О пользе знаков препинания каневский комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста № 1. 8 класс 1. Запишите текст «О пользе знаков препинания» А.Каневского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически: (1)Человек п..терял запятую, стал боят(?)ся сложных предложений. (2)Искал фразу п..проще. (3)За (не)сложными фразами пр(е/и)шли (не)сложные мысли. (4)Потом он п..терял знак восклицательный и начал гов..рить тихо, с одной интонацией. (5)Его уже ничто (не)радовало и (не)возмущало, он ко всему отн..сился без эмоций. (6)Затем он п..терял знак вопросительный и перестал зад..вать всякие вопросы. (7)Никакие события (не)вызывали его любопытства, где бы они ни происх..дили – в космос.., на Земле или даже в собственной квартир… (8)Еще через пару лет он п..терял двоеточие и перестал объ..снять людям свои поступки. (9)К концу жизн.. у него остались только кавычки. (10)Он (не)высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь ц(и/ы)тировал – так он совсем разучился мыслить и дош..л до точки. (11)Берегите знаки препинания! 2. Определите тему текста. 3. Определите идею текста. 4. Определите тип речи. 5. Определите стиль речи. 6. Укажите номер сложного предложения. Подчеркните в нём грамматические основы. 7. Выпишите из предложения №2 прилагательное. 8. Выпишите из предложения №4 наречие. 9. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению. 10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1. 11. Выполните фонетический разбор одного из существительных предложения №9 12. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы. |
Комплексный анализ текста № 2. 8 класс 1.Запишите текст, выставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически: (1) Человек, лишё(н/нн)ый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую, безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека, уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек – пл..хая мишень для злых шутников. (7) Попав в см..шное пол..жение, он (не)смутится, (не)испыта..т желания «пров..литься сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ц..нить, разв..вать и беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин, помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. . (С. Михалков) 2.Определите тему текста. 3. Определите идею текста. 4. Определите тип речи. 5. Определите стиль речи. 6. Из предложения 4 выпишите два словосочетания с типом подчинительной связи согласование. 7.Из текста выпишите одно словосочетание с типом подчинительной связи управление. 8. Выпишите из текста три причастия, выделите в них суффиксы. 9. Укажите номера трёх предложений с обособленными определениями. 10. Выпишите из текста деепричастие, выполните его морфемный разбор. 11. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. 12. Объясните схемой постановку ТИРЕ в предложении №6. 13.Выпишите из предложения 1 два кратких прилагательных; графически докажите, что они краткие. 14. Выпишите грамматическую основу предложения № 7. |
Комплексный анализ текста № 3
1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Когда зима на ледя(н/нн)ые пряжки
Застег(и/е)вает (с/з)дешние леса,
Снежинки пр(и/е)вращаются в ромашки,
Метелью заст(и/е)лая н(и/е)беса.
(2)Морозом воздух весь прониза(н/нн).
(3)Ст(о/а)ят бере(с/з)ки в ювелирном сер(и/е)бре.
(4)Пушистый солнцем снег (не)слизан,
И иней свет(и/е)тся на бриллиантовой коре.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6.Выпишите из предложения №2 грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.
7.Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в тексте.
8.Выпишите из текста два кратких причастия. Выполните их морфемный разбор.
9.Укажите номер сложноподчинённого предложения. Начертите его схему.
11.Из предложения № 4 выпишите подчинительные словосочетания с типом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ и УПРАВЛЕНИЕ.
12. Выпишите из текста четыре относительных прилагательных.
13.Выпишите из предложения № 4 слово, в котором все звуки звонкие.
14.Выполните синтаксический разбор предложения № 3.
15.Выпишите из текста пять существительных 1-го склонения.
Комплексный анализ текста № 4
1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2)Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3)Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4)Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся.
(5)В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.
7. Укажите вид односоставных предложений №1-4.
8. Укажите вид односоставного предложения № 5.
9. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.
10. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.
11. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.
12. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.
13. Выпишите из текста два глагола в форме повелительного наклонения.
14. Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени
Источник
ÇÍÀÊÈ ÏÐÅÏÈÍÀÍÈß.
×åëîâåê ïîòåðÿë çàïÿòóþ, ñòàë áîÿòüñÿ ñëîæíûõ ïðåäëîæåíèé, èñêàë ôðàçû ïîïðîùå. Çà íåñëîæíûìè ôðàçàìè ïðèøëè íåñëîæíûå ìûñëè.
Ïîòîì îí ïîòåðÿë çíàê âîñêëèöàòåëüíûé è íà÷àë ãîâîðèòü òèõî, ðîâíî, ñ îäíîé èíòîíàöèåé. Åãî óæå íè÷òî íå ðàäîâàëî è íå âîçìóùàëî, îí êî âñåìó îòíîñèëñÿ áåç ýìîöèé.
Çàòåì îí ïîòåðÿë çíàê âîïðîñèòåëüíûé è ïåðåñòàë çàäàâàòü âîïðîñû, íèêàêèå ñîáûòèÿ íå âûçûâàëè åãî ëþáîïûòñòâà, ãäå áû îíè íå ïðîèñõîäèëè: â êîñìîñå, íà çåìëå èëè äàæå â ñâîåé êâàðòèðå.
Åù¸ ÷åðåç ïàðó ëåò îí ïîòåðÿë äâîåòî÷èå è ïåðåñòàë îáúÿñíÿòü ñâîè ïîñòóïêè.
Ê êîíöó æèçíè ó íåãî îñòàëèñü òîëüêî êàâû÷êè. Îí íå âûñêàçûâàë íè îäíîé ñîáñòâåííîé ìûñëè, âñ¸ âðåìÿ êîãî-íèáóäü öèòèðîâàë. Òàê îí ñîâñåì ðàçó÷èëñÿ ìûñëèòü è äîøåë äî òî÷êè.
Áåðåãèòå çíàêè ïðåïèíàíèÿ.
ÏÎÄÇÅÌÍÛÉ ÏÅÐÅÕÎÄ.
Íà íàøåé óëèöå ñòðîèëè ïîäçåìíûé ïåðåõîä. Âñþ óëèöó ïåðåðûëè. Äâèæåíèå ïåðåêðûëè. Òðîëëåéáóñ â ñòîðîíó îòâåëè.
Íàêîíåö, çàêîí÷èëè è óñòðîèëè òîðæåñòâåííîå îòêðûòèå. Îðêåñòð ïðèãëàñèëè. Ëåíòî÷êó ó âõîäà íàòÿíóëè.
È òóò âäðóã âûÿñíèëîñü, ÷òî âûõîäà èç-ïîä çåìëè íåò, çàáûëè ñäåëàòü: î÷åíü òîðîïèëèñü ñäàòü îáúåêò äîñðî÷íî.
Íó, êîìèññèÿ, êîíå÷íî, ñòðîèòåëåé ïîæóðèëà, íî íå ëèøàòü æå âåñü êîëëåêòèâ ïðåìèè. Äà è îïÿòü æå – îðêåñòð óæå ïðèãëàø¸í, ëåíòî÷êà íàòÿíóòà. Ðåøèëè òîðæåñòâà íå îìðà÷àòü, ïåðåõîä ïðèíÿòü, à îòñóòñòâóþùèé âûõîä âíåñòè â àêò íåäîäåëîê.
Îðêåñòð ãðÿíóë ìàðø, ëåíòî÷êó ïåðåðåçàëè, è íàðîä õëûíóë âíèç, â ïåðåõîä.
Ïðàâäà, íàøëèñü íûòèêè, êîòîðûå íå õîòåëè àêò ïîäïèñûâàòü, ìîë, êàê æå òàê: ïåðåõîä áåç âûõîäà. Íî ïðåäñåäàòåëü êîìèññèè äàë èì äîñòîéíóþ îòïîâåäü:
– Âû ÷òî, â èíèöèàòèâó íàøèõ ëþäåé íå âåðèòå?.. Åñëè ïîíàäîáèòñÿ – íàéäóò âûõîä!
Ïåðåõîä ýòîò ïî ñåé äåíü ðàáîòàåò. Ìèëëèîíû ëþäåé òóäà âõîäÿò è, ïðåäñòàâüòå ñåáå, êàê-òî âûõîäÿò. Òàê ÷òî ïðåäñåäàòåëü êîìèññèè îêàçàëñÿ ïðàâ: íàäî âåðèòü â òâîð÷åñêóþ èíèöèàòèâó!
ÂÒÎÐÎÅ ÓÁÈÉÑÒÂÎ.
Ïî êîðèäîðó Óíèâåðñèòåòà âçâîëíîâàííî ïðîõàæèâàëñÿ ñìóãëîëèöûé êóð÷àâûé ïàðåí¸ê. Çà äâåðüþ çàñåäàëà ïðè¸ìíàÿ êîìèññèÿ ôèëîëîãè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà.
Âîò îòòóäà âûñêî÷èë çäîðîâåííûé óçêîëîáûé äåòèíà. Êóð÷àâûé áðîñèëñÿ ê íåìó:
– Íó, êàê?
– Íîðìàëüíî. Ïðèíÿëè. Âåäü ÿ – ìàñòåð ñïîðòà ïî øòàíãå.
Âñëåä çà äåòèíîé âûïîðõíóëà äåâóøêà â ìîäíûõ ðâàííûõ äæèíñàõ.
– Ïðîøëè?
– À êàê æå! Âåäü ìîé ïàïà ñïîíñèðîâàë ðåìîíò ýòîãî êîðïóñà.
Íàêîíåö, íàñòàëà î÷åðåäü êóð÷àâîãî. Ñ çàìèðàíèåì ñåðäöà îí ïåðåñòóïèë ïîðîã àóäèòîðèè.
– Èìÿ?.. Ôàìèëèÿ?.. – íå ïîäíèìàÿ ãëàç, ñïðîñèë ïðåäñåäàòåëüñòâóþùèé.
– Ïóøêèí… Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷.
– Ïëîõè âàøè äåëà, ìîëîäîé ÷åëîâåê. Âàøå ñî÷èíåíèå «Åâãåíèé Îíåãèí» î÷åíü ñòàðîìîäíî: «… Íî ÿ äðóãîìó îòäàíà è áóäó âåê åìó âåðíà…». Íó, êòî ýòî ñåãîäíÿ áóäåò ÷èòàòü?… Äà è ñåðèàëà èç íåãî íå ñäåëàåøü: âñåãî îäíî óáèéñòâî.
– Íî… Ìîè ëèòåðàòóðíûå íà÷èíàíèÿ ïîíðàâèëèñü Äåðæàâèíó… È Æóêîâñêèé ãîâîðèë…
– Îíè ó íàñ óæå äàâíî óâîëåíû ïî ñîêðàùåíèþ øòàòîâ… Óâû, ìîëîäîé ÷åëîâåê, íà áþäæåòíîì îòäåëåíèè âñå ìåñòà çàíÿòû. Õîòèòå íà ïëàòíîå?..
Ïàðåí¸ê çàìÿëñÿ. Åìó áûëî î÷åíü íåëîâêî, ñòûäíî, íî îí âñ¸ æå âûäàâèë èç ñåáÿ:
– ß ñåé÷àñ íèãäå íå ñëóæó…ñòåñí¸í â ñðåäñòâàõ… Íî ìíå îáåùàëè õîðîøî îïëà÷èâàåìóþ ðàáîòó… Êàìåð-þíêåðîì…
– Âîò òîãäà è ïðèõîäèòå. À ïîêà, óâû!.. – È ïðåäñåäàòåëüñòâóþùèé çà÷èòàë âûïèñêó èç ïðîòîêîëà:
– «Ïóøêèíó, Àëåêñàíäðó Ñåðãååâè÷ó, â ïðèíÿòèè íà ôèëîëîãè÷åñêèé ôàêóëüòåò îòêàçàòü. Ïðåäñåäàòåëü ïðè¸ìíîé êîìèññèè – Äàíòåñ».
Ïóøêèí óïàë, êàê ïîäñòðåëåííûé.
ÑÌÅËÎÅ ÍÀ×ÈÍÀÍÈÅ
 îäíîì ó÷ðåæäåíèè ââåëè òàêîå íîâøåñòâî: óñòðàèâàòü ïîõîðîíû æèâûì ñîòðóäíèêàì. ×òîá ëþäè ïðè æèçíè î ñåáå äîáðîå ñëîâî óñëûøàëè. Ïðè÷¸ì, öåðåìîíèþ ñîáëþäàëè ïîëíîñòüþ, îò íà÷àëà äî êîíöà. Îðêåñòð ïðèãëàøàëè, âåíêè çàêàçûâàëè: «Äîðîãîìó», «Ëþáèìîìó», «Íåçàáâåííîìó».  ãàçåòàõ ñîîáùåíèÿ ïîìåùàëè, ìîë, è ðóêîâîäñòâî, è âåñü êîëëåêòèâ âûðàæàþò ãëóáîêóþ ðàäîñòü, ÷òî æèâ¸ò è ðàáîòàåò òàêîé-òî ñîòðóäíèê. Íà ïîõîðîíàõ ïðîùàëüíûå ðå÷è ãîâîðèëè: «Âûäàþùèéñÿ ÷åëîâåê!», «Ïðåêðàñíûé ñåìüÿíèí!», «Ëþáÿùèé îòåö!»… Äåíüãè ñåìüå âûäàâàëè, êîòîðûå îáû÷íî íà íàñòîÿùèå ïîõîðîíû áåðåãóò.
Íó, êîíå÷íî, ðîäèòåëè ðàñ÷óâñòâóþòñÿ è ïëà÷óò, äåòè ðàäóþòñÿ, æåíà ãîðäèòñÿ, à ñàì ïîêîéíèê ñ÷àñòëèâ, óâåí÷àí è æèâ¸ò åù¸ ìíîãî, ìíîãî ëåò.  ýòîì ó÷ðåæäåíèè âîîáùå ñìåðòíîñòü ïðåêðàòèëàñü, êîãäà âñåõ îïàíèõèäèëè. Íî îäíàæäû ê íèì íà ñëóæáó ïîñòóïèë íîâûé ñîòðóäíèê. Ïîñòóïèë, íåäåëþ ïîðàáîòàë è óìåð. È õîòÿ åãî ìàëî çíàëè, íî ïîõîðîíû óñòðîèëè îò äóøè, êàê æèâîìó: âåíêè, îðêåñòð, ïðîùàëüíûå ðå÷è: «Äîðîãîé! Ëþáèìûé!.. Åäèíñòâåííûé!..». È ÷òî âû äóìàåòå? Íå âûäåðæàë: âñòàë, óëûáíóëñÿ è âûøåë íà ðàáîòó – íå ñìîã ñ òàêèì êîëëåêòèâîì ðàññòàòüñÿ!
Òàê ÷òî, êàê âûÿñíèëîñü, äîáðîå ñëîâî è ïîêîéíèêàì ïðèÿòíî.
Источник
Комплексный анализ текста № 1. 8 класс
1. Запишите текст «О пользе знаков препинания» А.Каневского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Человек п..терял запятую, стал боят(?)ся сложных предложений. (2)Искал фразу п..проще. (3)За (не)сложными фразами пр(е/и)шли (не)сложные мысли. (4)Потом он п..терял знак восклицательный и начал гов..рить тихо, с одной интонацией. (5)Его уже ничто (не)радовало и (не)возмущало, он ко всему отн..сился без эмоций. (6)Затем он п..терял знак вопросительный и перестал зад..вать всякие вопросы. (7)Никакие события (не)вызывали его любопытства, где бы они ни происх..дили – в космос.., на Земле или даже в собственной квартир… (8)Еще через пару лет он п..терял двоеточие и перестал объ..снять людям свои поступки. (9)К концу жизн.. у него остались только кавычки. (10)Он (не)высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь ц(и/ы)тировал – так он совсем разучился мыслить и дош..л до точки. (11)Берегите знаки препинания!
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Укажите номер сложного предложения. Подчеркните в нём грамматические основы.
7. Выпишите из предложения №2 прилагательное.
8. Выпишите из предложения №4 наречие.
9. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.
10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.
11. Выполните фонетический разбор одного из существительных предложения №9
12. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.
Комплексный анализ текста № 2. 8 класс
1.Запишите текст, выставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1) Человек, лишё(н/нн)ый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую, безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека, уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек – пл..хая мишень для злых шутников.
(7) Попав в см..шное пол..жение, он (не)смутится, (не)испыта..т желания «пров..литься сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ц..нить, разв..вать и беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин, помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. . (С. Михалков)
2.Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Из предложения 4 выпишите два словосочетания с типом подчинительной связи согласование.
7.Из текста выпишите одно словосочетание с типом подчинительной связи управление.
8. Выпишите из текста три причастия, выделите в них суффиксы.
9. Укажите номера трёх предложений с обособленными определениями.
10. Выпишите из текста деепричастие, выполните его морфемный разбор.
11. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.
12. Объясните схемой постановку ТИРЕ в предложении №6.
13.Выпишите из предложения 1 два кратких прилагательных; графически докажите, что они краткие.
14. Выпишите грамматическую основу предложения № 7.
Комплексный анализ текста № 3
1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Когда зима на ледя(н/нн)ые пряжкиЗастег(и/е)вает (с/з)дешние леса,Снежинки пр(и/е)вращаются в ромашки,Метелью заст(и/е)лая н(и/е)беса.(2)Морозом воздух весь прониза(н/нн).(3)Ст(о/а)ят бере(с/з)ки в ювелирном сер(и/е)бре.(4)Пушистый солнцем снег (не)слизан,И иней свет(и/е)тся на бриллиантовой коре.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6.Выпишите из предложения №2 грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.
7.Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в тексте.
8.Выпишите из текста два кратких причастия. Выполните их морфемный разбор.
9.Укажите номер сложноподчинённого предложения. Начертите его схему.
11.Из предложения № 4 выпишите подчинительные словосочетания с типом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ и УПРАВЛЕНИЕ.
12. Выпишите из текста четыре относительных прилагательных.
13.Выпишите из предложения № 4 слово, в котором все звуки звонкие.
14.Выполните синтаксический разбор предложения № 3.
15.Выпишите из текста пять существительных 1-го склонения.
Комплексный анализ текста № 4
1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2)Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3)Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4)Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся.
(5)В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.
7. Укажите вид односоставных предложений №1-4.
8. Укажите вид односоставного предложения № 5.
9. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.
10. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.
11. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.
12. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.
13. Выпишите из текста два глагола в форме повелительного наклонения.
14. Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени
Источник
О пользе знаков препинания Человек потерял запятую – стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! А. Каневский.
Функции знаков препинания Знаки выделения (их функции¡ ¡ обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию: две запятые и два тире (единые парные знаки), скобки, кавычки. Знаки отделения (их функции – ¡ ¡ обозначение границ между отдельными независимыми предложениями; между однородными членами предложения; между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске: точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.
Функции знаков препинания Точка Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Восклицательный ¡Передают соответствующую интонацию. знак ¡ Указывают на целевое назначение Вопросительный знак Многоточие предложения или его эмоциональные оттенки (восклицания, вопроса) ¡ ¡ Отделительная. Знак эмоционального напряжения. Подчеркивает многозначность передаваемого содержания. Сигнал преднамеренного пропуска частей.
Функции знаков препинания Запятая ¡ Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. ¡Выделение в предложении особо значимых частей. Точка с Членение текста на значимые в грамматическом и запятой смысловом отношении части. Тире ¡Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и. п. ) ¡Означает пропуск членов предложения. ¡ Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления, сопоставления в БСП. ¡Отделяет однородные члены от обобщающего слова. ¡Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность. ¡ Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения).
Функции знаков препинания Двоеточие Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП) Скобки Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения) Кавычки ¡Выделение цитат, «чужой речи» . ¡ При употреблении слова в необычном, переносном или противоположном значении.
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ¡ ¡ ¡ Задание С 2. 1 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Его цель – раскрыть важность того лингвистического материала, о котором идет речь в задании. Сочинение-рассуждение должно быть композиционно оформлено, т. е. содержать тезис, аргументы и вывод: Вступление. Прямая актуализация проблемы: формулировка основного тезиса по указанной проблеме ( «Знаки препинания в русском языке играют важную роль» ). Основная часть. Формулирование тезиса, который предстоит доказывать. ( «Я считаю, что…. » ), его обоснование с помощью примеров из исходного текста. Заключение. Вывод о справедливости высказывания о сущности данного языкового явления.
Типичные ошибки в сочинении данного типа ¡ ¡ ¡ отсутствие тезиса; отсутствие логики в расположении частей сочинения; отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста; неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями; неумение выстраивать доказательную часть сочинения; неумение использовать текст как способ аргументации.
Тезис ¡ ¡ ¡ ТЕЗИС – это кратко сформулированная мысль, истинность которой требуется доказать и в которой последовательно раскрывается его тема и основная мысль. Тезис формулируется как простое двусоставное предложение. Подлежащее – это тема текста. Сказуемое – то главное, важное (основная мысль), что будет говориться по данной теме. Тезис – это ТЕМА + ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Примеры тезисов: ¡ Многоточие ¡ ¡ ¡ ставится для обозначения незаконченности высказывания. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Запятые не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают передать смысл предложения. В данных тезисах подлежащие называют тему – многоточие, фразеологизмы, запятые. Затем следует основная мысль, которая поясняет содержание темы, выделяет самое главное в ней.
Примерный вариант сочинения- рассуждения «Зачем нужна пунктуация? » ¡ ¡ ¡ На письме без знания пунктуационных правил невозможно обойтись. Они необходимы и автору текста, чтобы выразить определенный смысл, и читателю, чтобы правильно воспринять этот смысл. Для этого используются определенные знаки препинания, подходящие по своей функции в том или ином высказывании. Как правило, выделяют разделительные и выделительные знаки препинания. Они встречаются почти в каждом тексте, в том числе и в предложенном нам. Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других. Так, с этой целью они используются в предложениях № 3, 5, 7. Выделительные знаки препинания ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) – парные знаки. Они выделяют различные отрезки речи, как, например, в предложениях № 23, 31. Как видим, при помощи знаков препинания происходит смысловое членение речи, что, несомненно, помогает нам понять текст.
Вариант работы над заданием С 2. 1 (1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий поселок. (3)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошелся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развел. (6)Мне еще по пути домой нужно было бухту обогнуть. (7)Только я из глубины бухты обратно в сторону открытого моря повернул, вижу: не пройти. (8)Сильный накат идет, волны песчаную полосу уже захлестывают своими гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море. . . (9)Одна дорога остается: вверх, на крутую скалу. (10)И вода подгоняет: она уже к сапогам подбирается, скоро голенища захлестнет. (11)Начал я вверх карабкаться. (12)А с тяжёлым рюкзаком да еще с ружьем по скалам лазить не больно-то удобно. (13)Да и смеркаться стало раньше обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я: стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и голову сломать недолго. (16)Еще немного вверх залез, остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая. (18)Да мне одному много ли надо? (19)Зато площадка удобная: скала над ней козырьком нависает, дождь не страшен, и от ветра укрытие. (20)А внизу береговую полосу совсем приливом скрыло. (21)Ну, устроился я. (22)Ружье к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель себе приготовил. . (23) «Переночую тут спокойно, – размышляю про себя, – а завтра по заре и двину дальше». (24)Вдруг я слышу: кто-то ко мне на площадку карабкается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале, кусты шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?
(27)Cмотрю: над площадкой медвежья голова поднимается! (28)Уставились мы друг на друга, и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чем медведь успел подумать, а ято думаю: «Ну все. . . (30)Сейчас он меня лапой как огребет – и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело. . . » (32)Похолодел весь и про ружье забыл. . . (33)А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная – аж скала дрогнула и брызги вверх полетели! (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки! (37)Вот уж и верно: у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький, годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу – его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребенок, голову прячет и только дрожит от страха – мелко-мелко, всей своей шкуркой. . . (41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит. (43)А волна опять как даст! (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так мы с ним – не поверите! – и задремали под вой ветра и грохот прибоя. (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался. . . (47) Вот, думаю, какая удивительная история. (48)Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек сахара всякие штуки вытворяют. (49) Это же дикий зверь! (50)А беда приперла – и к человеку сунулся. (51)Доверяет. . (52) Всегда бы так! (53)Мирно. . . (По Л. Куклину) С 2. 1. Объясните роль восклицательного знака в данном тексте.
Образец сочинения «Удивительный знак» – вот как раньше в русском языке назывался восклицательный знак. Если автор ставит его в конце предложения, то он хочет рассказать читателю о тех чувствах и эмоциях, которые его переполняли. Так, неподдельное изумление рассказчика от встречи с медведем и сложившейся ситуации передает этот знак в предложениях 27, 36, 49, а страх перед возникшей смертельной опасностью – в предложении 30. Однако медведь оказался годовалым медвежонком, до смерти перепуганным мощным штормом и нашедшим спасение рядом с человеком, который не без иронии оценивает свои первоначальные впечатления от увиденного (предложение 37). И всё-таки ощущение нереальности, невероятности произошедшего не покидает рассказчика, и он в предложении 43, удивляясь случившемуся, пытается уверить читателя в том, что всё, описанное им, было на самом деле. К сожалению, такая вот доверчивость дикого зверя – явление редкое, потому что человек сам часто становится врагом природы. Но предложение 52 ( «Всегда бы так!» ) передает чувство удовлетворения рассказчика от случившегося, желание жить в постоянной гармонии с окружающим природным миром. Таким образом, восклицательный знак ( «удивительный знак» ) возвращает читателя к своему древнему значению: удивлять, привлекать внимание.
Образец сочинения (про тире) В письменной речи часто встречается тире. Какую роль играет оно в тексте? Тире – это очень ёмкий по значению знак, выполняющий несколько важных функций. Так, в предложении 30 оно передаёт эмоциональную сторону речи – динамичность, предполагаемую быструю смену событий. С его помощью автор смог рассказать о впечатлении рассказчика от встречи с медведем. Вторая функция тире – смысловая: оно ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом, как, например, в предложениях 34, 49, 50. Тире как бы компенсирует эти пропущенные союзы (в указанных предложениях это союз поэтому). Таким образом, мы видим, что тире – знак препинания, играющий важную роль в письменной речи.
Образец сочинения (про многоточие) Многоточие – это знак интонационный, по образному выражению лингвиста А. М. Пешковского – «читаемый знак» . Так, оно обладает рядом разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. В предложениях 8, 22, 40 многоточие передаёт недосказанность мысли, вызванную различными причинами: стремлением побыстрее укрыться от шторма, предвкушением предстоящего отдыха и испугом медвежонка. Кроме того, этот знак – знак эмоционального напряжения, и эту его функцию можно проследить в предложениях 29, 31, 32. В них многоточие передаёт недоговоренность, прерванность, затрудненность мысли, вызванные большим эмоциональным напряжением, которое пережил рассказчик в смертельной, как ему показалось, опасности. В предложениях 51 и 53 многоточие передаёт многозначительность сказанного, указывает на подтекст, скрытый смысл: рассказчик явно испытывает удовольствие от такой доверчивости медвежонка, и ему хочется, чтобы человек всегда жил в мире с дикой природой. Таким образом, с помощью многоточия передается состояние персонажа, его чувства, переживания; кроме того, это приглашение автора поразмышлять, «додумать» , пофантазировать. . .
Источник