Польза хорового пения для детей

Польза хорового пения для детей thumbnail

Исаева Екатерина Олеговна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга

Цель статьи – показать роль хорового пения в развитии творческих способностей учащихся.

Автор считает, что освещение данного вопроса является важным и актуальным в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике.

Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является главной задачей на музыкальных занятиях в современном обучении. Ребенок приходит на первый урок музыки с сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков.Педагог должен поддержать ученика, не погасить желание заниматься музыкой.

Хоровое пение влияет на общее развитие организма детей, упражнения помогают развитию и укреплению лицевых мышц, совершенствованию артикуляционного аппарата, что способствует улучшению дикции и детской речи. Ровное положение корпуса во время пения сидя и стоя укрепляет спинные мышцы и мышцы пресса, формируя правильную осанку, что является профилактикой искривления позвоночника.

По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Правильная поза поющих, систематическое выполнение упражнений ФМРГ регулирует и углубляет дыхание (достаточно посмотреть, как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), разогревает голосовые мышцы, что приводит к укреплению голосового аппарата и лёгких, и, как следствие, является профилактикой утомляемости и заболеваний голосового аппарата.

Пение оказывает положительное влияние на развитие личности.Занятия в группе позволяют «домашним детям» привыкать к общению со сверстниками в коллективе, что помогает в быстрее и легче адаптироваться к обучению в школе. Запоминание большого количества мелодий и текста способствуют развитию памяти. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.

На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения одного и нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. помогает развивать внутренний музыкальный слух, музыкальную память, способствует развитию координации между слухом и голосом, улучшает звуковысотную интонацию.

Приобретая в процессе хоровых уроков определенные знания о музыке, умения и навыки, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер.

Благодаря пению, у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, развивается приятный тембр голоса.

Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации.

Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важнейшую социальную функцию. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.

Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально – эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Таким образомзанятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста.

Давно доказано, что к поющим детям простуда не пристает.Для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни, ведь исполнять их нужно широко от диафрагмы. Тут и легкие, и гортань тренируются. Ежедневная дыхательная гимнастика укрепляет самочувствие и здоровье всех хористов, ведь чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.

Концертно-исполнительская деятельность – важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хора.

Читайте также:  Польза репейного масла для кожи лица

Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение.

Источник

1) ПЕНИЕ ИМЕЕТ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

Правильное пение, особенно хоровое, – это в первую очередь правильное дыхание, которое является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем и видов спорта. Кроме того, оно влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний, способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов, укрепляет иммунную систему. Внимание, заботливые родители! Пение – это профилактика многих серьезных заболеваний!

2) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТЫВАЮТ ВОЛЮ И ДИСЦИПЛИНУ: заниматься надо постоянно, регулярно и без перерывов. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, обучаясь в хоре, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3) ЗАНИМАЯСЬ ПЕНИЕМ, МУЗЫКОЙ, РЕБЁНОК РАЗВИВАЕТ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальном произведении как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой, а профессора физики и математики

Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков, химиков и инженеров! Петь и музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4) МУЗЫКА И ЯЗЫК – БЛИЗНЕЦЫ – БРАТЬЯ.

Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Не случайно хоровое пение способствует развитию речи, мышления.

ПОЮЩИЕ И ИГРАЮЩИЕ ЛУЧШЕ ГОВОРЯТ И ПИШУТ, ЛЕГЧЕ ЗАПОМИНАЮТ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА, БЫСТРЕЕ УСВАИВАЮТ ГРАММАТИКУ.

Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Пастернак и Л. Толстой, Ж.-Ж. Руссо и Р. Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5) МУЗЫКА СТРУКТУРНА И ИЕРАРХИЧНА:

крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.

СТИХИЙНОЕ ПОНИМАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ОБЛЕГЧАЕТ ПОНИМАНИЕ КОМПЬЮТЕРА, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по 2 уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Исполняя их музыку, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведёт от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7) МУЗЫКАНТЫ МЯГКОСЕРДЕЧНЫ И ОДНОВРЕМЕННО МУЖЕСТВЕННЫ.

Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, пели в хоре, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8) ЗАНЯТИЯ ПЕНИЕМ, МУЗЫКОЙ ПРИУЧАЮТ «ВКЛЮЧАТЬСЯ ПО КОМАНДЕ».

Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В хоровой студии или музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед концерт или зачёт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители!

Читайте также:  Занятия на степ платформе польза

ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСТВЕ – ЭТО МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫДЕРЖКА И АРТИСТИЗМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

9) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТЫВАЮТ МАЛЕНЬКИХ «ЦЕЗАРЕЙ», УМЕЮЩИХ ДЕЛАТЬ МНОГО ДЕЛ СРАЗУ.

Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа певец, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер или оператор ЭВМ следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам.

МУЗЫКА ПРИУЧАЕТ МЫСЛИТЬ И ЖИТЬ В НЕСКОЛЬКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10) И, наконец, МУЗЫКА – НАИЛУЧШИЙ ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ. Почему?

Смотрите пункты 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, не пели ли в детском хоре, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру!

(Процитирована статья проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук Кирнарской Д.К.)

Автор: Кирнарская Д.

Источник

Учитель музыки Плесовских Надежда Антоновна

Пение способно воздействовать на всестороннее развитие детей, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям. В процессе хоровой деятельности у них расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни. Хоровое пение влияет на общее развитие организма и состояние здоровья детей. Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Правильная поза поющих, систематически выполненное дыхание (достаточно посмотреть, как развита грудная клетка у профессиональных певцов) способствуют профилактики многих заболеваний, и в том числе голосового аппарата. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, способной улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. Когдачеловек поёт, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус. Ребенок станет спокойней, счастливей, активней.

IMG_5177-1.JPGВ процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения. Пение способствует повышению иммунитета. Научно доказано, что пропевание различных слогов и букв на определенной высоте устраняют многие застойные явления в организме, например:

«А» – помогает снять боли различного происхождения, лечит сердце и верхнюю часть легких, помогает при параличе и головных болях, оказывает мощное действие на весь организм ,способствуя насыщенности тканей кислородом.

«И» – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника, «прочищает» нос, стимулирует работу сердца.

«О» – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает боли и спазмы.IMG_5178.JPG

«У» – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит горло и голосовые связки.

«Ы» – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.

«Э» -улучшает работу головного мозга.

«Ха» – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии. «С» – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.

«Ом» – помогает в снижении артериального давления.

«Ух -ах -ох» -стимулирует выброс из организма отработанных веществ и негативной энергетики.

Пение благотворно влияет на иммунитет, благодаря вибрациям, которые создают связи во время пения. Если дети хорошо поют, то диапазон частот, который они производят во время своего пения находится в диапазоне от 70 до 300 колебаний в секунду. Пение лечит органы ребёнка также при помощи вибраций, 80% которых остается в организме. Пение может вылечить астму – особое ритмическое диафрагмальное дыхание во время пения не только улучшает работу легких, но и благотворно влияет на нервную систему. Пение может вылечить небольшое заикание, так как развивает речевой аппарат и дикцию. Пение помогает при стрессах, делает детей более дружелюбными, что позволяет им легче налаживать контакты с другими детьми. Музыка и пение создают благодатную почву для духовного и телесного здоровья детей, развивает их творческий потенциал.

Читайте также:  Салат щетка для похудения польза

«Музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» – сказал учитель музыки и композитор Карл Орф. Следовательно, чтобы полностью раскрыть потенциал растущего человека, необходимо позаботиться о его занятиях музыкой. Возможно ребенок никогда не станет великим музыкантом или композитором, но любовь к музыке останется у него на всю жизнь и украсит её новыми красками.

Дата публикации – 27.09.2018

Источник

О пользе хорового пения

для физического и духовного развития ребёнка

►►Хоровое пение считается самым демократичным и доступным видом музыкальной деятельности для ребёнка. Известный хормейстер Б. Рачина говорил: – «Главная цель, для чего мы учим детей петь в хоре – развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали». Петь в хоре могут все. Давайте разберём все достоинства, которыми, безусловно, обладает искусство пения, в том числе и хоровое.

►►Начнём немного с исторических фактов. Само искусство хорового пения в России насчитывает более 9 столетий. Ещё в Древней Руси в XII – XIII веках детей, начиная с 6-7 лет, начинали обучать пению в монастырских и церковных школах. В этих школах уровень музыкального обучения был достаточно высок, и обучали в них только ограниченное число наиболее одарённых детей. В XVI веке при Иване Грозном детское хоровое пение получает большое развитие, появляются детские профессиональные хоровые коллективы. Лучшие детские голоса набираются со всей страны. С течением времени заметно усиливается стремление не только увеличить число хористов, но и улучшать качество звучания их голосов. Русская хоровая школа мощно развивается, здесь творят известные и талантливые хоровые педагоги и дирижёры, такие как М. Глинка, А. Гречанинов, П. Чесноков, В. Свешников, В. Попов и многие другие. В конце XIX века усиливается борьба за массовое обучение детей пению, пение признаётся основой формирования музыкальной и духовной культуры подрастающего поколения. В современном мире детские хоровые коллективы являются способами самоорганизации, саморазвития и самовоспитания.

►►Вокально-хоровая музыка связана со словом и в лучших своих образцах использует поэзию, обладающую большим художественным содержанием. Стихи, усиленные средствами музыки, глубоко воздействуют на детское восприятие. Хоровое исполнение – это коллективный труд, направленный на создание художественных ценностей, способный приносить детям радость общения с миром прекрасного. Вся воспитательная работа с детьми в процессе обучения пению основывается на принципе «Через прекрасное – к доброму». Даже маленький участник хора понимает, насколько успех общего дела зависит от его личного вклада. Ребята, таким образом, воспитывают в себе ответственность и старание. Специфика хорового исполнительства требует, чтобы вынесенное хоровым коллективом на суд слушателя произведение, было не только грамотно разучено и решено в смысле художественного раскрытия образа. Оно должно быть, прежде всего, спето. Поэтому овладение вокальными певческими навыками требует от ребёнка определённых усилий, терпения и системы. Ребёнок должен понять, что петь в хоре – это большой труд, требующий прилежания, и приносящий множество положительных эмоций и удовольствия. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.

►►На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура и уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. Приобретая в процессе хоровых уроков определенных знаний о музыке, умений и навыков, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству.

►►Пение в хоре так же положительно влияет и на развитие речи ребёнка, ведь на каждом хоровом занятии ребята выполняют специальные артикуляционные упражнения, направленные на развитие выразительной и чистой детской речи.

►►И, в конце концов, пожалуй, только в хоре ребёнок может с самого начала почувствовать себя в полном смысле слова артистом-музыкантом. Наши ребята в основном с удовольствием поют в хоре.

►►И в завершении хочется сказать родителям наших замечательных деток – приводите своих детей в хор! Приобщайте их к музыки! И тогда ваши дети вырастут полноценно развитыми, коммуникабельными, добрыми и счастливыми людьми! Мы ждём вас в нашей школе искусств!!!

Преподаватель хоровых дисциплин Титова Н.А.

Источник