Памятка о пользе воздуха детям

Памятка о пользе воздуха детям thumbnail

С детства мы слышали о том, как полезно бывать на свежем воздухе, а теперь и сами говорим эти слова своим детям, не задумываясь, что же такое этот самый «свежий» воздух и чем он уж так полезен?

Попробуем разобраться. И для начала семь фактов о воздухе:

Памятка о пользе воздуха детям

Факт первый

Воздух представляет собой смесь азота (78%), кислорода (21%), углекислого газа (в норме 0,3%) и нескольких инертных газов.

Для жизни людям необходим кислород. Ведь 90% энергии, которая вырабатывается в наших организмах, вырабатывается в результате сгорания получаемых с пищей белков, жиров и углеводов в кислороде. Без этого не будет энергии – и организм умрёт. Именно поэтому при отсутствии поступления кислорода наступает смерть. А воздух – единственный его источник.

При этом в закрытых помещениях (особенно в городах) воздух состоит по большей части из углекислого газа. А если вспомнить о том, что скапливается он ближе к поверхности земли (пола), становится понятно: чем меньше рост человека, тем сильнее он страдает от этого, тем опаснее для него постоянное пребывание на «несвежем воздухе». А дети ещё и любят играть на полу – там, где концентрация углекислого газа наиболее велика.

Факт второй

Углекислый газ в небольших дозах безвреден. Однако его хотя бы трёхпроцентная концентрация в воздухе причиняет людям значительный, вплоть до ощущения удушья, дискомфорт. А концентрация в 5 – 6 % способна стать причиной обмороков и даже смерти. Конечно, такое происходит крайне редко. Тем не менее, необходимо как можно чаще проветривать помещения, особенно те, в которых находятся дети. Делать это необходимо в любое время года, в любую погоду. Опасаетесь за здоровье детей? Просто уведите их из помещения, которое будете проветривать.

Факт третий

Все люди чувствительны к превышению в воздухе уровня углекислого газа. Но дети до 12 лет – особенно. Именно на них он оказывает самое сильное воздействие. Именно они быстрее страдают от его повышенной концентрации в воздухе. Поэтому если вы заметили, что ребёнок вялый, рассеянный, часто зевает, попробуйте обеспечить доступ в помещение свежего воздуха.  Возможно, всё дело в углекислом газе.

Факт четвёртый

Воздух обладает очень низкой теплопроводностью и способен впитывать большое количество влаги. Благодаря этому подвижный воздух уносит испарения человеческого тела, тем самым охлаждая его. А это необходимо для поддержания нормальной температуры, особенно в жару. Надо понимать, что подвижным воздух бывает только, если есть ветер или когда человек двигается.

При этом активные движения человека, а уж тем более нескольких или многих людей в помещении способствуют увеличению частоты дыхания, а значит и увеличению объёма выдыхаемого углекислого газа. В выдыхаемом людьми воздухе его содержание может достигать 3 – 5%. А это уже небезопасное для нас количество (см. Факт третий). Поэтому активно двигаться – играть, заниматься спортом – лучше всего на воздухе. А дети, которые в норме вообще гораздо активнее нас, взрослых, тем более нуждаются в регулярных продолжительных прогулках и постоянном притоке свежего воздуха.

Факт пятый

Свежий воздух благотворно влияет на мозг, предотвращает его старение. Доказали это американские учёные. После ряда исследований было установлено, что регулярные прогулки на свежем воздухе увеличивают объём мозга примерно на 2%, в то время как пренебрежение к ним уменьшают его на 1,5 %. Казалось бы, незначительные изменения, однако они серьёзно улучшают или ухудшают качество жизни.

Интересно, что у тех, кто гуляет как минимум три раза в неделю хотя бы по 40 минут,  увеличиваются те участки мозга, которые отвечают за память. Поэтому «гуляющие» гораздо реже страдают от возрастного ухудшения памяти. При этом для того, чтобы помочь своему мозгу быстрее развиваться или стареть медленнее, не обязательно двигаться интенсивно, достаточно обычных прогулок без дополнительных нагрузок. Так что, если вам не слишком нравится гулять с детьми, думайте о том, что пребывание на свежем воздухе полезно и для детей, и для вас самих.

Факт шестой

Свежий воздух улучшает работу нескольких систем нашего организма. Помимо мозга (см. Факт пятый) он очень нужен для нормальной работы нервной и сердечнососудистой систем, а также органов желудочно-кишечного тракта. Прогулки на свежем воздухе полезны и тем детям и взрослым, у кого есть проблемы с лишним весом. И дело не только в том, что во время прогулок ребёнок двигается гораздо больше, чем дома, а съесть что-нибудь вкусененькое при первой же возможности не получается. Но ещё благодаря свежему воздуху улучшается обмен веществ, активизируется работа кровеносной системы. Причём  происходит все это в мягком режиме, без чрезмерных нагрузок. Кроме того, пешие прогулки укрепляют мышцы, связки, суставы и способствуют формированию правильной осанки.

Факт седьмой

Свежий воздух показан абсолютно всем. Даже тем, кто болен, врачи рекомендуют как можно чаще проветривать помещения, в которых они находятся. Передозировки от продолжительного пребывания на свежем воздухе не бывает. Ну, разве что у жителей мегаполисов, неожиданно вырвавшихся на природу. Да и у них «странные» ощущения от того, что вокруг нет привычной «газовой камеры», быстро проходят, уступая место хорошему самочувствию и такому же настроению. Именно на свежем воздухе наши силы восстанавливаются быстрее, чем где бы то ни было.  А пренебрежение прогулками чревато снижением защитных сил организма, физической слабостью и даже появлением синдрома хронической усталости.

Читайте также:  Грудное вскармливание польза для мамы

Как видите, пресловутый «свежий воздух» и правда нам нужен и полезен. Особенно если использовать его воздействие правильно.

Гуляем правильно

  • Гулять тоже нужно уметь. Наши дети часто так заняты в течение учебного года, что регулярно гуляют только совсем малыши и детсадовцы, у которых прогулки – непременная часть режима дня. «Прогулки» же школьников, увы, чаще всего представляют собой короткие перебежки между домом, школой и различными занятиями и секциями. А этого очень мало. Поэтому постарайтесь, чтобы хотя бы в выходные дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе. По возможности выбирайте спортивные секции, занятия которых проводятся не в помещении, а на улице.
  • Хотя, как было сказано, полезно даже малоподвижное пребывание на свежем воздухе, детям всё же лучше гулять как можно более активно. Это для взрослых неторопливое вышагивание по аллеям парка – прекрасное времяпрепровождение (да и то не для всех), а для детей чинное следование за ручку с мамой – обычно мука мученическая, от которой они устают гораздо сильнее, чем от бега, прыжков и лазанья по всем мало-мальски подходящим для этого поверхностям. Родители должны с пониманием относиться к такому устройству детей и заботиться о том, чтобы чада имели возможность не только подышать свежим воздухом, но и побольше двигаться.
  • Все знают о пользе морского, горного и лесного воздуха. Но даже в большом городе можно найти места, где дышится легче, а воздух «вкуснее». И речь не только о парках и скверах. Гуляйте с детьми во дворах, отгороженных от дорог высокими домами, там вредное воздействие выхлопных газов гораздо меньше, чем у магистралей.
  • Полезны прогулки и сразу после дождя, когда пыль прибита к земле, а воздух насыщен ионами.
  • Приучайте детей к прогулкам после плотной трапезы, перед сном, во время восстановления после болезни и т.д. Вообще с детства закладывайте в них привычку к прогулкам, поездкам «на природу», играм на свежем воздухе. Придумайте общее семейное хобби, не позволяющее засиживаться в четырёх стенах.
  • Если и вы сами, и ваши дети отчаянные домоседы, и справиться с устоявшейся привычкой выходить на улицу только в случаях крайней необходимости вы никак не можете, заведите собаку. Любовь к питомцу обязательно поднимет вас и ваших детей с дивана. Поначалу, конечно, будет нелегко, но вскоре вы обязательно втянитесь, и трёхразовые ежедневные прогулки станут удовольствием.

Улучшаем качество воздуха в квартире

Если даже ребёнок много гуляет, в помещениях он проводит гораздо больше времени. Что же делать с этим?

  • Старайтесь по возможности выбирать для ребёнка детский сад или школу, находящиеся в отдалении от больших дорог, в зелёных районах.
  • Чаще проветривайте квартиру.
  • Не забывайте регулярно пылесосить и делать в доме влажную уборку, даже если кажется, что в комнатах совсем чисто.
  • «Поселите» в детской и других помещениях комнатные растения.
  • Время от времени мойте вентиляционные решётки, чтобы скопление на них пыли не мешало доступу воздуха.
  • По возможности приобретите очиститель и/или увлажнитель воздуха.

Что такое воздушные ванны и для чего они нужны?

Отмеченная выше способность воздуха охлаждать тело, делая это максимально мягко, применяется в многочисленных системах закаливания. Воздушные ванны полезны всем, даже младенцам, а уж тем более – детям постарше. И лето – лучшее время, чтобы начать закаливать детей. Важно только знать несколько нюансов:

  • Если ребёнок часто болеет, ему помогут воздушные ванны. Причём начинать принимать их лучше не на улице, а в хорошо проветренном помещении.
  • Температура воздуха в помещении, где проводятся воздушные ванны, должна быть ниже комфортной (её ещё называют термонейтральной) на 5 – 7 градусов.
  • При термонейтральной температуре человеку находиться в помещении приятно, ему не жарко, но при этом и не возникает желание одеться.
  • Детям до восьми лет для закаливания специально понижать температуру в помещении не нужно, поскольку для ребёнка пяти – семи лет комфортная температура – 26 – 27 градусов. Т.е. уже при двадцати – двадцати двух градусах происходит закаливание. А в большинстве наших квартир это как раз обычная температура. Однако если ребёнок от восьми лет и старше часто болеет или ослаблен, начинать принимать воздушные ванны можно как раз с комнатной температуры.
  • Чем старше ребёнок, тем ниже для него комфортная температура. Для взрослых это 23 – 24 градуса. Поэтому для детей старше восьми лет обычная комнатная температура для закаливания уже не подходит.
  • Температура воздуха для закаливания должна быть такой: дошколята и первоклассники – 20 градусов; дети постарше – 19 градусов; взрослые – 18 градусов и ниже.
  • Принимать воздушные ванны нужно, постепенно увеличивая время от нескольких минут для новорождённых и 25 – 30 минут для пяти-шестилеток.
  • Для детей школьного возраста одних воздушных ванн для закаливания недостаточно, необходим целый комплекс мероприятий. Однако пользы от них много, поэтому педиатры советуют не пренебрегать возможностью укрепить организм ребёнка и проводить воздушные ванны.
Читайте также:  Баня и холодный бассейн польза

Фото – фотобанк Лори

Источник

Ольга Типкова
Конспект занятия в старшей группе «Воздух и его свойства»

Конспект занятия в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Провела Типкова О. П.

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.

Создать условия для развития интереса детей к опытно — экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

— расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

— познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

— активизировать и расширять словарный запас детей.

— развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

— развивать умение делать выводы.

— воспитывать интерес к окружающей жизни.

Предшествующая работа: Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстрации; наблюдения на прогулке за ветром.

Оборудование:

Использование ИКТ

Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Через нас проходит в грудь

И обратно держит путь

Он не видимый,и все же.

Без него мы жить не можем!

Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: — Правильно, это воздух Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?

Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.

Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (Дети подходят к столу стоят во круг него). Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?

Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Как вы думаете, что вы вздохнули?

Дети: Воздух

Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Значить какой воздух?

Дети: Невидимый.

Опыт №1 (воздух можно увидеть)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

Вывод: Воздух прозрачный.

Опыт №2 (Воздух занимает место)

Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.

Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)

Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)

Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.

Она намокла или нет?

Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.

Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)

Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)

Это из стакана вышел воздух.

Проверьте полоску бумаги снова.

Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все почувствовали, только Дима ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Дима ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

ОПЫТ №4 (воздух можно услышать)

Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать — звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук? (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).

Читайте также:  Мед суфле польза или вред

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

ОПЫТ №5 (воздух жизненно необходим)

Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух? (растениям, животным)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики. Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)

Какой в лесу воздух? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород — это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений — больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).

(Продолжение презентации фото с заводами, машинами.)

Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным.

-А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем.

Сильный ветер сосна крутит, Наклоны вниз

Словно самый тонкий прутик.

Если наклонились тоже, Вращение корпусом влево-вправо.

Мы с тобой на них похожи.

Вот по веткам белка мчится, Прыжки на месте.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всём нужна сноровка.

А куда медведь идёт? Ходьба на месте.

Ищет ягоды и мёд.

Ну а нам пора садиться,

Заниматься не лениться. Дети садятся на места.

ОПЫТ №6 (воздух может двигаться)

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)

Вывод: Значит, воздух может двигаться.

Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)

А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто?Послушайте загадку:

Я осинку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.

Слайд с изображением урагана, смерчи

Сильный ветер — это ураган, смерч, бури, торнадо.

Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер — это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

Слайд с изображением природы

Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).

А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны, активными. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы!

Источник