Польза чтения псалтири по усопшим

Польза чтения псалтири по усопшим thumbnail

Почему принято читать именно Псалтирь по усопшим?

Обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего идет из глубокой первохристианской древности. По свидетельству Предания, апостолы три дня провели при гробе Божией Матери в псалмопении. «Апостольские постановления» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами». Сложилась традиция при гробе архиереев и иереев, как проповедников и служителей Слова Божия, читать Святое Евангелие, а при гробе диаконов и всех остальных усопших православных христиан читать Псалтирь.

Псалтирь по усопшим

Чтение Псалтири по усопшим христианам, с одной стороны, является помощью и утешением со стороны живущих душе умершего, которая в это время предстоит перед Богом, ожидая Его праведного суда. Если в течение нашей земной жизни нам бывает необходима молитвенная помощь, то как переоценить ее значение в этот момент, когда решается участь души в вечности! Отечники, Прологи полны сказаний о том, как именно молитвы родственников, монастырской братии помогли умершему человеку избавиться от вечных мук, умолили Бога о милосердии или, по крайней мере, поддержали его душу, смягчили страдания.

С другой стороны, чтение Псалтири, как и отпевание, нужно не только умершему, но и его близким. Когда человек остается наедине со своей болью, утратой, душу его охватывает отчаяние, и последствия могут быть очень тяжелыми. А если он в этот момент обратится к Богу и пустоту в его душе заполняет молитва, человек обязательно ощутит поддержку и помощь.

Кроме того, смерть близкого – назидательный пример для думающего человека. Он понимает, что и ему придется пройти тем же путем. И слова псалмов, молитв, звучащих на отпевании, могут дать такому человеку пищу для размышления, показать, в чем смысл жизни и смерти.

Подробнее о порядке чтения Псалтири в этом случае.

В сам момент смерти или непосредственно после нее следует читать Последование по исходе души от тела. Это последование призвано облегчить душевные страдания умирающего. Затем родственники начинают чтение Псалтири. Кафизмы читаются одна за другой. Если есть возможность установить череду, Псалтирь читается непрерывно до отпевания. Если нет – чтение продолжается по возможности.

Чтению предшествуют обычное молитвенное начало, затем читаются кафизмы. После каждой статии на «Славах» прочитывается особая молитва о новопреставленном. Эта молитва читается также на отпевании и вкладывается в руку усопшему. Псалтирь читается непосредственно около тела покойного или, если родственники не могут приехать, заочно. После погребения до сорокового дня продолжается чтение Псалтири о новопреставленном: по кафизме в день.

Церковному человеку, конечно, стоит взять благословение на чтение Псалтири о новопреставленном у священника. Ведь он в любом случае придет в храм со своей болью, и священник узнает о смерти близкого или родственника своего прихожанина. Если человек редко приходит в храм и мало что знает о вере, не будет ничего страшного, если он будет читать Псалтирь и без благословения. Возможно, для кого-то это станет первым знакомством со Священным Писанием. Душа человека наиболее умягчается в минуты скорби. И возможно, семечко, которое упадет в душу во время чтения Псалтири, отпевания, даст впоследствии всходы. Мне приходилось встречать людей, которые именно после смерти близких задумались о смысле жизни, о своих грехах, покаялись и пришли к Богу.

Почему во время чтения кафизм можно сидеть?

Собственно, само слово «кафизма», которое с греческого переводится «сидение», указывает на эту богослужебную практику. Эта традиция перешла в приходские храмы из монастырей. В монастырском богослужении чтение кафизм занимает большое количество времени. В это время монахи, как правило, молятся Иисусовой молитвой и слушают чтение Псалтири. Если другие последования – это именно молитвенные обращения к Богу, то чтение кафизм воспринимается и как назидательное чтение.

Получается, что псалмы можно читать не только как молитву?

Псалтирь – это уникальная книга, которую можно читать и как молитву, и как назидательное чтение. И в богослужении она именно так и используется. Не только в храме, но и дома Псалтирь можно читать именно как книгу, а не как молитвенное обращение. У меня был знакомый – по рождению мусульманин, типично восточный человек. Он сознательно после ряда жизненных скорбей и испытаний пришел ко Христу. Церковнославянский давался ему с трудом, а вот Ветхий Завет он очень любил. И часто читал Псалтирь, рассуждая над каждым псалмом. Слушать эти рассуждения было очень интересно. Для него Псалтирь была и молитвой, и пищей для размышления, и кладезем житейского опыта.

В Псалтири встречаются места очень сложные для понимания. Существуют ли переводы или толкования псалмов?

Конечно, существуют. В первую очередь, это синодальный перевод Библии на русский язык, сделанный в 19 в. При переводе использовались тексты Священного Писания на древнегреческом и древнееврейском языках. Это очень грамотный перевод, которым мы пользуемся до сих пор.

Во время богослужения, в домашней молитве псалмы читаются на славянском языке. Для их лучшего понимания можно использовать учебную Псалтирь, где перевод дан именно с церковнославянского.

Безусловно, современному человеку сложно понять не только букву, но и самый дух псалмов. Поэтому обязательно нужно читать творения, в которых дается толкование Псалтири, причем не только историческое, но и духовное, прообразовательное. Самые известные толкования принадлежат свтт. Иоанну Златоусту, Афанасию Великому, Феодориту Кирскому. Им свойственно символическое толкование Псалтири, которое способно дать читающему более глубокое, возвышенное понимание псалмов.

Источник

Что такое Псалтирь?

Псалтирь представляет собой книгу Ветхого Завета, сборник священных гимнов (псалмов). Написаны они были разными авторами почти 3 тысячи лет назад. Автором основной ее части (не менее 78 псалмов) является пророк и царь Давид. Псалтирионом на греческом языке назывался древний струнный музыкальный инструмент, с помощью которого исполнялись богослужебные песнопения. В Православии эта книга используется очень широко — в частности, Псалтирь по усопшим.

Псалтирь по усопшимЧтение Псалтири по усопшим

Согласно Священному Преданию, в 5 веке до Рождества Христова эти песнопения были собраны в один сборник иудейским первосвященником Ездрой. За этой книгой и закрепилось название Псалтирь, а сами гимны получили названия псалмов. Книга Псалтирь вошла в состав книг Ветхого Завета. 

В середине 9 века святые братья Кирилл и Мефодий перевели Псалтирь на славянский язык. В 1491 году в Кракове (Польша) появилось первое типографское тиснение этой книги на славянском.

Для православного человека Псалтирь всегда имела большое значение. Так, псалмы использовались не только в церковных богослужениях, но и как назидание во время домашнего чтения. Кроме того, Псалтирь была основной учебной книгой. Многие поколения учились по ней читать и писать.

Структура Псалтири

Православная Псалтирь состоит из 150 псалмов и еще одного, которого нет в тексте на евреейском. 151-й псалом на славянский язык был переведен с греческого. Все псалмы для удобства их использования собраны в 20 разделов, которые называются кафизмами (глава, раздел) (от греческого слова «кафизо » — «сижу»). При их чтении, согласно Церковному Уставу, разрешается сидеть.

Читайте также:  Польза морской капусты на организм человека

Псалмы учат восхвалять Господа в любых жизненных ситуациях. Свою актуальность эти тексты не теряют и в современном мире. Во многих псалмах прослеживается пророческий характер. Это «Откровение внутри Откровения».

Так, например, в псалме 21 имеется описание крестных страданий Спасителя:

«Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Псалтирь, 21:8-9). 

Святитель Амвросий Медиоланский, 340-397:

«Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а книга псалмов соединяет в себе все это и есть некая полная сокровищница спасения человеческого».

Духовная польза Псалтири

Еще с ветхозаветных времен Святые Отцы относились к Псалтири как к руководству в прославлении Господа. Поэтому псалмы всегда широко и активно употреблялись в церковном богослужении. Из них состоит бо́льшая часть Часов, Междочасий, Повечерия и Полунощницы. Псалмы, полностью или отдельные стихи из них, читаются во время Божественной Литургии, на молебнах. 

«Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбы палестрою, для победителей венцом, на пиршествах веселием, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний» (святитель Григорий Нисский, 335-394).

Апостол Павел в своих Посланиях советовал христианам петь псалмы (Послание к Ефесянам, 5:19, Послание к Колоссянам, 3:16). Он считал это особенно полезным для вразумления. Пение псалмов в раннехристианские времена воодушевляло верующих во время гонений на Церковь. Также псалмы читали во время различных трудов и занятий, как назидание во время отдыха.

Блаженный Иероним (4-5 век) писал:

«Земледелец, идя за плугом, поет аллилуйя; покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезывая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида».

В любое время и в любых обстоятельствах чтение Псалтири считалось приятным и полезным занятием.

Псалтирь по усопшим — для чего читают

После смерти христианина для облегчения загробной участи его души в храмах совершаются заупокойные службы. Родные и близкие возносят к Богу особые молитвы о прощении грехов умерших людей. Среди православных христиан еще в глубокой древности сложилась благочестивая традиция непрерывно читать Псалтирь по усопшим. Особенно это считалось важным в течении 40 дней после смерти (до совершения частного суда над душой покойного).

Причем Псалтирь о упокоении читают над телом усопшего мирянина, монаха и диакона. Над священником и епископом читается Евангелие. Псалмы призваны утешить как слово Божие. А их чтение, по учению Православной Церкви, приравнивается к умилостивительной жертве Господу для прощения грехов усопшего. Само усердие в чтении Псалтири говорит о любви к ближнему, о заботе о нем.

Начать читать Псалтирь по усопшим дома желательно сразу после «Последования по исходе души». Эти тексты можно найти в полном православном молитвослове.

Заупокойный псалом

Самым длинным псалмом из всей Псалтири является псалом 118. Он один составляет 17 кафизму. В Православии именно его считают заупокойным, используют как особое моление Господу о душе умершего.

Каждый стих псалма 118 проникнут мыслью, что единственное спасение можно найти только у Бога. Для этого необходимо исполнять Святую Его волю, беседовать с Ним, прося просветить, вразумить, укрепить, избавить от различных неприятностей, восстановить при падении, избавить от врагов. Здесь заключено все упование человека на Божие милосердие.

В Православии 118 псалом входит в состав погребальной и заупокойной службы. Исполнение его с припевами «Аллилуия» после каждого стиха свидетельствует об уверенности в победе над смертью, которую верующие получили через искупительную жертву и Воскресение Спасителя.

Как читается Псалтирь по усопшим

В православных богослужебных книгах нет определенных указаний, каков должен быть порядок чтения Псалтири по усопшем. Но так называемая Следованная Псалтирь содержит в себе объединенные в кафизмы псалмы. Каждая кафизма поделена  на славословия без всяких добавлений. Обычно в конце этой Псалтири размещены особые тропари и молитвы, которые читаются после окончания кафизмы. Определенного порядка поминания усопших при чтении Псалтири нет. На практике употребляются различные молитвы. Читать Псалтирь по усопшим может любой верующий.

После прочтения начальных молитв следует читать первую кафизму. При отметке «Слава» нужно произнести:

«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь! Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! (трижды). Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:…» (имя усопшего православного христианина в родительном падеже).

В начале следующей части кафизмы, произносится:

«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»

Затем — очередная часть кафизмы. При следующей «Славе» идет повторение молитв об усопшем.

При чтении Псалтири за упокой в конце кафизмы после «Отче наш» покаянные тропари необходимо заменить на тропари по усопшим: «Со духи праведных… В покоище Твоем Господи…Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…» Текст этих тропарей можно найти в конце Псалтири в «Последовании по исходе души от тела». Затем следует прочесть «Господи помилуй» (40 раз) и молитву по кафизме.

Потом:

«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»

И читается очередная кафизма.

По окончании кафизмы или всей Псалтири нужно прочесть молитвы “После прочтения…”.

Источник

Валентина Васильевна достигла почтенной старости. Ей уже восемьдесят лет. Она обладает крепкой верой и хорошо знает правила церковной жизни. Как-то раз Валентина Васильевна спросила меня:

— Батюшка, можно ли мне читать Псалтирь об упокоении моей усопшей племянницы?

Я немного удивился:

— Вы же сами знаете, что чтение Псалтири приносит большую пользу душам усопших. В чем причина вашего сомнения?

— Маргарита, моя племянница, прожила семь­десят лет. Несколько лет перед своей смертью она занималась плохими делами. Поэтому у меня и воз­никло сомнение: можно ли молиться об умершей?

— Какие же это плохие дела? – спросил я.

— Маргарита занималась колдовством,- отве­тила Валентина Васильевна.

— Как же она стала колдуньей?

Валентина Васильевна рассказала, что Марга­рита была красивой женщиной, обладала величе­ственной статью и житейской смекалкой.

Правда, в детстве она училась в школе для де­тей с отставанием в развитии. Потом она работала на одном из военных заводов Сергиева Посада. Не­смотря на явные проблемы с психикой в школьные годы, на заводе Маргарита проявила себя очень энергичной работницей. Ей даже присвоили зва­ние передовика коммунистического труда. Свою трудовую деятельность Маргарита закончила на молокозаводе. На этом производстве она преуспе­ла не только в работе, но и в умыкании молокопродуктов. Нелегально приторговывая ими, женщина смогла купить себе квартиру.

Читайте также:  Онанизм пожилых польза и вред

Став пенсионеркой, Маргарита почувствовала в своей душе дискомфорт. Привыкнув на молоко­заводе к деньгам, она не желала доживать свой век в бедности. Ей было необходимо заниматься ка­ким-нибудь делом, приносящим приличный доход. Поэтому пенсионерка нашла новое поприще для деятельности.

В одном подъезде с Маргаритой жила старая колдунья, которая в своей квартире принимала людей. Маргарита завела с ней знакомство и стала помогать ей по хозяйству. С течением времени она подружилась с колдуньей настолько, что та, уми­рая, передала ей все свои темные тайны и обшир­ную клиентуру.

Маргарита начала чародействовать самостоя­тельно. За мзду она обслуживала всех желающих. Деньги потекли рекой. Сын Маргариты, для кото­рого она не жалела средств, начал вести разгульный образ жизни, спился и был убит при невыясненных обстоятельствах. Не сложилась личная жизнь и са­мой Маргариты.

В течение жизни она жила с несколькими муж­чинами, но ни один из них не стал ей настоящим му­жем. К последнему из своих сожителей Маргарита испытывала особенно сильную страсть. Несмотря на это, мужчина бросил ее. В это время Маргарита была уже в подмастерьях у колдуньи. Желая вер­нуть сожителя, она со своей учительницей пере­пробовала всевозможные магические средства, но безрезультатно. Мужчина не вернулся. Через неко­торое время он покончил жизнь самоубийством.

Валентина Васильевна, узнав, что племянни­ца стала колдуньей, неоднократно пыталась вразу­мить ее. Напрасно. Та не желала слушать никаких нравоучений. Тем временем слава Маргариты рос­ла. Масса людей стремилась попасть к ней на при­ем, при этом многие проделывали из своих городов и сел до Сергиева Посада немалый путь. Квартира Маргариты находилась на девятом этаже много­квартирного дома. Иногда очередь к ней тянулась чуть ли ни с первого этажа.

На лестничной площадке перед квартирой Маргариты людей набивалось столько, что соседи не могли открыть свои двери и выйти наружу. Сре­ди этих посетителей было немало бедных людей, которые несли колдунье свои последние деньги, чтобы избавиться от различных несчастий и болез­ней. Одна из соседок, женщина верующая, очень жалела бедных, обездоленных людей и постоянно увещевала их:

— Люди, образумьтесь! К кому вы идете?! Мар­гарита — безграмотный человек, она ничем помочь вам не может, она обманывает вас.

Обличения не помогали. Толпа продолжала ломиться в квартиру Маргариты. В конце концов, соседям так надоело постоянное столпотворение в подъезде, что они предъявили ультиматум попу­лярной колдунье: если она добровольно не покинет их дом, они вышвырнут ее силой. Тогда Маргари­та переехала в другой район города и поселилась в частном доме, доставшемся ей от матери. Люди из соседних домов знали Маргариту с детства. С того самого детства, когда она училась в школе для сла­боразвитых. Вскоре после возвращения Маргариты в отчий дом соседи увидели возле него вереницы автомобилей, многие из которых имели московские номера. Изумлению соседей не было предела:

— Это что ж такое делается! Это зачем же к на­шей Маргаритке народ отовсюду едет?!

— Как это зачем! Разве вы не знаете, чем она занимается? — говорили осведомленные люди и просвещали своих знакомых, пребывавших в неве­дении.

В семидесятилетием возрасте Маргарита за­хворала. У нее начала чернеть и болеть нога. Ста­рушку положили в больницу. Чернота постоянно ползла вверх, и вместе с этим усиливалась боль. В конце концов, она стала настолько сильной, что последние десять дней перед смертью Маргарита страшно кричала почти без перерыва.

— Надеть на тебя крестик? — спрашивали род­ственники.

— Нет, не надо, — отвечала умирающая, хотя черной стала уже половина ее тела.

— Позвать к тебе священника?

— Нет, еще не время, — отказывалась Марга­рита.

Незадолго до смерти она впала в безпамятство. Родственники, сидевшие возле старушки, с жало­стью смотрели на нее. Вдруг тело колдуньи под­нялось над кроватью, а затем упало вниз. Присут­ствовавшие отпрянули и оцепенели от ужаса. На их глазах неведомая сила подбросила умирающую вверх еще несколько раз. Когда, наконец, тело Мар­гариты застыло неподвижным на кровати, из ее рта вышел большой ком черной пены. Родственники от страха уже были близки к обмороку. Тем временем умирающая проглотила черный ком и испустила Дух.

Услышав рассказ о жизни Маргариты, я заду­мался: на самом деле, можно ли читать Псалтирь об упокоении души нераскаявшейся колдуньи? Из задумчивости меня вывела Валентина Васильевна. Она сказала:

— Когда мои родственники захотели отпеть Маргариту на дому, то попросили меня позвать вас, батюшка. Я же им сказала, что вы сейчас очень за­няты. Поэтому они позвали другого священника. Он и отпел Маргариту.

— Так ее похоронили по церковному чину?! — удивился я. И меня тотчас охватило смешанное чувство радости и горечи. Радости, что меня мино­вал жребий хоронить Маргариту. Горечи, потому что другому священнику, которому не сообщили, чем занималась Маргарита, пришлось взвалить на себя бремя отпевания колдуньи и петь над ее те­лом: «Со святыми упокой…». Подумалось, как хо­рошо было в старину, когда приходской священник имел право отпевать только своих постоянных при­хожан, жизнь которых он отлично знал.

— Когда батюшка отпел племянницу, — про­должала рассказывать Валентина Васильевна, — я его спросила, можно ли по ней читать Псалтирь? Но ему было очень некогда, и он сказал, что сейчас не может вникнуть в суть дела и чтобы я ему потом напомнила, и он тогда ответит. Однако скоро уже будет сорок дней со дня смерти Маргариты, а я его не вижу. Вот поэтому я и решила спросить вас: чи­тать или не читать Псалтирь по племяннице?

— Конечно, совершать евхаристическое поми­новение о нераскаявшейся колдунье нельзя, – отве­тил я. — Поэтому вы не пишите ее имя в записках, подаваемых на литургии.

Молиться же на домашней молитве можно за всякую душу. Поэтому Псалтирь читайте. Вашу племянницу отпели, а это значит, что она формаль­но скончалась в мире с Церковью.

Однако вряд ли отпевание, которое в принци­пе совершать было нельзя, дало ее душе реальную духовную пользу.

Выслушав мой совет, Валентина Васильевна, будучи в свои восемьдесят лет очень слабой и больной, попросила почитать Псалтирь за упокой души племянницы одну из своих знакомых. Эта женщина, откликнувшись на ее просьбу, подошла ко мне взять благословение на чтение. Из беседы с ней выяснилось, что она знает, за какого человека ей придется молиться. Благословляя женщину, я предупредил, чтобы она в случае явных и сильных бесовских нападений прекратила чтение Псалти­ри за упокой колдуньи. За таких людей могут без­опасно молиться только подвижники, а обычному христианину, наверное, не стоит подвергать себя непосильному испытанию. Молитва за чародеев — подвиг. Бесы очень жестоко нападают на человека, взявшегося вымолить погибшую душу. Если чело­век не готов выдержать сильнейшую брань с беса­ми, то ему следует проявить благоразумие и не вре­дить собственной душе.

Читайте также:  Изложение в чем польза чтения верно

Получив благословение и наставление, жен­щина принялась за чтение Псалтири. Через не­сколько дней она вновь подошла ко мне в храме и рассказала о том, что приключилось с ней после на­шей беседы:

— Я сначала читала Псалтирь об упокоении Маргариты вечером перед сном. В первый вечер все прошло нормально. Во второй — тоже. Однако ночью мне приснился сон. Якобы меня окутал дым, и я почувствовала удушье. Когда проснулась и от­крыла глаза, вижу — на самом деле моя комната на­полнена дымом и вокруг разлито такое невыноси­мое зловоние, что я чуть не задохнулась. Меня ох­ватил необъяснимый ужас. Даже когда дым и смрад исчезли, я еще долгое время пребывала в страхе. По многим усопшим я читала Псалтирь, но такого бесовского страхования со мной никогда не было. После этого случая я перестала читать Псалтирь об упокоении Маргариты.

***

Я знаком с женщиной весьма преклонного воз­раста, которая в течение своей жизни читала Псал­тирь об упокоении множества усопших. Основы­ваясь на личном опыте, она как-то сказала, что во время чтения псалмов испытывает различные ду­ховные состояния. Я спросил:

— Какие именно?

— Когда читаю Псалтирь по людям верующим и добрым, на сердце легко и, несмотря на их смерть, ощущаю на душе радость. Когда же приходится мо­литься за людей маловерующих или обремененных многими грехами и страстями, часто переношу бе­совские нападения.

— А какой характер носят эти нападения? — поинтересовался я.

Старица немного помедлила, но потом все же решилась и сказала:

— Когда читаю Псалтирь об упокоении отъяв­ленных и не покаявшихся грешников, бесы насыла­ют плотские искушения.

Мать

Елена была богобоязненной христианкой, за­ботливой матерью и любвеобильной бабушкой. До глубокой старости она помогала всем, чем могла, своим детям и внукам. Смерть Елены опечалила ее многочисленных родственников и знакомых. Особенно тосковала о Елене одна из ее дочерей — Руфина, воспитывавшая пятерых детей. Усопшая мать была для нее настоящей опорой в жизни.

После кончины матери Руфина несколько лет работала председателем сельсовета в Удмуртии. Как-то раз очередная ревизия обнаружила боль­шую растрату в финансовой деятельности сельсо­вета. Началось расследование. Подозрение пало на Руфину. Она же была человеком очень честным и на посту председателя сельсовета не позволяла себе никаких злоупотреблений. Жить по совести было девизом всей ее жизни. Оказавшись под следстви­ем, Руфина совершенно растерялась и стала воепринимать все происходящее как самую ужасную трагедию в истории человечества. Неизвестно, чем закончилось бы это потрясение для Руфины, если бы не вера, заложенная в нее матерью.

До случившейся беды Руфина была человеком хотя и верующим, но малоцерковным. Теперь же она с полной ясностью осознала, что может спра­виться со своим горем только благодаря помощи Божией. Руфина стала много времени посвящать молитве и постоянно ходить на богослужения. Вспоминая праведную жизнь матери, она старалась подражать ей. Руфина часто беседовала мысленно с матерью, изливала ей скорбь своей души и проси­ла ее молиться Богу о помощи своей дочери, попав­шей в беду. Руфина очень сожалела о том, что при жизни матери мало прислушивалась к ее рассказам о Законе Божием и не внимала ее наставлениям о церковных правилах. Вот если бы мать была жива! С какой радостью она утолила бы свою духовную жажду! Близок локоток — да не укусишь.

Руфина быстро поняла, что без наставника в духовной жизни далеко не продвинешься. Поэтому она начала искать духовника, с которым могла бы советоваться по волновавшим ее вопросам. Вскоре Руфина обрела такового в лице отца Владимира, ие­ромонаха одного из удмурдских монастырей. Жен­щина стала регулярно ездить к нему на исповедь. Во время очередной встречи духовник спросил ее:

— Руфина, твою маму зовут Елена?

— Да, батюшка. А что?! — удивилась Руфина: она ведь никогда не говорила отцу Владимиру, что ее мать звали Еленой. Откуда он узнал ее имя? Об­щих знакомых у них нет, так что сообщить имя ма­тери ему никто не мог.

— Твоя мама ко мне приходила, — сказал отец Владимир.

— Как приходила? Она же умерла несколько лет назад!!! — вскрикнула Руфина и почувствовала, как ее лицо обдало жаром.

Тут пришло время удивиться отцу Владимиру. Батюшка рассказал, что недавно после литургии он стоял на амвоне и давал прихожанам целовать крест. Когда все подошли к кресту, отец Владимир заметил в храме старушку, которая скромно стояла у стены. Он подумал: «Почему она не прикладыва­ется к кресту?» — и громко сказал:

— Матушка, идите ко мне. Приложитесь к кре­сту, а не то я унесу его в алтарь.

Старушка застенчиво подошла к отцу Влади­миру и сказала, что ее зовут Елена. Она — мать Ру­фины и от всего сердца благодарит батюшку за его заботу о своей дочери, за его помощь в спасении ее души.

Руфина была потрясена рассказом отца Вла­димира. Она спросила его, как выглядела ее мать. В ответ батюшка в точности описал внешность усопшей Елены. Руфина посчитала, что явление матери не было случайным. Наверное, таким обра­зом умершая сообщала ей о своей заботе и молит­ве за нее в потустороннем мире. И на самом деле, вскоре после этого случая следствие по растрате в сельсовете выяснило полную непричастность Руфины к финансовым злоупотреблениям. Все обвинения с нее были сняты.

Елена была простой русской женщиной. В годы советской власти она жила в Удмуртии, где и скончалась, достигнув глубокой старости. Всю свою жизнь Елена трудилась, не покладая рук, но

жила со своей семьей в постоянной нужде. Она отличалась глубокой набожностью и молитвенностью. Особенно Елена любила читать Псалтирь. Семнадцатая кафизма этой богодухновенной кни­ги всегда вызывала у нее умиление.

Одна из родственниц Елены сейчас живет в Сергиевом Посаде. Она рассказывает, что в моло­дости была человеком малоцерковным. Некоторый период времени эта женщина находилась в тяже­лейших жизненных обстоятельствах. Елена посо­ветовала ей как можно чаще читать семнадцатую кафизму. При этом она подарила родственнице текст этой кафизмы, перепечатанный на пишущей машинке, ведь при советской власти достать цер­ковные книги было очень сложно. Родственница последовала совету, и беда вскоре миновала ее. По­том эта женщина всю жизнь почитала Елену сво­ей наставницей в вере и говорила, что, если бы не ее наставление, она, наверное, и не выжила бы под бременем испытаний судьбы.

За свою жизнь Елена совершила много добрых дел, поэтому облик незримой для мира праведницы запечатлелся в сердцах всех людей, ее знавших.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник