Платежи физических лиц в пользу третьих лиц

Платежи физических лиц в пользу третьих лиц thumbnail

Источник: АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Статья 313 ГК РФ предусматривает возможность исполнения обязательства по оплате сделки третьим лицом, при этом кредитор обязан принять такой перевод.

Рассмотрим на примерах, как производится такая оплата, и как ее лучше оформить документально.

Пример 1. Предприятие имеет задолженность перед поставщиком, срок погашения обязательств уже наступил, а у банка, в котором открыт единственный расчетный счет, отозвана лицензия. Поэтому предприятие обращается к одному из своих дебиторов с просьбой произвести за него платеж.

Чтобы перевести денежные средства третьему лицу, предприятие дает своему дебитору письменное распоряжение, составленное в произвольной форме, в котором указывает:

  • обязательство, в счет исполнения которого плательщик осуществляет перевод денежных средств (заключенный договор предприятия с плательщиком или имеющийся акт сверки), например «в счет погашения вашего долга перед нашим предприятием по договору №___ от «__»____ 2019 г.»;

  • наименование и реквизиты организации, в пользу которой будет осуществлен платеж

  • назначение платежа (реквизиты договора между предприятием и получателем платежа, сумму, в том числе НДС, за кого производится платеж, основание)

После осуществления перевода платежа третьему лицу, задолженность плательщика перед предприятием, давшим поручение о переводе денежных средств, будет исполнена на сумму этого перевода.

Важно отметить, что предприятие, дав распоряжение дебитору произвести оплату своих обязательств перед кредитором, продолжает нести ответственность перед кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Например, если не выдержаны сроки оплаты, предусмотренные этим договором, или выплачена не вся сумма долга.

В бухгалтерском учете такая операция будет отображена соответствующей проводкой:

Дебет 60 Кредит 62 – отражено погашение долга покупателем за поставщика.

Но такую запись бухгалтер сможет сделать только после получения от плательщика подтверждения совершения платежа, в качестве которого может быть копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении.

Чтобы платеж, поступивший от плательщика, с которым кредитор не имеет никаких договорных отношений, не был возвращен обратно, как ошибочно зачисленный, этому кредитору следует послать письмо-извещение, примерно следующего содержания:

«Настоящим сообщаем, что оплата, произведенная _____________ (наименование плательщика) платежным поручением №___ от «__»_____2019 г. на сумму _____ рублей, является погашением наших обязательств по договору…».

Налоговый учет

Каких-либо дополнительных налоговых последствий при осуществлении оплаты не самим поставщиком, а третьим лицом не возникает.

У должника оплата, произведенная не им самим, а третьим лицом, сохраняет право вычесть входной НДС, так как оно не связано с моментом оплаты (п.1 ст.171, п.1. ст.172 и пп 1 п.1 ст. 167 НК РФ).

При исчислении налога на прибыль с использованием метода начисления, расходы признаются в налоговом учете вне зависимости от факта их оплаты. А при использовании кассового метода, суммы, оплаченные по поручению предприятия, отражаются в составе расходов, так как это прекращает встречное обязательство перед поставщиком (п.3 ст. 273 НК РФ).

Пример 2. Предприятие получило от своего кредитора письменное распоряжение произвести оплату третьему лицу.

Конечно, плательщик вправе отказаться переводить средства на счет третьего лица, если иное не предусмотрено договором.

Если же он согласился оплатить, то чтобы произвести такую оплату, достаточно в платежном поручении указать назначение платежа, наименование и ИНН организации, за которую произведен этот платеж, сумму платежа (в том числе НДС) и на каком основании (ссылка на письмо), например: «Оплата за выполненные работы по договору №__ от «__»____ 2019 г. за ООО «ХХХ» – ____ руб., в том числе НДС ___ руб., на основании письма №_ от «__»____ 2019 г.»

В бухгалтерском учете такая операция будет отображена соответствующими проводками:

  • Дебет 76 Кредит 51 – произведена оплата третьему лицу по поручению продавца (поставщика);

  • Дебет 60 Кредит 76 – произведен зачет оплаты третьему лицу в счет погашения задолженности плательщика перед продавцом (поставщиком), давшим поручение на перевод средств третьему лицу.

Налоговый учет

У плательщика право на вычет входного НДС не теряется (п.1 ст.171, п.1. ст.172 и пп 1 п.1 ст. 167 НК РФ), и каких-либо корректировок из-за того, что ему пришлось оплачивать не своему кредитору, а третьему лицу, не возникает.

В расчетах налога на прибыль суммы, выплаченные третьим лицам, также не влияют на формирование налоговой базы, и включаются в состав расходов в соответствии с принятой учетной политикой.

Пример 3. Предприятие получило от своего кредитора письмо с просьбой выплатить наличные денежные средства физическому лицу.

Предприятие может осуществить платеж третьему лицу наличными. В бухгалтерском учете такая операция будет отображена соответствующими проводками:

  • Дебет 76 Кредит 50 – произведена оплата третьему лицу денежными средствами из кассы;

  • Дебет 60 Кредит 76 – произведен зачет оплаты третьему лицу в счет погашения задолженности плательщика перед предприятием, давшим поручение на перевод средств третьему лицу.

В соответствии с Указанием Банка России (от 07.10.13 № 3073‑У) предприятия могут выплачивать третьим лицам (юридическим лицам или ИП) по поручению своих контрагентов суммы, не превышающие 100 тысяч рублей, но для получателей-физических лиц подобных ограничений нет.

Налоговый учет

Так как плательщик не связан договорными отношениями с получателем денежных средств-физическим лицом, то предприятие, выплачивающее по поручению контрагента денежные средства физическому лицу, не будет считаться налоговым агентом. Налоговым агентом этого физического лица будет оставаться предприятие, давшее распоряжение на выплату денежных средств, которое обязано будет известить налоговый орган о невозможности удержать подоходный налог с выплаченных сумм (п. 5 ст.226 НК РФ).

Физическое лицо, получившее денежные средства не от предприятия, с которым заключался договор, а от другого плательщика, в свою очередь будет обязано подать налоговую декларацию и уплатить причитающийся НДФЛ.

Пример 4. Предприятие оплачивает налоги за третье лицо.

Федеральный закон от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ, внесший изменения в п.1 ст. 45 НК РФ, разрешает компаниям и физическим лицам уплачивать налоги и взносы за третьих лиц. При этом за третьих лиц уплачивать можно не только налоги, но и штрафы, пени, задолженности прошлых периодов. Но у плательщиков-третьих лиц нет права требовать возврата излишне уплаченных ими сумм налогов за налогоплательщика.

Читайте также:  Эссе на тему польза чтения

Платежное поручение для оплаты налогов за третьих лиц необходимо заполнять с учетом требований ФНС №3Н-3-1/1850 от 17.03.2017 г., которое устанавливает, что:

  • в полях, где указывается ИНН и КПП плательщика, нужно указать данные предприятия, за которое уплачивается налог. Если налог перечисляется за физическое лицо, в реквизите КПП указывается ноль («0»);

  • в поле «Плательщик» будет указываться наименование предприятия, осуществляющего этот платеж;

  • в поле «Назначение платежа» указывается ИНН и КПП предприятия, которое осуществляет платеж. Там же указывается наименование плательщика, чья обязанность исполняется, а также дополнительная информация, связанная с перечислением средств в бюджет (наименование налога, сбора, период и т.д.), например: «ИНН плательщика//КПП плательщика//Наименование налогоплательщика, за которого уплачивается налог//авансовый платеж за 1 квартал 2019 г. по налогу на прибыль»;

  • в поле 101 «Статус плательщика» указывается статус лица, за которого вносится платеж.

Письмом ФНС № БС-4-21/18529 от 15.09.2017 г. поясняется, что отношения по оплате налогов за третьих лиц могут оформляться любым из установленных гражданским законодательством способов, например, заключением договора-поручения или письменным распоряжением.

В бухгалтерском учете такая операция будет отображена соответствующими проводками:

  • Дебет 68 Кредит 51 – оплачена сумма налогов и сборов за третье лицо-налогоплательщика;

  • Дебет 76 Кредит 68 – зафиксирована погашенная задолженность третьего лица по налогам и сборам;

  • Дебет 60 Кредит 76 – произведен зачет задолженности, погашена задолженность плательщика перед предприятием, давшим поручение на перевод средств в уплату налогов.

Налоговый учет

Дополнительных налоговых последствий у предприятия, оплачивающего налоги за третьих лиц, не возникает, кроме случаев, когда предприятие уплачивает налоги за физических лиц. Налоговые агенты не могут выплачивать НДФЛ за счет собственных средств (п.9 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина от 4.09.2018 г. N 03-04-05/63015).

Источник

Контрагент просит своего должника заплатить денежные средства не ему на счет, а перечислить их сторонней организации – сейчас такие ситуации не редкость. Отказать или можно согласиться? Если все же произвести оплату за третье лицо, какие нужны документы, чтобы обезопасить компанию от возможных рисков? Ответы на эти и подобные вопросы не так сложны, как кажутся.

Законодательство

Никаких ограничений ни в Гражданском, ни в Налоговом кодексах нет, запрета на оплату за третьих лиц в 2019 г. документы не содержат. Наоборот, есть подтверждение возможности таких действий: часть 1 статьи 313 ГК прямо указывает, что кредитор должен принять оплату от третьего лица за должника, если таковая обязанность возложена должником на третье лицо. Исключение – если в договоре оговорено, что оплата производится лично должником (ч. 3 ст. 313 ГК), в таком случае кредитор не обязан (но может) принять платеж.

О том, что за третье лицо можно оплатить налоги, говорится в части 1 статьи 45 НК, а части 8 и 9 этой же статьи расширяют толкование – уплачивать разрешено не только налоги, но и пени, штрафы, сборы и страховые взносы. Произвести платежи в бюджетную систему позволяют и банковские правила. Уже во всех финансовых организациях, обслуживающих компании и ИП, программные средства позволяют провести такие платежные документы.

Оплата за третье лицо – документы

Если организация решит перечислить денежные средства за третье лицо, то необходимо подкрепить намерение и действия соответствующими документами. Для этого:

  • должник должен прямо заявить кредитору, что третьим лицом перечисляются денежные средства по его (должника) обязательствам для дальнейшего учета расчетов между всеми участниками (при этом согласие кредитора в большинстве случаев не требуется);

  • производящая оплату сторона для правильного заполнения платежных документов должна иметь реквизиты компании, куда отправляются денежные средства, и знать назначение платежа;

  • необходимо, чтобы получатель верно учел поступившие средства по контрагенту и договору, в рамках которого производится оплата;

  • после перечисления всем трем сторонам нужно провести сверку взаимных расчетов.

Если ничем не подтверждать оплату, то в дальнейшем любая из сторон может столкнуться с претензиями и даже судебными разбирательствами, например, по ст. 395 ГК – за пользование чужими денежными средствами (с виновной стороны удерживаются еще и проценты за пользование) или из-за санкций по договору за несвоевременное исполнение обязательств.

Оплата товара третьим лицом за покупателя: документы

Совершаемые операции надо правильно оформить.

При расчетах за товары сначала основной должник «А» должен направить своему контрагенту «Б», имеющему перед ним задолженность, соответствующее письмо (на фирменном бланке) с просьбой произвести оплату третьему лицу «В». Такое письмо содержит следующие данные:

  • наименование всех сторон (кем и за кого будет производиться платеж, а также кому он предназначен);

  • изложение просьбы о платеже в счет имеющейся задолженности;

  • сумма обязательства и срок уплаты;

  • реквизиты счета, номер и дата договора или другого документа, на основании которых платеж может быть правильно идентифицирован; хорошо, если будут обозначены те товары (их группа), за которые нужно перечислить деньги;

  • полные банковские реквизиты стороны, получающей денежные средства (ИНН, КПП, расчетный счет, БИК и корсчет банка).

Желательно привести в письме и образец заполнения поля «Назначение платежа», в котором будет написано, что деньги перечисляются именно за должника по соответствующему договору (образец такого письма можно найти здесь). Некоторые налоговые инспекции рекомендуют указывать, кроме названия, и ИНН третьего лица – во избежание дополнительных вопросов.

Основной должник «А» должен оставить себе копию письма, а оригинал будет храниться у контрагента «Б».

Далее:

  • После перечисления суммы плательщик «Б» направляет своему контрагенту «А» копию платежного поручения с отметкой банка для отчета о совершенных действиях и в целях учета произведенных расчетов. Можно сопроводить его письмом, чтобы оставалось подтверждение направления, хотя это и необязательно.

  • И последнее, что стоит обязательно оформить – акты сверки. У лица, за которого производилась оплата (А), остается два акта: один с плательщиком (Б), второй с получателем (В) денежных средств. Эти документы будут свидетельствовать, что все расчеты между сторонами учтены верно. Важно, чтобы подписаны они были уполномоченными представителями.

Читайте также:  Шпинат при беременности польза и вред

При оплате за услуги третьему лицу оформление документов практически не отличается от приведенного выше порядка, единственное, что в назначении платежа указываются, за какие услуги, а не товары, перечисляются деньги.

Нужно ли подтверждение получателю

Иногда контрагент-получатель требует от плательщика, с которым его не связывают договорные обязательства, письмо о зачете платежа на должника, чтобы подстраховать себя от претензий со стороны перечисляющей компании. Такое действие оправдано, если в платежном документе приведены неполные данные, не позволяющие однозначно трактовать, за что получены деньги. Однако сам факт перечисления средств (с полной и точной расшифровкой за кого и в счет каких обязательств оплачивается) служит достаточным основанием для их зачета по должнику. Поэтому требовать такое письмо от постороннего, по сути, лица представляется излишним.

Более верным будет (если все же организация решит дополнительно обезопасить себя) взять письмо от своего контрагента – покупателя с просьбой разрешить произвести оплату не ему самому, а третьему лицу с подробным указанием, кто и за что именно, в каком размере уплатит.

Такой порядок и уже сложившаяся деловая практика показывают, что нет ничего страшного и незаконного, когда производится оплата третьим лицом. Это может быть даже удобно для сторон договора – денежные средства поступают быстрее, минуя дополнительные обороты по счетам участников, а при правильном оформлении, претензий не возникает ни у сторон, ни у налоговых инспекций.

Источник

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 80-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц – платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, – от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Читайте также:  Черная икра вред или польза

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица наличных денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”, запрещена.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом);

(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

(часть 16 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

(часть 17 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

18. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

(часть 18 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

(часть 19 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

(часть 20 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20.1. Лицо, которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносятся денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, в качестве специального банковского счета поставщика для зачисления указанных денежных средств использует специальный счет, на котором осуществляется формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

(часть 20.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

(часть 21 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Источник