Польза и вред длительного грудного вскармливания

Польза и вред длительного грудного вскармливания thumbnail

Почему современные гинекологи не советуют родившим женщинам кормить грудью более 1-1,5 года? В каких случаях длительное грудное вскармливание, наоборот, показано матерям? Зачем малышу и молоко, и прикорм? На эти и другие вопросы отвечает врач-гинеколог Юрий Булат.

Юрий Булат,
врач акушер-гинеколог 4 женской консультации 1 городской клинической больницы Минска

Чрезмерное кормление грудью может быть опасно для женского здоровья

— То, чему учили нас 25 лет назад, отличается от того, с чем встречаешься в практике сейчас. Раньше был всего 21 пункт риска рака молочной железы. Сейчас их 80.

Ранее к основным факторам риска развития опухоли молочной железы относили несколько. Например, ситуация, когда женщина не рожала и не кормила грудью вообще. Когда рожала впервые позже 30 лет и когда кормила грудью длительно. Сейчас, в литературе нет пункта «длительное кормление грудью может вызвать рак молочной железы». Однако это не значит, что проблем со здоровьем при чрезмерном кормлении у матерей не будет.

— У меня на участке есть пациентка. Она уже родила двоих и каждого кормила грудью по 2,5 года. По сути, в общем и целом 5 лет. Уже в то время она наблюдалась с диагнозом «остеопороз». Недавно забеременела и пришла ко мне в третий раз. Женщина заинтересована в ребенке. Родила. Я ей объясняю, что третьего малыша лучше не кормить грудью так долго. Мол, остеопороз будет прогрессировать. Она не слушает, продолжает его кормить уже 1,5 года, сама при этом еле ходит. Женщины, иногда стоит слушать врачей, они плохого не советуют!

Возможно, такое чрезмерное желание кормить грудью обусловлено тем, что это относительно дешево. Возможно тем, что подобную модель поведения активно продвигают педиатры.

Поэтому если проблем нет, молодые матери чаще всего кормят. К гинекологам они приходят, если вдруг сталкиваются с трудностями.

Радует, что большинство матерей сознательно выбирает грудное вскармливание

— Мы, гинекологи, помогаем молодым матерям решать проблемы. Например, недавно на приеме у меня была женщина, которая, несмотря на вопросы, хотела кормить грудью. Она пять раз прекращала лактацию, затем возобновляла. Человек был заинтересован. Вместе с ней мы боролись с воспалением и другими трудностями, и она безопасно для малыша продолжала кормить его. Радует, что большинство молодых матерей сознательно выбирает грудное вскармливание, но лишь в первый год жизни ребенка.

Ведь противопоказаний, по большому счету, два: от инфекционистов (при наличии ВИЧ) и онкологов. Хотя иногда встречаются женщины, которые вроде бы и здоровы, но генетически у них мало молока.

Врач продолжает, что сегодня острее стоит проблема, когда приходят кормящие и уже вновь беременные женщины.

— Для нас, врачей-гинекологов, важно сохранить здоровье женщины, поэтому объясняем, что незапланированная беременность в период кормления грудью нежелательна. К сожалению, уже нередко встречаются случаи, когда приходят беременные спустя три месяца после кесарева сечения. В таких случаях мы взвешиваем все риски и часто приходим к тому, что рожать менее опасно, чем делать аборт. Такая беременность всегда сопровождается осложнениями, но работаем с женщиной сообща.

Во всем должна быть мера и в кормлении грудью также

Врач уверен: во всем главное — соблюдать меру. Кормление грудью не исключение. Желательно делать это не более года-полутора после рождения ребенка. Причем такое поведение матери будет полезно и малышу. Ведь с полугода педиатры уже советуют вводить ребенку докорм. Женщине важно не затягивать с его введением.

Схема здесь простая. Например, в 6 месяцев малыш берет грудь 6 раз в день. Далее мама вместо одного из кормлений предлагает ему докорм (согласовывая это с педиатром), месяц за месяцем заменяя грудное вскармливание. Таким образом, через год после рождения малыш постепенно переходит на обычную еду. И это нормально. По медицинским нормам, в 8 месяцев ребенок должен уметь глотать твердую пищу, затем со временем у него появляются зубы, и он становится уже почти самостоятельным.

Этот факт подтверждают и аллергологи. Считается, если не вводить прикорм с 6 месяцев, становится выше риск развития аллергий у малыша. Стоматологи говорят, что без своевременного докорма у ребенка может быть нарушен прикус. Гинекологи думают, что длительное кормление приводит женщин к остеопорозам.

Матери также не нужно забывать о хорошем питании и дополнительных витаминах и микроэлементах.

— К сожалению, ко мне иногда приходят женщины с синяками на груди. Ребенок кусается. Это тоже нехорошо для женщины. Поэтому я всегда объясняю пациенткам: появились зубки у малыша — пусть кушает сам.

При этом врач говорит, что он ни в коем случае не отрицает пользу грудного молока для младенца. В нем больше нужного малышу белка, иммуноглобулина, жиров. Но это необходимо ребенку лишь в первые месяцы жизни. Затем полезные вещества необходимо получать и из докорма.

— Многие молодые матери боятся инфекций для малыша и того, что иммунитет ребенка будет низким. Однако здесь важно учитывать, что к 1 году у ребенка иммунитет уже сформирован, далее до 7 лет он просто развивается, формируется окончательно. Если продолжать кормить и после года (то есть постоянно защищать от инфекций), то малыш, условно говоря, не переболеет в детстве тем, чем нужно. Соответственно, будет страдать детскими инфекциями во взрослом возрасте. Это значительно хуже для организма. И каков выход, кормить ребенка грудью до 7 лет? Нет.

— А может ли быть вредным для женского организма полный отказ от грудного вскармливания после рождения малыша?

— Да, безусловно. Мы стараемся объяснить женщинам, что кормить нужно минимум 3-4 месяца. Стараемся дать такую возможность даже тем, у кого серьезные проблемы со здоровьем. У нас в отделении, например, наблюдаются женщины с недавно выявленными и прооперированными раками щитовидной железы. И даже они под чутким присмотром врачей аккуратно кормят малыша грудью, чтобы дать нужные иммуноглобулины ребенку и не испортить здоровье в будущем себе.

Врач говорит, что сегодня (в случае, если ребенок не берет грудь или матери нужно пролечиться) есть возможность заморозить грудное молоко и накормить малыша потом. Раньше таких шансов не было.

— Не кормят грудью только в случаях, о которых я говорил выше, или если малыш родился недоношенным (до 34 недель). Всем остальным родившим женщинам нужно кормить. Ведь, по медицинской статистике, у тех, кто этого не делает, резко возрастает риск развития рака молочной железы в будущем. Повторю, все хорошо в меру.

Врач объясняет: длительное кормление грудью также иногда рекомендуется женщинам. Однако, как правило, тем, у кого есть проблемы гормонального характера и, соответственно, заболевания женской половой сферы (миома, эндометриоз, некоторые воспалительные заболевания). Эти вопросы обсуждаются с каждой женщиной индивидуально, и только потом рекомендуется то или иное поведение.

Фото: Дмитрий Рыщук

Читайте также:

Женский доктор Константин Агабеков: «Акушерство и гинекология — мужская работа, тяжелый физический и эмоциональный труд

То вверх, то вниз! Врач рассказывает о признаках гормонального дисбаланса

Читайте также:  Польза ореха фундука для здоровья

«Вирус папилломы человека — это не всегда рак в будущем». Гинеколог о тонкостях заболевания

Источник

Дважды мама, сертифицированный слингоконсультант, член АКЕВ, переводчик. Люблю естественность в родительстве, поэтому ношу детей в слинге и кормлю грудью всех в радиусе 100 метров.

фото: exidna.com

фото: exidna.com

Что происходит с молоком после одного-двух лет кормления грудью? Остается ли в нем хоть что-то полезное? Что такое долгокормление: вредная привычка ребенка, прихоть мамы или объективная потребность? Мы в редакции citymoms.ru призываем верить только научным фактам. Из них и состоит этот материал.

Очевидное — невероятное! Когда речь заходит о долгокормлении, можно услышать самые странные мифы: грудью важно кормить только до полутора месяцев, после девяти месяцев в молоке одна вода, до двух лет кормят в странах третьего мира, молоко разжижает кровь ребенка, младенец высасывает гипофиз мамы (?!). При этом дружные рекомендации о сроках кормления грудью до двух лет с подчеркнутой условностью верхней границы продолжительности лактации (ВОЗ, ЮНИСЕФ, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Американской академии педиатрии) никто почему-то не считает нужным принимать во внимание.

Возможно, все перечисленные организации действительно переоценивают пользу грудного молока? Обратимся к исследованиям независимых ученых.

Грудное молоко и его питательная ценность

Грудное молоко, многие компоненты которого невозможно воссоздать в лабораторных условиях, на 100% удовлетворяет потребности в еде и питье детей до полугода. А затем наравне с введенным по возрасту прикормом оно остается ценным источником питательных веществ. Ни одна смесь не может воспроизвести состав грудного молока, включающий в себя более 500 важных компонентов. И, конечно, молоко — ценная биологически активная жидкость, «белое золото» — не может просто взять и превратиться в какой-то момент в воду.

В 2005 году израильские ученые опубликовали научную работу «Содержание жира и энергии в грудном молоке при длительной лактации». В ходе исследования в опытную группу вошли 34 мамы со сроком лактации от года до трех лет и трех месяцев. В контрольную группу — 27 мам со сроком лактации полугода. Группы не различались с точки зрения рациона питания мамы, веса ребенка при рождении и гестационного возраста.

Уровень жира определялся по содержанию гематокрита (часть от общего объема крови, которую составляют эритроциты). В группе долгокормящих мам средний уровень содержания жира составил 10,65 ± 5,07% (в контрольной группе — 7,36 ± 2,65%). Средний уровень энергетической ценности молока длительной лактации 3683,2 ± 1032,2 кДж/л (в контрольной группе — 3103,7 ± 863,2 кДж/л). Ученые отметили тот факт, что грудное молоко вносит значительный вклад в обеспечение ребенка жиром и энергией, причем значения этих двух показателей возрастают по мере увеличения срока лактации.

Грудное молоко продолжает оставаться ценным источником питательных веществ далеко за пределами первого года жизни малыша. Именно такой вывод сделан в научной статье «Рост и прикармливание грудного ребенка. Клиническая педиатрия Северной Америки», опубликованной в журнале «Питание». В статье говорится, что 448 мл грудного молока обеспечивают ребенка в возрасте 1–2 лет (в процентах от суточной нормы):

– 29% энергии,

– 43% белка,

– 36% кальция,

– 75% витамина А,

– 76% фолиевой кислоты,

– 94% витамина B12,

– 60% витамина С.

Выводы коллег о важности грудного молока в организации питания детей после года подтверждают авторы статьи «Значение грудного молока в диете детей младшего возраста Западной Кении». В их исследовании приняли участие 250 детей в возрасте 1,2–2 лет. Потребление грудного молока в течение суток оценивалось путем взвешивания детей, исследователи учитывали их возраст и пол для исключения ошибок в процессе работы. Результаты эксперимента приведены в таблице «Вклад грудного молока в питание детей 1,2–2 лет».

v0G6Btf3aow

Помимо общего понимания ценности грудного молока ученые сделали важный для нас вывод: «Хотя общий объем потребляемой пищи при прекращении грудного вскармливания возрастает, он не может полностью обеспечить ребенка тем же количеством питательных веществ, которые присутствуют в грудном молоке».

Грудное молоко и иммунитет ребенка

Дети рождаются с иммунной системой, недостаточно готовой к противостоянию огромному количеству микроорганизмов окружающего мира. Окончательно местный иммунитет формируется к 6–7 годам. В этом возрасте все механизмы иммунной защиты выходят на «взрослый» уровень. В период формирования собственного иммунитета малыша защищают иммунные факторы, которые ребенок получает вместе с материнским молоком. На данный момент иммунные факторы грудного молока активно исследуются, примерный перечень (исследования продолжаются) в сравнении с иммунными факторами, содержащимися в смеси, представлен в таблице «Иммунные факторы, найденные в грудном молоке на сегодняшний день».

zaJw0zpcovQ

В январе 2016 года ученые США провели исследование, в ходе которого оценивались пробы грудного молока 19 женщин со сроком лактации от года до полутора лет. По мере увеличения срока лактации отмечалось увеличение концентрации белка, лактоферрина, лизоцима, иммуноглобулина А, олигосахаридов и натрия.

Более конкретные цифры дает Национальная академия наук (Вашингтон) в рекомендациях «Питание во время лактации», вышедших в 1991 году. В таблице приведена концентрация лактоферрина, секреторного иммуноглобулина А, лизоцима на сроке лактации от двух-трех дней до двух лет.

srQyUf9oY8Q

Данные, приведенные в этой таблице, подтверждались многочисленными исследованиями, проведенными в разные годы в разных странах. Вот только некоторые из них:

1. На втором году кормления грудью в молоке увеличивается концентрация белка, лактозы, железа, меди, лактоферрина, лизоцима и секреторного иммуноглобулина А («Питательные и иммунные свойства грудного молока через 1 год после родов, оправданность продолжительного вскармливания ребенка донорским молоком», 2013 г.).

2. Чем дольше ребенок получает грудное молоко, тем более насыщенным иммунными факторами оно становится. Так как с возрастом ребенок начинает меньше сосать грудь, то он получает меньше молока, при этом концентрация иммунных факторов в молоке возрастает: от 1 месяца до 2 лет лактоферрин увеличивается с 5,3 до 1,2 мг/мл, секреторный IgA — с 1 до 1,1 мг/мл, лизоцим — с 0,02 до 0,187 мг/мл (Лоуренс Р. И., Лоуренс Р. Грудное вскармливание: руководство для медиков, 5-е изд., Сент-Луис: Мосби, 1999, с. 169).

3. Исследователи Балтийского медицинского образовательного центра (Санкт-Петербург) брали образцы грудного молока у 15 женщин на протяжении двух лет лактации (более 7000 образцов), в которых анализировалось содержание лактоферрина. Кроме того, было получено 24 образца грудного молока с рекордными сроками лактации до пяти лет. В них содержание лактоферрина составляло от 2 до 5 мг/мл, то есть такое молоко было почти аналогично молозиву. По результатам исследования выяснилось, что ежедневно ребенок получает с ним более 50 мг лактоферрина, что близко к терапевтической дозе для онкологических больных («Анализ содержания и насыщенности железом и медью лактоферрина в молоке у женщин с первого дня и до 5 лет лактации», 2014 г.).

Добавим, что распространено мнение, будто у ребенка на грудном вскармливании не сформируется собственный иммунитет (на фоне пассивного, получаемого от мамы). В действительности малыш получает мощную иммунизацию за счет материнского молока, под защитой которой происходит плавное и естественное созревание собственной иммунной системы. Проще говоря, не перегруженный борьбой с инфекциями иммунитет ребенка получает некую паузу для полноценного становления. Конечно, иммунной системе ребенка нужны инфекции, которые помогают ей поступательно развиваться и совершенствоваться, но лучше всего именно тогда, когда она будет готова принять эту нагрузку.

Читайте также:  О пользе лимона для организма

Нуждаются ли дети в грудном молоке после года?

Однозначно — да. Любопытно мнение антропологов относительно сроков грудного вскармливания. Ученые факультета антропологии Техасского университета, проанализировав результаты исследований отлучения от груди в среде приматов, сделали вывод о том, что «натуральный» возраст отлучения человека — от 2,5 до 7 лет.

Важный момент! Необходимо избегать крайностей. Распространены две пограничные ситуации, требующие коррекции:

1. Переоценка пользы грудного молока (когда родители не считают нужным вводить прикорм по возрасту). Здесь необходимо учитывать, что умение самостоятельно есть — это еще и важный социальный навык. Навыки жевания и глотания твердой пищи, пищевого поведения удобнее формировать в возрасте 8–9 месяцев, чем в два года.

2. Недооценка грудного молока (типичный пример — раннее прекращение грудного вскармливания по причине того, что молоко в какой-то момент «становится пустым»).

В Национальной программе оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации (2015 г.) отмечено, что с алиментарно-зависимыми состояниями у детей сталкиваются более 90% врачей. Поэтому если ребенок старше года не получает грудного молока, необходимо введение детских молочных смесей или других специализированных продуктов. Положительная тенденция: в этом же документе отмечено, что 66% врачей рекомендуют продолжать грудное вскармливание после года жизни.

А ваш врач входит в их число?

Источники:

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ №572н от 01.11.2012 г.
2. Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации. 2015 г.
3. Дискуссионные вопросы периода лактации/ О.Д. Руднева, М.Б. Хамошина, Н.И. Захарова, Е.В. Радзинская. — М.: Редакция журнала StatusPraesens, 2013. — 20 c.
4. Fat and Energy Contents of Expressed Human Breast Milk in Prolonged Lactation. 2005 г.
5. Dewey KG. Nutrition. Growth, and Complementary Feeding of the Breastfed Infant. PediatrClin North Am. 2001 Feb;48(1):87-104.
6. The contribution of breast milk to toddler diets in western Kenya. 2002 г.
7. A longitudinal study of human milk composition in the second year postpartum: implications for human milk banking. 2016 г.
8. Nutrition During Lactation. 1991 г.
9. The Nutritive and Immunoprotective Quality of Human Milk beyond 1 Year Postpartum
Are Lactation-Duration-Based Donor Exclusions Justified? 2013 г.
10. Lawrence R and Lawrence R. Breastfeeding: A Guide for the Medical Profession, 5th ed. St. Louis: Mosby, 1999, p. 169.
11. Goldman, A.S., R.M. Goldblum, and C. Garza. Immunologic components in human milk during the second year of lactation. Acta Paediatr Scand. 72(3): p. 461-2. 1983.
12. Human milk – Tables of the antimicrobial factors and microbiological contaminants relevant to human milk banking (with continued updating) by Dr. John T. May, PhD
13. Dettwyler, K.A. A Time to Wean, in Breastfeeding: Biocultural Perspectives, D.K. Stuart-Macadam P, Editor. 1995, Aldine De Gruyter: New York, NY. p. 39-73.
14. Анализ содержания и насыщенности железом и медью лактоферрина в молоке у женщин с первого дня и до 5 лет лактации. 2014 г.

Источник

На форумах и сайтах для мам пишут много разных советов, когда стоит закончить кормить ребёнка грудью. Кто-то советует сделать это как можно раньше, кто-то наоборот. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, объясняет, почему грудное вскармливание нельзя затягивать.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счёт этого у нас есть сознание собственного «я», свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причём ребёнок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.

Что мы понимаем под общением?

Накормить и гигиенически «отработать» ребёнка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что такое человеческое общение? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже шестимесячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом («Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития», Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребёнком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребёнок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.

Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого как часть этого мира вокруг. Ребёнок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир, а не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трёх месяцев идёт развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на неё как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорождённые предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к двухмесячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4–6-месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивлённое лицо, и совсем другая — на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).

Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребёнок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл. Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребёнком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий, совместной игры. То есть своё собственное эгоистическое желание — владеть игрушкой — уходило на второй план, а преобладала ценность совместной деятельности со взрослым.

Ребёнку около года уже недостаточно простого удовлетворения его витальных потребностей — поесть, быть сухим, быть в безопасности

Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый ребёнок тянет вас показать что-то или зовёт куда-то, где у него что-то интересное, и как сияют его глаза, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Всё это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребёнка.

Читайте также:  Вред и польза от анонизм

Причём по мере взросления и овладения ребёнком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему, естественно, прилагается эмоциональная окрашенность контакта. Для ребёнка жизненно важная вещь — ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! «Я должен нравиться» — буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца.

Человек по сравнению с животным крайне уязвим: нет шерсти, чтобы спастись от холода, нет рогов, когтей, клыков, чтобы добыть мясо, не очень-то на двух ногах побегаешь, да и лазить по деревьям тоже проблематично. Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи только в стае и только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи могли нормально выживать, заложила в человека механизм усложнения мозга за счёт развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт-система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001). Ребёнок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений большим количеством персонажей и репертуаром взаимодействия с ними, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а значит, есть риск не выжить в одиночку — всё чётко, с точки зрения эволюции. По последним данным психологических исследований, именно эта система — дефолт-система мозга — отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребёнку посчастливится насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа, тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!

Какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после полутора-двух лет?

Ребёнок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым. Его мозг готов и нуждается развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации к среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Раньше, до года, материнская грудь была для него практически «нерасчлененной»: «Не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама», полный симбиоз. Его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов: мне хорошо/мне плохо. Материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе — три в одном. После года у него появляются уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство, мама для него уже объект мира, выделенный и узнанный «другой», то есть отдельный от него человек. А вы ему чуть что — сразу грудь, «на, ешь меня!». Вот, ребёнок испугался, заплакал, все специалисты по длительному грудному вскармливанию упирают: «Дайте ребёнку грудь, и он успокоится!» Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? Что за неудовлетворённая потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель — успокоить и снять проблему. Чью? Маминого комфорта. Для ребёнка это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!

Что будет, если вы не дадите ребёнку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, вам придётся заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях ребёнка, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее.

Вырвать у матери идею сверхполезного для её здоровья и здоровья ребёнка (вплоть до четырёх-пяти лет) грудного вскармливания зачастую совершенно невозможно

Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребёнка грудью до четырёх-пяти лет, вас сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребёнку, непонимании принципов и основ здоровья ребёнка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!

Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. Найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребёнком — это мыслительная активность и затраты для мозга, поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребёнка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребёнка. Всё это так, но имеет место до полутора лет. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребёнком, соответствующего уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и «канонизироваться» страстно, беспощадно и ревностно. С другой стороны, во время кормления у матери и ребёнка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это ещё один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс — в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребёнком будет потом.

Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. В момент возникновения у ребёнка некой проблемы вы не помогаете ему решить её, а своими руками тормозите естественное развитие ребёнка, рост и усложнение его психики и интеллекта. Вместо того чтобы дать ребёнку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворённая потребность стояла за ней, помочь ему найти способ её реализовать или пережить, что её удовлетворение на данный момент невозможно, и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своём поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даёте ему «успокоительное». Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт-системы мозга катится в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом — набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. В старшем возрасте таким «успокоительным» и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечное времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Эти средства не решают проблему человека, а лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но не могут заставить их исчезнуть!

Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали: чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь, — конечно, не забесплатно. Учитывайте это.

В адекватном прекращении грудного вскармливания (около полутора лет) есть и ещё один плюс. Именно к этому возрасту в силу естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то) ребёнок уже окончательно формирует представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу естественного хода вещей. Инициатива может идти от обоих. Радость от нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребёнке «молочное» удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях, потом, в более старшем возрасте, когда ребёнок уже больше всего осознаёт и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5–3-летних детей по достижению своих «хочу, и всё!»), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс, поскольку может восприниматься ребёнком как жестокость, отказ от любви, в каком-то смысле даже насилие, непонятное ребёнку.

Длительное грудное вскармливание — за и против? Выбор, конечно, за вами: либо вести ребёнка по пути естественного и всё более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала ребёнка в разы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник