Папиниан введено преторами для общественной пользы с тем чтобы усилить

Папиниан введено преторами для общественной пользы с тем чтобы усилить thumbnail

Эмилий Папиниан (лат. Aemilius Papinianus; ок. 150 — 212) — выдающийся римский юрист и государственный деятель, оказавший огромное влияние на последующее развитие мирового правоведения. По глубине правовой мысли Папиниан считается самым значительным представителем древнеримской юриспруденции.

Сочинения Папиниана, появившиеся в конце эпохи расцвета римского права, отличаются предельной ясностью, краткостью и строгостью слога. Они по праву считаются во многих отношениях самыми лучшими из всех трактатов, когда-либо написанных древнеримскими правоведами. В 426
 году трудам Папиниана была придана обязательная юридическая сила (см.: Responsa prudentium). 595 фрагментов из них вошли в состав Дигест.

Представляется вполне закономерным, что более полутора тысяч лет спустя после написания Папинианом своих работ, его правовой гений и сформулированные им концепции нередко вдохновляли создателей европейских законов в области гражданского права при разработке ими соответствующих правовых положений, включая проект Кодекса Наполеона.

Несмотря на широчайшую известность Папиниана как самого выдающегося юриста всех времен, сведений о нём самом и о его жизненном пути сохранилось чрезвычайно мало.

Известно, что Папиниан родился при императоре Антонине, около 150 года. Если верно то, что император Септимий Север был женат на сестре Папиниана, то Папиниан был родом из Сирии (город Гемезы). Многие исследователи римского права и историки склоняются к мысли о том, что Папиниан в довольно юном возрасте оказался в Риме, куда переехал сам или со своими близкими.

Считают, также что Папиниан был учеником выдающегося римского юриста Квинта Цервидия Сцеволы (ум. после 193 года), у которого он учился вместе с будущим императором Септимием. По окончании учёбы Папиниан, вероятно, некоторое время преподавал право в юридической школе в Бейруте, которая в ту эпоху считалась одной из лучших в империи.

Папиниан находился в близкой дружбе с Септимием Севером, что оказало влияние на всю его карьеру и на дальнейшую судьбу. При этом римском правителе он занимал ряд важных должностей, в том числе и пост начальника ведомства петиций («magister libellorum»), в чьи обязанности входило отвечать на прошения и вопросы (в основном юридического характера), адресованные императору различными должностными и частными лицами.

После казни известного древнеримского политика Луция Фулвия Плавциана (150—205), занимавшего при дворе Септимия Севера должность начальника преторианцев (лат. praefectus praetorio), Папиниан получил назначение на его место. В те времена должность префекта претория, подчинявшегося лишь императору, была наивысшей в империи. Она предполагала осуществление префектом не только высших военных, но и высших судебных и административных функций в государстве.

Кроме того, в конце жизни, в 207 году (по другим данным в 208 году), Папиниан сопровождал Септимия Севера во время его последнего военного похода в Британию.

Смерть Септимия Севера в 211 году круто изменила благополучное положение Папиниана. После кончины Севера его преемниками на императорском троне стали двое его сыновей Каракалла и Гета. Однако после очень короткого периода совместного правления Римом из-за попыток Каракаллы стать единовластным правителем между братьями возникла непримиримая вражда. Пытаясь примирить сыновей Севера, Папиниан вызвал к себе лютую ненависть Каракаллы.

В отличие от своих учеников Ульпиана и Юлия Павла, Папиниан оставил после себя относительно немного сочинений, большинство из которых он написал в почтенном возрасте. Так, его перу, в частности, принадлежат три сборника по гражданской юриспруденции.

Первый из них, состоявший из 37 книг, назывался «Вопросы» («Quaestiones»). В этом сборнике, опубликованном в период правления Септимия Севера (193—198), Папиниан развил свою основную правовую доктрину в полемической форме, сталкивая и анализируя различные мнения и взгляды по наиболее трудным аспектам права.

Второй труд, насчитывавший 19 книг и называвшийся «Мнения» («Responsa»), был написан в период правления Септимия Севера и Каракаллы (198—211). В нём Папиниан, рассматривая выдвигаемые сторонами мотивы и доводы в обоснование своих противоположных позиций, предлагал конкретные решения их требований и притязаний. Таким, образом, если в «Вопросах» этот мастер античной юриспруденции выступал в основном в качестве наставника или преподавателя права, то в «Мнениях» он действовал как судья, разрешающий конкретные споры.

Третий трактат, называвшийся «Дефиниции» («Definitiones»), был опубликован в последние годы жизни Папиниана. Основная цель этого произведения состояла в формулировании четких правил и кратких максим по тем или иным правовым вопросам, которые возникали в практической деятельности судов.

Примерно в это же время Папиниан написал ещё одно сочинение на греческом языке, посвященное актуальным на тот момент правовым аспектам деятельности эдилов в городах Римской империи. Использование греческого языка в данном случае объяснялось тем, что в эпоху Папиниана в некоторых провинциях империи греческий язык был уже более распространен, чем латынь. Таким образом, это произведение имело в основном цель правового пособия и было адресовано определенной категории римских чиновников.

Читайте также:  Как правильно есть морковь для пользы

Очевидно, в 206 году или близко к этой дате он также написал ещё один свой известный трактат в двух книгах «О прелюбодеянии» («De adulteriis»). Этот трактат фактически явился комментарием к отмененному ранее Закону Юлия о прелюбодеянии (Lex Julia de adulteriis), который по настоянию Папиниана Септимий Север вновь ввел в действие, чтобы положить конец процветавшей в империи чрезмерной распущенности нравов. Впоследствии Папиниан написал в качестве дополнения к этому трактату отдельную книгу, посвященную процессуальным вопросам, связанным с практическим применением Закона Юлия.

Работы Папиниана дошли до наших дней в основном в виде выписок и выдержек, содержащихся в различных источниках. Помимо Дигест, Бревиария Алариха и Римского законодательства бургундов, эти выписки содержатся также в сборнике под названием «Сравнение божьих законов Моисея и законов римлян» («Lex Dei Mosaicarum et Romanarum Legum Collatio») и в ватиканских Фрагментах. Что касается подлинных текстов, то за исключением найденных в свое время в Египте отрывков из Книг V и IX сборника Responsa, они не сохранились.

В целом труды Папиниана представляют собой «сочинения, передающие в ясном освещении массу отдельных вопросов права, великие по формулированию и по определенности решения этих вопросов и отличающиеся уменьем согласовать установленные законом нормы с особенностями каждого отдельного случая» (Р. Зом).

Глубину мышления Папиниана подчеркивает одно из предписаний императора Юстиниана, содержащееся в п. 4 его Конституции «Omnem». Согласно этому предписанию, увековечивающему память о Папиниане, студенты римского права третьего курса должны были именоваться «папинианистами», то есть учениками, достаточно созревшими для того, чтобы изучать серьезные работы великого Папиниана.

Древнеримские авторы «Истории августейших особ» («Historia Augusta»), (в частности, Элий Спартиан) очень высоко ценили Папиниана, нередко именуя его «прибежищем справедливости и сокровищницей правовых знаний» («juris asylum et doctrinae legalis thesaurum»).

Необычайно высокого мнения о Папиниане был и император Юстиниан. В частности, в своих Конституциях «Deu auctore» (п. 6) и «Omnem» (п.п. 1.4) он отзывался о правоведческом гении Папиниана в самых восторженных словах. В разных местах упомянутых документов византийский император называл его то «самым блестящим» (splendissimus), то «самым гениальным» (summi ingenii), то «непревзойденнейшим» (sublimissimus), то «утонченнейшим» (acutissimus), то «благороднейшим» (pulcherrimus), то величайшим (maximus) из всех юристов.

В свою очередь автор шестикнижной «Новой истории» византийский историк конца пятого века Зосим назвал Папиниана «человеком, который своими знаниями и умением излагать свои мысли превзошел всех римских законодателей прежних и грядущих времен». Тысячу лет спустя после Зосимы великолепный знаток древнеримской истории Жак Кюжа в своих «Записках о Кодексе Феодосия», писал, что «до Папиниана не было более великого правоведа, и после него уже больше не будет».

Метод Папиниана был казуистическим, но при решении отдельных случаев он пользуется трудами своих многочисленных предшественников, подвергая их беспристрастной и серьёзной критике, свободной от всяких полемических увлечений. Язык его краток и точен. По дошедшим до нас отрывкам из его сочинений можно только лишь отчасти судить об этих высоких качествах его трудов, вызывавших, в целом, общее восхищение последующих за ним римских и византийских юристов.

Как юрист и государственный деятель, Папиниан «соединял в себе этическую силу нравственно развитой личности с греческим изяществом и римской глубиной и остротой мысли». «То, чему он учил и к чему стремился в жизни, а именно — сделать невозможными все проявления безнравственного, это он запечатлел своей смертью: он пал от руки убийцы (212 год н. э.), так как противопоставлял братоубийственным планам Каракаллы непоколебимое сопротивление» (Р. Зом).

После того, как в феврале 211 года Каракалла, не желавший ни с кем делить императорский трон, убил своего брата, Папиниан, будучи человеком высочайшей нравственности, ни минуты не колеблясь между выбором жизни или чести, отказался выступить перед Сенатом в защиту убийцы.

В ответ на просьбу Каракаллы о его защите Папиниан произнес слова, возбудившие гнев императора: «non tantum facile parricidium excusari posse, quam fieri» (не так легко извинить братоубийство, как совершить его) или, по другому источнику: «illud esse parricidium aliud accusare innocentem occisum» (одно дело убийство, но совсем другое — обвинить невинно убиенного). Менее чем через год Папиниан поплатился за этот смелый, самоотверженный шаг своей жизнью.

Примечания[править | править код]

  1. Любкер Ф. Papinianus // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга, Ф. Гельбке, П. В. Никитин, В. А. Канский, пер. А. Д. Вейсман, Ф. Гельбке, Л. А. Георгиевский, А. И. Давиденков, В. А. Канский, П. В. Никитин, И. А. Смирнов, Э. А. Верт, О. Ю. Клеменчич, Н. В. Рубинский — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 983.
  2. ↑ Папиниан // Большая энциклопедия / под ред. С. Н. Южаков — СПб.: Просвещение, 1904. — Т. 14. — С. 665.
  3. В. Н. Папиниан, Эмилий // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1897. — Т. XXIIа. — С. 719—720.
Читайте также:  Мясо курицы механической обвалки польза и вред

Литература[править | править код]

  • Krüger. Geschichte der Quellen und Litteratur des R. R. — § 25. — Л., 1888
  • Р. Зом. Институции. (русск. перевод, стр. 58).
  • В. Н. Захватаев. Кодекс Наполеона: Монография. // Приложения 1-2 //. Издание второе, переработанное и дополненное. — Киев: «Алерта», 2016, С. 223—228.

Источник

Возрастное ограничение:0+
Жанр:Юридическая
Издательство:Проспект
Дата размещения:12.12.2018
ISBN:9785392290192
Язык:
Объем текста:366 стр.
Формат:

Оглавление

Введение

Законы XII таблиц

Раздел I. Система римского частного права

Раздел II. Иски и лица

Раздел III. Семейные и наследственные правоотношения

Раздел IV. Вещное право

Раздел V. Обязательственное право

Краткий терминологический словарь

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Краткий терминологический словарь

Понятие и источники права

ius publicum [юс пу́бликум] — публичное право (государственное, административное, финансовое, уголовное, культовое и международное). «Публичное право есть то, что обращено к благосостоянию римского общества … включает священнодействия, деятельность жрецов и магистратов» (Ульпиан, D. 1.1.1.2). «Публичное право не может быть изменяемо договорами частных лиц» (Папиниан, D. 2.14.38).

ius privatum [юс прива́тум] — частное право (личные, семейные, имущественные и наследственные отношения отдельных лиц). «частное право есть то, что обращено к пользе отдельных лиц … состоит из трех частей, так как объединено из естественных правил, или общенародных, или цивильных» (Ульпиан, D. 1.1.1.2).

ius civile [юс циви́ле] — цивильное право — римское гражданское право. «Право, которое каждый народ установил сам для себя, является его собственным и называется гражданским правом, как бы собственным правом гражданской общины» (Гай, 1.1).

ius gentium [юс гэ́нциум] — всеобщее право, право народов. Основная задача — защита интересов римлян в юридических связях с чужестранцами-перегринами. Ius gentium — право, которое установил естественный разум (ratio naturalis) среди всех людей, соблюдается одинаково у всех народов (Гай, 1.1).

ius naturale [юс натура́ле] — естественное право. «Естественное право — то, что всегда благо и справедливо (bonum et aequum)» (Павел, D. 1.1.11).

ius honorarium или praetorium [юс хонора́риум / прэто́риум] — право магистратов или преторское право. «Введено преторами для общественной пользы, чтобы усилить цивильное право, дополнить его или исправить» (Папиниан, D. 1.1.7.1).

bona fides [бо́на фи́дэс] — добросовестность. См. D. 16.3.31.

aequitas [э́квитас] — справедливость, равенство.

receptio [рэцэ́пцио] — рецепция. Восприятие и усвоение норм и принципов римского права в качестве действующего права.

lex [лэкс] в публичном праве — закон, принятый народным собранием и называемый по имени магистрата, предложившего его. Начиная с I века н. э. термин нередко используется применительно к любому императорскому правовому акту. См. D. 1.3, 4. В частном праве — проявление воли частных лиц (lex fundi устанавливал правовой характер земельного участка; lex commissoria — дополнительное соглашение к контракту). «Закон — это общее предписание, решение опытных мужей, обуздание преступлений, совершаемых произвольно или по незнанию, общая клятва республики (Папиниан, D. 1.3.1). Закон состоял из трех частей: praescriptio [прэскри́пцио] вводная часть, rogatio [рога́цио] содержание, sanctio [са́нкцио] санкция, последствия нарушения. Виды законов в зависимости от санкций:

lex perfecta [лэкс пэрфэ́кта] — совершенный — объявлял ничтожными действия, противоречащие закону;

lex minus quam perfecta [лэкс ми́нус квам пэрфэ́кта] — менее чем совершенный — накладывал штраф за нарушение закона;

lex imperfecta [лэкс импэрфэ́кта] — несовершенный — без санкций, именно таких законов было большинство.

Leges duodecim tabularum [лэ́гэс дуо́децим табуля́рум] — Законы XII таблиц, самое раннее собрание законов, традиционно датируемое 451–450 гг. до н. э., не сохранились, но существует множество цитат в более поздних источниках. См. D. 1.2.4. —6.

plebiscitum [плэбисци́тум] — плебисцит — решение плебейских собраний, первоначально обязательны для плебеев, а после закона Гортензия (287 г. до н. э.) — для всех.

senatusconsultum [сэнатусконсу́льтум] — постановление сената. См. D. 1.3.

constitutio [конститу́цио] — конституция — общее обозначение для актов императорского законодательства. См. D. 1.4.

edictum [эди́ктум] — решение общего вопроса из области публичного права.

mandatum [манда́тум] — приказы магистратам или наместникам провинций.

decretum [дэкрэ́тум] — решение императора в рамках экстраординарного процесса.

Читайте также:  Отказ от приватизации квартиры в пользу дочери

rescriptum [рэскри́птум] — ответ императорской канцелярии на вопрос магистрата или частного лица по конкретному делу.

edictum praetorium [эди́ктум прэто́риум] — преторский эдикт. Ежегодно издаётся претором при вступлении в должность; в нём формулируется программа деятельности при исполнении судебных функций. Каждый новый претор мог изменять или вносить новые положения в эдикт. Сальвий Юлиан по поручению императора Адриана составил «Вечный эдикт» (Edictum perpetuum [эди́ктум пэрпэ́туум]), который теперь можно было только дополнять, но не исправлять.

iuris prudentes [ю́рис прудэ́нтэс] — юристы, знатоки права. Формы деятельности юристов:

respondere [рэспондэ́рэ] — давать ответы, заключения, консультации.

agere [а́гэрэ] — вести дело в суде.

cavere [кавэ́рэ] — составлять формы сделок и исков.

Corpus Iuris Civilis [ко́рпус ю́рис циви́лис] — Свод гражданского права. Кодификация права в правление императора Юстиниана (527–565 гг.).

Digesta / Pandectae [дигэ́ста / пандэ́ктэ] — Дигесты или Пандекты. Антология мнений юристов классической эпохи; состоит из 50 книг, разделенных на 432 тематических титула. Дигесты объединяют выдержки из 275 сочинений 38 юристов.

Institutiones [институцио́нэс] — Институции. Официальный учебник римского права из 4 книг, составленный в 532 г. на основе «Институций» Гая, Флорентина, Марциана, Ульпиана и др.

Codex [ко́дэкс] — Кодекс. Собрание императорских конституций от Адриана (117–134 гг.) до Юстиниана (по 534 г. включительно) в 12 книгах.

Novellae [новэ́ллэ] — Новеллы. Новые конституции, изданные Юстинианом после 534 г.

Защита нарушенных прав

legis actio [ле́гис а́кцио] — иск из закона. С помощью исков из закона можно было осуществлять только притязания, основывающиеся на цивильном праве. Любое отклонение от предписанных формальностей, которые первоначально знали только понтифики, вело к проигрышу процесса. Всего существовало пять видов legis аctiones, в том числе три — для искового производства:

legis actio sacramento (per sacramentum) [ле́гис а́кцио сакрамэ́нто (пэр сакрамэ́нтум)] — древнейший и основной вид legis аctio для притязаний любого рода. Так, в споре о праве собственности на вещь обе стороны являлись к судебному магистрату вместе со спорной вещью (недвижимость была символически представлена ее частью, напр., участок — куском дерна). Истец, держа в руке прут (vindicta, festuca), брался за вещь и произносил торжественную формулу, в которой утверждал, что вещь принадлежит ему по квиритскому праву, и касался ее прутом (vindicatio). Если ответчик делал то же, магистрат предлагал обоим отпустить вещь (отвести свои прутья). Затем стороны предлагали друг другу внести процессуальный денежный залог (sacramentum). Из-за этих залогов неимущие граждане вообще не могли судиться; однако со временем было признано, что достаточно, если за уплату поручатся. Затем магистрат присуждал владение вещью одной из сторон, которая, однако, должна была дать другой стороне гарантию, что в случае проигрыша процесса выдаст вещь вместе с плодами. После всех этих строго формальных действий магистрат назначал судью, этим спор устанавливался — litis contestatio и производство in iure заканчивалось. Задачей судьи было установить в производстве in iudicio, чей залог справедлив, но именно для этого он вначале должен был решить сам спорный вопрос; залог проигравшей стороны поступал в казну (aerarium). Судья, в нашем случае единоличный, назначался из числа граждан, занесенных в особые списки, утвержденные сенатом. Первонач. судьями были, должно быть, только сенаторы, затем к ним прибавились и всадники. В древнейшее время судей могли выбирать стороны, но если они не договаривались, решение принималось магистратом (консулом, позднее — претором). Для каждого дела назначался только конкретный судья. В делах о разделах, о меже, об оценке имущества назначался arbiter, получавший свободу усмотрения.

legis actio per manus iniectionem [ле́гис а́кцио пэр ма́нус инъекцио́нем]. Этот иск ведет к персональному судебному принудительному взысканию, которое подробно регламентировано Законами XII таблиц: через 30 дней после судебного решения или признания долга кредитор вызывает должника на суд и налагает на него руку (manus iniectio); с этого момента должник теряет право защищаться самостоятельно, но за него может заступиться vindex. Если этого не произойдет, магистрат присуждает должника кредитору, который заключает его на 60 дней в домашнюю темницу и может наложить на него оковы. В конце срока он должен в течение трех базарных дней подряд приводить должника к магистрату и публично объявлять должную сумму. Если в течение этих трех дней никто не выкупит должника, кредитор может продать его в рабство или убить.

Внимание! Авторские права на книгу «Хрестоматия по римскому праву. 2-е издание. Учебное пособие» (
Акимова М.А., Кожокарь И.П., Леус В.А. ) охраняются законодательством!

Источник