Плесень вред и польза научная работа
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новокуровка м.р. Хворостянский Самарской области
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Биология»
Плесень: и вред, и польза
Автор: Михалёва Анастасия, ученица 4
класса ГБОУ СОШ с. Новокуровка
Руководитель: Шипилова Валентина Владимировна,
учитель начальных классов первой категории
ГБОУ СОШ с. Новокуровка
с. Новокуровка, 2014г.
Оглавление
I. Введение. 2 – 3
II. Основная часть. 4 – 9
2.Теоретическая часть 4 – 7
2.1.Результаты опроса одноклассников 4
2.1. Что такое плесень 4 – 5
2.2. Какое значение имеют плесневые грибки для человека. 5 – 7
2.2.1. Опасная плесень. 5 – 6
2.2.2.Полезная плесень 6
2.3.Интересные факты 5 – 7
2.4.Как защитить пищу от плесени? 7
3.Практическая часть 7 – 9
3.1.Опыт № 1. 7 – 9
3.2.Опыт № 2 Наблюдение. 9
III.Заключение 10
Используемая литература 11
Введение
Актуальность темы: Часто в быту мы сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным? Интерес к теме возник, когда на забытом после новогодних праздников мандарине, я обнаружила несколько маленьких белых пятен. Я спросила у бабушки, что это такое? Она мне ответила, что это начала расти плесень. Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве. Мне стало интересно «Что такое плесень? Какую пользу, и какой вред приносит она?» Вопросов много. В своей работе я попытаюсь найти на них ответ.
Цель: Изучить строение плесени и ее роль в жизни человека.
Задачи: 1.Узнать, что собой представляет плесень.
2. Какой вред или пользу она приносит людям.
3. Наблюдение за развитием плесени в домашних условиях.
4. Изучить строение плесени.
5. Рассказать одноклассникам о плесени на классном часе.
Гипотеза: Я думаю, что плесень это гриб, приносимый человеку только вред.
Методы исследования:
Я читала литературу о плесени, опросила одноклассников , смотрела фильм о плесени, вырастила ее в домашних условиях, фотографировала при помощи цифрового микроскопа.
Краткий обзор использованной литературы.
Для написания работы я пользовалась толковым словарем, энциклопедиями из серий «Я познаю мир», “Аванта плюс”, “Всё обо всем», книгами «Мир растений», «Место эксперимента кухня», журналом «Здоровье», а также интернет источниками.
Основная часть
Теоретический материал
Результаты анкетирования учащихся 4 класса.
Я хотела узнать, что знают о плесени мои одноклассники, поэтому провела анкетирование. Я задала ребятам три вопроса:
1.Что такое плесень?
2. Полезная она или вредная?
3. Где используется плесень?
В результате опроса только 36 % учеников моего класса частично знают о плесени. 57 % – думают, как и я, что плесень приносит только вред. О пользе плесени никто ничего не знает.
Что такое плесень
«Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Её называют хлебом дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень». (Фрагмент из документального фильма «Плесень»).
Из толкового словаря С. И. Ожегова: «Плесень – образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чём-нибудь гниющем, сыром». ( 3, 153 )
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор.
Тело плесневых грибов представляет собой грибницу – мицелий (от греч. «микес» – «гриб»), состоящую из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей – гиф (от греч. «гиф» – «ткань», «паутина») с неограниченным ростом и боковым ветвлением. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созреют, спорангий разрывается, и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся потоком воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Другие, более короткие гифы, проникают в глубь поверхности, на которой находится плесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для растений, так как не только помогают ей закрепиться на одном месте, но и всасывают питательные вещества, необходимые для ее роста. Чем больше поверхность грибницы, тем «сытнее» живётся грибу.( 1, 224)
Вывод: Плесень – это гриб, который приспосабливается к любым условиям жизнедеятельности, известный с древних времен, всеядна и вездесуща.
Какое значение имеют плесневые грибки для человека.
Опасная плесень.
Чем опасна плесень для человека? Этот микроскопический грибок портит не только внешний вид поверхностей, пораженных им, но и имеет более серьезные негативные свойства. Он является причиной возникновения многих болезней, включая не только аллергические реакции, но и такие недуги, как остеопороз, застой крови, туберкулез, астма и онкологические заболевания. Споры плесени снижают иммунные функции человеческого организма, что и приводит к возникновению заболеваний. Этот грибок не боится агрессивных химических веществ, низких температур и даже воздействия радиации. Плесень может разрушить даже кирпич, бетон и штукатурку.
Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком. (7, 21)
Вывод: Плесень наносит вред не только продуктам, здоровью человека, но и таким прочным материалам как бетон и металл, всему, что нас окружает.
Полезная плесень
Существует ли полезная плесень? Да. Плесень используется при производстве сыров и может быть на поверхности сыра или образоваться внутри. Голубые сыры Рокфор, Горганзола и Стилтон получают внедрением спор плесени Penicillium roqueforti. Сыры Бри и Камамбер имеют белую поверхностную плесень. Есть сыры, содержащие поверхностную и внутреннюю плесень. Плесень, используемая для производства сыров безопасна для употребления в пищу. «Серая гниль» на винограде помогает создавать вина лучших сортов.( 4, 190)
В начале ХХ века британский биолог Флеминг и его коллеги обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки — причину гнойных поражений. За огромные заслуги перед человечеством Флеминг, Чейн и Фрей были в 1945 году удостоены Нобелевской премии. ( 2, 347)
Вывод: Благородная плесень используется в фармакологии. Лекарства на основе плесени спасают людей от различных заболеваний. Плесень нужна для приготовления различных продуктов питания.
Интересные факты
1. В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил нетронутую гробницу. «Спонсор» раскопок лорд Карнарвон и другие участники вскрытия саркофага вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумий жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».
2. В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы, вызвавшая бунты. На усмирение прибыл фаворит Екатерины Григорий Орлов. Он победил панику жесткими активными действиями, создал госпиталь в своем дворце, велел устраивать новые отдаленные кладбища. Распорядился Орлов, как издавна повелось во время бед и напастей, бить в набатные колокола. Вскоре эпидемия пошла на спад. Недавно ученые установили, что колокола обладают частотным спектром звучания, который угнетает рост патогенных микробов и повышает иммунитет человека.
3. Под саркофагом 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучении.
4. Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее. Возможно, поражения, нанесенные плесенью аппаратуре орбитальной станции «Мир», были одной из причин ее затопления.
Как защитить пищу от плесени
1.Закрывать готовую пищу пленкой, чтобы защитить ее от спор плесени из воздуха.
2. Выкладывать скоропортящуюся пищу из открытых консервных банок в чистые контейнеры и немедленно ставить их в холодильник.
3. Не оставлять скоропортящиеся продукты вне холодильника более, чем на два часа.
4. Хранить остатки пищи не более, чем 3-4 дня, чтобы плесень не успела вырасти.( 5, 322)
Практическая часть
Опыт № 1.
Я решила вырастить плесень и изучить её строение. Свои наблюдения занесла в таблицу. Взяла два кусочка белого хлеба без корки и 2 контейнера. Смочила водой салфетку и положила в контейнер, сверху положила кусочек хлеба . А в другой контейнер я поместила сухую салфетку, а на ней кусочек хлеба. Затем плотно закрыла крышки на контейнерах и поставила в теплое место.
дни | 1 кусочек хлеба | 2 кусочек хлеба |
1 день 3.02.14. | Смочила водой салфетку и положила в контейнер, сверху положила кусочек хлеба | Положила в сухой контейнер |
2 день 4.02.14. | Хлеб увеличился в размерах за счет воды | Кусочек хлеба подсох |
3 день 5.02.14. | На хлебе появились черные точки | Кусочек хлеба стал твердым |
4 день 6.02.14 | От черных точек появились редкие волосинки плесени | Хлеб стал крошиться |
5 день 7.02.14. | Ниточек плесени стало больше, они образовали легкий пушок | Крошек стало больше, а кусочек хлеба уменьшился |
6 день 8.02.14. | Пушок плесени увеличился, кусочек хлеба слегка пожелтел | Сухарик продолжает крошиться |
7 день 9.02.14. | Плесень в виде пушистого облачка с сероватым оттенком | Сухарик крошится |
8 день 10.02.14. | На желтом кусочке хлеба красивое пушистое облако плесени серого цвета | Сухарик маленький, крошек много |
У меня получилось вырастить настоящую плесень потому, что невидимые простым глазом семена плесени (мицелии) присутствуют в воздухе и начинают развиваться и расти, как только попадают в благоприятную среду (наличие питательных веществ и воды). Поэтому, стоит только забыть свежие фрукты, открытые консервные банки на несколько дней в теплом, влажном месте, как на ней начинает разрастаться целая колония грибков. Моя плесень выросла не только на кусочке хлеба, но и проросла внутрь его.
Вывод: При наличии питательных веществ и влаги появляется плесень – грибки округлой формы с множеством ответвлений.
Опыт № 2 Наблюдение, изучение строения плесени.
Помещаю в микроскоп, на предметное стекло, кусочек плесени, которую я вырастила сама.
Я увидела, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Переплетенные нити называются гифами. На концах гифов я увидела спорангии, в которых образуются споры. При помощи цифрового микроскопа я сделала фотографии плесени.
Заключение
Моя гипотеза, что плесень – это гриб, приносящий только вред человеку, не подтвердилась.
Выполняя эту работу, я узнала, что плесень бывает разной. Полезная плесень используется в производстве лекарств, которые помогают человеку справиться с болезнями. Кроме того плесень используется при изготовлении сыра, вин.
С другой стороны, плесень – яд. Человек, съевший несвежий продукт, покрытый плесенью, может нанести серьезный вред организму. Также в жилищах, стены или потолки которых покрыты плесенью, находиться и жить небезопасно. Она вызывает головокружение, головные боли, а также болезни легких.
Проделав опыты, я поняла, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов, увидела, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Переплетенные нити называются гифами. На концах гифов я увидела спорангии, в которых образуются споры.
Я научилась находить нужный материал из различных источников, проводить опыты, делать выводы. На классном часе познакомила одноклассников с многоликой плесенью, ее влиянием на жизнь человека.
Поставленные в работе задачи полностью выполнены, в результате нее была достигнута основная цель – изучение строения плесени и ее роль в жизни человека.
Используемая литература
1. Под редакцией Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей “Аванта плюс”. Биология, том 2, Москва, «Аванта +», 1998 г.
2. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Медицина Москва. ООО « Издательство АСТ ЛТД », 1997г.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва ООО «ИМИ Технология», 2003 г.
4.Смирнов А.В. «Мир растений» Москва «Молодая гвардия», 1982 г.
5.Трифонова М.М. «Место эксперимента – кухня». Саратов .«Детская книга», 1991 г.
6. Под редакцией Шалаева Г.П. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей”, том 10. Москва АСТ, 1999 год.
7. Журнал «Здоровье» №2 / февраль 2011 – Плесень: опасный сосед
8. Документальный фильм «Плесень» https://www.youtube.com/watch?v=1lgAzVOEnUM
9. ru.wikipedia.org
10. https://yourangel.ucoz.ru/publ/chem_opasna_plesen/1-1-0-4
11. https://www.sibparus.ru/hwl/zdorovie/plesen.htm
Источник
Плесень – вред или польза?
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Заломленко А.В. 1
1МБОУ “Головчинская СОШ с УИОП”
Левченко З.Н. 1
1МБОУ “Головчинская СОШ с УИОП”
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
I. Введение.
Начальным моментом выбора темы «Плесень – вред или польза?» послужило проведенная в прошлом году проектно-исследовательская работа «Откуда хлеб на стол пришел?», а так же знакомство на уроке окружающего мира с особенностями грибов и их ролью в природе. Простой вопрос заданным учителем: «Где мы можем столкнуться с грибами на кухне» – заставил меня задуматься. Оказалось, что это плесневые грибки. Плесень и грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве. И я решила выяснить: «Что такое плесень? Какую пользу или вред приносит она?»
Это помогло определить цель нашего исследования:
-изучить и выявить сущность природы плесневых грибков и их роли в жизни человека;
-определить и проверить на практике благоприятные условия появления и развития плесени.
Объект исследования: плесень на продуктах питания.
Предмет исследования: факты вреда и пользы плесени в мире людей.
В ходе исследования решались следующие задачи:
-организовать поиск информации из различных источников по изучаемому вопросу;
-обобщить полученный материал по данной проблеме;
-провести эксперимент «Образование плесени на продуктах питания»;
-сформулировать выводы по результатам исследовательской работы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение материалов из разных источников, постановка опыта, наблюдения за экспериментом, обработка данных эксперимента, составление сводной таблицы, подготовка фотосессии.
Гипотеза – если плесень – это грибы, то они бывают вредными или полезными.
II. Вредна или полезна.
1. Я решила выяснить у своих одноклассников, что они знают о плесени и ответить на вопрос «Вредна или полезна плесень». С этим вопросом я обратилась к 55 ученикам нашей начальной школы и получила следующие результаты:
Плесень может быть полезной- 11 учеников.
Плесень вредна – 44 ученика.
Как видим большинство школьников считают плесень вредным грибком.
2. Что же такое плесень?
«Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Её называют хлебом дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень». (Фрагмент из документального фильма «Плесень»).
Плесень (плесневые грибки) – особое царство живой природы.
Представители царства грибов имеют сходства и различия, как с растениями, так и с животными.
Из толкового словаря С.И. Ожегова: «Плесень – образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чём-нибудь гниющем, сыром».
Это грибок хоть и крошечный, но очень быстро разрастающийся.
Так же как и растения, грибки всасывают питательные вещества всей своей поверхностью, а не заглатывают, как животные. Однако в отличие от растений грибки не могут использовать солнечную энергию, питаться углекислым газом из воздуха и синтезировать органические молекулы вещества из углекислого газа, но употребляют также как и животные готовые органические вещества в виде разнообразных растений и животных останков. Грибкам присущи признаки растений – неподвижность, верхушечный рост, наличие клеточных стенок и др., а также признаки животных – тип обмена, наличие хитина, образование мочевины и др. В отличие от растений, произво
дящих органическую материю из углекислого газа и минеральных веществ, плесень вместе с бактериями и некоторыми простейшими разрушает её, выделяя при этом в атмосферу углекислый газ, летучие вещества, эфирные масла и минеральные вещества.
2.2. Какая она бывает?
Порой плесень имеет вид плёнок, корочек, рыхлого или порошкообразного налёта на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, на гнилой древесине.
Посинение, позеленение поверхностей, шелушение стен, махры или растущая «борода», чёрные точки на потолке свидетельствуют о присутствии плесени. Колонии плесневых грибов имеют различную окраску, чёрная или бурая, голубая или зелёная. Плесень может быть серого, жёлтого и красного цвета. Исходя из этого можно сказать, что :
Плесень – простонародное название грибка, который, в свою очередь, бывает плесневым (растёт на камне, бетоне, краске), грибком синевы (растёт в клетчатке дерева), грибком гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине), дрожжевым грибком (на пищевых продуктах). Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.
2.3 Условия появления и развития плесени.
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадание на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями (мицелий).
Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени – температура + 20Си относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков.
Плесень активно размножается при комнатной температуре в условиях повышенной влажности и неэффективной вентиляции на многих материалах и покрытиях, используемых внутри помещений, включая бетон, штукатурку, дерево, пластики, резину, тканевую основу линолеума, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги, и т.д.
Благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках. Плесень наиболее сильна осенью, так как связана с разложением растительности.
Плесень и грибок обожают влагу. К сожалению, все материалы, окружающие нас, в той или иной степени содержат влагу.
Плесень весьма прекрасно чувствует себя при отрицательных температурах. Она, как и деревья зимой, не «живёт активной жизнью» (не спорообразует, хотя есть и исключения), но и не умирает. При повышении температуры плесень снова начинает спорообразовывать. Высокие температуры способны убить плесень, однако для уничтожения некоторых видов необходимо воздействие температуры + 100Св течение 1-2 часов.
2.4 Чудодейственные грибы на службе человека.
Россия, 1860-е годы. В Санкт-Петербурге между врачами разворачивается жаркая дискуссия: одни медики уверены в опасности зелёной плесени для человека, считая её болезнетворным микроорганизмом, другие же, считают плесневые грибы безвредными. В жидкой среде, где есть плесневые грибы, не вырастают бактерии. Доказана способность плесени подавлять рост бактерий. Грибы способны задерживать развитие возбудителей кожных заболеваний человека.
Упоминания о лечении гнойных заболеваний плесенью и антибиотических свойствах некоторых других веществ можно встретить ещё в трудах 11 и 16 веков.
В 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг заметил, что какой-то плесневый грибок уничтожил так необходимые ему для экспериментов бактерии, вокруг пятен плесени, погибли все колонии золотистого стафилококка. Учёный был по-настоящему удивлён, поскольку на его памяти не было ни одного случая гибели стафилококков под действием других микроорганизмов, и уж тем более растворения их колоний. Он выяснил, что действие гриба распространяется не на все микробы, а в основном на болезнетворные бактерии, и пришёл к выводу, что «гриб продуцирует антибактериальное вещество, которое поражает одни микробы, а не другие». Флеминг назвал это вещество пенициллином в честь чудодейственного гриба, опубликовал результаты, но решить задачу выделения первого антибиотика ему не удалось. За открытие пенициллина и его лечебного воздействия при разных инфекционных заболеваниях учёным в 1945 году была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине.
Грибки и плесень могут приносить людям немалую пользу. Португальские учёные с их помощью надеются избавить человечество от мусора и отходов.
Сотрудники Технологического института химии и биологии выделили пять сотен видов грибов, способных поглощать самые трудноперевариваемые вещества. Более того, в результате процесса уничтожения отходов возникают полезные вещества, используемые в фармацевтической промышленности.
Существует и съедобная плесень. Разница между плесенью на сыре камамбер и, скажем, белой плёнкой на огурцах, такая же, как между белым грибом и бледной поганкой. При изготовлении знаменитых сыров используют так называемую «благородную плесень».
2.5 Чем опасна плесень?
Слишком долго мы считали, что плесень абсолютно безвредна… Всё, что мы говорим, слышим, обоняем, едим.… Все те воздействия, которые обрушиваются на наши пять органов чувств, оказывают огромное влияние на поведение плесневых грибов, живущих внутри нас.
Мы обычно относимся к плесени пренебрежительно. Срезаем поражённый участок хлебной корки, снимаем белёсую верхнюю пенку с варенья и спокойно съедаем то, что осталось… даже не подозревая о том, насколько это опасно. Когда вы имеете дело с заплесневелым объектом, не надо его ворошить. Лучше аккуратно закрыть чем-нибудь и аккуратно выбросить. Самое главное при этом – не надышаться споровым материалом. Если лишь часть фруктов поражена грибком, это значит, что спорами грибка поражен весь фрукт. Нельзя есть заплесневелые продукты, избавляясь предварительно от видимой части плесени. И нельзя жить в доме, где растёт плесень.
Не всегда размножение плесени сопровождается её видимым ростом, но в любом случае поражённый материал становится источником спор плесени, поэтому первым признаком плесневого загрязнения становится появление её спор в воздухе. Как радиация или тяжёлые металлы воздействуют невидимо на организм, так и плесень воздействует на человека, его здоровье и жильё.
При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.
Самой ядовитой считается плесень желтого цвета, которая вырабатывает сильнейший афлатоксин. Жёлтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи).
Открывая банку с бабушкиным клубничным вареньем, мы часто видим сверху небольшой слой плесени. В голове сразу же всплывает что-то про пенициллин и что-то ещё, не менее полезное. На самом же деле эта «безобидная» плесень – настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени.
2.6 Факты из истории разных стран.
Для защиты дерева от плесени Александр Македонский специальным указом обязал пропитывать оливковым маслом самые важные деревянные детали мостов (сваи) и обшивку и шпангоуты кораблей.
При постройке ковчега Ной просмолил его снаружи и внутри.
В Древнем Китае дерево вымачивали в водном растворе поваренной соли.
Причиной смерти лиц, вскрывавших гробницы египетских фараонов, была жёлтая плесень, выделяющая афлатоксин. Афлатоксин вызывает тяжёлые пневмонии и рак печени.
Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.
В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят жёлтым рисом. Он весь заражён афлатоксином.
В старину избу, заражённую белым домовым грибком, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
В 1997 году американский астронавт Майкл Фоул, гостивший на орбите станции «Мир», утверждал, что внутри пахнет грибами и сыростью. А её стены во многих местах покрыты разноцветной плесенью. Мол, от спор грибков слезятся глаза и чешется кожа. Лишь недавно российские учёные из Института медико-биологических проблем подтвердили эту информацию.
В последнее время ситуация могла обостриться катастрофически, и плесень разрослась настолько, что дальнейшая эксплуатация станции в обитаемом режиме была исключена. Возможно, именно поражение в битве с грибками и вынудило утопить «Мир».
III. Эксперимент «Образование плесени на продуктах питания»
Чаще всего от плесени страдает хлеб. Многие хозяйки, обнаружив такой неприятный сюрприз, просто-напросто срезают участок, пораженный
плесенью, а оставшуюся часть хлеба дальше применяют в пищу. Благодаря научным исследованиям стало известно, что заплесневелые мучные изделия и молочные продукты необходимо однозначно выбрасывать целиком (плесень уходит вглубь испорченного продукта).
Для того чтобы выявить условия развития плесневых грибов на продуктах и самой вырастить эти грибки, провела опыт № 1.
Я взяла два кусочка хлеба. Положила их в плотно закрытые полиэтиленовые пакеты. Один пакет отправила в холодильник, другой в тёплое место на подоконник, рядом с газовой плитой, где всегда температура выше.
Через 3 дня я заметила, что на пакетах, с опытным образцом, который находился в тепле, выступили капли воды.
Еще через день стали образовываться небольшие пятна плесени.
Результаты опыта № 1
1 день | 3 день | 5 день | 7 день | 9 день | |
Хлеб (1) | – | – | – | Хлеб стал жёстким | Пятен нет, хлеб чистый |
Хлеб (2) | – | Появились капельки жидкости на пакете | Небольшой пушок | Пятна плесени стали крупнее. ярче | Зеленоватая плесень отчётливо видна |
Я рассмотрела появившуюся на корочке хлеба плесень – на хлебе образовался мукор.
Вывод к опыту № 1
Плесень может развиваться только в теплом и влажном месте, особенно богатом питательными веществами.
Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесени.
Опыт № 2.
Я взяла два сорта хлебобулочных изделий: пшеничный хлеб, ржаной хлеб.
Образцы завернула в полиэтиленовые пакеты и поставила в теплое место.
Результаты опыта № 2
1 день | 3 день | 5 день | 7 день | 9 день | |
Пшеничный хлеб | – | Появилось яркое пятно | Пятно увеличилось | Появились другие пятна | Пятна позеленели |
Ржаной хлеб | – | – | Появилось небольшое пятно зеленоватого цвета | Несколько пятен | Пятна позеленели, покрылись пушком |
Вывод к опыту № 2
Наиболее подвержены плесени пшеничный хлеб и булки, ржаной хлеб плесневеет позже. От сорта хлеба зависит скорость развития плесени. Качество приготовления хлеба тоже влияет на развитие плесени.
Вывод
Благодаря данным опытам я узнала и поняла, что плесневые грибы развиваются в помещении с повышенной влажностью и температурой в помещении 20 – 30 градусов тепла. Поэтому надо соблюдать меры правильного хранения продуктов.
Если на хлебе появилась плесень, недостаточно просто срезать испорченную корку – этот хлеб вам придется выбросить. Заплесневевший хлеб есть нельзя! Плесень – это яд, который становится лекарством – пенициллином – только после переработки.
Опыт № 3.
Я приготовила четыре стакана в которые налила: кипяченую воду, чай, сок, кофе без сахара. В течении девяти дней я наблюдала за жидкостью в стаканах. Через 3 дня я заметила, что на стакане с соком образовалась белая плёнка – плесень, а на чае медно-белая плёнка. В стакане, где находится вода и кофе ничего не происходит. На 7 день в стакане с кофе тоже появилась пленка, а стакан с водой так и остался прозрачным.
Вывод:
На активную жизнь плесени влияет комнатная температура воздуха, любое количество раствора сахара в воде. Наиболее подвержены плесени разные виды соков, затем чай.
Горький кофе задержал появление плесневых пятен.
Интересную картину наблюдения представляет кипяченая вода, т.к. при кипячении погибли все микробы и бактерии. А также в воде отсутствовал сахар.
IV. Заключение.
Таким образом, плесень бывает разная. Есть плесень нехорошая. Она можетразрушить даже бетон, кирпич и штукатурку. Она летает в воздухе и портит продукты питания. Причём, плесень, которая появляется на еде без нашего участия не содержит пенициллина и не имеет никаких полезных свойств. Употребление подплесневевших продуктов чревато отравлением. Плесень может вызывать повышенную утомляемость, головные боли, дерматологические и лёгочные заболевания. Так же, часто плесень является аллергеном, что надо помнить аллергикам даже при употреблении хорошей плесени. А ещё помните, что плесень не любит сухость и чистоту.
Существование хорошей плесени тоже всем известно. Серая гниль, портящая российскую клубнику, во Франции используется для приготовления вин и называется «благородной плесенью». С помощью голубой плесени делают мраморные или голубые сыры – рокфор, стильтон, горгонзола. А белая плесень придаёт специфический вкус и аромат сырам камамбер и бри.
Плесневые грибы появились на земле гораздо раньше человека, эволюционируют вместе с нами, принимает активное участие в нашей жизни. Они могут быть нам и другом и врагом. Плесень используют в пищевых и фармацевтических производствах. Плесень, являясь «природным санитаром» перерабатывает мёртвый субстрат. Её негативное воздействие проявляется в пагубном влиянии на здоровье человека и в разрушении материалов. Плесень нужна и важна, но только в том случае, когда она находиться в природе или контролируется человеком. Плесень в доме, на работе и других помещениях, появляющаяся своевольно, должна быть уничтожена.
Плесень – почти незаметна, всеядна и вездесуща. Плесень – это грибы, к тому же ещё достаточно плохо изученные.
Значит , моя гипотеза оказалась не совсем верной. Не надо бояться плесени, она приносит человеку много пользы. Но надо учиться налаживать свой быт так, чтобы поддержать здоровье и экологическое благополучие. Плесень многолика. Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо — формирует почву, даёт нам вино, сыр и хлеб.
V. Список литературы.
1. Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка » / Российская академия наук. – 4-е изд., дополненное. – М; ООО «ИМИ Технология», 2003г.
2. А.А. Вахрушев «Обитатели Земли», учебник-тетрадь, 3 класс.
3. Фрагменты документального кино «Плесень»
Просмотров работы: 414
Источник