Польза и вред насекомых человеку

Польза и вред насекомых человеку thumbnail

Насекомые сопровождают нас везде, и мнения о пользе или вреде насекомых всегда неоднозначны. Без них невозможна жизнь растений и человека, но при этом некоторые виды опасны для здоровья.

Более того, у большинства разновидностей полезные и вредные свойства сочетаются. К примеру, повреждая садовые деревья и культурные растения, насекомые одновременно стимулируют образование и рост новых клеток.

Уничтожая огромное количество жуков, гусениц и других вредителей, муравьи разводят и переносят такого злостного вредителя садов и огородов, как тля, а также поедают ягоды и плоды.

Подсчитывая, какой вред наносят насекомые сельхозугодьям, специалисты получают неоднозначные результаты. Пчелы, мухи, осы и бабочки полезны в качестве опылителей растений, а многие насекомые и их яйца служат источником пищи для рыб, птиц.

Так какой вред приносят насекомые?

Несомненно, огромный, если речь идет о кровососущих, обитающих рядом с человеком, таких как клопы, блохи, комары. Жжение, зуд и появление припухлости от их укусов доставляют много неприятных ощущений.

Клопы загрязняют стены и шкафы, постельное белье и бытовую технику. В некоторых случаях их присутствие рядом с человеком приводит к появлению сыпи, кожных раздражений, аллергии.

То же самое относится и к комарам. Иногда эти, казалось бы, вполне безобидные насекомые являются переносчиками таких инфекций, как малярия и некоторые формы энцефалита.

При обнаружении насекомых в доме или квартире, рекомендуем обратиться к специалистам и провести обработку помещений. Это поможет ликвидировать насекомых и очаги их размножения и предотвратить более опасные негативные последствия.

DEZINSPEKTOR — эксперт по борьбе с вредителями №1 в Москве и области.

Заказажите обработку прямо сейчас!
Или позвоните нам по телефону: +7(495)760-09-38
Наши специалисты работают 09:00-23:00, без выходных.

Источник https://dezinspektor.ru/polza-i-vred-nasekomyh.html

Польза от насекомых

Насекомые очень плодовиты. Естественно, что и влияние их на природу огромно. Поговорим сейчас об их пользе.

Наиважнейшая функция насекомых — это опыление цветковых растений. Цветковые растения — это основной источник и пищи и влаги для большинства насекомых. И в то же время большинство цветковых растений (именно — обладающих перекрёстным опылением) зависит от насекомых-опылителей.

Все яркие, издалека заметные цветы — это «объявления», которыми растения привлекают насекомых. Привлекает также насекомых и их аромат.

В каждом венчике цветка есть в середине пестик, а вокруг него — тычинки, концы которых (пыльники) набиты пыльцой. Чтобы растение с перекрёстным опылением дало свои плоды, его нужно опылить: сделать так, чтобы пыльца одного цветка попала на рыльце (верхнюю часть пестика) другого. И именно посещающие цветы насекомые обеспечивают такое опыление.

Насекомые посещают цветки для сбора пыльцы (некоторые жуки, многие перепончатокрылые) или ради сладкого нектара (мухи, бабочки, многие перепончатокрылые).

Иногда насекомые используют венчики цветков как убежище или забираются в соцветия для пристраивания там своего потомства. И все типы посещения цветков насекомыми используются растениями для обеспечения опыления.

Многие растения размножаются только благодаря опылению насекомыми. А мы — получаем урожаи!

Медоносная пчела, тутовый и дубовый шелкопряды, лаковые червецы и кошениль — примеры полуодомашненных насекомых, разводимых человеком ради доставляемых ими продуктов.

Вспомним сколько пользы человеку приносят пчёлы! Мёд, прополис, воск. Гусеницы тутового шелкопряда выделяют при постройке кокона шёлк, из которого прядут нежные шёлковые ткани.

Другой шелкопряд — китайский дубовый — тоже даёт нить — ещё более прочную. Очень ценный продукт — шеллак — дают обитающие на ряде древесных пород юго-востока Азии лаковые червецы. Воскоподобные вещества, выделяемые ими, обладают исключительными электроизоляционными свойствами и находят широкое применение в радиотехнике.

Другие червецы подобным же образом дают краску.

Многие насекомые — важные почвообразователи: разрушители опавших листьев и хвои, отмершей древесины, навоза.

Например, был такой интересный случай в истории сельского хозяйства Австралии. Некоторые пастбища стали погибать из-за того, что на поверхности почвы скопились неразлагающиеся и затрудняющие рост травы кучи коровьего навоза. Оказалось, что там не было жуков-навозников. Завезли навозников — и это быстро привело к разложению скоплений навоза и к большому повышению урожайности начавших приходить в запустение пастбищ.

А кроме всего перечисленного — будем также помнить об эстетической роли бабочек, стрекоз и других насекомых, украшающих нашу природу!

Источник https://www.new-ecopsychology.org/ru/insects/pages/p-13.htm

Валентина Казакова
Насекомые. Их польза и вред для человека и природы, их среда обитания.

МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 МО «Ахтубинского района»

Воспитатель: Казакова Валентина Сергеевна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:

«Насекомые»

Цель: Познакомить детей с насекомыми, с их средой обитания. Рассказать детям о пользе насекомых и о вреде для человека и природы. Воспитать заботливое отношение к насекомым и природе.

Материал: Картинки с изображением насекомых, цветок – тюльпан.

Читайте также:  В пользу теории насилия говорит то

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Назови цветок».

(дети по кругу передают тюльпан, называя цветы).

— Где растут эти цветы? (в поле, на лугу, в лесу, на клумбе)

— Кто всегда летает вокруг цветов? (бабочки, шмели, осы)

— Как назвать их одним словом? (насекомые)

— А теперь давайте расскажем про жука.

Я нашла себе жука

На большой ромашке. (руки вытянуть вперед)

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке. (кладут в карман)

Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)

Нос испачкал пылью.

Улетел мой майский жук, (машут руками)

(сели на стульчики)

— Рассматривают корточки, называя насекомых: бабочка, жук, оса и т. д.

— Назовите части тела насекомых? (тело можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди).

-Кто из них ползает? Летает? Прыгает?

— Кто из насекомых кусается? Жалится, а кто нет: да – оса, комар; нет – бабочка.

— Чем питаются насекомые?

(мошками, цветочным нектаром, травкой)

— Какие насекомые приносят пользу людям, а какие нет? (стрекозы едят мошек, комаров, пауки – мух, мухи – разносчиков микробов, гусеницы едят листья зеленые)

Вот какая стрекоза – руки в стороны

Очень круглые глаза – круговые движения на уровне глаз.

Вертится, как вертолет – руки в стороны

Вправо, влево, назад, вперед – наклоны в стороны вперед, назад.

— Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.

1. Шевелились у цветка, все 4 лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)

2. Прыгает пружинка – зеленая спинка

С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик)

3. Целый день летает, всем надоедает

Ночь настанет, тогда перестанет. (муха)

4. На ромашку у ворот опустился вертолет

Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)

5. Модница крылатая, платье полосатое

Ростом хоть и кроха, укусит – будит плохо. (оса)

6. Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки,

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

— Ребята, послушайте, я вам расскажу легенду о муравьях.

Когда-то муравьи были людьми. Они украли у крестьян их зерно и в наказание были превращены в муравьев. Но, став муравьями, они не изменили своим плохим привычкам и по прежнему тащат к себе в муравейник разные вещи.

Физкульт. пауза. «Кузнечики»

Поднимайте плечики (поднимают плечи)

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)

Сели, посидели, (сесть)

Травушку покушали («кушают»)

Тишину послушали (повороты головы)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко (прыжки руки вверх).

— Какие насекомые жужжат?

(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)

— Какие пищат? (комары)

— Какие стрекочут? (кузнечики)

— Какой звук издает комар? (писк)

— А бабочка? (не издает звука)

Дыхательное упражнение «Бабочка».

В руках у детей бабочка, они держат ее за крылышко и дуют.

— Мы подуем высоко,

— Мы подуем низко,

— Мы подуем далеко,

— Мы подуем близко.

— Ребята, а как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать ее в руке, а потом отпустить? (нет)

— Почему? (она может погибнуть от прикосновения рук человека, т. к. она маленькая, хрупкая)

— Да, ребята, надо к насекомым относится бережно, не ловить, не давить ногами, т. к. многие из них приносят пользу.

Дети из палочек выкладывают жука.

— Жук по зеленой травке ползет,

Дойдет до конца и упадет.

Польза и вред насекомых человекуЭкологические настольные игры для детей старшего возраста «Волшебный поезд» Цель: закрепить и систематизировать представления детей о различных классах животных: дикие звери, птицы, насекомые, земноводные.

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/nasekomye-ih-polza-i-vred-dlja-cheloveka-i-prirody-ih-sreda-obitanija.html

Насекомые распространены повсеместно. Они обитают на суше, в пресных водоемах — там, где возможна жизнь. Нельзя их встретить только в морях. Учитывая такое распространение, возникает вопрос: «Какова же роль в природе насекомых?»

Особенности видов

Количество видов животных названного класса на планете существенно превышает число других групп. На сегодняшний день известно более 625 тысяч их видов. Наиболее распространены обыкновенные жуки, у которых жесткие передние крылья.

Польза и вред насекомых человеку

Существует разделение и по характеру питания. Среди них выделяют три группы:

  1. Те, что поедают других насекомых (божьи коровки, богомолы).
  2. Те, что употребляют в пищу отходы разложения растений и животных (мертвоеды, могильщики).
  3. Питающиеся растениями (майский жук, листоеды, хрущи).

Стоит отметить, что некоторые виды божьих коровок специально разведены в лабораторных условиях. Это необходимо, чтобы в дальнейшем выпустить их в парники и сады для уничтожения тли.

Мертвоеды и могильщики относятся к санитарам природы. Они предотвращают загрязнение окружающей среды отходами разлагающихся живых организмов.

Читайте также:  Хлеб с тыквенными семечками польза

В чем польза?

Роль в природе насекомых может быть как положительной, так и отрицательной. Говоря о пользе, нельзя не отметить, что:

  • без насекомых часто невозможно опыление растений;
  • они участвуют в почвообразовательных процессах;
  • названные живые организмы поддерживают круговорот веществ в природе.

Опыление растений

Значение насекомых в природе велико. И положительная их деятельность, прежде всего, состоит в опылении растений. Такими качествами обладают шмели, пчелы, бабочки и др. Известно, что некоторые виды растений не способны размножаться без опыления. Например, клевер, который в Новой Зеландии давал неплохи урожаи, тем не менее, не мог произвести семян, пока в страну не завезли шмелей.

Почвообразовательные процессы

Термиты и муравьи активно принимают участие в рыхлении грунта. Существуют и другие насекомые, которые живут в земле, образуя в ней ходы. Кстати, без их деятельности становится невозможно разложение опавших хвойных растений. А это приводит к накоплению торфоподобных слоев, отчего земля становится неплодородной.

Польза и вред насекомых человеку

Отряды насекомых взрыхляют почву, обогащают ее перегноем, обеспечивают вентиляцию. Немаловажное санитарное значение имеет и уничтожение экскрементов и трупов животных. Ведь вещества, выделяющиеся при разложении организмов, загрязняют окружающую среду, в том числе и почву.

Круговорот веществ

Роль в природе насекомых более масштабна, чем можно себе представить. Они принимают участие в круговороте веществ в природе. Многого бы не было на планете, если бы не насекомые. Птицы, к примеру, питаются ими. Некоторые их виды употребляют в пищу исключительно насекомых. Хищные животные, в свою очередь, питаются птицами. Так круговорот веществ доходит и до человека.

Отрицательная деятельность

Если изучать, какую роль играют насекомые в природе, стоит отметить, что они приносят не только пользу. Отрицательные итоги их деятельности заключаются в следующем:

  • уничтожение растений;
  • распространение заболеваний.

Уничтожение растений

Известны случаи, когда определенные виды насекомых уничтожали целые поля. Повреждения могут затрагивать разные органы растений. Порой уничтожению подвергаются не только листья, плоды и стволы, но и корневая система.

Польза и вред насекомых человеку

Насекомые разрушают растительную ткань, протачивают в ней ходы, отчего сельскохозяйственные культуры сохнут и погибают. В результате целые плантации урожая могут оказаться под угрозой гибели. Особую опасность представляет массовое размножение отдельных особей. Известны случаи нападений саранчи на поля, в результате которых уничтожению подвергались все растения, встречающиеся на ее пути.

К числу вредителей относятся некоторые виды бабочек и жуков, тля, саранча и другие. Стоит заметить, что в этом есть вина и человека. Он не всегда придерживается правил севооборота, выращивает много лет подряд одну культуру на определенном месте, что способствует размножению насекомых. Человечество активно борется с вредителями путем использования химикатов, которыми опрыскиваются растения и почва.

Переносчики заболеваний

Роль в природе насекомых связана и с опасностью. Так, некоторые их виды являются переносчиками возбудителей заболеваний. Это комары, москиты, клопы и другие.

Польза и вред насекомых человеку

Эндопаразитами зачастую являются насекомые еще в личиночной стадии. К примеру, они могут поселиться в организме рогатого скота и нанести серьезный вред животноводству. Кроме того, опасность нависает и над человеком. Кровососущие насекомые способны заразить болезнетворными микробами, а также паразитическими червями. Пути передачи – через пищу (муха), при укусах (комар, клещ).

Красная книга

Учитывая значение в природе насекомых, некоторые их исчезающие виды подлежат охране.

Польза и вред насекомых человеку

На сегодняшний день в Красную книгу занесено около 95 видов, находящихся на грани исчезновения. Большую часть редких насекомых составляют жуки (36 видов). К ним относятся усач альпийский, жужелицы, красотелы и другие.

В Красной книге 33 вида бабочек — аполлон, голубянки, медведицы и прочие. Охране подлежат 23 вида перепончатокрылых. Среди них есть и, казалось бы, распространенные насекомые — пчелы и шмели. Оставшиеся два вида составляют стрекозы.

Интересные факты разведения насекомых в разных странах мира

Многие террариумисты занимаются разведением насекомых, включая кузнечиков и саранчу. Это их хобби, которое не всем обычным людям понятно. В некоторых странах вместо кошек и собак предпочитают содержать больших тараканов. Может быть, потому что они не издают ни звука и не мешают домочадцам и соседям. Кроме того, они непривередливы в питании, не имеют шерсти и пуха.

В Австралии, например, домашними любимцами являются богомолы. Между прочим, некоторые жители просто сажают этих насекомых на шторы, чтобы они ловили мух.

В Китае предпочтение отдают выращиванию сверчков. Это не просто хобби, а самое настоящее развлечение. Между сверчками проводят поединки и бои. Сами китайцы с большим удовольствием за этим наблюдают. Также выращивают плавунцов. Они содержатся в аквариумах и отличаются своеобразным строением тела.

Польза и вред насекомых человеку

Как видите, ответить однозначно, какую роль играют насекомые в природе, сложно. Она может быть положительной и отрицательной. Пчелы, шмели и другие насекомые опыляют растения, принимая участие в их размножении. Могильщики и мертвоеды уничтожают опасные отходы, образующиеся после разложения умерших животных. Саранча и тля уничтожают растения. Комары и клопы являются переносчиками заболеваний. Как можно заметить, значение насекомых в природе велико и разнообразно.

Читайте также:  Оливки и маслины в чем разница польза и вред

В данном случае стоит еще отметить и эстетическую составляюшую. Ведь красотой бабочек невольно начнет любоваться даже самый ярый противник всех представителей описанного класса животных.

Источник https://fb.ru/article/237300/rol-v-prirode-nasekomyih-ih-prakticheskoe-znachenie-dlya-cheloveka

Источник

Валентина Казакова
Насекомые. Их польза и вред для человека и природы, их среда обитания.

МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 МО «Ахтубинского района»

Воспитатель: Казакова Валентина Сергеевна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:

«Насекомые»

Цель: Познакомить детей с насекомыми, с их средой обитания. Рассказать детям о пользе насекомых и о вреде для человека и природы. Воспитать заботливое отношение к насекомым и природе.

Материал: Картинки с изображением насекомых, цветок – тюльпан.

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Назови цветок».

(дети по кругу передают тюльпан, называя цветы).

– Где растут эти цветы? (в поле, на лугу, в лесу, на клумбе)

– Кто всегда летает вокруг цветов? (бабочки, шмели, осы)

– Как назвать их одним словом? (насекомые)

– А теперь давайте расскажем про жука.

Физкульт. пауза

Я нашла себе жука

На большой ромашке. (руки вытянуть вперед)

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке. (кладут в карман)

Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)

Нос испачкал пылью.

Улетел мой майский жук, (машут руками)

Зажужжали крылья.

(сели на стульчики)

– Рассматривают корточки, называя насекомых: бабочка, жук, оса и т. д.

– Назовите части тела насекомых? (тело можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди).

-Кто из них ползает? Летает? Прыгает?

– Кто из насекомых кусается? Жалится,а кто нет: да – оса, комар; нет – бабочка.

– Чем питаются насекомые?

(мошками, цветочным нектаром, травкой)

– Какие насекомые приносят пользу людям, а какие нет? (стрекозы едят мошек, комаров, пауки – мух, мухи – разносчиков микробов, гусеницы едят листья зеленые)

Физкульт.пауза: «Стрекоза».

Вот какая стрекоза – руки в стороны

Очень круглые глаза – круговые движения на уровне глаз.

Вертится, как вертолет – руки в стороны

Вправо, влево, назад, вперед – наклоны в стороны вперед, назад.

– Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.

1. Шевелились у цветка, все 4 лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)

2. Прыгает пружинка – зеленая спинка

С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик)

3. Целый день летает, всем надоедает

Ночь настанет, тогда перестанет. (муха)

4. На ромашку у ворот опустился вертолет

Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)

5. Модница крылатая, платье полосатое

Ростом хоть и кроха, укусит – будит плохо. (оса)

6. Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки,

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

– Ребята, послушайте, я вам расскажу легенду о муравьях.

Муравьи.

Когда-то муравьи были людьми. Они украли у крестьян их зерно и в наказание были превращены в муравьев. Но, став муравьями, они не изменили своим плохим привычкам и по прежнему тащат к себе в муравейник разные вещи.

Физкульт. пауза. «Кузнечики»

Поднимайте плечики (поднимают плечи)

Прыгайте, кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)

Сели, посидели, (сесть)

Травушку покушали («кушают»)

Тишину послушали (повороты головы)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко (прыжки руки вверх).

– Какие насекомые жужжат?

(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)

– Какие пищат? (комары)

– Какие стрекочут? (кузнечики)

– Какой звук издает комар? (писк)

– А жук? (жужжание)

– А бабочка? (не издает звука)

Дыхательное упражнение «Бабочка».

В руках у детей бабочка, они держат ее за крылышко и дуют.

– Мы подуем высоко,

– Мы подуем низко,

– Мы подуем далеко,

– Мы подуем близко.

– Ребята, а как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать ее в руке, а потом отпустить? (нет)

– Почему? (она может погибнуть от прикосновения рук человека, т. к. она маленькая, хрупкая)

– Да, ребята, надо к насекомым относится бережно, не ловить, не давить ногами, т. к. многие из них приносят пользу.

Дети из палочек выкладывают жука.

– Жук по зеленой травке ползет,

Дойдет до конца и упадет.

Источник