Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится
«Повесть временных лет» появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т, д. Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести…» —сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.
«Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть» — так торжественно начинается древний летописный свод. Исследователь древнерусской литературы Н. И. Прокофьев пишет: «„Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них — „Лаврентьевская летопись”. По своему составу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры литературы той эпохи (повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др.), записи устных рассказов, договоры…»
«Язык „Повести временных лет” — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами…» — пишет Н. Прокофьев.
Из похвалы князю Ярославу и книгам
Отрывок из «Повести временных лет»
Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей…
[Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…]
Ответы на вопросы
1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жапры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.
Над рукописной книгой трудились многие: доброписец писал текст, статейный писец — создавал вязь киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры, златописец покрывал золотом заставки и части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный оформляли оклад.
По своему составу летописный свод включает погодные (по годам) записи, повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания, договоры.
2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?
По мнению летописца, из книг человек мог черпать важнейшие для того времени правила жизни («наставляемы» — направляемы) и главное из них — покаяние — признание грехов, желание исправления их, стремление встать на путь истинный.
Так в древности утверждалось огромное влияние книги на человека, так как все книги были в те времена церковными.
3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.
Основная мысль прочитанного текста такова: чтение очень полезно, потому что книги содержат много мудрости, но это в том случае, если читаем прилежно, то есть внимательно, со старанием и желанием найти «великую пользу душе своей».
Источник
Учебник для 7 класса
Литература
Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя.
Но вот в тихих кельях1 монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература.
«В ней сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени, — утверждает исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев. — Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь „обитаемый мир», который стал характерен для нее в XIX веке».
В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Летописец, желая похвалить Ярослава Мудрого, отмечал, что он прилежно читал днем и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов, Владимир-Залесский. По свидетельствам литературоведов2, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец — вязь3 киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный4 оформляли оклад5.
О «Повестях временных лет»
«Повесть временных лет» появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т. д. Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести…» — сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.
«Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть» — так торжественно начинается древний летописный свод. Исследователь древнерусской литературы Н. И. Прокофьев пишет: «„Повесть временных лет» дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них — „Лаврентьевская летопись». По своему составу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры литературы той эпохи (повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др.)» записи устных рассказов, договоры…»
«Язык „Повести временных лет» — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами…» — пишет Н. Прокофьев.
Из похвалы князю Ярославу и книгам
(Отрывок из «Повести временных лет»)
Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей…
[Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…]
Вопросы и задания
- Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.
- Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?
- Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.
1 Кёлья — комната монаха в монастыре.
2 Литературовед — специалист, изучающий науку о художественной литературе.
3 Вязь — соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак (например, в заглавиях старинных рукописей).
4 Скань — металлические покрытия на иконе, книге.
5 Оклад — металлические покрытия на иконе, книге.
Источник
Конспект урока по литературе для 7 класса по теме «Русские летописи. «Повесть временных лет»»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать понятие о древнерусской литературе, подчеркнуть широкий охват ею русской жизни; ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха, показать его актуальность в наши дни; формировать навыки выразительного чтения текста.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с понятиями «летопись», «житие».
Метапредметные:
–познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в различных источниках;
–регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.;
-коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Самостоятельная работа (по карточкам)
Карточка 1
1)Что такое пословица? Поговорка?
2)Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка
Карточка 2
1)Что такое пословица?
2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы, определите, как она построена
Под лежачий камень вода не течет
Карточка 3
1)Что такое поговорка?
2)Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.
На чужой стороне и весна не красна.
Карточка 4
1)Что такое пословица?
2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
На смелого собака лает, а труса кусает.
2. Игра-соревнование (между рядами)
-Давайте проверим, кто знает больше пословиц, в которых прославляется учение, знание, книга
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
-Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и поговорки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга.
Вопросы:
– Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему?
– Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?
– Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю? ( Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.)
– А что дает чтение летописи? (Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. )
-Запишите тему урока «Русские летописи. «Повесть временных лет»».
-Давайте подумаем, каких целей мы должны достичь сегодня на уроке?
IV. Изучение нового материала.
1. Работа со статьей учебника (стр.69-70).
Беседа по вопросам.
-Что называли летописями?
-Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой.
-Что послужило причиной создания «Повести временных лет»?
-Какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет»?
2.Слово учителя.
-Объединение летописных сводов было осуществлено киево-печорским монахом Нестором, создателем крупнейшей летописи -«Повесть временных лет».
Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в заглавии: « …Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».
Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.
Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем: «И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавидно живуще, в распрях (…), то погибнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша трудом своим великим» (1054).
За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.
3.Работа со статьей учебника (стр.71). «Из похвалы князю Ярославу и книгам»
Беседа по вопросам.
1.Каков язык сказания?
2.Какова основная мысль текста?
Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг на древнерусском языке (раздаточный материал).
Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Возможный перевод: Велика бывает польза от книжного учения: потому что книги наставляют и учат покаянию, мы получаем мудрость и сдержанность от книжных слов. Ведь это реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; ведь в книгах заключена неизмеримая глубина.
Беседа по вопросам.
1.Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?
2. В чем заключается «неизмеримая глубина» книг?
4. Слово учителя.
Одним из жанров, который встречался в «Повести временных лет» было поучение. Как вы думаете, от какого слова возникло название жанра? (Поучение – поучать).
Запись в тетрадь определения термина.
Рассказ ученика о князе Владимире Мономахе
5. Чтение фрагмента «Поучения» Владимира Мономаха по цепочке (стр.72-73)
Беседа по вопросам
1.Для чего Владимир Мономах написал «Поучение»?
2.Как вы понимаете слова «примите грамотку в сердце»?
3.В чем смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми сегодня?
4. Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием? (Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы й человек готов нести ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!».)
5 Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь – душу. Как вы думаете, почему?
6. Послушайте выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время» и ответьте на вопросы:
– Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему?
– Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения).
7.Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»? ( В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям)
6. Слово учителя.
– В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе которых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом, например, ложь-правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны опираться будущие поколения.
– Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.
Чтение получившихся вариантов поучения.
5.Итоги уроков. Рефлексия деятельности.
-Как вы думаете, достигли мы целей, которые ставили перед собой?
– Получили ли вы какие-либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бы сделали своим девизом?
6. Домашнее задание .
Прочитайте «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте над вопросом: «Какой теме она посвящена?».
Приложение 1
Карточки для самостоятельной работы
Карточка 1
1)Что такое пословица? Поговорка?
2)Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка
Карточка 2
1)Что такое пословица?
2)Объясните прямой и переносный смысл пословицы, определите, как она построена
Под лежачий камень вода не течет
Карточка 3
1)Что такое поговорка?
2)Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.
На чужой стороне и весна не красна.
Карточка 4
1) Что такое пословица?
2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
На смелого собака лает, а труса кусает.
Раздаточный материал
Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Источник
«Повесть временных лет» появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т, д. Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести…» —сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.
«Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть» — так торжественно начинается древний летописный свод. Исследователь древнерусской литературы Н. И. Прокофьев пишет: «„Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них — „Лаврентьевская летопись”. По своему составу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры литературы той эпохи (повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др.), записи устных рассказов, договоры…»
«Язык „Повести временных лет” — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами…» — пишет Н. Прокофьев.
Из похвалы князю Ярославу и книгам
Отрывок из «Повести временных лет»
Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей…
[Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…]
Ответы на вопросы
1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жапры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.
Над рукописной книгой трудились многие: доброписец писал текст, статейный писец — создавал вязь киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры, златописец покрывал золотом заставки и части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный оформляли оклад.
По своему составу летописный свод включает погодные (по годам) записи, повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания, договоры.
2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?
По мнению летописца, из книг человек мог черпать важнейшие для того времени правила жизни («наставляемы» — направляемы) и главное из них — покаяние — признание грехов, желание исправления их, стремление встать на путь истинный.
Так в древности утверждалось огромное влияние книги на человека, так как все книги были в те времена церковными.
3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.
Основная мысль прочитанного текста такова: чтение очень полезно, потому что книги содержат много мудрости, но это в том случае, если читаем прилежно, то есть внимательно, со старанием и желанием найти «великую пользу душе своей».
Источник