Польза и вред компьютера в жизни школьника

Польза и вред компьютера в жизни школьника thumbnail

Польза и вред компьютера в жизни школьника

Меньше 15 лет назад компьютер воспринимался за диковинку. Но уже сегодня мы используем этот агрегат ежедневно. Компьютерные программы позволяют обрабатывать музыку, видео и фотографии.

В основном инициаторами приобретения домашнего ПК являются школьники. Поэтому родителям подростков нужно четко разбираться в плюсах и минусах приобретения компьютера.

Аргументы «за»

На данный момент технологии стремительно развиваются, поэтому овладение компьютерной грамотой в подростковом возрасте будет очень полезным. Уже в школьный период дети имеют возможность научиться работать с большим количеством данных. Ученые доказали, что компьютер в жизни школьника вещь достаточно полезная.

Например, интеллектуальные игры или игры-стратегии способствуют умственному развитию ребенка. Также благодаря компьютерным технологиям, в том числе и Интернету, стираются границы между обучением в крупных городах и провинциальных, ведь с любого уголка мира можно иметь доступ к современным обучающим программам и различной информации.

Существует множество специальных разработок для дошкольников, школьников и даже взрослых. Было замечено, что дети, изучающие навыки чтения, счета и чтения географических карт при помощи компьютера, намного быстрее усваивают информацию, потому что процесс их увлекает. Если предыдущее поколение получало знания из бумажных источников, то нынешние школьники привыкли усваивать новые умения через видеоряд. В чём же плюсы обучающих компьютерных программ?

Обучающие игры создают на экране фантастический в мир, в котором оживают герои сказок, мультфильмов, а также буквы, цифры и окружающие предметы. Такие игры создают обстановку, помогающую школьнику представить не конкретную ситуацию или единичное понятие, а получить обобщенное представление о подобных ситуациях либо же предметах. То есть в момент занятий за компьютером у ребенка развиваются такие важные мыслительные операции, как классификация и обобщение.

Но благоприятно влияют на умственные процессы школьника не только обучающие программы, но и обычные компьютерные игры. Воспитатели отметили, что благодаря такому времяпрепровождению у детей улучшается внимание и память. Психологи объясняют это тем, что дети непроизвольно запоминают только эмоциональные и яркие моменты. Компьютерные программы за счет яркой подачи учебного материала способствуют ускоренному и долговременному запоминанию информации.

Польза и вред компьютера в жизни школьника

Кроме этого игры на компьютере положительно влияют не только на интеллект, но и на формирование моторной координации. Многие родители сталкивались с проблемой усадить ребенка за какое-либо занятие. Но за компьютером школьники всегда занимаются с удовольствием, ведь он, как любая новая игрушка, привлекает внимание детей.

Аргументы «против»

Конечно, все родители беспокоятся за пагубное влияние компьютера на здоровье школьника. И это волнение не безосновательно.

· Нагрузка на зрение

Вероятность испортить зрение – один из самых главных страхов заботливых родителей. Во время глобальной компьютеризации все офтальмологи были против компьютеров, а со временем придумали специальный диагноз «компьютерный зрительный синдром».

Такой недуг рано или поздно проявляется как у маленьких, так и у взрослых пользователей компьютера. Это выражается в покраснении глаз, усталости глаз, чувства тяжести на веках, ощущении пелены, слезотечении и даже в раздвоении изображения.

· Неудобная поза

Работая за компьютером, школьник длительное время не отрывает взгляд от экрана и постоянно держит руки на клавиатуре и мыши. В результате долгого неподвижного сидения могут возникнуть боли в суставах кистей рук, спине, мышцах шеи, головные боли. А при неправильном положении тела может развиться сколиоз или остеохондроз.

Польза и вред компьютера в жизни школьника

· Психическая нагрузка

Эту проблему называют самой важной. Психологи заметили, что «компьютерное поколение» отличается безответственностью, эмоциональной незрелостью и рассеянностью. При неконтролируемом сидении за компьютером можно не научиться контактировать с другими людьми, обрести комплексы и не обрести понятия о привычных ценностях. Кроме этого уменьшается способность фантазировать и самостоятельно принимать решения. Однако такие проявления не страшны при работе на компьютере по несколько часов в день.

· Игромания

Таким термином называют психологическую зависимость от компьютерных игр. Игроманы обычно испытывают состояние тревоги, раздражительны и агрессивны, особенно когда им не дают заняться любимым делом, то есть игрой. Одерживая победу в виртуальном мире, они испытывают эйфорию и стремятся за новой «дозой» эмоций. Зачастую игроки проводят за компьютером больше 10 часов в день, теряют интерес к реальной жизни. Подростки, уходящие в виртуальный мир, вымещают там свою агрессию или забывают о комплексах.

Кто подвержен игромании? Подростки или дети, страдающие низкой самооценкой, желающие самоутвердиться или же выиграть деньги. Ещё один важный фактор – внушаемость. Чтобы избежать такой зависимости, стоит воспитывать в ребенке самостоятельность, лидерские качества, поощрять его инициативы. О компьютерной зависимости ребенка можно узнать по следующим проявлениям.

Он проводит за компьютером 6-10 часов в день. У него много виртуальных друзей, но практически нет реальных.

Запрет на работу за компьютером вызывает агрессию.

Польза и вред компьютера в жизни школьника

Ребенок пропускает школу, чтобы поиграть за компьютером, теряет интерес к обучению.

В процессе игры начинает разговаривать с персонажами, как с реальными людьми, становится более агрессивным.

Из-за интернета или компьютерной игры забывает о приеме пищи или личной гигиене.

С трудом просыпается по утрам, при этом имея подавленное состояние. Настроение повышается при работе за компьютером.

Как избежать пагубных последствий?

Описанные выше проблемы, это не данность, а возможное развитие ситуации. Специалисты рекомендуют оградить детей 3-5 лет от знакомства с компьютером. С 5 до 7 лет можно давать ребенку поиграть не более 20 минут в день, поскольку неокрепшая психика в таком возрасте не позволяет дитю отличать виртуальность от реальной жизни.

Школьнику в возрасте от семи до двенадцати лет уже можно проводить за компьютером пару часов, но не в ночное время. Период после 12 лет менее опасный для развития. В таком возрасте человек способен различать реальный и виртуальный мир, однако стоит обращать внимание на индивидуальное развитие ребенка. Даже в этот период не рекомендуется разрешать играть за компьютером перед сном и ночью.

Компьютер для школьника должен быть помощником в учебе. Например, используя интернет, можно готовить рефераты, а ученики младших классов могут подготавливать небольшие доклады. Также стоит следить за играми, которыми увлекается ребенок. В идеале, на компьютере должны быть установлены развивающие или «добрые» игры.

Польза и вред компьютера в жизни школьника

Программы с агрессивным содержанием лучше ограничить. Кроме этого школьника желательно увлечь другими развлечениями: кружки и секции любой направленности, космос, театр или динозавры. Это может быть всё, что угодно, лишь бы ребенок получал радость не только от «общения» с этой умной машиной. Также негативное влияние компьютера можно значительно уменьшить, следуя простым правилам:

Обзавестись хорошим монитором, это позволит снизить утомляемость глаз. Расстояние от дисплея до глаз должно быть 45-60 сантиметров. Источник естественного света должен находиться слева. Для взрослого человека допустимо 2 часа беспрерывной работы, для ребенка – полчаса. Затем следует отвлечься хотя бы на 15 минут. Чтобы сохранить зрение, следует ограничивать время игр и сидения в интернете.

Специальный компьютерный стул без подлокотников и на газпатроне позволит избежать неудобной позы и боли в суставах. Важно соблюдать правильную позу. При сидении за компьютером ноги должны прочно опираться на пол, а спина сохранять ровное положение. Положение головы тоже должно быть ровным, а не выпяченным вперед. Если нет возможности приобрести специальное кресло, стоит подобрать максимально удобный стул. Он должен быть с твердым сиденьем и удобной высоты. Также рекомендуется приобрести компьютерный стол, оснащенный выдвижной доской для клавиатуры.

· Чтобы не допустить психического перенапряжения, необходимо ограничить время игр-стрелялок и пребывание в интернете. Нужно регулярно отвлекаться от монитора и проветривать помещение.

· При правильно оборудованном рабочем месте время провождения за компьютером можно увеличить. Соответственно, при плохой организации желательно удержаться от длительного контакта.

Также рекомендуется следить за увлечениями ребенка: какие игры предпочитает, какие сайты посещает. Для удобства и спокойствия родителей на компьютерах существует функция «Родительский контроль», позволяющая ограничивать время пребывания за экраном и блокировать опасные сайты.

Основной вопрос – ограничить своего ребенка от использования компьютера или нет? Вопрос достаточно сложный, но решаемый. Компьютер, как и любой бытовой предмет, может нести не только пользу, но и вред. Но так можно описать любой предмет обихода и любую игрушку. Во всем нужно соблюдать меру и пользоваться незамысловатыми, но действенными рекомендациями.

Читайте также:  Дикий виноград вред или польза

Компьютер стал заменой видеоприставке, пишущей машинке, музыкальному центру и даже телевизору. Но основное достоинство – он стал средством связи и позволяет общаться людям с разных уголков планеты.

Источник

Компьютер для младшего школьника и подростка: помощник или враг? Польза и вред современных технических средств?

В наше время мы уже не представляем жизни без персональных компьютеров, планшетов, ноутбуков, телефонов и телевидения. Для одних-это рабочий инструмент, для других смысл жизни, но для большинства – является средством для приятного времяпровождения, т.е. развлечения и отдыха. Все процессы постепенно автоматизируются и компьютеризируются. Это удобно и, в общем-то, неплохо. Но все ли так хорошо и безоблачно, как кажется на первый взгляд?

Стоит ли ребенка подпускать к технике? Какова роль компьютера в развитии несовершеннолетнего? Компьютер-помощник или враг? Что получает от виртуального мира чадо: пользу или вред? Эти вопросы волнуют не только родителей, но и педагогов, и психологов в том числе.

Что мы знаем о современном подростке, о его интересах, возможностях, желаниях?  Это кибер – дети, они другие – это поколение компьютеров, телевидения. Вся жизнь в сети интернет. Кто задавался простым вопросом: Что мы можем дать современному подростку? А запрос часто один: хороший компьютер, планшет, телефон. И любящий взрослый все это дает, без ограничений, теряя свое чадо во всемирной паутине. До определенной поры всё и всех устраивает, ребенок не мешает, не отвлекает от повседневных дел, сидит себе тихонько прилипнув к монитору, и даже не слышит обращенных к нему просьб взрослого. И это только начало длинного пути, когда мы его теряем нашего несовершеннолетнего, и спустя некоторое время, когда это уже становиться нормой для ребенка, наш подросток не замечает времени и готов сутками сидеть в компьютере: жить, общаться, любить, делать уроки, по законам сети интернет пользователей. Все должно быть в меру!

Что будет если лишить ребенка его любимого дела, просиживания за компьютером, конечно ребенком будут проявлены негативные эмоции сиюминутно, это может быть как вербальная агрессия, так и физическая. Известны случаи, когда подростки убивали своих родителей из-за отобранного компьютера.

Какая же польза от компьютера?

Польза от компьютера для развития ребенка конечно есть.

  • быстрое получение нужной информации (электронные энциклопедии, возможность изучить мнения ученых, современные научные издания и статьи), интересные факты, теории невероятности, поэтому обучение происходит быстрее и интереснее (визуальный ряд очень важен для ребенка).
  • у ребенка формируется умение работать с техническими средствами, появляется техническая грамотность, что в дальнейшем пригодится, так как сейчас компьютеризация во всех сферах жизнедеятельности.
  • происходит развитие познавательной сферы: развитие логического мышления, умения концентрироваться, а также улучшение памяти.                                                                        
  • ускоряется развитие зрительной и зрительно-моторной функций. Этому способствует отслеживание движения курсора, нажатие клавиш на клавиатуре и мышке.
  • формируется правильное представление о всевозможных понятиях, географических объектах и всего прочего, с чем не сталкивается ребенок в повседневной жизни. Благодаря этому дети раньше начинают осознавать, где реальность, а где вымысел.

Враг компьютер или нет?

Вред от компьютера, тоже не малый.                                                                                          Чтобы избежать таких проблем – как проблемы со здоровьем, со зрением, психикой, эмоциональные проблемы, компьютерная зависимость нужно правильно и дозированно приучать ребенка к современным техническим средствам, соблюдая временной режим, ограничивая нахождение ребенка возле компьютера – согласно возрасту. Оптимальное время нахождения подростка возле компьютера один час в день, также необходимо правильно организовать рабочее место ребенка, после продолжительной работы с техническими средствами обязательно делать гимнастику для глаз, и общие упражнения для всего тела, так как работая за компьютером человек долго находится без движения- выполните простые движения, и вы снимите напряжение с позвоночника – регулярно потягивайтесь; делайте повороты и наклоны головы; гимнастику для рук; наклоны туловища в разные стороны.       Взрослому необходимо контролировать и следить за тем, чтобы это были не игры «стрелялки», а целенаправленно занимательная информация, взрослые несут ответственность, за то какую информацию и какого характера ребенок получает из сети.                                                                                             Чрезмерное пристрастие к компьютерным играм отображается на характере школьника. Появляется раздражительность, а иногда агрессия (когда родители «отрывают» от любимой игрушки).

Только задумайтесь: жизненные процессы ребенка протекают за компьютером – школьник кушает с планшетом, играет без конца и края в телефон, общается по ноутбуку и.т.д. Советую посмотреть в телефон своего чада и проверить сколько игр загружено за последние дни и недели!

Главная задача компьютера – облегчить всем нам жизнь, а не усложнить её. И поскольку от электронного помощника мир уже не откажется, есть только один выход – нужно правильно себя вести при работе за компьютером, чтобы не испортить здоровье, не потерять хорошее зрение. Все должно быть в меру!            Конечно, компьютер является нашим другом, но нужно уметь ограничивать время нахождения за ним, иначе это может привести к нехорошим последствиям.

Подготовила педагог-психолог : Котоманова Леся Дмитриевна

Источник

(СЛАЙД 1 )

Представление

Здравствуйте, меня зовут Белоусова Ангелина. Я учусь в 1-В классе, школы № 8. Я представляю Вам свою исследовательскую работу на тему: «Компьютер в жизни школьника: Вред или польза»

Научный руководитель: Даштиева Таисия Мусаевна

(СЛАЙД 2)   

Почему я выбрала эту тему?

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. И я не пойму, почему некоторые взрослые  так много говорят о его вреде компьютера, и никто не говорит о его пользе. Вот и от своей мамы я часто слышу: «Хватит сидеть за компьютером, иди, поиграй с братом» и ни разу не услышала: «Иди, поиграй на компьютере, хватит сидеть с братом». Кстати мой младший брат тоже очень любит компьютер и часто смотрит, как я играю, даже пытается нажать какую-нибудь кнопочку, пока я не вижу.  Поэтому я решила выяснить, а действительно ли компьютер так вреден для ребенка или  родители ошибаются, и в компьютере нет никакого вреда, а наоборот только польза. Попробуем в этом разобраться.

(СЛАЙД 3) 

Исследование я начала с определения цели, задач и выдвижения своей гипотезы: Компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.

Самый простой пример, научиться читать, кстати, я именно с помощью компьютера и научилась читать.

Изучив теоретический материал на заданную тему, проведя «опыты» на себе и опросив учеников своего класса, я выяснила:

 (СЛАЙД 4) 

Цель и задачи исследования.

Цель исследования

  • Выяснить «причины» негативного отношения взрослых к компьютеру.
  • Определить, вреден компьютер для здоровья или нет.

Задачи исследования:

1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.

2. Проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни.

3. Разработка рекомендаций при работе за компьютером.

4. Распространение памятки с гимнастикой для глаз.

(СЛАЙД 5)

Что такое компьютер?

Компьютер – это электронная машина, которая хранит информацию, обрабатывает ее, выдает эту информацию на монитор так, чтобы можно было прочитать ее.

Компьютер состоит из четырех основных частей:

Читайте также:  Свекла запеченная в фольге польза и вред

Компьютер (англ, computer – вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.

(СЛАЙД 6)

Три мифа о влиянии компьютера на ребёнка

Хочу развеять некоторые мифы о влиянии компьютера на ребёнка, которые так прочно сидят в сознании большинства родителей.

Миф Первый

«Общение с компьютером портит детское здоровье»

Многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего на компьютере малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей.

Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:

Нагрузка на зрение

Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

Ни в коем случае нельзя работать за компьютером в темноте.  Дисплей должен располагаться так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от  глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

Стеснённая поза

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов.

Между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Нельзя перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Психическая нагрузка

Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр.

Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Поэтому игры нужно выбирать с хорошим изображением и нормальной скоростью.

Излучение

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но ведь у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Миф Второй

«Компьютерные игры приносят только вред».

Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. И поможет нам в данном вопросе знание жанровой классификации игр.

Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Приключенческие (брадилки)

Визуально подобные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением.

Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней. При выборе таких игр, необходимо знать, что немаловажное значение для занимательности имеет баланс между сложностью и простотой решения головоломок.

Если задачи окажутся, слишком сложны для ребёнка, то он быстро потеряет интерес к игре; если слишком легки – быстро пройдёт всю игру и не испытает чувства удовлетворения, свойственного человеку от преодоления сложных препятствий.

Стратегии

Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков.

Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают в ребёнке усидчивость и  способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.

Аркадные

Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Также для данных игр характерна система набора очков и бонусов (дополнительных наград), предоставляемых за быстроту прохождения, победу над соперником либо нахождение секретных дверей или предметов.

Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей дошкольного возраста рекомендуются ограничения по времени игры.

Ролевые

В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

Логические (обучающие)

Большинство детей старшего дошкольного возраста интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.

Симуляторы

Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Желание ребёнка попробовать свои силы в чём-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры для детей, об этом хорошо осведомлены. Сегодня в продаже можно найти имитаторы

практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры.

Читайте также:  Молочай треугольный вред или польза

Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и прививать её детям.

Миф Третий

«Компьютер – только для игр и развлечений»

Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе.  Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со  старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный момент, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.

Другая важная роль подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.

А вот какие замечательные стихи можно найти на просторах Интернета:

Я знаю, в компьютере каждом живёт

Живой, настоящий компьютерный кот.

Мурлычет, фырчит и когтями скребёт,

Мы это отчётливо слышим.

Не знает покоя компьютерный кот,

Пытаясь добраться все дни напролёт

До вкусной компьютерной мыши.

(Л. Уланова)

(СЛАЙД 7)

Анкетирование

Анкетирование я проводила среди своих одноклассников, учащихся 1-Вкласса. Анкетировано 20 человек (из них мальчиков – 11, девочек – 9) Проведена обработка данных по выявлению роли компьютера в жизни школьника.

(СЛАЙД 8)

Анкета содержала следующие вопросы:

  1. Есть ли у тебя дома компьютер или ноутбук?  
  2. Разрешают ли тебе родители садиться за компьютер?         
  3. Чем ты занимаешься за компьютером?    
  4. В какие игры ты предпочитаешь играть?
  5. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
  6.  Хочешь ли ты постоянно играть в компьютерные игры?    
  7. Ты кушаешь, пьешь чай, делаешь уроки у компьютера?
  8. Придя домой, ты сразу садишься за компьютер
  9. Что тебе больше нравится?
  10. Устают ли у тебя глаза при занятиях на компьютере?
  11. Делаешь ли ты гимнастику для глаз?

(СЛАЙД 9)

Результаты анкетирования:

Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:

  1. Большинство детей (100%) имеют дома компьютер
  2. Большинству детей (90%) разрешают им пользоваться
  3. Большинство детей (60%) играют на компьютере в игры
  4. Меньшинство детей (45%) предпочитают игры-стрелялки
  5. Меньшинство детей (40%) проводят за компьютером по 1 часу
  6. Меньшинство детей (40%) едят и делают уроки за компьютером
  7. Меньшинство детей (40 %) хотят играть на компьютере постоянно
  8. Меньшинство детей (10%) придя домой сразу садятся за компьютер
  9. Меньшинство детей (40%) предпочитают игры на компьютере, чтению книг
  10. Меньшинство детей (20%) ответили «да» на вопрос об усталости глаз
  11. Меньшинство детей (25%) делают гимнастику для глаз

Из которых видно, что большинство детей имеют дома компьютер, пользуются им и играют в игры. Но любят они также, и читать книги, и гулять на улице и т.д.  

(СЛАЙД 10)

Рекомендации

  1.  При слабом зрении садиться за компьютер только в очках.
  2.  Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см). Смотреть на монитор надо слегка сверху вниз.
  3.  Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором, желательно встать, размяться, давая отдых мышцам спины и шеи.
  4.  Соблюдать правильную рабочую позу.
  5.  Не работать на компьютере в темноте.
  6. Следить за содержательной стороной игр и программ.
  7.  После занятий умыться прохладной водой.
  8. Выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
  9.  Выбирать игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
  10.  Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
  11.  Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – ребёнок должен покидать   компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  12.  Нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

(СЛАЙД 11)

Выводы         

В ходе проведения исследования выявлена причина негативного отношения взрослых к компьютеру, это недостаточность знаний о компьютере и его возможностях, а также наличие мифов о вреде здоровью.

Вред здоровью, конечно же, может быть, от неразумного и неправильного пользования компьютером, впрочем, как и телевизором и любым другим средством.

А в разумном использовании компьютер, очень даже полезен.

Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:

  1. Большинство детей (100%) имеют дома компьютер
  2. Большинству детей (90%) разрешают им пользоваться
  3. Большинство детей (60%) играют на компьютере в игры
  4. Меньшинство детей (45%) предпочитают игры-стрелялки
  5. Меньшинство детей (40%) проводят за компьютером по 1 часу
  6. Меньшинство детей (40%) едят и делают уроки за компьютером
  7. Меньшинство детей (40 %) хотят играть на компьютере постоянно
  8. Меньшинство детей (10%) придя домой сразу садятся за компьютер
  9. Меньшинство детей (40%) предпочитают игры на компьютере, чтению книг
  10. Меньшинство детей (20%) ответили «да» на вопрос об усталости глаз
  11. Меньшинство детей (25%) делают гимнастику для глаз

Из этих результатов видно, что большинство детей имеют дома компьютер, пользуются им и играют в игры. Но любят они также, и читать книги, и гулять на улице и т.д.

Следовательно, роль компьютера в жизни школьника велика, но она не мешает детям заниматься и другими интересными занятиями. И если все делать в меру и при участии родителей, то никакого вреда сам компьютер нанести не может.

Итак, хочу напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Ребёнка не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей.

Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть мир огромных возможностей, доступный сегодня пользователю.

Источник