Польза и вред газированных напитков исследовательская работа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сегежи

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

по теме:

«Газированные напитки.

От них вред или польза?»

Автор: Кондратьев Владислав,

обучающийся 5 б класса

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи

Руководитель:

Кондратьева Е.Н.

г. Сегежа

2013 год

Содержание Содержание

  • Введение 3

  • Обзор литературы

2.1. История создания газированных напитков. 6

2.2. Виды газированных напитков. 6

2.3. Как готовят газированные напитки? 7

2.4. Вещества, входящие в состав газированных напитков 8

2.5. Газированные напитки – причина ожирения. 8

  • Исследовательская часть

3.1. Экспериментальная часть исследования 10

3.2. Анкетирование обучающихся 12

3.3. Какие же напитки полезны для здоровья человека? 14

3.4. Памятка потребителю 14

  • Заключение 15

  • Список литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, насколько газировка вредна для здоровья человека, и особенно для детей, обсуждается в мире уже очень давно.

За это время ученные провели ряд исследований, показывающих, что сегодня резко возросло число молодых людей, больных остеопорозом, то есть снижением плотности костей.

Главные признаки этой болезни – сгорбленная спина из-за переломов позвонков спины и другие переломы. В результате этого заболевания треть больных становятся инвалидами на всю жизнь, до 60% теряют способность к самостоятельной жизни.

Причиной этого опасного заболевания является недостаток кальция в организме, который человек получает, употребляя молоко, сыр, творог. Известно, что человек набирает костную массу в возрасте до 20-22 лет.  

Учитывая особенности современных пристрастий детей, предпочитающих газированную воду молоку, станет понятно, что большинство сегодняшних детей недобирают кальция, что усиливает естественный процесс разрушения костей, который начинается у человека после 22 лет.

Мы пьем сладкие газированные напитки, подчас не задумываясь о том вреде, который они могут нанести нашему организму. А вред этот довольно велик, о чем твердят общества по защите прав потребителей во многих странах. Так что же скрывают производители газированных напитков за яркими этикетками и рекламной пропагандой?

Наш организм на 60% состоит из воды. Для поддержания водного равновесия мы пьём каждый день. Кто-то предпочитает кофе, кто-то чай, соки, газировку. Основу любого напитка составляет вода. Молодые люди чаще всего предпочитают газированные напитки, которые удовлетворяют их разнообразные вкусы. Красиво упакованный, широко разрекламированный товар вызывает у нас восхищение, соблазняет к употреблению, мы покупаем его, не задумываясь, идут ли эти продукты на пользу нашему организму.

Небольшое количество газированной воды не повредит. Но частое употребление больших количеств сладкой газированной воды может неблагоприятно отразиться на здоровье подрастающего организма: аллергия, избыточный вес, гастрит, язвенная болезнь, колит, кариес. Именно эти факты и обосновывают выбор темы этой работы и её актуальность.

Актуальность проблемы: «Пить или не пить газированные напитки?»

Любимый безалкогольный напиток детей и подростков – газировка. Дети пьют разноцветную шипучку литрами. Каждый производитель газировки рекламирует свой товар как самый лучший. Достаточно вспомнить лозунги типа: «Спрайт – не дай себе засохнуть», « Новое поколение выбирает – Пепси» «Всегда – Кока – кола»! Проводится множество рекламных акций, втягивающих потенциальных потребителей в покупательскую гонку.

Нас очень заинтересовал этот вопрос, и мы выбрали тему нашего исследования:

«Газированные напитки. От них вред или польза?»

Предмет исследования: сладкие газированные напитки.

У нас возникли проблемные вопросы:

Газированные напитки вредно влияют на зубы?

– Газированные напитки вызывают ожирение?

– Газированные напитки оказывают пагубное влияние на здоровье человека?

Цель исследования: изучение состава и влияние газированных напитков на организм человека.

Для достижения цели мы определили задачи своего исследования:

1.Изучить научную литературу по данному вопросу.

2.На основе научных данных ответить на вопрос: Почему употребление сладкой

газированной воды вредно для организма человека?

3.Опытным путем установить наличие вредных веществ в составе газированной

воды.

4. Выяснить влияние газированных напитков на организм человека.

5.Составить памятку потребителям газированных напитков.

Гипотеза: частое употребление сладких газированных напитков наносит вред здоровью человека.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Результаты моих исследований доказывают, что газированные напитки оказывают отрицательное воздействие на организм человека, а также помогут молодым людям быть более внимательными при выборе напитков.

Время проведения исследований: февраль-апрель 2013 года.

Методы исследования: экспериментальный, аналитический, сравнительный.

Читайте также:  Мойва ее польза и вред

Предполагаемые результаты:

На основе полученной информации у обучающихся появится желание если не отказаться от употребления сладких газированных напитков, то хотя бы ограничить себя в их употреблении. Выпустить памятку потребителю «Как выбрать безопасные газированные напитки?».

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

    1. История создания газированных напитков.

Британский химик Джозефу Пристли, наблюдая за работой местной пивоварни, заинтересовался пузырьками при брожении пива. Они оказались углекислым газом, с приятным вкусом. В 1767 г. Пристли разработав первый в мире газированный аппарат, представил миру первую газировку. Еще через 100 лет в 1886 г. из настойки листьев коки и орехов кола, впервые были выпущены в продажу Coca – Cola.

Аптекарь Джон Пембертон придумал рецепт сиропа для лечения головной боли и простуд, разбавив газированной водой.1898г. аптекарь КалебБредхем придумал Pepsi – Cola, смешав экстракт орехов кола, ванилин и ароматические масла для лечения расстройств кишечника.1929г. изобретен лимонад.1950г. появились так называемые «здоровые» напитки, где сахар стали заменять искусственными подсластителями.

1960г. новый класс напитков так называемые «спортивные». Они не содержали газ и насыщались витаминами. Эти напитки помогали спортсменам утолить жажду и улучшить спортивные результаты.

1980г. для привлечения студентов, бизнесменов и тем кому взбодриться срочно надо, создавались напитки с содержанием кофеина.

1990г. появились «энергетические напитки» (RedBull)которые содержали большие дозы кофеина и бодрящих веществ для посетителей дискотек и спортсменов.

В России в началXIX века кондитером Излером, выпускалась искусственная минеральная вода в пригороде С.-Петербурга. Сельская вода содержала соли натрия, кальция и магния, содовая – только натриевая. В СССР были созданы: «Буратино», «Дюшес», «Лимонад», «Ситро», «Колокольчик» путем подбора сочетаний сахара,лимонной кислоты и ароматизаторов.

2.2 Виды газированных напитков.

Газированные безалкогольные напитки в бутылках делят на 5 групп: на натуральном сырье, на синтетических ароматизаторах, тонизирующие, витаминизированные и диабетические.

Напитки, приготовленные на натуральном сырье (соках, сиропах, экстрактах, настойках),отличаются значительным содержанием сахара. Производят: Вишневый, Грушевый, Клюквенный, Клубничный, Лимонад, Крем-сода и др.

Напитки на пищевых добавках-напоминают соответствующее плодово-ягодное сырье. На этикетках этих напитков указывается вид пищевой добавки, введенной в бутылку. Производят: Вишневый, Малиновый, Клюквенный и др.

Тонизирующие (бодрящие) напитки содержат тонизирующие настои и экстракты, благодаря чему эти напитки способны снимать утомление и оказывают жаждоутоляющее действие. Например, состав напитка «Байкал» включает настои эвкалипта, лавра и некоторых других растений. К «тоникам» относят напитки серии «Кола».В их состав входит настой орехов кола, богатых кофеином и теобромином. «Тоники»- это напитки для взрослых.

Витаминизированные напитки отличаются повышенным содержанием витамина С, вносимого в виде аскорбиновой кислоты или в составе высоковитаминных экстрактов соков и настоев (лимонного, апельсинового, черносмородиного).

Напитки для диабетиков вместо сахара содержат пищевой сорбит и другие сахарозаменители. Ассортимент: Пепси лайт, Апельсиновый, Вишневый, Лимонный, Цитрусовый.

Сухие газированные напитки бывают двух видов–не шипучие и шипучие.

Сухие не шипучие представляют собой высушенную и размолотую смесь сахара-песка, экстрактов, ароматизаторов, пищевых кислот и пищевых красителей. Выпускают их в виде таблеток по 20г или порошка. Производят: Черносмородиновый, Клюквенный, Яблочный, Вишневый.

Сухие шипучие напитки представляют собой смесь сахарозы, винной пищевой кислоты, ароматизатора, двууглекислого натрия, колера. Вместо сахара могут вводиться сахарозаменители, фруктоза. Поступают они в продажу в виде порошков или таблеток. Вырабатывают Инвайт, Инвайт плюс, Зуко, и др.

2.3 Как готовят газированные напитки?

Газированные напитки – из тех продуктов, которые принципиально не изменились со дня своего изготовления. Только натуральные компоненты превратились в химические.

В этом напитке встречаются три состояния вещества: жидкая вода, летучий углекислый газ и твердый сахар. Главное в газировке – вода. Чем она лучше, тем лучше вкус. Потому первый этап изготовления напитков – очистка:- на заводах установлены целые системыфильтров. Затем добавляется сваренный по особым рецептам, сироп с подсластителями, экстракт трав, ягод и фруктов. И последним – двуокись углерода, после чего напиток разливают в бутылки и банки и герметично укупоривают кронен- пробками.

2.4. Вещества, входящие в состав газированных напитков

Основу большинства газированных напитков составляет вода с добавлением кислых и сладких компонентов.

Читайте также:  Отказ от возврата ндфл в пользу супруга

Таким образом, наш организм получает огромное количество сахара, который является фактором таких заболеваний, как кариес, ожирение, болезни сердечно-сосудистой системы. Можно подсчитать, сколько кусочков сахара содержится в банке емкостью 0,33 л того или иного напитка. В пепси-коле – 8 кусков сахара, в кока-коле – 6,5, в «Швепс» – 4 куска сахара.

Газированные напитки содержат кислоты, чаще лимонную или фосфорную. Кислоты играют вкусообразующую роль и служат консервантами.

Лимонная кислота (Е330) способна воздействовать на эмаль зубов, что вызывает кариес.

Фосфорная кислота(Е338) –еще более опасна. Она способна вымывать кальций из костей, кости легче ломаются.

Бензоат натрия (Е211) – это консервант, который играет роль в развитии раковых опухолей.

Кофеин – вызывает истощение нервной системы, головные боли, усталость, раздражительность.

Углекислый газ может спровоцировать расстройство пищеварения или болевой приступ.

2. 5. Газированные напитки – причина ожирения.

Мы провели соцопрос среди обучающихся нашей школы, который показал, что

Самые любимые напитки наших школьников:

1. Кока-кола – 54%;

2. Фанта – 49%;

3. Лимонад – 47%;

4. Спрайт – 42%;

5. Другие напитки – 17%.

А вместе с тем около 20% людей в мире страдают от ожирения, проблемы связанные с лишним весом испытывает каждый второй человек на планете. Сегодня модно вести дискуссии на тему здорового образа жизни, модно заниматься спортом, модно соблюдать диету, следить за собственным рационом, но почему-то большинство людей в погоне за здоровой пищей забывают о здоровом питье. В то время как именно газированные напитки могут составлять около половины калорийности дневного рациона, вызывать болезни обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания, гипертонию, заболевания кожи, дыхательных путей и так далее.

Итак, мы с вами выяснили, что для сохранения фигуры и здоровья мало следить за тем, что мы едим, необходимо уделять внимание и тому, что мы пьем. Чтобы пища лучше усваивалась очень важно выпивать стакан воды за 20 минут до еды и стакан воды после еды.

Что касается сладких напитков, то лучше исключить их из своего рациона, особенно это касается газированных напитков. Помимо лишних калорий в сладких напитках содержится множество различных небезвредных для организма веществ.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

3.1.Эксперименты с газированной водой

Чтобы наглядно убедиться в опасности газированных напитков мы провели ряд экспериментов.

1. Мы взяли два прозрачных стакана и два гвоздя, покрытых ржавым налетом. В один стакан налили воды, а в другой – газированный напиток “Pepsi-cola”. В оба стакана поместили по гвоздю. Через некоторое время мы убедились в том, что на гвозде, находившемся в «газировке» ржавчины практически не осталось, а вот на втором гвозде ржавчины меньше не стало.

2. Мы взяли две монеты. В один стакан налили воды, а в другой – газированный напиток “Fanta ”. В оба стакана поместили по монете. Через некоторое время мы убедились в том, что на монете, находившемся в «газировке» появился коричневый налёт, а вторая монета не изменилась.

3. Мы взяли прозрачный стакан, в который налили“Pepsi-cola” и поместили куриную кожу. Через 12 дней она полностью разложилась.

Мы взяли прозрачный стакан, в который налили “Fanta ” и поместили кусочек зубатки. Через 18 дней она полностью разложилась.

Результаты эксперимента показали, что газированные напитки – синтетический продукт и имеют агрессивную природу.

4. Понадобятся два прозрачных стакана и молочные зубы ребенка. Берем детский молочный зуб и помещаем его в Кока-колу на неделю. Когда мы его достали, вот что увидели: этот зуб был в Кока-Коле (без комментариев, результат виден и невооруженным взглядом). А вот зуб, который находился в чистой воде, не изменил цвет. Этот опыт мы провели для сравнения.

Опыт показывает, что «газировка» растворяет твердое строение зуба, а краситель глубоко окрашивает зуб.

Результаты опытов нас поразили!

Экспериментальное доказательство агрессивного начала газированных напитков и их синтетического состава.

Чтобы проверить, насколько натуральна газировка

Нужно прокипятить ее с ложкой соды (метод работает для коричневых, зеленых или желтых по цвету). Если газировка не изменится – это чистая химия. Если станет бурой- натуральный продукт.

Читайте также:  Почему был сделан выбор в пользу восточного христианства

Проводя эксперимент с Пепси – колой и Тархуном, выяснилось, что эти напитки не изменили свой цвет, значит, они являются не натуральным продуктом.

Чтобы проверить, есть ли в газировке консерванты, нужно добавить в бутылку дрожжи и, оставив открытой, надеть на неё шарик. Если он через какое-то время не надуется, консерванты есть. Проведя эксперимент с Пепси-колой, мы убедились, что там есть консервант, т.к. шарик не надулся.

На основе полученных результатов мы сделали следующие выводы:

Газированные напитки разрушают зубную эмаль, это синтетический продукт и имеют агрессивную природу.

3.2. Анкетирование обучающихся 1- 4 классов.

Из медицинских литературных источников я узнал, что чрезмерное употребление газированных напитков напрямую связано с ожирением, а так же может вызывать у детей повышенную возбудимость и гиперактивность, снижение внимания. А это отрицательно влияет на учебную деятельность учащихся.

Провели анкетирование среди учащихся 1- 4 классов, цель которого выяснить, сколько и какие газированные напитки пьют обучающиеся и установить, употреблением газированных напитков.

Вопросы, предложенные обучающимся:

Анкета для обучающихся.

Я люблю такие напитки:

– Кока-кола

– Спрайт, фанта

– Пепси – кола

– Чай

– Кофе

– Лимонад «Буратино»

– Минеральная вода

– Сок

1. Употребляете ли вы газированные напитки. ДА НЕТ

2. Ежедневно употребляю газированные напитки. ДА НЕТ

3. Я употребляю газированные напитки по праздникам. ДА НЕТ

4. Я знаю о вреде газировки. ДА НЕТ

Как часто пьешь газированные напитки?

А) несколько раз в день

Б) каждый день

В) через день

Г) 1 раз в неделю

Д) редко

Наиболее распространенные причины употребления напитков:

А) реклама напитков;

Б) за границей пьют;

В) утоляет жажду;

Г) приятный вкус;

Д) снимают усталость и сонливость, добавляют энергию.

Опросив детей с избыточным весом, я убедился, что такие дети часто употребляют сладкие газированные напитки. Из 8 детей с избыточным весом – 4(50% от количества детей с избыточным весом) очень любят сладкие газированные напитки и употребляют их каждую неделю. (Диаграммы в презентации).

3.3.Какие же напитки полезны для здоровья человека?

Проведя ряд исследований, врачи-диетологи назвали пять наиболее полезных напитков. На первом месте рейтинга находится:

1 место – Горячий чай.

2 местоКисломолочные напитки.

3 местоКвас.

4 место – Минеральная вода.

5 место – Вода с лимоном.

3.4. Работая над исследованием, я узнал много нового, интересного и полезного для себя и продуктом моего исследования явилась –

Памятка потребителю.

Как выбирать безопасные газированные напитки

1. Многое говорит уже название напитка. «Напиток на пряно-ароматическом растительном сырье» предпочтительнее, чем «Напиток на ароматизаторах».

2. Лучше выбирать напитки неярких естественных цветов – больше шансов на применение естественного красителя.

3. Напитки, содержащие сахар, безусловно, предпочтительнее напитков на подсластителях.

4. Напитки с подсластителями не рекомендуется хранить без холодильника и уж тем более нагревать.

5. Ни в коем случае не следует употреблять напитки с истекшим сроком годности. Помимо возможной нестабильности аспартама, сама полиэтиленовая бутылка может выделять вредные вещества.

6. Стеклянная бутылка, несмотря на свою непрактичность, безопаснее полиэтиленовой. Надеюсь, что данная информация поможет молодым людям быть более внимательными при выборе напитков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы экспериментальной части таковы: результатами своей исследовательской работы мы:

– научились определять подлинность товара простейшим путём?;

– предложили компьютерную программу проверки подлинности товаров, через раскодировку штрих-кода;

– узнали о значении штрих-кодовой информации в жизни человека;

– составили памятку потребителя.

Сформулированные выводы позволяют судить о том, что цель нашего исследования достигнута. Проведенные опыты наглядно показали, что на прилавках магазинов можно встретить поддельные продукты. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Наши рекомендации: будьте более внимательными при выборе продуктов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Журнал «В МИРЕ НАУКИ» №2 2005 «Спросите экспертов», И. Осиновская о вреде газированных напитков.

  2. Андреева Е. Химия жизни. Л.: Дет. Лит., 1967,192с. Большая советская энциклопедия: В 30т. Т. 16. – М.: Советская энциклопедия, 1974.

  3. «Читаем, учимся, играем». Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ. Выпуск №8, 2009 г. Издательство «Либерня – библиопринт».

Интернет ресурсы

greenland-scool.narod2.ru›…gazirovannih…na_zubi/

myshared.ru›slide/107446/

stomatologclub.ru›…vliyanie-gazirovannyh…zuby

hatexcusind.ucoz.ru›news…napitki_vred…2013-04-21…

svyatorus.com›zdrava…o…gazirovannyh-napitkov.html

Источник