Основной вопрос философии в пользу материализма

Еще древние философы обратили внимание на то, что все существующие явления можно разделить на два принципиально различных вида. Это материальные и духовные (идеальные) явления.
И те, и другие – виды бытия. Материальные явления существуют вне и независимо от сознания человека, идеальные явления связаны с сознанием человека, с его психической деятельностью.
Проблема соотношения материальных и духовных (идеальных) явлений получила название основного вопроса философии. Решение основного вопроса философии имеет смысл после определенного решения исходной философской проблемы, т.е. после того, как признано, что бытие существует.
Дадим общую формулировку основного вопроса философии. Основной вопрос философии (ОВФ) – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным. ОВФ имеет две стороны (два подвопроса):
1. Первая сторона ОВФ – это вопрос о том, что является первичным: сознание или материя, духовные или материальные явления. Иначе – это вопрос о сущности, природе мира.
2. Вторая сторона ОВФ – это вопрос о познаваемости мира, иначе – это вопрос о том, способно ли сознание, мышление верно отразить материальный мир.
В зависимости от решения первой стороны ОВФ философы делятся на два больших философских направления: материализм и идеализм.
Материалисты считают, что первичной, изначальной является материя по отношению к сознанию, или иначе – материальные явления порождают сознание, духовные (идеальные) явления. Представители материализма:
школа чарвака-локаята (древнеиндийская философия, середина I тыс. до н.э.);
Демокрит (древнегреческий философ, V – IV вв. до н. э.);
Фрэнсис Бэкон (английский философ, XVI – XVII вв.);
Дидро (французский философ-просветитель, XVIII в.);
Фейербах (немецкий философ, XIX в.);
марксисты (Маркс, Энгельс, их последователи, XIX – XX вв.).
Наиболее ярким представителем «старого» материализма был Людвиг Фейербах, который в книге «Cущность христианства» (1841) и др. утверждал вечный и бесконечный характер природы, доказывал, что дух есть лишь высший продукт материи.
Идеалисты считают, что первичными, изначальными являются духовные, идеальные явления по отношению к материальным, или иначе – сознание, дух определяет существование материальных явлений. Различают две разновидности идеализма – субъективный и объективный идеализм. Субъективные идеалисты за начальное, определяющее берут сознание человека, идеальное начало субъекта.
Представители:
Беркли (английский епископ, философ, XVIII в.);
Фихте (немецкий философ, XVIII – XIX вв.);
Мах (австрийский физик, XIX в.);
Гуссерль (немецкий философ, XIX – XX вв.) и др. феноменологи (XX в.);
экзистенциалисты (немецкие, французские и др., ХХ в.).
Именно с Джорджа Беркли сторонников субъективного идеализма начали называть идеалистами (это сделали французские философы-просветители). Он утверждал, что весь мир есть совокупность человеческих ощущений (“ существовать значит быть воспринимаемым”). Для него материя – это ложное, абстрактное понятие. Чтобы уйти от солипсизма, признающего в мире существование сознания единственного человека, Беркли говорил, что источником согласованных ощущений (“идей”) всех людей является Бог.
Родоначальником европейского объективного идеализма считают Платона, который полагал, что природно-человеческий мир является воплощением духовного мира образов – эйдосов: мир вещей подобен тени на белой стене, отбрасываемой пламенем свечи, – миром вечных идеальных сущностей. Объективный идеализм является философской основой религии, средневековые теологи на Западе и Востоке не раз ссылались на идеалистическую философию Платона и его последователей – неоплатоников.
В истории философии о различении материализма и идеализма, материалистов и идеалистов говорили Лейбниц, Беркли, французские просветители XVIII в., В.Соловьев, марксисты и др. Философы, признающие одно первоначало, называются монистами. Есть монистыматериалисты и монисты-идеалисты – это последовательные материалисты или идеалисты (например, Энгельс и Гегель).
Кроме них, существуют философы, которые считают, что в основе мира лежат два независимых друг от друга начала – это дуалисты. Представители дуализма:
Декарт (французский математик и философ, XVII в.);
Кант (немецкий ученый и философ, XVIII в.).
Также выделяются плюралисты, признающие множество независимых первоначал (немецкий математик и философ XVII в. Г. Лейбниц, английский философ XX в. К.Поппер и др.).
Например, Готфрид Лейбниц создал «Монадологию» -учение, согласно которому мир образован бесконечным множеством духовных первоэлементов – монад. При решении второй стороны ОВФ философы делятся на гносеологических оптимистов, агностиков и скептиков. Гносеологические оптимисты – это философы, признающие принципиальную познаваемость мира и его законов
. Их большинство, к ним относятся все последовательные материалисты, а также многие идеалисты (среди них, например, Гегель).
Агностики – это философы, которые отрицают познаваемость мира и его законов. Как правило, среди них субъективные идеалисты (но не все).
Источник
Суть основного вопроса философии
Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение. Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи. (Горелов А.А.)
Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.
Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями
Важно!
Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег
Стоимость и сроки
Автор | Постановка основного вопроса философии |
---|---|
Декарт | Существую ли я? |
Эпикур | Как стать безмятежным и счастливым? |
Кант | Что такое человек? |
Ф.Энгельс | Что первично: материя или мышление? |
М.Хайдеггер | В чем смысл бытия? |
Р.Ротри | Кто мы? |
А.Камю | Стоит ли жизнь того, чтобы жить? |
Решение основного вопроса философии
Когда нет времени!
Помощь в написании работы от 1 дня. Гарантируем сдачу работу к сроку без плагиата, только авторский текст. Оформление + сопровождеие в подарок!
Узнать стоимость Список услуг Задать вопрос
Что является первичным, основополагающим, вытекающим одно из другого – бытие или сознание?
Основной вопрос философии
Мировоззренческая проблема взаимоотношения человека и мира подразумевает под собой проблему соотношения бытия и сознания. Это проблема может быть сформулирована различными способами, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и души.
Две стороны основного вопроса философии
Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?
Решение основного вопроса философии
Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.
Онтологическая сторона вопроса
Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.
Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием.
Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии
Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.
Материализм
Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.
Зарождение материализма произошло в Древнем мире (Древний Китай – даосизм, Древняя Индия – чарвакалокаята, Древняя Греция – милетская школа). На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв. Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины.
Материализм как решение основного вопроса философии
Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф.Энгельс. Суть его – ориентация на науку и практику, мобилизацию сил на качественное изменение жизни общества.
Субъективный идеализм
Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений. Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него. Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать.
Объективный идеализм
Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п.
Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии.
Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Кроме монистического учения философии существует другая концепция, именуемая как «дуализм» – дуалистические учения. К дуализму относится учение Декарта (1596-1650), считающего, что мир и сознание не зависят друг от друга.
Компромиссное учение – деизм (Г.Чербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.) . Философы этого направления допускали, что Бог создал мир вещей и человека, но считали, что далее не принимал участие в развитии сотворенного мира.
Гносеологическая сторона вопроса
На вопрос о возможностях человеческого мышления познать окружающий мир также существуют различные ответы и точки зрения. Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм.
Однако существует категория философов, которые утверждают об ограниченности человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. Для такой позиции существует общеупотребительный термин – «агностицизм».
Агностицизм как решение основного вопроса философии
В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним. Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М. Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.
В некоторых современных направлениях философии проявляются элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и данный факт предлагают оценивать положительно, поскольку «познание утяжеляет существование».
Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.
Полезные источники
- Горелов А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / A.A. Горелов. — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
- Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – Спб.: Питер, 2005. – 304 с.
- Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.-219 с.
Источник
Ïðåäìåò, ñòðóêòóðà, ôóíêöèè è îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè.
Ïëàí
1.Ôèëîñîôèÿ êàê ðàçíîâèäíîñòü ìèðîâîççðåíèÿ.
2.Ïðåäìåò, ìåòîäû è ôóíêöèè ôèëîñîôèè.
3.Îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè è îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ôèëîñîôèè.
1. ÔÈËÎÑÎÔÈß ÊÀÊ ÐÀÇÍÎÂÈÄÍÎÑÒÜ ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍÈß.
ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍÈÅ – öåëîñòíûé âçãëÿä íà ìèð è ìåñòî ÷åëîâåêà â íåì.
 èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà âûäåëÿþòñÿ òðè îñíîâíûå ôîðìû ìèðîâîççðåíèÿ:
1. Ìèôîëîãèÿ
2. Ðåëèãèÿ
3. Ôèëîñîôèÿ
ÌÈÔÎËÎÃÈß ôîðìà îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ, ìèðîâîççðåíèå äðåâíåãî îáùåñòâà, êîòîðîå ñîâìåùàåò â ñåáå êàê ôàíòàñòè÷åñêîå, òàê è ðåàëèñòè÷åñêîå âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
Ðåëèãèÿ ôîðìà ìèðîâîççðåíèÿ, îñíîâàííàÿ íà âåðå â íàëè÷èå ôàíòàñòè÷åñêèõ, ñâåðõúåñòåñòâåííûõ ñèë, êîòîðûå âëèÿþò íà æèçíü ÷åëîâåêà è îêðóæàþùèé ìèð.
Îñíîâíûìè ìèðîâûìè ðåëèãèÿìè ÿâëÿþòñÿ:
1. Õðèñòèàíñòâî.
2. Èñëàì.
3. Áóääèçì.
Ôèëîñîôñêîå ìèðîâîççðåíèå îòëè÷àåòñÿ îò ðåëèãèîçíîãî è ìèôîëîãè÷åñêîãî òåì, ÷òî îíî:
1. Îñíîâàíî íà çíàíèè (à íà âåðå ëèáî âûìûñëå);
2. Ðåôëåêñèâíî (èìååò ìåñòî îáðàùåííîñòü ìûñëè íà ñàìó ñåáÿ);
3. Ëîãè÷íî (èìååò âíóòðåííåå åäèíñòâî è ñèñòåìó);
4. Îïèðàåòñÿ íà ÷åòêèå ïîíÿòèÿ è êàòåãîðèè.
ÔÈËÎÑÎÔÈß – îñîáûé, íàó÷íî-òåîðåòè÷åñêèé òèï ìèðîâîççðåíèÿ, ýòî íàóêà î ìèðå â öåëîì, îá îáùèõ ïðèíöèïàõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ åãî áûòèÿ è õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèñòåìàòè÷íîñòüþ, ïîëíîòîé è àðãóìåíòèðîâàííîñòüþ ðàññìîòðåíèÿ ìèðîâîççðåí÷åñêèõ ïðîáëåì, èñïîëüçîâàíèåì ñïåöèàëüíûõ ôèëîñîôñêèõ ïîíÿòèé è ìåòîäîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, ôèëîñîôèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìèðîâîççðåíèå è ÿâëÿåòñÿ ìèðîâîççðåí÷åñêèì çíàíèåì. Áîëåå òîãî, ïîíÿòèå «ìèðîâîççðåíèå» ãîðàçäî øèðå, ÷åì ïîíÿòèå «ôèëîñîôèÿ».
Òàêèì îáðàçîì, ôèëîñîôèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âûñøèé óðîâåíü è âèä ìèðîâîççðåíèÿ, îòëè÷àþùèéñÿ ðàöèîíàëüíîñòüþ, ñèñòåìíîñòüþ, ëîãèêîé è òåîðåòè÷åñêîé îôîðìëåííîñòüþ.
Ôèëîñîôèÿ êàê ìèðîâîççðåíèå ïðîøëà òðè îñíîâíûå ñòàäèè ñâîåé ýâîëþöèè:
1. ÊÎÑÌÎÖÅÍÒÐÈÇÌ – ôèëîñîôñêîå ìèðîâîççðåíèå, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò îáúÿñíåíèå îêðóæàþùåãî ìèðà, ÿâëåíèé ïðèðîäû ÷åðåç ìîãóùåñòâî, âñåñèëüíîñòü áåñêîíå÷íîñòü âíåøíèõ ñèë Êîñìîñà.
2.ÒÅÎÖÅÍÒÐÈÇÌ – òèï ôèëîñîôñêîãî ìèðîâîççðåíèÿ, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò îáúÿñíåíèå âñåãî ñóùåãî ÷åðåç ãîñïîäñòâî íåîáúÿñíèìîé, ñâåðõúåñòåñòâåííîé ñèëû-Áîãà.
3.Àíòðîïîöåíòðèçì – òèï ôèëîñîôñêîãî ìèðîâîççðåíèÿ, â öåíòðå êîòîðîãî ñòîèò ïðîáëåìà ÷åëîâåêà.
Ãëàâíîå îòëè÷èå ôèëîñîôèè îò âñåõ èíûõ íàóê çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ôèëîñîôèÿ ÿâëÿåòñÿ òåîðåòè÷åñêîé ñèñòåìîé ìèðîâîççðåíèÿ, ïðåäåëüíûì îáîáùåíèåì ðàíåå íàêîïëåííûõ ÷åëîâå÷åñòâîì çíàíèé.
2. ÏÐÅÄÌÅÒ, ÌÅÒÎÄÛ È ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ.
Ïðåäìåòîì íàóêè íàçûâàåòñÿ êðóã âîïðîñîâ, êîòîðûå îíà èçó÷àåò. Îáùóþ ñòðóêòóðó ÏÐÅÄÌÅÒÀ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ – ôèëîñîôñêîãî çíàíèÿ ñîñòàâëÿþò ÷åòûðå îñíîâíûõ ðàçäåëà:
1. Îíòîëîãèÿ (ó÷åíèå î áûòèè).
2. Ãíîñåîëîãèÿ (ó÷åíèå î ïîçíàíèè).
3. ×åëîâåê.
4. Îáùåñòâî.
Îñíîâíûìè ÌÅÒÎÄÀÌÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ (ïóòÿìè, ñðåäñòâàìè, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî îñóùåñòâëÿåòñÿ ôèëîñîôñêîå èññëåäîâàíèå) ÿâëÿþòñÿ:
1. Äèàëåêòèêà.
2. Ìåòàôèçèêà.
3. Äîãìàòèçì.
4. Ýêëåêòèêà.
5. Ñîôèñòèêà.
6. Ãåðìåíåâòèêà.
1.ÄÈÀËÅÊÒÈÊÀ ìåòîä ôèëîñîôñêîãî èññëåäîâàíèÿ, ïðè êîòîðîì âåùè, ÿâëåíèÿ ðàññìàòðèâàþòñÿ ãèáêî, êðèòè÷åñêè, ïîñëåäîâàòåëüíî ñ ó÷åòîì èõ âíóòðåííèõ ïðîòèâîðå÷èé, èçìåíåíèé, ðàçâèòèÿ, ïðè÷èí è ñëåäñòâèé, åäèíñòâà è áîðüáû ïðîòèâîïîëîæíîñòåé.
2.ÌÅÒÀÔÈÇÈÊÀ ìåòîä, ïðîòèâîïîëîæíûé äèàëåêòèêå, ïðè êîòîðîì îáúåêòû ðàññìàòðèâàþòñÿ:
à) Îáîñîáëåííî, êàê ñàìè ïî ñåáå (à íå ñ òî÷êè çðåíèÿ èõ âçàèìîñâÿçàííîñòè).
á) Ñòàòè÷íî (èãíîðèðóåòñÿ ôàêò ïîñòîÿííûõ èçìåíåíèé, ñàìîäâèæåíèÿ, ðàçâèòèÿ).
â) Îäíîçíà÷íî (âåäåòñÿ ïîèñê àáñîëþòíîé èñòèíû, íå óäåëÿåòñÿ âíèìàíèÿ ïðîòèâîðå÷èÿì, íå îñîçíàåòñÿ èõ åäèíñòâî).
3. ÄÎÃÌÀÒÈÇÌ âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåãî ìèðà ÷åðåç ïðèçìó äîãì ðàç è íàâñåãäà ïðèíÿòûõ óáåæäåíèé, íåäîêàçóåìûõ, «äàííûõ ñâûøå» è íîñÿùèõ àáñîëþòíûé õàðàêòåð. Äàííûé ìåòîä áûë ïðèñóù ñðåäíåâåêîâîé òåîëîãè÷åñêîé ôèëîñîôèè.
4. ÝÊËÅÊÒÈÊÀ ìåòîä, îñíîâàííûé íà ïðîèçâîëüíîì ñîåäèíåíèè ðàçðîçíåííûõ, íå èìåþùèõ åäèíîãî òâîð÷åñêîãî íà÷àëà ôàêòîâ, ïîíÿòèé, êîíöåïöèé, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî äîñòèãàþòñÿ ïîâåðõíîñòíûå, íî âíåøíå ïðàâäîïîäîáíûå, êàæóùèåñÿ äîñòîâåðíûìè âûâîäû.
5. ÑÎÔÈÑÒÈÊÀ- ìåòîä, îñíîâàííûé íà âûâåäåíèè èç ëîæíûõ, íî èñêóñíî è íåêîððåêòíî ïîäàííûõ êàê èñòèííûå ïîñûëîê (ñóæäåíèé), íîâîé ïîñûëêè, ëîãè÷åñêè èñòèííîé, íî ëîæíîé ïî ñìûñëó ëèáî ëþáîé èíîé âûãîäíîé äëÿ ïðèíèìàþùåãî äàííûé ìåòîä.
6. ÃÅÐÌÅÍÅÂÒÈÊÀ – ìåòîä ïðàâèëüíîãî ïðî÷òåíèÿ è èñòîëêîâàíèÿ ñìûñëà òåêñòîâ. Øèðîêî ðàñïðîñòðàíåí â çàïàäíîé ôèëîñîôèè.
Îäíîâðåìåííî è ÍÀÏÐÀÂËÅÍÈßÌÈ â ôèëîñîôèè, è ÔÈËÎÑÎÔÑÊÈÌÈ ÌÅÒÎÄÀÌÈ ÿâëÿþòñÿ:
1. ÌÀÒÅÐÈÀËÈÇÌ.
2. ÈÄÅÀËÈÇÌ.
3. ÝÌÏÈÐÈÇÌ.
4. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ.
1. Ïðè ÌÀÒÅÐÈÀËÈÑÒÈ×ÅÑÊÎÌ ìåòîäå äåéñòâèòåëüíîñòü âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ðåàëüíî ñóùåñòâóþùàÿ, ìàòåðèÿ êàê ïåðâè÷íàÿ ñóáñòàíöèÿ, à ñîçíàíèå- åå ìîäóñ- åñòü ïðîÿâëåíèå ìàòåðèè.
2. Ñóòü ÈÄÅÀËÈÑÒÈ×ÅÑÊÎÃÎ ôèëîñîôñêîãî ìåòîäà- ïðèçíàíèå â êà÷åñòâå ïåðâîíà÷àëà è îïðåäåëÿþùåé ñèëû èäåè, à ìàòåðèè êàê ïðîèçâîäíîé îò èäåè, åå âîïëîùåíèåì.
3. ÝÌÏÈÐÈÇÌ- ìåòîä è íàïðàâëåíèå â ïîçíàíèè, ñîãëàñíî êîòîðîìó â îñíîâå ïîçíàâàòåëüíîãî ïðîöåññà, çíàíèÿ ëåæèò îïûò, ïîëó÷àåìûé ïðåèìóùåñòâåííî â ðåçóëüòàòå ÷óâñòâåííîãî ïîçíàíèÿ.
4. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ ôèëîñîôñêèé ìåòîä è íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, â ñèëó êîòîðîãî èñòèííîå. Àáñîëþòíî äîñòîâåðíîå çíàíèå ìîæåò áûòü äîñòèãíóòî òîëüêî ñ ïîìîùüþ ðàçóìà (òî åñòü âûâåäåíî èç ñàìîãî ðàçóìà) áåç âëèÿíèÿ îïûòà è îùóùåíèé.
ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ïðèìåíåíèÿ ôèëîñîôèè, ÷åðåç êîòîðûå ðåàëèçóþòñÿ åå öåëè, çàäà÷è, íàçíà÷åíèå.
Ïðèíÿòî âûäåëÿòü ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ:
1. Ìèðîâîççðåí÷åñêóþ.
2. Ìåòîäîëîãè÷åñêóþ.
3. Ãíîñåîëîãè÷åñêóþ.
4. Êðèòè÷åñêóþ.
5. Àêñèîëîãè÷åñêóþ.
6. Ñîöèàëüíóþ.
7. Âîñïèòàòåëüíî-ãóìàíèòàðíóþ.
8. Ïðîãíîñòè÷åñêóþ.
1. ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ öåëîñòíîñòè êàðòèíû ìèðà, ïðåäñòàâëåíèé îá åãî óñòðîéñòâå, ìåñòå ÷åëîâåêà â íåì, ïðèíöèïîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæàþùèì ìèðîì..
2. ÌÅÒÎÄÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ôèëîñîôèÿ âûðàáàòûâàåò îñíîâíûå ìåòîäû ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
3. ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß îäíà èç îñíîâîïîëàãàþùèõ ôóíêöèé ôèëîñîôèè èìååò öåëüþ ïðàâèëüíîå è äîñòîâåðíîå ïîçíàíèå îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè (òî åñòü ìåõàíèçì ïîçíàíèÿ)
4. Ðîëü ÊÐÈÒÈ×ÅÑÊÎÉ ôóíêöèè ïîäâåðãàòü ñîìíåíèþ îêðóæàþùèé ìèð è ñóùåñòâóþùåå çíàíèå, èñêàòü èõ íîâûå ÷åðòû, êà÷åñòâà , âñêðûâàòü ïðîòèâîðå÷èÿ.
5. ÀÊÑÈÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ ôèëîñîôèè (â ïåðåâîäå ñ ãðå÷åñêîãî axios öåííûé) – çàêëþ÷àåòñÿ â îöåíêå âåùåé, ÿâëåíèé îêðóæàþùåãî ìèðà ñ òî÷êè çðåíèÿ ðàçëè÷íûõ öåííîñòåé ìîðàëüíî-íðàâñòâåííûõ, ýòè÷åñêèõ, ñîöèàëüíûõ, èäåîëîãè÷åñêèõ è äð. Öåëü àêñèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè áûòü «ñèòîì», ÷åðåç êîòîðîå ïðîïóñêàòü âñå íóæíîå, öåííîå è ïîëåçíîå è îòáðàñûâàòü òîðìîçÿùåå è îòæèâøåå.
6. ÑÎÖÈÀËÜÍÀß ôóíêöèÿ îáúÿñíèòü îáùåñòâî, ïðè÷èíû åãî âîçíèêíîâåíèÿ, ýâîëþöèþ, ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå, åãî ñòðóêòóðó, ýëåìåíòû, äâèæóùèå ñèëû; âñêðûòü ïðîòèâîðå÷èÿ, óêàçàòü ïóòè èõ óñòðàíåíèÿ èëè ñìÿã÷åíèÿ, ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ îáùåñòâà.
7. ÂÎÑÏÈÒÀÒÅËÜÍÎ-ÃÓÌÀÍÈÒÀÐÍÀß ôóíêöèÿ ôèëîñîôèè ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû êóëüòèâèðîâàòü ãóìàíèñòè÷åñêèå èäåàëû è öåííîñòè, ïðèâèâàòü èõ ÷åëîâåêó è îáùåñòâó.
8. ÏÐÎÃÍÎÑÒÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû íà îñíîâàíèè èìåþùèõñÿ ôèëîñîôñêèõ çíàíèé îá îêðóæàþùåì ìèðå è ÷åëîâåêå, äîñòèæåíèÿõ ïîçíàíèÿ ñïðîãíîçèðîâàòü òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ, áóäóùåå ìàòåðèè, ñîçíàíèÿ, ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ÷åëîâåêà, ïðèðîäû è îáùåñòâà.
3.ÎÑÍÎÂÍÎÉ ÂÎÏÐÎÑ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ È ÎÑÍÎÂÍÛÅ ÍÀÏÐÀÂËÅÍÈß ÔÈËÎÑÎÔÈÈ.
ÎÑÍÎÂÍÛÌ Â ÔÈËÎÑÎÔÈÈ òðàäèöèîííî Ñ×ÈÒÀÅÒÑß ÂÎÏÐÎÑ ÎÁ ÎÒÍÎØÅÍÈÈ ÌÛØËÅÍÈß Ê ÁÛÒÈÞ, À ÁÛÒÈß Ê ÌÛØËÅÍÈÞ (ñîçíàíèþ).
ÌÀÒÅÐÈß È ÑÎÇÍÀÍÈÅ (äóõ) äâå íåðàçðûâíûå è â òî æå âðåìÿ ïðîòèâîïîëîæíûå õàðàêòåðèñòèêè áûòèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì ñóùåñòâóþò ÄÂÅ ÑÒÎÐÎÍÛ ÎÑÍÎÂÍÎÃÎ ÂÎÏÐÎÑÀ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ îíòîëîãè÷åñêàÿ è ãíîñåîëîãè÷åñêàÿ.
1. ÎÍÒÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß (áûòèéíàÿ) ñòîðîíà îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè çàêëþ÷àåòñÿ â ïîñòàíîâêå è ðåøåíèè ïðîáëåìû: ÷òî ïåðâè÷íî ìàòåðèÿ èëè ñîçíàíèå?
2. Ñóòü ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÉ (ïîçíàâàòåëüíîé) ñòîðîíû îñíîâíîãî âîïðîñà: ïîçíàâàåì èëè íåïîçíàâàåì ëè ìèð, ÷òî ïåðâè÷íî â ïðîöåññå ïîçíàíèÿ?
 çàâèñèìîñòè îò îíòîëîãè÷åñêîé è ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîí â ôèëîñîôèè âûäåëÿþòñÿ îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ñîîòâåòñòâåííî ìàòåðèàëèçì è èäåàëèçì, à òàêæå ýìïèðèçì è ðàöèîíàëèçì.
ÌÀÒÅÐÈÀËÈÇÌ (òàê íàçûâàåìàÿ «ëèíèÿ Äåìîêðèòà») íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî ñ÷èòàëè. ×òî â îòíîøåíèÿõ ìàòåðèè è ñîçíàíèÿ ïåðâè÷íîé ÿâëÿåòñÿ ìàòåðèÿ.
Ñëåäîâàòåëüíî:
1. Ìàòåðèÿ ðåàëüíî ñóùåñòâóåò
2. Ìàòåðèÿ ñóùåñòâóåò íåçàâèñèìî îò ñîçíàíèÿ (òî åñòü ñóùåñòâóåò íåçàâèñèìî îò ìûñëÿùèõ ñóùåñòâ è îò òîãî, ìûñëèò î íåé êòî-ëèáî èëè íåò)
3. Ìàòåðèÿ ÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ñóáñòàíöèåé íå íóæäàåòñÿ â ñâîåì ñóùåñòâîâàíèè íè â ÷åì, êðîìå ñàìîé ñåáÿ;
4. Ìàòåðèÿ ñóùåñòâóåò è ðàçâèâàåòñÿ ïî ñâîèì âíóòðåííèì çàêîíàì.
5. Ñîçíàíèå (äóõ) åñòü ñâîéñòâî (ìîäóñ) âûñîêîîðãàíèçîâàííîé ìàòåðèè îòðàæàòü ñàìó ñåáÿ (ìàòåðèþ).
6. Ñîçíàíèå íå ÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ñóáñòàíöèåé, ñóùåñòâóþùåé íàðÿäó ñ ìàòåðèåé.
7. Ñîçíàíèå îïðåäåëÿåòñÿ ìàòåðèåé (áûòèåì).
Ê ìàòåðèàëèñòè÷åñêîìó íàïðàâëåíèþ ïðèíàäëåæàëè òàêèå ôèëîñîôû, êàê Äåìîêðèò, ôèëîñîôû Ìèëåòñêîé øêîëû (Ôàëåñ, Àíàêñèìàíäð, Àíàêñèìåí); Ýïèêóð; Áýêîí, Ëîêê; Ñïèíîçà; Äèäðî è èíûå ôðàíöóçñêèå ìàòåðèàëèñòû; Ãåðöåí; ×åðíûøåâñêèé; Ìàêñ; Ýíãåëüñ;Ëåíèí.
ÈÄÅÀËÈÇÌ («ëèíèÿ Ïëàòîíà») íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî â îòíîøåíèè ìàòåðèè è ñîçíàíèÿ ïåðâè÷íûì ñ÷èòàëè ñîçíàíèå (èäåþ, äóõ).
 èäåàëèçìå âûäåëÿþòñÿ äâà ñàìîñòîÿòåëüíûõ íàïðàâëåíèÿ:
1. ÎÁÚÅÊÒÈÂÍÛÉ èäåàëèçì (Ïëàòîí, Ëåéáíèö, Ãåãåëü è äð.)
2. ÑÓÁÚÅÊÒÈÂÍÛÉ èäåàëèçì (Áåðêëè, Þì).
Îñíîâàòåëåì îáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà ñ÷èòàåòñÿ ÏËÀÒÎÍ. Ñîãëàñíî Ó×ÅÍÈÞ îáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà:
1. Ðåàëüíî ñóùåñòâóåò òîëüêî èäåÿ.
2. Èäåÿ ïåðâè÷íà.
3. Âñÿ îêðóæàþùàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü äåëèòñÿ íà «ìèð èäåé» è «ìèð âåùåé».
4. «Ìèð èäåé» (ýéäîñîâ) èçíà÷àëüíî ñóùåñòâóåò â Ìèðîâîì Ðàçóìå (Áîæåñòâåííîì Çàìûñëå è ò.ä.).
5. «Ìèð âåùåé» – ìàòåðèàëüíûé ìèð íå èìååò ñàìîñòîÿòåëüíîãî ñóùåñòâîâàíèÿ è ÿâëÿåòñÿ âîïëîùåíèåì «ìèðà èäåé».
6. Áîëüøóþ ðîëü â ïðåîáðàçîâàíèè «÷èñòîé èäåè» â êîíêðåòíóþ âåùü èãðàåò Áîã-Òâîðåö.
7. Îòäåëüíûå èäåè («ìèð èäåé») îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþò íåçàâèñèìî îò íàøåãî ñîçíàíèÿ.
 ïðîòèâîïîëîæíîñòü îáúåêòèâíûì èäåàëèñòàì, ÑÓÁÚÅÊÒÈÂÍÛÅ èäåàëèñòû (ÁÅÐÊËÈ, ÞÌ, ÔÈÕÒÅ è äð.) ñ÷èòàëè, ÷òî:
1. Âñå ñóùåñòâóåò òîëüêî â ñîçíàíèè ïîçíàþùåãî ñóáúåêòà (÷åëîâåêà).
2. Èäåè ñóùåñòâóþò â ðàçóìå ÷åëîâåêà.
3. Îáðàçû (èäåè) ìàòåðèàëüíûõ âåùåé òàêæå ñóùåñòâóþò òîëüêî â ðàçóìå ÷åëîâåêà ÷åðåç ÷óâñòâåííûå îùóùåíèÿ.
4. Âíå ñîçíàíèÿ îòäåëüíîãî ÷åëîâåêà íè ìàòåðèè, íè äóõà (èäåé) íå ñóùåñòâóåò.
Íàðÿäó ñ ïîëÿðíûìè (êîíêóðèðóþùèìè) ãëàâíûìè íàïðàâëåíèÿìè ôèëîñîôèè – ìàòåðèàëèçìîì è èäåàëèçìîì ñóùåñòâóþò ÏÐÎÌÅÆÓÒÎ×ÍÛÅ (êîìïðîìèññíûå) ÒÅ×ÅÍÈß – ÄÓÀËÈÇÌ È ÄÅÈÇÌ.
ÄÓÀËÈÇÌ êàê ôèëîñîôñêîå íàïðàâëåíèå áûë îñíîâàí Äåêàðòîì. Ñóòü äóàëèçìà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñóùåñòâóþò äâå íåçàâèñèìûå ñóáñòàíöèè ìàòåðèàëüíàÿ (îáëàäàþùàÿ ñâîéñòâîì ïðîòÿæåíèÿ) è äóõîâíàÿ (îáëàäàþùàÿ ñâîéñòâîì ìûøëåíèÿ).
ÄÅÈÇÌ íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî (ïðåèìóùåñòâåííî ôðàíöóçñêèå ïðîñâåòèòåëè 18 âåêà) ïðèçíàâàëè íàëè÷èå Áîãà, êîòîðûé, ïî èõ ìíåíèþ, åäèíîæäû ñîòâîðèâ ìèð, óæå íå ó÷àñòâóåò â åãî äàëüíåéøåì ðàçâèòèè è íå âëèÿåò íà æèçíü è ïîñòóïêè ëþäåé.
ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß(ïîçíàâàòåëüíàÿ) ñòîðîíà îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè ïðåäñòàâëåíà:
1. ÝÌÏÈÐÈÇÌÎÌ (ñåíñóàëèçìîì).Îñíîâàòåëåì ýìïèðèçìà ÿâëÿåòñÿ Ô.Áýêîí.
Ýìïèðèñòû ñ÷èòàëè, ÷òî â îñíîâå ïîçíàíèÿ ìîãóò ëåæàòü ëèøü îïûò è ÷óâñòâåííûå îùóùåíèÿ («Íåò íè÷åãî â ìûñëÿõ ( â ðàçóìå), ÷åãî áû íå áûëî äî ýòîãî â îïûòå è ÷óâñòâåííûõ îùóùåíèÿõ».
2. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌÎÌ. Îñíîâîïîëîæíèêîì ðàöèîíàëèçìà (îò ëàò. ratio ðàçóì) ñ÷èòàåòñÿ Ð.Äåêàðò. Îñíîâíàÿ èäåÿ ðàöèîíàëèçìà â òîì, ÷òî èñòèííîå (äîñòîâåðíîå) çíàíèå ìîæåò áûòü âûâåäåíî òîëüêî íåïîñðåäñòâåííî èç ðàçóìà è íå çàâèñèò îò ÷óâñòâåííîãî îïûòà.
 êà÷åñòâå îñîáîãî íàïðàâëåíèÿ âûäåëÿåòñÿ ÈÐÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ (Íèöøå, Øîïåíãàóýð). Ñîãëàñíî èððàöèîíàëèñòàì ìèð õàîòè÷åí, íå èìååò âíóòðåííåé ëîãèêè, à ñëåäîâàòåëüíî, íèêîãäà íå áóäåò ïîçíàí ðàçóìîì.
Ñ ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîíîé îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè ñâÿçàíû ïîíÿòèÿ ãíîñòèöèçìà è àãíîñòèöèçìà.
Ïðåäñòàâèòåëè ÃÍÎÑÒÈÖÈÇÌÀ (êàê ïðàâèëî, ìàòåðèàëèñòû) ñ÷èòàþò, ÷òî:
1. Ìèð ïîçíàâàåì.
2. Âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ íåîãðàíè÷åííû.
Ïðîòèâîïîëîæíîé òî÷êè çðåíèÿ ïðèäåðæèâàþòñÿ ÀÃÍÎÑÒÈÊÈ (êàê ïðàâèëî, èäåàëèñòû):
1. Ìèð íåïîçíàâàåì.
2. Âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ îãðàíè÷åíû ïîçíàâàòåëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ, íåñìîòðÿ íà òûñÿ÷åëåòíèå èñêàíèÿ ôèëîñîôîâ, îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè äîñòîâåðíî íå ðåøåí íè ñ îíòîëîãè÷åñêîé, íè ñ ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîíû è ôàêòè÷åñêè ÿâëÿåòñÿ èçâå÷íîé (íåðàçðåøåííîé) ôèëîñîôñêîé ïðîáëåìîé.
Источник