Отказ от декретного отпуска в пользу ежемесячного пособия

Отказ от декретного отпуска в пользу ежемесячного пособия thumbnail

Вам совершенно нечего опасаться.

Цитата:Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Нет заявления – нет выплат, работник имеет право продолжать работу.

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2012 г. N АКПИ12-1204
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,

Цитата:…
пункт 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздравсоцразвития России) от 29 июня 2011 г. N 624н (далее – Порядок), устанавливает, что листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, при его отсутствии – врачом общей практики (семейным врачом), а при отсутствии врача – фельдшером. Выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится в 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов)…

Ш. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим оспариваемого нормативного предписания в той части, в которой он допускает выдачу листка нетрудоспособности продолжительностью 140 календарных дней (194 календарных дня – при многоплодной беременности) со срока 30 недель (28 недель) беременности при повторном – позже указанного срока – обращении женщины до родов за листком нетрудоспособности по беременности и родам для оформления соответствующего отпуска, если до этого обращения она продолжала работу. Полагает, что пункт 46 Порядка в оспариваемой части ограничивает ее право на труд, на получение пособия по беременности и родам в полном объеме, на отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 дней и противоречит статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России) в письменных возражениях на заявление указали, что отпуск по беременности и родам предоставляется в целях охраны здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка. Действующим федеральным законодательством не предусмотрено, что период отпуска по беременности и родам может быть самостоятельно определен женщиной и продлен в связи с тем, что она, находясь в отпуске по беременности и родам, продолжала работать. Такое положение привело бы к изменению основного назначения этого отпуска и его фактическому использованию для ухода за ребенком.

Выслушав объяснения Ш. и ее представителя Г.Д., представителя Минздрава России Е., представителя Минтруда России Г.И., представителя Минюста России Ч., оценив оспариваемый в части нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Минздравсоцразвития России во исполнение требований части 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” и в соответствии с пунктом 1, подпунктом 10.20 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, утвердило оспариваемый в части Порядок. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 7 июля 2011 г., регистрационный N 21286, опубликован в “Российской газете” 11 июля 2011 г.

Согласно части первой статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере; отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Из содержания приведенной нормы следует, что государство гарантирует предоставление женщинам на период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка, отпуск по беременности и родам, а также материальное обеспечение на данный период в виде пособия по государственному социальному страхованию в целях охраны здоровья женщины в период беременности и восстановления после родов, создания социальных условий для рождения детей.

Предоставление отпуска по беременности и родам осуществляется в соответствии с листком нетрудоспособности, который должен подтверждать временное освобождение женщины от работы на период продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов, исчисляемый суммарно, и выдаваться единовременно. Листок нетрудоспособности является формальным основанием для назначения соответствующего пособия.

Пункт 46 Порядка предписывает производить выдачу листка нетрудоспособности в 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 дней и закрепляет за женщиной право обратиться позже указанного срока, допуская таким образом выдачу листка нетрудоспособности за прошедшее время, т.е. с даты, которой определяется срок в 30 недель беременности.

Средняя продолжительность нормальной беременности человека составляет 280 дней (40 недель), в связи с этим выдача листка нетрудоспособности, подтверждающего освобождение от работы, начиная со срока 30 недель беременности, т.е. за 70 календарных дней до родов, является реализацией требований части первой статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации. Освобождение от работы со дня повторного обращения, состоявшегося позже срока в 30 недель беременности, означает отступление от требований данной нормы Кодекса о предоставлении отпуска до родов продолжительностью 70 календарных дней и не соответствует целям правового регулирования, направленного на создание условий, обеспечивающих охрану здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка.

С учетом изложенного доводы заявителя о том, что пункт 46 Порядка в оспариваемой части незаконно ограничивает права беременной женщины на использование данного отпуска продолжительностью 140 календарных дней, являются необоснованными.
Ссылка заявителя на положения части второй статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой отпуск по беременности и родам предоставляется суммарно независимо от числа дней, фактически использованных до родов, также не свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы.

Часть вторая статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации распространяется на случаи, когда рождение ребенка происходит ранее либо позднее даты окончания дородового отпуска. При указанных обстоятельствах вычет неиспользованных дней дородового отпуска либо его продление не производится, общая продолжительность отпуска не изменяется.
Следовательно, пункт 46 Порядка в оспариваемой части требованиям статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречит.

Утверждение заявителя, что оспариваемое предписание нарушает право женщины на осуществление работы в период отпуска по беременности и родам, не основано на содержании данной нормы. Листок нетрудоспособности подтверждает освобождение беременной женщины от работы на период, предусмотренный Кодексом, и является основанием для предоставления отпуска. При этом отпуск по беременности и родам предоставляется по заявлению женщины, что исключает какое-либо понуждение к его оформлению. В связи с этим оспариваемое предписание не нарушает конституционные права заявителя, в том числе принцип свободы труда, закрепленный в статье 37 Конституции Российской Федерации (часть 1).

Необоснованны и доводы заявителя об ограничении оспариваемой нормой права на получение пособия по беременности и родам в полном объеме, исходя из расчета 140 дней, в случае, если женщина осуществляла трудовую деятельность после 30-й недели беременности и повторно обратилась за получением листка нетрудоспособности позже данного срока. Вопросы, связанные с назначением и выплатой пособия по беременности и родам, оспариваемым пунктом 46 Порядка не регулируются.

Такое правовое регулирование осуществляется Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”. Согласно подпункту 2 пункта 1, пункту 1.1 статьи 7 названного закона одним из видов страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, которым признаются в том числе беременность и роды, рождение ребенка (детей).
Аналогичные нормы закреплены в статье 1.3 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”.

Следовательно, пособие по беременности и родам (страховое обеспечение) предназначено компенсировать застрахованным женщинам утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок.

Таким образом, оспариваемая в части норма не препятствует беременной женщине либо оформить отпуск по беременности и родам с получением взамен заработка пособия по беременности и родам за счет средств обязательного социального страхования, либо продолжать работать и получать от работодателя оплату за труд в соответствии с трудовым договором.

Как видно из этого решения, у беременной женщины есть право либо оформить отпуск по беременности и родам с получением взамен заработка пособия по беременности и родам за счет средств обязательного социального страхования, либо продолжать работать и получать от работодателя оплату за труд в соответствии с трудовым договором.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.02.2010 N Ф03-778/2010 по делу N А04-5860/2009

Цитата:Региональным отделением в ходе проверки установлено, что Ключкиной Е.Н., уволенной с ее согласия переводом в соответствии с пунктом 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ 31.12.2007 на основании приказа от 20.12.2007 N 3865ув и приступившей к исполнению трудовых обязанностей на новом месте работы с 01.01.2008 в филиале ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы” – “Амурское предприятие магистральных электрических сетей”, в котором она получала в период с 01.01.2008 по 07.02.2008 заработную плату, выплачено пособие по беременности и родам, начиная с 26.12.2007 в полном размере 140 324,51 руб. за 140 календарных дней, в том числе и за указанный выше период.

Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из того, что в соответствии с Федеральным законом “Об основах обязательного социального страхования” целевым назначением пособия по беременности и родам является возмещение утраченного в связи с отпуском заработка. Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам. Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что в случае если женщина, имея право на отпуск по беременности и родам, продолжает работать, то основания для выплаты ей пособия по беременности и родам за период, совпавший с периодом отпуска, отсутствуют.

Таким образом, женщина, имеющая право право на отпуск по беременности и родам и продолжающая работать, лишается основания для выплаты ей пособия по беременности и родам за период, совпавший с периодом отпуска.

То же самое подтверждается и в Определении ВАС РФ от 24.03.2010 n ВАС-2812/10 по делу № А45-9720/2009

Цитата:В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Отказывая в удовлетворении иска, суд кассационной инстанции исходил из того, что согласно положениям Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования” целевым назначением пособия по беременности и родам является возмещение работнику утраченного в связи с отпуском по беременности и родам заработка. Поскольку в спорный период застрахованное лицо (работник истца) получало заработную плату, суд пришел к выводу об обоснованности отказа ответчика от выплаты пособия за данный период.

Источник

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ работникам, усыновившим ребенка, выплачиваются:

– единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 8000 рублей;

– в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40 процентов среднего заработка;

– после достижения ребенком возраста полутора лет – ежемесячное пособие на ребенка, размер которого устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 257 Трудового кодекса РФ (Отпуска работникам, усыновившим ребенка).

Работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения.

По желанию работников, усыновивших ребенка (детей), им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет.

В случае усыновления ребенка (детей) обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.

Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо отпуска, указанного в части первой настоящей статьи, предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней, а при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения.

Порядок предоставления указанных отпусков, обеспечивающий сохранение тайны усыновления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

ПИСЬМО ФОНДА СОЦСТРАХА РФ №02-18/05-7806

О порядке назначения и выплаты пособия при усыновлении ребёнка.

№02-18/05-7806 от 1 ноября 2001 года.

Фонд социального страхования Российской Федерации направляет Вам для использования в практической работе постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года №719 “Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка” и Порядок предоставления этих отпусков.

Согласно статье 168 КЗоТ РФ (в редакции Федерального закона от 10.07.2001 №90-ФЗ) работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск установленной продолжительности в связи с усыновлением, а женщинам, по их желанию, вместо указанного выше отпуска, – отпуск по беременности и родам.

КОММЕНТАРИЙ Об отпускам работникам, усыновившим ребенка, см. Трудовой кодекс РФ

В соответствии со статьями 238 и 240 КЗоТ РФ работникам, усыновившим ребенка за период отпуска в связи с усыновлением или отпуска по беременности и родам при усыновлении выплачиваются соответствующие пособия в размере полного заработка.

Названные выше пособия выплачиваются полностью единовременно не позднее десяти календарных дней со дня предоставления всех необходимых документов.

Основанием для назначения и выплаты пособия за время отпуска в связи с усыновлением ребенка является приказ работодателя о предоставлении работнику такого отпуска с указанием его продолжительности.

Основанием для назначения и выплаты пособия за время отпуска по беременности и родам женщине, усыновившей ребенка (детей), является листок нетрудоспособности.

Для определения продолжительности указанных отпусков требуются сведения о дате рождения ребенка и дате его усыновления. Для оформления отпуска в связи с усыновлением ребенка работник помимо заявления представляет документ, подтверждающий право работника на его получение (пункт 2 Порядка).

Что касается порядка выдачи женщине, усыновившей ребенка, листка нетрудоспособности, то этот порядок поручено определить Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 2 указанного выше постановления Правительства Российской Федерации). После его утверждения Порядок будет направлен в исполнительные органы Фонда.

Пособие на период отпуска по уходу за усыновленным ребенком до достижения им возраста полутора лет назначается и выплачивается в размерах и на условиях, предусмотренных действующим законодательством для данного вида пособия.

Пособие работникам в связи с усыновлением ребенка, пособие на период отпуска по беременности и родам женщинам, усыновившим ребенка (детей), а также пособие на период отпуска по уходу за усыновленным ребенком до достижения им возраста полутора лет выдается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

При возникновении в практической работе вопросов, связанных с предоставлением отпусков, назначением и выплатой пособий в связи с усыновлением ребенка, требующих разъяснений, просим направлять соответствующие запросы в Фонд социального страхования для подготовки разъяснений в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации.

Л.Н. Ру

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей – 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Женщинам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, дородовой отпуск установлен продолжительностью 90 календарных дней

(ст. 18 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в ред. от 5 декабря 2006 г.).

Порядок предоставления отпуска по беременности и родам установлен ст. 255 ТК РФ, в которой, в частности, указано, что он исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Основанием для назначения пособия служит листок нетрудоспособности. По беременности и родам листок нетрудоспособности выдается акушером-гинекологом, а при его отсутствии – врачом, ведущим общий прием. Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности на 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов). При многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается с 28 недель беременности, при этом общая продолжительность дородового и послеродового отпусков составляет 180 дней.

При осложненных родах женщинам, в том числе иногородним, листок нетрудоспособности выдается дополнительно на 16 календарных дней лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды. В этих случаях общая продолжительность дородового и послеродового отпусков составляет 156 календарных дней.

Женщине, усыновившей новорожденного ребенка, листок нетрудоспособности выдает стационар по месту его рождения на 70 календарных дней со дня рождения (Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденная Приказом Минздравмедпрома России от 19 октября 1994 г. N 20 и Постановлением ФСС РФ от 19 октября 1994 г. N 21).

Региональные доплаты к пособиям гражданам, имеющим детей.

В некоторых регионах размеры пособий отличаются от установленных на федеральном уровне. Так, молодой семье, в которой оба супруга или один из них постоянно проживает в г.

Москве (при условии, что другой родитель также является молодым гражданином или не установлен), выплачивается дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка за счет средств бюджета г. Москвы в размере: а) пяти прожиточных минимумов, установленных в г. Москве в расчете на душу населения, – при рождении первого ребенка; б) семи прожиточных минимумов, установленных в г. Москве в расчете на душу населения, – при рождении второго ребенка, если ранее рожденный ребенок, в том числе ребенок одного из родителей, находится на воспитании и содержании в соответствующей молодой семье (у соответствующего молодого гражданина); в) десяти прожиточных минимумов, установленных в г. Москве в расчете на душу населения,

– при рождении третьего ребенка и последующих детей, если ранее рожденные дети, в том числе дети одного из родителей, находятся на воспитании и содержании в соответствующей молодой семье (у соответствующего молодого гражданина).

Всего доброго.

Источник