О пользе знаний конспект урока
Составили: Блохина Т.А., Чувилина Е.Ю., Заречная средняя школа.
Интегрированный урок по курсу
«Познание мира, основы экономики и финансовой грамотности»
(для 4-х классов)
Раздел 9. Школа. О пользе знаний.
Тема урока: О пользе знаний. Экономим время. Режим дня.
Цель: формировать представления учащихся о том, что образование необходимо получить каждому, о значении экономии времени;
расширять кругозор учащихся, развивать навыки ориентирования во временных отрезках;
прививать стремление к знаниям, бережное обращение со временем.
Тип урока: интегрированный.
Технологии: критическое мышление, интеграция предметов.
Формы работы: работа в группах, индивидуальная, творческая.
Методы: словесный, наглядный, практический, анализ, синтез, самостоятельная работа.
Оборудование: «Без знаний ничего не приобретается в этом мире»
А. Кунанбаев
Ход урока
1. Организационный момент, психологический настрой.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых – все края тебе раскрыты на страницах (КНИГ)
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Побуждение.
Актуализация знаний. (Мозговой штурм по материалу предыдущего параграфа.)
Доскажи пословицу «Сильный побеждает одного, умный – ….» (тысячу)
«Через всю жизнь Касым Кайсенов пронес чувство глубокой благодарности к …» (своему первому учителю)
Ученые, писатели, артисты достигают высот в жизни благодаря – ….. (знаниям)
4. Осмысление (работа в группах).
Чтение текста с использованием инсерта
Инсерт
+ знаю
V новое
! удивило
– не понял
Дети читают 1 и 2 абзац и делают записи в таблице.
+ знаю
V новое
! удивило
– не понял
Много знаний дает школа. Научились читать. Писать. Приобрели трудовые навыки.
Использование знаний в жизни.
Редко проводились концерты, фильмы.
В прошлом, когда население было безграмотным, ученики учили взрослых людей писать и составлять деловые бумаги.
Чтение с предугадыванием.
Учитель зачитывает несколько строчек из следующего абзаца.
В настоящее время и в аулах, и в селах, и в городах повсеместно проведены линии радиовещания, установлены телевизионные вышки. Но это не значит, что все свое свободное время ты должен посвящать просмотру радиопередач.
Как вы думаете, о чем будет рассказываться дальше?
Почему вы не должны все свое свободное время посвящать просмотру радиопередач?
Ответы детей.
Дочитывание абзаца.
Чтение дополнительного текста с использованием инсерта.
Время дорого человеку и он определяет время по часам. С работой часов связаны некоторые выражения. Например, говорят: «много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что ушло много времени. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам устроены песочные. Позднее появились механические часы. Они у нас разные.
Часы говорят о времени, и остановить его нельзя, как нельзя его убивать, т. е. проводить его без пользы.
Наша задача: выработать у себя чувство времени, умение использовать разумно каждый час. Каждую минуту.
Рабочая минута – отрезок времени, из минут складываются часы и годы.
За 1 мин. завод может выпустить 13 телевизоров.
Книга печается так быстро, что счет надо вести по секундам.
Книг – 2700, Обуви – 1560 пар, Часов – 77 штук.
А ведь сколько минут впустую тратится на уроках! Их ведь так мало: 45.
Отвлечешься, поговоришь с соседом вот и убежала минутка. Не приготовился к уроку вовремя – минутка ушла.
Дети заполняют таблицу.
+ знаю
V новое
! удивило
– не понял
Время дорого человеку.
Определяет по часам.
В древности существовали водяные часы.
Они были устроены в виде двух сообщающих-
ся сосудов.
Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой.
За 1 мин. –
13 телевизоров.
Книг – 2700
Обуви – 1560 пар
Часов – 77 штук.
5. Рефлексия.
Составь таблицу. Сколько понадобиться времени для следующих дел?
Просмотр телевизионных программ.
6. Домашнее задание.
Учебник «Познание мира» с. 129 прочитать, ответить на вопросы. Составить синквейн к слову ЗНАНИЯ.
Составить БУРИМЕ.
Часы даны не для… (красы),
Диктует время нам … (часы).
Чтоб вечером, ложась в ….(кровать)
Когда наступит …… (срок),
Ты мог уверенно … (сказать):
– Хороший был … (денек)!
7. Итог урока.
В заключении звучит стихотворение Н. Юркова «Минута».
Бежит
Стремглав
Минута
Минута коротка
Но за минуту можно
Найти звезду,
Жука,
Решение задач…
И редкий минерал,
Который, до сих пор еще
Никто не открывал
Источник
Классный час в 5 классе
«Роль знаний в жизни каждого человека»
Цель: способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.
Задачи:
– формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
– формировать личностную мотивацию к учебной деятельности;
– показать роль знаний в жизни человека;
– воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;
– определить место и значение знаний в жизни человека и производстве;
– воспитание чувства патриотизма, гордости за свой родной город.
Место данного классного часа в воспитательном процессе класса и школы: классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни.
Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоклип «Зачем мы ходим в школу?», диск с песней «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского), презентация, сценарий сценки, смайлики.
Ход классного часа:
- Вступительная часть.
Вот и наступил этот день. 1 сентября-День знаний и старта нового учебного года. Хочется пожелать, чтобы этот день не был причиной печали, а запомнился долгожданными веселыми встречами , задорным и звонким смехом ,новыми интересными знакомствами и пробуждением жажды к знаниям. Чтобы сил и терпения хватило на весь грядущий год! Высоких отметок ,легких контрольных , интересных уроков и верных друзей, с которыми все, что было сказано ,легко осуществится!
– Сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоклип ,который называется «Зачем мы ходим в школу ?» и подумать зачем мы ходим в школу.
1. Просмотр видеоклипа «Зачем мы ходим в школу?»
2. Диагностический опрос.
Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек. (2слайд )
На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):
Я учусь для того, чтобы все знать.
Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
– Проверьте, правильно ли вы все расставили.
(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)
(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).
3.Беседа.
– Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте определить, что будет предметом сегодняшнего разговора.
Знание — свет, а незнание — тьма.
Это известно всем.
Без знаний все люди сошли бы с ума,
Жить не смогли бы совсем
Знание — сила, тот, кто им владеет,
Всего в своей жизни добиться сумеет!
Ведь, чтобы кем-то значимым стать,
Надо немало, друзья мои, знать!
(предположения детей)
– Да, вы правы, мы будем говорить о знаниях. А что такое знание? ( 3слайд) В «Толковом словаре» Ожегова даны следующие определения этого значения: 1) результаты познания, научные сведения; 2) совокупность сведений в какой-нибудь области.
– Какие вопросы возникают у вас по этой теме?
(Зачем человеку знания? Нужны ли они вообще? Как человек может использовать свои знания? Знания помогают или мешают человеку жить? и т.д.) Учитель записывает вопросы на доске.
– А, действительно, ребята, для чего же нужны человеку знания? (ответы детей)
II. Основная часть.
– В истории существуют примеры того, как люди, обладающие глубокими и всесторонними (а иногда – энциклопедическими) знаниями, достигали больших высот.
Библейский царь Соломон (4 слайд) попросил у Бога единственное благо – знание. За это он награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.
Высокообразованными, эрудированными, людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи (5 слайд), полководец Суворов (6 слайд), ученый и поэт Ломоносов (7 слайд), великий Пушкин (8 слайд), и многие другие. Они-то как раз и являются яркими примерами великой роли знаний – того, что они могут дать человеку и как повлиять на его жизнь.
Вспомним историю Петра Великого (9 слайд). Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.
Он учился каждый день своей жизни, но учился для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.
– Но это всё история. А сейчас в современной жизни кто может стать примером того, что роль приобретенных человеком знаний огромна? (ответы детей)
– Назовите предприятия, которые работают в нашем поселке.
– Как вы думаете, а возможно ли создать такие предприятия без определенных знаний? А работать на них?
– Ребята, скажи мне какие еще примеры пользы знаний помогли стать нашему Таксимо таким, какой он есть сейчас.
(Обсуждение и ответы представителей от групп)
– А где можно приобрести необходимые знания? В каких учебных заведениях? (ответы учеников)
Уважаемые родители, может из вас кто –нибудь хочет сказать что вам дали знания в вашей жизни и чего вы добились благодаря знаниям ?
А сейчас я предлагаю посмотреть еще один видеоролик
III. Заключительная часть. Рефлексия.
– Ну что же, ребята подходит к концу наша беседа. Сегодня мы с вами поговорили о значении и роли знаний в жизни. Наш разговор об этом ещё раз подтверждает, что «Человек, вооружённый знанием, непобедим».
– Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?
– Обобщая все ваши ответы, можно прийти к выводу, что, прежде всего, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом – ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. У таких людей хорошо развита речь, недаром А. С. Пушкин отметил, что чтение – лучшее учение. Знания украшают человека, они – огромная созидающая сила.
– А теперь обратите внимание на доску, прочитайте слова известного человека В.А.Сухомлинского и постарайтесь подумать над смыслом данного изречения.
Человек должен учиться, потому что он человек.
В.А.Сухомлинский
Источник
Автор: Каракаева Фарида Буркитбаевна
Учебное заведение: школа гимназия № 31
Краткое описание работы: Привести пример о пользе знаний. Определить роль знаний в жизни человека.
Дата публикации: 2017-03-31
Загрузка…
Краткосрочное планирование № 2
Предмет: Познание мира Класс: 4 «А» Дата:11 .03.2014г.
Тема урока: О пользе знаний
Цели обучения: Привести пример о пользе знаний. Определить роль знаний в жизни человека.
Тип урока: Комбинированный.
Формы и методы: Частично – поисковый, индивидуальная работа, работа в группах.
Ожидаемый результат: Ученики знают о пользе знаний. Знают и объясняют роль знаний в жизни человека
Ресурсы , оборудование, обстановка класса: Учебник, методический материал, маркер, цветные карандаши, компьютер, плакаты, интерактивная доска, плакаты, сигнальные карточки.
Этап урока | время | Запланированные мероприятия | Оценивание |
Орг момент Актуал. Знаний Найди половинку | 1 мин | Психологический настрой Всем, всем – добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | |
3 мин | Парная работа. Каждому ученику раздается половина пословицы (одно строчка), они должны найти вторую половинку пословицы. 1. Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2. Не гордись званием, а гордись знанием. 3.Красна птица перьями, а человек – знанием. 4.Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает. 5. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется. 6. Знаешь – говори, а не знаешь – слушай. 7. Золото добывают из земли, а знания – из книги. Что вы поняли и узнали из данных пословиц? О пользе знаний | Оцениваем по методу «Большой палец». | |
Целеполагание | 2 мин | Какие цели мы перед собой поставим? ( слайд 2) 1. Приводить примеры о пользе знаний 2. Узнаем о важности знании в жизни человека. У вас будет возможность проявить свои творческие способности : составлять рассказ, высказать свою мысль, дать полет фантазии, организовать и оценить свою работу на уроке. | |
Новая тема «Игра Корреспондент » | 10 мин | Работа в парах. На постере изобразить изученную информацию. Каждая пара получает задание по учебнику: 1. Нарисуйте 2. Придумать короткое названия к своему рисунку. 3. Коротко объяснить суть изображенного. | критерии оценивания работы |
15мин | Защита выступление спикеров ( 4 мин) Вопросы Достигнуты ли цели? | Каждая пара оценивает работы других пар по пятибалльной шкале ( на стикерах) | |
Ромашка Блума | 7мин | 1. Что мы получаем в школе? ( Знания) 2. Если я правильно поняла, то в школе … ( мы получаем знания) 3. Ты действительно думаешь, что в школе мы получаем знания? 4. Почему мы в школе получаем знания? ( потому что учителя по разным предметам дают нам знания) 5. Что бы изменилось если мы изучали математику? ( Мы бы не могли считать и решать примеры) 6. Как вы относитесь тому чтобы самостоятельно дополнить свои знания и каким способом? (посещать библиотеку, искать нужный материал в интернете) | Формативное «Светофор» три цвета самооценивание |
Закрепление «Банк идей» | 5 мин | 1. Как ты считаешь, кто дал тебе больше всех знаний? 2. Чему ты у него научился? 3. Есть ли польза от твоей учебы родителям? Дети пишут свои вопросы или идеи по этой теме. | |
Рефлексия | 2 мин | Ученики записывают на стикерах, что им было трудно, что понравилось, чему научились. Выбирают три смайлика ( улыбающийся, серьезный и грустный) |
Просмотреть свитедельство о публикации
Источник
Классный час в 4 классе
«Роль знаний в жизни каждого человека»
Цель: способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.
Задачи:
– формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
– формировать личностную мотивацию к учебной деятельности;
– показать роль знаний в жизни человека;
– воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;
– определить место и значение знаний в жизни человека и производстве;
– воспитание чувства патриотизма, гордости за свой родной город.
Место данного классного часа в воспитательном процессе класса и школы: классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни.
Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоклип «Зачем мы ходим в школу?», диск с песней «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского), презентация, сценарий сценки, смайлики.
Ход классного часа:
I. Вступительная часть.
1. Просмотр видеоклипа «Зачем мы ходим в школу?»
2. Диагностический опрос.
Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек. (2слайд )
На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):
Я учусь для того, чтобы все знать.
Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
– Проверьте, правильно ли вы все расставили.
(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)
(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).
3.Беседа.
– Ребята, послушайте стихотворение в исполнении … и попробуйте определить, что будет предметом сегодняшнего разговора.
Знание — свет, а незнание — тьма.
Это известно всем.
Без знаний все люди сошли бы с ума,
Жить не смогли бы совсем
Знание — сила, тот, кто им владеет,
Всего в своей жизни добиться сумеет!
Ведь, чтобы кем-то значимым стать,
Надо немало, друзья мои, знать!
(предположения детей)
– Да, вы правы, мы будем говорить о знаниях. А что такое знание? ( 3слайд) В «Толковом словаре» Ожегова даны следующие определения этого значения: 1) результаты познания, научные сведения; 2) совокупность сведений в какой-нибудь области.
– Какие вопросы возникают у вас по этой теме?
(Зачем человеку знания? Нужны ли они вообще? Как человек может использовать свои знания? Знания помогают или мешают человеку жить? и т.д.) Учитель записывает вопросы на доске.
– А, действительно, ребята, для чего же нужны человеку знания? (ответы детей)
II. Основная часть.
– В истории существуют примеры того, как люди, обладающие глубокими и всесторонними (а иногда – энциклопедическими) знаниями, достигали больших высот.
Библейский царь Соломон (4 слайд) попросил у Бога единственное благо – знание. За это он награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.
Высокообразованными, эрудированными, людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи (5 слайд), полководец Суворов (6 слайд), ученый и поэт Ломоносов (7 слайд), великий Пушкин (8 слайд), и многие другие. Они-то как раз и являются яркими примерами великой роли знаний – того, что они могут дать человеку и как повлиять на его жизнь.
Вспомним историю Петра Великого (9 слайд). Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.
Он учился каждый день своей жизни, но учился для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.
– Но это всё история. А сейчас в современной жизни кто может стать примером того, что роль приобретенных человеком знаний огромна? (ответы детей)
– Назовите предприятия, которые работают в нашем городе.
– Как вы думаете, а возможно ли создать такие предприятия без определенных знаний? А работать на них?
– Обсудите в группах, какие еще примеры пользы знаний помогли стать нашему Торопцу таким, какой он есть сейчас.
(Обсуждение и ответы представителей от групп)
– А где можно приобрести необходимые знания? В каких учебных заведениях? (ответы учеников)
– Предлагаю посмотреть маленький эпизод из жизни одного пятиклассника (роли распределяются между желающими играть в сценке). (Приложение 1)
III. Заключительная часть. Рефлексия.
– Ну что же, ребята подходит к концу наша беседа. Сегодня мы с вами поговорили о значении и роли знаний в жизни. Наш разговор об этом ещё раз подтверждает, что «Человек, вооружённый знанием, непобедим».
– Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать? Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?
– Покажите смайлик, который отражает ваше настроение. Почему?
– Обобщая все ваши ответы, можно прийти к выводу, что, прежде всего, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом – ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. У таких людей хорошо развита речь, недаром А. С. Пушкин отметил, что чтение – лучшее учение. Знания украшают человека, они – огромная созидающая сила.
– А теперь обратите внимание на доску, прочитайте слова известного человека В.А.Сухомлинского и постарайтесь подумать над смыслом данного изречения.
Человек должен учиться, потому что он человек.
В.А.Сухомлинский
Рудина Светлана Витальевна (МБОУ ТР СОШ №2)
Источник