Польза детям от кукольного театра
Разные статьи с размышлениями о развитии современного поколения, электронных девайсах, увлечениях молодежи и кукольном театре)
1. Ни для кого не секрет, что увлечениями современных детей является телевизор с мультфильмами, коммпьютер с компьютерными играми и социальными сетями, телефон и другие электронные устройства. Причем эти увлечения прививаются ребятам с малых лет. Родители предпочитают приобрести ребенку интерактивную игрушку, чем поиграть с ним в ролевые игры и т.п. Как результат, повышенная любовь детей к электронным устройствам. Ограничение общения. Неумение детей найти себе интересные творческие увлечения и занятия. Очень мало ребят сегодня увлечены чтением иои рисованием.
А можно ли отвлечь детей от компьютера, телефона и телевизора и помочь найти ребятам новое не менее интересное увлечение?
Конечно, можно!
Ведь все дети любят творить, мастерить, изобретать, выступать. Можно им предложить создать собственный кукольный театр. Ребята обожают смотреть сценки, которые показываются при помощи кукол. Эти выступления интересны, ярки и вызывают чувство восторга. А уж если привлечь ребят показывать эти сценки своим младшим товарищам – чувствам и эмоциям ребят не будет предела.
Однако кукольный театр – это не только забава для веселого времяпрепровождения. Такой театр дает воспитательные уроки детям, обучая их правилам общения, дружбы, любви, трудолюбия, правды, добра и зла. А также высмеиваются негативные качества людей: лень, зазнайство, обидчивость, капризность и тп. У ребят формируется свое определенное отношение к таким свойствам характера.
А также нельзя забывать, что если дети сами принимают участие в постановке кукольного театра, то они развивают память, воображение, инициативность и раскрывают свои творческие способности и даже, возможно, талант.
2. КУКЛА-ПЕРЧАТКА (БИ-БА-БО) – ЛУЧШАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРУШКА! ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Кукла-перчатка, надетая на руку взрослого, “оживает” и тем самым вызывает неподдельный интерес у детишек разного возраста. Ведь она может шевелить руками, здороваться, орудовать различными предметами, разговаривать, смеяться, плакать, петь песни… Такие куколки переносят малышей в сказочный волшебный мир, мир эмоций. Это удивительно – но малыши воспринимают театральных кукол самостоятельными живыми существами, охотно разговаривают с ними, делятся своими эмоциями. При этом театральные куклы (или как их называют “куклы-перчатки”, “перчаточные куклы”, “бибабо” совершенно необходимы детям с рождения и до самой школы.
С пеленок, кукла – перчатка будет хорошим стимулом для развития зрения, слуха, получения первых знаний и формирования речевого аппарата малыша. Перчаточная кукла (би-ба-бо) всегда сможет развлечь его (даже в поликлинике или в дороге) и развеселить (только игра в “ку-ку” куклой – перчаткой вызовет у вашего малыша кучу восторга и смеха), а когда нужно – сможет помочь маме одеть, накормить малыша или сделать зарядку. Опыт показывает, что иногда малыши очень охотно выполняют просьбы именно сказочного персонажа.
Примерно с одного года – кукольный театр является прекрасным тренажером развития речевого аппарата и мелкой моторики. Сначала родители показывают представления своим малышам, постепенно вовлекая их в совместные действия. А затем и малыши (обычно к трем годам, а иногда и ранее) потянутся делать то же самое. И через владение куклой-перчаткой малыши будут развивать свою ловкость и умение управлять своими движениями.
В этом возрасте с куклами-перчатками можно учиться считать (напр, по сказке Теремок или сказке про Козленка, который научился считать), знакомиться с понятиями “слева-справа”, “хорошо” и “плохо” (напр, малыш может сам обучать куклу тому, что хорошо и плохо, обучать хорошим манерам, воспитывать ее). Перчаточные куклы помогут маме разыграть и обсудить спорные ситуации из жизни семьи или детской площадки, детского сада.
Ближе к трем годам ребенок будет тренировать память, ставя с мамой, а затем и самостоятельно различные сказки, сюжеты. Через куклу-перчатку ребенок начнет приобщаться к творчеству, моделирую сюжет и собственный сказочный мир.
Интересно и ценно то, ребенок, надевая на руку перчаточную куклу, начинает отождествлять себя с ней. Через куклу – перчатку ребенок сможет попробовать себя (примерить на себя) в разных ролях: он может быть злым или добрым, смелым или трусом. Будучи сказочным персонажем, ребенок учится разбираться в людских и не только характерах, получает представление о добре и зле. Через куклу-перчатку он сможет выразить и то, что его тревожит в этот момент, а также отработать те модели поведения, которые помогут ему выйти из тревожащей ситуации или избавиться от своих страхов. Иногда сценка с куклами-перчатками про сложившуюся тяжелую ситуацию (разлуку с родителями, пребывание в больнице, несчастный случай) помогает ребенку лучше понять ситуацию, выплеснуть эмоции, открыться и принять помощь. Именно поэтому куклы-перчатки так любимы и часто используются психологами.
4-5 летки могут самостоятельно поставить представление, где родители выступают уже в роли зрителей! Подумайте только – вечер театра, устроенный вашим ребенком!. И снова польза! Игры с перчаточными куклами сформируют у детей умение правильно излагать свои мысли и помогут побороть стеснительность. А заучивание и пересказ текста будут хорошей тренировкой памяти. Возможно даже благодаря занятиям домашним театром у ребенка появится интерес к чтению и книгам или к прикладному творчеству (будет создавать декорации, костюмы, новые куклы).
Кроме того, в этом возрасте дети от имени куклы на руке могут сказать то, что обычно сказать не решились бы. Наблюдая за куклой на руке вашего ребенка, Вы сможете лучше понять его, определить, что его требоважит, чем он огорчен. И сможете постараться ему помочь.
Домашний кукольный театр – это прекрасное развлечение и средство снять напряжение. Куклы-перчатки помогут малышу развить свою фантазию и творческие способности, которые будут ему крайне необходимы в будущей жизни (во всех сферах деятельности).
Дарите своим детям сказку (домашний кукольний театр)!
3. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кукольный театр – любимое зрелище малышей-дошкольников. Причем, они его предпочитают театру, в котором работают артисты-люди. Ведь малыши боятся больших грозных персонажей. Куклы, изображающие Деда-Мороза или Бабу-Ягу наоборот их привлекают.
Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех и образ современной жизни.
Такую большую радость доставляют детям музыкальный руководитель, воспитатели, родители, детского сада применяя кукольный театр. Это поучительно и интересно, ярко и содержательно.
Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же “ожившие” куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На глазах у маленьких зрителей кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно для малышей.
Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.
С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомим с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.
4. Итак, еще раз сформулируем и выделим основные пункты значения театра:
– Художественное образование и воспитание детей
– Формирование эстетического вкуса
– Нравственное воспитание
– Развитие коммуникативных качеств личности
– Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога)
– Создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру
гоголева марина валерьевна
Консультация для родителей «Зачем ребенку кукольный театр»
Консультация для родителей
«Зачем ребенку кукольный театр»
Ни для кого не секрет, что увлечениями современных детей является телевизор с мультфильмами, компьютер с компьютерными играми и социальными сетями, телефон и другие электронные устройства. Причем эти увлечения прививаются ребятам с малых лет. Родители предпочитают приобрести ребенку интерактивную игрушку, чем поиграть с ним в ролевые игры и т. п. Как результат, повышенная любовь детей к электронным устройствам. Ограничение общения. Неумение детей найти себе интересные творческие увлечения и занятия. А можно ли отвлечь детей от компьютера, телефона и телевизора и помочь найти ребятам новое не менее интересное увлечение? Конечно, можно!
Ведь все дети любят творить, мастерить, изобретать, выступать. Вот и можно им предложить создать собственный кукольный театр. Ребята обожают смотреть сценки, которые показываются при помощи кукол. Эти выступления интересны, ярки и вызывают чувство восторга. А уж если привлечь ребят показывать эти сценки своим младшим товарищам, сестричкам, братикам, бабушкам, дедушкам – чувствам и эмоциям ребят не будет предела.
Однако кукольный театр – это не только забава для веселого времяпрепровождения. Такой театр дает воспитательные уроки детям, обучая их правилам общения, дружбы, любви, трудолюбия, правды, добра и зла.А также высмеиваются негативные качества людей: лень, зазнайство, обидчивость, капризность и т. п. У ребят формируется свое определенное отношение к таким свойствам характера.
А также нельзя забывать, что если дети сами принимают участие в постановке кукольного театра, то они развивают память, воображение, инициативность и раскрывают свои творческие способности и даже, возможно, талант.
Кукла-перчатка (би-ба-бо) – лучшая развивающая игрушка. Кукла-перчатка, надетая на руку взрослого, “оживает” и тем самым вызывает неподдельный интерес у детишек разного возраста. Ведь она может шевелить руками, здороваться, орудовать различными предметами, разговаривать, смеяться, плакать, петь песни. Такие куколки переносят малышей в сказочный волшебный мир, мир эмоций. Это удивительно – но малыши воспринимают театральных кукол самостоятельными живыми существами, охотно разговаривают с ними, делятся своими эмоциями. При этом театральные куклы (или как их называют “куклы-перчатки”, “перчаточные куклы”, “бибабо” совершенно необходимы детям с рождения и до самой школы.
С пеленок, кукла – перчатка будет хорошим стимулом для развития зрения, слуха, получения первых знаний и формирования речевого аппарата малыша. Перчаточная кукла (би-ба-бо) всегда сможет развлечь его (даже в поликлинике или в дороге) и развеселить (только игра в “ку-ку” куклой – перчаткой вызовет у вашего малыша кучу восторга и смеха, а когда нужно – сможет помочь маме одеть, накормить малыша или сделать зарядку. Опыт показывает, что иногда малыши очень охотно выполняют просьбы именно сказочного персонажа.
Примерно с одного года – кукольный театр является прекрасным тренажером развития речевого аппарата и мелкой моторики. Сначала родители показывают представления своим малышам, постепенно вовлекая их в совместные действия. А затем и малыши (обычно к трем годам, а иногда и ранее) потянутся делать то же самое. И через владение куклой-перчаткой малыши будут развивать свою ловкость и умение управлять своими движениями.
Ближе к трем годам ребенок будет тренировать память, ставя с мамой, а затем и самостоятельно различные сказки, сюжеты. Через куклу-перчатку ребенок начнет приобщаться к творчеству, моделирую сюжет и собственный сказочный мир.
Интересно и ценно то, ребенок, надевая на руку перчаточную куклу, начинает отождествлять себя с ней. Через куклу – перчатку ребенок сможет попробовать себя (примерить на себя)в разных ролях: он может быть злым или добрым, смелым или трусом. Будучи сказочным персонажем, ребенок учится разбираться в людских и не только характерах, получает представление о добре и зле. Через куклу-перчатку он сможет выразить и то, что его тревожит в этот момент, а также отработать те модели поведения, которые помогут ему выйти из тревожащей ситуации или избавиться от своих страхов. Иногда сценка с куклами-перчатками про сложившуюся тяжелую ситуацию (разлуку с родителями, пребывание в больнице, несчастный случай) помогает ребенку лучше понять ситуацию, выплеснуть эмоции, открыться и принять помощь. Именно поэтому куклы-перчатки так любимы и часто используются психологами.
Дети 4-5 лет уже могут самостоятельно поставить представление, где родители выступают уже в роли зрителей! Подумайте только – вечер театра, устроенный вашим ребенком! И снова польза! Игры с перчаточными куклами сформируют у детей умение правильно излагать свои мысли и помогут побороть стеснительность. А заучивание и пересказ текста будут хорошей тренировкой памяти. Возможно даже благодаря занятием домашним театром у ребенка появится интерес к чтению и книгам или к прикладному творчеству (будет создавать декорации, костюмы, новые куклы).
Кроме того, в этом возрасте дети от имени куклы на руке могут сказать то, что обычно сказать не решились бы. Наблюдая за куклой на руке Вашего ребенка, Вы сможете лучше понять его, определить, что его тревожит, чем он огорчен. И сможете постараться ему помочь.
Домашний кукольный театр – это прекрасное развлечение и средство снять напряжение. Куклы-перчатки помогут малышу развить свою фантазию и творческие способности, которые будут ему крайне необходимы в будущей жизни (во всех сферах деятельности). Домашний кукольный театр стимулирует развитие речи ребенка, развивает память и воображение, коммуникативные навыки и навыки сотрудничества (работы в команде, позволяет ребенку получить больше внимания от родных, близких и друзей, снижает уровень стеснительности, развивает широкий спектр творческих способностей (актерских, музыкальных (если есть песни) и способностей к рукоделию (если ребенок участвует в изготовлении игрушек, декораций, сцены и т. д.).
Для того, чтобы устроить домашний кукольный театр, достаточно небольшого куска яркой праздничной материи, которая растягивается поперек комнаты. Это и будет сцена. Удобство кукольного театра заключается еще в том, что в него можно играть везде. Даже если квартира совсем маленькая, всегда можно найти место, где можно по импровизировать с куклами. Это может быть любая плоская поверхность — стол, стул, пол, картонный ящик или готовый кукольный театр.
Определившись с местом проведения, нужно «нанять актеров». А в качестве актёров будут выступать куклы главных персонажей сказок или мультфильмов, которыми управляют дети. Выбор игрушек для кукольного театра очень велик, это могут быть не только куклы би-ба-бо, но и повседневные игрушки ребенка. Любимая кукла Маша, плюшевый медвежонок и даже трактор — все это может быть задействовано в кукольном представлении. Создать свой домашний кукольный театр совершенно несложно, нужно только проявить фантазию и воображение.
Замечательно, если взрослые будут не только зрителями, но и участниками кукольного представления.
Подготовка кукольного спектакля – не менее увлекательное занятие, чем само кукольное представление. Выбрать сюжет спектакля, написать или подобрать интересный сценарий, подготовить музыкальное сопровождение, изготовить декорации, придумать и нарисовать афишу – вот дела, которые можно и обязательно нужно сделать вместе с ребёнком, всей семьёй! И не забудьте придумать название для своего домашнего кукольного театра, необычное и весёлое.
Ребёнок получит незабываемое впечатление от постановки спектакля в семейном домашнем кукольном театре! Ведь он будет говорить за своего героя, работать пальчиками, чтобы герой правильно двигался, учить текст и “вживаться” в роль. А через игру с перчаточной куклой, которую по праву можно отнести к разряду развивающих игрушек, у ребёнка будет развиваться моторика и память.
Фомина Анастасия
Консультация «Кукольный театр… Польза или вред?»
«Театр – это волшебный мир, он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного мира детей.»
Б. М. Теплов
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.
Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом.
Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу. Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу – котёнка, собачку, петрушку, взрослый поёт (мелодичные звуки привлекают внимание малыша) потешку, попевку, шутку, подражает голосам разных животных, вызывает у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, которая в свою очередь способствует раннему формированию у ребёнка эстетического вкуса, эмоциональных творческих потребностей.
В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.
С детьми третьего и четвёртого года жизни разыгрывают простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки при помощи фланелеграфа, настольного и пальчикового театра.
Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток. Опосредуя куклами взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают» на себя разные модели социального поведения. Играя роль Волка или Медведя, ребёнок может выразить агрессию, играя роль Зайчика – осторожность, играя роль Петушка – решимость и храбрость. Этот опыт позволяет ребёнку впоследствии в различных жизненных ситуациях проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.
Для ребёнка персонаж кукольного театра – это, прежде всего, игрушка. Ребёнок видит, как с помощью кукол разыгрываются спектакли и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы «пересказать» содержание сказки. Примерно к среднему дошкольному возрасту ребёнок сам уже без помощи кукол пробует повторить и разыграть знакомую сказку.
Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют. Но для многих детей выйти на сцену – серьёзное испытание. Нередко от лица куклы ребёнок впервые отваживается произнести слова со сцены. Он психологически прячется за куклу. В руках взрослого кукла – помощник в решении многих педагогических задач.
С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Такое использование персонажей наиболее эффективно в работе с детьми среднего и младшего дошкольного возраста. В кукольном спектакле могут участвовать и взрослые и дети. Такая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, музыке, театральному искусству, формирует эстетический вкус. Это большая возможность для педагогов осуществлять различные воспитательные, образовательные, нравственные задачи не назидательным способом, а непосредственно, не заметно для детей, которые, как правило, увлечены театральным действом.