О пользе знаний конспект урока

О пользе знаний конспект урока thumbnail

Составили: Блохина Т.А., Чувилина Е.Ю., Заречная средняя школа.

Интегрированный урок по курсу

«Познание мира, основы экономики и финансовой грамотности»

(для 4-х классов)

Раздел 9. Школа. О пользе знаний.

Тема урока: О пользе знаний. Экономим время. Режим дня.

Цель: формировать представления учащихся о том, что образование необходимо получить каждому, о значении экономии времени;

расширять кругозор учащихся, развивать навыки ориентирования во временных отрезках;

прививать стремление к знаниям, бережное обращение со временем.

Тип урока: интегрированный.

Технологии: критическое мышление, интеграция предметов.

Формы работы: работа в группах, индивидуальная, творческая.

Методы: словесный, наглядный, практический, анализ, синтез, самостоятельная работа.

Оборудование: «Без знаний ничего не приобретается в этом мире»

А. Кунанбаев

Ход урока

1. Организационный момент, психологический настрой.

Хочешь плыть по океанам,

Опускаться в глубину,

Побывать во многих странах

И домчаться на Луну,

Быть отважным следопытом

В чащах вековых – все края тебе раскрыты на страницах (КНИГ)

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Побуждение.

Актуализация знаний. (Мозговой штурм по материалу предыдущего параграфа.)

  • Доскажи пословицу «Сильный побеждает одного, умный – ….» (тысячу)

  • «Через всю жизнь Касым Кайсенов пронес чувство глубокой благодарности к …» (своему первому учителю)

  • Ученые, писатели, артисты достигают высот в жизни благодаря – ….. (знаниям)

4. Осмысление (работа в группах).

  • Чтение текста с использованием инсерта

Инсерт

+ знаю

V новое

! удивило

– не понял

Дети читают 1 и 2 абзац и делают записи в таблице.

+ знаю

V новое

! удивило

– не понял

Много знаний дает школа. Научились читать. Писать. Приобрели трудовые навыки.

Использование знаний в жизни.

Редко проводились концерты, фильмы.

В прошлом, когда население было безграмотным, ученики учили взрослых людей писать и составлять деловые бумаги.

  • Чтение с предугадыванием.

Учитель зачитывает несколько строчек из следующего абзаца.

В настоящее время и в аулах, и в селах, и в городах повсеместно проведены линии радиовещания, установлены телевизионные вышки. Но это не значит, что все свое свободное время ты должен посвящать просмотру радиопередач.

  1. Как вы думаете, о чем будет рассказываться дальше?

  2. Почему вы не должны все свое свободное время посвящать просмотру радиопередач?

Ответы детей.

Дочитывание абзаца.

  • Чтение дополнительного текста с использованием инсерта.

Время дорого человеку и он определяет время по часам. С работой часов связаны некоторые выражения. Например, говорят: «много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что ушло много времени. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам устроены песочные. Позднее появились механические часы. Они у нас разные.

Часы говорят о времени, и остановить его нельзя, как нельзя его убивать, т. е. проводить его без пользы.

Наша задача: выработать у себя чувство времени, умение использовать разумно каждый час. Каждую минуту.

Рабочая минута – отрезок времени, из минут складываются часы и годы.

За 1 мин. завод может выпустить 13 телевизоров.

Книга печается так быстро, что счет надо вести по секундам.

Книг – 2700, Обуви – 1560 пар, Часов – 77 штук.

А ведь сколько минут впустую тратится на уроках! Их ведь так мало: 45.

Отвлечешься, поговоришь с соседом вот и убежала минутка. Не приготовился к уроку вовремя – минутка ушла.

Дети заполняют таблицу.

+ знаю

V новое

! удивило

– не понял

Время дорого человеку.

Определяет по часам.

В древности существовали водяные часы.

Они были устроены в виде двух сообщающих-

ся сосудов.

Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой.

За 1 мин. –

13 телевизоров.

Книг – 2700

Обуви – 1560 пар

Часов – 77 штук.

5. Рефлексия.

  • Составь таблицу. Сколько понадобиться времени для следующих дел?

Просмотр телевизионных программ.

6. Домашнее задание.

Учебник «Познание мира» с. 129 прочитать, ответить на вопросы. Составить синквейн к слову ЗНАНИЯ.

Составить БУРИМЕ.

Часы даны не для… (красы),

Диктует время нам … (часы).

Чтоб вечером, ложась в ….(кровать)

Когда наступит …… (срок),

Ты мог уверенно … (сказать):

– Хороший был … (денек)!

7. Итог урока.

В заключении звучит стихотворение Н. Юркова «Минута».

Бежит

Стремглав

Минута

Минута коротка

Но за минуту можно

Найти звезду,

Жука,

Решение задач…

И редкий минерал,

Который, до сих пор еще

Никто не открывал

Источник

Классный час в 5 классе

«Роль знаний в жизни каждого человека»

Цель: способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.

 Задачи:

– формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

– формировать личностную мотивацию к учебной деятельности;

– показать роль знаний в жизни человека;

– воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;

– определить место и значение знаний в жизни человека и производстве;

–  воспитание чувства патриотизма, гордости за свой родной город.

Место данного классного  часа в воспитательном процессе  класса и школы: классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни.

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоклип «Зачем мы ходим в школу?», диск с песней «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского), презентация, сценарий сценки, смайлики.

Ход классного часа:

  1. Вступительная часть.

Вот и наступил этот день. 1 сентября-День знаний и старта нового учебного года. Хочется пожелать, чтобы этот день не был причиной печали, а запомнился долгожданными веселыми встречами , задорным и звонким смехом ,новыми интересными знакомствами и пробуждением жажды к знаниям. Чтобы сил и терпения хватило на весь грядущий год! Высоких отметок ,легких контрольных , интересных уроков и верных друзей, с которыми все, что было сказано ,легко осуществится!

Читайте также:  Боярышник в свежем виде польза

– Сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоклип ,который называется «Зачем мы ходим в школу ?» и подумать зачем мы ходим в школу.

1. Просмотр видеоклипа «Зачем мы ходим в школу?»

2. Диагностический опрос.

         Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек. (2слайд )

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

     – Проверьте, правильно ли вы все расставили.

(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)

(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

3.Беседа.

– Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте определить, что будет предметом сегодняшнего разговора.

Знание — свет, а незнание — тьма.

Это известно всем.

Без знаний все люди сошли бы с ума,

Жить не смогли бы совсем

Знание — сила, тот, кто им владеет,

Всего в своей жизни добиться сумеет!

Ведь, чтобы кем-то значимым стать,

Надо немало, друзья мои, знать!

(предположения детей)

– Да, вы правы, мы будем говорить о знаниях. А что такое знание? ( 3слайд) В «Толковом словаре» Ожегова даны следующие определения этого значения: 1) результаты познания, научные сведения; 2) совокупность сведений в какой-нибудь области.

– Какие вопросы возникают у вас по этой теме?

(Зачем человеку знания? Нужны ли  они вообще? Как человек может использовать свои знания? Знания помогают или мешают человеку жить? и т.д.)  Учитель записывает вопросы на доске.

– А, действительно, ребята, для чего же нужны человеку знания? (ответы детей)

II. Основная часть.

– В истории существуют примеры того, как люди, обладающие глубокими и всесторонними (а иногда – энциклопедическими) знаниями, достигали больших высот.

Библейский царь Соломон (4 слайд) попросил у Бога единственное благо – знание. За это он награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Высокообразованными, эрудированными, людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи (5 слайд), полководец Суворов  (6 слайд),  ученый и поэт Ломоносов (7 слайд),  великий Пушкин (8 слайд), и многие другие. Они-то как раз и являются яркими примерами великой роли знаний – того, что они могут дать человеку и как повлиять на его жизнь.

Вспомним историю Петра Великого (9 слайд). Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.

Он учился каждый день своей жизни, но учился для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.

– Но это всё история. А сейчас в современной жизни  кто может стать примером того, что роль приобретенных человеком знаний огромна? (ответы детей)

– Назовите предприятия, которые работают в нашем поселке.

– Как вы думаете, а возможно ли создать такие предприятия без определенных знаний? А работать на них?

– Ребята, скажи мне  какие еще примеры пользы знаний помогли стать нашему Таксимо таким, какой он есть сейчас.

(Обсуждение и ответы представителей от групп)

– А где можно приобрести необходимые знания? В каких учебных заведениях? (ответы учеников)

Уважаемые родители, может из вас кто –нибудь хочет сказать что вам дали знания в вашей жизни и чего вы добились благодаря знаниям ?

А сейчас я предлагаю посмотреть еще один видеоролик

III. Заключительная часть. Рефлексия.

– Ну что же, ребята подходит к концу наша беседа. Сегодня мы с вами поговорили о значении и роли знаний в жизни. Наш разговор об этом ещё раз подтверждает, что «Человек, вооружённый знанием, непобедим».

– Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать?  О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?

Читайте также:  Глазные капли эмоксипин польза и вред

–  Обобщая все ваши ответы, можно прийти к выводу, что, прежде всего, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом – ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. У таких людей хорошо развита речь, недаром А. С. Пушкин отметил, что чтение – лучшее учение. Знания украшают человека, они – огромная созидающая сила.

– А теперь обратите внимание на доску, прочитайте слова известного человека В.А.Сухомлинского  и постарайтесь подумать над  смыслом данного  изречения.

                  Человек должен учиться, потому что он человек.

В.А.Сухомлинский

Источник

Автор: Каракаева Фарида Буркитбаевна
Учебное заведение: школа гимназия № 31
Краткое описание работы: Привести пример о пользе знаний. Определить роль знаний в жизни человека.
Дата публикации: 2017-03-31

Загрузка…

Краткосрочное планирование № 2

Предмет: Познание мира                                                                  Класс: 4 «А»                                                                    Дата:11 .03.2014г.

Тема урока:   О пользе знаний

Цели  обучения: Привести пример о пользе знаний. Определить роль знаний в жизни человека.

Тип урока: Комбинированный.                                            

Формы и методы: Частично – поисковый, индивидуальная  работа, работа в группах.

Ожидаемый результат: Ученики знают о пользе знаний. Знают и объясняют  роль знаний в жизни человека

Ресурсы , оборудование, обстановка класса: Учебник,  методический материал, маркер, цветные карандаши, компьютер, плакаты,   интерактивная доска, плакаты, сигнальные карточки.

Этап урока

время

Запланированные мероприятия

Оценивание

Орг момент

Актуал. Знаний

Найди половинку

1 мин

Психологический настрой

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

3 мин

 Парная работа. Каждому ученику раздается половина пословицы (одно строчка), они должны  найти вторую половинку пословицы.

1. Мир освещается солнцем, а человек знанием.

2. Не гордись званием, а гордись знанием.

3.Красна птица перьями, а человек – знанием.

4.Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.

5. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

6. Знаешь – говори, а не знаешь – слушай.

7. Золото добывают из земли, а знания – из книги.

Что вы поняли и узнали из данных пословиц?  О пользе знаний

 Оцениваем по методу «Большой палец».

Целеполагание

2 мин

Какие цели мы перед собой поставим?  ( слайд 2)

1. Приводить примеры о пользе знаний

2. Узнаем о важности знании в жизни человека.

У вас будет возможность проявить свои творческие способности : составлять рассказ, высказать свою мысль, дать полет фантазии, организовать и оценить свою работу на уроке.

Новая тема

«Игра Корреспондент »

10 мин

Работа в парах. На постере изобразить изученную информацию.

Каждая пара получает задание по учебнику:

1.      Нарисуйте

2.      Придумать короткое названия к своему рисунку.

3.      Коротко объяснить суть изображенного.

 критерии оценивания работы

15мин

Защита  выступление спикеров ( 4 мин)

Вопросы

Достигнуты ли цели?

Каждая пара оценивает работы других пар по пятибалльной шкале ( на стикерах)

Ромашка Блума

7мин

       1. Что мы получаем в школе? ( Знания)

        2. Если я правильно поняла, то в школе … ( мы получаем знания)

  3. Ты действительно думаешь, что в школе мы получаем знания?

  4. Почему мы в школе получаем знания? ( потому что учителя по разным предметам дают нам знания)

  5. Что бы изменилось если мы изучали математику? ( Мы бы не могли  считать и решать примеры)

  6. Как вы относитесь тому чтобы самостоятельно дополнить свои знания и каким способом?

(посещать библиотеку, искать нужный материал в интернете)

Формативное «Светофор» три цвета самооценивание

Закрепление

«Банк идей»

5 мин

1.    Как ты считаешь, кто дал тебе больше всех знаний?

2.    Чему ты у него научился?

3.    Есть ли польза от твоей учебы родителям?

Дети пишут свои вопросы или идеи по этой теме.

Рефлексия

2 мин

Ученики записывают на стикерах, что им было трудно, что понравилось, чему научились. Выбирают три смайлика ( улыбающийся, серьезный и грустный)

Просмотреть свитедельство о публикации

Источник

Классный час в 4 классе

«Роль знаний в жизни каждого человека»

Цель: способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.

 Задачи:

– формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

– формировать личностную мотивацию к учебной деятельности;

– показать роль знаний в жизни человека;

– воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;

– определить место и значение знаний в жизни человека и производстве;

–  воспитание чувства патриотизма, гордости за свой родной город.

Место данного классного  часа в воспитательном процессе  класса и школы: классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни.

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоклип «Зачем мы ходим в школу?», диск с песней «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского), презентация, сценарий сценки, смайлики.

Ход классного часа:

I. Вступительная часть.

1. Просмотр видеоклипа «Зачем мы ходим в школу?»

2. Диагностический опрос. 

         Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек. (2слайд )

Читайте также:  Молочные белки польза и вред

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

     – Проверьте, правильно ли вы все расставили.

(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)

(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

3.Беседа.

– Ребята, послушайте стихотворение в исполнении … и попробуйте определить, что будет предметом сегодняшнего разговора.

Знание — свет, а незнание — тьма.
Это известно всем.
Без знаний все люди сошли бы с ума,
Жить не смогли бы совсем

Знание — сила, тот, кто им владеет,
Всего в своей жизни добиться сумеет!
Ведь, чтобы кем-то значимым стать,
Надо немало, друзья мои, знать!

(предположения детей)

– Да, вы правы, мы будем говорить о знаниях. А что такое знание? ( 3слайд) В «Толковом словаре» Ожегова даны следующие определения этого значения: 1) результаты познания, научные сведения; 2) совокупность сведений в какой-нибудь области.

– Какие вопросы возникают у вас по этой теме?

(Зачем человеку знания? Нужны ли  они вообще? Как человек может использовать свои знания? Знания помогают или мешают человеку жить? и т.д.)  Учитель записывает вопросы на доске.

– А, действительно, ребята, для чего же нужны человеку знания? (ответы детей)

II. Основная часть.

– В истории существуют примеры того, как люди, обладающие глубокими и всесторонними (а иногда – энциклопедическими) знаниями, достигали больших высот.

Библейский царь Соломон (4 слайд) попросил у Бога единственное благо – знание. За это он награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Высокообразованными, эрудированными, людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи (5 слайд), полководец Суворов  (6 слайд),  ученый и поэт Ломоносов (7 слайд),  великий Пушкин (8 слайд), и многие другие. Они-то как раз и являются яркими примерами великой роли знаний – того, что они могут дать человеку и как повлиять на его жизнь.

Вспомним историю Петра Великого (9 слайд). Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.

Он учился каждый день своей жизни, но учился для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.

– Но это всё история. А сейчас в современной жизни  кто может стать примером того, что роль приобретенных человеком знаний огромна? (ответы детей)

– Назовите предприятия, которые работают в нашем городе.

– Как вы думаете, а возможно ли создать такие предприятия без определенных знаний? А работать на них?

– Обсудите в группах, какие еще примеры пользы знаний помогли стать нашему Торопцу таким, какой он есть сейчас.

(Обсуждение и ответы представителей от групп)

– А где можно приобрести необходимые знания? В каких учебных заведениях? (ответы учеников)

– Предлагаю посмотреть маленький эпизод из жизни одного пятиклассника (роли распределяются между желающими играть в сценке). (Приложение 1)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

– Ну что же, ребята подходит к концу наша беседа. Сегодня мы с вами поговорили о значении и роли знаний в жизни. Наш разговор об этом ещё раз подтверждает, что «Человек, вооружённый знанием, непобедим».

– Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать?  Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?

– Покажите смайлик, который отражает ваше настроение. Почему?

–  Обобщая все ваши ответы, можно прийти к выводу, что, прежде всего, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом – ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. У таких людей хорошо развита речь, недаром А. С. Пушкин отметил, что чтение – лучшее учение. Знания украшают человека, они – огромная созидающая сила.

– А теперь обратите внимание на доску, прочитайте слова известного человека В.А.Сухомлинского  и постарайтесь подумать над  смыслом данного  изречения.

                  Человек должен учиться, потому что он человек.

В.А.Сухомлинский

Рудина Светлана Витальевна (МБОУ ТР СОШ №2)

Источник