Основные этические ценности удовольствие польза справедливость милосердие
3. Этические ценности
Рассмотрим некоторые основные этические ценности.
Удовольствие. Среди положительных ценностей удоволь–ствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям челове–ка в его жизни. Человек, который по природе стремится к удо–вольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно по-земному.
Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и пережива–ние, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.
Роль удовольствий и страданий определяют с биологиче–ской точки зрения, тем, что они выполняют функцию адапта–ции: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него.
В этом смысле удовольствие, конечно, играет положитель–ную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния.
В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone – «наслаждение»). В основе этого учения лежи! представление о том, что устремление к удовольствию и отри–цание страдания является главным смыслом человеческих по–ступков, основой для человеческого счастья.
На языке нормативной этики главную идею этого умона–строения выражают так: «Наслаждение является целью чело–веческой жизни, добром является все, что доставляет наслаж–дение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. Ученый сде–лал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основ–ным естественным регулятором психических процессов, душев–ной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неу–довольствия являются определяющими. Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удо–влетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независи–мости.
Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей. Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивиду–альной воли. За наслаждением всегда находится желание, ко–торое должно быть подавлено общественными установления–ми. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми.
Конечно, для каждого отдельного человека удовольствие приятно и оттого желанно. В результате оно может представ–лять для индивида ценность саму по себе и определять, влиять на мотивы его поступков.
Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стя–жании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспек–ты, психологическую основу и этическое содержание. С мо–рально-философской точки зрения, гедонизм является эти–кой наслаждения.
Наслаждение как позиция и ценность в ней и признается, и принимается. Стремление человека к наслаждению опреде–ляет мотивы гедоника и иерархию его ценностей, образ жиз–ни. Назвав добро наслаждением, гедоник осознанно строит свои цели, сообразуясь не с добром, а с наслаждением.
Может ли наслаждение быть фундаментальным мораль–ным принципом? В истории философии можно найти три подхода. Первый – положительный, принадлежит предста–вителям этического гедонизма. Другой – отрицательный, принадлежит религиозным мыслителям, а также филосо–фам-универсалистам (B. C. Соловьев и др.). Они критиковали гедонизм, считали, что разнообразие пристрастий, вкусов, привязанностей не позволяет признать за удовольствием ста–тус морального принципа. Третий подход развивался эвдемо-нистами (Эпикур и классические утилитаристы). Эвдемонисты отрицали безусловность чувственных наслаждений. Но они принимали возвышенные наслаждения, считая их подлинны–ми, и рассматривали их как универсальное моральное основа–ние поступков.
Польза. Это положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объек–там, постижение которых дает возможность сохранять и повы–шать ему свой социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус. Принцип полезности можно, таким образом, выразить в правиле: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».
Так как интересы выражаются в целях, преследуемых чело–веком в своей деятельности, то полезным можно считать то, что способствует достижению целей, и также то, благодаря че–му цели достигаются.
Полезность в результате характеризует средства, необходи–мые для достижения какой-то цели. Наряду с пользой утили–тарное мышление включает и другие ценностные понятия, на–пример, «успех», «эффективность». Таким образом, нечто признается полезным, если:
1) отвечает чьим-то интересам;
2) обеспечивает достижение поставленных целей;
3) способствует успешности действий;
4) способствует эффективности действий. Как и другие практические ценности (успех, целесообраз–ность, эффективность, преимущество и т. п.), польза является относительной ценностью в отличие от абсолютных ценно–стей (добро, истина, прекрасное, совершенство).
Принцип пользы критиковали и с разных социально-нрав–ственных позиций – патриархальной и аристократической, религиозной, революционной и анархической. Но с каких бы позиций ни проводилась критика, в ней так или иначе стави–лась социально-этическая проблема: стремление к пользе яв–ляется своекорыстным, безмерная забота об успехе приводит к игнорированию обязательств, последовательно проводи–мый принцип полезности не оставляет места для человечно–сти, а с точки зрения жизни общества, он в значительной ме–ре подпитывает центробежные силы.
Как ценность, полезность отвечает интересам людей. Од–нако принятие полезности в качестве единственного критерия поступков приводит к конфликту интересов. Наиболее харак–терным выражением пользо-ориентированной деятельности человека считают предпринимательство как деятельность, ко–торая направлена на достижение прибыли через производство товаров и предоставление различных услуг.
Они, во-первых, необходимы обществу частных потреби–телей и, во-вторых, способны конкурировать с подобными то–варами и услугами, которые предлагают другие производители Патриархальная, традиционалистская концепции принципу полезности противопоставляют общественный интерес А ориентация на полезность в этом случае толкуется как свое–корыстие, сама полезность признается и высоко оценивается лишь как общеполезность, как общее благо.
Справедливость. Этимологически русское слово «справед–ливость» происходит от слов «правда», «праведность». В евро–пейских языках соответствующие слова происходят от латин–ского слова «justitia» – «юстиция», свидетельствующего о его связи с юридическим законом.
Справедливость – это один из принципов, который регули–рует взаимоотношения между людьми по поводу распределе–ния или перераспределения, также взаимного (в обмене, даре–нии), социальных ценностей.
Социальные ценности при этом понимают в самом широ–ком смысле. Это, например, свобода, возможности, доходы, знаки уважения или престижа. Справедливыми называют тех людей, которые исполняют законы и отвечают добром на до–бро, а несправедливыми тех, кто творит произвол, нарушает права людей, не помнит сделанного им добра. Справедливым признается воздание каждому по его заслугам, а несправедли–вым – незаслуженные наказания и почести.
К Аристотелю восходит традиция деления справедливости на два вида: распределительную (или воздающую) и уравниваю–щую (или направительную). Первая связана с распределением имущества, почестей и других благ между членами общества. В этом случае справедливость в том, чтобы определенное ко–личество благ было распределено пропорционально заслугам. Вторую связывают с обменом, и справедливость призвана урав–нять стороны. Справедливость полагает определенный уро–вень согласия между членами общества относительно прин–ципов, по которым они живут. Эти принципы могут меняться, но понимание справедливости будет зависеть от того, какие правила установились в данном обществе.
Милосердие. В истории этики милосердная любовь как нравственный принцип в той или иной форме признавалась многими мыслителями. Хотя высказывались и достаточно серьезные сомнения: во-первых, можно ли считать милосер–дие этическим принципом и, во-вторых, можно ли заповедь любви считать императивом, тем более фундаментальным. Проблему видели в том, что любовь, даже в самом широком понимании, является чувством, субъективным, не поддаю–щимся сознательной регуляции явлением. Чувство нельзя вменить («сердцу не прикажешь»). Таким образом, чувство нельзя считать универсальным основанием нравственного выбора.
Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, которое содержит в себе и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом Моисея и заповедью любви, которое помимо теоло–гического значения имело и существенное этическое содержа–ние. Этический аспект различения Декалога и заповеди люб–ви был воспринят в новоевропейской мысли.
По мнению Гоббса, нормы Декалога запрещают вторгаться в жизнь других людей и значительно ограничивают притяза–ния каждого на обладание всем. Милосердие же раскрепоща–ет, а не ограничивает.
Оно требует от одного человека позволять другому все то, что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Указывая на ра–венство и эквивалентность золотой заповеди, Гоббс истолко–вывал ее как стандарт общественных отношений.
Таким образом, милосердие является высшим моральным принципом. Но нет оснований всегда ожидать его от других Милосердие необходимо считать долгом, а не обязанностью человека. В отношениях между людьми милосердие является только рекомендуемым требованием. Милосердие можно вменять человеку как моральный долг, но он сам вправе по–требовать от других только справедливости и не более.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
3.3. Морально-этические аспекты прикладных исследований
Говоря об этической стороне прикладных исследований антропологов, надо учитывать объективные исторические условия, в контексте которых производится та или иная этическая оценка. В межвоенный период подобные
ЦЕННОСТИ
Ценности – это некий приз, который мы получаем за тяжесть движения по жизненному пути.Ценности – это, безусловно, хорошо. Проблема состоит в том, что, поскольку мы все разные, у нас и ценности разные. То, что для одного – награда, для другого – пустой
Лекция № 6.
Этические учения в немецкой классической философии
1. Этика И. Канта.
Формулировка категорического императиваОсновная проблема этики И. Канта – проблема человече–ской свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех
ЛЕКЦИЯ № 8.
Этические учения в русской философии
Самобытные черты этических исканий русской филосо–фии оформились в XIX—XX вв., в то время, когда националь–ное этическое сознание достаточно определилось. Сначала может показаться, что этическое наследие философов
1. Этические искания в экзистенциальной философии
Конечно, правильнее было бы утверждать о существовании не этики экзистенциализма, а об его «этической составляю–щей», так как статус этики в нем четко не зафиксирован. Хотя определение пределов «этической составляющей»
2. Война: морально-этические проблемы
Карл фон Клаузевиц писал: «Если мы захотим охватить мы–слью как одно целое все бесчисленное множество едино–борств, из которых состоит война, то лучше всего вообразить себе схватку двух борцов. Каждый из них стремится при помо–щи
3. Этические аргументы против смертной казни
Хотя рассмотрение исторической динамики проблемы смертной казни показывает, что она все больше утрачивает этическую санкцию, теряет поддержку общества и постепенно вытесняется из юридической практики, тем не менее
4. Этические ценности
Наслаждение как позиция и ценность в ней и признается, и принимается. Стремление человека к наслаждению определяет мотивы гедоника и иерархию его ценностей, образ жизни. Назвав добро наслаждением, гедоник осознанно строит свои цели, сообразуясь не с
24. Этические учения в русской философии
Самобытные черты этических исканий русской философии оформились в XIX–XX вв., в то время, когда национальное этическое сознание достаточно определилось. Сначала может показаться, что этическое наследие философов данного периода
28. Этические искания в экзистенциальной философии
Конечно, правильнее было бы утверждать о существовании не этики экзистенциализма, а об его «этической составляющей», так как статус этики в нем четко не зафиксирован. Хотя определение пределов «этической составляющей»
46. Война: морально—этические проблемы
Карл фон Клаузевиц писал: «Если мы захотим охватить мыслью как одно целое все бесчисленное множество единоборств, из которых состоит война, то лучше всего вообразить себе схватку двух борцов.Каждый из них стремится при помощи
Источник
1. Удовольствие.
2. Польза.
3. Справедливость.
4. Милосердие.
5. Совершенствование.
Нравственный опыт – это опыт духовной жизни, ценность выборов. Это – опыт индивидуальной “работы с ценностями”, личных достижений и упущений. Как индивидуальный опыт он формируется из конкретных ситуаций, но как опыт нравственности он воспроизводится в обобщенном виде: в виде выбора ценностей и правил, выбора между добром и злом.
Среди положительных ценностей удовольствие и польза является наиболее очевидными, так как они непосредственно отвечают потребностям и интересам человека.
1.Удовольствие— чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.
Удовольствие и страдание целесообразны с биологической точки зрения, в силу того, что удовольствие стимулирует активность, отвечающую потребностям организма; отсутствие же удовольствия и страдания блокирует действия, опасные для него.
С психофизиологической точки зрения удовольствие важно уменьшением или участием напряжения, как результат удовлетворения потребности.
В этике существует позиция, называемая гедонизмом. В его основе лежит представления о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.
Большой вклад в изучение удовольствия в жизни человека внесли работы З.Фрейда. Он сделал вывод о том, что “принцип удовольствия” является главным естественным регулятором психических процессов, или душевной деятельности. Наиболее интенсивными и яркими являются сексуальные удовольствия и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в пище, тепле, отдыхе. Но в процессе социализации человека происходит постепенное замещение принципа удовольствия “принципом реальности”, который тоже влечет к удовольствию, но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному. Таким образом, принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным нормам приличия, ориентация на удовольствие противоположна обыденному поведению, основанному на благоразумии и стяжании пользы.
Субъективно удовольствие приятно и поэтому желанно. Как таковое удовольствие может представлять для индивида ценность самому себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий.
Но, как метко заметил Б.Паскаль: “Человек чувствует, как тщетны доступные ему удовольствия, но не понимает, как суетны чаемые”.
И, тем не менее, человек продолжает стремиться к удовольствию, сознательно сообразуя свои цели не с добром, а с наслаждением.
Но наслаждение любой ценой имеет тенденцию оборачиваться развлечением, счастьем за счет возможного страдания, несчастья другого.
Для гедоника развлечение становится смыслом жизни. Новизна и необычность наслаждения становится принципом гедонистического отношения к миру. Гедонистическая личность стремиться к дискредитации любых норм и ценностей, поскольку они препятствуют необузданности эгоистического своеволия. Но из сказанного не следует, что наслаждение само по себе аморально или внеморально. Критика гедонизма не означает отказа от принципа удовольствия. Она призвана показать этическую ограниченность гедонизма и стремится возвысить его до нравственности, то есть ограничить нравственностью.
Этическому ограничению должны подвергаться не наслаждения, а желания, а именно, эгоистическое своеволие, с этих позиций стремление к наслаждению ограничивается требованиями соблюдать взятые обязательства, быть справедливым, быть умеренным. Кроме того, наслаждение получает этическое оправдание на основе творчества, в процессе которого личность свободно и конструктивно реализует себя, творчество, конечно, не безмятежно, но в нем, аналогично наслаждению, содержится та же страстность, та же возможность самовольности, свободы и личности. Но вместе с тем творчество прямо противоположно принципу наслаждения, так как требует от творца высокой самодисциплины и жертвенности.
“Всякое удовольствие приобретается ценою страдания. За истинное удовольствие цена уплачивается вперед; за ложное удовольствие приходится расплачиваться потом”,- Д.Фостер.
2.Пользапредставляет собой положительную ценность, в основе которой лежат интересы, то есть отношения человека к различным объектам, освоение которых позволяет ему сохранить и повышать свой социальный, экономический, политический, профессиональный, культурный статус. Как жизненный принцип полезность можно выразить в правиле: “Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу”.
Но, как и другие ценности практического сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т.п.), польза представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, красоты, истины). Прагматизм, т.е. стремление к пользе, успеху, эффективности предполагает обращенность человека к реальности, учет им намеченных обстоятельств, сложившегося порядка вещей.
Принцип пользы подвергался критике со стороны различных социально-нравственных позиций – патриархальной и аристократической, религиозной и пролетарской, революционной и богемной. С каких бы позиций не проводилась эта критика, в ней так или иначе, ставилась или предполагалась важная социально-этическая проблема: стремление к пользе своекорыстно, чрезмерная забота об успехе ведет к игнорированию обязательств. Принятие полезности в качестве исключительного критерия поступков ведет к конфликту интересов.
Польза, ни под каким видом, не может заменить добродетель. В сориентированном исключительно на пользу сознании любые ценности, не относящиеся к доминирующей ориентации, признаются производными и, следовательно, второстепенными.
Только подвергнутый коррекции с позиции принципа наслаждения, принципа совершенства и принципа любви Принцип полезности сохраняет свою действенность в рамках универсальной морали.
Как утверждал Марк Аврелий: “Не уставай получать пользу, принося ее”.
3.“ Справедливостьесть истина в действии”, — Ж.Жубер.
Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного (в обмене, дарении), социальных ценностей. Под социальными ценностями понимается свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа уважения и т.д.
Если добро, образно говоря, одно для всех, то справедливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному. Иначе говоря, сознание справедливости в отличие от сознания добра более конкретно, увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено. Вера в торжество справедливости является мощным катализатором добродетельного поведения. С утратой этой веры возможно наступление морального нигилизма, пренебрежение к нравственным устоям общества.
Уже древнегреческие философы подчеркивали особую значимость справедливости в жизни человека.
В сочинении Платона “Государство” встречается мысль о том, что справедливость дороже всякого золота и что “несправедливость — это величайшее зло, какое только может в себе содержать душа, а справедливость – величайшее благо”.
“Только те любезны богам, которым ненавистна несправедливость”, — утверждал Демокрит. Сама же справедливость, по мнению Демокрита, есть следование природе и исполнение своего долга.
Добрый человек, у которого имеется хорошее расположение духа, не будет творить несправедливости, для него лучше пострадать от несправедливости, чем самому поступать несправедливо. Исходным принципом справедливости является принцип равенства
Большое внимание вопросам справедливости уделяли идеологи буржуазных революций, на знамени которых было написано: “Свобода, равенство, братство”.
Справедливый человек обязан учитывать интересы общества. Но справедливость предполагает и ответственность общества перед личностью, которая также имеет право оценить общественные порядки в определенных ситуациях как несправедливые.
“Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим”,- писал В.Соловьев. По его мнению, чувство справедливости психологически опирается на чувство жалости. Жалость, по мнению русского философа, есть признание за другими права на существование и благополучие.“Справедливость в нравственном смысле есть некоторое самопожертвование ограничение своих притязаний в пользу чужих прав”. В.С.Соловьев.
4.“Милосердие – это всесторонняя благожелательность” Г.В. Лейбниц.
Милосердие представляет сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
В христианской этике милосердная любовь доминирует над всеми другими принципами и подчеркнуто сформулирована в виде стоящей над ними заповеди – заповеди любви.
Любовь — единственный нравственный принцип, основной закон жизни человека.
Используя термины Соловьева, заповедь любви можно прояснить следующим образом: “Благоговей перед Богом и милосердствуй ближним”.
Любовь для человека является формой деятельного и заботливого отношения к другому или чувством, в котором он в данной ситуации самореализуется.
Если человек видит в милосердии лишь свое переживание, сострадание, этический принцип, и другого человека как нуждающегося, как объекта милосердия забывает, то от любви в самом деле ничего, кроме эмоции, а значит, кроме себялюбия не остается.
При этом заповедь любви не осуждает любви к самому себе. Напротив, она утверждает: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Что такое милосердие как практическая задача? На уровне принципиального этического рассуждения, возможно, достаточно удовлетвориться словами, что надо делать добро и отвращать зло. Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, то есть в отдавании. Причем, человеколюбие бескорыстно. Милосердная любовь предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий и антипатий, беспристрастно. Только милосердие в душах способно привести к изменению общественных отношений и институтов, к политической борьбе и разрешению конфликтов.
5.Совершенствование одно из важных составляющих нравственного опыта человека. Перфекционистское мышление содержит в себе два пласта взаимопересекающихся представлений:
— совершенство как идеал
— совершенство как процесс достижения идеала.
В стоицизме и буддизме развит другой образ совершенства – самодостаточность. Согласно этому пониманию, совершенство заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей во внутренней свободе, “чистоте духа”.
Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства. В отличие от буддистской этики нирваны христианства проповедуют деятельную любовь к людям. Более того, в христианстве преобладает вера в то, что человек должен совершенствоваться, во имя деятельной любви и что он реально совершенствуется только в деятельной любви. Каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого человеку необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначения – подчиняться воле Бога и на основе этого преобразиться, соединившись с Богом в осуществлении идеала Богочеловека.
Отсюда вытекают два нравственных императива человека в отношении Бога, или абсолюта, которые В.С.Соловьев сформулирован следующим образом:
— Имей в себе Бога.
— Относись ко всему по-Божьи.
Из предложенных образов можно выделить существенные моменты, из которых складывается обобщенное представление об этике самосовершенствования.
1. самосовершенствование и личная дисциплина;
2. стойкость в исполнении долга и сознательное подчинение себе выбранной цели;
3. внутренняя свобода;
4. верность этическому абсолюту;
5. непрестанные усилия по практическому осуществлению идеала.
Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире, со своего отношения к высшим ценностям, с предположения о собственном несоответствии этим ценностям.
Появление стремления к нравственному совершенствованию возможно на основе хотя бы минимального совершенства, т.е. внутри пространства нравственности. При этом человек должен осознавать и собственное несовершенство, именно это станет толчком к нравственному совершенствованию. Совершенствование должно идти в трех направлениях:
1. раскрытие собственных сил и способностей;
2. совершенствование окружающего мира;
3. реализация на практике заповеди любви.
Источник