Подушная подать в пользу государства

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ – пря­мой лич­ный на­лог.

Взи­ма­лась в Древ­нем Ри­ме  в пе­ри­од рес­пуб­ли­ки и прин­ци­па­та с жи­те­лей рим­ских про­вин­ций, а в эпо­ху до­ми­на­та, пос­ле про­ве­де­ния все­об­щей пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 289-290 годов, – со всех городских жи­те­лей. В сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя су­щест­во­ва­ла в Западной Ев­ро­пе: пе­рио­ди­чес­ки вво­ди­лась в Анг­лии в XIV и XVI века; в ви­де ка­пи­та­ции (от латинского caput – го­ло­ва) взи­ма­лась во Фран­ции в 1695-1699 годы и 1704 – конец XVIII века. Ана­лог подушной подати с не­му­суль­ман­ско­го на­се­ле­ния в Ха­ли­фа­те и Ос­ман­ской им­пе­рии – джи­зия. В Рос­сии сме­ни­ла сис­те­му под­вор­но­го об­ло­же­ния. Вве­де­на ца­рём Пет­ром I в Ев­ропейской Рос­сии и Си­бири Пла­ка­том о сбо­ре по­душ­ных де­нег от 26.6(7.7).1724 года с це­лью обес­пе­чить со­дер­жа­ние но­вой ре­гу­ляр­ной ар­мии; со вре­ме­нем бы­ла рас­про­стра­не­на на Сло­бод­скую (1765), Ле­во­бе­реж­ную (1783) и Пра­во­бе­реж­ную (1795) Ук­раи­ну, При­бал­ти­ку (1783), а так­же на вновь при­сое­ди­нён­ные тер­ри­то­рии.

Подушной податью бы­ли об­ло­же­ны все ка­те­го­рии кре­сть­ян (по­ме­щи­чьи, государственные, двор­цо­вые, мо­на­стыр­ские, позд­нее – удель­ные), по­сад­ские лю­ди, раз­но­чин­цы, а так­же од­но­двор­цы и дво­ро­вые лю­ди, ко­то­рые до вве­де­ния подушной подати не не­сли тяг­ла в поль­зу го­су­дар­ст­ва, с 1775 года – ме­щан­ст­во. От уп­ла­ты подушной подати бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны дво­рян­ст­во, ду­хо­вен­ст­во, ка­за­чест­во, с 1775 года – фор­ми­ро­вав­ше­еся ку­пе­че­ст­во (за­ме­не­на сбо­ром с объ­яв­лен­но­го ка­пи­та­ла), с 1863 года – ме­щан­ст­во (кро­ме Си­би­ри; для не­го подушная подать за­ме­не­на на­ло­гом с городского не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва). Со­сло­вия, пла­тив­шие подушную подать, на­зы­ва­лись «по­дат­ны­ми» (около 90% от об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния в Ев­ропейской Рос­сии в середине XIX века).

Для под­го­тов­ки к вве­де­нию подушной подати по ука­зу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы про­из­ве­де­на пе­ре­пись на­се­ле­ния муж­ско­го по­ла, под­ле­жав­ше­го об­ло­же­нию (вы­яви­ла 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы – про­вер­ка её ре­зуль­та­тов (ре­ви­зия), ко­то­рая уч­ла 5,4 миллионов ре­виз­ских душ. Не­по­сред­ст­вен­ная от­вет­ст­вен­ность за взи­ма­ние подушной подати воз­ла­га­лась у государственных кре­сть­ян на об­щи­ну по прин­ци­пу кру­го­вой по­ру­ки, в по­ме­щичь­их име­ни­ях – на по­ме­щи­ка, в го­ро­дах – на ор­га­ны по­сад­ско­го (ме­щан­ско­го) са­мо­управ­ле­ния и городскую ад­ми­ни­ст­ра­цию. Ве­ли­чи­на подушной подати за­ко­ном ус­та­нав­ли­ва­лась в рав­ном раз­ме­ре с ка­ж­дой ре­виз­ской ду­ши, не­за­ви­си­мо от воз­рас­та, но об­щи­на и ме­щан­ское об­ще­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ли рас­клад­ку подушной подати в со­от­вет­ст­вии с тяг­лы­ми воз­мож­но­стя­ми ка­ж­до­го дво­ра (хо­зяй­ст­ва); при рас­клад­ке по­да­ти в по­ме­щичь­их име­ни­ях, как пра­ви­ло, так­же учи­ты­ва­лось бла­го­сос­тоя­ние отдельных дво­ров. Об­щая сум­ма по­да­ти, ко­то­рую еже­год­но вы­пла­чи­ва­ли кре­сть­ян­ская об­щи­на или ме­щан­ское об­ще­ст­во, рас­счи­ты­ва­лась ис­хо­дя из за­фик­си­ро­ван­но­го фис­каль­ны­ми до­ку­мен­та­ми (ре­виз­ски­ми сказ­ка­ми) чис­ла ре­виз­ских душ и ос­та­ва­лась не­из­мен­ной вплоть до сле­дую­щей ре­ви­зии. Из­ме­не­ния, про­ис­хо­див­шие в ес­те­ст­вен­ном со­ста­ве на­се­ле­ния ме­ж­ду ре­ви­зия­ми, не учи­ты­ва­лись, в свя­зи с чем по­дат­ное об­ло­же­ние бы­ло не­рав­но­мер­ным. В ме­ст­но­стях, где в си­лу к.-л. при­чин на­се­ле­ние со­кра­ща­лось, по­дат­ная тя­го­та воз­рас­та­ла и, на­про­тив, умень­ша­лась там, где про­ис­хо­дил при­рост муж­ско­го на­се­ле­ния.

Пер­во­на­чаль­ный раз­мер подушной подати был ус­та­нов­лен пу­тём де­ле­ния сум­мы, не­об­хо­ди­мой для со­дер­жа­ния ар­мии, на чис­ло на­ло­го­пла­тель­щи­ков. В 1724 году подушная подать оп­ре­де­ле­на в 74 копейки. С 1725 года для кре­сть­ян подушная подать со­став­ля­ла 70 копеек, для по­дат­но­го городского на­се­ле­ния – 80 копеек (кро­ме это­го, по­ме­щи­чьи кре­сть­я­не пла­ти­ли об­рок или не­сли бар­щи­ну, государственные кре­сть­я­не и городское на­се­ле­ние бы­ли об­ло­же­ны до­пол­нительным об­роч­ным сбо­ром в поль­зу го­су­дар­ст­ва в раз­ме­ре 40 копеек с ре­виз­ской ду­ши). До 1782 года ста­ро­об­ряд­цы пла­ти­ли двой­ной по­душ­ный ок­лад (один шёл в до­ход го­су­дар­ст­ва, дру­гой по­сту­пал Русской пра­во­слав­ной церк­ви), по­ло­ви­ной по­душ­но­го ок­ла­да бы­ли об­ло­же­ны и жен­щи­ны в ста­ро­об­рядческих об­щи­нах (за ис­клю­че­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, ко­то­рые жи­ли в при­гра­нич­ной по­ло­се, что­бы не про­во­ци­ро­вать их бег­ст­во из стра­ны). В 1740-1750-е годы 70-ко­пе­еч­ный ок­лад не­од­но­крат­но сни­жал­ся на отдельные го­ды (от 3 до 17 копеек), в этот пе­ри­од пра­ви­тель­ст­во уве­ли­чи­ва­ло кос­вен­ные на­ло­ги (та­мо­жен­ные сбо­ры, по­сту­п­ле­ния от вин­ной мо­но­по­лии и другие). С начала 1760-х годов, ко­гда воз­мож­но­сти уси­ле­ния кос­вен­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния бы­ли ис­чер­па­ны, подушная подать воз­рас­та­ла, к 1798 году со­ста­ви­ла 1 рубль 26 копеек для по­ме­щичь­их кре­сть­ян, 4 рубля 26 копеек для государственных кре­сть­ян и близ­ких к ним ка­те­го­рий и 2 рублей для ме­щан (вклю­чая об­роч­ный сбор). С учё­том па­де­ния кур­са ас­сиг­на­ций, боль­ших во­енных рас­хо­дов по­душ­ный ок­лад в 1810 году уве­ли­чен до 2 рублей для кре­сть­ян и до 5 рублей для ме­щан, к 1818 году – до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек со­от­вет­ст­вен­но. В 1839 году, с на­ча­лом де­неж­ной ре­фор­мы министерства фи­нан­сов Е.Ф. Кан­кри­на, по­душ­ный ок­лад пе­ре­ло­жен на се­реб­ро (для кре­сть­ян со­ста­вил 95 копеек, для ме­щан – 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он уве­ли­чен, но вме­сто урав­ни­тель­но­го об­ло­же­ния ре­виз­ских душ по­душ­ные ок­ла­ды бы­ли диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны по отдельным ме­ст­но­стям, со­ста­вив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.

Вве­де­ние подушной подати при­ве­ло к зна­чительному рос­ту государственных до­хо­дов, по­ступ­ле­ния от неё со­став­ля­ли 54,1% государственных до­хо­дов в 1724, 52,7% – в 1749 году, 34,6% – в 1758 году, 57,1% – в 1785 году. В даль­ней­шем роль подушной подати сни­жа­лась за счёт рос­та кос­вен­ных на­ло­гов и вве­де­ния но­вых пря­мых на­ло­гов – с городских не­дви­жи­мых иму­ществ (1863), государственного по­зе­мель­но­го на­ло­га (1875). К 1881 году подушная подать со­став­ля­ла око­ло по­ло­ви­ны всех пря­мых на­ло­гов, а те, в свою оче­редь, да­ва­ли 18% государственных до­хо­дов.

Читайте также:  Если польза от чая каркаде

Не­об­хо­ди­мость обес­пе­чить ис­прав­ную уп­ла­ту подушной подати ста­ла од­ной из при­чин вве­де­ния пас­порт­ной сис­те­мы. На про­тяже­нии всей ис­то­рии подушной подати её сбор со­про­во­ж­дал­ся зна­чительными не­до­бо­ра­ми. Так, к 1740-м году об­щая сум­ма не­дои­мок до­стигла 5 миллионов рублей. Вла­сти, с од­ной сторо­ны, не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ли жё­ст­кие ме­ры по их взы­ска­нию, с дру­гой – пе­рио­ди­че­ски про­ща­ли их из-за не­воз­мож­но­сти взы­скать пол­но­стью по при­чи­не сла­бо­сти бю­ро­кра­тического ап­па­ра­та и ра­зо­ре­ния кре­сть­ян­ских хо­зяйств (осо­бен­но ха­рак­тер­но­го для 1-й половине XVIII века).

Со­глас­но Пла­ка­ту 1724 года, сбор подушной подати осу­ще­ст­в­лял­ся зем­ским ко­мис­са­ром (вы­би­рал­ся дво­ря­на­ми ди­ст­рик­тов – во­енно-администртивных ок­ру­гов) со­вме­ст­но со штаб-офи­це­ра­ми и под на­блю­де­ни­ем ко­ман­ди­ра пол­ка (в 1727-1730 годы зем­ские ко­мис­са­ры и штаб-офи­це­ры под­чи­ня­лись про­винциальным вое­во­дам). С 1736 года сбор был пе­ре­дан уезд­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, ко­то­рая со­би­ра­ла подушную подать при со­дей­ст­вии «офи­це­ров у по­душ­но­го сбо­ра». По­сле гу­берн­ской ре­фор­мы 1775 года им за­ни­ма­лись ка­зён­ные па­ла­ты. В XVIII веке сбо­ром подушной подати ве­да­ли как во­ен­ные (Во­ен­ная кол­ле­гия, Ге­не­раль­ный кригс-ко­мис­са­ри­ат), так и гра­ж­дан­ские (Ка­мер-кол­ле­гия и ряд других) центральные уч­ре­ж­де­ния под кон­тро­лем Се­на­та, в XIX веке – Министерство фи­нан­сов, а так­же МВД, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ло кон­троль за дея­тель­но­стью гу­берн­ско­го на­чаль­ст­ва по взы­ска­нию не­дои­мок.

Пра­ви­тель­ст­во не раз офи­ци­аль­но при­зна­ва­ло не­дос­тат­ки по­душ­ной сис­те­мы на­ло­го­об­ло­же­ния (1727, 1810, 1832). Ко­мис­сия для пе­ре­смот­ра сис­те­мы по­да­тей и сбо­ров при Министерстве фи­нан­сов в 1859 году при­шла к вы­во­ду, что «без со­вер­шен­ной от­ме­ны по­душ­ной сис­те­мы нель­зя дос­тиг­нуть су­ще­ст­вен­но­го улуч­ше­ния в уст­рой­ст­ве пря­мых по­да­тей». Подушная подать в Ев­ропейской Рос­сии по­сте­пен­но от­ме­не­на императором Алек­сан­дром III. По ука­зу от 18(30).5.1882 года пре­кра­ти­лось с началом 1883 года взи­ма­ние подушной подати с без­зе­мель­ных кре­сть­ян, бывших дво­ро­вых лю­дей и с кре­сть­ян, по­лу­чив­ших в хо­де кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 года зе­мель­ный на­дел в раз­ме­ре 1/4 от выс­шей нор­мы (так называемых кре­сть­ян-дар­ст­вен­ни­ков). За­ко­ном от 14(26).5.1883 года раз­мер подушной подати по­ни­жен, а для бывших фаб­рич­ных и за­вод­ских кре­сть­ян она от­ме­не­на. За­ко­ном от 28.5(9.6).1885 года взи­ма­ние подушной подати пре­кра­ще­но с началом 1886 года с боль­шин­ст­ва кре­сть­ян, а с началом 1887 года – со всех бывших по­дат­ных со­сло­вий, кро­ме жи­те­лей Си­би­ри, где подушная подать за­ко­ном от 18(30).1.1898 года уп­разд­не­на с началом 1899 года. От­ме­на подушной подати бы­ла ком­пен­си­ро­ва­на рос­том по­зе­мель­но­го на­ло­га, на­ло­га с городских не­дви­жи­мых иму­ществ, на­ло­гов за пра­во тор­гов­ли и про­мы­слов, уве­ли­че­ни­ем ак­ци­за со спир­та, а так­же об­роч­ной по­да­ти с бывших государственных кре­сть­ян с по­сле­дую­щим её пре­об­ра­зо­ва­ни­ем в вы­куп­ные пла­те­жи.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник

Подушная подать – это налог введенный Петром 1 для содержания армии. Платить ее должен был каждый житель страны. Налог это был введен Петром уже в конце его жизни, и поэтому наладить до конца его сбори освоение, его приемники не смогли, точнее у них это не очень получилось.

Вообще простому человеку кажется, что ввести и собрать налог это дело плевое “Пошел, забрал деньги и потратил”. Но на самом деле это совсем не просто, даже сейчас (привет Мишустину).

Как собирался главный налог в России?

Грубо говоря:

Крестьяне должны были сами организоваться и пойти в специально отведенное для этого место, дать денег, получить грамоту о оплате и вуаля, дело в шляпе.

Но собирались ли эти налоги хорошо? Неужто крестьяне с большим энтузиазмом платили какие то деньги государству, которое вообще для них ничего не делает из того что можно ощутить (никакого бесплатного образования, медицины и вообще чего то ощутимого для простого народа государство не делало)

На самом деле вопрос сложный… И правильный ответ будет: “ХЗ”, а вот почему:

Петр понимал, что собрать налоги, отвезти их в центр центр задача непростая (это вам не как сейчас взял перевел в банке со счета на счет и все), деньги нужно распихать по бочкам и мешкам и на телегах везти в Питер. Задача мало того что сложная, она еще и дорогая. Мешки, телеги, работа извозчиков, охрана при перевозке стоит реального баблонского (и я не какого то графа имя ввиду). И Петр постановил что пусть деньги остаются на местах, а в СПб пусть просто пришлют отчет о собранных деньгах.

При этом деньги эти должны оставаться на местах. Для чего вообще собиралась подушная подать? ДЛЯ АРМИИ. Эти деньги должны были отправится в полк, который привязан к области, в которой собирался налог. И по задумке, в какой нибудь Орловском уезде, собрали деньги, а потом аккуратненько от везли в полк, который находиться недалеко от условной “налоговой”. Но полк этот обычно было в каком то походе, или их вообще давно расстреляли шрамнелью где-нибудь в Пруссии, кароче сложновато.

Читайте также:  Есть ли польза в роллах

В итоге местные налоговые писали в губернскую налоговую письмо “Что делать?”, губернская в Питерскую, те полгода (условно) думали, так как таких обращений чуть более чем дофига, потом отправляли им письмо с очень информацией о то что надо делать. И все это также через все инстанции…. Учитывая то с какой скоростью шли письма , и анти-инициативное нутро чиновнического аппарата это приводило к тому что:

ГОСУДАРСТВО ВООБЩЕ В 18 ВЕКЕ ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЛО СКОЛЬКО ТОЧНО ТРАТИЛОСЬ И СКОЛЬКО СОБИРАЛОСЬ НАЛОГОВ!!!!!

ВОТ ПРИМЕР:

В Волоколамске собрали денег. Надо отправлять в полк. Полк или уже похоронен под каким нибудь Измаилом, или пьяный валяется в обьятиях куртизанок в Австро-Венгрии, кароче, хз “че делать” с деньгами.

Пишут в Москву: “Куда отправить денег?”, те молчат. Тут проезжает какой нибудь граф Орлов-Шмарлов по государственной службе и говорит : “Оо, у вас тут деньги неосвоенные, мне как раз на строительство имения , дороги в Москве не хватает, дайте мне под расписку, я потом в Петербурге буду, их отдам. В итоге деньги реально идут на дорогу (ну или почти все идут на дорогу), граф то ли забывает, то ли умирает на дуэли, то ли еще чего…. В Питере недосчитываются денег. Пишут в Москву : “Где деньги с Волоколамска?” , те пишут в Волоколамск : “Где деньги с вас?”. А в Волоколамске отвечают, что все Шмарлову отдали, расписка прилагается. А этого Шмарлова теперь иди ищи (да и кто это должен делать не понятно, НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ, то ли Волоколамские ребята, то ли Москвичи, то ли Питерские)

Вот так и получается, что в Российской империи было просто “броуновское движение” денег, то есть хаотичное (для тех кто физику в школе плохо учил)

ГОСПОДА, СПАСИБО ЧТО ДОЧИТАЛИ СТАТЬЮ СИЮ, ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ И ЛОЙСЫ НЕ ЗАБУДЬТЕ

Источник

ПОДУ́ШНАЯ ПО́ДАТЬ, пря­мой лич­ный на­лог. Взи­ма­лась в Ри­ме Древ­нем в пе­ри­од рес­пуб­ли­ки и прин­ци­па­та с жи­те­лей рим­ских про­вин­ций, а в эпо­ху до­ми­на­та, пос­ле про­ве­де­ния все­об­щей пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 289–290, – со всех гор. жи­те­лей. В сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя су­щест­во­ва­ла в Зап. Ев­ро­пе: пе­рио­ди­чес­ки вво­ди­лась в Анг­лии в 14 и 16 вв.; в ви­де ка­пи­та­ции (от лат. caput – го­ло­ва) взи­ма­лась во Фран­ции в 1695–99 и 1704 – кон. 18 в. Ана­лог П. п. с не­му­суль­ман­ско­го на­се­ле­ния в Ха­ли­фа­те и Ос­ман­ской им­пе­рии – джи­зия. В Рос­сии сме­ни­ла сис­те­му под­вор­но­го об­ло­же­ния. Вве­де­на ца­рём Пет­ром I в Ев­роп. Рос­сии и Си­бири Пла­ка­том о сбо­ре по­душ­ных де­нег от 26.6(7.7).1724 с це­лью обес­пе­чить со­дер­жа­ние но­вой ре­гу­ляр­ной ар­мии; со вре­ме­нем бы­ла рас­про­стра­не­на на Сло­бод­скую (1765), Ле­во­бе­реж­ную (1783) и Пра­во­бе­реж­ную (1795) Ук­раи­ну, При­бал­ти­ку (1783), а так­же на вновь при­сое­ди­нён­ные тер­ри­то­рии.

П. п. бы­ли об­ло­же­ны все ка­те­го­рии кре­сть­ян (по­ме­щи­чьи, гос., двор­цо­вые, мо­на­стыр­ские, позд­нее – удель­ные), по­сад­ские лю­ди, раз­но­чин­цы, а так­же од­но­двор­цы и дво­ро­вые лю­ди, ко­то­рые до вве­де­ния П. п. не не­сли тяг­ла в поль­зу го­су­дар­ст­ва, с 1775 – ме­щан­ст­во. От уп­ла­ты П. п. бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны дво­рян­ст­во, ду­хо­вен­ст­во, ка­за­чест­во, с 1775 – фор­ми­ро­вав­ше­еся ку­пе­че­ст­во (за­ме­не­на сбо­ром с объ­яв­лен­но­го ка­пи­та­ла), с 1863 – ме­щан­ст­во (кро­ме Си­би­ри; для не­го П. п. за­ме­не­на на­ло­гом с гор. не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва). Со­сло­вия, пла­тив­шие П. п., на­зы­ва­лись «по­дат­ны­ми» (ок. 90% от об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния в Ев­роп. Рос­сии в сер. 19 в.).

Для под­го­тов­ки к вве­де­нию П. п. по ука­зу от 26.11(7.12).1718 в 1719–21 про­из­ве­де­на пе­ре­пись на­се­ле­ния муж­ско­го по­ла, под­ле­жав­ше­го об­ло­же­нию (вы­яви­ла 4,8 млн. чел.), в 1722–24 – про­вер­ка её ре­зуль­та­тов (ре­ви­зия), ко­то­рая уч­ла 5,4 млн. ре­виз­ских душ. Не­по­сред­ст­вен­ная от­вет­ст­вен­ность за взи­ма­ние П. п. воз­ла­га­лась у гос. кре­сть­ян на об­щи­ну по прин­ци­пу кру­го­вой по­ру­ки, в по­ме­щичь­их име­ни­ях – на по­ме­щи­ка, в го­ро­дах – на ор­га­ны по­сад­ско­го (ме­щан­ско­го) са­мо­управ­ле­ния и гор. ад­ми­ни­ст­ра­цию. Ве­ли­чи­на П. п. за­ко­ном ус­та­нав­ли­ва­лась в рав­ном раз­ме­ре с ка­ж­дой ре­виз­ской ду­ши, не­за­ви­си­мо от воз­рас­та, но об­щи­на и ме­щан­ское об­ще­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ли рас­клад­ку П. п. в со­от­вет­ст­вии с тяг­лы­ми воз­мож­но­стя­ми ка­ж­до­го дво­ра (хо­зяй­ст­ва); при рас­клад­ке по­да­ти в по­ме­щичь­их име­ни­ях, как пра­ви­ло, так­же учи­ты­ва­лось бла­го­сос­тоя­ние отд. дво­ров. Об­щая сум­ма по­да­ти, ко­то­рую еже­год­но вы­пла­чи­ва­ли кре­сть­ян­ская об­щи­на или ме­щан­ское об­ще­ст­во, рас­счи­ты­ва­лась ис­хо­дя из за­фик­си­ро­ван­но­го фис­каль­ны­ми до­ку­мен­та­ми (ре­виз­ски­ми сказ­ка­ми) чис­ла ре­виз­ских душ и ос­та­ва­лась не­из­мен­ной вплоть до сле­дую­щей ре­ви­зии. Из­ме­не­ния, про­ис­хо­див­шие в ес­те­ст­вен­ном со­ста­ве на­се­ле­ния ме­ж­ду ре­ви­зия­ми, не учи­ты­ва­лись, в свя­зи с чем по­дат­ное об­ло­же­ние бы­ло не­рав­но­мер­ным. В ме­ст­но­стях, где в си­лу к.-л. при­чин на­се­ле­ние со­кра­ща­лось, по­дат­ная тя­го­та воз­рас­та­ла и, на­про­тив, умень­ша­лась там, где про­ис­хо­дил при­рост муж­ско­го на­се­ле­ния.

Читайте также:  Польза топинамбура для организма человека

Пер­во­на­чаль­ный раз­мер П. п. был ус­та­нов­лен пу­тём де­ле­ния сум­мы, не­об­хо­ди­мой для со­дер­жа­ния ар­мии, на чис­ло на­ло­го­пла­тель­щи­ков. В 1724 П. п. оп­ре­де­ле­на в 74 коп. С 1725 для кре­сть­ян П. п. со­став­ля­ла 70 коп., для по­дат­но­го гор. на­се­ле­ния – 80 коп. (кро­ме это­го, по­ме­щи­чьи кре­сть­я­не пла­ти­ли об­рок или не­сли бар­щи­ну, гос. кре­сть­я­не и гор. на­се­ле­ние бы­ли об­ло­же­ны до­пол­нит. об­роч­ным сбо­ром в поль­зу го­су­дар­ст­ва в раз­ме­ре 40 коп. с ре­виз­ской ду­ши). До 1782 ста­ро­об­ряд­цы пла­ти­ли двой­ной по­душ­ный ок­лад (один шёл в до­ход го­су­дар­ст­ва, дру­гой по­сту­пал Рус. пра­во­слав­ной церк­ви), по­ло­ви­ной по­душ­но­го ок­ла­да бы­ли об­ло­же­ны и жен­щи­ны в ста­ро­об­рядч. об­щи­нах (за ис­клю­че­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, ко­то­рые жи­ли в при­гра­нич­ной по­ло­се, что­бы не про­во­ци­ро­вать их бег­ст­во из стра­ны). В 1740–1750-е гг. 70-ко­пе­еч­ный ок­лад не­од­но­крат­но сни­жал­ся на отд. го­ды (от 3 до 17 коп.), в этот пе­ри­од пра­ви­тель­ст­во уве­ли­чи­ва­ло кос­вен­ные на­ло­ги (та­мо­жен­ные сбо­ры, по­сту­п­ле­ния от вин­ной мо­но­по­лии и др.). С нач. 1760-х гг., ко­гда воз­мож­но­сти уси­ле­ния кос­вен­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния бы­ли ис­чер­па­ны, П. п. воз­рас­та­ла, к 1798 со­ста­ви­ла 1 руб. 26 коп. для по­ме­щичь­их кре­сть­ян, 4 руб. 26 коп. для гос. кре­сть­ян и близ­ких к ним ка­те­го­рий и 2 руб. для ме­щан (вклю­чая об­роч­ный сбор). С учё­том па­де­ния кур­са ас­сиг­на­ций, боль­ших во­ен. рас­хо­дов по­душ­ный ок­лад в 1810 уве­ли­чен до 2 руб. для кре­сть­ян и до 5 руб. для ме­щан, к 1818 – до 3 руб. 30 коп. и 8 руб. 30 коп. со­от­вет­ст­вен­но. В 1839, с на­ча­лом де­неж­ной ре­фор­мы мин. фи­нан­сов Е. Ф. Кан­кри­на, по­душ­ный ок­лад пе­ре­ло­жен на се­реб­ро (для кре­сть­ян со­ста­вил 95 коп., для ме­щан – 2 руб. 38 коп.). В 1863–67 он уве­ли­чен, но вме­сто урав­ни­тель­но­го об­ло­же­ния ре­виз­ских душ по­душ­ные ок­ла­ды бы­ли диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны по отд. ме­ст­но­стям, со­ста­вив от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.

Вве­де­ние П. п. при­ве­ло к зна­чит. рос­ту гос. до­хо­дов, по­ступ­ле­ния от неё со­став­ля­ли 54,1% гос. до­хо­дов в 1724, 52,7% – в 1749, 34,6% – в 1758, 57,1% – в 1785. В даль­ней­шем роль П. п. сни­жа­лась за счёт рос­та кос­вен­ных на­ло­гов и вве­де­ния но­вых пря­мых на­ло­гов – с гор. не­дви­жи­мых иму­ществ (1863), гос. по­зе­мель­но­го на­ло­га (1875). К 1881 П. п. со­став­ля­ла око­ло по­ло­ви­ны всех пря­мых на­ло­гов, а те, в свою оче­редь, да­ва­ли 18% гос. до­хо­дов.

Не­об­хо­ди­мость обес­пе­чить ис­прав­ную уп­ла­ту П. п. ста­ла од­ной из при­чин вве­де­ния пас­порт­ной сис­те­мы. На про­тяже­нии всей ис­то­рии П. п. её сбор со­про­во­ж­дал­ся зна­чит. не­до­бо­ра­ми. Так, к 1740-м гг. об­щая сум­ма не­дои­мок до­стигла 5 млн. руб. Вла­сти, с од­ной сторо­ны, не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ли жё­ст­кие ме­ры по их взы­ска­нию, с дру­гой – пе­рио­ди­че­ски про­ща­ли их из-за не­воз­мож­но­сти взы­скать пол­но­стью по при­чи­не сла­бо­сти бю­ро­кра­тич. ап­па­ра­та и ра­зо­ре­ния кре­сть­ян­ских хо­зяйств (осо­бен­но ха­рак­тер­но­го для 1-й пол. 18 в.).

Со­глас­но Пла­ка­ту 1724, сбор П. п. осу­ще­ст­в­лял­ся зем­ским ко­мис­са­ром (вы­би­рал­ся дво­ря­на­ми ди­ст­рик­тов – во­ен.-адм. ок­ру­гов) со­вме­ст­но со штаб-офи­це­ра­ми и под на­блю­де­ни­ем ко­ман­ди­ра пол­ка (в 1727–30 зем­ские ко­мис­са­ры и штаб-офи­це­ры под­чи­ня­лись про­винц. вое­во­дам). С 1736 сбор был пе­ре­дан уезд­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, ко­то­рая со­би­ра­ла П. п. при со­дей­ст­вии «офи­це­ров у по­душ­но­го сбо­ра». По­сле гу­берн­ской ре­фор­мы 1775 им за­ни­ма­лись ка­зён­ные па­ла­ты. В 18 в. сбо­ром П. п. ве­да­ли как во­ен­ные (Во­ен­ная кол­ле­гия, Ге­не­раль­ный кригс-ко­мис­са­ри­ат), так и гра­ж­дан­ские (Ка­мер-кол­ле­гия и ряд др.) центр. уч­ре­ж­де­ния под кон­тро­лем Се­на­та, в 19 в. – Мин-во фи­нан­сов, а так­же МВД, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ло кон­троль за дея­тель­но­стью гу­берн­ско­го на­чаль­ст­ва по взы­ска­нию не­дои­мок.

Пра­ви­тель­ст­во не раз офи­ци­аль­но при­зна­ва­ло не­дос­тат­ки по­душ­ной сис­те­мы на­ло­го­об­ло­же­ния (1727, 1810, 1832). Ко­мис­сия для пе­ре­смот­ра сис­те­мы по­да­тей и сбо­ров при Мин-ве фи­нан­сов в 1859 при­шла к вы­во­ду, что «без со­вер­шен­ной от­ме­ны по­душ­ной сис­те­мы нель­зя дос­тиг­нуть су­ще­ст­вен­но­го улуч­ше­ния в уст­рой­ст­ве пря­мых по­да­тей». П. п. в Ев­роп. Рос­сии по­сте­пен­но от­ме­не­на имп. Алек­сан­дром III. По ука­зу от 18(30).5.1882 пре­кра­ти­лось с нач. 1883 взи­ма­ние П. п. с без­зе­мель­ных кре­сть­ян, быв. дво­ро­вых лю­дей и с кре­сть­ян, по­лу­чив­ших в хо­де кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 зе­мель­ный на­дел в раз­ме­ре 1/4 от выс­шей нор­мы (т. н. кре­сть­ян-дар­ст­вен­ни­ков). За­ко­ном от 14(26).5.1883 раз­мер П. п. по­ни­жен, а для быв. фаб­рич­ных и за­вод­ских кре­сть­ян она от­ме­не­на. За­ко­ном от 28.5(9.6). 1885 взи­ма­ние П. п. пре­кра­ще­но с нач. 1886 с боль­шин­ст­ва кре­сть­ян, а с нач. 1887 – со всех быв. по­дат­ных со­сло­вий, кро­ме жи­те­лей Си­би­ри, где П. п. за­ко­ном от 18(30).1.1898 уп­разд­не­на с нач. 1899. От­ме­на П. п. бы­ла ком­пен­си­ро­ва­на рос­том по­зе­мель­но­го на­ло­га, на­ло­га с гор. не­дви­жи­мых иму­ществ, на­ло­гов за пра­во тор­гов­ли и про­мы­слов, уве­ли­че­ни­ем ак­ци­за со спир­та, а так­же об­роч­ной по­да­ти с быв. гос. кре­сть­ян с по­сле­дую­щим её пре­об­ра­зо­ва­ни­ем в вы­куп­ные пла­те­жи.

Источник