Подушная подать в пользу государства
ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ – прямой личный налог.
Взималась в Древнем Риме в период республики и принципата с жителей римских провинций, а в эпоху домината, после проведения всеобщей переписи населения 289-290 годов, – со всех городских жителей. В средние века и Новое время существовала в Западной Европе: периодически вводилась в Англии в XIV и XVI века; в виде капитации (от латинского caput – голова) взималась во Франции в 1695-1699 годы и 1704 – конец XVIII века. Аналог подушной подати с немусульманского населения в Халифате и Османской империи – джизия. В России сменила систему подворного обложения. Введена царём Петром I в Европейской России и Сибири Плакатом о сборе подушных денег от 26.6(7.7).1724 года с целью обеспечить содержание новой регулярной армии; со временем была распространена на Слободскую (1765), Левобережную (1783) и Правобережную (1795) Украину, Прибалтику (1783), а также на вновь присоединённые территории.
Подушной податью были обложены все категории крестьян (помещичьи, государственные, дворцовые, монастырские, позднее – удельные), посадские люди, разночинцы, а также однодворцы и дворовые люди, которые до введения подушной подати не несли тягла в пользу государства, с 1775 года – мещанство. От уплаты подушной подати были освобождены дворянство, духовенство, казачество, с 1775 года – формировавшееся купечество (заменена сбором с объявленного капитала), с 1863 года – мещанство (кроме Сибири; для него подушная подать заменена налогом с городского недвижимого имущества). Сословия, платившие подушную подать, назывались «податными» (около 90% от общей численности населения в Европейской России в середине XIX века).
Для подготовки к введению подушной подати по указу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы произведена перепись населения мужского пола, подлежавшего обложению (выявила 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы – проверка её результатов (ревизия), которая учла 5,4 миллионов ревизских душ. Непосредственная ответственность за взимание подушной подати возлагалась у государственных крестьян на общину по принципу круговой поруки, в помещичьих имениях – на помещика, в городах – на органы посадского (мещанского) самоуправления и городскую администрацию. Величина подушной подати законом устанавливалась в равном размере с каждой ревизской души, независимо от возраста, но община и мещанское общество осуществляли раскладку подушной подати в соответствии с тяглыми возможностями каждого двора (хозяйства); при раскладке подати в помещичьих имениях, как правило, также учитывалось благосостояние отдельных дворов. Общая сумма подати, которую ежегодно выплачивали крестьянская община или мещанское общество, рассчитывалась исходя из зафиксированного фискальными документами (ревизскими сказками) числа ревизских душ и оставалась неизменной вплоть до следующей ревизии. Изменения, происходившие в естественном составе населения между ревизиями, не учитывались, в связи с чем податное обложение было неравномерным. В местностях, где в силу к.-л. причин население сокращалось, податная тягота возрастала и, напротив, уменьшалась там, где происходил прирост мужского населения.
Первоначальный размер подушной подати был установлен путём деления суммы, необходимой для содержания армии, на число налогоплательщиков. В 1724 году подушная подать определена в 74 копейки. С 1725 года для крестьян подушная подать составляла 70 копеек, для податного городского населения – 80 копеек (кроме этого, помещичьи крестьяне платили оброк или несли барщину, государственные крестьяне и городское население были обложены дополнительным оброчным сбором в пользу государства в размере 40 копеек с ревизской души). До 1782 года старообрядцы платили двойной подушный оклад (один шёл в доход государства, другой поступал Русской православной церкви), половиной подушного оклада были обложены и женщины в старообрядческих общинах (за исключением старообрядцев, которые жили в приграничной полосе, чтобы не провоцировать их бегство из страны). В 1740-1750-е годы 70-копеечный оклад неоднократно снижался на отдельные годы (от 3 до 17 копеек), в этот период правительство увеличивало косвенные налоги (таможенные сборы, поступления от винной монополии и другие). С начала 1760-х годов, когда возможности усиления косвенного налогообложения были исчерпаны, подушная подать возрастала, к 1798 году составила 1 рубль 26 копеек для помещичьих крестьян, 4 рубля 26 копеек для государственных крестьян и близких к ним категорий и 2 рублей для мещан (включая оброчный сбор). С учётом падения курса ассигнаций, больших военных расходов подушный оклад в 1810 году увеличен до 2 рублей для крестьян и до 5 рублей для мещан, к 1818 году – до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек соответственно. В 1839 году, с началом денежной реформы министерства финансов Е.Ф. Канкрина, подушный оклад переложен на серебро (для крестьян составил 95 копеек, для мещан – 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он увеличен, но вместо уравнительного обложения ревизских душ подушные оклады были дифференцированы по отдельным местностям, составив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.
Введение подушной подати привело к значительному росту государственных доходов, поступления от неё составляли 54,1% государственных доходов в 1724, 52,7% – в 1749 году, 34,6% – в 1758 году, 57,1% – в 1785 году. В дальнейшем роль подушной подати снижалась за счёт роста косвенных налогов и введения новых прямых налогов – с городских недвижимых имуществ (1863), государственного поземельного налога (1875). К 1881 году подушная подать составляла около половины всех прямых налогов, а те, в свою очередь, давали 18% государственных доходов.
Необходимость обеспечить исправную уплату подушной подати стала одной из причин введения паспортной системы. На протяжении всей истории подушной подати её сбор сопровождался значительными недоборами. Так, к 1740-м году общая сумма недоимок достигла 5 миллионов рублей. Власти, с одной стороны, неоднократно предпринимали жёсткие меры по их взысканию, с другой – периодически прощали их из-за невозможности взыскать полностью по причине слабости бюрократического аппарата и разорения крестьянских хозяйств (особенно характерного для 1-й половине XVIII века).
Согласно Плакату 1724 года, сбор подушной подати осуществлялся земским комиссаром (выбирался дворянами дистриктов – военно-администртивных округов) совместно со штаб-офицерами и под наблюдением командира полка (в 1727-1730 годы земские комиссары и штаб-офицеры подчинялись провинциальным воеводам). С 1736 года сбор был передан уездной администрации, которая собирала подушную подать при содействии «офицеров у подушного сбора». После губернской реформы 1775 года им занимались казённые палаты. В XVIII веке сбором подушной подати ведали как военные (Военная коллегия, Генеральный кригс-комиссариат), так и гражданские (Камер-коллегия и ряд других) центральные учреждения под контролем Сената, в XIX веке – Министерство финансов, а также МВД, которое осуществляло контроль за деятельностью губернского начальства по взысканию недоимок.
Правительство не раз официально признавало недостатки подушной системы налогообложения (1727, 1810, 1832). Комиссия для пересмотра системы податей и сборов при Министерстве финансов в 1859 году пришла к выводу, что «без совершенной отмены подушной системы нельзя достигнуть существенного улучшения в устройстве прямых податей». Подушная подать в Европейской России постепенно отменена императором Александром III. По указу от 18(30).5.1882 года прекратилось с началом 1883 года взимание подушной подати с безземельных крестьян, бывших дворовых людей и с крестьян, получивших в ходе крестьянской реформы 1861 года земельный надел в размере 1/4 от высшей нормы (так называемых крестьян-дарственников). Законом от 14(26).5.1883 года размер подушной подати понижен, а для бывших фабричных и заводских крестьян она отменена. Законом от 28.5(9.6).1885 года взимание подушной подати прекращено с началом 1886 года с большинства крестьян, а с началом 1887 года – со всех бывших податных сословий, кроме жителей Сибири, где подушная подать законом от 18(30).1.1898 года упразднена с началом 1899 года. Отмена подушной подати была компенсирована ростом поземельного налога, налога с городских недвижимых имуществ, налогов за право торговли и промыслов, увеличением акциза со спирта, а также оброчной подати с бывших государственных крестьян с последующим её преобразованием в выкупные платежи.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Подушная подать – это налог введенный Петром 1 для содержания армии. Платить ее должен был каждый житель страны. Налог это был введен Петром уже в конце его жизни, и поэтому наладить до конца его сбори освоение, его приемники не смогли, точнее у них это не очень получилось.
Вообще простому человеку кажется, что ввести и собрать налог это дело плевое “Пошел, забрал деньги и потратил”. Но на самом деле это совсем не просто, даже сейчас (привет Мишустину).
Как собирался главный налог в России?
Грубо говоря:
Крестьяне должны были сами организоваться и пойти в специально отведенное для этого место, дать денег, получить грамоту о оплате и вуаля, дело в шляпе.
Но собирались ли эти налоги хорошо? Неужто крестьяне с большим энтузиазмом платили какие то деньги государству, которое вообще для них ничего не делает из того что можно ощутить (никакого бесплатного образования, медицины и вообще чего то ощутимого для простого народа государство не делало)
На самом деле вопрос сложный… И правильный ответ будет: “ХЗ”, а вот почему:
Петр понимал, что собрать налоги, отвезти их в центр центр задача непростая (это вам не как сейчас взял перевел в банке со счета на счет и все), деньги нужно распихать по бочкам и мешкам и на телегах везти в Питер. Задача мало того что сложная, она еще и дорогая. Мешки, телеги, работа извозчиков, охрана при перевозке стоит реального баблонского (и я не какого то графа имя ввиду). И Петр постановил что пусть деньги остаются на местах, а в СПб пусть просто пришлют отчет о собранных деньгах.
При этом деньги эти должны оставаться на местах. Для чего вообще собиралась подушная подать? ДЛЯ АРМИИ. Эти деньги должны были отправится в полк, который привязан к области, в которой собирался налог. И по задумке, в какой нибудь Орловском уезде, собрали деньги, а потом аккуратненько от везли в полк, который находиться недалеко от условной “налоговой”. Но полк этот обычно было в каком то походе, или их вообще давно расстреляли шрамнелью где-нибудь в Пруссии, кароче сложновато.
В итоге местные налоговые писали в губернскую налоговую письмо “Что делать?”, губернская в Питерскую, те полгода (условно) думали, так как таких обращений чуть более чем дофига, потом отправляли им письмо с очень информацией о то что надо делать. И все это также через все инстанции…. Учитывая то с какой скоростью шли письма , и анти-инициативное нутро чиновнического аппарата это приводило к тому что:
ГОСУДАРСТВО ВООБЩЕ В 18 ВЕКЕ ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЛО СКОЛЬКО ТОЧНО ТРАТИЛОСЬ И СКОЛЬКО СОБИРАЛОСЬ НАЛОГОВ!!!!!
ВОТ ПРИМЕР:
В Волоколамске собрали денег. Надо отправлять в полк. Полк или уже похоронен под каким нибудь Измаилом, или пьяный валяется в обьятиях куртизанок в Австро-Венгрии, кароче, хз “че делать” с деньгами.
Пишут в Москву: “Куда отправить денег?”, те молчат. Тут проезжает какой нибудь граф Орлов-Шмарлов по государственной службе и говорит : “Оо, у вас тут деньги неосвоенные, мне как раз на строительство имения , дороги в Москве не хватает, дайте мне под расписку, я потом в Петербурге буду, их отдам. В итоге деньги реально идут на дорогу (ну или почти все идут на дорогу), граф то ли забывает, то ли умирает на дуэли, то ли еще чего…. В Питере недосчитываются денег. Пишут в Москву : “Где деньги с Волоколамска?” , те пишут в Волоколамск : “Где деньги с вас?”. А в Волоколамске отвечают, что все Шмарлову отдали, расписка прилагается. А этого Шмарлова теперь иди ищи (да и кто это должен делать не понятно, НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ, то ли Волоколамские ребята, то ли Москвичи, то ли Питерские)
Вот так и получается, что в Российской империи было просто “броуновское движение” денег, то есть хаотичное (для тех кто физику в школе плохо учил)
ГОСПОДА, СПАСИБО ЧТО ДОЧИТАЛИ СТАТЬЮ СИЮ, ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ И ЛОЙСЫ НЕ ЗАБУДЬТЕ
ПОДУ́ШНАЯ ПО́ДАТЬ, прямой личный налог. Взималась в Риме Древнем в период республики и принципата с жителей римских провинций, а в эпоху домината, после проведения всеобщей переписи населения 289–290, – со всех гор. жителей. В средние века и Новое время существовала в Зап. Европе: периодически вводилась в Англии в 14 и 16 вв.; в виде капитации (от лат. caput – голова) взималась во Франции в 1695–99 и 1704 – кон. 18 в. Аналог П. п. с немусульманского населения в Халифате и Османской империи – джизия. В России сменила систему подворного обложения. Введена царём Петром I в Европ. России и Сибири Плакатом о сборе подушных денег от 26.6(7.7).1724 с целью обеспечить содержание новой регулярной армии; со временем была распространена на Слободскую (1765), Левобережную (1783) и Правобережную (1795) Украину, Прибалтику (1783), а также на вновь присоединённые территории.
П. п. были обложены все категории крестьян (помещичьи, гос., дворцовые, монастырские, позднее – удельные), посадские люди, разночинцы, а также однодворцы и дворовые люди, которые до введения П. п. не несли тягла в пользу государства, с 1775 – мещанство. От уплаты П. п. были освобождены дворянство, духовенство, казачество, с 1775 – формировавшееся купечество (заменена сбором с объявленного капитала), с 1863 – мещанство (кроме Сибири; для него П. п. заменена налогом с гор. недвижимого имущества). Сословия, платившие П. п., назывались «податными» (ок. 90% от общей численности населения в Европ. России в сер. 19 в.).
Для подготовки к введению П. п. по указу от 26.11(7.12).1718 в 1719–21 произведена перепись населения мужского пола, подлежавшего обложению (выявила 4,8 млн. чел.), в 1722–24 – проверка её результатов (ревизия), которая учла 5,4 млн. ревизских душ. Непосредственная ответственность за взимание П. п. возлагалась у гос. крестьян на общину по принципу круговой поруки, в помещичьих имениях – на помещика, в городах – на органы посадского (мещанского) самоуправления и гор. администрацию. Величина П. п. законом устанавливалась в равном размере с каждой ревизской души, независимо от возраста, но община и мещанское общество осуществляли раскладку П. п. в соответствии с тяглыми возможностями каждого двора (хозяйства); при раскладке подати в помещичьих имениях, как правило, также учитывалось благосостояние отд. дворов. Общая сумма подати, которую ежегодно выплачивали крестьянская община или мещанское общество, рассчитывалась исходя из зафиксированного фискальными документами (ревизскими сказками) числа ревизских душ и оставалась неизменной вплоть до следующей ревизии. Изменения, происходившие в естественном составе населения между ревизиями, не учитывались, в связи с чем податное обложение было неравномерным. В местностях, где в силу к.-л. причин население сокращалось, податная тягота возрастала и, напротив, уменьшалась там, где происходил прирост мужского населения.
Первоначальный размер П. п. был установлен путём деления суммы, необходимой для содержания армии, на число налогоплательщиков. В 1724 П. п. определена в 74 коп. С 1725 для крестьян П. п. составляла 70 коп., для податного гор. населения – 80 коп. (кроме этого, помещичьи крестьяне платили оброк или несли барщину, гос. крестьяне и гор. население были обложены дополнит. оброчным сбором в пользу государства в размере 40 коп. с ревизской души). До 1782 старообрядцы платили двойной подушный оклад (один шёл в доход государства, другой поступал Рус. православной церкви), половиной подушного оклада были обложены и женщины в старообрядч. общинах (за исключением старообрядцев, которые жили в приграничной полосе, чтобы не провоцировать их бегство из страны). В 1740–1750-е гг. 70-копеечный оклад неоднократно снижался на отд. годы (от 3 до 17 коп.), в этот период правительство увеличивало косвенные налоги (таможенные сборы, поступления от винной монополии и др.). С нач. 1760-х гг., когда возможности усиления косвенного налогообложения были исчерпаны, П. п. возрастала, к 1798 составила 1 руб. 26 коп. для помещичьих крестьян, 4 руб. 26 коп. для гос. крестьян и близких к ним категорий и 2 руб. для мещан (включая оброчный сбор). С учётом падения курса ассигнаций, больших воен. расходов подушный оклад в 1810 увеличен до 2 руб. для крестьян и до 5 руб. для мещан, к 1818 – до 3 руб. 30 коп. и 8 руб. 30 коп. соответственно. В 1839, с началом денежной реформы мин. финансов Е. Ф. Канкрина, подушный оклад переложен на серебро (для крестьян составил 95 коп., для мещан – 2 руб. 38 коп.). В 1863–67 он увеличен, но вместо уравнительного обложения ревизских душ подушные оклады были дифференцированы по отд. местностям, составив от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.
Введение П. п. привело к значит. росту гос. доходов, поступления от неё составляли 54,1% гос. доходов в 1724, 52,7% – в 1749, 34,6% – в 1758, 57,1% – в 1785. В дальнейшем роль П. п. снижалась за счёт роста косвенных налогов и введения новых прямых налогов – с гор. недвижимых имуществ (1863), гос. поземельного налога (1875). К 1881 П. п. составляла около половины всех прямых налогов, а те, в свою очередь, давали 18% гос. доходов.
Необходимость обеспечить исправную уплату П. п. стала одной из причин введения паспортной системы. На протяжении всей истории П. п. её сбор сопровождался значит. недоборами. Так, к 1740-м гг. общая сумма недоимок достигла 5 млн. руб. Власти, с одной стороны, неоднократно предпринимали жёсткие меры по их взысканию, с другой – периодически прощали их из-за невозможности взыскать полностью по причине слабости бюрократич. аппарата и разорения крестьянских хозяйств (особенно характерного для 1-й пол. 18 в.).
Согласно Плакату 1724, сбор П. п. осуществлялся земским комиссаром (выбирался дворянами дистриктов – воен.-адм. округов) совместно со штаб-офицерами и под наблюдением командира полка (в 1727–30 земские комиссары и штаб-офицеры подчинялись провинц. воеводам). С 1736 сбор был передан уездной администрации, которая собирала П. п. при содействии «офицеров у подушного сбора». После губернской реформы 1775 им занимались казённые палаты. В 18 в. сбором П. п. ведали как военные (Военная коллегия, Генеральный кригс-комиссариат), так и гражданские (Камер-коллегия и ряд др.) центр. учреждения под контролем Сената, в 19 в. – Мин-во финансов, а также МВД, которое осуществляло контроль за деятельностью губернского начальства по взысканию недоимок.
Правительство не раз официально признавало недостатки подушной системы налогообложения (1727, 1810, 1832). Комиссия для пересмотра системы податей и сборов при Мин-ве финансов в 1859 пришла к выводу, что «без совершенной отмены подушной системы нельзя достигнуть существенного улучшения в устройстве прямых податей». П. п. в Европ. России постепенно отменена имп. Александром III. По указу от 18(30).5.1882 прекратилось с нач. 1883 взимание П. п. с безземельных крестьян, быв. дворовых людей и с крестьян, получивших в ходе крестьянской реформы 1861 земельный надел в размере 1/4 от высшей нормы (т. н. крестьян-дарственников). Законом от 14(26).5.1883 размер П. п. понижен, а для быв. фабричных и заводских крестьян она отменена. Законом от 28.5(9.6). 1885 взимание П. п. прекращено с нач. 1886 с большинства крестьян, а с нач. 1887 – со всех быв. податных сословий, кроме жителей Сибири, где П. п. законом от 18(30).1.1898 упразднена с нач. 1899. Отмена П. п. была компенсирована ростом поземельного налога, налога с гор. недвижимых имуществ, налогов за право торговли и промыслов, увеличением акциза со спирта, а также оброчной подати с быв. гос. крестьян с последующим её преобразованием в выкупные платежи.