Польза для человека от лугов

Польза для человека от лугов thumbnail

Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Луг и человек» (УМК «ПНШ)

Цели:

Познавательные

закреплять знания учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга;

расширять знание учащихся о разнообразии живых организмов луга и возможности их совместного обитания, о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по его охране, о правилах поведения в природе.

Развивающие:

создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения;

развивать логические операции анализа при выделении признаков природных сообществ – луга и поля; синтеза при определении понятий и формулировки вывода; сравнения и классификации; установления причинно-следственных связей;

развивать УУД:

Регулятивные: уметь осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга, составлять цепи питания, присущие луговому сообществу.

Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные: осознавать себя жителем планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её природы.

выражать любовь к своему родному краю, заботиться об охране и приумножении природных богатств.

Воспитывающие:

воспитывать экологической культуры, потребность бережного отношения к окружающему миру.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (составление кластера), а также исследовательский метод изучения нового материала.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 3 кл, авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В. ч. 2, с.79 — 82, № 2, с.29-30, презентация, проектор, компьютер, маршрутные листы.

Ход урока.

I. Орг. момент. Психологический настрой на урок. Улыбнитесь соседу справа, соседу слева, соседу сзади. Мысленно пожелайте удачи друг другу.

У каждого из вас на парте лежат маршрутные листы. После выполнения задания оцените себя по бальной системе.

II. Проверка Д/з. Тест.

Слайд1 — Я предлагаю написать вам на листочках графический диктант. Запишите кружочек, если утверждение верное и квадратик, если неправильное.

Самый верхний ярус леса образован деревьями.

Средний ярус – это мхи и лишайники.

В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб —> гусеница —> птица —> микробы.

На дереве обитают кроты и землеройки.

Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.

Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.

Бурый медведь – хищник.

Плоды всех кустарников употребляют в пищу.

Слайд 2. Проверка: (Взаимопроверка, самооценка)

III. Психологический настрой, ориентировка на тему урока.

Слйд3.  Включение звуки луга.

— Какие звуки вы услышали? (пчёлы, птички)

— Куда пчела может нас пригласить? (На луг. Пчёл там много.)

IV. Постановка учебных задач.

Учитель:

 — На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, побывав на лугу.                                              

Дети:

— Что растёт, и кто живёт на лугу?                            

— Кого на лугу больше?                                              

— Может ли человек навредить лугу?

— Растут ли на лугу ядовитые растения?

— Я слышал, что там растут лекарственные растения.

 V. Актуализация знаний.

Слайд 4.

— Постараемся вместе получить ответы на интересующие нас вопросы.

Какую пользу человеку приносит луг?

Нуждаются ли луга в заботе человека?

Как работники сельского хозяйства ухаживают за лугом?

Какое посильное участие можешь принять ты в защите и охране луга?

-А что такое природное сообщество?

Дети:

— В нём все связано.

— В природном сообществе растения и животные помогают друг другу выжить.

VI. Открытие новых знаний.

— Рассмотрите иллюстрации (Слайд 5). Чем поле отличается от луга?

 (на поле растут культурные растения, а на лугу дикорастущие). Чем похожи?

(безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью).

— Чем богат луг? (на нём много цветов, лекарственных трав).

На лугу разнообразные растения и их можно разделить на группы: цветковые и злаковые Белая корзинка

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка.

(Одуванчик)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звука нет.

(колокольчик)

Какое главное богатство луга? (кормовые травы)

— Какие кормовые травы растут на лугах? Найдите ответ на этот вопрос на странице учебника. (клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост, люцерна – лучший корм для травоядных животных)

Читайте также:  Политика есть искусство приспособляться и извлекать пользу эссе

— (слайд 5)

 Работа в парах.

1вариант

Записывают ответы на вопросы на карточках маршрутного листа по материалам учебника:

Чем отличается луг от поля?

Чем богат луг?

Лекарственные травы:

2 вариант.

Чем похожи поле и луг?

Чем богат луг?

Кормовые травы:

Взаимопроверка. Оценивание.

— Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие?  Кто наносит природе больший вред?  Чем он может навредить?

— К луговому сообществу, как, впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

Физкультминутка

Работа в группах.

Луг и человек

1группа составляет кластер «Значение луга для человека»

-Что же значит луг для человека? (Место отдыха, место выпаса скота, место заготовки корма для скота)

2 группа составляет кластер «Проблемы луга» учебник на стр. 79-80

— Как сохранить луга?

-Влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? (Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться в запущенный пустырь, заросший сорной травой).

3 группа составляет кластер «Правила поведения на лугу» на с.80-81

— Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга?  

1.Не рвать цветы охапками

2.Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.

3.Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.

4.Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

5.Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

По истечении 7 минут каждая группа презентует свою работу.

Оцените работу в группах.

V. Закрепление изученного.

Работа в парах. Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе”.

(Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту)

— Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

— Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?

Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.

VI. Рефлексия

— Достигли ли мы поставленных целей?

— Что нового узнали на уроке?

— Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов?

— Какое посильное участие можем принять мы с вами в защите и охране луга?

Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – прикрепите на доску цветок. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и вы не все поняли на уроке – прикрепите тучку.

VII Д/з.

Учебник стр. 79-82, подготовить материал о животных луга, по желанию нарисовать экологические знаки «Как вести себя на лугу».

Источник

Луга представляют собой обширные территории, покрытые травянистыми многолетниками, преимущественно злаками и осоковыми. Такая растительность способствует увеличению плодородия почвенного слоя, предотвращает его эрозию. Луга обычно встречаются в долинах рек, горной местности, а также в отступивших лесах, лесостепи и степи.

Что такое природное сообщество луга?

Польза для человека от луговЖуравли ищут в траве пищу

Любое природное сообщество является совокупностью растений, животных, грибов, микроорганизмов, которые взаимодействуют между собой и окружающей их средой. Доминирующее значение в экосистеме луга играет флора, состоящая из травостоя и дернины. Ее разнообразию способствует качество почвы и водный режим.

Луга в зависимости от расположения делятся на заливные, суходольные, горные и субальпийские. Растительность лугов существенно различается в зависимости от степени увлажнения почвы и климата. Некоторые представители фауны являются реликтами того биоценоза, который предшествовал лугам.

Какие организмы составляют экосистему луга?

Польза для человека от луговКузнечик на травинке

Главные растения лугового сообщества — это разнообразные многолетние травы. На одном квадратном метре можно насчитать до ста видов. Они образуют несколько ярусов. Пышное развитие получают однолетники, которые были занесены из лесного или болотного природных сообществ. По хозяйственному значению принято разделять растения на злаки, бобовые, разнотравье и осоки.

Читайте также:  Польза от тыквы с медом

Животный мир луга тесно взаимосвязан с растительностью. Насекомые кормятся нектаром, а сами служат пищей для мелких птиц и млекопитающих. Те, в свою очередь, являются источником питания хищных птиц. Активное участие в жизни природного сообщества луга принимают грызуны, насекомоядные и небольшие хищники.

Растительный мир луга

Польза для человека от луговПойменный луг

Пойменные луга затапливаются водой из рек во время паводков или половодья. Из-за этого видовой состав растений скудный. Вода несет с собой большое количество взвешенных частиц, которые после оседания превращаются в наилок. На высоких участках встречается полынь, тысячелистник, тмин и кровохлебка. В заболоченных частях луга растут злаки. Здесь можно встретить калужницу, канареечник, мятлик, овсяницу луговую и др. Заливные луга дают высокий урожай сена.

Польза для человека от луговОдуванчиковый луг

Почвы суходольных лугов образовались когда-то под лесом. Они гораздо скуднее, чем на заливных лугах. Несмотря на это, здесь одновременно может расти несколько десятков видов трав. Мятлик луговой благодаря корневой системе образует прочный дерн, устойчивый к вытаптыванию. Это растение встречается повсеместно. Райграс представляет особую ценность в качестве кормового злака. На суходольных лугах растет много лекарственных растений: крапива, одуванчик, подорожник, зверобой продырявленный, лен слабительный. Из бобовых можно выделить мышиный горох и клевер. В первой половине лета распускаются ирисы, маргаритки, лютики и наперстянки.

Польза для человека от луговЦветущий горный луг

Горные и субальпийские луга характеризуются высоким и красочным травяным покровом. Интенсивная солнечная радиация, перепад температур и сильные ветра являются настоящим испытанием для растительности. За короткий период травы успевают отцвести и дать жизнеспособные семена. Наибольшее распространение получила овсяница, другие злаки не играют большой роли. Скоплениями растет горец мясо-красный и буквица крупноцветковая. Цветки пиретрума, незабудки, змееголовника, василька и лилий образуют пестрый ковер.

Животный мир луга

Польза для человека от луговЗаяц в траве

Основными животными луга принято считать мышевидных грызунов и насекомоядных, которых привлекает обилие пищи. Это землеройки, кроты, полевки. На прогретых и незатопленных участках встречаются ужи, ящерицы и немногочисленные лягушки. Разнообразен видовой состав пернатых. В лугах обитают жаворонок, трясогузка, перепел, чибис, бекас. Из хищников господствует лисица, ласка и хорек.

Польза для человека от луговБабочка на васильке

Животный мир луга тесно связан с растительностью. Здесь нет такого видового разнообразия фауны, как в лесах. Крупные млекопитающие не могут найти убежища в разнотравье. Цветущие медоносы привлекают к себе насекомых-опылителей, пчел, ос, бабочек и шмелей.

Экологические связи лугового сообщества

Польза для человека от луговПчела собирает нектар с луговых цветов

Все организмы природного сообщества существуют в тесном симбиозе. Растения являются важным компонентом в жизни животных. Они питаются нектаром, фитомассой, распространяют семена. Роющая деятельность грызунов улучшает состояние почвы, создает условия для прорастания семян. Многие насекомые и млекопитающие являются санитарами, питающимися органическими веществами.

Травоядные животные избавляют луга от многочисленных сорняков и вредных растений. Хищники создают равновесие между различными популяциями.

Роль экосистемы луга для человека

Польза для человека от луговСтадо овец на лугу

Большинство растений являются витаминной кормовой базой домашнего скота. С давних времен человек использует луга в качестве пастбищ, заготавливает сено на зиму. В период цветения медоносов сюда слетаются пчелы с ближайших пасек. Луговой мед отличается тонким ароматом и нежным вкусом. На протяжении всего лета человек заготавливает лекарственные травы. В дело идут молодые листья, цветки, корни и стебли.

Влияние человека на экосистему луга

Польза для человека от луговТехника скашивает траву на лугу

Чтобы улучшить качество и урожайность трав, человек изменяет состав травостоя, меняет условия произрастания. Наибольшее влияние на экосистему оказывает выпас и скашивание. Неправильная сенокосная деятельность нарушает ритм сезонной вегетации, ограничивает распространение семян. В результате скашивания голая почва быстро иссушается, теряет тепловой режим. Если подобные мероприятия проводятся на протяжении длительного периода, то наблюдается изменение видового состава луговых трав.

Более серьезное влияние оказывает выпас скота. Передвигаясь по лугу, животные вытаптывают копытами растения. В итоге на пастбищах остаются растения, устойчивые к вытаптыванию. Воздействие копыт деформирует верхний слой почвы. В результате отложения экскрементов растительность может быть полностью уничтожена. Однако если стойбища регулярно меняются, то разрушения растительности не происходит. Поскольку почва в сезон выпаса получает активную органику, то и восстанавливается травяной покров достаточно быстро.

Охрана лугов

Польза для человека от луговЗащита природного сообщества луга

Проблема сохранения лугов носит глобальный характер. Все виды растений чувствительны к влиянию экологических факторов. Частый выпас скота приводит к сокращению травостоя. На восстановления покрова уходит не менее трех лет. Если было оголено более половины территории, человеку необходимо засеивать ее вручную.

Если скашивание проводится редко, то страдает вся территория. На ее поверхности формируется плотный слой из старых листьев, задерживается срок таяния снега, заводятся грызуны и болезнетворные бактерии. Для здорового развития луга необходим сенокосооборот. Он позволяет поддерживать видовое разнообразие.

Читайте также:  Миостимуляция что это такое польза и вред

Внесение удобрений сильно влияет на состав трав. В результате азотистых подкормок разрастаются злаковые растения, а разнотравье и бобовые значительно сокращаются. Грамотный подбор удобрений сохранит видовой состав, защитит луга от колебаний урожайности по годам.

Человеку следует избегать применения химических средств для защиты растений. Для здоровья экосистемы луга необходимо сочетать сроки скашивания, интенсивность пастбищных нагрузок, грамотное внесение удобрений и подсев трав.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Источник

Вмешательство человека в природу не есть хорошо. Из-за этого многие представители флоры, фауны считаются исчезающими, поэтому им необходима охрана.

Такое понятие, как сообщества луга, может скоро перестать существовать. А все по той простой причине, что человек чрезмерно вмешивается в природу, пытается переделать ее изначальный устрой. Были предприняты специальные меры для сохранения живности этих территорий. Например, создали специальные условные знаки, показывающие охрану природных сообществ луга.

Луг – это определенная территориальная зона, которая имеет свою травянистую растительность. Он располагается вблизи водоемов (рек, озер), не только украшает нашу планету, но и является частью экосистемы.

Растительность луга

охрана сообщества луга

Луг невероятно красив, а все благодаря его растительности. На нем можно встретить такие растения, как ромашка, горицвет, алтей, василек, подорожник, колокольчик, тысячелистник, тимофеевка, мятлик, мышиный горошек. Можно встретить даже такие травы, как щавель, мята, валериана. Также люди сами могут посеять на нем кормовые виды растений, такие как люцерна, клевер, донник.

Есть предупреждающие знаки о том, что нельзя срывать растительность в данном месте. Условные знаки, показывающие охрану природных сообществ луга, относятся к каждому без исключения.

Летом луг невероятно красив, от цветущих трав идет приятный аромат. Кто был в солнечный день там, тот мог видеть всю прелесть этой картины. Приятно, когда идешь по траве, а рядом летают бабочки, жужжат шмели над цветами – это не описать словами.

Животный мир луга

Природа луга имеет также своих животных обитателей. Это пчелы, шмели, разные птицы, множество мелких насекомых и грызунов. Также можно услышать кузнечика, увидеть божью коровку, стрекозу и муравья.

Питаются все они по-разному, кто травой, кто мелкими насекомыми, а кто друг другом. В общем, жизнь кипит.

Польза луга для человека

Помимо того что луг мил для глаз, он приносит пользу человеку, которую, к сожалению, люди не до конца оценивают.

На лугу растет масса лекарственных трав, вкусных ягод и цветов, благодаря которым пчелы делают полезный мед.

Он играет огромную роль в сельско-хозяйской жизни. На нем часто пасут скот, а также делают кормовые заготовки. Да и просто это отличное место для отдыха всей семьей.

Охрана сообщества луга

Луг нуждается в охране человека. Так как по его же вине этой экосистеме наносится неизгладимый урон. Своими действиями человек нарушает экологическое равновесие лугов.

Для начала стоит прекратить выпасать скот в больших количествах, это нужно для того, чтобы трава успела восстановиться.

условные знаки показывающие охрану природных сообществ луга

Нельзя выжигать, рвать траву и цветы, уничтожать его обитателей. Есть условные знаки, показывающие охрану природных сообществ луга, на них видно, что можно и нельзя делать. Категорически запрещено разорять птичьи гнезда и гнезда шмелей. Нельзя уничтожать водоемы, рядом с которыми расположены луга.

Нельзя истреблять жаб и лягушек, так как они питаются насекомыми.

Пчелы и бабочки имеют также огромное значение. Без них цветы останутся неопыленными, они не дадут семян и погибнут.

Все живое в этом месте взаимосвязано. Нельзя нарушать природное равновесие, так как человек сам же потом пострадает. Следует бережней ко всему относиться.

Категорически запрещено оставлять мусор после себя. После отдыха, пикников все отходы за собой следует убрать.

Для тех, кто страдает забывчивостью или невнимательностью, были придуманы условные знаки, показывающие охрану природных сообществ луга.

Это картинка в красной рамочке, на которую нужно обращать внимание. То, что нельзя делать, зачеркнуто красной линией, чтобы даже ребенок понимал, что это запрещено.

Знаки запрещают:

  • разжигать костры на данной территории;
  • массово вылавливать рыбу в прилежащем к лугу водоеме;
  • оставлять мусор после себя;
  • срывать растения;
  • выпасать скот в больших количествах;
  • ловить животных.

природа луга

Картинки могут быть изображены разные, но смысл остается прежним.

Чаще всего на них никто не обращает внимания, поэтому была создана система штрафов. Если человек нарушает правила и делает то, что запрещено, то обязан понести наказание и заплатить штраф в казну государства.

Условные знаки, показывающие охрану сообществ луга, помогают в их сбережении. Люди стали обращать на это должное внимание. И правильно, сбережем природу, и она сбережет нас.

Источник