По мысли аристотеля правление большинства в интересах общей пользы это

По мысли аристотеля правление большинства в интересах общей пользы это thumbnail

    ТЕМА: Древние мыслители о мире и        человеке             

                                              Вариант № 1

1. Представления о мире и месте в нем человека на­зывают:

        а) идеологией              в) философией

        б) мировоззрением   г) наукой

2.Существовало несколько сменявших друг друга ис­торических типов мировоззрения. Поставьте в верной хронологической последовательности:

а) религиозное мировоззрение

б) жизненно-практическое мировоззрение

в) мифологическое мировоззрение

г) философское мировоззрение

1-? 2-? 3-? 4-?           1-в, 2-а, 3-б, 4-г

3.Мифологическая форма мышления позволяет:

       а) связать прошлое с настоящим и будущим

б) передать от поколения к поколению духовные ценности

в) утвердить определенные нормы поведения

г) все перечисленное выше

4. Древнейшим источником философского знания в древней Индии была:

        а) «Рамаяна»                     в) ведическая литература                                                                         

        б) книга «Кодзики»        г) «Махабхарата»

5.Какое место в мире отводилось человеку в nред­ставлениях мыслителей древней Индии?

а) первое, высшее место в мире

б) среднее положение между миром богов и духов

       в) низшее положение

6.Закончите определение: «В древнеиндийской фило­софии учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – это»:

            а) йога     б) дао         в) карма

7.Что означает понятие» дао»?

       а) эквивалент бога

       б) свод законов и норм поведения человека на Вос­токе

       в) установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении

8.Платон считал идеальным государственным уст­ройством:

        а) демократию  б) тиранию  в) аристократию

9.. Какие высказывания принадлежат Аристотелю?

       а) « … всякое государство представляет собой сво­его рода общение, всякое   же       общение организует­ся ради какого-то блага … »

б) « ••• пока в государствах не будут царствовать философы … государствам не избавиться от зол … »

в) « ••• средний вид государственного строя наилуч­ший, ибо только он не ведет к внутренним рас­прям … »

10.Что такое «общественный договор»?

а) переход общества от естественного состояния к « гражданскому обществу»

б) юридическое определение процедуры заключе­ния международных соглашений

в) философская и юридическая доктрина, объяс­няющая возникновение государственной власти соглашением между людьми

11.Специфическими свойствами мифа можно считать

1.Единство желаемого и действительного, слова и вещи.

2.Персонификацию природных сил.

3.Синкретическое (внутренне не расчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни.

4.Возвышение и облагораживание страха человека перед бесконечностью Вселенной.

5.Индивидуально – личностный характер мифологического повествования

6.Сказочные сюжеты

А. 2, 5, 6;  Б. 1, 2, 3; В.Все ответы правильны; Г. 1, 2, 3, 4

12. Человек мифологический

1.  Мыслит эмоционально, у него свободно переплетаются противопо­ложные мысли, и при этом он не ощущает противоречий.

2.  Считает, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихо­тями и не предсказуемо, как и он сам.

3.  Представляет себе мир как своеобразную матрешку, в которой семья, род, другие человеческие общности устроены подобно друг другу.

4.  Все и вся персонифицирует или олицетворяет.

5.  Твердо верит в прямую связь между земным и небесным, обществен­ным и природным (космическим).

А. 1, 4, 5; Б. 2, 3, 4; В. Все ответы правuльны; Г. 1, 3, 4, 5.

13. С точки зрения Платона, справедливость – это когда

        А. Все равны.

Б. Есть возможность удовлетворять потребности всех и каждого.

В. Каждый занимается своим делом.

Г. Отдельный индивид заботится об общем благе.

Д. Государство берет под свою защиту гражданские права человека

14. Когда Аристотель определял человека как «политическое животное»  он тем самым хотел сказать, что

А. Только политика может обуздать зоологический индивидуализм человека.

Б. Политика – главное в жизни человека.

В. Животное начало в человеке всегда было и остается главным препятствием на пути его культурного развития.

Г. Человек – существо полисное, т. е. общественное.

Д. В политике очень много «животного».

    ТЕМА: Древние мыслители о мире и человеке             

                                              Вариант № 2

 1.Закончите определение: «Мировоззрение – это … »:

      а) определенные знания людей о мире

б) ценности, идеалы, представления, понятия о мире

в) человеческий опыт

г) правильны все определения

2.Н а ранней стадии общественного развития основ­ным сnособом nонимания мира были:

        а) религия б) мифология  в)философия 

3Древние мифы о nроисхождении мира и людей де­лятся на:

а) мифы разрушения      в) мифы развития

       б) мифы творения          г) мифы о героях

4.Как свидетельствуют Веды, в основе мира лежит:

       а) универсальный космический порядок

б) жертвоприношение

в) «нечто одно», нерасчлененное, аморфное

5.Согласно nредставлениям философии древней Ин­дии положение каждого социального слоя символи­зировал определенный цвет. Соотнесите цвет и со­циальное положение:

а) земледельцы и скотоводы-вайшья    а-3, б-4, в-1, г-2

б) слуги-шудры

в) мудрецы-брахманы

г) воины, правители-кшатрии

1)  белый цвет благости и святости

2)  красный цвет – цвет власти

3)желтый цвет – цвет  трудолюбия

4) черный цвет – цвет невежества

6.В nредставлениях древних китайцев человек:

      а) занимает срединное положение в      мире

      б) должен следовать естественному ходу вещей

      в) тесно связан с природой

      г) все перечисленное выше

7. Назовите – положения, которые характерны для конфуцианства:

а) гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми

б) высшей ценностью считался индивид

в) необходимо следовать строгому порядку, нор­мам, включающим этикет

г) государство – большая семья, где государь и «сын Неба», и «отец имать народа»

8.Какие взгляды на общественное устройство разви­вал Платон? Какие –    Аристотель?

1) создал учение об идеальном справедливом госу­дарстве, в котором правят философы

2) считал, что индивидуальное должно быть под­чинено всеобщему

3)      не отрицал частную собственность

4) разделил людей в обществе на три группы: муд­рецы, воины, крестьяне и ремесленники

5) считал, что государству предшествует семья.

6) считал, что опорой государства должны быть средние слои общества

7)  не признавал рабов гражданами государства

8)наилучшей формой правления считал « поли­тию»

Платон  – 1.2.4,7         Аристотель – 3,5,6,7,8

9.По мысли Аристотеля nравление большинства в интересах общей пользы – это:

а)аристократия  б)демократия  в)полития

10. Какое (какие) из следующих определений мифологии можно считать правомерным?

1.  Наука о мифах.

2.  Совокупность сказаний о богах и героях.

3.  Система фантастических представлений о мире, обществе и человеке.

4.  Бессознательно-стихийная ложь первобытного человека.

5.Праформа (первая, исходная форма) духовной культуры человечества

6. Иррациональная составляющая человеческого бытия.

А. Правомерны все ответы; Б. 1,2,3,5; В.1; Г. 4, б.

11. Тотем есть не что иное, как

А. Предмет произвольной природы, способный охранять его обладателя от опасностей и бед и приносить ему удачу.

Б. Животное или растение, считающееся предком и покровителем чело­века (рода).

В. Дух, персонифицирующий то или иное природное явление.

Г. Предмет, служащий вместилищем незримой, сверхъестественной си­лы.

12. Когда Аристотель определял человека как «политическое животное»  он тем самым хотел сказать, что

А. Только политика может обуздать зоологический индивидуализм человека.

Б. Политика – главное в жизни человека.

В. Животное начало в человеке всегда было и остается главным препятствием на пути его культурного развития.

Г. Человек – существо полисное, т. е. общественное.

Д. В политике очень много «животного».

 13.     Что означает понятие» дао»?

       а) эквивалент бога

       б) свод законов и норм поведения человека на Вос­токе

       в) установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении

14.Специфическими свойствами мифа можно считать

1.Единство желаемого и действительного, слова и вещи.

2.Персонификацию природных сил.

3.Синкретическое (внутренне не расчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни.

4.Возвышение и облагораживание страха человека перед бесконечностью Вселенной.

5.Индивидуально – личностный характер мифологического повествования

6.Сказочные сюжеты

А. 2, 5, 6;  Б. 1, 2, 3; В.Все ответы правильны; Г. 1, 2, 3, 4

Источник

Форма государства. Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления. Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).

Различаются:

1. Правильные формы правления – в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа). Это монархия, аристократия, и полития.

2. Неправильные формы правления – в них правители заботятся лишь о своем личном благе: тирания, олигархия и демократия.

Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.

Из неправильных форм правления тирания – наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона.

Признаки политии:

1. Правит большинство.

2. Умеренный имущественный ценз на правящие должности.

3. Избрание путем голосования.

4. Торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав.

5. Преобладание среднего класса.

Функции государства.Значительное внимание Аристотель уделяет рассмотрению функций государства. Указывая на насилие и устрашение как одну из сторон деятельности государства, он вместе с тем подчеркивает значение воспитательной функции среди других задач государства. Оно должно охватывать всесторонне жизнь индивида:

– регулировать его участие в политической жизни;

– вмешиваться в семейную и вообще частную жизнь;

– заниматься воспитанием, убеждениями и верованиями граждан.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй (положительный)— строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия(греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй (отрицательный)— строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию ,отклонение от демократии — охлократию.

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет. При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Аристотель считает стабильным то государство, где основная масса граждан имеет средний достаток.

Задачи государства по Аристотелю:

· Предотвращение чрезмерного обогащения граждан

· Предотвращение концентрации власти в одних руках

· Удержание в повиновении рабов.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 26 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.009 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

В “Политике” Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Отсюда немалые трудности понимания его учения. Так, он определяет человека как zoon politikon – “политическое животное”. Но что это означает? Есть ли человек животное общественное или государственное? Разница немалая, поскольку может существовать общество и без государства. Но для Стагирита это невозможно. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – “общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования”. Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные. Да и то Аристотель часто отрицает права гражданства за теми из них, кто “не самодостаточен” и не обладает досугом для того, чтобы вести “блаженную жизнь”, – ремесленниками, крестьянами.

Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку “сделать государство чрезмерно единым”. Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. С позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба проекта платоновского государства.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т.д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.

По Аристотелю, человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к “совместному сожительству” (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые “оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя”. Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к “благой жизни”, а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, “люди первой категории” попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь – совершенность государства. При этом природа государства стоит “впереди” семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них – тирания, олигархия и демократия.

Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.

Из неправильных форм государства тирания – наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Отсюда – высокая оценка им реформ Солона.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – “средняя” форма государства, и “средний” элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. “Государство, состоящее из “средних” людей, будет иметь и наилучший государственный строй”.

Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других – равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междуусобицам и мятежам.

В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства Аристотель отмечает, что это – логическое построение и здесь “нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над фактами, доступными исследованию путем опыта”.

Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей.

Источник