Отказ матери от ребенка в пользу отца в казахстане
А можно и вот так вопрос решить, не отказываясь от алиментов
Постановление Коллегии по гражданским делам Павлодарского областного суда
от 9 марта 2004 г. N 33г-244
Коллегия по гражданским делам Павлодарского областного суда Республики Казахстан в составе:
председательствующего Альжикова К.С.,
судей Алеевой Р.А., Бексеитовой З.Т.,
с участием прокурора Карагаева Р.Н.,
истицы Ивановой Л.А.,
ответчика Иванова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 9 марта 2004 года в помещении Павлодарского областного суда в городе Павлодаре дело по иску Ивановой Любови Анатольевны к Иванову Александру Николаевичу о разрешении выезда несовершеннолетнего ребенка за пределы Республики Казахстан, поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Павлодарского городского суда от 5 февраля 2004 года,
УСТАНОВИЛА:
Иванова Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что с ответчиком Ивановым А.Н. состояли в зарегистрированном браке, от которого имеют несовершеннолетнего ребенка, сына Вадима, 3 ноября 1987 года рождения. Решением суда от 27.03.1995 года брак между ними расторгнут. Ответчик проживал отдельно от семьи, сыном не интересовался, воспитанием его не занимался, материальную помощь оказывает в принудительном порядке по решению суда. В настоящее время она намерена выехать в Германию вместе с сыном, однако ответчик не дает согласия на выезд сына за пределы РК, ничем не мотивируя свой отказ.
Решением Павлодарского городского суда от 5 февраля 2004 года исковые требования Ивановой Л.А. удовлетворены, постановлено разрешить выезд несовершеннолетнего ребенка Иванова В.А., 3 ноября 1987 года рождения с матерью Ивановой Л.А. на постоянное место жительство за пределы Республики Казахстан в Федеративную Республику Германия.
В апелляционной жалобе ответчик, не согласившись с решением, просит его отменить, дело производством прекратить, указав, что им не оспаривается местожительство сына с истицей, так как он длительное время находился в местах лишения свободы, брак между ними расторгнут и совместно не проживают. Истица после расторжения брака категорически запретила общаться с сыном, но периодически он виделся с сыном на улице, во дворе дома. Его волнует будущее сына, поэтому он предлагал истице решить вопрос о выезде в Германию после его совершеннолетия.
Апелляционный протест отозван вышестоящим прокурором письмом от 9.03.2004 года до начала рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Заслушав доклад судьи областного суда Р.А. Алеевой, пояснения сторон в обоснование своих требований и возражений, а также заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, коллегия, изучив материалы дела в полном объеме и доводы апелляционной жалобы, считает необходимым решение оставить без изменения по следующим основаниям.
Предусмотренных ст.ст. 364-366 ГПК РК оснований к отмене либо изменению решения в апелляционном порядке по данному делу не имеется.
Судом первой инстанции правильно определен и выяснен круг обстоятельств, имеющих значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального законодательства, выводы суда, изложенных в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, несовершеннолетний Иванов Вадим, по поводу выезда которого за пределы Республики Казахстан родители не пришли к соглашению, достиг шестнадцатилетнего возраста. В ходе судебного разбирательства он подтвердил свое желание выехать вместе с матерью за пределы Республики Казахстан. Согласно же ст.54 Закона РК “О браке и семье” учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Судом установлено, что выезд истицы с сыном за пределы Республики Казахстан не противоречит интересам несовершеннолетнего ребенка. Так, с момента расторжения в 1995 году брака между сторонами несовершеннолетний Иванов Вадим проживает с матерью, ответчик выплачивает алименты по судебному решению, в воспитании сына участие не принимал, с ним не общался.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь постановлением Правительства РК от 26.07.2001 года “О правилах выезда граждан Республики Казахстан за пределы Республики Казахстан”, в соответствии с которым выезд несовершеннолетнего ребенка при отсутствии согласия одного из родителей разрешается в судебном порядке, и учитывая все обстоятельства по делу, в том числе возраст и мнение несовершеннолетнего ребенка, его привязанность к матери, постановил законное и обоснованное решение об удовлетворении исковых требований Ивановой Л.А.
Такое решение соответствует и требованиям ст.65 Закона РК “О браке и семье”, в соответствии с которой место жительства ребенка при раздельном проживании родителей устанавливается судом, исходя их интересов детей и с учетом мнения детей, их возраста, привязанность к каждому из родителей, нравственные и иные качества родителей, возможности создать условия для воспитания.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы ответчика не могут явиться основанием для отказа в разрешении выезда несовершеннолетнего Иванова Вадима за пределы Республики Казахстан.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1) ст. 358 ГПК РК, коллегия
постановила:
Решение Павлодарского городского суда от 5 февраля 2004 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Председательствующий: Альжиков К.С.
Судьи: Бексеитова З.Т.,
Источник
«Любой ребенок, который родился на нашей земле, – казахстанец.
И государство должно заботиться о нем» – Н.Ә.Назарбаев
Наивысшими ценностями в соответствии с Конституцией[i] , в Республике Казахстан признаются человек и гражданин, охрана их прав, и законных интересов. Будущее Казахстана напрямую зависит от развития личности детей, которые впоследствии станут полноправными членами гражданского общества. На данный момент число детей оставшихся без попечения увеличивается. Государство создает необходимые условия для жизни и развития ребенка как личности в целом, но институт семьи, к сожалению постепенно обесценивается. Все больше родителей готовы отказаться от своих детей и отдать их на попечения в специализированные государственные учреждения. Конечно проблема не только в том, что родители не желают обременения обязанностями в отношении своих детей. Существует ряд причин, по которым родитель не может осуществлять возложенные на него обязанности по воспитанию и содержанию своего ребенка. Из вышесказанного можно отметить следующее:
1. Мать не имеет материальной основы необходимой для содержания ребенка. Причиной этого является не «безработица», а слабая информированность населения. В каждом районе города есть Центры Занятости Населения, где человек, имеющий образование может найти себе место работы, либо если отсутствует профессиональное образование, то освоить профессию. К сожалению, социальная грамотность и информированность населения низкая, что порождает безработицу.
2. Мать отказывается от своего ребенка по причине того, что ребенок рождается с тяжелыми отклонениями в здоровье. Проблемой отказов от детей с отклонениями являются: мать не знает, как помочь ребенку, как правильно его воспитывать. Медицинские работники, которые склоняют мать отказаться от ребенка, ввиду тяжести его состояния тоже являются одной из причин отказов.
3. Мать ребенка является жертвой изнасилования.
4. Мать ребенка это женщина с внебрачной беременностью. Причиной отказа от ребенка является страх перед обществом, боязнь осуждения.
5. Мать, родившая ребенка, является недееспособной. Причина отказа невозможность исполнения своих обязанностей, ввиду состояния здоровья.
6. Мать, родившая ребенка, является несовершеннолетней. Причина отказа: страх перед родителями, боязнь ответственности, ребенок, является результатом случайной связи.
Согласно вышеизложенному пункту № 2, где обрисовывается причина отказов от детей связанная с тем, что медицинские работники склоняют к отказу матери от новорожденного ребенка, могу добавить следующее: необходимо ввести уголовную ответственность за пропаганду медицинскими работниками отказов от новорожденного ребенка. Обоснованием введения данной ответственности является то, что послеродовая депрессия делает женщину восприимчивой и уязвимой, а при контакте с единственным близким человеком врачом женщина прислушивается и может отказаться от своего ребенка, а это приводит к истощению института семьи. Ребенок в свою очередь лишается права на воспитание в семье, а семью невозможно восполнить ничем, она бесценна. Ввиду изложенного предлагаю в Уголовный кодекс, в главу 2 «Преступления против семьи и несовершеннолетних» [ii] ввести новую статью: Пропаганда медицинским работником отказа от новорожденного ребенка-, 1. Пропаганда медицинским работником отказа от новорожденного ребенка – наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. 2. Тоже деяние совершенное из корыстных или иных низменных побуждений,- наказывается лишением свободы от трех до семи лет. Данная норма позволит снизить количество отказов от новорожденных детей.
В Республике Казахстан с каждым годом проблема детей оставшихся без попечения родителей не изменяется, наоборот учащаются случаи лишения родительских прав, либо отказов матери от новорожденного ребенка. В любом из этих случаев ребенок передается на воспитание в дома ребенка, детские дома, или в иную государственную организацию осуществляющее свою деятельность по воспитанию таких детей. В случае лишения родительских прав, Законом о браке [iii] (супружестве) и семье предусмотрена норма регулируемая статьей 142 , предусматривающая алиментные обязательства родителей в отношении детей оставшихся без попечения родителей. В данном случае ребенок содержится на средства, полученные в виде алиментов от его родителей, при этом они выплачиваются опекуну или попечителю детей или их патронатным воспитателям. Помимо этого государство выделяет дополнительные средства на расходы по содержанию детей. А если говорить про отказ от новорожденного ребенка, то родители юридически не несут ответственности за содержание ребенка. В этом случае государство принимает на себя обязанности оставившей его матери и отца. Законодательством, нет правил касательно процедуры отказа от ребенка. На сегодняшний день при отказе матери в медицинском учреждении от ребенка, автоматически происходит лишение родительских прав, при этом она не обременяется обязанностью по выплате алиментов своему ребенку. Все происходит от того, что Законом о браке (супружестве) и семье данная норма не урегулирована. В свою очередь это приводит к тому, что государство тратит огромные денежные ресурсы на содержание ребенка. Необходимо ввести норму в Законе, которая имела бы своем содержании обязанность по выплате алиментов матерью ребенку, от которого она отказалась. Это позволит государству экономить огромные денежные ресурсы. В соответствии с этим считаю необходимым внести следующие изменения:
1) В статью 1 пункт 1Закона «О браке (супружестве) и семье» добавить подпункт под номером 37 и изложить его в следующей редакции: «Отказ от ребенка – юридически оформленный акт, подтверждающий прекращение правовых отношений между ребенком и родителем, по воле родителя»
2) В статью 144 Закона «О браке (супружестве) и семье» внести следующие изменения: в пункте 1, заменить слова «каждый из родителей» на «лица, имеющие родительские права», «может» на «могут», «привлечен» на «привлечены», дополнить словами: лица, лишенные, родительских, прав, лица, отказавшиеся, от, своих, детей. Статью 144 пункт 1 изложить в следующей редакции: «При отсутствии соглашения об уплате алиментов и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся в помощи детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других) лица, имеющие родительские права, лица, лишенные родительских прав, лица, отказавшиеся от своих детей в установленном законом порядке могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.»
3) В статью 142 Закона «О браке (супружестве) и семье» добавить пункты 1 и 2. К пункту 1 отнести первый абзац, к пункту 2 отнести второй абзац. Дополнить предложение словами: «с, лиц, лишенных, родительских, прав, отказавшихся, от, ребенка», изложить в следующей редакции: «На детей, оставшихся без попечения родителей, с лиц лишенных родительских прав, с лиц, отказавшихся от ребенка, алименты взыскиваются в соответствии со статьями 138 – 141 настоящего Кодекса и выплачиваются опекуну или попечителю детей или их патронатным воспитателям»
4) В статью 72 пункт 2 Закона «О браке (супружестве) и семье» добавить подпункты 1, 2, 3. Изложить их в следующей редакции: 1) Отказ от ребенка представляет собой юридически оформленный акт, подтверждающий прекращение правовых отношений между ребенком и родителем, по воле родителя. 2) Отказ от ребенка должен быть оформлен в письменной форме и заверен нотариально. 3) Отказ от ребенка не влечет за собой прекращение родительских обязанностей.
Процедура отказа от ребенка:
1) Лицо желающее отказаться от своего ребенка, обязано явиться в нотариальную контору и написать отказ от ребенка.
2) Отказ от ребенка нотариально заверяется.
3) Нотариус сообщает в орган опеки и попечительства об отказе от ребенка по месту нахождения лица написавшего отказ.
4) Орган опеки и попечительства обращается в суд с иском о лишении родительских прав лица написавшего отказ от ребенка.
В своем выступлении председатель комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента Дарига Назарбаева раскрывает проблему неэффективности государственных учреждений, в которых на попечении воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: «Главная сегодняшняя тема – это неэффективность действующих учреждений, интернатного воспитания детей, детских домов, принадлежащих государству. Мы сегодня увидели, что система довольна громоздкая, дорогостоящая и малоэффективная. Если мы вынуждены из кармана государства содержать детей примерно до 27 лет, и что дальше с ними будет тоже, никто не знает», – сказала Д. Назарбаева на заседании комитета. «Вопрос о том, какой должна быть система и как сделать так чтобы ребенок, вырос достойным гражданином, чтобы в стране была дополнительная хорошая квалифицированная рабочая сила, чтобы были примерные налогоплательщики для этого сегодня нужны другие подходы»,- добавила Д. Назарбаева [iv] .
Вопрос: «как сделать, чтобы ребенок вырос достойным гражданином?»
Ответ: ребенку необходимо жить и воспитываться в семье, а для этого необходимо помогать семьям, отнесенным к категории социального риска. Необходимо создать государственное учреждение «приют для временного проживания матерей одиночек с новорожденными детьми», которое даст возможность проживания матери с ребенком, что позволит укрепить семейную связь. В данной организации временного проживания матерям одиночкам предоставляли бы жилье, т.е. комнату для проживания, а матерей обучали бы работам, которые можно было бы выполнять, не покидая ребенка. Это позволит женщине и ребенку, иметь возможность для проживания, а государству в свою очередь получать полезные работы, которые мать будет выполнять. К примеру, это может быть пошив одежды, изделия ручной работы, выращивание овощей, фруктов и т.д. После, это все может продаваться на социальной площадке (с уровнем низких цен для граждан). Полученные средства шли бы на содержание данного учреждения.
Необходимо создать социальную службу, которая, занималась бы профилактикой отказов от детей. Службу стоило бы назвать «служба по профилактике отказов от новорожденных детей», сокращенно «СППОД». Данная служба должна оказывать помощь матерям, оказавшимся в трудной ситуации, вследствие которой они хотят отказаться от своего ребенка. Структура данной службы:
1) Городское управление службы по профилактике отказов от новорожденных детей.
2) Областное управление службы по профилактике отказов от новорожденных детей.
3) Районные службы по профилактике отказов от новорожденных детей.
В функции данных служб должны входить:
1) Выявление и учет матерей желающих отказаться от ребенка.
2) Разработка стратегий по предотвращению отказов матерей от новорожденных детей.
3) Консультация матерей оказавшихся в трудной ситуации и желающих отказаться от ребенка.
4) Помощь в определении матери и ребенка в специализированные государственные учреждения для временного проживания.
В состав данной службы должны входить:
1) Психологи, которые обязаны оказывать первичную консультацию матерей «отказниц», способствовать решению проблемы отказа матери от новорожденного ребенка. Работа психологов индивидуальна, в зависимости от причины появления желания у матери отказаться от ребенка.
2) Социальные работники, которые обязаны консультировать потенциальную «отказницу» по вопросам трудоустройства, а также по вопросам социальных программ для матерей «одиночек».
3) Врачи педиатры, в случае если ребенок родился инвалидом, которые обязаны объяснить «доступно» матери о том, какой уход необходим данному ребенку, и как должным образом его осуществлять.
4) Специалисты органов опеки и попечительства, занимающиеся организацией оказания материальной помощи нуждающимся детям, осуществляющие контроль над семьями социального риска.
5) Общественные объединения, которые в соответствии с Законом «Об Общественных Объединениях» ст. 4 , могут сотрудничать и взаимодействовать с государственными органами, заключая с ними соглашения, и могут по договорам с государственными органами и выполнять для них определенные работы, предусмотренные законодательством.
6) Юристы, которые обязаны провести консультацию матери по вопросу отказа от ребенка. Они должны объяснить правовые последствия отказа от новорожденного ребенка.
Первостепенная задача данной службы это выявление и учет матерей, желающих отказаться от своего ребенка. При ведении беременности, в районных поликлиниках, где женщина наблюдается необходимо обязательное участие психолога, для выявления намерения у женщины отказаться от своего ребенка. Заключение психолога, должно прикрепляться в личную карту беременной женщины. Также в роддоме после рождения ребенка, женщина должна проводить обязательную консультацию у психолога. Далее, если психолог выявит намерение отказаться от ребенка, психолог выявляет причину и уже исходя из проблемы, в работу должны включаться специалисты, входящие в состав службы «СППОД».
В Украине был запущен проект «Реформа системы опеки и попечительства над детьми. Поддержка матери и ребенка» была разработана и апробирована модель взаимодействия социального и медицинского работников по предупреждению отказов от новорожденных детей в родильном доме, по реинтеграции детей дома ребенка в биологическую семью. В результате проекта 67% мам, с которыми проводилась работа, поменяли намерение отказаться от новорожденного ребенка; 14 детей были реинтегрированы из дома ребенка в семью». [v]
Я надеюсь, что в нашем государстве данная служба принесет пользу. На первых порах можно запустить экспериментальный проект, в случае, если цель оправдается, можно сформировать новую государственную службу «служба по профилактике отказов от новорожденных детей».
Где брать средства на содержание данной службы и государственного приюта?
Необходимо принять Нормативно Правовой Акт о добровольном платеже граждан, физических и юридических лиц на социальные нужды в бюджет государства. К социальным нуждам в данном случае относятся: нужды на содержание детских домов, домов ребенка, домов интернатного типа, государственный приют для матерей одиночек. Необходимо организовать государственный фонд, куда будут поступать платежи граждан. Система должна быть прозрачной. Нужно чтобы каждое лицо видело поступление денежных средств в этот фонд. На сайте «Закон КЗ», можно создать раздел добровольный платеж граждан, где будут указаны ФИО лица осуществившего платеж, дата поступления, сумма поступления. Далее 1 раз в месяц будет опубликован отчет о потраченных средствах. Пусть не каждое лицо будет производить добровольные платежи, но поверьте, не безразличная часть нашего общества найдет время и пусть не большую сумму, чтобы помочь нашим согражданкам женщинам, которые оказались в трудной ситуации, и детям – будущему нашего Великого Казахстана!
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
Источник