Плакаты о пользе молока и молочных продуктов

Состав проектной группы:
Морозова Дарья,
Кузеванова Анастасия,
Губин Григорий,
Бобченко Алина,
Жиганов Максим,
Хужин Даниил,
учащиеся 3 класса
Руководитель проекта:
Стахнева Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
Тип проекта: учебный, информационно-исследовательский.
Темы исследований учащихся:
- Молоко и его состав.
- Молоко разных животных.
- Из истории употребления молока.
Методы исследования:
- наблюдение;
- поисковая работа с литературными источниками;
- анкетирование;
- опыты
Цели исследования: выяснить, какую роль играет молоко в жизни человека.
Задачи:
- используя различные источники расширить знания о молоке, его составе и ценных свойствах;
- изучить роль молока в жизни человека;
- понять из чего состоит молоко;
- провести исследование молока в домашней лаборатории и доказать, что из молока можно получить много полезных и вкусных продуктов;
- сформировать правильное отношение к здоровому питанию.
Гипотеза: Молоко – продукт полезный!
Объект исследования: молоко.
План проведения проекта
Организационный этап:
- Выявление интересов детей к проекту.
- Формулировка проблемы
Подготовительный этап:
- Выбор темы проекта
- Формулировка цели проекта
- Формирование группы учащихся
- Распределение задач для каждого члена группы
- Определение основных источников информации
Практический:
- Проведение экспериментов с молоком и молочными продуктами.
- Анкетирование одноклассников.
Заключительный этап:
- Систематизация и обобщение всех знаний.
- Отчёт о проделанной работе.
Актуальность проекта
Обязательным продуктом детского питания является молоко. Но всё-таки не все дети его пьют и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, супы, запеканки, сыр, бутерброды и т.д.)
В школьной столовой часто дают молочные продукты. И каждый раз мы наблюдаем такую картину: одни дети с удовольствием едят каши, молочные супы, а другие нет. Мы стали задумываться:
- Почему так происходит?
- Зачем детям молоко?
- В чём польза молока и молочных продуктов?
Так появился наш проект «О пользе молока и молочных продуктов».
Проблема: Многие дети не понимают значимости молока и молочных продуктов в развитии живого организма. Ребята плохо пьют молоко и едят молочные продукты.
Для того, чтобы выдвинуть гипотезу, мы провели опрос среди одноклассников, чтобы выяснить знают ли дети, чем полезно молоко.
Результаты анкетирования учеников 3 Г класса (20 человек).
Проанализировав ответы, мы поняли, что большинство наших одноклассников всё – таки любят молоко и молочные продукты и даже немного знают о пользе молока, но не всё. Но столовую посещают дети всей школы, поэтому результаты наблюдения могут резко отличаться от результатов анкетирования и показать совершенно противоположный результат. Тогда мы выдвинули гипотезу: допустим молоко – ценный, вкусный и полезный продукт питания для живого организма.
Объект изучения – молоко и молочные продукты.
Предмет исследования – молоко и молочная продукция.
Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы на урок окружающего мира и на занятиях внеурочной деятельности.
- Для начала мы решили выяснить, в чём польза молока, и почему в нём так много витаминов?
- Почему некоторые люди не могут пить молоко?
- Почему молоко белого цвета, если коровы едят зелёную травку?
Состав молока
В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.
Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить.
Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
- Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.
- Жир (молочный) – обеспечивает организм энергией.
- Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.
- В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец. А так же в нем присутствуют магний, хлор, йод и другие элементы.
- Витамины (около 30): В, А, С, Д.
- Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.
Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры. Именно из-за неё некоторые люди не могут пить молоко. Оно не усваивается у них в организме. Но для большинства людей молоко очень полезно. В нём много элементов, которые защищают организм от разных болезней, помогают его росту и правильной работе.
Какое бывает молоко?
Молоком также называют некоторые напитки растительного происхождения.
Соевое молоко. Напиток из соевых бобов по внешнему виду напоминает коровье молоко. Вкус у него сладковатый, слегка бобовый.
Кокосовое молоко. В кокосовом орехе массой 2 кг содержится около 0,5 литра сладковатой жидкости. В ней содержится около 3% жиров, 6% сахара и около 4% белка. А вот само кокосовое молоко делают из мякоти кокоса, смешивая её с водой. По консистенции оно напоминает белоснежные сливки и содержит 27% жира. На кокосовом молоке готовится множество блюд восточной кухни.
Молоко коровьего дерева.
Это растительное молоко жители Южной Америки «доят» из разрезов на стволах тропических деревьев – галактодендронов. Этот млечный сок используют не только в пищу, но и как лекарство от астмы. Но это молоко быстро портится.
Рисовое молоко.
Приготовить его можно в домашних условиях. 0,5 стакана риса отварить в 4 стаканах воды до полной мягкости, для вкуса можно добавить ваниль, корицу. Остудить, измельчить в блендере, дать отстояться и процедить через марлю. Такое молоко богато клетчаткой, кальцием, витаминами.
Кедровое молоко.
В кедровом молоке больше жира, фосфора, марганца, белков и микроэлементов, чем в коровьем. Ядрышки подсушенных в печи орехов растирают в ступе, постепенно добавляя горячую воду, кашицу переливают в чугунок и в русской печи доводят до кипения. Получаются кедровые сливки. Если в них добавить кипяченую воду, получится кедровое молоко.
С вопросом «Какими целебными свойствами обладает молоко?», я обратился к нашему медицинскому работнику Чучалиной Т.А.
Она рассказала что с древнейших времен молоко и молочные продукты употреблялись не только в пищу, но и в качестве целебного средства. Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством.
Молоком лечились внутренние воспаления, нарывы, опухоли. При ангине и других заболеваниях горла древние римляне полоскали его горячим молоком с добавлением соли. При заболеваниях зубов им смазывали десна. Молоко активно использовалось и в народной косметике. Из него делали маски и использовали их против морщин. Стакан теплого молока с медом на ночь – универсальное снотворное. Молоко способно обезвреживать некоторые ядовитые вещества.
Нам стало интересно, молоко, каких животных употребляет человек в пищу в других странах? И мы решили это узнать из интернета.
- Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.
- В Индии она считается священным животным.
- В Испании употребляют овечье молоко.
- В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
- В Египте молоко дает буйвол.
- В Перу молочным животным является лама.
- В Тибете люди получают молоко от яка.
- На севере – от северного оленя.
- Во многих странах молоко людям дает коза.
Но мы не можем опираться только на факты, поэтому следующий этап нашего исследования – эксперименты.
Опыт № 1. Почему молоко белого цвета?
А ведь действительно, все мы знаем, что корова ест зеленую траву зимой и желтое сено летом. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. И не только у коровы белое молоко. На свете живет более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детенышей молоком), и у всех у них молоко белого цвета.
Ответ на главный вопрос прост. Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем – белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет.
Кстати, интересно, что из казеина производят клей. Обычный клей для столярных работ. Им можно склеивать дерево, фанеру, картон. А получают его из молока или молочных продуктов.
Ни для кого ни секрет, что прежде, чем пить молоко, его нужно термически обработать, чтобы убрать все болезнетворные бактерии, которые могут вызвать расстройство желудка.
Опыт № 2. Кипячение молока – обеззараживание в домашних условиях
Я довёл молоко до кипения – по краю кастрюли начали образовываться пузырьки, из-за которых молоко поднимается. Чтобы молоко не «убежало», за ним необходимо постоянно присматривать. Долго молоко кипятить нельзя, потому что его польза уменьшается:
- разрушается часть витаминов,
- часть кальция превращается в плохо усваиваемый,
- частично разрушается молочный белок,
- гибнут полезные молочные бактерии.
Но! При кипячении практически все болезнетворные бактерии погибают.
Далее я налил в два стакана молоко: в один – сырое, а в другой – вскипячённое и поставил на некоторое время.
Сырое молоко скислось быстрее, чем вскипячённое.
Вывод: В домашних условиях сырое молоко необходимо кипятить, но при долгом кипячении снижаются его полезные свойства. Вскипячённое молоко дольше сохраняет способность к употреблению.
Опыт № 3. Превращение молока в кефир
Налила в два стакана молоко. Один поставила в холод, а другой в тепло.
Вывод: в холоде молоко не скисается в течение срока годности, а в тепле молоко мгновенно скисается и превращается в кефир.
Опыт № 4. Хранение молока в разной посуде
Я где-то читала, что в старину молоко хранили в глиняных горшках. Мне захотелось выяснить – почему? Я налила молоко в глиняный сосуд и обычный стеклянный стакан. Поставила их рядом.
Вывод: в глиняном сосуде молоко дольше сохранило свою свежесть.
Опыт № 5. Приготовление йогурта
Я подогрела молоко до 50 градусов. Добавила туда живой йогурт, перемешала, накрыла одеялом и поставила в тёплое место. Утром йогурт был готов. Добавила в него фрукты.
Опыт № 6. Приготовление творога из молока (опыт подтверждает наличие белка в молоке)
Полученную опытным путём простоквашу, я перелил в кастрюлю и поставил на огонь. Скоро простокваша превратилась в сыворотку, в которой плавали белые хлопья. После остывания, я процедил сыворотку через марлю. У меня остался творог. Творог – это белок.
Вывод: в молоке содержатся белки – строительный материал нашего организма. Благодаря белкам дети растут!
Выводы:
- Гипотеза подтвердилась – молоко полезный и вкусный продукт.
- В молоке содержатся все необходимые вещества, без которых человеческий организм не может нормально развиваться и существовать. (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества).
- Молоко входит в состав многих продуктов, которые употребляет человек.
- Правильной заменой коровьему молоку служит молоко растительного происхождения. Полностью исключать употребление молока из своего рациона не стоит.
- Молоко хорошо и быстро усваивается организмом (за исключением людей, которые плохо переносят лактозу и страдают аллергическими реакциями).
- Чаще всего вред молока обусловлен особенностями его употребления.
Пейте, дети, молоко – будете здоровы!
Список использованной литературы
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии., Москва, «ВАКО» 2007 г
- Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
- Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В.В.Колбанова. – СПб.: Акцидент,1994.
- Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
- Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.
- Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. – СПб., 1998.
- Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.
- Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.//Здоровье детей.-2006 – №15.
- Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.- №6.
- Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.
- Мирская Н. Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.
Источник
Краткое описание документа:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Гвоздика»
Исследовательский проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Обыкновенное чудо-молоко»
Выполнила: Смирнова Елена Юрьевна
воспитатель МДОУ детский сад
«Гвоздика»
2019г
- Информационная карта проекта
Полное название проекта – «Обыкновенное чудо-молоко»
Автор проекта (Ф. И. О, должность) – воспитатель СмирноваЕлена Юрьевна
Продолжительность проекта – 1 месяц
Тип проекта -исследовательский.
Участники проекта– дети старшей группы, воспитатели и родители.
Возраст детей – 5 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека.
Гипотеза: если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о молоке?
– Молоко белое.
– Его дают коровы.
– Его можно пить, потому что оно полезное.
Что хотим узнать?
– Какую пользу приносит молоко?
– Что можно приготовить из молока?
– Что в молоке полезного?
– Как молоко попадает в магазин? Откуда? (молокозавод)
Как узнать?
– Спросить у мамы, бабушки.
– Посмотреть в детской энциклопедии, интернете.
Цель проекта: обогатить знания о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи проекта:
-для детей:
– Расширить знания о молоке и молочных продуктах.
– Дать представление о значении молока и молочных продуктов для детского организма, выявить роль молока в жизни человека.
– Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
– Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию
– для педагогов:
– Создать необходимые условия для знакомства детей с молоком, посредством обогащения развивающей среды.
– Активизировать совместную деятельность с родителями по формированию у детей осознанного отношения к употреблению в пищу молочных продуктов для развития организма.
– для родителей:
– Помочь осознать важность и необходимость употребления детьми в пищу молока и молочных продуктов для здорового развития организма.
– Вызвать интерес к совместной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.
Название итогового мероприятия проекта: «Путешествие в Молочную страну»
Продукты проекта
– для детей: альбом детских рисунков «Пейте дети молоко, будете здоровы».презентация для детей: «Что мы знаем о молоке?», плакат «На лугу пасутся КО,,,», макет «Коровы на лугу»
– для педагогов: презентация проекта на педсовете; данные материалы могут быть использованы по ознакомлению детей с окружающим миром, в беседе о правильном питании для развития организма.
– для родителей: стенд (мобиль) «Веселая буренка», сборник рецептов «Семейные рецепты блюд из молочных продуктов”.
Ожидаемые результаты по проекту: в ходе работы над проектом мы выясним, что молоко – основа пищевого рациона ребенка. Стакан молока в день – это проверенный веками рецепт долголетия!С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества для нормального развития организма.
для детей:
-Обогатятся знания о молоке и молочных продуктах, о значении их для детского организма и о роли молока в жизни человека.
– Разовьется познавательный интерес к исследовательской деятельности, желанию познавать новое (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т. д.).
для педагогов
– Повысится педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о молоке и молочных продуктах, по применению в работе метода проектов, видеть желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта
– для родителей
– Поможем осознать важность употребления молока и молочных продуктов детьми для здорового развития организма.
Источник
Изображение Couleur с сайта Pixabay
1. Изначально по задумке природы молоко предназначалось исключительно для выкармливания детенышей, а не для того, чтобы его пили взрослые особи любого вида млекопитающих. Но так как люди из поколения в поколение продолжали пить молоко, человеческий организм приспособился к тому, чтобы вырабатывать ферменты, необходимые для его переваривания и в зрелом возрасте. Исключением остаются люди с непереносимостью лактозы.
Такое разное молоко
2. Самое популярное молоко — коровье. Ежегодно в мире производится свыше 400 миллионов тонн такого молока. Каждая корова дает от 11 до 23 литров в день. Коровье молоко почти на 90% состоит из воды, но при этом содержит около 80 полезных минеральных элементов. После ультрапастеризации кальций, калий, магний и витамины сохраняются в молоке в неизменном виде.
2. Второе место по популярности занимает козье молоко. Оно содержит много калия, кобальта и витамина В12 — все это полезно для сердечно сосудистой системы. На вкус козье молоко слаще коровьего.
3. Овечье молоко по содержанию белков и жиров богаче коровьего. Но овцы подвержены такому заболеванию, как бруцеллез, поэтому их молоко перед употреблением необходимо кипятить.
4. В верблюжьем молоке очень много витамина C, а жира и холестерина гораздо меньше, чем в коровьем. Скисает оно гораздо медленнее.
5. Буйволиное молоко намного гуще и питательнее коровьего. Некоторые врачи говорят, что оно полезно при заболеваниях дыхательной системы.
6. Молоко тюленей и китов — самое жирное (около 50%), в то время как самое обезжиренное молоко — лошадиное и ослиное.
Изображение Alexas_Fotos с сайта Pixabay
Хранение
7. Молоко нельзя держать в прозрачной таре, ведь на свету в нем разрушаются многие полезные вещества. Также молоко легко впитывает запахи, поэтому лучше хранить его подальше от сильно пахнущих продуктов.
8. Кипячение продлит срок хранения, но делать это нужно правильно, чтобы сохранить максимум полезных веществ. Доводить до кипения нужно быстро, кипятить — не более 1-2 минут от начала кипения, а после — быстро охладить. Повторного кипячения лучше избегать.
Польза
9. Всего в молоке содержится около 80 различных минеральных элементов.
10. Молоко доставляет в наш организм фосфор, рибофлавин (витамин B2), пантотеновую кислоту (витамин B3) и множество других витаминов (A, С, D, Е, К, B12 и т. д.).
11. Употребление молочных продуктов снижает риск остеопороза, рака толстой кишки, повышенного давления и диабета 2-го типа.
12. Молоко богато кальцием, необходимым для роста костей и работы нервной системы. Жир, содержащийся в молоке, — источник энергии, который, к слову, легко усваивается организмом и содержит все известные жирные кислоты, необходимые человеческому организму.
13. Лактоза – молочный сахар – стимулирует работу нервной системы. При всасывании лактозы в кишечнике образуется молочная кислота, которая помогает организму усваивать кальций и фосфор.
14. Молоко выводит лишнюю жидкость из организма, что особенно важно при болезнях почек, сердечно-сосудистой системы, при ожирении.
15. По итогам исследований большинство долгожителей, проживших более 100 лет, постоянно пили молоко и ели молочные продукты. Особенно полезно в пожилом возрасте топленое масло. Оно помогает сохранить физические силы и ясность ума.
16. Молочные белки могут выводить из организма токсины, соединяясь с ними. Поэтому работникам химических предприятий рекомендуют регулярно употреблять свежее коровье молоко. По этой же причине некоторые лечат коровьим молоком похмелье, очищая организм от последствий злоупотребления алкоголем.
17. Благодаря успокаивающему воздействию на нервную систему стакан теплого молока, выпитый на ночь, помогает заснуть. Можно добавить в него мед — для усиления вкуса и пользы.
18. Употребляя молоко после силовых тренировок, можно достичь лучшей физической формы. Ведь этот напиток способствует наращиванию мышечной массы за счет баланса витаминов и микроэлементов, а молочный жир расщепляет жировые отложения в организме.
Изображение Couleur с сайта Pixabay
Молоко в кулинарии
19. Молоко замедляет процесс переваривания пищи, поэтому его следует употреблять отдельно от других продуктов и блюд. Молочный белок сильно отличается от мясных, рыбных, ореховых, бобовых белков. Вообще молоко само по себе является полноценным продуктом питания и основой для приготовления множества разнообразной продукции.
20. Во многих странах есть свой национальный кисломолочный напиток: в России — простокваша, на Украине – ряженка, в Грузии – мацун, на Кавказе – джугурт, кефир и айран.
21. Из молока делают сыры, творог, сливочное масло, мороженое, коктейли. На нем варят каши, добавляют его в тесто для блинов и выпечки, используют как основу для сливочных кремов. С ним пьют чай и кофе.
22. Изредка молоко все же используют в сочетании с другими продуктами — для приготовления блюд: супов, подливок, вторых блюд, соусов. В молоке даже запекают курицу и рыбу.
23. Во Вьетнаме молоко чаще всего продают с добавлением сахара или фруктово-ягодных ароматизаторов. А в Индии молоко пьют, смешивая его с разными пряностями.
Изображение Daniel Mena с сайта Pixabay
Источник