Польза фонемы выражается в том что она
В процессе изучения лингвистики рано или поздно приходится сталкиваться с такими понятиями, как «фонема», «звук», «буква». Чем же они отличаются и что общего имеют? Давайте разберемся в этом, а также подробнее рассмотрим такое понятие фонологии (наука, изучающая звуковой строй в языке), как «фонема».
Что такое «фонема»
Данное понятие пришло в русский и украинский языки из древнегреческого и дословно переводится как «звук». Несмотря на подобное исконное значение, звуки и фонемы – далеко не синонимы, но об этом чуть позже. А для начала стоит разобраться, что такое «фонема».
Этим понятием обозначают минимальную единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию. Сразу необходимо уточнить, что фонема самостоятельно не обладает ни лексическим, ни грамматическим значением.
Интересная особенность: понятие фонемы есть во всех языках мира без исключения. Даже в языке глухонемых, правда в нем она носит название «хирема», но имеет те же свойства и выполняет аналогичные функции.
Звук и фонема: в чем отличия между этими понятиями
Хотя эти слова очень близки по своему значению – это не одно и то же. Поскольку звуком (в данном случае имеется в виду его речевой вид) называют минимальное акустическое колебание упругой среды, которое производится речевым аппаратом человека для языкового общения с себе подобными.
В то же время фонема (в качестве абстрактной языковой единицы) соотносится с речевым звуком как конкретной единицей, в которой она материально реализуется.
В качестве примера (который поможет наглядно проиллюстрировать, чем отличается «звук» и «фонема») можно привести существительное «кот». В нем буква «о» стоит под ударением и поэтому соответствует звуку [о]. При этом в однокоренном слове «котяра» та же буква, в том же месте передается с помощью другого звука – [а], поскольку стоит не под ударением. Получается, что в данном примере одна и та же буква, но в разных ситуациях обозначается при помощи различных звуков. Вот эта совокупность различных возможных вариантов звуков одной и той же буквы и есть фонема.
Иными словами, рассматривая вопрос о том, что такое фонема и в чем ее отличие от звука, стоит усвоить главное: фонема – это ряд из нескольких звуков, способных чередоваться между собою.
Звук, буква и фонема
Разобравшись с тем, что такое фонема и чем она отличается от звука, стоит рассмотреть оба данных понятия относительно отдельного символа алфавита, а именно – буквы.
Несмотря на то, что каждый из этих трех терминов лингвистики имеет отдельное значение, на практике они иллюстрируют одно и тоже общее понятие, но слегка с разных сторон. Главная цель каждого из них – помогать при коммуникации.
Что качается эволюции этих понятий, то сначала возник речевой звук, который помогал первым людям общаться между собой и организовывать свою жизнь. Когда звуки организовались в слова, предложения, а позже помогли сформировать целый язык (и далеко не один), появилась необходимость записывать все это, дабы иметь возможность передавать накопленные знания другим людям, в том числе и потомкам. Так появились буквы как графическая реализация речевых звуков. А с возникновением науки лингвистики ученые постепенно выделили понятие фонемы и, кстати, сравнительно недавно – в XIX в.
Разновидности фонем
Все виды фонем разделяются по различным принципам.
- Главный критерий для разделения на виды – это позиция. Фонемы могут быть как в слабой, так и в сильной позициях. Это влияет на простоту их идентификации.
- Гласные/согласные – отличаются в зависимости от способа образования: при помощи шума это произошло или голоса.
- Гласные фонемы в свою очередь могут находиться или не находиться под ударением.
- Гласные фонемы бывают лабиализованными и не лабиализованными, зависимо от участия губ в процессе формирования фонемы. В русском языке есть только две гласные лабиализованные фонемы: [о] и [у].
- По уровню мягкости согласные фонемы можно разделить на палатализованные/не палатализованные.
- Также согласные фонемы бывают звонкими и глухими.
- По месту образования согласные бывают: смычные и щелевые.
- Согласные (по способу образования): смычные, взрывные, мгновенные; щелевые, фрикативные, длительные; смычно-щелевые, аффрикаты и смычно-проходные.
Отличительные черты (признаки) фонем
Несмотря на то, что эта лингвистическая единица является минимальной в своем роде и не может быть более разделена, она имеет ряд признаков, неспособных существовать вне ее. Они не являются равнозначными между собой и делятся на две большие категории: дифференциальные (различительные) и интегральные.
- Принцип дифференциальности основан на наличии парных противоположных признаков у фонемы: звонкость-глухость, твердость-мягкость и т.п. Если изменить хотя бы один дифференциальный признак – фонема изменится. К примеру, если убрать признак звонкости у фонемы [в], она моментально изменится на другую – [ф]. Судить точно, является ли данный признак различительным, можно лишь в том случае, когда у конкретной фонемы есть «антипод», как в предыдущем примере. Если же нельзя выделить фонему-антипод по этому признаку, значит, он не является дифференциальным. К дифференциальным признакам в русском языке относятся: подъем и лабиализованность для гласных; глухость-звонкость, твердость-мягкость, способ образования и его место – для согласных.
- Интегральные признаки фонем чаще всего несамостоятельны. Они не являются парными и не нуждаются в противопоставлениях. К интегральным признакам в русском языке относятся: ряд для гласных и шумность/сонорность для согласных.
Какие функции выполняют фонемы
О важности любого лингвистического понятия можно судить по тем функциям, которые оно выполняет, и хотя их немного, они играют одну из ключевых ролей в языке.
- Конститутивная – фонемы служат в качестве «строительного материала» для различных видов морфем, слогов, слов и других языковых единиц.
- Различительная – выражается в том, что при помощи фонем можно фонетически различать слова и различные морфемы (корни, суффиксы). К примеру, слова «мойка» и «майка» очень похожи между собою, отличаясь лишь одной буквой, однако смысл у них кардинально разный: первое означает место, где моют что-то, второе – предмет одежды. Кстати, фонемы могут выполнять как словоразличительную функцию (пример которой был приведен выше), так и форморазличительную: «майка» – И.п., «майке» – В.п., «майки» – И.п., мн. ч. и т.п.
Несмотря на то, что понятие «фонема» более расплывчато, нежели звук или буква, оно имеет огромное практическое значение, особенно для славянских языков, поскольку позволяет различать формы слов, учитывая большую (в сравнение с английским) систему родов и падежей. На сегодняшний день фонема еще не достаточно изучена и вызывает много споров, единственное, что не вызывает сомнений, – ее важность для лингвистики.
Источник
фонема
Фонема — это минимальная сегментная единица языка, служащая для различения значимых единиц — морфем. Это основная из незначимых единиц языка.
Фонема относится к звуку речи как инвариант к варианту, то есть как абстрактная единица к ее конкретным проявлениям. Таким образом, фонема — это минимальная единица языка, а звук — минимальная единица речи.
Основная функция фонемы — смыслоразличительная. Сравните слова стол и стул, мама, лама и рама — как мы понимаем, что в каждой группе перед нами разные слова? В каждом ряду слова различаются звуком только в одной позиции: первая пара слов — ударными гласными <о> и <у>, вторая — начальными согласными <м>, <л>, <р>. Следовательно, данные звуки выполняют в приведённых словах смыслоразличительную функцию и представляют различные фонемы. Фонемы не обязательно обозначают различия между корневыми морфемами. Сравните слова надорвать и недобрать — в них фонемы <а> и <э> различают приставки.
А теперь сравните следующие единицы: кот и к[а]ты́ (к[/]ты), са[т] и сады́ (с[/]ды). Перед нами разные формы одних и тех же слов. То есть разные звуки встречаются в одной и той же корневой морфеме (кот-, сад-), не выполняют смыслоразличительной функции. Значит, эти звуки входят в состав одной фонемы — являются ее вариантами. А как тогда определить фонему, какой звук: [о] или [а], [т] или [д] является для нее «заглавным»? Нужно определить сильную позицию: для гласных фонем это ударная позиция, следовательно, в словоформах кот и коты реализуется фонема <о>. В слове кот она представлена в основном варианте, а в слове коты — в варианте [а] (точнее, [/]), так как звук [о]
в безударном положении подвергается качественной редукции. Для согласных сильной является позиция перед гласным, следовательно, в слове сады реализуется основной вариант фонемы <д>,
а в слове сад она представлена ее вариантом [т], полученным в результате оглушения звонкого согласного на конце слова.
Некоторые лингвисты различают варианты и вариации (или оттенки фонемы): вариантами являются
те звуки, представляющие данную фонему, которые совпадают со звуками, представляющими другую фонему, например, звук [/] может представлять как фонему <о>, так и фонему <а>. А оттенок звука [о], которым он различается в словах вол и вёл, не меняет его качественно, мы не перепутаем здесь фонему <о> с другой фонемой. Следовательно, это только вариация фонемы <о>. Но такой подход вызывает ряд вопросов, например, если звук [/], несомненно, является, вариантом для фонемы <о>, то чем он является для фонемы <а>: вариантом или вариацией? С одной стороны, этот звук качественно
не отличается от ударного звука [а], но, с другой стороны, в этой позиции фонема <а> совпадает
с фонемой [о]. Поэтому мы не будем делить варианты фонемы на более и менее близкие к основному, для нас важно именно то, что есть общая языковая единица и ее конкретные реализации в речи.
Наличие разных звуков в одной и той же морфеме называется чередованием. В случае, когда разные звуки являются представителями одной и той же фонемы, говорят о позиционных чередованиях звуков.
Например, в словах пять — пяти — пятачок звук [а] в ударной позиции позиционно чередуется
со звуком [и] с оттенком [э] в первой предударной позиции и со сверхкратким звуком [ь] во всех остальных позициях. Все эти звуки являются вариантами фонемы <а> после мягких согласных. Принято считать, что фонема на письме передаётся буквой. Действительно, если по звучанию слова кот и код совпадают в начальной форме, то на письме мы всегда их можем различить.
Фонемный состав этих слов записывается таким образом: <к><о><т>, <к><о><д>.
Но из этой закономерности есть исключения. Твёрдые и мягкие согласные представляют собой разные фонемы: ими отличаются друг от друга слова, например, мал и мял, вол и вёл. Эти слова различаются именно согласными звуками, а на письме это передаётся гласными йотированными буквами «я» и «ё», которые указывают на мягкость предшествующего согласного. Таким образом, в подобных случаях различные согласные фонемы не выражаются различными согласными буквами. Есть и обратное исключение — когда одна фонема передаётся разными буквами. Вспомните слова с приставками на «з», «с». В словах разобрать и расселить одна и та же фонема <з> представлена разными своими вариантами: [з] и [с]. Это именно одна фонема, так как в позиции перед глухим согласным все звонкие оглушаются: подтащить, обтянуть — в этих словах произносится глухой согласный звук, но пишется буква, обозначающая звонкую согласную фонему! Значит, в приставках на «з», «с» фонемный принцип письма нарушается
и уступает место фонетическому, то есть отображению буквой звука, а не фонемы.
Твёрдые и мягкие согласные могут представлять как отдельные фонемы, так и варианты одной и той же фонемы (твёрдой или мягкой). Возьмём, к примеру, слова коты и котята — морфема одна, значение
у неё одно, а фонемы разные! Почему здесь не следует не считать [т] и [т`] вариантами фонемы <т>?
Для различения фонем важно понять одну закономерность: одна и та же фонема в одной и той же фонетической позиции реализуется всегда одним и тем же вариантом. Если в одной позиции наблюдаются различные звуки, следовательно, перед нами различные фонемы, так как разница
в звучании обусловлена не позицией звука относительно других звуков, а самостоятельна (или обусловлена закономерностями другого уровня). И в слове коты, и в слове котята звук [т] находится перед гласными непереднего ряда (перед гласными, отличными от [э] и [и]). Эта позиция является для согласной фонемы абсолютно сильной. Более того, мы можем привести слова кота и котята, где твёрдый и мягкий согласный находятся перед одним и тем же гласным [а]. Следовательно, перед нами явление, когда в одной и той же морфеме встречаются звуки — представители разных фонем. Другими словами, перед нами чередование фонем. И обусловлено оно морфологической (морфемной) позицией — суффиксом, обозначающим детёнышей, который всегда требует смягчения последнего согласного производящей основы, сравните: слон, но слонёнок, слонята; тигр, но тигрёнок, тигрята.
А если мы возьмём словоформы кот и о коте — то перед нами будет фонетическое позиционное чередование [т]/[т`], представляющее фонему <т>, поскольку все твёрдые согласные, парные по твёрдости — мягкости, смягчаются перед гласными [э] и [и], в какой бы морфеме те ни были.
Если позиционное чередование звуков внутри одной фонемы обусловлено именно фонетической позицией (для фонетического уровня не имеет никакого значения, что ноль звука после согласного
в слове сад относится к окончанию, гласный [ы] в слове сады — также к окончанию, а гласный [о]
в слове садочек — к суффиксу), то чередование фонем обусловлено морфологической (морфемной) позицией — то есть становится важно, к какой морфеме относится окружение данной фонемы.
В русском языке достаточно часто встречаются такие морфологические чередования, выражающие определённые грамматические и словообразовательные значения.
Таким образом, все варианты одной и той же морфемы, встречающиеся в языке, могут различаться двумя типами чередований: позиционными (их было бы точнее назвать фонетически-позиционными) и морфологическими (морфемно-позиционными). В одной и той же словоформе могут встречаться оба типа чередований. Например, в ряду словоформ воз, в`оза, возок, возить, везу, вёз, вожу, возит корень воз- представлен в вариантах 1) [вос], 2) [воз], 3) [в/з], 4) [в/з`], 5) [виз], 6) [в`ос], 7) [в/ж], 8) [воз`]. Первые три из них содержат только позиционные (фонетические) чередования: в словоформах 1) и 2) представлено чередование согласных [с] и [з] как представителей фонемы <з>, в 2) и 3) — чередование гласных звуков [о] и [/] как представителей фонемы <о> в зависимости от ударения. Если сравнить основной вариант — 2) — и вариант 8), то в данной паре слов мы будем наблюдать только морфологическое чередование: твёрдая согласная фонема <з> чередуется с мягкой фонемой <з`> перед суффиксом -и-, формирующим глагольную основу. Во всех остальных словоформах представлены и те, и другие чередования: в 5) наблюдается историческое чередование фонем <o>/<э>, при этом фонема <э> выступает в безударном положении в варианте [и], в 6) — историческое чередование твёрдой и мягкой согласных фонем <в> и <в`> и позиционное чередование звонкого и глухого согласных звуков [з] и [с] как представителей фонемы <з>, в 7) — позиционное чередование ударного и безударного гласного и историческое чередование согласных <з>/<ж>.
Морфологические чередования в лингвистике часто называют историческими, так как они связаны
с процессами, которые ранее приводили к возникновению регулярных позиционных чередований,
а с изменением фонетической системы языка остались в виде чередования фонем.
Позиционные чередования гласных. качественная и количественная редукция
Итак, мы знаем, что гласные фонемы представлены своим основным вариантом только под ударением. В безударном же положении звучание гласных меняется согласно регулярной закономерности: редукция (то есть сокращение) гласных зависит от позиции гласного относительно места ударения. Различают сильную позицию (ударную) и слабые: I слабая позиция — это I предударная (то есть гласный в слоге, предшествующем ударному) и абсолютное начало слова (только для слов, начинающихся на гласный, например, абрикос), II слабая позиция — это любая заударная позиция и предударные, отстоящие от места ударения более, чем на один слог (кроме абсолютного начала слова).
Каждая фонема всегда представлена в одной и той же позиции одним и тем же своим вариантом. Кроме места относительно ударного слога, выбор варианта гласной фонемы обусловлен еще и твёрдостью — мягкостью предшествующего согласного, а для фонемы <о> также важным оказывается условие нахождения после шипящего согласного.
В таблице представлены регулярные позиционные чередования гласных звуков в русском языке.
Сильная позиция (под ударением) | I слабая позиция (1-й слог перед ударным и абсолютное начало слова) | II слабая позиция (все остальные) |
а (с[а]д, п[`а]ть) | / после твёрдого согласного, с[/]ды$textrm{и}^textrm{э}$ после мягкого согласного п[$textrm{и}^textrm{э}$]ти | ъ после твёрдого (с[ъ]довод), ь после мягкого (п[ь]тачок) |
о (д[о]м, л[`o]д, ш[o]лк) | / после твёрдого согласного (д[/]ма), $textrm{ы}^textrm{э}$ после твёрдого шипящего согласного (ш[$textrm{ы}^textrm{э}$ ]лка) , $textrm{и}^textrm{э}$ после мягкого согласного (л[$textrm{и}^textrm{э}$]док) | ъ после твёрдых согласных (д[ъ]мовой, ш[ъ]лкопряд), ь после мягких (л[ь]доруб) |
э (шесть, лес) | $textrm{ы}^textrm{э}$ после твёрдых согласных (ш[$textrm{ы}^textrm{э}$]стой), $textrm{и}^textrm{э}$ после мягкого согласного (л[$textrm{и}^textrm{э}$]сной) | ъ после твёрдых согласных (ш[ъ]стипалый), ь после мягких (л[ь]состепь) |
и (пир) | и краткий (п[$check{textrm{и}}$]рог) | и краткий (п[$check{textrm{и}}$]рожок) |
ы (сырость, шире [шыр`ь])* | ы краткий (с[$check{textrm{ы}}$]рой, ш[$check{textrm{ы}}$]рокий) | ы краткий (с[$check{textrm{ы}}$]роватый, ш[$check{textrm{ы}}$]рина) |
у (чудо) | у краткий (ч[$check{textrm{у}}$]десный) | у краткий (ч[$check{textrm{у}}$]деса) |
*Примечание. Гласный [ы] после твёрдых шипящих согласных, не имеющих пары по мягкости,
по традиции русской графики передаётся буквой «и». Вообще, написание гласных букв после
шипящих согласных и «ц» (которые в истории языка изначально были мягкими, но позже отвердели)
не подчиняется какому-либо последовательному правилу и носит чисто традиционный характер.
позиционные чередования согласных
В области согласных звуков в современном русском языке также наблюдаются регулярные фонетические процессы, приводящие к возникновению вариантов фонем. Наиболее ярко они представлены в связи с таким качеством согласных, как звонкость — глухость. Выделяются три процесса, в результате которых нейтрализуются (то есть совпадают) глухие и звонкие фонемы.
Оглушение звонкого согласного на конце слова. Сравните пары слов рог — рок, кот —код, грипп — гриб, роз и рос. Они произносятся одинаково, с глухим согласным на конце: [рок], [кот], [грип], [рос].
*Примечание. Слова, подобные приведённым выше — совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению, — называются омофонами. Нейтрализация разных фонем часто приводит
к возникновению омофонов.
Какие согласные, по вашему мнению, составляют исключение, то есть не подвергаются оглушению?
Поскольку звонкий согласный переходит на конце слова в свою глухую «пару», то подвергаются этому закону только парные по глухости — звонкости согласные, а непарные звонкие (сонорные) не меняют своего произношения. Лом и ломать, нуль и нули, вор и воры, сон и сны — в корнях этих слов произносятся одни и те же сонорные согласные [м], [л`], [р], [н].
Сочетания согласных, один из которых звонкий, а другой — глухой, в целом не свойственны русскому языку. Поэтому в группах согласных происходит уподобление (ассимиляция) предшествующего последующему по звонкости — глухости (оглушение или озвончение). Такое изменение звучания согласных называется регрессивной (то есть идущей спереди назад) ассимиляцией.
Ассимиляция (уподобление) согласных по глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)
Сравните слова полоска и повозка, походка и перемотка, супчик и зубчик. Во всех этих словах произносятся глухие согласные: [с] в первой паре слов (поло[с]ка — пово[с]ка), [т] — во второй (похо[т]ка — перемо[т]ка), [п] — в третьей (су[п]чик — зу[п]чик), то есть и там, где они представляют соответствующие фонемы <с>, <т>, <п>, и в качестве представителей звонких фонем <з>, <д>, <б> (сравните: повозок, ходить, зубы). Иногда такое оглушение приводит к образованию омофонов:
везти — вести, вперемежку — вперемешку.
Ассимиляция (уподобление) согласных по звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)
Этот процесс встречается несколько реже, чем оглушение.
Сравните слова резьба и косьба, отдать и поддать — они произносятся со звонкими согласными [з`], [д].
Озвончение глухих непарных согласных приводит к образованию их нефонематических звонких пар:
[ч] переходит в [дж`] (сберечь бы), [ц] — в [дз] (отец дал), [щ] — в [ж`] (овощ был).
Перед сонорными согласными и [в] ассимиляции по глухости — звонкости не происходит: о[т]метить,
но по[д]метить, [с]вернуть, но ра[з]вернуть.
Ассимиляция (уподобление) согласных может происходить и по твёрдости — мягкости. Чаще происходит смягчение (ассимиляция по мягкости) твёрдых согласных перед мягкими. Не все согласные одинаково подвержены этому процессу.
Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Ме[ст]о,
но о ме[с`т`]е, студе[нт], но о студе[н`т`]е, [дн]о, но о [`д`н]е.
Как можно увидеть по последнему слову, в позиции перед мягким согласным происходит нейтрализация твёрдых и мягких согласных фонем, что иногда приводит к образованию омофонов: словоформа о дне может принадлежать как лексеме день с мягкой фонемой <д`>, так и лексеме дно
с твёрдыми фонемами <д> и <н>, позиционно смягчёнными.
Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: [г]лядеть, [к]леить, [х]леб, по[л]неть и
т. д.
Губные согласные не смягчаются перед мягкими зубными: [п]тенец, ко[ф]те, [м]леть, [в]зять.
Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: мо[р`]е — мо[р]ской, янва[р`]ь — янва[р]ский и т. д.
Также может происходить полная ассимиляция согласных — два согласных, различных по месту образования, сливаются в один долгий согласный звук. Таким образом шипящие согласные уподобляют себе предшествующие свистящие: сшить [$overline{textrm{ш}}$ыт`], сжать [$overline{textrm{ж}}$ат`], счесть [$overline{textrm{ш`}}$эс`т`], расщепить [ра$overline{textrm{ш`}}$ $textrm{и}^textrm{э}$п`ит`], а также шипящие [ч] и [ц] уподобляют себе предшествующие [т] и [д]: отчет [/$overline{textrm{ч}}$от], вкратце [фкра$overline{textrm{ц}}$ъ]. Иногда в группе согласных один звук выпадает, не произносится. Это происходит с согласными [т], [д]
(а иногда также с согласными [л] и [в]) в сочетаниях из нескольких согласных между гласными. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях «стн», «здн», «стл», «вств», «рдц», «лнц»: местный, поздний, счастливый, чувство, сердце, солнце.
$
Источник