Польза и вред бактерий для 3 класса

По подсчетам ученых, в человеческом организме проживает около 2 килограмм различных бактерий. И, как не странно, большинство этих микроорганизмов прекрасно живут со своим хозяином, не нанося никакого вреда. Так зачем вообще бактерии? В чем их польза и вред?
Всю «живность», населяющую человеческое тело, можно условно поделить на две группы:
Вредные:
Вредоносные бактерии. В большинстве случаев эти микроорганизмы попадают внутрь человеческого тела воздушно-капельным путем. Так происходит чаще всего, но заразиться ими можно и другими способами. Заразиться паразитами можно и через другие факторы: несвежая вода, плохо вымытые руки, просроченные продукты питания, определенные насекомые, различные ранки на коже. Такие микроорганизмы могут нанести существенный вред человеку, посредством каких либо серьезных болезней.
Полезные:
Бактерии – защитники человеческого организма. Эта группа бактерий помогают человеку усваивать и переваривать продукты питания, а также образовывать полезные витамины. Самой известной бактерией, обладающей такими свойствами, является кишечная палочка. В микрофлоре кишечника также можно встретить и другие виды бактерий: лакто- и бифидобактерии, который улучшают иммунную систему человека. К пользе этих бактерий можно отнести и тот факт, что они препятствуют попаданию вредоносных микробов.
Постоянно употребляя таблетки, можно погубить большое количество хороших бактерий, тем самым снизив себе иммунитет. В последствии можно наблюдать понос, запоры, рвоту и другое. Также возникает риск заболевания гонореей, холерой и даже чумой.
Также без бактерий, микробы попадают внутрь животных, нанося им большой вред. После употребления в пищу такого мяса, человек сам рискует заразиться очень серьезными болезнями.
Окружающий мир. 3 класс
Какую пользу и вред приносят бактерии человеку
Интересные ответы
- Вред алкоголя – сообщение доклад
Алкоголь – одна из самых главных проблем современного мира. Во многих существующих странах 21 века алкоголь полностью легален и его может купить любой совершеннолетний гражданин. Однако многие люди даже не задумываются о том, что алкоголь может сотворить
- Доклад про Одиссея сообщение по истории 5 класс кратко
Одиссей – главный герой поэмы Гомера “Одиссея”. Он был царем острова Итаки и участником Троянской войны, где и прославился. Так каким героем был Одиссей?
- Хронологическая таблица Островского (жизнь и творчество)
А. Н. Островский – поистине талантливый драматург, перу которого принадлежит около 50 пьес. В русской драматургии его принято считать основоположником русского национального театра.
- Ломоносов – сообщение доклад
Михаил Васильевич Ломоносов – это самый великий учёный-естествоиспытатель мирового значения в истории России. Он обладал широкими энциклопедическими знаниями, совершил множество открытий в сфере химии и физики.
- Доклад на тему Дымковская игрушка (сообщение)
Дымковская игрушка – необычайно красивое изделие, изящно вылепленное и искусно раскрашенное. Каждую игрушку мастер создает руками, вкладывая в нее свою душу и фантазию.
Источник
Бактерии – крошечные организмы, рассмотреть которые можно только при помощи микроскопа.
Где живут бактерии
Невооруженным глазом бактерии увидеть невозможно из-за их малого размера. Именно поэтому мы не замечаем, как много бактерий на всех окружающих нас предметах. Даже самый чистый стол или тщательно вымытая посуда всегда покрыта множеством бактерий.
Много бактерий живет в воде, воздухе, еде, внутри и снаружи живых организмов. Некоторые бактерии не боятся тяжелых условий окружающей среды. Они, например, могут жить в морозилке или близко к жерлу вулкана.
Строение бактерий
По строению бактерии сильно отличаются от других живых существ, например, растений или животных. Их тело состоит всего из одной клетки, покрытой несколькими слоями оболочки. Под оболочкой есть вязкая жидкость, в которой находятся «органы» бактерии, благодаря которым она может питаться, передвигаться и размножаться.
Форма у бактерии может быть самой разной. Бывают круглые, продолговатые бактерии, бактерии по форме напоминающие палочки, запятые, звездочки и спирали.
А еще бактерии бывают подвижными и неподвижными. Неподвижные бактерии не могут передвигаться самостоятельно. У подвижных бактерий есть специальные выросты на боках. Бактерия шевелит этими выростами и так передвигается.
Часто бактерии не имеют цвета, но встречаются красноватые или зеленоватые бактерии.
Что едят бактерии?
У бактерий нет рта, но их оболочка способна пропускать через себя питательные вещества из той среды, в которой находится бактерия.
В пресных и соленых водоемах живут бактерии, которые умеют питаться энергией Солнца. Они, как и большинство растений на земле, улавливают солнечные лучи и преобразуют их в энергию для жизни.
Есть бактерии, живущие за счет потребления химических веществ. Они поглощают водород, железо или аммиак.
Большое число бактерий селится в гниющих фруктах, деревьях, останках живых существ и питается этой неприятной пищей.
Нужен ли бактериям воздух?
Почти всем живым существам необходим воздух для дыхания. Даже морские животные нуждаются в кислороде, который они добывают из воды. Но некоторые бактерии научились жить даже там, где кислорода нет. Поэтому ученые разделили бактерии на 2 вида:
- Аэробные (которым для жизни необходим кислород)
- Анаэробные (которые могут жить без кислорода)
Первый вид бактерий может поселиться почти везде: на поверхностях предметов, на коже, в еде, в напитках. Анаэробные бактерии прячутся там, где другим бактериям не выжить. Они способны жить в плотной почве, в герметично закрытой банке с консервами и даже внутри тела человека.
Анаэробные бактерии довольно опасны. Они вызывают заболевания, с которыми сложно справиться.
Размножение бактерий
Большинство бактерий размножаются делением. Это значит, что маленькое тельце просто разделяется на 2 половины и получается 2 новых взрослых бактерии. Процесс происходит очень быстро. При хорошем питании и условиях окружающей среды из одной бактерии за день может образоваться огромное количество новых бактерий.
Бактерии плохие или хорошие?
Может показаться, что бактерии умеют только вредить. Но это не так. Конечно же, бактерии вызывают разные заболевания и осложняют заживление ран. Еще бактерии портят продукты питания, а их выделения делают еду ядовитой.
Но ученые научились использовать бактерии во благо людям. Особый вид бактерий превращает молоко в кефир, другие способны произвести из молока сыр. Соленые или квашеные овощи также получаются благодаря бактериям. Часть сильных лекарств удалось изобрести именно с использованием бактерий.
Бактерии приносят пользу и в дикой природе. Они разлагают остатки погибших животных и растений и этим очищают природу от отходов, повышают плодородность почвы.
Источник
Классный час в 3 классе
«Человек и микробы»
Цель:
Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- Дать учащимся понятие о микроорганизмах.
- Дать представление о пользе и вреде микробов для человека.
- Убедить учащихся в необходимости соблюдать правила личной гигиены и гигиены питания.
- Воспитывать потребность в ЗОЖ.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Форма проведения: игровой практикум.
Оборудование:
-микроскопы;
-проигрыватель, диск «Звуки природы»
-плакаты с высказываниями философов о здоровье;
-аптечки с дезинфицирующими и перевязочными средствами;
-раздаточные карточки;
-муляжи руки по количеству групп.
Предварительная подготовка:
-парты в помещении расставить по количеству микрогрупп (2 – 3);
-подготовить артистов на роли Микроба и Судьи.
Оформление доски:
-высказывания философов о здоровье:
- Здоровое тело – продукт здорового рассудка. (Б. Шоу)
- Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И.Брехман)
- Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье. (Г.Гейне)
- Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук. (Ж.-Ж.Руссо);
-три бумажных цветка без лепестков.
Ход занятия.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались, чтобы в очередной раз поговорить о здоровье. Прежде, чем мы начнем разговор, сигнализируйте цветными наклейками о своем отношении к собственному здоровью. Отвечайте честно самим себе.
Зеленый цвет означает: я внимательно отношусь к своему здоровью, стараюсь его сохранить.
Оранжевый цвет означает: на свое здоровье я не обращаю внимания.
(Работа групп)
Учитель: Здоровье – самое ценное богатство общества и каждого человека. К такому выводу люди пришли еще в древности. Об этом свидетельствуют высказывания о здоровье многих философов и писателей. Некоторые из них записаны на доске. Особенно мне нравится высказывание Ж.-Ж. Руссо. Во все времена люди понимали, что здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека.
Учитель: Попробуйте оценить состояние своего здоровья, загибая палец на каждый ответ «да»:
-ты каждый год болеешь гриппом или ангиной;
-иногда у тебя бывает насморк;
-бывает, что болит живот;
-часто у тебя бывает плохое настроение;
-иногда ты плохо спишь ночью, часто просыпаешься;
-мало бываешь на воздухе;
-не любишь физкультуру, подвижные игры;
-часто ешь сладости, чипсы, пьешь лимонад.
Учитель: Кто из вас не загнул ни одного пальца? Таких ребят мало. Значит, тема здоровья для нас по-прежнему важна. Уровень здоровья населения, особенно детей, в последние годы катастрофически снизился. Поэтому мы все чаще говорим о необходимости вести здоровый образ жизни. Что это значит? Из каких компонентов состоит здоровый образ жизни? Напишите их на лепестках из цветной бумаги, которые лежат у вас на партах.
(Работа в группах). (Ответы: закаливание, правильное питание, прогулки, физкультура, гигиена, отказ от вредных привычек, ночной сон, режим дня)
Учитель: Прикрепите свои лепестки к цветам на доске. У каждой группы получился свой цветок ЗОЖ (совместное обсуждение).
Учитель: Тема занятия клуба – «Человек и микробы». Что такое микробы? В толковом словаре можно прочитать значение этого слова: «Микробы – (микрооргани́змы) — название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, что бы быть видимыми невооружённым глазом. К микроорганизмам относят бактерии, грибы, вирусы. Как и всякие живые организмы, они питаются, дышат и размножаются».
Учитель: Как микробы могут быть связаны с нашим здоровьем? Где они живут?
Микроб: (появляясь из-под стола): Мы живем в воде, в земле, в воздухе, во льдах, в растениях, в человеке, Мы – везде!
Учитель: А ты кто?
Микроб: Я – микроб!
(Выходит судья)
Судья: Я сегодня здесь для того, чтобы осудить микробов. Начнем заседание суда. Я обвиняю вас, микробы, в том, что вы приносите людям огромный вред! Вы проникаете в организмы людей и вызываете инфекции. Истории известны катастрофические эпидемии, унесшие жизни миллионов людей. А кто виноват? Вы, микробы!
Учитель: Микробов в природе огромное количество. В одной капле сырой воды их живет почти столько же, сколько людей на всем земном шаре! Давайте посмотрим, какие микроорганизмы живут в капле сырой воды.
(Работа групп с микроскопами)
Учитель: Мы пьем сырую воду вместе с огромным количеством разных микробов. Среди них есть такие, которые вызывают болезни. Вместе с некачественной пищей в наш организм через органы пищеварения тоже попадают микробы. Часто они вызывают кишечные болезни, отравления.
Учитель: Ребята, подумайте, как не пропустить в организм болезнетворных микробов вместе с водой и пищей! Подскажу только, что микробы погибают при нагревании от высокой температуры.
(Работа в группах, обсуждение)
(Выводы: воду кипятить, готовую пищу хранить в холодильнике, не есть испорченные и просроченные продукты).
Учитель: Значит, в отравлениях и кишечных болезнях человек виноват больше, чем микробы.
Судья: Да, убедили. Но все равно вы, микробы, очень опасны. Вы виновны в распространении таких опасных болезней, как оспа, холера, грипп, туберкулез, чума. Каждую минуту нас атакуют со всех сторон полчища микробов. Ваше оружие – инфекции, болезни, иногда смерть.
Учитель: Действительно, от инфекций во все времена погибали тысячи людей. В старину даже грипп был очень опасен. Он передается по воздуху особыми микробами, которые называются вирусами. Попадает в организм через органы дыхания.
Микроб: Между прочим, в заболевании и распространении гриппа тоже виноват сам человек.
Судья: Почему это? Ребята, вы тоже так думаете?
(Предположения детей)
Учитель: Подумайте, как можно не допустить распространения гриппа? Выполните задание на карточках. Рассмотрите рисунок. Представьте ситуацию, когда в семье кто-то заболел гриппом. Соедините стрелкой человека на рисунке с необходимыми ему предметами. 1 группа находит предметы для заболевшего, 2 – для здоровых пока членов семьи.
(Предметы: носовой платок, ватно-марлевая повязка, витамины, чеснок, лук, уксус, пистолет, шоколадка). (Обсуждение)
Учитель: Какие из этих средств обладают противомикробным действием? Их тоже боятся микробы.
Учитель: Вы знаете, что при заболевании у человека чаще всего повышается температура. Как вы думаете, почему?
Учитель: Оказывается, при возникновении инфекции наш организм специально повышает температуру тела, чтобы погибали болезнетворные микробы. Поэтому не спешите при температуре принимать жаропонижающие средства, не мешайте работе организма! Не создавайте в организме подходящую среду для проживания вредных микробов!
Судья: Оказывается, что от инфекционных болезней мы тоже можем себя защитить. А как быть с микробами, которые находятся на нашей коже? Ведь если их в капле воды миллионы, то сколько же их на коже? Я недавно порезал палец, и он воспалился, долго болел. Потому что микробы попали в рану. Любая рана может вызвать заражение крови!
Учитель: Ребята, а что бы вы посоветовали судье сделать в такой ситуации? Любое повреждение кожи – это ворота для микробов внутрь организма. Поэтому раны надо сразу обрабатывать. Пусть каждая группа возьмет из аптечки необходимые предметы для обработки повреждений кожи (работа в группах, обработка раны на макете руки).
(Детям предлагаются перекись водорода, бинт, вата, мыло, пластырь, зеленка, цитрамон, зубная щетка, активированный уголь и т.д.)
Учитель: Покажите на муляже руки, как вы будете обрабатывать рану. (Дети выполняют практическое задание).
Учитель: Помните: главная защита человека от вредных микробов – его чистая здоровая кожа. Такой барьер они не преодолеют. И главный наш помощник в борьбе с микробами – обыкновенное мыло, лучше хозяйственное. Чего еще боятся микробы? (На доску вывешиваются таблички: мыло, йод, зеленка, перекись водорода, спирт, хлорка)
Микроб: Подождите! Но ведь есть и полезные для человека микробы! Их гораздо больше, чем вредных!
Судья: Не может быть! Ребята, вы слышали что-нибудь о полезных микробах?
Учитель: А я слышала! Действительно, полезных микроорганизмов в природе гораздо больше, чем вредных. А вы знаете, ребята, что в организме каждого человека около 3 кг микробов? Они живут в кишечнике, желудке, во рту и помогают переваривать пищу. Многие их них обогащают организм витаминами. Очень плохо было бы человеку без них.
Судья: Это правда, обвиняемый?
Микроб: Правда!
Учитель: Полезные микробы называются бактериями молочнокислого брожения и помогают делать кефир, простоквашу, сыр, сметану, ряженку, йогурт, творог. Вы же любите эти продукты? Они очень полезны, т.к. содержат те же микроорганизмы, которые живут в нашем кишечнике.
Микроб: А я тоже полезный микроб! Без меня нельзя было бы испечь хлеб! Догадайтесь, как меня зовут? (дрожжи).
Микроб: Ведь дрожжи – это тоже микробы.
Судья: Да, действия болезнетворных микробов наносят огромный вред организму. Но в этом, оказывается, чаще всего виновен человек. Мы можем и должны защищаться от вредных микробов. А вот без полезных микробов нам не обойтись.
Суд постановил: 1) С вредными микробами бороться!
2) Полезных микробов любить и оберегать!
Судья: Спасибо за помощь, ребята!
(Судья и Микроб выходят из класса)
Учитель: Решение суда все обязаны выполнять. Конечно, суд этот был шуточным, а вот армия микробов, окружающих нас, вполне реальна. Вы видели микробов в микроскоп. Хотелось бы вам, чтобы они проникли в ваш организм и вызвали болезни? Как же уберечь себя от опасности? Составьте правила для ребят из других классов, которые мы потом повесим в уголок.
Первая группа – правила защиты от микробов, которые могут проникнуть в организм с поверхности кожи.
Вторая группа – правила защиты от микробов, которые могут проникнуть в организм с водой и пищей. (Нужные правила выбираются из предложенных разрезанных правил)
Третья группа – правила защиты от болезнетворных микробов, передающихся по воздуху.
(Обсуждение)
Результат работы 1 группы:
- Чаще мыть руки с мылом, не только перед едой.
- После мытья руки обязательно вытирать полотенцем.
- Следить за чистотой волос, ногтей, одежды.
- Мыться горячей водой мочалкой и мылом.
- Повреждения кожи обрабатывать.
Результат работы 2 группы:
1. Не есть испорченные продукты.
2. Готовую пищу хранить в холодильнике.
3. Овощи и фрукты обязательно мыть водой.
4. Нельзя пить сырую воду.
5.Нужно чистить зубы.
Результат работы 3 группы:
- При общении с человеком, больным гриппом, прикрывать рот и нос носовым платком или марлевой повязкой.
- Употреблять в пищу сырой лук и чеснок, они убивают микробов.
- Во время эпидемий гриппа стараться избегать многолюдных мест.
- Обязательно принимать витамины.
- Если в доме кто-то заболел гриппом, нужно иногда дезинфицировать воздух, нагревая на плите уксус.
Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, какими путями болезнетворные микробы могут попасть в наш организм. И только от вас зависит, помешать им или нет. А полезным микробам будем мешать? В каких продуктах они содержатся? Выберите таблички с нужными продуктами.
(Вывешиваются на доске таблички: творог, кефир, ряженка, сметана, простокваша, йогурт)
Учитель: Спасибо за работу. И последний вопрос: Как вы думаете, какой организм больше подвержен атакам микробов: сильный или слабый? Как укрепить свой организм? (закаляться, много гулять, правильно питаться) Т. е. вести здоровый образ жизни.
Учитель: Надеюсь, что после нашего занятия среди вас будет больше ребят, которые заботятся о своем здоровье. И в следующий раз будет больше зеленых жетонов для голосования. Если вам захотелось больше узнать о микробах, возьмите в библиотеке энциклопедию. Если хотите, нарисуйте рисунки к сегодняшнему классному часу, мы повесим их в уголок. Желаю всем хорошего настроения! Будьте здоровы!
Источник