Поэма двенадцать аргументы в пользу сатиры и славы
«Двенадцать» – вещь пронзительная,
кажется, единственно значительная
из того, что появилось в области поэзии
за революцию.
С. Н. Булгаков
Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки» , что писать он может тогда и только тогда, когда слышит «музыку» , услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию» , дал им форму, и на свет появилась поэма. Поэма написана в исключительный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
Композиционная особенность: она построена по принципу кольца. . В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие:
«- Ох, Матушка-Заступница!
– Ох, большевики загонят в гроб!. .
– Предатели!
– Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали… »
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати» :
«- Кто еще там? Выходи!. .
– Кто в сугробе – выходи!. .
– Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. »
Последняя реплика обращена к «псу голодному» , который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга, – только он появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться почему. После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес. »
Известно, что к «буржуа» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он. . Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой перебили мысли… » – это дневниковая запись февраля 1918 года. Спутником буржуа Блок делает пса, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальная главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой- «Черный вечер. Белый снег… » и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос. » Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
В этом, очевидно, и есть сатира атеиста.
https://www.litra.ru/composition/get/coid/00049201184864164195/woid/00098001184773068500/
Источник
«Двенадцать» — вещь пронзительная,
кажется, единственно значительная
из того, что появилось в области поэзии
за революцию.
С. Н. Булгаков
Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки» , что писать он может тогда и только тогда, когда слышит «музыку» , услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию» , дал им форму, и на свет появилась поэма. Поэма написана в исключительный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
Композиционная особенность: она построена по принципу кольца. . В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие:
«- Ох, Матушка-Заступница!
— Ох, большевики загонят в гроб!. .
— Предатели!
— Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали… »
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати» :
«- Кто еще там? Выходи!. .
— Кто в сугробе – выходи!. .
— Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. »
Последняя реплика обращена к «псу голодному» , который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга, — только он появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться почему. После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес. »
Известно, что к «буржуа» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он. . Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой перебили мысли… » — это дневниковая запись февраля 1918 года. Спутником буржуа Блок делает пса, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальная главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой- «Черный вечер. Белый снег… » и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос. » Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
В этом, очевидно, и есть сатира атеиста.
https://www.litra.ru/composition/get/coid/00049201184864164195/woid/00098001184773068500/
Источник
«Двенадцать» — вещь пронзительная,
кажется, единственно значительная
из того, что появилось в области поэзии
за революцию.
С. Н. Булгаков
Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки» , что писать он может тогда и только тогда, когда слышит «музыку» , услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию» , дал им форму, и на свет появилась поэма. Поэма написана в исключительный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
Композиционная особенность: она построена по принципу кольца. . В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие:
«- Ох, Матушка-Заступница!
— Ох, большевики загонят в гроб!. .
— Предатели!
— Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали… »
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати» :
«- Кто еще там? Выходи!. .
— Кто в сугробе – выходи!. .
— Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. »
Последняя реплика обращена к «псу голодному» , который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга, — только он появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться почему. После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес. »
Известно, что к «буржуа» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он. . Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой перебили мысли… » — это дневниковая запись февраля 1918 года. Спутником буржуа Блок делает пса, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальная главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой- «Черный вечер. Белый снег… » и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос. » Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
В этом, очевидно, и есть сатира атеиста.
https://www.litra.ru/composition/get/coid/00049201184864164195/woid/00098001184773068500/
Источник
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Поэма А.Блока «Двенадцать»: слава революции или сатира на революцию?
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок-исследование по поэме А.А.Блока «Двенадцать»
2 слайд
Описание слайда:
1) «…поэма направлена против революции в целом» (Ф. Рива) 2) «Поэма А.Блока «Двенадцать» — это Октябрьская революция, отлитая в бронзу». (А.В. Луначарский) 3) «Блок написал глубоко реальную вещь. Этот Блок, уступивший свой голос большевикам-красногвардейцам, остается подлинным Блоком». (М. Горький)
3 слайд
Описание слайда:
Возникает вопрос: Поэма «Двенадцать»: слава революции или сатира на революцию?
4 слайд
Описание слайда:
«Мы живем по горло в крови и грязи, густые тучи отвратительной пошлости окружают нас…»; «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлением против личности»; «Октябрьская революция – «безумная авантюра», «это взрыв зоологических инстинктов»; «Революция — эксперимент, за который русский народ заплатит озерами крови». М.Горький «Несвоевременные мысли» Революция — «заблудившийся трамвай» — не знает, куда несет! (Н.С. Гумилев) Революция – «окаянные дни» ( И.А.Бунин)
5 слайд
Описание слайда:
В анкете, предложенной писателям в 1918 году на вопрос: «Может ли интеллигенция сотрудничать с большевиками?» Блок ответил: «Может и обязана».
6 слайд
Описание слайда:
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию» Так воспринял революцию человек, человек, ждущий преображение России. А как почувствовал ее художник?
7 слайд
Описание слайда:
Что мы видим и что слышим на улицах Петрограда?
8 слайд
Описание слайда:
Найдите портрет «двенадцати» в тексте: как он характеризует героев? В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!
9 слайд
Описание слайда:
Что Катька, рада? — Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу! Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
10 слайд
Описание слайда:
Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-216423
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Поэма «Двенадцать» — непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: «Сегодня я гений».
Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная основа, выражающаяся в использовании частушечного ритма, пословиц, городского романса.
Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип построения «Двенадцати» — контраст. Черный вечер, белый снег — цветовая гамма состоит из резко противоположных цветов. Нарушается она только бьющим в глаза красным флагом. Особую символичность приобретают образы поэмы. Двенадцати красногвардейцам противопоставлен старый мир. Блок находит образ, который ярко раскрывает его отношение к прошлому:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
А старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Поэт, которому сатира была не свойственна, в изображении старого мира пользуется сатирическими средствами. Все представители старого мира обрисованы одним-двумя штрихами, но образы приобретают обобщающее значение: барынька в каракуле; длинноволосый вития, певший под дудку властей; поп, у которого прежде «крестом сияло пузо на народ».
Этому миру противостоит мир революции. Революцию Блок изображает как стихию, как ветер, разбушевавшийся «на всем белом свете». В революции поэт видит главным образом разрушительную сторону, а красногвардейцы, воплощающие ее силы, — это вчерашняя голытьба, которым «на спину б надо бубновый туз». Они идут «без имени святого».Число двенадцать — это и реальная деталь (действительно, в 1918 г. патруль состоял из двенадцати человек), и символ (у Иисуса Христа было двенадцать учеников — апостолов новой веры). Образ двенадцати дан в движении, в развитии. Из голытьбы они постепенно превращаются в революционную силу, из красногвардейцев — в теряющих реальные очертания апостолов — провозвестников новой эры. Преображается даже их походка — шедшие вначале вразвалку, они переходят на мерный шаг, превращающийся затем в державную поступь. Позади, в прошлом, остается голодный пес старого мира:
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Блок писал, что он сам не понимает, почему Христос. Этот далекий от революции образ вызвал разные толкования. Можно предположить, что Христос как воплощение справедливости возглавляет справедливое дело революции. Возможен несколько иной аспект: идущий с двенадцатью красногвардейцами Христос — символ величия и святости революции. Как учение Христа начинало новую эру человечества, так и революция тоже определяет начало новой эпохи.
Поэма «Двенадцать» отражала романтический пафос революции, ее эмоциональный подъем. В ней воплотилась стихия народного движения. Безусловно, Блок «Двенадцати» — не символист в привычном понимании символизма. Эстетические рамки поэмы раздвинуты: символические образы сочетаются с сатирическим обличением, пафос презрения к старому миру — с неясной мечтой о новой России, мечтой, теряющейся в метели.
Источник
Воронов Кирилл 101 группа
Домашняя работа.
1) В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Что в поэме А. Блока «Двенадцать» прочитали современники? Найдите в тексте поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы».
—Эта поэма была написана по заказу Горького, который хотел помочь Блоку избежать расстрела или заключения. Современники от этой поэмы были просто в бешенстве. Нет в ней никакой сатиры, ни славы. Одно сплошное отчаяние. И Великая Трагедия! А с точки зрения литературы — не самое плохое творение Блока. А так.. . жаль его.. . Чисто по человечески.
2) Каким предстаёт «старый мир» в поэме? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
-Старый мир в поэме, несмотря на то, что отмирает, приносит людям, стремящимся к лучшей жизни, огромные страдания. И хотя эти люди пока ещё не видят, куда нужно стремиться, они осознают совершенно ясно, что сначала надо побороть старый мир. Эта идея борьбы нового со старым постоянно прослеживается в рефрене: Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг! Святая Русь – это образ отживающего свой век старого общества. Призывами борьбы с ним исполнены следующие строки: Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
3) Каков лексический строй поэмы? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
-Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец» и высокий слог.
4) Как рисует Блок образы героев поэмы?
-Двенадцать красноармейцев, которые являются героями поэмы, смело маршируют под красным флагом сквозь снежный буран, не обращая на царящий вокруг хаос и непогоду никакого внимания. Им не мешает сметащий все ураганный ветер и снег, потому что они сами являются частью этого урагана. Они сами словно стихия. Они абсолютно уверены в своей правоте и победно вышагивают по улицам, потому что им поручено великое дело мировой революции и любые средства для ее победы хороши — жестокость, насилие, разрушения, смерть. Показателен среди них образ Петрухи, который из ревности убил девушку Катьку. На фоне происходящих событий смерть одного человека настолько малозначительна, а Петруха занят сейчас таким важным для всего миропорядка делом, что даже не считается преступником.
5) Какие образы-символы заметили в поэме?
-Прежде всего это цвета, которые противопоставляются между собой: черный, цвет хаоса и тьмы, красный, олицетворящий революцию, кровь и пожары и белый — символ будущей надежды и света. Еще один символ — ветер, означающий перемены, сильный, сметающий все на своем пути без разбора. Число 12 — количество революционеров, марширующих сквозь бурю. Часто их соотносят с двенадцатью апостолами из евангелия. Ярким образом является Христос во главе с кровавым флагом. Может показаться, что это символ одобрения Блоком революционных событий, но это спорный моент, есть мнение, что здесь Христос олицетворяет не одобрение, но понимание автором неизбежности проиходящих событий, невозможности вернуться к старому порядку, смирения перед неизбежностью.
- Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме «Двенадцать»?
-Образ Христа многозначен. Он может символизировать слепую веру «двенадцати» в то, что они делали. Более того, мы знаем, что социальной базой большевиков были крестьяне, которые в большинстве своем были верующими. Несмотря на то что большевики пытались бороться с религией и красногвардейцы, захваченные духом революции, нарушали десять заповедей, Христос всё ещё с ними, в их сердцах.
Источник
Автор24 — это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы «Поэма Двенадцать. Что в поэме Блока видели современники? Найдите аргументы в пользу сатиры и пользу славы.»
12 апреля 2018
Заказчик создал задание на выполнение
Сочинения по предмету
Литература
12 апреля 2018
15
исполнителей
откликнулись
12 апреля 2018
Заказчик переписывался с автором
богданова1958
12 апреля 2018
Заказчик выбрал автора
богданова1958,
который предложил выполнить работу за 200 руб.
и уже выполнял аналогичные типы работ
13 апреля 2018
Автор выполнил работу по теме
Поэма Двенадцать. Что в поэме Блока видели современники? Найдите аргументы в пользу сатиры и пользу славы.
за
1
день
и уложился в заданный срок
13 апреля 2018
Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ
13 апреля 2018
Заказчик оставил положительный отзыв
Исаак Эммануилович Бабель, русский советский писатель, переводчик, драматург и журналист
Родился в 1894 г. в г. Одесса.
Закончил Одесское коммерческое училище.
В период 1911-1916 годов Бабель учился на экономическом отделении коммерческого института г. Киев. Одновременно с этим обучался на четвертом курсе юридического факультета Петроградского психоневрологического института.
В 1916-ом г. в журнале «Летопись» были опубликованы два его первых рассказа, что были положительно оценены крити…
Уильям Шекспир
Отец Уильяма, Джон Шекспир, был богатым производителем и торговцем перчаток и изделий из кожи, а его мать, Мэри Арден, была дочерью богатого крестьянина. Уильям был третьим из восьми детей в семье. В 1582 году, в 18-летнем возрасте, он женился на Энн Хатауэй, дочери местного землевладельца, которая была на 8 лет его старше.
В связи с разницей в возрасте, а также тот факт, что Энн была на трет…
Данте Алигьери
Данте Алигьери является истинно громадной фигурой Средневековой культуры. Это крупнейший поэт из Италии, мыслитель и богослов, политический деятель и литературовед оставил после себя в наследство потомкам свою «Божественную комедию». Исторических сведений о его жизни дошло до наших дней очень мало. Главным источником знаний служит автобиография, которая он описывает лишь конкретный период своей жи…
Источник
Источник