Отчуждение церковных и монастырских земель в пользу государства

Отчуждение церковных и монастырских земель в пользу государства thumbnail

Секуляризация церковных земель это процесс, который впервые был начат в России при правлении Петра 3, а завершен Екатериной 3 В рамках этого процесса церковь лишилась всех земель, которые ранее обрабатывались подневольным трудом. В результате примерно 910 тыс крестьян в монастырских и церковных получили свободу и стали называться «экономическими крестьянами». Церковь сохраняла за собой право на всю недвижимость.

Вопрос секуляризации земель церкви в пользу Российской Империи можно разделить на 3 этапа:

  • 21 марта 1762 года. Император Петр 3 издал Указ «О секуляризации монастырских и церковных земель».
  • Август 1762 года. Екатерина 2 отменяет Указ Петра 3 и отменяет секуляризацию как неподготовленную и несвоевременную.
  • 26 февраля 1764 года. Екатерина 2 вновь издает Указ о секуляризации. На этот раз указ имел практический вес и был актуальным вплоть до 1917 года, до распада Российской Империи.

Подготовка к принятию Манифеста

Примечательно, что подготовку и проведение секуляризации проводили 3 императора, которые известны своим специфическим отношением к религии. Первым из них является Пётр 1. Много раз уже говорилось о том, что Петр Великий всегда рассматривал церковь исключительно как государственный институт и не более. Поэтому как только в период его бесконечных воин государству потребовались деньги, император провел первую частичную секуляризацию церковных земель. Процесс был частичным, поскольку страна не была готова к тому, чтобы ликвидировать все церковные земли, а сам Петр опасался острой реакции духовенства и его влияния на людей.

Петр 1 и церковь

Второй императорам, который продвигал вопросы секуляризации, был Пётр 3. Этот человек правил Российской Империей всего 6 месяцев, но успел наделать много. В частности это касается и вопроса конфискации церковных земель. Напомним, что Петр 3 был католиком, который принял православие перед принятием титула императора российского.

Император Петр 3

Наконец третий император, который и сформировал полную секуляризацию это Екатерина 2. Относительно ее религиозных взглядов мало информации, однако, абсолютно очевидно, что на начальном этапе своего правления, когда Указ и издавался, во главу угла Екатерина ставила вопросы абсолютизма и просвещения. Часть историков видят противоречия в том, что Екатерина 2 сначала отменила Указ Петра 3 о секуляризации, а затем его продублировала через 2 года. Однако в этом никакого противоречия нет. Дело в том, что, вступив на российский престол в 1762 году, Екатерина 2 должна была заручиться поддержкой, чтобы не стать очередной жертвой эпохи Дворцовых переворотов. Именно поэтому императрица сразу же отменила большинство указав своего предшественника, в том числе и касательно церковных земель. Только спустя 2 года, когда позиции Екатерины 2 стали достаточно крепкими, она вновь вернулась к данному вопросу и вновь провела секуляризацию, на этот раз полную.

Екатерина 2

Суть секуляризации и ее причины

Основные причины секуляризации церковных земель в России при Екатерине 2 следующие:

  • Экономические. Государственная казна находилась в плачевном положении: армия не получала зарплату 6 месяцев, военно-морской флот был в очень плохом состоянии, государство было вынуждено продать практически все монополии частным лицам. На этом фоне Российская Империя остро нуждалась в финансах и в новом источнике их пополнения. Церковные земли стали реальной возможностью решить экономические проблемы.
  • Социальные. Екатерина 2 своим указом подчинила церковь государству. Это то, что пытался сделать ещё Пётр 1. До секуляризации церковь обладала всем необходимым для самостоятельного существования. Фактически это было государство в государстве. После 1764 года церковь напрямую экономически зависела от государства.

По условиям указа о секуляризации 910 тыс крестьян, которые ранее относились к церковным землям, переходили под контроль Коллеги экономики. Отсюда и их название – экономические крестьяне. Они получали в распоряжение землю, которая раньше относилась к церкви. За пользование этой землей крестьяне не несли никакой повинности, кроме уплаты налога величиной в 1,5 руб в год. Эти деньги напрямую поступали в государственный бюджет. В совокупности это приносило государству ежегодный доход в размере 1,36 млн руб.

Екатерина 2 поставила церковь в зависимость от государства, лишив церкви и монастыри собственных финансов. Государство брало на себя расходы на обеспечение монастырей, но не всех. Известно, что на момент прихода к власти Екатерины 2 в Российской Империи насчитывалось 954 монастыря. После принятия указа о секуляризации было решено ликвидировать 418 монастырей. Из оставшихся 226 монастырей получали содержание от государства («штатные»), а оставшиеся 310 оказались «заштатными» и могли существовать исключительно на пожертвования. Положение даже тех монастырей, которые оказались на государственном обеспечении, было тяжёлым. По указу императрицы все монастыри были разделены на 3 класса, каждый из которых получал определенную долю содержанию. Чем выше класс, тем выше содержание. В результате основная часть финансирования доставалось монастырям первого класса, к которому относились Киево-Печерская лавра, Александро-Невская лавра, Троице-Сергиева лавра и другие. Эти учреждения получали сравнительно достаточное финансирование, а остальным монастырям денег не хватало катастрофически. Денег не хватало даже на содержание штата. Поэтому уже 1771 году, даже несмотря на практически двукратное сокращение количества монастырей, в действующих монастырях было 527 вакантных мест. Причина в том, что денег монастырям не хватало и они экономили на всём чем только можно. Поэтому шло сокращение штатов, чтобы не требовать дополнительных средств, поскольку монастыри опасались, что государство не даст денег, а решит ликвидировать нерентабельный монастырь. Примеров таких было огромное количество. Самый резонансный случай это закрытие в 1788 году Симонова монастыря в Москве. Это подчеркивает, что государство без какого-либо промедления закрывало любое церковное учреждение.

Разрушенный монастырь и церковь

Значение и результаты

Главный итог церковный секуляризации земель заключался в стремительном обнищание монастырей и стремительном сокращении их количества. Кроме того, церкви и монастыри оказались в полной экономической зависимости от государства. Фактически произошло формирование новых отношений между церковью и государством. При этом очень важно отметить, что именно эта точка была апогеем, после чего отношения между церковью и государством становилось все лучше и положение церкви с каждым последующим императором становилось легче.

Относительно вопросов секуляризации очень часто Екатерину 2 обвиняют в неверии и в отрицательном отношении к религии в целом и к православной церкви в частности. Это не так. Прежде всего Екатерина была абсолютно практичным человеком, который устранял конкурентов. Она видела, что такое Дворцовые перевороты и очень опасалась их против себя. Поэтому церковь она воспринимала не как религиозный объект, а как значимый социальный институт, способный очень сильно влиять на настроение народных масс. Именно поэтому она полагала, что духовенство не должно иметь экономической независимости, а должно находиться в подчинении от государства. Только в этом случае церковь и государство могли выступать единым фронтом.

Аналогичные процессы в Европе

Секуляризация церковных земель не является российским изобретением, поскольку ранее аналогичные процессы проходили в Европе. Они начались в эпоху буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Происходило это в 17 веке и также как и в России преследовало целью подчинить церковь государству и увеличить доходы бюджета. Однако если в 17 веке эти процессы носили в целом хаотичный характер, то в 18 веке, в период наполеоновских войн, вся Европа была охвачена процессом секуляризации и все церковные земли были конфискованы государством.

Судьба Манифеста после Екатерины 2

Формально манифест о секуляризации церковных и монастырских земель просуществовал до 1917 года. Однако реально с каждым последующим императором после Екатерины 2 положение церкви становилось заметно легче. Прежде всего это отражается в количестве монастырей, которые работали на территории России. Для демонстрации достаточно привести только следующие цифры:

  • 1808 год – в России 447 монастырей и примерно 5 тыс монахов.
  • 1815 год – в России 478 монастырей и примерно 6,5 тыс монахов.
  • 1917 год – в России 1257 монастырей и примерно 107 тыс монахов.

Здесь очень важно отметить, что численность монастырей достигалась не только за счет открытия новых монастырей, но в основном за счет восстановления старых монастырей, которые были закрыты при Екатерине 2. При этом шел процесс не только увеличение количества монастырей, но и постепенное наделение землёй церквей и монастырей. Например, в 1916 году Николай 2 издал указ, согласно которому церкви было передано 3,6 тысяч десятин пашни.

Источник

Причины секуляризационной реформы

Для Русской Православной Церкви XVIII век стал веком потери своего авторитета. Российские правители пытались всячески отлучить духовенство от решения государственных вопросов и снизить церковное землевладение. Секуляризация церкви стала одним из пунктов такой политики.

Екатерина II в этом вопросе не отличалась от своих ближайших предшественников. Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. До вступления на престол она обещала не посягать на церковные вотчины. Однако уже через три недели после отмены указа Петра правительница создает специальную комиссию для решения вопроса о церковных землевладениях.

Итак, можно выделить три основных причины:

  • Необходимость увеличения поступления налогов в казну
  • Повышение эффективности использования земель
  • Желание ликвидировать способность церкви существовать автономно от государства

Дата подписания и суть церковной реформы

Итогом работы комиссии стал Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 г. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн. га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну.

К моменту подписания Манифеста в Империи насчитывалось 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них следовало упразднить. Оставшиеся обители были разделены на 3 класса, в зависимости от которого определялось число послушников и их денежное содержание. Этих денег часто не хватало.  Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами.

Церковная реформа при Екатерине II проходила мирно и почти не встретила противостояния со стороны духовенства. Единственным членом Синода осмелившимся выступить против, после того как было объявлено о секуляризации церковных земель в пользу государства, стал митрополит Арсений Мациевич. Он не раз подавал в Синод протесты против изымания церковных вотчин, угрожал анафемой (отлучением от христианской церкви), отказался дать присягу о признании императрицы высшей судией. В результате чего он был объявлен преступником и до скончания своих дней был заключен в Ревельскую крепость.

Стоит отметить, что в Эпоху Просвещения усиление светской власти и снижения церковной диктатуры наблюдается не только в России. Эти процессы становятся общемировой тенденцией. В Европе буржуазные революции тоже вели к конфискации церковных владений и закрытию  монашеских орденов. Параллельно с российской церковной реформой, секуляризация церковных земель осуществляется и в Римской империи.

Итоги и результаты церковной реформы Екатерины II

Подытожим:

  • Упразднено 567 из 954 монастырей.
  • 9 млн. га земли перестали быть монастырской и церковной собственностью и были переданы Коллегии экономии.
  • Около 1 млн податных душ (здоровое мужское население, вместе с детьми и женщинами — около 2 млн.) больше не принадлежало монастырям и перешло под налогообложение государством в 1,5 рубля оклада — из этих денег и финансировалась церковь, напрямую государством.
  • Ликвидирована способность церкви к самостоятельному существованию.

Церковная реформа Екатерины II поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. Последних заботило то, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали.

Loading…

Источник

Исторически с принятием христианства церкви и монастыри могли иметь в своем владении и пользовании земельную собственность. Монахи имели право пользоваться только общей собственностью, принадлежащей монастырю и предназначенной для минимального продовольствия, благотворительности, финансирования духовных школ, а также для церковного строительства. Право собственности на землю было зафиксировано в византийском Номоканоне, который в русской традиции стал именоваться Кормчей книгой Православная энциклопедия

В России историю секуляризации можно проследить с конца XV века, когда ставилась под сомнение правомерность увеличения церковного землевладения. Процесс приобретения имений духовенством вошел под контроль Ивана IV. В конечном итоге, при нем было запрещено увеличивать церковные и монастырские земельные владения. В XVII столетии на основании Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 года был образован Монастырский приказ. В его компетенцию входил вопрос о сборе доходов с земель духовенства.

При Петре I не было единого закона о секуляризации, но на практике монастырские земли подлежали частичной конфискации. В первой четверти XVIII века имения духовенства сократилось примерно на 6 тысяч крестьянских дворов.

Важные перемены в области церковного законодательства произошли при императоре Петре I. Главным источником для последующих реформ стал Духовный Регламент, подготовленный императором совместно с епископом Феофаном Прокоповичем и подтвержденный подписями духовенства Московской губернии 25 января 1721 года. Закон определял правовое положение духовенства в Российской империи и имел большое влияние на церковную политику второй половины XVIII века.

Екатерина II стала продолжать основные направления церковной политики Петра I, хотя за время ее царствования было предпринято множество нововведений.  Секуляризационная реформа была нацелена на улучшение общего финансового положения в стране. В первый год правления Екатерины II дефицит бюджета составлял 8 % от суммы доходов .

Реализация церковной реформы началась с решения Екатерины II на время отменить указ о секуляризации церковных имений Петра III, подписанный им 19 февраля 1762 года. В данном случае под секуляризацией понимается передача земельных владений монастырей вместе с жившими на них монастырскими крестьянами в ведение государства. Такое решение было принято 12 августа 1762 года. Основные положения церковного законодательства Петра III в Сенате были подвергнуты критике. В одном из манифестов отмечалось, что император проявлял грубое неуважение к православной вере, более того «начал помышлять и о разорении самых церквей…»

Вскоре императрица вернулась к решению вопроса о секуляризации церковных имений. Мера по их возвращению в собственность духовенства была предпринята на короткое время.

29 ноября 1762 года была учреждена специальная Комиссия о духовных имениях Полное собрание законов Российской империи. — СПб, 1830. — Т. 16. — № 11716.. В нее вошли: новгородский митрополит Димитрий (Сеченов), санкт-петербургский архиепископ Гавриил (Кременецкий), переяславский епископ Сильвестр (Страгородский); обер-прокурор князь А. С. Козловский, князья А. Б. Куракин, С. В. Гагарин, сенатор граф И. И. Воронцов и статский советник Г. Н. ТепловПравославная энциклопедия. Русская Православная Церковь — М., 2000. — С. 115.. Новый вариант реформы разрабатывался в течение полутора лет..

В 1763 году в соответствии с докладом о духовных имениях была образована Коллегия экономии, находящаяся в ведении Сената. Коллегия должна была управлять бывшими духовными имениями вместе с бывшими монастырскими крестьянами, вести хозяйственный учет и содержать учрежденные духовные штаты Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). — М.: РГГУ, 2001. — С. 392..

Завершающий этап реформы был реализован 26 февраля 1764 года с изданием Манифеста о секуляризации церковных имений. В результате, все имения Синода, архиерейских домов и монастырей были лишены порядка 910 тысяч душ крестьян и 8,5 миллионов десятин земли. Секуляризация предусматривала денежную компенсацию для монастырей и архиерейских кафедр. Двадцать шесть епархий были разделены на три категории. В соответствии с этим назначался фиксированный доход.

В первую категорию вошли Новгородская, Санкт-Петербургская и Московская епархии, которые получали соответственно 11031, 15 000 и 7510 рублей в год. Государственное жалование на мужские монастыри первых трех классов насчитывало в среднем по 60-70 рублей на человека, а в женских монастырях — по 30 рублей  .

Секуляризация предусматривала введение монастырских штатов, согласно которым определялся порядок содержания монастырей. Большинство из них относились к третьему классу и заштатным (почти 300). Всего в штаты вошло 272 монастыря, то есть менее четверти из общего числа в Великороссии. 573 монастыря были упразднены, что составляло от всего количества 54%. Незакрытые монастыри (около 195 по численности) существовали за счет небольших земельных участков, которые обрабатывалась местными монахами. При этом государственного жалования они не получили. Данное положение отразилось в докладе от 31 марта 1764 года «О безвотчинных и на своем содержании состоящих монастырях и пустынях» Денисов В. В. История монастырей Верхнего Поволжья (вторая половина XVIII — начало XX вв.). — Ярославль, 2012. — С. 60..

В ходе реформы некоторые монастыри стали приписными или новыми приходами. Они могли использоваться также для государственных нужд. Например, московский Симонов монастырь использовался под казармы.

В ходе секуляризации, предпринятой Екатериной II, значительно изменилось экономическое положение приходского духовенства.

Материальное обеспечение причта, согласно Духовному Регламенту, находилось в ведении прихода, а установление фиксированных денежных доходов входило в обязанности Святейшего Синода.

Основным источником дохода приходского духовенства была плата прихожан за церковные требы. Доходы от них были незначительными. Они составляли в среднем от одного до четырех рублей в год на штат приходской церкви.

При Екатерине II были установлены минимальные суммы за требы. За крещение младенца для оплаты предписывались три копейки, за свадьбу и погребение взрослых — десять. Исповедь и причастие к этому ряду не относились. В остальном каждый прихожанин мог жертвовать по своему усмотрению. Указанные нормы вывешивались в храмах для всеобщего сведения..

Средний размер доходов священника в приходе включал в себя оплату за требы, помощь пищевыми продуктами, урожай с земли, приписанной к приходской церкви, который священнику нередко приходилось обрабатывать самому. Кроме того, иереи могли пополнять свои доходы, обучая детей чтению и письму в народных школах, занимаясь переплетным делом. Денежный доход одного из сельских священников, оставивших после себя дневник, составлял 10 рублей в год. Доход от участка земли достигал 40 рублей, а натурой он получал примерно 21 рубль в год.

Источник

4,366 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Источник