О пользе вышивания для детей
Ирина Потехина
Консультация для родителей «Значение вышивания для развития ребёнка»
Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шелка.
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
(Авт. Т. Габбе)
Именно в народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками.
Вышивка имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать было присуще каждой женщине и передавалось из поколения в поколение. Обучать девочку этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
Наши русские узоры
Не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь скрывается секрет!
Так что же даёт ребёнку вышивание?
Развивается мелкая моторика, массируются активные точки на пальцах, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.
Вышивка – увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного,а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера, швеи.
Вышивание учит воспринимать цвета и их оттенки, развивает пространственное мышление. У ребёнка воспитывается художественный вкус.
Кроме всего вышеперечисленного, вышивание в силу специфики самого процесса способствует развитию в ребенке таких качеств, как усидчивость, сосредоточенность и аккуратность, которые несомненно пригодятся ребёнку в его дальнейшей, в том числе школьной, жизни.
Ребенку хочется быстрее завершить узор. Многие родители замечают, что дети очень увлекаются рукоделием, отказываются от просмотра телевизора, компьютерных игр и забав с друзьями. Согласитесь, иногда это просто необходимо.
Процесс овладения точными движениями рук, необходимыми для вышивания активизирует:
– развитие речи;
– координацию в пространстве;
– воображение;
– зрительную и двигательную память;
Психологи объясняют это следствием развития мелкой моторики рук в процессе вышивания.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
Начните с самого простого: научите ребёнка вдевать нитку в иголку и делать узелок. Используйте для работы специальные вышивальные иглы с тупым концом.
Начиная вышивание,напомните правила техники безопасности при работе с иглой.
Для вашего ребёнка проще будет начинать вышивать на цветных квадратиках картона,где предварительно Вы нанесли по контуру рисунка отверстия иглой.
Используйте в работе шов “Вперёд иголку”.Затем можно применить “Тамбурный” шов,а потом “Крест”.Когда ребёнок овладеет навыком вышивания,можно перейти на ткань,закреплённую в пяльца.
Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра во время вышивания. После окончания работы уберите инструменты и материал в шкатулку или коробку с крышкой. Обсуждайте вместе с ребёнком сюжет следующей работы. Замечайте успехи не только по окончанию работы,но и в процессе её.
Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Источник
Вот мы с вами и добрались до завершающей темы нашей «многосерийной» беседы о вышивке.
«Вышивка и дети» — это, пожалуй, самая интересная тема для меня, как для педагога-психолога, творческого человека и мамы двух дочек.
Немного истории. На Руси девочки в крестьянской семье приучались к рукоделию с 7-8 лет. Но это не значит, что они, как несчастные «Золушки», шили вещи для всей семьи. Обшивали и одевали всех членов семейства замужние женщины. Бабушки пряли и ткали полотно на продажу. Незамужним девушкам при этом не полагалось изготавливать вещи, используемые в повседневном обиходе: дерюги, половики, наматрацники и т.п. Как мы с вами уже говорили в статье об истории вышивки, до 15-16 лет девочки должны были готовить приданое к собственной свадьбе.
Современные барышни свободны от такой обязанности… А может полезной миссии?
В любом случае, сейчас девочки вышивают для собственного удовольствия.
Роль вышивки в развитии ребёнка. Многие родители знают о том, что занятия вышиванием с дошкольником не просто влияют на формирование вкуса и эстетического восприятия мира, но в первую очередь помогают подготовить его к обучению в школе. Вышивание развивает терпение и усидчивость, мелкую моторику ребёнка, внимание, мышление и память. Не случайно с дошкольником чаще всего используют вышивку крестом по канве, которая как будто разлинована в клеточку. Это помогает ребёнку в дальнейшем успешно выполнять задания учителя, связанные с ориентированием на листе бумаги в клетку. А развитая в процессе творчества мелкая мускулатура рук избавляет первоклассника от возможных головных болей, часто возникающих у ребят, не привыкших к нагрузке на мышцы кистей.
Роль вышивки в воспитании ребёнка и формировании его личности. Вышивка развивает ребёнка не только физически и психически, но также оказывает влияние и на формирование характера и личностных качеств. Когда ребёнок умеет делать что-то своими руками (именно создавать, творить, а не разрушать!), он ценит чужой труд и уважительно относится ко взрослым. Человек, приученный в детстве любить труд, вырастает мотивированным, обладает позитивным мышлением, имеет цель в жизни и получает больше шансов стать счастливым. Роль вышивки трудно переоценить в воспитательном процессе ребёнка, но нужно помнить, что она всего лишь одно из средств. (Главное в воспитании счастливого человека, это безусловная любовь.)
Вышивка полезна как девочкам, так и мальчикам.Мальчику, кстати, умение держать иголку в руках, навык пришивать пуговицы и вышивать тоже не помешает. Мотивы вышивки, естественно, нужно подбирать подходящие, соответствующие «мальчиковым» интересам.
В любом моменте воспитательного процесса важно понимать особенности мальчиков и девочек.
Девочка получает удовольствие уже во время творческой деятельности (в том числе вышивания). Если у вас не хватает времени и воображения на использование продукта творчества девочки каким-то особым образом, вышивку можно просто повесить в рамочку и любоваться. Ведь от природы женщина ориентирована на процесс создания внутреннего пространство дома, атмосферы красоты, уюта, заботы и любви. Поэтому «девчачья» вышивка наполнена всякими нежностями, цветочками, мордашками и сердечками.
Особенность «мужского» творчества (скорее труда) обусловлена направленностью мальчика (как будущего мужчины) на деятельность в социуме. Мужчина нацелен именно на результат. Поэтому готовой вышивке (любому продукту творчества мальчика) обязательно нужно найти какое-то функциональное и непременно практическое применение. В этом вам может помочь моя статья «Яркие идеи использования вышивки». Если мальчик будет видеть пользу своего труда, это повысит его самооценку.
Когда мужчина видит свою нужность и важность плодов своей деятельности, получает благодарность, это
– позволяет ему почувствовать себя сильным и значимым,
– поощряет его инициативу в дальнейшем,
– вдохновляет на новые «подвиги».
Но вернёмся к вышивке…
Как вызвать у ребёнка интерес к вышивке и желание этим заниматься? Очень просто! Как говорится: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Всё равно они будут похожи на вас». Если ребёнок видит, как вы вышиваете (занимаетесь любой другой деятельностью) и чувствует ваши положительные эмоции от этого занятия, он скорее всего тоже захочет попробовать. Сначала позвольте ему просто быть рядом, наблюдать, общаться с вами.
Когда у ребёнка возникнет желание вышивать, важно поддержать и подкрепить его.
Чтобы процесс вышивания доставил ребёнку только положительные эмоции и стал любимым делом, важно чтобы:
– картинка для вышивки вдохновляла маленького творца;
– материалы были привлекательными (нитки яркими и без узлов, пяльца красивыми и в хорошем состоянии);
– процесс вышивания, материалы и инструменты должны быть удобными и безопасными. Выбирайте крупную канву, тупую толстую иглу, создайте малышу удобное место для работы и обеспечьте хорошее освещение.
Важно, чтобы время и состояние ребёнка были подходящими (не «на ночь глядя» или «через не хочу» чуть ли не насильно, прививать любовь к вышивке нужно, когда ребёнок бодр и позитивно настроен на творчество.
На первом этапе ребёнку интереснее заниматься вышиванием с кем-то за компанию. А также, важно, чтобы взрослый наблюдал, помогал, подбадривал, хвалил начинающего «вышивальщика».
Следите, чтобы ребёнок не переутомился в процессе творчества, иначе впоследствии он не захочет больше заниматься данным видом деятельности.
Чтобы развивать у ребёнка
– способность рассчитывать свои силы,
– умение планировать,
– а также воспитывать привычку доводить начатое дело до конца,
каждый раз заранее спрашивайте у ребёнка, что он будет вышивать сегодня (глазки у барашка, бантик у котёнка на шее, вот этот синий цветочек, колесо или фары у машины.) Хорошо, если запланированная цель будет достигнута.
Поощрение. Обязательно похвалите ребёнка за старания и при нём внимательно рассмотрите работу, искренне полюбуйтесь ею. Не судите слишком строго! Если это возможно, отметьте аккуратность и терпение. Не акцентируйте внимание на недостатках. Если есть серьёзные ошибки, то действуйте в зависимости от возраста и особенностей характера вашего ребёнка. Далеко не многим аккуратистам приятно доводить свою работу до совершенства, распуская стежки и исправляя недочёты. В большинстве случаев, сделав грубое критическое замечание человеку любого возраста, (тем более ребёнку!) мы рискуем отбить у него весь интерес к творчеству, как и к любому виду деятельности.
Совет для родителей-перфекционистов (как я): лучше пусть после «не самой ровной» вышивки у ребёнка останется приятное воспоминание о детстве, знакомстве с волшебным видом творчества и об общении с вами, чем ценой детских слёз вы получите в конце концов «качественный», на ваш взгляд, результат, но испортите впечатление о вышивке и отравите детские воспоминания негативом.
Теперь поговорим о вышивке ДЛЯ детей. Вышивка широко распространена сейчас в индустрии, направленной на обеспечение нужд и комфорта малышей. А также она как никогда популярна в области рукоделия. Вышивка присутствует в детском интерьере…
Вышивкой в интерьере для взрослых мы любовались в отдельной публикации.
Часто можно увидеть постельные принадлежности, предметы и аксессуары для малышей, украшенные вышивкой.
Вышивка является частым элементом украшения детской одежды и обуви.
Подробнее о вышивке на обуви мы говорили в статье, посвящённой «одежде для ног».
Мы также обсуждали оригинальные идеи украшения одежды вышивкой.
Очень люблю изделия с простым дизайном и без лишних деталей, потому что это огромный простор для творчества. Именно в них Вы можете вложить энергию Любви, которая будет оберегом для вашего малыша. Своими руками в домашних условиях вышивкой можно декорировать самые разнообразные предметы: детские варежки, шапочки, кофточки, носочки, бантики, заколочки и многое другое.
Техники, швы и строчки в вышивке мы обсуждали в посвящённой им публикации.
Самый быстрый и эффектный результат в вышивке нитками можно получить с помощью тамбурного и стебельчатого шва, крупного крестика, использования глади, «рококо», «французского узелка». Мастером использования тамбурного и стебельчатого шва можно по праву считать Юмико Хигучи. В статье о её творчестве вы найдёте море вдохновения.
Существует множество материалов, которые используют в вышивке.
Но для украшения детской одежды безопаснее выбирать нитки и ленты.
На изделиях для детей старше 4 лет в вышивке можно использовать бисер, а ещё лучше крупные бусины. А вот стеклярус и пайетки имеют неприятные свойства царапаться, ломаться и отваливаться, поэтому их лучше не брать для вышивки на детской одежде и других предметах, предназначенных для детей.
Очень понравилась идея использования готовой вышивки для создания передничка-слюнявчика ручной работы. А чего добру-то пропадать? Пусть ваш труд радует малыша и всех окружающих.
Стильно и красиво смотрятся сумочки с вышивкой.
Для экономии времени вышивку можно сочетать с использованием кружева, лент, страз…
Извините за нескромность, выложу несколько фотографий своих стареньких работ с вышивкой. Для изготовления сумочек можно использовать ткань, Эко-кожу, дерматин и другие материалы. Но вышивать, конечно, будет легче на ткани.
Как вы уже, наверное, догадались,«развивалки» для детей — моя излюбленная тема. Сейчас в продаже много дорогостоящих игрушек и развивающих пособий, украшенных вышивкой.
Но я считаю, что самая ценная для ребёнка игрушка — это игрушка, сделанная руками самых близких людей (мамы, папы, бабушки) с теплом и наилучшими пожеланиями. Это могут быть кубики, книжки, коврики и многое другое. Не важно, насколько профессионально будут сшиты кубики, не важно, сколько страниц будет в книжке или какого размера будет коврик. Самое главное — сколько Любви вы вложите в своё творение!
Творите, дорогие волшебницы, главное с Любовью! И пусть ваш дом всегда будет наполнен гармонией, уютом и теплом!
Это была завершающая статья из цикла публикаций о вышивке. Благодарю всех, кто был с нами всё это время!
Следующая тема, которую мы будем обсуждать — Павлово-Посадские платки. Приглашаю вас принять участие в беседе об удивительных фактах из истории этого невероятно красивого и практичного русского символа и сувенира.
Источник
Вышивание — издревле известный вид рукоделия. Раньше вышивка выполняла сакральные охранные функции: считалось, что узоры по краю одежды оберегают от дурного влияния. Сегодня внимание к традиционным видам творчества особенно велико, люди все больше интересуются историей своей культуры, их дети с удовольствием приобщаются к родным корням. Кроме того, вышивать — это интересно и красиво. Какова польза процесса вышивания для детей?
Дети и вышивка
Любой детский психолог даст положительные рекомендации для развития детей таким образом. Рассмотрим подробнее, каким образом могут современные дети научиться искусству вышивания. Творческий процесс влияет на очень многие стороны развития малыша. Самое очевидное — дети активно развивают мелкую моторику при обращении со сложной системой, каковой являются нитка и иголка. Также вышивание влияет на интеллектуальное развитие детей. Как известно, центры мозга, отвечающие за мелкие движения пальчиками, расположены рядом с речевыми центрами, потому любая работа руками ускоряет развитие речи ребенка. Кроме того, контроль за множеством предметов и действий при вышивании, необходимость аккуратно обращаться с расходным материалами являются хорошим дисциплинирующим моментом — воспитание детей в будущем будет существенно облегчено. Таким образом, приобщаясь к вышиванию, ваши дети обретут не только новое интересное хобби, но и обретут множество полезных навыков.
Начинаем развитие детей вышиванием
Для начала подберем необходимые материалы, которые смогут использовать дети. Для вышивания нам понадобятся игла, нитки для вышивания, пяльцы, рукодельный маркер и канва — специальная жесткая ткань с хорошо выраженной фактурой. Канва лучше подойдет хлопковая крупного переплетения, чтобы четко выделялись дырочки. А пластиковые пяльцы, на которые будет натягиваться ткань, нужно выбрать небольшого размера, чтобы малышу было проще следить за рабочим пространством и легче координировать движения. Иглу такому юному вышивальщику можно предложить стандартную, металлическую, но обязательно приспособленную для творчества — с тупым наконечником и широким ушком, чтобы не уколоть пальчики и легко продеть нитку. Нитки дети могут выбрать по своему вкусу — шерстяные или хлопковые, мулине — это только вопрос личной эстетики. Также стоит иметь под рукой ножницы.
Ранний возраст творчеству не помеха
Если ваш кроха еще совсем мал, ему едва исполнилось 2 года — то и такой ранний возраст вполне подходит для обучения вышиванию. Нужно просто подобрать более специализированное оборудование, сводящее к минимуму риск пораниться и делающее творческий процесс максимально удобным и комфортным. Для такого малыша лучше взять пластмассовую иглу и канву. С жесткой негнущейся канвой легко обращаться, она не гнется и не требует натягивания на пяльцы, большой тупой иглой проще попасть в отверстие, в широкое игольное ушко проще вставить нитку. Кому же толстая игла уменьшит риск травматизма. Нитки стоит выбрать шерстяные — они более толстые и не так сильно скользят, как хлопковые, шерстяную нить дети проще смогут подхватить в нужны момент.
Пожалуй, именно ранний возраст является самым важным для общего детского развития — детский психолог отмечает, что именно в самые первые годы воспитание детей должно происходит особенно интенсивно, так как это закладывает основу основ — представления о устройстве любой деятельности. К тому же, именно в районе возраста 2-х лет особенно интенсивно начинает происходить речевое развитие детей. Активное продвижение мелкой моторики стимулирует мозговые центры, отвечающие за речь, и ваши дети будут получать хороший разговорный старт.
Воспитание детей творчеством — первые шаги
Для начала наглядно и подробно расскажите детям, что вы сейчас будете делать. Объясните, что такое игла, как в ней удерживается нитка, как именно игла наносит узор на ткань: «вот видишь — после иголки остается след, как от карандаша, а узелок с другой стороны не пустит ниточку убежать». Пусть дети сначала попробуют завязать узелки на отрезках ниток. Сложите нить в 2 сложения, зафиксируйте узлом оба кончика — следить за болтающимися нитями при вышивании в одну нитку малышам пока рано. Не отрезайте пока слишком длинные нити, в них также легко запутаться.
Отметьте маркером дырочки, между которыми будут располагаться ваши первые стежки. Обозначьте их и с изнанки тоже — ведь ориентироваться дети будут на 2-х поверхностях. Покажите сами весь процесс исполнения основных стежков, сопровождая каждое свое действие подробным разъяснением:
- Смотри, мы вставляем иголку в дырочку под нарисованной точкой — и тут же перехватываем ее с другой стороны. Сверху у нас будет красивый рисунок, а внизу — узелок, который ниточку удержит. Вытягиваем ниточку полностью, пока узелок не добежит до ткани внизу.
- Теперь выбираем, куда мы хотим провести нашу вшитую линию. Сюда, к этой точке? Хорошо —вставляем иголку в дырочку уже с другой стороны и протягиваем, чтобы ничего лишнего не осталось.
- Вся свободная ниточка теперь у нас находится внизу — ищем следующую точку, откуда начнем еще один стежок.
Повторив весь процесс несколько раз, дайте иглу в руки своему вышивальщику. Пяльцы пока придержите сами — дети не сразу научатся следить сразу за 3-мя объектами — иголкой, ниткой и вышиваемой поверхностью. Двигайте сами ручками ребенка, направляя каждое его движение и комментируя вслух, что именно он делает. Следите, чтобы нитка с каждой стороны вытягивалась полностью и не путалась. Хвалите за каждое удачное действие — малыш должен получить удовольствие от рукоделия! Когда движения крохи станут более уверенными, дайте ему сделать свои первые стежки самостоятельно. Подсказывайте и направляйте, но уже только на словах. Если что-то не получится — не беда, покажите, что именно нужно сделать в данный момент, чтобы исправить ситуацию. Чтобы занятие не наскучило, попробуйте менять цвета нитей и направления стежков. Так происходит развитие детей в области восприятия цветов и цветовых сочетаний.
Детский психолог о важности результата
Когда основные стежки будут освоены, дайте малышам вышить свою первую настоящую картинку. Пусть дети сами выберут дизайн, но это должно быть что-то простое — солнышко (ровный круг с прямыми лучами в один стежок), травку (стежки разного направления и разной длины), рамку вокруг картинки. Для этого нарисуйте желаемый рисунок на канве и научите малыша следовать ему. Здесь вам пригодится шов «назад иголку» — каждый следующий стежок не направляется в новое место, а возвращается к концу предыдущего, формируя таким образом непрерывную линию.
Детский психолог подтвердит, что законченный результат — это очень важно, особенно для самых первый опытов в вышивании. Это своего рода символ — ваш ребенок смог, он справился с задачей, и вот он видит уже не комок ниток в работе, а красивое изделие. Воспитание детей тоже строится вокруг таких событий — так вы сможете показать малышу, для чего именно сейчас стоит постараться и приложить еще усилия. Дети часто воспринимают слова только как абстрактность, но если вы сможете визуальным примером продемонстрировать, к какой цели он идет, если вы таким образом подкрепите его уверенность в своих силах (видишь, у тебя получилось!), то это и есть сама лучшая мотивация к любой деятельности.
Источник