Подумайте открытие европейцами нового света принесло больше пользы
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
А). – Какие главные достижения географической науки в древности вы можете назвать?
Б). – Перечислите главные открытия эпохи средневековья.
В). – Какой вывод можно сделать о развитии знаний о Земле в античное время и в эпоху средневековья ?
Г). – Что мы будем изучать дальше?
Учащиеся:
Отвечают на вопросы учителя:
А) 1.В древности были совершены первые дальние морские путешествия, открывались и заселялись новые земли. Наиболее изученными были территории, примыкающие к Средиземному морю..
2. Географии как науки зародилась в Древней Греции.
3. Учёные того времени описали известный им мир, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет.
4. Греки правильно определили форму и размеры Земли.
Б)1. Арабы в Индии.
2. Викинги в Исландии, Гренландии и Северной Америке.
3. Марко Поло в Центральной Азии.
4. Путешествие нашего земляка А. Никитина в Индию.
В). Были открыты новые земли, географические знания о Земле со временем расширялись.
Г). Формулируют название темы урока.
Проблемная ситуация.
Учитель:
1 . Проводит беседу с элементами самостоятельной деятельности учащихся с использованием учебника.
Вопросы:
– О каких географических событиях нам предстоит узнать?
– Когда они происходили?
Исторический период, когда европейскими мореплавателями и путешественниками были сделаны географические открытия принято называть эпохой Великих географических открытий (ВГО).
Однако люди совершали географические открытия, которые заслуживают определения “великие” и до и после этого периода.
Поработаем с лентой времени. Что произошло в эпоху ВГО?
Учащиеся:
Слушают учителя.
Работают с текстом учебника (стр. 22), анализируют свою деятельность, отвечают на вопросы.
Открытие Америки, морского пути в Индию, походы испанских конкистадоров в Ю.Америку.
Эти события происходили в период с ХV по XVIII вв.
Были открыты новые материки и впервые совершены кругосветные плавания.
IY. Разработка нового материала.
Учитель:
– В средние века европейские купцы торговали с Индией.
1)- Вспомните, каким путём они доставляли товары из Азии в Европу?
Но ведь в 15 веке земли на востоке Средиземного моря были захвачены турками, они не пропускали торговые караваны, часто грабили их.
2). – Как вы считаете, что могли предпринять европейцы для того, чтобы все же добраться до Индии?
Первыми это удалось сделать жителям Пиренейского полуострова и, прежде всего жителям Португалии.
3). – Почему именно португальские мореплаватели совершали эти плавания?
Найдите ответ на вопрос в тексте учебника (стр.22)
4).- Кто из португальцев первым обогнул Африку и достиг Индии?
Найдите ответ на вопрос в тексте учебника (стр.24)
5). – Покажите маршрут плавания Васко да Гамы на карте.
6). – Каков географический результат этих плаваний?
Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника (стр.24)
Испания в 15 в. также искала морские пути к богатым странам Востока, в Индию.
Однако вокруг Африки морской путь был захвачен португальцами.
7). – Как вы думаете, как могли выйти из этого положения испанцы?
Именно так думал Христофор Колумб.
Проследите по текстовой карте маршрут первого плавания Колумба, какие географические объекты встретил он на своём пути? Покажите их на карте (стр.23).
8). – В каком году проходило первое плавание Колумба?
9). – Каковы географические результаты плавания Колумба?
Прочтите текст в учебнике(стр.22-23)
Учащиеся:
1). По Великому шёлковому пути, т.е. сухопутным путём или до берегов Средиземного моря.
2). Найти морской путь в Индию вокруг Африки.
3). Учащиеся работают с текстом учебника и находят ответ на вопрос.
1. Научились строить новые корабли – трёхмачтовые каравеллы. Они были легки, быстроходны, могли двигаться под парусами и при боковом, и даже при встречном ветре.
2. Генрих Мореплаватель, принц Португалии организовывал морские экспедиции, основал мореходную школу, поощрял создание новых карт.
3. Османская Империя
4).. Бартоломеу Диаш доплыл до крайнего юга Африки и вышел в Индийский океан.
5).. В 1497 г. Васко да Гама доплыл до Индии.
Один из учащихся показывает маршрут путешествия у доски на карты, остальные работают с картами атласа.
Работают с текстом и рисунками учебника и находят ответ на вопрос.
6). 1. Был открыт морской путь из Европы в Индию.
2. Было установлено, что Атлантический и Индийский океаны соединяются между собой.
3. Были нанесены на карту берега Африки, остров Мадагаскар.
7). Высказывают предположения.
Может попробовать приплыть в Индию с другой стороны, двигаясь через Атлантический океан на запад.
Колумб имел представления о шарообразности Земли, анализировал старые карты.
Он встретил на своем пути Канарские острова, Саргассово море, Антильские острова (о. Куба и о. Гаити)
8). В 1492 г.
9). Учащиеся находят ответ на вопрос в тексте учебника.
Открыл новую часть света – Америку
Привёз в Европу кукурузу, картофель, табак, томаты и др. культуры
Самостоятельное применение знаний.
Учитель:
– Заполните с помощью учебника таблицу
№п/п
Фамилия, имя путешественника
Источник
Вспомните, что такое колония. Какие государства и с какими целями создавали колонии в эпоху Древнего мира? Что вы знаете о жизни народов доколумбовой Америки?
1. Колонии. Товары, привезённые из Америки и стран Азии ещё первыми морскими экспедициями, позволили многократно возместить расходы на их организацию. Поэтому правительства Португалии и Испании стремились развивать морскую торговлю, сосредоточив её в своих руках. С этой целью по всему миру — в Америке, на побережье Африки и Азии, а также на островах, мимо которых пролегли новые морские пути, они начали создавать колонии — опорные пункты своего торгового, политического и военного влияния.
Это были территории, силой или хитростью захваченные европейцами и полностью подчинённые их власти. Обычно управлял колонией чиновник (губернатор), назначенный правительством метрополии — страны, которой она принадлежала. Его власть опиралась на колониальные войска — сухопутные и морские силы, размещённые в крепостях или укреплённых гаванях. Войска должны были оборонять колонию, если какая-нибудь другая держава попытается её захватить, а также держать в покорности туземное население, как правило недовольное господством европейцев. Солдат колониальных войск, военных и гражданских чиновников, присылаемых из метрополии, вкупе с правящими кругами метрополии обычно называют колонизаторами. Постепенно в колониях возникло постоянное население из европейцев, занимавшихся торговлей, ремеслом, земледелием. Таких переселенцев обычно называют колонистами.
Вспомните, почему именно Испания и Португалия стали крупнейшими колониальными державами.
Крупнейшими колониальными державами эпохи Великих географических открытий были Португалия и Испания. Они строжайше запрещали своим колониям торговать с другими странами. Методы их колониальной политики были различными и зависели от особенностей положения тех стран и народов, которые они стремились подчинить своей власти.
2. Колониальная политика Португалии и Испании. К полному завоеванию Индии португальцы не стремились. Даже если бы они поставили такую цель, то вряд ли достигли бы её. По численности населения Португалия в десятки раз уступала Индии. В случае необходимости индийцы могли дать отпор горстке колонизаторов. Португальцы предпочитали заключать с правителями отдельных индийских государств торговые договоры, предоставлявшие им разнообразные льготы и привилегии. Такую же политику португальцы проводили по отношению к Китаю и Японии, с которыми наладили торговлю уже в середине XVI в.
Испанцы все открытые ими земли в Америке стремились покорить силой. Именно поэтому их называли конкистадорами, т. е. завоевателями. Они обладали громадным военно-техническим превосходством над индейцами, которые до появления колонизаторов не знали огнестрельного оружия, колеса и животных для верховой езды.
Эрнан Кортес (1485—1547)
Сначала испанцы покорили острова Карибского моря — Кубу, Эспаньолу (нынешний Гаити), Пуэрто-Рико и др. И лишь затем они приступили к завоеванию материковой части Центральной Америки, где существовало государство индейского народа ацтеков.
В 1519 г. военный отряд, насчитывавший всего лишь 500 солдат и 16 всадников, под командованием Эрнана Кортеса без труда овладел столицей ацтеков — городом Теночтитлан. Индейцы в ужасе разбегались при виде испанских всадников. Не обнаружив сокровищ, которые, как предполагал Кортес, хранились в Теночтитлане, испанцы подвергли жестоким пыткам правителя ацтеков, требуя указать место, где они спрятаны. Бесчинства подтолкнули местное население к восстанию, испанцы вынуждены были покинуть Теночтитлан. Лишь в 1521 г. они снова овладели городом, предав его огню и мечу. По свидетельству очевидцев, столицу ацтеков устилали тела убитых индейцев.
Кортес был назначен наместником, главнокомандующим и верховным судьёй Новой Испании, как стали называться завоёванные им земли. Впоследствии он организовал и возглавил ещё несколько военных экспедиций в разные районы Центральной Америки. Однако богатств, на которые Кортес рассчитывал, найти так и не удалось.
Португальский офицер, передвигающийся в индийских носилках. Из книги «Плавания в восточных морях». 1599 г.
Тем временем возникла легенда о счастливой стране, где золота так много, что жители покрывают им своё тело, — Эльдорадо (исп. позолоченный человек). Когда разведчики донесли, что в Южной Америке существует могущественное государство инков, испанцы приняли его за легендарное Эльдорадо.
В 1532 г. небольшой отряд под командованием Франсиско Писарро достиг державы инков. Испанцы были поражены тем, что её жители пользуются большим количеством золотых и серебряных украшений. Чтобы завладеть этими сокровищами, Писарро взял правителя инков Атагуальпу в заложники и потребовал за него большой выкуп. Золотыми вещами инки наполнили комнату длиной в шесть и шириной в четыре метра на высоту поднятой руки. Выкуп Писарро разделил между всеми участниками своей экспедиции, за вычетом пятой части, отправленной в Испанию. Но Атагуальпу испанцы не отпустили — его обвинили в надуманных преступлениях и приговорили к сожжению. Поскольку правитель инков перед смертью принял крещение, то в знак «особой милости» новообращённого задушили тетивой от лука.
Новая испанская колония получила название Перу. Управлять ею было поручено самому Писарро. Но насладиться почестями он не успел: с ним расправились заговорщики, обиженные им при разделе власти и богатства.
Колонизация Северной Америки. Испанцам противостояли народы, уступавшие им в военном и экономическом отношении
3. «Счастливая страна». Испанцы обнаружили в Южной Америке богатые месторождения драгоценных металлов, в основном серебра. Эта находка доставила испанцам большую радость. После стольких разочарований они наконец были вознаграждены за свои усилия.
Для разработки месторождений серебра испанцы широко использовали подневольную рабочую силу. Они возложили на индейцев отработочную повинность. Король Испании издал указ, объявлявший индейцев-язычников потомственными рабами колонизаторов.
Индейцев принуждали работать и в латифундиях (так называли поместья, основанные в колониях испанской знатью). Это были крупные хозяйства, поставлявшие на рынок разнообразные продукты питания и сельскохозяйственное сырьё. Многие из них специализировались на производстве товаров, предназначенных для экспорта в Европу. На островах Карибского моря широкое распространение получила культура сахарного тростника. Европа в больших количествах потребляла продукты его переработки — сахар, патоку, ром.
Тяжёлые условия труда и жизни явились причиной высокой смертности среди индейцев. Всего лишь за пол столетия испанского господства полностью исчезло туземное население Кубы и других островов Вест-Индии. Начиная с середины XVI в. в американские колонии Испании стали ввозить рабов из Африки.
4. Подъём мировой торговли. Открытие морского пути в Индию и другие страны Азии привело к значительному снижению издержек мировой торговли для европейцев, отказавшихся от услуг посредников. Одновременно возросла и платёжеспособность европейцев. Ведь то золото и серебро, которое испанцы вывозили из Америки, не долго задерживалось в Европе, а уходило в оплату привозимых с Востока товаров. Европа превратилась в своеобразный насос, который перекачивал драгоценные металлы из Америки в страны Азии.
Испанский военачальник жестоко обращается с пленными индейцами. Иллюстрация Теодора де Бри. 1595 г.
Труд рабов в Америке. Обработка сахарного тростника — важнейшей экспортной культуры
Колониальные товары пользовались в Европе большим спросом. Торговый склад. XVI в.
Снижение торговых издержек, увеличение количества золота и серебра, обращавшегося в Европе, способствовали стремительному увеличению объёма мировой торговли.
На портовые города, расположенные на Атлантическом побережье, пролился золотой дождь — к ним вели новые пути мировой торговли, переместившиеся из Средиземного моря в Атлантический океан. Особенно быстро развивались города Северных Нидерландов, такие, как Антверпен,
Амстердам, Роттердам, издавна поддерживавшие связи со всеми частями Европы. Причём Северные Нидерланды не располагали собственным торговым флотом. Золото и серебро в порты этой страны доставляли на испанских судах, следовавших из Америки, а пряности и другие товары восточного экспорта — на португальских.
Доля в товарообороте с Востоком таких старинных торговых городов Южной Европы, как прославленные Генуя и Венеция, резко сократилась.
5. Революция цен и её последствия. Приток драгоценных металлов из Америки привёл к тому, что золото и серебро в Европе стали дешеветь. Соответственно, начала снижаться покупательная способность золотой и серебряной монеты, находившейся в обращении. Это, в свою очередь, дало толчок резкому и продолжительному росту цен на все товары и услуги.
Рыночная площадь в Антверпене. Конец XVI в.
Итальянская мастерская по пошиву одежды. Начало XVI в. Один работник отмеряет ткани, другой кроит, третий шьёт
Процесс скачкообразного, взрывного роста цен, который был обусловлен обесцениванием денег, причём не бумажных, а золотой и серебряной монеты, называется революцией цен.
Эта революция глубоко потрясла основы европейского общества, ускорив имущественное расслоение людей. Тот, кто хранил деньги в сундуке, фактически лишился части своего богатства. Даже если таким людям и удалось сохранить в неприкосновенности «фамильное золото», то его фактическая стоимость уменьшилась в несколько раз.
Кто больше всего пострадал от революции цен? Сословие феодальных сеньоров, материальное благополучие которых зависело от получения денежного оброка. Его размеры регулировались традицией и обычаем. Сеньоры не имели права его повышать по своему усмотрению. Из-за обесценивания денег реальные доходы сеньоров сократились в несколько раз. Зато люди, у которых деньги постоянно находились в обороте и приносили доход, сумели возместить потери от их обесценивания и даже увеличить свой капитал. Купцы, ростовщики, которые занимались прибыльными операциями с деньгами, в частности финансировали торговые экспедиции на Восток, разбогатели. Потери от обесценивания денег они покрывали прибылями от повышения цен. Выиграли от революции цен и крестьяне, получившие возможность с выгодой торговать на местном рынке излишками продукции своего хозяйства.
Экономические потрясения, связанные с революцией цен, фактически разрушили в Западной Европе феодальную систему хозяйства. Вместе с ней пришли в упадок и старые феодальные сословия. Революция цен обнажила различия в экономическом положении людей. Одним удалось с наибольшей выгодой для себя и своей семьи употребить деньги, землю, знания и время. Другие по каким-либо причинам не смогли или, того хуже, посчитали ниже своего достоинства заняться какой-либо продуктивной деятельностью. Люди и того и другого рода встречались во всех сословиях.
Морское парусное судно каравелла, или каррак. Начало XV в.
Постепенно экономические (классовые) различия стали играть в обществе более важную роль, чем юридические (сословные).
6. Торговые компании. В новых условиях торговля с Востоком была рискованным и дорогостоящим делом. Нужна было зафрахтовать на длительный срок суда, нанять матросов, вооружить и снабдить их всем необходимым для опаснейшего похода. Торговые экспедиции в колонии были чрезвычайно длительными. Суда, отплывавшие из Европы к берегам Индии, могли вернуться обратно не раньше чем через два-три года. По пути их подстерегало много опасностей и препятствий. Это были и пираты, и бури, и риск плавания в малоизученных водах, отсутствие надёжных карт и лоций.
Даже очень богатым людям в одиночку снарядить подобную экспедицию было не по средствам. Поэтому инициатива осуществления таких экспедиций зачастую исходила от государства, которое брало в свои руки их организацию и материальное обеспечение. Если же средств не хватало, то государство брало их взаймы. Кредиторами государства нередко выступали крупные частные банковские дома Фуггеров, Вельзеров и др.
Именно таким образом, при решающем государственном участии, осуществляли торговые экспедиции испанцы. Все ценности, подлежавшие отправке из Америки в Европу, в особенности золото и серебро, накапливались в одном из портов Карибского моря. Оттуда их периодически забирали караваны торговых судов, следовавшие под охраной испанского военного флота, которому придавались тысячи солдат с полным вооружением, в том числе и с артиллерией.
Купцы других стран, завидуя успехам испанцев и португальцев, стали во второй половине XVI в. объединяться в акционерные торговые компании. Пайщиками подобных компаний являлись десятки, а иногда и сотни человек. Каждый из них вносил в общий капитал определенную сумму средств (денег или другого имущества). Свидетельством их вклада были акции, количество которых в точности соответствовало их паю, или доле, в капитале компании. В соответствии с этой долей выплачивалась и прибыль от деятельности компании, которая называлась дивидендом, либо же распределялись убытки.
Якоб Фуггер, глава крупнейшего банковского дома Европы, и его бухгалтер в торговой конторе в Аугсбурге. Акварель
Эти частные компании также не могли обойтись без государственной поддержки. Государство предоставляло им различные привилегии, прежде всего торговую монополию. Впервые такие компании возникли в Англии — Московская компания (1555) для торговли со странами Востока через территорию Русского государства, Левантийская (1581) для торговли со странами Восточного Средиземноморья, а также Восточная (1579), Гвинейская (1588), Ост-Индская (1600) компании. В XVII в. аналогичные компании были образованы и в других странах. Их пайщиками были самые богатые и высокопоставленные люди государства — знать, сановники, министры, даже члены королевских и великокняжеских семей.
Корабль английской Ост-Индской компании покидает порт. Художник А. Виллаэртс. Около 1650 г. Морской музей, Гринвич
Королевская биржа. Лондон. 1566—1571 гг.
7. Товарные и фондовые биржи. На розничном рынке или в магазине покупатель, прежде чем заплатить за товар, долго его рассматривает, пробует на ощупь, если возможно, то и примеряет. Но в случае приобретения больших партий товара покупатель лишён такой возможности. Поэтому в XVI в. широкое распространение получила торговля по образцам товара или по его описанию. А места, где совершались подобного рода сделки, стали называть товарными биржами. Старейшая в Европе товарная биржа возникла в нидерландском городе Брюгге в конце XV в.
Прибыль в мировой торговле была так высока, что купцы часто брали деньги взаймы, чтобы не упустить возможности поучаствовать в выгодной операции. Но их заимодавцам тоже могли внезапно понадобиться деньги. Требовать досрочно возвращения долга они не имели права, поэтому старались продать долговую расписку своего клиента, называемую обычно немецким словом «вексель». Количество сделок с векселями выросло настолько, что возникла необходимость сконцентрировать их в одном месте. Так появились фондовые биржи (впервые в Антверпене в середине XV в.).
Подъём мировой торговли и революция цен, разрушив феодальную систему хозяйства, дали мощный толчок развитию капитализма. Так называют и систему отношений, и общественный строй, основанные на накоплении богатств отдельными людьми, которые стремятся их использовать с наибольшей для себя выгодой. Именно в мировой торговле создавались крупные капиталы, которые впоследствии вкладывались в другие отрасли экономики.
1. Заполните таблицу «Цели и методы колониальной политики Португалии и Испании».
Линии сравнения | Португалия | Испания |
Территории, захваченные колонизаторами | ||
Цели | ||
Методы |
2. Объясните, почему подзаголовок «Счастливая страна» дан в кавычках. 3. Как изменилась мировая торговля в результате Великих географических открытий? 4. Какие группы населения пострадали, а какие — выиграли от революции цен? 5. Что такое торговые компании? Объясните, почему они стали активно возникать именно в XVI в. 6. Приведите примеры современного использования терминов и понятий, выделенных в параграфе.
1. Подумайте, какие результаты имели Великие географические открытия д?
Источник