мороженое коровка из кореновки вред или польза

Фиксация промежуточных результатов

Вполне возможно, что вам легче размышлять, рисуя в тетради чёртиков и цветочки. Однако на тренинге такой способ обучения вреден. Так как в процессе тренинга для эффективного освоения инструментов нужно пересмотреть некоторые свои стереотипы, то лучше направить усилия на ведение записей. Причём фиксировать стоит всё, что приходит в голову по теме тренинга. Не только информацию, которую вы боитесь забыть, но и собственные выводы.

Зачастую нас меняет не большое количество инструментов, а один единственный вывод, который делает их применение лёгким и приятным. А если этот вывод не будет зафиксирован, то он может быть забыт из-за обилия разных мыслей и теоретических концепций.

Использование собственного опыта

Иногда бывает так, что информация, предлагаемая тренером, «пролетает» мимо участника тренинга по той причине, что не находит подтверждения в его собственном опыте. Хотя на самом деле мы обладаем опытом, который необходим для освоения почти любых поведенческих инструментов. Важно его правильно определить. Возможно, вы не сталкивались с описываемыми ситуациями на работе. Но вполне могли сталкиваться с ними в семье, в компании друзей или ещё где-нибудь. Проанализируйте.

Такой анализ поможет вам найти пользу в применении инструментов. А значит, существенно облегчит их освоение и позволит задать осмысленные вопросы в адрес тренера.

Готовность убеждаться

Ещё только собираясь на тренинг, честно признайтесь себе, хотите ли вы освоить новые инструменты или же отстоять свою позицию. Если первое, то будьте готовы убеждаться. В первую очередь в том, что не все люди думают так же, как и вы. В том, что можно найти пользу там, где вы её раньше не видели.

Но и не стоит принимать исключительно на веру всё, что говорит тренер. Требуйте аргументов. Требуйте логики и примеров.

Кстати

Иногда участники корпоративных тренингов в крупных компаниях относятся к ним как к неприятной обязаловке или как к поводу пару дней отдохнуть от рутины. В результате компания не получает нужных результатов, а люди разочаровываются в краткосрочном обучении. Конечно, хороший тренер сможет убедить почти всех в пользе обучения. Но на это уйдут дополнительные силы тренера и, что самое главное, время тренинга. То самое время, в течение которого вы можете научиться многим полезным вещам. Поэтому я рекомендую вам перед корпоративным тренингом узнать рейтинг тренера и примерную стоимость его дня. И представить, что эти деньги вы заплатили из собственного кармана. Это поможет вам напрячься в достаточной степени, чтобы извлечь максимальную пользу.

После тренинга

Конечно, тренинг заканчивается тогда, когда он заканчивается. А вот количество пользы, которую вы можете извлечь из него, далеко не ограничивается теми знаниями, которые вы успели приобрести за несколько дней обучения. Чтобы извлечь максимальное её количество, нужно помнить несколько простых принципов.

Во-первых, после тренинга вы уносите с собой только то, что вас больше всего зацепило. А это значит, что реально вы освоите два-три важных инструмента.

Во-вторых, то, что вас больше всего задело эмоционально, совсем не обязательно было самым важным из того, что преподавалось.

В-третьих, если вы не вернётесь к материалам тренинга в течение одного — полутора месяцев после его прохождения, то, скорее всего, не вернётесь к ним уже никогда.

Поэтому рекомендую в течение следующего месяца назначить себе график ревизии и перепроверки материалов.

Какие-то выводы, сделанные на тренинге, не подтвердятся вашими наблюдениями, какие-то, наоборот, станут очевидностью. А поскольку воспоминания будут ещё живы в памяти, то вы сможете переключить своё внимание на те инструменты, которые непосредственно на тренинге не показались вам особо важными, а в реальности могут принести большую практическую пользу.

Эти советы подсказаны многолетним опытом как проведения тренингов, так и участия в них. Так что используйте их, получайте от тренингов максимальные пользу и удовольствие!

Источник