Оплата в пользу третьего лица нерезидента

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются в соответствии с законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173) и рядом других правовых актов. Об особенностях осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с учетом последних изменений читайте в данной статье.

За исключением каких случаев запрещены валютные операции между резидентами?

В соответствии с п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами в России находятся под запретом, за исключением ограниченного числа случаев.

Валютные операции между резидентами разрешено проводить:

  • В следующих случаях:
    • при перечислении рублей с открытого за пределами России счета одного резидента на счет другого, открытого в России, и наоборот, с российского счета на тот, который открыт за границей;
    • при перечислении рублей со счета резидента, открытого за рубежом, на такой же заграничный счет другого резидента;
    • юридическим лицам — резидентам при осуществлении следующих валютных операций со средствами, зачисленными на их заграничные счета:
      • по выплате заработной платы сотрудникам своего представительства, расположенного за границей;
      • по возмещению и оплате командировочных расходов сотрудников заграничных представительств, командированных на территорию страны, где находится представительство, либо в иное место, за исключением командировок по России;
      • наличные расчеты (в т. ч. и в иностранной валюте) при осуществлении сделок с физическими лицами — резидентами, находящимися заграницей, и заграничными филиалами (представительствами) других юридических лиц — резидентов;
    • физическим лицам — резидентам при осуществлении любых валютных операций со средствами, зачисленными на их заграничные счета, за исключением операций по передаче активов и выполнению работ (услуг) на территории России;
    • физическим лицам — резидентам через свои счета, открытые в уполномоченных банках, при любых расчетах, кроме:
      • дарения валюты стране и обществу либо близким родственникам и супругам;
      • завещания/получения валюты по наследству;
      • приобретения валютных ценностей для целей коллекционирования;
      • осуществления перевода средств без открытия счета иностранной валюты из России или получения иностранной валюты в России в качестве перевода, поскольку Центробанк устанавливает ограничение на суммы таких переводов.
  • При совершении расчетов в магазине дьюти-фри, а также при продаже товаров (оказании услуг) по пути следования транспортного средства за границей.
  • При комиссионной торговле, если предметом договора комиссии является заключение соглашения и выполнение обязательств по нему с нерезидентом по поставке товаров (оказанию услуг, передаче прав на интеллектуальную собственность и информацию), в т. ч. при возврате комитентам денежных средств в связи с неисполнением комиссионного договора.
  • При оказании экспедиторских и транспортных услуг, в т. ч. по фрахтованию (при ввозе/вывозе груза из России или его транзитном перемещении по российской территории). Сюда же относятся и страховые платежи по этим грузам.
  • На специально организованных торгах — операции с внешними ЦБ, права на которые учтены в депозитариях.
  • Операции с учтенными в депозитариях внешними ЦБ, а также проведение расчетов за них в рублях.
  • При уплате налогов, сборов и взносов в федеральный (муниципальный, местный) бюджет в иностранной валюте.
  • При осуществлении выплат по внешним ЦБ, кроме вексельных.
  • При компенсации и оплате командировочных при выезде за пределы России по служебной необходимости, а также при возврате подотчетным лицом части неизрасходованного аванса. С 02.12.2019 данные операции можно проводить в наличной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках (закон от 02.12.2019 № 398-ФЗ).
  • Для обеспечения функционирования дипломатических и консульских представительств.
  • При переводе физическим лицом — резидентом из России валюты в сумме, не превышающей 5000 долларов США (или в другой валюте в эквиваленте по курсу Центробанка) на заграничный счет другого физического лица — резидента.
  • Перевод иностранной валюты в Россию с заграничных счетов физического лица — резидента на счета иных физических лиц — резидентов, открытых в уполномоченных банках.
  • Для компенсации расходов и оплаты труда работников, которые выехали за пределы России, если их работа связана с постоянными разъездами.
  • При осуществлении расчетов между транспортными компаниями и клиентами за границей (физическими лицами и представительствами юридических лиц, созданных согласно федеральному законодательству России) по контрактам о перевозке.
  • При переводе инвалюты физлицами-резидентами со своих счетов в уполномоченных банках на такие счета своих близких родственников и супругов.
  • При осуществлении перевода иностранной валюты на банковские счета в уполномоченных банках диппредставительств и консульств за переделами России и на счета госпредставительств России при межправительственных учреждениях со счетов в уполномоченных банках, открытых госорганами исполнительной власти, которые функционируют за границей через собственные представительства, для выплаты зарплаты. А также при осуществлении таких переводов в обратном направлении — со счетов диппредставительств и консульств.
  • При внесении/возврате разного рода обеспечения (клирингового, коллективного или индивидуального) и в виде взноса в имущественный пул.
  • При расчетах, сделанных по итогам проведенного клиринга, а также взаимоотношениях по комиссионным договорам, предметом которых являются обязательства, исполняемые по итогам клиринга.
  • При исполнении/прекращении договоров — производных финансовых инструментов в случае, если одной стороной договора выступает уполномоченный банк (профессиональный участник рынка ЦБ).
  • При приобретении и отчуждении валютных ценностей, выступающих в качестве обеспечения исполнения обязательства, предусмотренного договором репо, договором, являющимся производным финансовым инструментом, и (или) договором иного вида, заключенными на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором), при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Читайте также:  Желтки яиц вред и польза и вред

Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Подробнее о том, что такое валютные операции, можно узнать из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Валютные счета: есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?

Не имеют ограничений валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, если они касаются:

  • кредитных отношений (уплаты процентов, штрафов и пени, получения/возврата кредита);
  • внесения/снятия денежных средств со счетов в банках;
  • получения банковских гарантий, выполнения резидентом обязанностей поручителя, залогодателя;
  • покупки векселей, выписанных уполномоченными банками, истребования платежа по ним при предъявлении;
  • приобретения/продажи иностранной валюты и чеков в обмен на российские рубли;
  • уплаты комиссионного вознаграждения банкам.

Резиденты вправе проводить расчеты при помощи открытых в уполномоченных банках счетов в любой иностранной валюте. В случае необходимости они могут проводить конверсионные операции по согласованному с банками курсу. При этом не имеет значения, в какой именно иностранной валюте был открыт счет.

Уполномоченные банки, которые сами являются профессиональными участниками рынка ЦБ, могут самостоятельно открывать и обслуживать собственные брокерские счета, необходимые нерезидентам, которые являются их клиентами, с целью учета денежных средств. Кроме того, сами профессиональные участники рынка ЦБ открывают в своих уполномоченных банках специальные счета для учета денег при совершении брокерских сделок.

В случае нарушения условий совершения валютных операций, в частности сроков зачисления средств на счета резидентов, к правонарушителям могут применяться санкции, для расчета которых используется ставка рефинансирования Центробанка.

Подробнее об этой ставке читайте в статье «Информация о ставке рефинансирования ЦБ РФ».

Разрешен ли валютный заем между резидентами?

При оформлении валютного займа заимодавец передает заемщику некоторую сумму в иностранной валюте при условии ее возврата через установленный период. Подобные займы могут предоставляться на процентной или безвозмездной основе.

Проведение валютных операций между резидентами РФ, к которым причисляются и займы в иностранной валюте, не допускаются. Однако в п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ предусмотрены исключения, позволяющие резидентам получать кредиты в валюте в уполномоченных финансовых учреждениях при оформлении соответствующих соглашений. То есть если такой заем берется в банке, нарушения законодательства не происходит.

Если же договор займа заключается между 2 хозяйствующими субъектами — резидентами, в нем должны присутствовать исключительно рублевые суммы. При желании указать их в валюте на момент расчетов окончательную сумму следует привязать к курсу валюты по ЦБ РФ.

Если же валютная операция по оформлению займа осуществляется между резидентом и нерезидентом РФ, по ней ограничений нет.

Особенности осуществления валютных операций между нерезидентами

В соответствии со ст. 10 закона № 173-ФЗ валютные операции между нерезидентами разрешены в России без каких-либо ограничений. Так, нерезиденты могут свободно переводить друг другу иностранную валюту и российские рубли с/на банковские счета в уполномоченных банках на/с заграничных счетов. Также нет ограничений относительно произведения расчетов между нерезидентами без открытия банковских счетов как при получении средств из-за границы, так и при переводе валюты и рублей за границу.

Нерезидентам разрешены любые операции с внутренними ЦБ на территории России при условии соблюдения федерального антимонопольного законодательства. При этом нерезиденты должны осуществлять валютные операции между собой с использованием рублей лишь через банковские счета, открытые в РФ.

О том, какие налоги с взносами надлежит уплачивать нерезидентам на территории Российской Федерации, читайте в материалах:

  • «Страховые взносы и налоги для нерезидентов»;
  • «НДФЛ с нерезидентов РФ в 2021 году».

Порядок осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами

В России не ограничиваются валютные операции между резидентами и нерезидентами. Исключение составляют случаи, когда определенные ограничения установлены для предотвращения уменьшения валютных запасов в России.

До 2006–2007 годов действовало гораздо больше таких ограничений. Однако на сегодняшний день осталось лишь ограничение, указанное в ст. 11 закона № 173-ФЗ. В частности, сделки по приобретению или продаже иностранной валюты, а также чеков в такой валюте могут проводиться только через банки, уполномоченные на совершение валютных операций.

Кроме того, Центробанк устанавливает для кредитно-финансовых учреждений ряд требований по документальному оформлению сделок с наличной иностранной валютой. Так, финансовым регулятором предусмотрено требование о проведении обязательной идентификации персоны, покупающей или продающей иностранную валюту. Персональные данные могут вноситься в документы, оформляемые при совершении сделок с иностранной наличностью.

Все заграничные транзакции между резидентами и нерезидентами подлежат валютному контролю. Подробности — в материале «Валютный контроль при переводе денег за границу».

Итоги

Подводя итоги, можно сделать вывод, что валютные операции между резидентами запрещены, за исключением ограниченного числа случаев. Все эти исключения перечислены в законе № 173-ФЗ и могут быть расширены только путем внесения изменений в указанный закон.

Читайте также:  В чем польза рыбы корюшка

Что касается валютных операций между резидентами и нерезидентами, а также расчетов, проводимых нерезидентами между собой, то существенных ограничений для них нет. Имеется лишь ряд требований по оформлению совершаемых сделок.

При оформлении сделок с валютными ценностями и валютой (иностранной и российской) потребуется указание кодов видов валютных операций, с которыми можно ознакомиться в статье «Справочник кодов видов валютных операций (2020  – 2021)».

Данные требования, а также порядок оформления и бланки необходимой документации детально расписаны в нормативных актах, издаваемых федеральным финансовым регулятором.

Источники:

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ

Источник

Ответ

В силу положений статьи 153 ГК РФ взаимозачет представляет собой сделку, направленную на прекращение прав и обязанностей субъектов хозяйственной деятельности. При этом гражданское законодательство не рассматривает взаимозачет как самостоятельную сделку, а относит к одному из способов прекращения обязательств.

Как указано в статье 410 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования.

В данном случае встречные обязательства имеются:

– между Организацией и белорусской компанией;

– между белорусской компанией и ее кредитором.

Таким образом, поскольку встречные требования между Организацией и кредитором белорусской компании отсутствуют, то

проведение взаимозачета невозможно

.

В соответствии со статьей 313 ГК РФ

исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо

, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

В рассматриваемом случае, белорусская компания собирается возложить обязанность по исполнению обязательства перед Организацией на своего кредитора, что соответствует нормам действующего гражданского законодательства Российской Федерации.

Таким образом, кредитор белорусской компании будет перечислять денежные средства в счет погашения ее задолженности перед Организацией.

В связи с этим, следует отметить, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ[1] при осуществлении внешнеторговой деятельности

резиденты

, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом,

обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)

за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, Закона № 173-ФЗ обязывает резидента, т.е. Организацию, получить на свои расчетные счета выручку по внешнеторговому контракту.

Следует отметить, что Закон № 173-ФЗ не содержит четких  разъяснений о том, что подразумевается под получением выручки на расчетные счета: получение денежных средств непосредственно от покупателя-нерезидента или получение денежных средств по внешнеторговому контракту, в том числе, и от третьих лиц.

Официальные разъяснения на данный момент отсутсвуют.

 На наш взгляд, учитывая тот факт, что Закон № 173-ФЗ не содержит прямого запрета на репатриацию валюты путем получения денежных средств от третьих лиц, в том числе, резидентов, Организация может в исполнение внешнеторгового контракта согласиться на получение денежных средств от кредитора белорусской компании.

Подтверждением такого мнения является позиция Конституционного суда РФ высказанная в Постановлении от 23.12.09 № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

«Закрепление в подпункте 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации требования о представлении налогоплательщиком в налоговый орган выписки банка (копии выписки) в качестве документа, подтверждающего фактическое поступление на его счет в российском банке выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу, обусловлено не только вытекающей из статьи 57 Конституции Российской Федерации и предусмотренной в пункте 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанностью налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, включая контроль за полнотой исчисления налогов при совершении внешнеторговых сделок.

Данное требование направлено также на обеспечение реализации предписаний главы 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” о репатриации резидентами, осуществляющими внешнеторговую деятельность, иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары. Механизм предоставления ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и возмещения налога в данном случае служит экономическим стимулом к соблюдению резидентами требований валютного законодательства. Соответственно, с точки зрения валютного законодательства значение имеет лишь основание платежа – внешнеторговый контракт, что позволяет идентифицировать поступивший на счет в российский уполномоченный банк платеж как экспортную выручку. Каких-либо специальных условий относительно гражданско-правовых оснований возложения исполнения соответствующего гражданско-правового обязательства на плательщика – третье лицо названный Федеральный закон не содержит».

Аналогичное мнение высказано в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.10 по делу № А28-15223/2009:

«Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Читайте также:  Все о пользе шунгитовой воды

Данная обязанность предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ. Содержащееся в нем требование о репатриации валюты представляет собой требование об обеспечении резидентом получения на свой банковский счет в уполномоченном банке всей иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся ему по внешнеторговому контракту, в установленные договором (контрактом) сроки.

Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ не следует, что резидентом должно быть обеспечено получение иностранной или российской валюты непосредственно со счета нерезидента. Данная норма права не исключает возможность поступления валюты по внешнеторговому контракту на счета резидента непосредственно со счетов третьих лиц, в том числе резидентов».

Таким образом, учитывая вышесказанное, по нашему мнению, получение денежных средств по внешнеторговому контракту от третьего лица-резидента не противоречит действующему валютному законодательству.

В отношении рисков, связанных с применением ставки 0 процентов в рассматриваемой ситуации, отмечаем следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Согласно статье 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляется, в том числе,

выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке

.

В случае, если

выручка от реализации товара (припасов) иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, в налоговые органы наряду с выпиской банка (ее копией) представляется договор поручения по оплате за указанный товар (припасы), заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившим) платеж

.

Следует отметить ранее существовавший формальный подход налоговых органов в отношении толкования вышеуказанной нормы. По мнению контролирующих органов, договор поручения является единственным документом, оправдывающим использования платежей третьих лиц.

Вместе с этим следует отметить Постановление Конституционного суда РФ от 23.12.09 № 20-П, которым суд признал

абзац 7 подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ несоответствующим Конституции РФ

в той части, которая предполагает в качестве обязательного условия подтверждения права на применение ставки 0% представить исключительно договор поручения на оплату товара, так как данная норма не допускает возможности представления иных доказательств фактического поступления выручки на счет налогоплательщика.

Таким образом, норма НК РФ признававшая подтверждающим документом в отношении платежей третьих лиц только договор поручения, признана противоречащей Конституции РФ.

Отражение данного мнения уже нашло в решениях судов (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.10 № 4588/08, Постановления ФАС Московского округа от 14.12.10 № КА-А40/15473-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.10 № А53-27887/2009).

При этом суды указывают, что если в контракте или соглашении к нему предусмотрена возможность оплаты товара третьими лицами и впоследствии представлены документы, которые свидетельствуют о поступлении выручки, то этого достаточно для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов.

Таким образом, с учетом мнения Конституционного суда РФ, по нашему мнению, Организация вправе предоставить в налоговый орган вместе с выпиской банка иные документы,  позволяющие однозначно идентифицировать полученные Организацией платежи как экспортную выручку от реализации конкретных товаров.

На наш взгляд, для документального обоснования платежей третьего лица, Организации и белорусской компании необходимо дополнить  контракт условием о том, что оплата за покупателя может быть произведена по распоряжению покупателя третьими лицами. Кроме того, по нашему мнению, Организации необходимо получить от белорусской компании письмо с указанием организации, которая будет производить оплату, для идентификации, получаемых платежей. Также рекомендуем обратить внимание белорусской компании на то, что при передаче распоряжения третьему лицу об оплате, в платежных поручениях в назначении платежа следует указывать внешнеторговый контракт.

Учитывая вышесказанное, Организации необходимо будет предоставить в налоговый орган для идентификации полученной выручки:

– дополнительное соглашение к внешнеторговому контракту о возможности осуществления оплаты третьими лицами,

–    письмо белорусской компании с указанием плательщика,

–    платежные поручения от третьего лица с указанием внешнеторгового контракта.

Вместе с этим, мы не исключаем риск отказа налогового органа в применении Организацией ставки 0 процентов, учитывая тот факт, что, несмотря на признание абзаца 7 подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ  не соответствующим Конституции РФ, изменения в НК РФ так и не были внесены.


[1] Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале
knk_audit

Назад в раздел

Источник