Подхалим стремящийся в свою пользу
- Толковый словарь Ушакова
УГ’ОДНИК, угодника, ·муж.
1. Тот, кто стремится угодить кому-нибудь, расположить в свою пользу, угодливый человек (·разг. ). Дамские угодники.
2. Название некоторых святых (см. святой в 3 ·знач.) — человек, угодивший богу (церк.). «О смерти вожделенной святых угодников молил.» Пушкин. «Матушки, сватушки! выносите, святые угодники!» Гоголь. Старцу в молитвенном бдении некий угодник предстал.
Источник:
Толковый словарь русского языка Ушакова
на Gufo.me
Значения в других словарях
- угодник —
-а, м. 1. разг. Тот, кто стремится угодить кому-л., расположить в свою пользу, угодливый человек. — Есть и без меня угодники, которые около нее увиваются. Гоголь, Мертвые души.
Малый академический словарь - угодник —
см. >> льстец
Словарь синонимов Абрамова - угодник —
См. угождать
Толковый словарь Даля - угодник —
УГОДНИК, а, м. 1. Человек, к-рый угодничает (разг.). Окружил себя подхалимами и угодниками. Дамский у. (о том, кто любит ухаживать за женщинами; ирон.). 2. В христианстве и нек-рых других религиях: название нек-рых святых [букв.: человек, угодивший богу].
Толковый словарь Ожегова - угодник —
УГОДНИК -а; м. 1. Разг. Тот, кто стремится угодить кому-л., расположить в свою пользу, угодливый человек. Окружил себя подхалимами и угодниками. 2. В христианстве: святой, угодивший Богу своей праведной, безгрешной жизнью; праведник (1 зн.).
Толковый словарь Кузнецова - угодник —
Угодивший Богу.
Краткий церковнославянский словарь - угодник —
• великий ~
Словарь русской идиоматики - угодник —
Уго́д/ник/.
Морфемно-орфографический словарь - угодник —
орф. угодник, -а
Орфографический словарь Лопатина - угодник —
1. угодник I м. Тот, кто стремится угодить кому-либо, расположить в свою пользу; угодливый человек. II м. 1. Чрезвычайно ревностный приверженец, почитатель кого-либо или чего-либо.
Толковый словарь Ефремовой - УГОДНИК —
УГОДНИК (святой угодник) — лицо, возведенное церковью в ранг святых за совершенные им при жизни особо угодные богу дела или образ жизни.
Большой энциклопедический словарь - угодник —
Угодник, угодники, угодника, угодников, угоднику, угодникам, угодника, угодников, угодником, угодниками, угоднике, угодниках
Грамматический словарь Зализняка - угодник —
сущ., кол-во синонимов…
Словарь синонимов русского языка
Источник
22522 22524
Ïî ãîðèçîíòàëè:
– Ïðåóâåëè÷åííàÿ ïîõâàëà
– Öàðü ìèêåíñêèé, âîæäü àõåéöåâ
– Äðóãîå íàçâàíèå ïîðîñ¸íêà ìóæñêîãî ïîëà
– Áåçóìíûé ÷åëîâåê, ìàíüÿê
– Õàëÿâíàÿ äîëæíîñòü
– Êåì áûë ìóëüòèïëèêàöèîííûé Ëîëî
– Ñáîðíèê ïðîèçâåäåíèé
– Îäåæäà ñ îòêèäíûìè ïîëàìè
– Áåçàëàáåðíûé “ëîâåö” âîðîí
– Øèðîêèå êîðîòêèå ëûæè äëÿ õîäüáû ïî ãëóáîêîìó ñíåãó
– Áîëåçíü, èçëå÷èâàþùàÿ îò çëîïàìÿòñòâà
– Ïèùåâàÿ êîìïëåêòóþùàÿ
Ïî âåðòèêàëè:
– Ïîäõàëèì, ïîäëèçà (óñòàð.)
– Íàçâàíèå èçóìðóäà (óñòàð.)
– Äâèãàòåëü êàðüåðèñòà
– Áàáî÷êà, ñòàâøàÿ ñèìâîëîì áåççàáîòíîé æèçíè
– Æèòåëü Àïåííèí, ïîêîðåííûõ ðèìëÿíàìè
– Ìåæäó ñèðèéöåì è èðàíöåì
– Ïðîìûøë. íàçâàíèå ìåëêîé õàìñû
– Âîäîïëàâàþùàÿ ïòèöà
– Êîëþ÷êè äëèííåå, ÷åì ó åëè
– Íàáîæíàÿ ïîñëóøíèöà, èíîêèíÿ
– Îáðàç íåêîãî ÷åëîâåêà íà êàðòèíå
– Ïðèçíàê êàêîé-ëèáî áîëåçíè
– Àãàòà …, ãðóïïà è ïèñàòåëüíèöà
– Èñòÿçàòåëü è æèâîäåð
– Àëü … (“Ëèöî ñî øðàìîì”)
– Ìóçûêà ïàñòóõîâ-ÿíêè
– Êàêàÿ ôàìèëèÿ ïîëó÷èòñÿ èç ñëîâà “ÿïîíêà” ïóò¸ì ïåðåñòàíîâêè áóêâ
ÄÈÔÈÐÀÌÁ – 1. Òîðæåñòâåííàÿ õîðîâàÿ ïåñíü â ÷åñòü áîãà Äèîíèñà (â Äðåâíåé Ãðåöèè). 2. Õâàëåáíûå ñòèõè, áëèçêèå ê îäå. // Ïðåóâåëè÷åííàÿ, âîñòîðæåííàÿ ïîõâàëà.
ÊÀÁÀÍ×ÈÊ – ðàçã. 1. Óìåíüø. ê ñóù.: êàáàí. 2. Ëàñê. ê ñóù.: êàáàí.
ÎÄÅÐÆÈÌÛÉ – Òîò, êòî îõâà÷åí íàâÿç÷èâîé èäååé; áåçóìíûé ÷åëîâåê, ìàíüÿê.
ÑÈÍÅÊÓÐÀ – 1. Öåðêîâíàÿ äîëæíîñòü, ïðèíîñèâøàÿ õîðîøèé äîõîä è íå ñâÿçàííàÿ ñ èñïîëíåíèåì êàêèõ-ë. îáÿçàííîñòåé (â ñðåäíèå âåêà â Åâðîïå). 2. Õîðîøî îïëà÷èâàåìàÿ ðàáîòà, íå òðåáóþùàÿ îñîáîãî òðóäà.
ÏÈÍÃÂÈͨÍÎÊ – ðàçã. Ïòåíåö ïèíãâèíà.
ÀÍÒÎËÎÃÈß – Ñáîðíèê èçáðàííûõ – îáû÷íî ïîýòè÷åñêèõ – ïðîèçâåäåíèé ðàçíûõ àâòîðîâ, ïðåäñòàâëÿþùèé ëèòåðàòóðó îïðåäåëåííîãî ïåðèîäà, íàïðàâëåíèÿ è ò.ï.
ÐÀÇÌÀÕÀÉÊÀ – ðàçã. Òî æå, ÷òî: ðàçìàõàé.
ÐÀÑÒßÏÀ – è – ðàçã.-ñíèæ. Íåëîâêèé, ðàññåÿííûé ÷åëîâåê; ðàçèíÿ.
ÑÊËÅÐÎÇ – 1. Çàáîëåâàíèå, âûðàæàþùååñÿ â ïàòîëîãè÷åñêîì óïëîòíåíèè ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ ôóíêöèîíèðóþùèõ ÷àñòåé è ïåðåðîæäåíèÿ èõ â òâåðäóþ ñîåäèíèòåëüíóþ òêàíü. 2. ðàçã. Óõóäøåíèå ïàìÿòè; çàáûâ÷èâîñòü.
ÈÍÃÐÅÄÈÅÍÒ – 1. Ñîñòàâíàÿ ÷àñòü êàêîãî-ë. ñëîæíîãî ñîåäèíåíèÿ èëè ñìåñè. 2. Äîëÿ, ÷àñòü ÷åãî-ë.
ÓÃÎÄÍÈÊ – 1. ðàçã. Òîò, êòî ñòðåìèòñÿ óãîäèòü êîìó-ë., ðàñïîëîæèòü â ñâîþ ïîëüçó; óãîäëèâûé ÷åëîâåê. // ×ðåçâû÷àéíî ðåâíîñòíûé ïðèâåðæåíåö, ïî÷èòàòåëü êîãî-ë., ÷åãî-ë. 2. Òîò, êòî óãîäèë Áîãó ñâÿòîñòüþ, áåçãðåøíîñòüþ ñâîåé æèçíè; ñâÿòîé.
ÑÌÀÐÀÃÄ – óñòàð. Òî æå, ÷òî: èçóìðóä.
ÀÌÁÈÖÈß – 1. Îáîñòðåííîå ñàìîëþáèå, ÷ðåçìåðíîå ñàìîìíåíèå; ÷âàíñòâî, ñïåñü. 2. óñòàð. Ãîðäîñòü, ÷óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà.
ÌÎÒÛË¨Ê – Íåáîëüøàÿ íî÷íàÿ ÷åøóåêðûëàÿ áàáî÷êà.
ÌÎÒÛË¨Ê – ðàçã. Òî æå, ÷òî: áàáî÷êà.
ÈÐÀÊÅÖ – ñì. èðàêöû.
ÀÍ×ÎÓÑ – 1. Ìåëêàÿ ìîðñêàÿ ðûáà îòðÿäà ñåëüäåîáðàçíûõ; õàìñà. 2. Ìÿñî òàêîé ðûáû, óïîòðåáëÿåìîå â ïèùó. 3. Êóøàíüå, ïðèãîòîâëåííîå èç ìÿñà òàêîé ðûáû.
ÁÀÊËÀÍ – Áîëüøàÿ âîäîïëàâàþùàÿ ïòèöà îòðÿäà âåñëîíîãèõ ñ òåìíûì îïåðåíèåì, ñ êðåïêèì îñòðûì êëþâîì.
ÑÎÑÍÀ – 1. Âå÷íîçåëåíîå õâîéíîå äåðåâî, îáû÷íî ñ ïðÿìûì âûñîêèì ñòâîëîì, äëèííîé õâîåé è íåáîëüøèìè øèøêàìè. 2. Äðåâåñèíà òàêîãî äåðåâà.
ÌÎÍÀØÊÀ – ðàçã. Òî æå, ÷òî: ìîíàõèíÿ.
ÌÎÍÀØÊÀ – ðàçã. Òî æå, ÷òî: ìîíàøåíêà.
ÌÎÍÀØÊÀ – óñòàð. Êóðèòåëüíàÿ ñâå÷êà, ðàñïðîñòðàíÿþùàÿ ïðè ãîðåíèè àðîìàòíûé äûì.
ÏÎÐÒÐÅÒ – 1. Æèâîïèñíîå, ôîòîãðàôè÷åñêîå èëè èíîå èçîáðàæåíèå êàêîãî-ë. ÷åëîâåêà. // ïåðåí. ðàçã. Ïîëíîå ïîäîáèå êîãî-ë. 2. Îïèñàíèå âíåøíîñòè ïåðñîíàæà â ëèòåðàòóðíîì ïðîèçâåäåíèè. 3. ïåðåí. ðàçã. Õàðàêòåðíûå ÷åðòû êîãî-ë.
ÑÈÌÏÒÎÌ – 1. Õàðàêòåðíîå ïðîÿâëåíèå èëè ïðèçíàê êàêîãî-ë. çàáîëåâàíèÿ. 2. ïåðåí. Âíåøíèé ïðèçíàê ÷åãî-ë., êàêîãî-ë. ÿâëåíèÿ.
ÈÇÂÅÐà – 1. Îòâåðãíóòûé êåì-ë. èëè ÷åì-ë., âûáðîøåííûé îòêóäà-ë. ÷åëîâåê. 2. ïåðåí. Êðàéíå æåñòîêèé, çëîé ÷åëîâåê.
Источник
толковый словарь
м.
Одно из именований почитаемого на Руси святого Николая; Николай-Угодник, Никола-Угодник.
толковый словарь ушакова
УГО́ДНИК, угодника, муж.
1. Тот, кто стремится угодить кому-нибудь, расположить в свою пользу, угодливый человек (разг.). Дамские угодники.
2. Название некоторых святых (см. святой в 3 знач.) – человек, угодивший богу (церк.). «О смерти вожделенной святых угодников молил.» Пушкин. «Матушки, сватушки! выносите, святые угодники!» Гоголь. Старцу в молитвенном бдении некий угодник предстал.
толковый словарь ожегова
УГО́ДНИК, -а, муж.
1. Человек, к-рый угодничает (разг.). Окружил себя подхалимами и угодниками. Дамский у. (о том, кто любит ухаживать за женщинами; ирон.).
2. В христианстве и нек-рых других религиях: название нек-рых святых [букв.: человек, угодивший богу].
| жен. угодница, -ы.
| прил. угоднический, -ая, -ое (к 1 знач.).
популярный словарь
Угодник
-а, м.
1) В религиозных представлениях: святой, угодивший Богу безгрешной, непорочной жизнью.
Уже лопаткою смиренной себе могилу старец рыл – и лишь о смерти вожделенной святых угодников молил (Пушкин).
2) разг. Тот, кто стремится угодить кому-л., расположить в свою пользу.
Около них… образовался небольшой штат угодников, шутов, исполнителей особых поручений (Панаев).
Родственные слова:
уго́дница, уго́днический, уго́дничать разг., уго́дничество
Этимология:
см. угодить
энциклопедический словарь
УГО́ДНИК -а; м.
1. Разг. Тот, кто стремится угодить кому-л., расположить в свою пользу, угодливый человек. Окружил себя подхалимами и угодниками.
2. В христианстве: святой, угодивший Богу своей праведной, безгрешной жизнью; праведник (1 зн.). Любил слушать истории об угодниках и чудотворцах. Никола у. Божий, святой у. * Старцу в молитвенном бдении некий угодник предстал (Некрасов).
◊ Дамский уго́дник. Тот, кто любит ухаживать за женщинами.
◁ Уго́дница, -ы; ж. (1 зн.).
* * *
уго́дник (святой угодник), лицо, возведённое церковью в ранг святых за совершённые им при жизни «особо угодные Богу» дела или образ жизни.
* * *
УГОДНИК – УГО́ДНИК (святой угодник), лицо, возведенное церковью в ранг святых за совершенные им при жизни особо угодные богу дела или образ жизни.
большой энциклопедический словарь
УГОДНИК (святой угодник) – лицо, возведенное церковью в ранг святых за совершенные им при жизни особо угодные богу дела или образ жизни.
академический словарь
-а, м.
1. разг.
Тот, кто стремится угодить кому-л., расположить в свою пользу, угодливый человек.
– Есть и без меня угодники, которые около нее увиваются. Гоголь, Мертвые души.
Угодник майор привез ей из Москвы много игрушек и разных гостинцев, гостил у Бахтеевой в доме безвыездно, рассыпался перед ней мелким бесом. С. Аксаков, Семейная хроника.
2. В религиозном представлении – святой, угодивший богу безгрешной, непорочной жизнью.
Всю ночь провела она на коленях, умоляя святых угодников защитить ее, укрепить ее духом. Григорович, Деревня.
[Ольга] верила в бога, в божию матерь, в угодников. Чехов, Мужики.
◊
дамский угодник
тот, кто любит ухаживать за женщинами.
словарь церковнославянского языка
сущ. (θεράπων, θεραπευτής) служитель (Прол. февр. 19, 4); угодникъ Божiй – праведный человек.
словарь слов из произведений русской литературы
Угодник, а, м.; УГО/ДНИЦА, ы, ж.
1. Тот, кто стремится угодить кому-то; угодливый человек (обычно с оттенком неодобрения).
ДАМСКИЙ УГОДНИК.
► Тут подлетел к ней известный дамский угодник мосье Вердио. // Тургенев. Дым //.
2. У верующих название некоторых святых.
► Старцу в молитвенном бдении некий угодник предстал. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //; Зашла к нам богомолочка… Сладкоречивой странницы заслушивались мы; Спасаться, жить по-божески Учила нас угодница. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //
поговорки
Дамский угодник. Книжн. Ловелас, любитель ухаживать за женщинами. БТС, 1370.
орфографический словарь
уго́дник, -а; но: Никола́й Уго́дник
формы слов
уго́дник, уго́дники, уго́дника, уго́дников, уго́днику, уго́дникам, уго́дником, уго́дниками, уго́днике, уго́дниках
синонимы
сущ., кол-во синонимов: 23
идиоматика
морфемно-орфографический словарь
грамматический словарь
сканворды
– Мастер заискивать.
– Подхалим, подлиза (устар.).
– Присовокупите это слово к «Дамский», и получите название журнала.
– Святой.
полезные сервисы
Источник
Ïîäõàëèìàæ è ïîäõàëèìû ñîïðîâîæäàþò ÷åëîâå÷åñòâî âñþ åãî èñòîðèþ.
Ïîäõàëèì – ýòî íèçêèé ëüñòåö, ëàêåéñòâóþùèé ÷åëîâåê, ãîòîâûé íà ïîäëîñòü ðàäè äîñòèæåíèÿ ñâîèõ öåëåé, ëè÷íûõ âûãîä. Ïðîæèâàÿ èëè ðàáîòàÿ â îáùåñòâå, â ìàëîé ãðóïïå èëè â áîëüøîì êîëëåêòèâå, íàì âñåì íàäî ó÷èòûâàòü, ÷òî ïîäõàëèìàæ è ïîäõàëèìû ñóùåñòâóþò ïî÷òè âñþäó è âñåãäà. Ïîäõàëèìû ÷àñòî ïðîÿâëÿþò ñåáÿ â íå ôîðìàëüíîì ëèäåðñòâå â ãðóïïå è â ïðîäâèæåíèè ïî êàðüåðíîé ëåñòíèöå. Íåêîòîðûõ ðàáîòíèêîâ ðàçäðàæàþò ëåñòü è óãîäíè÷åñòâî ïîäõàëèìîâ ïî îòíîøåíèþ ê ôîðìàëüíîìó ëèäåðó, íî îáû÷íî èõ îñòåðåãàþòñÿ è óâàæàþò.
Íîâè÷êà-ïîäõàëèìà îáûêíîâåííî ðàñïîçíàòü è íåéòðàëèçîâàòü íàìíîãî ïðîùå, ÷åì ïîäõàëèìà ñî ñòàæåì, ïîäõàëèìà èçîùðåííîãî è îïûòíîãî.
Ó ïîäõàëèìà åñòü íåñêîëüêî îòëè÷èòåëüíûõ ïðèçíàêîâ:
1. Ñðåäà è òåððèòîðèÿ îáèòàíèÿ – íåïîäàëåêó îò íà÷àëüñòâà.
2. Ñîöèàëüíûå îòíîøåíèÿ. Ïîäõàëèì äåêëàðèðóåò âñåì, ÷òî î÷åíü âàæíî ñîáëþäàòü èíòåðåñû íà÷àëüíèêà, íî ñàì ýòî äåëàåò ÷àùå ñëîâàõ, ÷åì íà äåëå. Ñâîå ëè÷íîå âðåìÿ ïîäõàëèì ñòðåìèòüñÿ ïðîâîäèòü ñîâìåñòíî ñ íà÷àëüíèêîì (ðîäíèòñÿ è äðóæèò). Ïðàâäà, è â ýòè ìèíóòû îí íå ïîçâîëÿåò ñåáå ðàññëàáèòüñÿ, ïîýòîìó åìó îñòàåòñÿ òîëüêî ïîñî÷óâñòâîâàòü.
3. Îñîáûå çíàíèÿ, óìåíèÿ è íàâûêè. Ñòîèò îáðàòèòü âíèìàíèå, ÷òî îâëàäåíèå íèæåïåðå÷èñëåííûìè óìåíèÿìè òðåáóåò îïðåäåëåííîé ñìåêàëêè è òðåíèðîâêè.  ïåðèîä îâëàäåíèÿ ýòèì èñêóññòâîì, áîëüøèíñòâî ïîäõàëèìîâ íàðûâàþòñÿ íà êîñûå âçãëÿäû êîëëåã, à èíîãäà (åñëè òàê è íå íàó÷èëèñü ïîäõàëèìíè÷àòü âèðòóîçíî è èõ ïîïûòêè îñòàþòñÿ òàêèìè æå «ëîâêèìè», êàê óõàæèâàíèÿ ïîäðîñòêà çà âçðîñëîé äåâóøêîé) è âûñëóøèâàþò îòêðûòûå íàñìåøêè â ñâîé àäðåñ.
Òåõíèêè è ïðîöåäóðû ïîäõàëèìà:
* ×àñòî âíèìàòåëüíî è ïîäîáîñòðàñòíî âûñëóøèâàòü;
* Ñâîåâðåìåííî äåëàòü êîìïëèìåíòû è îñòîðîæíî ëüñòèòü;
* Ïîçäðàâëÿòü ñ âàæíûìè äëÿ íà÷àëüíèêà äîñòèæåíèÿìè è äàòàìè;
* Ïðîÿâëÿòü èíòåðåñ è ãîòîâíîñòü ê ïîðó÷åííîé ðàáîòå;
* Ãîòîâíîñòü ñäåëàòü çà íà÷àëüíèêà åãî ðàáîòó;
* Ïåðåêëàäûâàòü ïîðó÷åííóþ ðàáîòó íà ïëå÷è äðóãèõ ñîòðóäíèêîâ èëè íà÷èíàþùèõ ïîäõàëèìîâ;
* Óìåòü è âëèÿòü íà ñâîåãî íà÷àëüíèêà;
* Çíàòü ìåñòíûõ ïîäõàëèìîâ.
Èíñòðóêöèÿ íà÷èíàþùåìó ïîäõàëèìó
1. Ñïðîñèòå ðàçðåøåíèÿ, ïðåæäå ÷åì íà÷àòü ïðîñèòü è óãîâàðèâàòü. Åñëè ëè ó íà÷àëüíèêà âðåìÿ ïðèñëóøàòüñÿ ê âàøåìó âîïðîñó. Ýòèì âû ïîä÷åðêíåòå âàøå óâàæåíèå ê åãî çàíÿòîñòè è ñâîáîäíîìó âðåìåíè.
2. Óãîâàðèâàéòå êðàñèâî, èíòåðåñíî, íåïðåäñêàçóåìî. Èñïîëüçóéòå ñëîâà âåæëèâîñòè: «Ïîæàëóéñòà», «Áëàãîäàðþ âàñ». Âñåãäà âûðàæàéòå ñâîþ áëàãîäàðíîñòü ïîñëå òîãî, êàê äîáèëèñü ñâîåãî.
3. Óëûáàéòåñü. Áóäüòå âåñåëû, óëûá÷èâû è õàðèçìàòè÷íû. Õîðîøåå íàñòðîåíèå ïîìîæåò âàì äîáèòüñÿ áîëüøå, ÷åì âû äóìàåòå. Âûøåñòîÿùèé áóäåò ñ óäîâîëüñòâèåì ñëóøàòü âàñ, ìàëî çàäóìûâàÿñü î òîì, ÷òî âû ãîâîðèòå, ïðè ýòîì ñîâåðøåííî åñòåñòâåííî ïðèíèìàÿ âàøó òî÷êó çðåíèÿ.
4. Ñäåëàéòå ÷òî-íèáóäü äëÿ íà÷àëüíèêà, ïðåæäå ÷åì íà÷àòü óãîâàðèâàòü åãî. Ïîðîé, î÷åíü òðóäíî îòêàçàòü òîìó, êòî óæå ñäåëàë ÷òî-òî äëÿ âàñ.
5. Ïîêàæèòå íà÷àëüíèêó âñå ïðåèìóùåñòâà âàøåé èäåè. Åñëè âîçìîæíî, ðàññêàæèòå, íàñêîëüêî åå ðåàëèçàöèÿ áóäåò ñîîòâåòñòâîâàòü åãî èíòåðåñàì. Ýòî ïîçâîëÿåò äîáèòüñÿ ïðèñòàëüíîãî âíèìàíèÿ âûøåñòîÿùåãî íà÷àëüíèêà.
6. Ñòàðàéòåñü áûòü íå î÷åâèäíûì â ñâîèõ óãîâîðàõ. Ïëàâíî ïîäâîäèòå øåôà ê ñâîåé öåëè. Âû áóäåòå áîëåå óáåäèòåëüíû, åñëè îí íå çíàåò, ÷òî âû ïûòàåòåñü åå óáåäèòü.
7. Óãîâàðèâàéòå, íî áóäüòå ãîòîâû ê îòêàçó. Êàê íè ñòðàííî, åñëè âû âíóòðåííå ãîòîâû óñëûøàòü «íåò», òî ÷àùå âñåãî, âàì áóäóò îòâå÷àòü «äà». Åñëè òàêîå îòíîøåíèå âàì äàåòñÿ ñ òðóäîì, ïðîñòî ïðåäñòàâüòå, ÷òî ìîæåò ïðîèçîéòè, åñëè âàì îòêàçàëè? Äîñòàòî÷íî áëàãîñêëîííî ïðèíÿòü îòêàç, âåäü ýòî îçíà÷àåò, ÷òî êîãäà âû ïðîñèòå åùå ðàç, îòâåò, ñêîðåå âñåãî, óæå áóäåò ïîëîæèòåëüíûì.
8. Áóäüòå ÷åñòíû. ×åñòíîñòü – î÷åíü ðàçîðóæàþùåå êà÷åñòâî. Åñëè âû îòêðûòî ïðèçíàåòå, ÷òî âû, íàïðèìåð, ïðîñèòå è óãîâàðèâàåòå èñêëþ÷èòåëüíî äëÿ ñîáñòâåííîé âûãîäû, íà÷àëüíèê ñïîñîáåí ñðåàãèðîâàòü íà ýòî. Èñêðåííîñòü íàñòîëüêî íåîáû÷íà è ðåäêà, ÷òî óãîâàðèâàåìûé øåô íåîæèäàííî ñîãëàøàåòñÿ è ïîìîãàåò.
9. Ñàìîå ãëàâíîå – âîâðåìÿ îñòàíîâèòüñÿ. Åñëè âàñ ñî÷ëè íàçîéëèâûì è çàíóäíûì, äîáèòüñÿ ñâîåé öåëè áóäåò ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî.
Çíàêè ïðåâîñõîäñòâà è ïîä÷èíåíèÿ
Ìàòåðèàë
 äåëîâîì ìèðå, ãäå íåò ìåñòà çíàêàì îòëè÷èÿ è äðóãèì ðåãàëèÿì, íà÷àëüñòâî ëåãêî óìååò íà ÿçûêå òåëà ïåðåäàòü ñâîå ïðåâîñõîäñòâî íàä ïîä÷èíåííûìè. Êàêèì îáðàçîì? Ê êàêèì ïðèåìàì ïðèáåãàåò íà÷àëüíèê, ÷òîáû ïîä÷èíèòü ëþäåé?
Äâà èññëåäîâàòåëÿ ïðåäïðèíÿëè ïîïûòêó èçó÷èòü ýòè ïðèåìû ñ ïîìîùüþ íåìîãî ôèëüìà. Àêòåðû ñûãðàëè íà÷àëüíèêà è ïîä÷èíåííîãî â ðàçëè÷íûõ ñöåíêàõ. Îíè èçîáðàçèëè, êàê ïîñåòèòåëü âõîäèò â êàáèíåò, â êîòîðîì çà ñòîëîì ñèäèò ÷åëîâåê.
Çðèòåëÿì, êîòîðûå ïîñìîòðåëè ýòè ñöåíêè, áûëî ïðåäëîæåíî äàòü îöåíêó ïîâåäåíèÿ íà÷àëüíèêà è ïîñåòèòåëÿ. Èõ îöåíêè è ïîÿñíåíèÿ ïîçâîëèëè çàìåòèòü ðÿä çàêîíîìåðíîñòåé. Ïî ìíåíèþ çðèòåëåé, ñòàòóñ ïîñåòèòåëÿ áûë ñàìûé íèçêèé, è êîãäà îí îñòàíàâëèâàëñÿ â äâåðÿõ è îòòóäà íà÷èíàë îáðàùàòüñÿ ê ÷åëîâåêó, ñèäåâøåìó çà ñòîëîì. Åãî ïîëîæåíèå áûëî ïîâûøå, êîãäà îí ïðåîäîëåâàë ïîëîâèíó ïóòè äî ïèñüìåííîãî ñòîëà. Îí çàíèìàë ñàìîå âûñîêîå ïîëîæåíèå, êîãäà îí ïîäõîäèë ïðÿìî ê ñòîëó è îòòóäà íà÷èíàë âåñòè ðàçãîâîð ñ íà÷àëüíèêîì.
Äðóãèì ïðèçíàêîì, ïî êîòîðîìó îïðåäåëÿëè ïîëîæåíèå ïîñåòèòåëÿ, áûëî âðåìÿ, êîòîðîå ïðîõîäèëî ìåæäó åãî ñòóêîì â äâåðü è âõîæäåíèåì â êàáèíåò. Ñòàòóñ æå íà÷àëüíèêà îïðåäåëÿëè ïî âðåìåíè, êîòîðîå ïðîõîäèëî îò òîãî ìîìåíòà, êîãäà îí óñëûõàë ñòóê â äâåðü è îòîçâàëñÿ. ×åì ìåäëåííåå ïîñåòèòåëü âõîäèë ê íà÷àëüíèêó, òåì íèæå áûë åãî ñòàòóñ. Íàïðîòèâ, ÷åì ìåäëåííåå íà÷àëüíèê îòçûâàëñÿ íà ñòóê â äâåðü, òåì âûøå áûëî åãî ïîëîæåíèå
Êàêèìè ïðèåìàìè è êàêèìè ñëîâàìè íà ÿçûêå òåëà ëèäåð óòâåðæäàåò ïðàâî íà ñâîå ðóêîâîäÿùåå ïîëîæåíèå?
Íåçàäîëãî äî íà÷àëà Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû ×àðëè ×àïëèí ñîçäàë êèíîëåíòó «Âåëèêèé äèêòàòîð». Ïî õîäó ôèëüìà Ãèòëåðà, êîòîðîãî èãðàåò ×àïëèí, è Ìóññîëèíè, êîòîðîãî èãðàåò Äæåê Îóêè, áðåþò â ñîñåäíèõ êðåñëàõ. Ñöåíà ñòðîèòñÿ íà òîì, ÷òî êàæäûé èç ïåðñîíàæåé ñòðåìèòñÿ ïîñòàâèòü ñåáÿ â ãîñïîäñòâóþùåå ïîëîæåíèå â îòíîøåíèè äðóãîãî. Òàê êàê îáà ãåðîÿ, ïîêðûòûå ìûëîì è çàïåëåíóòûå, îêàçàëèñü â êðåñëàõ, òî îíè ìîãëè âûðàçèòü ñâîå ïðåâîñõîäñòâî, ëèøü ðåãóëèðóÿ âûñîòó ñâîèõ êðåñåë ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíîé ðó÷êè, äî êîòîðîé îíè ìîãëè äîòÿíóòüñÿ. Ñöåíà ñòðîèëàñü íà ïîïûòêàõ Ãèòëåðà è Ìóññîëèíè ïîäíÿòü ñâîè êðåñëà êàê ìîæíî âûøå.
Ïðåâîñõîäñòâî, äîñòèãàåìîå ôèçè÷åñêè áîëåå âûñîêèì ïîëîæåíèåì, èçâåñòíî åùå æèâîòíîìó ìèðó. Èññëåäîâàíèÿ, ïðîâåäåííûå íåäàâíî ñðåäè âîëêîâ, ïîêàçàëè, ÷òî âîæàê ñòàè óòâåðæäàåò ñâîå ïðåâîñõîäñòâî, ñáèâàÿ ïî î÷åðåäè ñâîèõ ñîðîäè÷åé íà çåìëþ è âîçâûøàÿñü íàä íèìè. Ïîä÷èíåííûé âûðàæàåò ñâîþ ïîêîðíîñòü, ïðîïîëçàÿ ïîä âîæàêîì è îñòàâëÿÿ íåçàùèùåííûìè ãîðëî è æèâîò. Ëèäåðñòâî îêàçûâàåòñÿ ó òîãî, êòî âîçâûøàåòñÿ íàä äðóãèìè.
Òî æå ñàìîå ïðîèñõîäèò è ñðåäè ëþäåé. Ìû çíàåì î òðàäèöèè ïðåêëîíåíèÿ ïåðåä öàðÿìè, èäîëàìè, àëòàðÿìè. Âîîáùå ïîêëîíû è ïðèñåäàíèÿ – ýòî âàðèàíòû âûðàæåíèÿ ñâîåãî ïðèíèæåííîãî ïîëîæåíèÿ. Âñå ýòè äåéñòâèÿ ïîêàçûâàþò íà ÿçûêå òåëà: «Âû âûøå ìåíÿ, âû – ãîñïîäèí».
Источник
Доброта, безграничное доверие и ласка — чувства всегда неотразимые,
если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом,
постепенно, превратить все в ложное — и доброту, и доверие, и ласку.
Жуткое это качество — подхалимаж.
Гавриил Троепольский. Белый Бим Черное Ухо
Подхалимство как качество личности – склонность льстиво лукавить, низко угодливо льстить, проявлять излишнюю услужливость и предупредительность ради выгоды.
Некий мудрый шах, видя, как один из приближенных все время заискивает перед ним, расточая похвалы и славя, и старается тем самым заслужить его расположение и щедрость, вызвал того к себе и сказал: «Если ты хочешь, чтобы я относился к тебе, как к своей любимой собаке, которая лижет мне ноги и виляет хвостом, завидя меня и, выражая этим просьбу о награде за верность и преданность, то можешь считать, что ты этого добился. Но если ты считаешь себя человеком, достойным моего уважения, никогда больше не пресмыкайся и не веди себя, как мой пес. Никогда не вступай со мной в спор – это может разгневать меня, но и не сдавайся сразу – я буду считать тебя трусом: поступай так, как следует поступать человеку, приближенному ко мне».
Подхалимство – это союз льстивости с угодливостью, созданный ради своих корыстных целей.
Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим,—
Известно у нас подхалимам
Влиятельным только одним.
Это в арифметике один плюс один даёт неизменную двойку, в случае с подхалимством, когда преступный сговор двух мощных пороков сжимается в один громящий кулак, возникает синергетический эффект. Если оперировать цифровыми величинами, то речь может идти о пятерке или даже десятке. Суммирующий эффект взаимодействия льстивости и угодливости существенно превосходит эффект этих качеств личности по отдельности.
Например, относительно угодливости подхалимство предстает как низшая, презренная форма. Угодливость как чрезмерная услужливость никогда не опустится до такой степени пренебрежения собственным достоинством, как подлое, лицемерное, лакействующее подхалимство. Иными словами, диапазон порочности подхалимства превышает способности угодливости, как певческий диапазон соловья превосходит вокальный потенциал вороны.
Столь же существенная разница обнаруживается при «вскрытии» льстивости и подхалимства. Лесть как корыстная похвала наносит жертве точечный укол, чтобы одноразово урвать свой кусочек сыру и вовремя смыться. Лесть не заинтересована «растоптать» свою жертву в надежде еще не раз поживиться за ее счет.
Иными словами, решается локальная корыстная цель, но при этом остаются в относительной безопасности бизнес, семья, карьера и пр. В противовес льстивости, подхалимство, если прижилось в вашем бизнесе, способно полностью его разрушить, доведя дело до полного краха.
Подхалимаж разъедает коллектив, прежде всего, своей безнаказанностью. Коллектив видит, что он поддерживается начальником, бороться бесполезно. С одной стороны, подхалимаж действует на людей как красная тряпка, подхалимы вызывают только презрение и насмешки, но идти с ними на открытый конфликт – себе дороже. Люди знают об их злопамятстве и способности оговорить перед начальством. Руководитель будет прислушиваться к своему «серому кардиналу» и принимать решения, выгодные подхалиму. Поэтому не завидная судьба коллектива, где поселился грибок подхалимства.
Начальники, сколь бы высокое место они не занимали, тоже нуждаются в поддержке, им тоже не чуждо потешить свое самолюбие, а вокруг предельно занятые подчиненные. И вдруг, откуда не возьмись, появляется личность, которая умело восхищается ими, поддерживает, готова сделать за них работу, доверчиво сообщает о том, чем дышит коллектив. Как такого прогонишь? Одним словом: «Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного, но обожал подхалимаж».
Самая высшая форма подхалимажа – это написать начальнику доклад, сесть в первом ряду и показательно конспектировать основные мысли выступления. Окончание доклада встретить бурными, продолжительными аплодисментами и одобрительными возгласами.
Опасаясь конкуренции со стороны коллег быть приближенным к «телу» начальства, подхалимство подло устраняет самую работоспособную часть коллектива. Подхалимство созвучно с жесткой критикойнедостатков других людей. Этим приемом оно привлекает внимание начальства к собственной персоне. «Идти по трупам», «карабкаться наверх по головам других», оговаривать, унижать и оскорблять кого-то из своих коллег – все это инструментарий подхалима в борьбе за место под солнцем.
У великого князя Г. А. Потемкина в числе приближенных лиц был один господин В., который счел возможным играть первую скрипку в его делах, завоевав доверие и расположение князя. Желающих осуществить то же самое было великое множество, и он решил от них избавиться: «Ваша светлость, нехорошо делаете, что не ограничите число имеющих счастье препроводить с вами время, потому что между ними есть много пустых людей». – «Твоя правда, – отвечал князь, – я воспользуюсь твоим советом». После этого Потемкин расстался с ним по обыкновению очень ласково и любезно. Когда утром В. по привычке пожелал войти в кабинет к князю, слуга затворил дверь перед его носом, объясняя, что не велено принимать. Пораженный В. был обескуражен и не верил сказанному: « Как? Ты, верно, ошибаешься во мне или в моем имени?!» На что слуга убедительно ответил: « Никак нет, сударь, я довольно знаю вас, и ваше имя стоит первым в списке лиц, которых князь, по вашему совету, приказал к себе не допускать». Потемкин всегда был мудр и прозорлив. Распознав подхалима, он навсегда вычеркнул его из своей жизни.
У подхалимства хитрый, изворотливый ум. Чем выше начальник, тем выше уровень подхалимства. Его запросы, зачастую, на порядок превышают потребности действующего руководства. Как пионер, подхалим всегда готов занять вакантное место уничтоженного начальника. Своим подхалимством он психологически свыкся с теми качествами, которые понадобятся в этом облюбованном им кресле. Поэтому коллеги, увидев льстеца, не обратят на него особого внимания, в то же время, узнав подхалима, они подспудно понимают великую вероятность того, что перед ними будущий начальник.
Подхалим в глазах руководства проявляет энтузиазм к любой работе, как правило, неприятной или монотонной. Начальству безразлично кто сделает работу на самом деле – он сам или его коллеги, основное – его избавили от всех сложностей и неприятностей. Главное здесь – сформировать устойчивое убеждение, что он на всё согласен.
Подхалимство беспринципно и абсолютно лишено своего мнения. В силу специфики своей деятельности ему постоянно приходится озвучивать нужную начальнику точку зрения. Поэтому свое мнение постепенно отмирает за ненадобностью, как атавизм.
Подхалимство – это позолоченный капкан, расставленный на гордыню вышестоящих лиц. Зацепившись за крючок гордыни, оно решает широкий спектр своих корыстных целей. Чем больше в обществе эгоизма, тем больше поле деятельности для подхалимства. Последнее процветает только из-за желания людей чувствовать себя важными и значимыми. Человека самодостаточного, способного не придавать значения чужим оценкам своей личности и безразличного к почестям, не раскачаешь никаким самым искусным и профессиональным подхалимством.
У Сергея Михалкова есть замечательная басня о подхалимаже «Заяц во хмелю» :
В день именин, а может быть, рожденья
Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой,
Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш, как сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: «Пшли домой!» — «Да ты найдешь ли дом? —
Спросил радушный Еж. —
Поди, как ты хорош!
Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадешь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!»
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
«Да что мне Лев! — кричит. — Да мне ль его бояться!
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу
И голым в Африку пущу!..»
Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:
«Видали мы в лесах зверей почище львов,
От них и то летели клочья!..»
Проснулся Лев, услышав пьяный крик, —
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Ле?