Памятка родителям дошкольников о пользе чтения
Скворцова Наталья Олеговна
Рекомендации для родителей «О пользе чтения»
Поэзия. Звучащая душа. Поэзию можно воспринимать зрительно,но она требует озвучивания: мы слышим её ритм, её дыхание, её мелодику, темп. Поэзия вводит нас в особый мир, открывает нечто тайное, скрытое в нас самих, одухотворяет нашу жизнь. О ком я говорю? Обо всех нас – носителях культуры своего народа и других народов тоже. И здесь нет никаких цензовых ограничений.Сразу возникают вопросы: зачем детям поэзия? Доступна ли она им?
Вам известно, что большинство детей (школьники) не любят читать и почти не читают художественную литературу. Происходит это потому, что они, как правило, имеют весьма ограниченный запас слов, часто не понимают связей слов в предложении и смысла даже небольших по объему текстов.
Центральной проблемой обучения современных детей является проблема чтения. Только читающий человек, заинтересованный в получении информации, способен к самообразованию. Но в жизненной практике чтение – самый тяжелый и нелюбимый труд для многих детей. Фатально ли это? Нет, ребенок может стать подлинно читающим человеком, подлинным любителем книги. Задача взрослых – педагогов и родителей – состоит в создании условий для реализации языковых способностей.
I. Так, например,в работе со стихотворениями выделяются три аспекта: ритм, содержание, образность языка.
Выбрав текст, взрослый читает его. Например стихи А. Барто. “Бычок”. Взрослый помогает ребёнку перевоплотиться в бычка и изобразить данную ситуацию. Во время драматизации взрослый прочитывает текст. В следующий раз бычка можно вырезать из бумаги (всё это делает ребёнок, а взрослый является ведомым, т. е. он не проявляет инициативы). Таким образом, главным для детей оказывается не чтение, а разнообразная деятельность с новым для них объектом, и поскольку эта деятельность им интересна, они незаметно для себя запоминают текст, так как он читается многократно.
А как здорово работать с баснями при помощи драматизации. При их прочтении хорошо видно, как ребёнок понимает текст. А там есть над чем поработать. Что вам мешает, например, перевоплотится в ворону и лисицу, а ребёнку узнать много новых и непонятных слов (лесть, вещунья.). В обычной жизни они их и не воспримут и не запомнят, а здесь такое поле деятельности.
II. Помимо описанных форм работы со стихотворными текстами детям полезно слышать ритмизированную речь и в быту, применительно к сиюминутным ситуациям. Простые, нехитрые двустишия могут придумывать сами родители в любой момент общения с детьми. Приведу несколько примеров подобных творений. Пусть вас не смущает примитивность этих маленьких текстов – постепенно дети полюбят их, и, возможно, сами включатся в эту речевую игру.
В магазин сейчас пойдём.
Молочка мы принесём.
Вот и суп, а вот и каша.
Принесём тарелки наши!
В дверь нам папа позвонил,
И Серёжа дверь открыл.
III. Нельзя забывать и о ежедневном чтении художественной литературы ребёнку.
Когда вы читаете своему чаду, пусть он вместе с вами смотрит в книгу. В такт чтению ведите указкой по строке, ребенку нужно следить за указкой. Он будет видеть как буквы превращаются в “смысл”, будет приучаться в нужном направлении скользить взглядом по строке, учиться ориентироваться в тексте. Буквенные образы часто встречающихся слов будут запечатываться в его памяти.
Старайтесь подбирать литературу не в сокращённом варианте (сейчас такой в изобилии на прилавках). Читайте классику! Возьмите за правило читать 15-20 минут перед сном. А в завершении побеседовать о прочитанном. Поверьте – это настоящее
инвестиционное вложение в ваших детей. Проверено на личном опыте. Дивиденды не заставят себя долго ждать. В результате регулярной (ежедневной) работы – обогащается словарь, увеличивается кругозор, слуховая память, визуальная память, внимание, формируется умение слушать и слышать. А главное – ребёнок полюбит книги!
Никакие аудио сказки не заменят живого прочтения, хотя и экономят ваше время.
На последок. Как требовать от ребёнка чтоб он больше читал? Много ли книг в вашем доме? “Я читаю книги в электронном варианте” – ответите вы. Всё это хорошо, но определённое количество печатной литературы необходимо держать дома.
А видит ли ваш ребёнок что вы тоже читаете литературу? Дети – это наше зеркальное отражение. Пока (в этом возрасте) вы для них самые авторитетные люди. Если сам не делаю, имею ли право требовать от ребёнка? Может стоит начать с себя?
А как долго и часто он смотрит компьютер или играет в компьютерные игры? (рекомендованное время-20 мин. в день).
Так зачем же читать, мучиться над смыслом, утруждать себя если там вся информация переработана и её нужно только проглотить? Как вы думаете захочется потом читать?
Может стоит пересмотреть своё отношение к чтению литературы своему ребёнку?
Источник
1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.
2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.
3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.
4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.
5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.
6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.
7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.
8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с
повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.
9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.
10. Сопровождайте чтение элементами театрализации и игры.
11. Сочиняйте вместе с ребенком свои истории и сказки, делайте по ним маленькие книжки.
12. Познакомьте ребенка с библиотекой задолго до школы: располагающая атмосфера и возможность самому выбирать книгу будут способствовать воспитанию маленького читателя.
Следуйте правилам:
1. Читайте вслух с ребенком не менее10-15 минут в день.
2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
7. Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».
1. Книги надо брать чистыми руками.
2. Книги нельзя рвать.
3. Книги нельзя мять.
4. Нельзя рисовать на книгах.
5. Нельзя загибать углы.
6. При чтении книги пользоваться закладкой.
Зачем читать детям книги?
* Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
* Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное чтение дает такую возможность.
* Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?
* Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
* Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
* Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для дошкольника, школьника: спортсменов, актеров. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
* Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
* Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
* Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
* Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.
* По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
* Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
* На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
* Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
* Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
* Покажите своему ребёнку, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
* Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
* В доме должна быть детская библиотека.
* Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
* Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
* Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
* Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
* Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.
Источник
Рекомендации родителям при чтении книг детям.
Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.
Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.
Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
Правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить ребенка к чтению.
· Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 лет.
· Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации.
· Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.
· Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получиться не так, как хотелось маме или папе или учителю.
· Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «книга- лучший подарок»- этя фраза очень актуальна и популярна сейчас.
· Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.
· Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.
· Выпишите детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного прочитал.
· Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам.
· Купите настольную игру, предполагающую чтение.
· После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях, предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
* Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.
* Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.
* Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
* Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
* Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
* Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ
* Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
* Не читать во время.
* Не загибать листы, пользоваться закладкой.
* Класть книгу только на чистый стол.
* Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
* Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам.
КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ
* Объясните перед чтением или во время его трудные слова.
* Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
* Что нового, интересного узнал?
* Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.
* Как описана природа?
* Какие слова и выражения запомнились?
* Чему научила книга?
* Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.
Источник
Консультация для родителей
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
(М. Горький) Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте.
Ещё несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всё обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.
На что необходимо обратить внимание, покупая литературную новинку своему малышу?
Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его. Желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий. Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то,прочные ли страницы и обложка. Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.
По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.
С какими иллюстрациями следует покупать детям книжки:
с высоко -художественными, выполненные известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребёнку. Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребёнку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяют не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.
Требования к иллюстрациям в произведениях для малышей:
ясность, простота и выразительность. Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребёнку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.
В библиотеке ребёнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки.
Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца. При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требует пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребёнка, какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения, будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у взрослого: (про бабу ягу, кощея и т.д.) Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат вашему чаду спокойный сон, даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.
Когда книга уже куплена, перед взрослыми встаёт вопрос: как познакомить с ней ребёнка, чтобы у него возник интерес к чтению? Так, один малыш может подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки книгу.
Причинами такого «прохладного» отношения к книгам являются:
1) причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту ребёнка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных малышу и т.д.;
2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;
3) причины, связанные с самим ребёнком: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени. Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться ремонтом своего автопарка, а вы отвлекаете его настойчивыми призывами сесть и почитать.
Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление вашего сына или дочери.
Этапы ознакомления с книгой:
Малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребёнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький».
В том случае, если ребёнок уже получает удовольствие от подобно совместного «чтения», родители могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребёнок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи.
В след за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у вашего чада не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию.
Многие родители недооценивают возможности литературных произведений. Книги помогают в решении проблем в поведении детей (детская агрессивность, замкнутость, нежелание идти в детский сад и т. д.)
Через чтение книг дети познают мир, развивается у детей речь, мышление, память.
Источник