Перераспределение национального дохода в пользу государства
Добавлено в закладки: 0
Национальный доход – это чистая стоимость всех товаров и услуг, произведённых в стране, за вычетом расходов на их реализацию и производство. Национальный доход — важнейший экономический показатель страны. Также он означает суммарный доход населения государства за определённый промежуток времени (месяц, год) и рассчитывается, как разность меж чистыми налогами на ведение бизнеса и чистым национальным продуктом. Главными составляющими этого показателя являются: прибыль частных собственников и наёмных работников, доходы предприятий, прибыль ренты и процентные доходы.
Национальный доход (англ. national income) — один из обобщающих показателей экономического развития страны, созданная вновь в материальном производстве стоимость.
Рассмотрим, более детально, что значит национальный доход.
Содержание национального дохода
Национальный доход складывается из:
- дополнительных выплат;
- заработной платы служащих и рабочих;
- собственности;
- рентных доходов
- прибылей корпораций;
- чистого процента по потребительским кредитам;
- чистого дохода собственников.
Национальный доход является частью ВВП за исключением средств труда, которые идут на их амортизационный износ. По отношению к населению государственный товар есть национальным доходом.
С позиции затрат труда национальный доход можно разделить на необходимый и прибавочный продукт.
- Необходимый продукт — эта та часть национального дохода, которая идет на жизнедеятельность человека. Сюда включаются расходы на жилье, одежду, питание, а также социальные и духовные потребности.
- Прибавочный продукт — это часть национального дохода, используемая для расширенного товаропроизводства, создания фонда госрезерва и выплаты дивидендов.
Распределение национального дохода
Сегодня в богатых странах мира в сфере услуг, или нематериального производства, работают до 70% от количества трудоспособного населения. Поэтому говоря об источниках национального дохода важно помнить что он создается в промышленном секторе, в сфере сельского хозяйства, строительстве, связи на транспорте, в торговой сфере и в сфере общественного питания, а также в сфере услуг. Таким образом становится вопрос о правильном его разделении между разными социальными слоями общества и отдельно взятыми лицами.
В более широком смысле распределение национального дохода должно покрыть все сферы общественного производства: само производство, дальнейшее его распределение, затем обмен и непосредственно потребление. Когда речь идет о самом производстве результат распределения национального дохода вытекает в получении необходимого и прибавочного продукта.
В период распределения необходимый и прибавочный продукт делятся на определенные первичные доходы. К ним можно отнести заработную плату, прибыль, проценты, ренты, дивиденды, арендную плату и прочее.
Перераспределение национального дохода.
Распределив национальный доход происходит процесс его перераспределения. Оно происходит с помощью механизма ценообразования в сфере обращения, выплату необходимых налогов
в госбюджет, социальные затраты государства, пожертвования граждан в различные фонды или организации, будь то общественные либо религиозные, а также благотворительные. Таким образом используя госбюджеты в богатых странах перераспределяется национальный доход в размере 40-55%.
Затем появляется возможность сформировать вторичные или производные доходы. К таковым относятся пенсии, стипендии, заработная плата, социальные выплаты многодетным семьям и другие. Основным источником вторичных доходов являются налоги, в основном в виде вычет из заработной платы.
Перераспределение национального дохода может осуществляется официально и неофициально.
При официальном перераспределении задействуется механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды. Также используется механизм ценообразования. Последний на практике выглядит так: правительство или крупные компании официально объявляют на сколько процентов размер цены на конкретные группы товаров или услуг будут повышены. При этом ведется четкая статистика и фиксация.
При неофициальном перераспределении государство или компании официально не объявляют о повышении цен, а осуществляют незначительное, но неоднократное их увеличение. Постепенно это приводит к снижению жизненного уровня населения.
Самое крупное перераспределение национального дохода происходит при ведении теневой экономики. Теневая экономика — это совокупность неучтенных либо противозаконных видов деятельности. Сюда относят уклонение от выплаты налогов и производство запрещенной продукции или предоставление запрещенных услуг.
Фонд накопления и потребления
Когда национальный доход претерпел этапы распределения и перераспределения создаются конечные доходы, которые используются для потребления и накопления.
Накопление – это необходимое условие расширенного воспроизводства всех элементов экономической системы: технологического способа производства, отношений собственности и хозяйственного механизма. Тем не менее, созданный национальный доход может иметь свои потери, если он не идет на потребление и накопление. Таким образом потери могут быть от произведенной, но нереализованной продукции сельского хозяйства. Потери также возможны из-за стихийных бедствий.
Говоря о внешнеторговых отношениях государства, использованный и созданный национальный доход может зависеть от размера импортируемых и экспортируемых товаров и услуг. Так если страна импортирует больше, чем экспортирует, то использованный национальный доход будет больше, чем созданный. При этом этот показатель не свидетельствует в пользу выгодности импорта над экспортом.
Для увеличения национальный доход должен имеет оптимальное соотношение между потреблением и накоплением национального дохода. Именно оптимальное, иначе чрезмерно большой фонд потребления не дает возможности строить новые производства и промышленные объекты, внедрять новую технику и технологию, развивать науку и образование. В противоположность этому чрезмерное накопление созданного национального дохода сдерживает рост уровня жизни населения, что негативно сказывается на его отношении к труду, а также формирует направление экономики, не ориентированной на удовлетворение потребностей и интересов населения.
Метод ускорения оптимизации фонда накопления
Сегодня для ускорения оптимизации фонда накопления используется лизинга. Эта практика используется всеми развитыми странами. Лизингом является долгосрочная аренда машин и оборудования. Арендатор берет на себя обязательство купить арендуемую технику по истечении срока аренды. Поэтому в интересах же самого государства привлечение к своей продукции лизинговых компаний.
Немаловажную роль в улучшении структуры фонда накопления играет уменьшение доли военных накоплений, сокращение расходов на содержание госаппарата и прочее.
Мы коротко рассмотрели что такое национальный доход, его содержание, распределение и перераспределение. А также описали роль фондов накопления и потребления. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Источник
Необходимость распределения национального дохода обусловлена, прежде всего, потребностями расширенного воспроизводства, а следовательно, направления его части в фонд накопления. Пропорция, в которой национальный доход распределяется на потребление и накопление, зависит от типа общественно-экономической формации, экономической системы и, прежде всего – общественного способа производства, стадии и этапа его развития, уровня организованности наемных работников, характера государственной власти и других факторов. В свою очередь, от распределения национального дохода зависят темпы экономического развития, острота социально-экономических противоречий, прогресс производительных сил и тому подобное.
Как политэкономическая категория распределение национального дохода означает отношения собственности между наемными работниками, капиталистами и землевладельцами по поводу присвоения вновь созданной стоимости. Формами экономической реализации этих отношений является присвоение заработной платы наемными работниками, прибыли – промышленными и торговыми капиталистами, дивидендов – различными слоями населения и, прежде всего, владельцами средств производства.
Присвоение (получение) заработной платы, прибыли и ренты в западной экономической литературе связывают с факторными доходами, то есть доходами, полученными от отдельных факторов производства. Ошибочность этой концепции заключается в том, что в ней утверждается о способности средств труда, земли создавать самостоятельно определенную величину доходов, которые, следовательно, присваивают владельцы этих факторов. Корректнее в данном случае говорить о присвоении определенных доходов от собственности, то есть от сосредоточения земли у землевладельцев, промышленных предприятий – у промышленных капиталистов и тому подобное. Исключением из этого правила является присвоение доли национального дохода владельцами личностного фактора – заработной платы наемными работниками и предпринимательского дохода – функционирующими капиталистами.
Распределение национального дохода, отдельных его составляющих и элементов осуществляется как в соответствии с общими для экономической системы законами, так и со специфическими только для данной сферы законами. Так, деление на заработную плату происходит согласно законам формирования и динамики стоимости рабочей силы и частично – в соответствии с требованиями закона распределения по труду (в значительной степени, так как зависит от степени социализации экономической системы капитализма); распределение на прибыль и его разновидности – по закону средней нормы прибыли (присвоение на равновеликий капитал равновеликой прибыли) в условиях низкой стадии капитализма и неодинаковых по величине норм прибыли монополизированного и немонополизированного секторов на высшей стадии капитализма, объясняется властями монополистического капитала и влиянием государства.
Существенное влияние на распределение национального дохода осуществляют общие законы товарного производства – законы спроса и предложения, закон стоимости, законы денежного обращения и др.
Важным условием рационального распределения национального дохода является соответствие данных законов требованиям законов непосредственного производства и законам обращения и потребления.
Перераспределение национального дохода через государственный бюджет является следующей (после распределения) стадией его движения.
Необходимость перераспределения национального дохода обусловлена, во-первых, значительной дифференциацией доходов, которая не только угрожает социальной стабильности страны, но и тормозит стимулы к эффективному труду (в таком же направлении относительно негативного влияния на стимулы труда действует уравниловка).
Во-вторых, такое перераспределение вызвано потребностями в исполнении современным государством широкомасштабных социально-экономических функций, без которых экономическая система не может существовать. В этом аспекте можно утверждать, что без перераспределения национального дохода не возможно развитие современного капиталистического способа производства. Конкретнее, без него невозможно проведение структурных реформ в экономике, развитие фундаментальных научных исследований, формирования рабочей силы надлежащего качества (общеобразовательного уровня, физической работоспособности значительной части населения, которая обеспечивается через систему здравоохранения), исследования космического пространства и др.).
В-третьих, перераспределение национального дохода обусловлено необходимостью поддержки малого предпринимательства (через систему государственных субсидий), национального производителя, обеспечение плюрализма форм собственности и тому подобное.
В-четвертых, целесообразностью расширения общественных работ, развития экономической и социальной инфраструктуры и др.
В-пятых, необходимостью развивать базовые, капиталоемкие отрасли промышленности.
В шестых, потребностью в обеспечении национальной обороны и другими причинами.
Перераспределение национального дохода осуществляется через государственный бюджет (механизм прямого налогообложения, государственного долга), механизм косвенных налогов, связанных с ценообразованием, “ножницы цен” (через контрактную систему, монопольные цены), систему денежно-кредитных (прежде всего, кредитных) отношений, оплату услуг части трудоспособного населения, занятого непродуктивными видами деятельности, уклонения от уплаты налогов (сфера теневой экономики) и др. В результате формируются вторичные или производные доходы, а в целом, конечные доходы. Такие доходы также формируются из-за выплат из фондов социального страхования, общественных фондов потребления и др.
Объем национального дохода, который перераспределяется, зависит от экономического потенциала страны, типа экономической системы (с усилением степени социализации капитализма доли дохода, который перераспределяется через государственный бюджет, растет), в том числе уровня монополизации экономики, характера государственной власти, налоговой системы (прежде всего, от соотношения между прогрессивным и пропорциональным обложением).
На основе вышесказанного можно утверждать, что перераспределение национального дохода охватывает значительно более широкий спектр отношений собственности, чем процесс его распределения. В отдельных странах перераспределяется даже большая часть национального дохода, чем распределяется.
Субъектами перераспределения национального дохода являются все виды предпринимателей, подавляющее большинство населения, которое платит налоги и получает социальные выплаты из бюджета, те, кто оплачивает услуги и получает их от трудоспособной части населения, занятой непроизводительным трудом и тому подобное. Поэтому перераспределение национального дохода, как экономическая категория, выражает отношения собственности между различными экономическими субъектами в сфере распределения и обмена по поводу присвоения государством значительной части необходимого и прибавочного продукта и последующего его направления на выполнение функций государства. Наибольшая доля национального дохода перераспределяется через государственный бюджет.
Для того, чтобы понять сущность перераспределения, необходимо рассмотреть формы, в которых оно существует. Их обычно выделяют две. Первая – вертикальное перераспределение. Оно представляет собой перераспределение доходов между богатыми и бедными слоями населения за счет взимания налогов. Вторая форма – горизонтальное перераспределение, которое достигается за счет субсидий, субвенций, трансферты, расходы на образование или здравоохранение и т.п.
Также выделяют два распределительных принципа, которые обеспечивают экономическую целесообразность перераспределения национального дохода. При соблюдении принципа социальной справедливости государство гарантирует достаточный уровень жизни своих граждан, не допускает той ситуации, когда они могут оказаться за чертой бедности. Для этого определяется минимальная заработная плата, и все работодатели должны следовать этому минимуму. Нужно отметить, что уровень этот не должен быть меньше прожиточного минимума в стране. Соответствующий уровень также должен быть и относительно пенсий, выплат инвалидам, малообеспеченным и гражданам, которые потеряли работу. Второй принцип, принцип эффективности, заключается в том, что при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.
Таким образом, государству необходимо так распределять доходы, чтобы был достигнут компромисс между эффективностью и равенством. В качестве инструментов перераспределения используются налоги, акцизы, субсидии, социальные выплаты, пошлины, различные фонды общественного назначения, которые формируются при участии государства. Конечная цель перераспределения национального дохода – хотя бы относительное выравнивание меры потребления каждого из граждан.
национальный доход экономика государство
Источник
Источники и распределение национального дохода. Перераспределение национального дохода
Источники и распределение национального дохода. Национальный доход, как уже отмечалось, это чистый продукт общества, или вновь созданная стоимость.
Что является источником национального дохода? Казалось бы, ответ очень прост: труд человека, однако он требует уточнений, поскольку неясно, что же в таком случае создает полицейский, чиновник, служитель культа и другие категории населения, которые также занимаются определенным видом труда. Не случайно на протяжении нескольких столетий ведется дискуссия по поводу источников национального дохода.
Так, меркантилисты считали, что национальный доход создается лишь в сфере торговли. Физиократы к таким источникам относили сельское хозяйство. А. Смит и Д. Рикардо значительно углубили понимание источников национального дохода, утверждая, что он создается в сфере материального производства (сельском хозяйстве, промышленности и др.).
Еще полнее сферу создания национального дохода определил К. Маркс, включив в нее и сферу услуг. Но сфера услуг в середине XIX в. была развита чрезвычайно слабо, поэтому в его трудах положение о том, что национальный доход создается и в сфере услуг, не было развито.
Иначе обстоит дело сегодня. В развитых странах мира в сфере услуг (или нематериального производства) занято около 70 % всего трудоспособного населения.
По мнению современных западных ученых, любой труд является производительным, а значит, — создает национальный доход. Производителями национального дохода они считают всех занятых в сфере материального и нематериального производства, в том числе военнослужащих, полицейских, чиновников государственного аппарата, служителей культа и др. Критерием отнесения той или иной группы работающих к создателям национального дохода для западных ученых служит получение ими доходов. В марксистской политической экономии отстаивается значительно более узкий подход к источникам создания национального дохода. Догматики-экономисты, как и во времена А. Смита и Д. Рикардо, утверждают, что национальный доход создается только в сфере материального производства. Прогрессивные экономисты доказывают, что и в таких сферах нематериального производства, как наука, образование, здравоохранение, управление народным хозяйством и в некоторых других также создается национальный доход.
Представители марксистской политэкономии справедливо критиковали взгляды западных ученых в отношении отнесения всех категорий работающих (прежде всего, военнослужащих, служителей культа, работников сферы развлечений в казино, других подобных учреждениях) к производителям национального дохода.
Следует отметить, что западная экономическая мысль научилась измерять производительность труда учителей, педагогов, ученых, работников здравоохранения и определять их вклад в создание национального дохода. Считается, что каждый доллар, вложенный в развитие науки, приносит 4-5 дол. прибыли.
Вопрос об источниках национального дохода представляет не только чисто теоретический интерес. От его правильного решения зависит, в частности, обоснование методики расчета величины национального дохода, производимого в стране. Исходя из марксистского решения проблемы производительности труда и источников национального дохода, Министерство статистики бывшего СССР, сравнивая экономический потенциал СССР и США, уменьшало величину этого показателя в США на 25 %.
Общепризнано, что национальный доход создается в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании (частично), в сфере связи (частично). Его образно называют «национальным пирогом», который нужно разделить между различными слоями общества, социальными группами и отдельными индивидами. Распределение национального дохода в широком понимании охватывает все сферы общественного .производства: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление. В процессе непосредственного производства результатом распределения национального дохода является получение необходимого (ν) и прибавочного (т) продукта.
Это деление ярче всего выражает показатель нормы прибавочной стоимости, или степени эксплуатации. Он определяется как отношение прибавочного продукта к необходимому, выраженное в процентах, о чем уже шла речь ранее.
На стадии распределения необходимый и прибавочный продукт распадаются на первичные доходы в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты, дивидендов, арендной платы и др. Их разделяют на трудовые и нетрудовые. К трудовым относятся доходы, создаваемые работниками на предприятиях и в отраслях и поступающие в их индивидуальное распоряжение в форме заработной платы, а также доходы работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства.
К нетрудовым, источник которых — прибавочный продукт, относится часть прибыли предпринимателей, процент, рента, прибыль собственников торгового капитала и др.
При этом часть прибыли, создаваемая производительным трудом предпринимателя, считается трудовым доходом, а нетрудовым — лишь часть присваиваемой им прибыли, превышающая количество и качество его управленческого труда, затрат, связанных с организаторской деятельностью. Что касается ренты, то к нетрудовым доходам можно отнести только абсолютную ренту. Другие формы ренты в значительной мере связаны с трудом арендаторов, фермеров. При этом источником части дифференциальной ренты является труд наемных сельскохозяйственных работников.
В условиях широкого распространения в развитых странах акций, часть наемных работников получает определенную долю прибыли в форме дивиденда, а также в виде процента на вложенные в банки деньги. Но основную массу дивидендов и процентов присваивают собственники средств производства и денежного капитала.
Перераспределение национального дохода. После распределения национального дохода происходит его перераспределение. Оно осуществляется через механизм ценообразования в сфере обращения, уплату различных видов налогов в государственный бюджет, социальные расходы государства, взносы граждан в общественные, религиозные, благотворительные фонды и организации. Например, через государственные бюджеты в развитых странах мира перераспределяется от 40 до 55 % национального дохода.
На основе перераспределения национального дохода формируются вторичные или производные доходы, такие, как пенсии, стипендии, зарплата военнослужащим, работникам правоохранительных органов, помощь многодетным семьям и т. д.
Основным источником вторичных доходов являются налоги. Так, из заработной платы среднего американского работника около 33 % высчитывается в форме налогов. Существовавшая в бывшем СССР эксплуатация, связанная с делением национального дохода на необходимый и прибавочный, в определенной мере ослаблялась в процессе его перераспределения, поскольку за счет государственного бюджета гражданам предоставлялись бесплатно квартиры, медицинские услуги, образование и т. д.
Перераспределение национального дохода осуществляется по официальным (видимым) и неофициальным (невидимым) каналам. В первом случае это происходит через механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды, а также через механизм ценообразования, когда государство или компании (как правило, крупные) официально сообщают о том, что цены на определенную группу товаров и услуг будут повышены на столько-то процентов. Такая практика распространена в развитых странах мира.
Во втором случае правительство и компании об этом официально не сообщают, а осуществляют незначительное, но неоднократное повышение цен. Это приводит к постепенному снижению жизненного уровня населения. Так поступала в застойные времена административно-командная система. Однако наиболее масштабное перераспределение национального дохода осуществляется в условиях существования теневой экономики.
Официальное перераспределение национального дохода фиксируется в официальной статистике. Так, в США с 1929 по 1987 гг. среди пяти групп, выделяемых в структуре имущественного расслоения населения, доля первой, состоящей из наименее обеспеченных семей, возросла с 12,5 до 15,4 %, а доля пятой, к которой относятся наиболее обеспеченные семьи, снизилась с 54,4 до 43,7 %. С 1979 г. по 1993 г. доход 5 % самых бедных семей уменьшился на 1,5, а 5 % самых богатых семей — возрос на 18 %.
Согласно официальным данным, значительно большая несправедливость существует в распределении доходов от собственности. Так, в 1983 г. в США 10 % семей, которые получали наивысшие доходы, владели 72 % всех акций, 8,6 % всех облигаций, которые не облагались налогом, 50 % всего недвижимого имущества.
Между полюсами бедности и богатства в США — огромный разрыв. Мультимиллионеры получают ежедневно такие суммы доходов, которые средний американский работник не может заработать за всю свою трудовую жизнь. Сооружение только одного гранитного дома для семьи Рокфеллеров еще в 30-е гг. обошлось в 2 млн дол. (по нынешним ценам в десятки раз больше). В нем было 50 комнат, 350 человек обслуживающего персонала. Один прием гостей для самых богатых семей обходится сегодня примерно в 1 млн дол. Некоторые из них содержат симфонические оркестры, являются собственниками картинных галерей. Самым богатым человеком в США, а в 1996 г. — и в мире, признан основатель компьютерной компании «Майкрософт» Б. Гейтс, собственность которого составляла 37 млрд дол.
По среднестатистическим показателям разрыв между бедными и богатыми в развитых странах мира составляет приблизительно 1:13—14. В бывшем СССР такой разрыв составлял 1:4-5. В странах СНГ в последние годы разрыв между богатыми и бедными катастрофически растет и, по различным оценкам составляет — 1:25—1:50.
Для измерения неравенства используется так называемая кривая Лоренца (по имени американского экономиста М. Лоренца). В случае абсолютного равенства при распределении общественного богатства 20 % семей должны получать 20 % совокупного дохода, 40 % семей — 40 % дохода и т. д.
Неофициальное распределение национального дохода происходит вследствие существования теневой экономики.Теневая экономика — это совокупность неучтенных и противозаконных видов деятельности: уклонение от уплаты налогов, производство запрещенных видов продукции и услуг (наркотики, азартные игры, проституция и т. д.). Согласно оценкам западных ученых, доля такой экономики в развитых странах составляет от 5 до 15 % ВНП. Например, в США в 1988 г. – 245-729 млрд дол. В странах СНГ в 1998 г. ее доля превышала 60 % (по оценкам некоторых экспертов достигала 67 %) совокупного объема ВВП, а в 1990 г. — около 14 %.
К теневой экономике в значительной мере может быть отнесена и деятельность коммерческих банков по массовой перекачке безналичных денег в наличные, что создавало искусственный спрос на наличные деньги и привело в середине 1994 г. к концентрации в мафиозно-теневых и коммерческо-банковских структурах около половины всей денежной массы. Такая же доля денежной массы находилась в теневом секторе и в начале 1999 г. С целью обогащения банковские и другие финансово-кредитные структуры использовали фальшивые авизо, справки-сертификаты и т. д. Все это дало возможность получать коммерческим банкам стократные прибыли. В известной мере этому способствовало и несовершенное законодательство.
Источник