Платеж в пользу третьего лица нерезидента
Ответ
В силу положений статьи 153 ГК РФ взаимозачет представляет собой сделку, направленную на прекращение прав и обязанностей субъектов хозяйственной деятельности. При этом гражданское законодательство не рассматривает взаимозачет как самостоятельную сделку, а относит к одному из способов прекращения обязательств.
Как указано в статье 410 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования.
В данном случае встречные обязательства имеются:
– между Организацией и белорусской компанией;
– между белорусской компанией и ее кредитором.
Таким образом, поскольку встречные требования между Организацией и кредитором белорусской компании отсутствуют, то
проведение взаимозачета невозможно
.
В соответствии со статьей 313 ГК РФ
исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо
, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
В рассматриваемом случае, белорусская компания собирается возложить обязанность по исполнению обязательства перед Организацией на своего кредитора, что соответствует нормам действующего гражданского законодательства Российской Федерации.
Таким образом, кредитор белорусской компании будет перечислять денежные средства в счет погашения ее задолженности перед Организацией.
В связи с этим, следует отметить, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ[1] при осуществлении внешнеторговой деятельности
резиденты
, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом,
обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)
за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Таким образом, Закона № 173-ФЗ обязывает резидента, т.е. Организацию, получить на свои расчетные счета выручку по внешнеторговому контракту.
Следует отметить, что Закон № 173-ФЗ не содержит четких разъяснений о том, что подразумевается под получением выручки на расчетные счета: получение денежных средств непосредственно от покупателя-нерезидента или получение денежных средств по внешнеторговому контракту, в том числе, и от третьих лиц.
Официальные разъяснения на данный момент отсутсвуют.
На наш взгляд, учитывая тот факт, что Закон № 173-ФЗ не содержит прямого запрета на репатриацию валюты путем получения денежных средств от третьих лиц, в том числе, резидентов, Организация может в исполнение внешнеторгового контракта согласиться на получение денежных средств от кредитора белорусской компании.
Подтверждением такого мнения является позиция Конституционного суда РФ высказанная в Постановлении от 23.12.09 № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
«Закрепление в подпункте 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации требования о представлении налогоплательщиком в налоговый орган выписки банка (копии выписки) в качестве документа, подтверждающего фактическое поступление на его счет в российском банке выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу, обусловлено не только вытекающей из статьи 57 Конституции Российской Федерации и предусмотренной в пункте 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанностью налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, включая контроль за полнотой исчисления налогов при совершении внешнеторговых сделок.
Данное требование направлено также на обеспечение реализации предписаний главы 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” о репатриации резидентами, осуществляющими внешнеторговую деятельность, иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары. Механизм предоставления ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и возмещения налога в данном случае служит экономическим стимулом к соблюдению резидентами требований валютного законодательства. Соответственно, с точки зрения валютного законодательства значение имеет лишь основание платежа – внешнеторговый контракт, что позволяет идентифицировать поступивший на счет в российский уполномоченный банк платеж как экспортную выручку. Каких-либо специальных условий относительно гражданско-правовых оснований возложения исполнения соответствующего гражданско-правового обязательства на плательщика – третье лицо названный Федеральный закон не содержит».
Аналогичное мнение высказано в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.10 по делу № А28-15223/2009:
«Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Данная обязанность предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ. Содержащееся в нем требование о репатриации валюты представляет собой требование об обеспечении резидентом получения на свой банковский счет в уполномоченном банке всей иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся ему по внешнеторговому контракту, в установленные договором (контрактом) сроки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ не следует, что резидентом должно быть обеспечено получение иностранной или российской валюты непосредственно со счета нерезидента. Данная норма права не исключает возможность поступления валюты по внешнеторговому контракту на счета резидента непосредственно со счетов третьих лиц, в том числе резидентов».
Таким образом, учитывая вышесказанное, по нашему мнению, получение денежных средств по внешнеторговому контракту от третьего лица-резидента не противоречит действующему валютному законодательству.
В отношении рисков, связанных с применением ставки 0 процентов в рассматриваемой ситуации, отмечаем следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно статье 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляется, в том числе,
выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке
.
В случае, если
выручка от реализации товара (припасов) иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, в налоговые органы наряду с выпиской банка (ее копией) представляется договор поручения по оплате за указанный товар (припасы), заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившим) платеж
.
Следует отметить ранее существовавший формальный подход налоговых органов в отношении толкования вышеуказанной нормы. По мнению контролирующих органов, договор поручения является единственным документом, оправдывающим использования платежей третьих лиц.
Вместе с этим следует отметить Постановление Конституционного суда РФ от 23.12.09 № 20-П, которым суд признал
абзац 7 подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ несоответствующим Конституции РФ
в той части, которая предполагает в качестве обязательного условия подтверждения права на применение ставки 0% представить исключительно договор поручения на оплату товара, так как данная норма не допускает возможности представления иных доказательств фактического поступления выручки на счет налогоплательщика.
Таким образом, норма НК РФ признававшая подтверждающим документом в отношении платежей третьих лиц только договор поручения, признана противоречащей Конституции РФ.
Отражение данного мнения уже нашло в решениях судов (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.10 № 4588/08, Постановления ФАС Московского округа от 14.12.10 № КА-А40/15473-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.10 № А53-27887/2009).
При этом суды указывают, что если в контракте или соглашении к нему предусмотрена возможность оплаты товара третьими лицами и впоследствии представлены документы, которые свидетельствуют о поступлении выручки, то этого достаточно для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов.
Таким образом, с учетом мнения Конституционного суда РФ, по нашему мнению, Организация вправе предоставить в налоговый орган вместе с выпиской банка иные документы, позволяющие однозначно идентифицировать полученные Организацией платежи как экспортную выручку от реализации конкретных товаров.
На наш взгляд, для документального обоснования платежей третьего лица, Организации и белорусской компании необходимо дополнить контракт условием о том, что оплата за покупателя может быть произведена по распоряжению покупателя третьими лицами. Кроме того, по нашему мнению, Организации необходимо получить от белорусской компании письмо с указанием организации, которая будет производить оплату, для идентификации, получаемых платежей. Также рекомендуем обратить внимание белорусской компании на то, что при передаче распоряжения третьему лицу об оплате, в платежных поручениях в назначении платежа следует указывать внешнеторговый контракт.
Учитывая вышесказанное, Организации необходимо будет предоставить в налоговый орган для идентификации полученной выручки:
– дополнительное соглашение к внешнеторговому контракту о возможности осуществления оплаты третьими лицами,
– письмо белорусской компании с указанием плательщика,
– платежные поручения от третьего лица с указанием внешнеторгового контракта.
Вместе с этим, мы не исключаем риск отказа налогового органа в применении Организацией ставки 0 процентов, учитывая тот факт, что, несмотря на признание абзаца 7 подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не соответствующим Конституции РФ, изменения в НК РФ так и не были внесены.
[1] Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Назад в раздел
Источник
Выберите свой город
От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты).
Или ищите от А до Я
Требования к нерезидентам РФ
Клиенты – нерезиденты РФ осуществляют переводы в иностранной валюте без ограничений.
Требования к резидентам РФ
Валютному контролю подлежат переводы резидентов РФ в иностранной валюте, а также переводы в рублях РФ с участием нерезидентов РФ.
В соответствии с валютным законодательством:
- переводы резидента РФ при осуществлении платежа в пользу нерезидента РФ как в рублях, так и в иностранной валюте осуществляются без ограничений;
- переводы в иностранной валюте между резидентами РФ запрещены, за исключением операций, перечисленных в статье 9, части 6 ст. 12, части 3 ст. 14 Федерального Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в том числе между
близкими родственниками (Указание Банка России от 20.07.2007 г. № 1868-У «О предоставлении физическими лицами – резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций»). - переводы резидента РФ из Российской Федерации в пользу иных физических лиц – резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, не могут превышать эквивалент 5000 долларов США по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату списания денежных средств со счета физического лица – резидента РФ в один операционный день.
При оформлении расчетного документа отсутствие в поле «назначение платежа» информации, позволяющей определить экономический смысл валютной операции, и/или
документов и информации, а также ссылки на эти документы в расчетном документе является основанием для отказа в осуществлении валютной операции. При
осуществлении перевода за третье лицо в поле «Назначение платежа», кроме иной информации, должно быть указано ФИО лица, за которое осуществляется
перевод.
Требование о предоставлении обосновывающих документов распространяется на осуществление валютных операций, связанных с переводами:
- в пользу юридических лиц – нерезидентов РФ на сумму, равную или превышающую в рублевом эквиваленте 600 000 рублей на дату платежа;
При расчетах с нерезидентами РФ – юридическими лицами на сумму, равную или превышающую в рублевом эквиваленте 600 000 рублей на дату платежа, необходимо
предоставление документов-оснований для перевода. Такими документами могут быть:
договоры (контракты);
инвойсы (счета, счета-фактуры и т. д);
переписка с плательщиком по e-mail или на бумажных носителях;
иные документы, предусмотренные в статье 23 Федерального закона № 173-ФЗ, на основании которых осуществляется валютная операция. - в пользу физических лиц – нерезидентов РФ на сумму, превышающую эквивалент 5000 долларов США по курсу Банка России на дату платежа;
При расчетах с нерезидентами РФ – физическими лицами на сумму, превышающую в эквиваленте 5000 долларов США на дату платежа, необходимо предоставить информацию о подтверждении валютно-учетного статуса получателя (нерезидент РФ) средств и содержании операции. Информация может быть предоставлена в любой форме, в том числе указана в поле «назначение платежа» представленного расчетного документа (например «Материальная помощь нерезиденту РФ»).
- в пользу физических лиц – резидентов РФ, являющихся супругами или близкими родственниками клиента, на счета этих лиц, открытые в банках, расположенных
на территории РФ, – независимо от суммы перевода;
Список необходимых документов смотрите в следующем пункте. - в пользу физических лиц – резидентов РФ, являющихся супругами или близкими родственниками клиента, на счета этих лиц, открытые в банках, расположенных за
пределами территории РФ, если сумма перевода превышает эквивалент 5000 долларов США по курсу Банка России на дату платежа;При расчетах между супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии – родителями и детьми, дедушкой, бабушкой
и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными могут быть предоставлены
следующие документы, подтверждающие родство:
выданные органами записи актов гражданского состояния свидетельства (о браке, о рождении и др.);
решения суда;
документы, удостоверяющие
личность, в которых есть записи о детях, супругах;
иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Указание Банка России от 20.07.2007 г. № 1868-У «О предоставлении физическими лицами – резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций»
Источник
Импортер алкогольной продукции заключил договор на оказание услуг по продвижению бренда вина. Оплату за данную услугу оплачивает третье лицо. Как организовать БУ и НУ?
Вопрос. Импортер алкогольной продукции заключил договор с Поставщиком (Италия). Договор на оказание услуг по продвижению бренда вина. Оплату за данную услугу оплачивает за Поставщика третье лицо (Итальянский департамент) с которым у него заключено соглашение. Должна ли организация иметь код ОКВЭД для оказания данного вида услуг? Облагается ли НДС данная операция? Нет ли нарушения валютного законодательства в части получения валюты от третьего лица? Какими документами подтверждается услуга?
Ответ. 1. Да, дополнительный ОКВЭД лучше открыть.
Дело в том, что код ОКВЭД – это код вида предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ).
Поскольку общество будет осуществлять деятельность по оказанию услуг, связанных с продвижением товара и получать вознаграждение, то дополнительный ОКВЭД в ЕГРЮЛ следует внести.
2. Услуги по продвижению товара не названы среди исключительных в подп. 1-4.3 п.1 ст. 148 НК РФ. Поэтому применяется общее правило при оказании данных видов услуг.
По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны) российской организацией. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.
3. Нарушения валютного законодательства не будет.
Законодательство о валютном регулировании такие операции не запрещает. Это следует из ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ и «О валютном регулировании и валютном контроле».
А Гражданский кодекс РФ прямо позволяет осуществлять такие расчеты.
Норма указывает на то, что оплата третьим лицом за кредитора возможна в сделках с валютным нерезидентом (ст. 2, 313 и 1211 ГК РФ).
После проведения всех расходов по договору за свой счет и за счет участника составьте с иностранным партнером акт сверки об отсутствии взаимной задолженности по контракту. На основании этих документов закройте паспорт сделки (если он открывался).
Обязано ли ООО внести в ЕГРЮЛ сведения о кодах ОКВЭД, если реестр их не содержит?
Закон такой обязанности не устанавливает, однако лучше это сделать, особенно если ООО – получатель бюджетных средств.
Ситуация, когда ЕГРЮЛ не содержит информации о кодах ОКВЭД, характерна для обществ, которые:
созданы до 1 января 2004 года и;
до сих пор не внесли в ЕГРЮЛ сведения о кодах ОКВЭД.
Ранее в ЕГРЮЛ не требовалось включать коды ОКВЭД. Такая обязанность появилась с 1 января 2004 года (п. 1 ст. 6, ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Причем распространялась она лишь на те организации, которые регистрировались после указанной даты. Компаниям, созданным до 1 января, вносить в реестр сведения о кодах ОКВЭД было не обязательно. В частности, ФНС России пояснила: «…законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ и ЕГРИП» (письмо от 26 сентября 2005 г. № ВЕ-6-09/795@ «О проведении регистрирующими органами разъяснительных мероприятий о необходимости дополнения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведениями о кодах по ОКВЭД»).
В то же время организации, созданные до 1 января, могли по своей инициативе указать в реестре коды ОКВЭД. Многие компании воспользовались такой возможностью.
Вместе с тем, в настоящий момент еще есть юридические лица, в отношении которых ЕГРЮЛ не содержит сведений о кодах ОКВЭД.
С осени 2015 года в адрес таких обществ стали приходить письма от налоговых инспекций с указаниями (просьбами, рекомендациями) внести сведения о кодах ОКВЭД в ЕГРЮЛ.
Обществу, получившему такое письмо, имеет смысл исходить из того, что указать в реестре коды ОКВЭД все-таки нужно. Другой вопрос – как срочно это надо сделать.
Сведения стоит внести в максимально короткий срок.
Это важно сделать, если ООО:
получает субсидии либо бюджетные инвестиции и (или);
имеет лицевые счета в финансовых органах.
С 1 января 2016 года такое общество может получать средства из бюджета только в том случае, если его включили в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее – Сводный реестр). Обязательные сведения Сводного реестра – коды ОКВЭД (п. 9 приложения 2 к Порядку формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утв. приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н).
Следовательно, отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД приведет к тому, что общество не включат в Сводный реестр, а значит, оно не получит бюджетных средств.
Чтобы этого не случилось, нужно в максимально короткий срок подать в инспекцию заявление по форме № Р14001 с указанием в листе Н кодов ОКВЭД. Причем коды надо указать по новому классификатору.
Сведения можно внести несрочно.
Если ООО не является получателем бюджетных средств, сведения о кодах ОКВЭД все равно стоит включить в ЕГРЮЛ.
Во-первых, это поможет снизить риск недопонимания и споров с контрагентами или иными участниками гражданского оборота.
Сведения из ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными (п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации). Это означает, что любое лицо (в т. ч. потенциальный контрагент) может ознакомиться с ними, запросив выписку из реестра.
Не исключено, что отсутствие сведений о кодах ОКВЭД вызовет у контрагента те или иные сомнения в отношении ООО. В итоге из-за неполноты реестровой выписки у общества может сорваться важная сделка.
Во-вторых, это уменьшит риск споров с налоговой инспекцией.
В качестве причин, по которым нужно внести изменения в ЕГРЮЛ, налоговые инспекции в своих письмах иногда указывают следующее:
1) «В отношении юридических лиц, в сведениях ЕГРЮЛ о которых отсутствуют коды ОКВЭД, налоговыми органами будет рассмотрен вопрос о возможности исключения данных юридических лиц из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1» Закона о государственной регистрации;
2) «Непредставление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ)».
Так, в пункте 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации приведены конкретные основания, по которым общество могут исключить из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Среди них нет ни слова об отсутствии в реестре сведений о кодах ОКВЭД.
Административная ответственность может наступить в случае, если организация нарушила установленную законом обязанность по представлению сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Вместе с тем, законодательство не обязывает компании, в отношении которых ЕГРЮЛ не содержит сведений о кодах ОКВЭД, обращаться в инспекцию для их внесения.
Но, несмотря на сомнительность приведенных доводов, полностью все же не исключено, что у общества не возникнет проблем при взаимодействии с инспекцией. В частности, риск того, что инспекция попытается убрать сведения об ООО из реестра или оштрафовать общество, все-таки останется. Впрочем, такое решение инспекции, скорее всего, удастся успешно оспорить в суде. Однако лучше постараться заранее обезопасить себя от споров с инспекцией.
Однако, поскольку в такой ситуации изменения в ЕГРЮЛ не обязательно вносить в максимально короткий срок, ООО может выбрать следующую тактику: указать коды ОКВЭД одновременно с другими изменениями, которые потребуется внести в ЕГРЮЛ в ближайшее время. Например, если в обществе произойдет смена директора, в любом случае в реестр придется вносить сведения о новом руководителе. Вместе с ними стоит внести и сведения о кодах ОКВЭД.
Как определить место реализации услуг.
В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):
по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
по месту деятельности покупателя работ (услуг);
по месту фактического оказания услуг.
При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.
По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):
российской организацией;
предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
представительством иностранной организации, находящимся в России.
Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.
Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).
Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России. Здесь отметим, что работы, непосредственно связанные со зданиями российских посольств, контролеры считают реализованными за пределами России. Хоть и формально земля российского посольства это территория России (письмо Минфина России от 9 октября 2015 г. № 03-07-08/58001).
Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России.
Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:
– прописанный в учредительных документах;
– по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
– по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.
То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России.
Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России.
Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.
Из статьей 2 и 313 Гражданского кодекса РФ:
«Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 313. Исполнение обязательства третьим лицом
1. Кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
2. Если должник не возлагал исполнение обязательства на третье лицо, кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, в следующих случаях:
1) должником допущена просрочка исполнения денежного обязательства;
2) такое третье лицо подвергается опасности утратить свое право на имущество должника вследствие обращения взыскания на это имущество.
3. Кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
4. В случаях, если в соответствии с настоящей статьей допускается исполнение обязательства третьим лицом, оно вправе исполнить обязательство также посредством внесения долга в депозит нотариуса или произвести зачет с соблюдением правил, установленных настоящим Кодексом для должника.
5. К третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству в соответствии со статьей 387 настоящего Кодекса. Если права кредитора по обязательству перешли к третьему лицу в части, они не могут быть использованы им в ущерб кредитору, в частности такие права не имеют преимуществ при их удовлетворении за счет обеспечивающего обязательства или при недостаточности у должника средств для удовлетворения требования в полном объеме.
6. Если третье лицо исполнило обязанность должника, не являющуюся денежной, оно несет перед кредитором установленную для данного обязательства ответственность за недостатки исполнения вместо должника.
При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.
Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности:
Из статьи 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
«Используемые в настоящем Федеральном законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.»
Отвечает Александр Сорокин,
заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».
Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа
Источник