Польза и вред от монастыря

Польза и вред от монастыря thumbnail

PolinaAsanova

Мудрец

(12530)

9 лет назад

Разве монастыри так уж
существенно необходимы для всякого государственного устройства? Разве это
Иисус Христос учредил институт монахов и монахинь? Разве церковь не может
обойтись без них совершенно? Зачем нужно небесному жениху столько неразумных
дев, а роду человеческому – столько жертв? Неужели люди никогда не поймут,
что необходимо сузить жерло той бездны, где гибнут будущие поколения? Стоят
ли все избитые молитвы одного обола, подаваемому бедняку из сострадания?
Может ди Бог, сотворивший человека существом общественным, допустить, чтобы
его запирали в келье? Может ли Бог, создавший его столь непостоянным, столь
слабым, узаконивать опрометчивые его обеты? И разве могут эти обеты, идущие
вразрез со склонностями, заложенными в нас самой природой, строго
соблюдаться кем-либо, кроме немногих бессильных созданий, у которых зародыши
страстей уже зачахли и которых по праву можно было бы отнести к разряду
уродов, если бы наши познания позволяли нам так же легко и ясно разбираться
в духовном строении человека, как в его телесной структуре? Разве мрачные
обряды, соблюдаемые при принятии послушничества и при пострижении, когда
мужчину или женщину обрекают на монашество и на несчастье, – разве они
искореняют в нас животные инстинкты? И, напротив, не пробуждаются ли эти
инстинкты, благодаря молчанию, принуждению и праздности, с такой силой,
какая неведома мирянам, отвлекаемым множеством развлечений? Где можно
встретить умы, одержимые нечистыми видениями, которые неотступно преследуют
их и волнуют? Где можно встретить глубокое уныние, бледность, худобу, все
эти признаки чахнущей и изнуряющей себя человеческой природы? Где слышатся
по ночам тревожные стоны, а днем льются беспричинные слезы, которым
предшествует беспредметная грусть? Где природа, возмущенная принуждением,
ломает все поставленные перед нею преграды, приходит в неистовство и
ввергает организм в такую бездну разврата, от которой нет исцеления? В каком
другом месте и печаль и злоба уничтожили все общественные инстинкты? Где нет
ни отца, ни брата, ни сестры, ни родных, ни друга? Где человек, считая себя
явлением временным и быстропреходящим, относится к самым нежным узам в мире,
как путник относится к встреченным в пути предметам, – без всякой
привязанности к ним? Где обитают ненависть, отвращение и истерия? Где живут
рабство и деспотизм? Где царит неутолимая злоба? Где тлеют созревшие в тиши
страсти? Где развиваются жестокость и любопытство? “Никто не знает истории
этих убежищ, -говорил впоследствии г-н Манури в своей речи на суде, – никто не
знает ее”. “Дать обет бедности, – добавлял он в другом месте, – значит
поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия – значит обещать Богу
постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет
послушания-значит отречься от неотъемлемого права человека – от свободы.
Если человек соблюдает свой обет- он преступник, если он нарушает его – он
клятвопреступник. Жизнь в монастыре – это жизнь фанатика или лицемера

Источник: Дидро. Монахиня

АпикМудрец (18923)

9 лет назад

Вы очень меня укрепили в вере , спасибо , если есть черт то и Творец есть !!!

Journey нome Вiography аmerican Swami

Мыслитель

(6342)

9 лет назад

Общество может рассматривать монастыри как приюты сиротам, вдовам, бездомным и старикам.
Может также рассматриваться как колхоз который даёт продукты питания.
Как место экскурсий-спасение от скуки .
Как место утешения, успокоения, удовлетворения эстетических потребностей.
Во всяком случае вредное отмирает, обречено на вымирание.
Но мы видим спрос на монастыри у народонаселения

Рустик

Ученик

(200)

9 лет назад

Обиталища сии (монастыри) -не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святый, через богодухнавенных отцов, установил жительство это для тех, кто позваны будут от Бога, или из Любви к Нему, ири ради множество грехов своих. В монастырях монахи трудятся над тем чтобы избавиться от страстей, вырвать насажденый терний миродержителем из своих сердец. В миру это зделать очень сложно, т. к. мир-суть страсти. И уходят люди в монастыри. Облачаются в ризу смерения, терпения, самоукорения, послушания и пр. Прибывая в безмолвии, посте и непрестанной молитве они обращают взоры свои к Богу, и паки и паки молятся о нас и эа нас Господу.

Источник

Велика польза меда для организма человека. А вот вреден он в основном при аллергии и сахарном диабете. В остальных случаях пчелиный мед является хорошим профилактическим и тонизирующим средством – он даёт организму много энергии, укрепляет иммунитет, рекомендуется для лечения многих заболеваний.

История меда

Самое древнее упоминание о пчелином меде было найдено в Аранской пещере вблизи испанского города Валенсия. На рисунках в пещере изображено, как люди забираются по скале и достают из неё соты, а вокруг них летают пчёлы. Возраст рисунка определяется в районе 15 тысяч лет.

Судя по письменным источникам, полезность пчелиного меда была известна еще 5 тысяч лет назад, во времена древнего Египта. По описаниям в египетских папирусах, пчеловодство в Египте было весьма развито и являлось уважаемым делом. Уникальная особенность египетского пчеловодства была в том, что в верховье Нила сбор меда начинался раньше, чем в его низовье. Поэтому пчеловоды выставляли ульи с пчёлами на плоты и спускали их вниз по течению. А пчёлы собирали нектар с растений по берегам реки.

В своем современном виде пчеловодство и само строение ульев возникли в 7-8 веке до нашей эры в Греции. В улей были добавлены перегородки и увеличена эффективность сбора мёда. Первые научные труды по пчелиному меду так же появились в Греции около 2,5 тысяч лет назад. Греческий учёный Ксенофонт в своём труде «Анабазис» подробно описал жизнь пчелиного роя и лечебные свойства меда. Позднее его труды продолжил Аристотель, который тоже увлекался пчеловодством.

В Древнем Риме пчеловодство так же не обошли стороной. Даже в римском праве было прописано, что пчёлы без улья являются бесхозными и их может окультурить любой желающий свободный римлянин. Ещё один труд по пчеловодству, на этот раз римского учёного Варрона, датируется 1 веком до нашей эры. В труде подробно расписано, как изготовить улей и полезные свойства меда.

Первое упоминание пчелиного меда на Руси датируется 945 годом, когда княгиня Ольга повелела наварить медовухи для поминок князя Игоря. Судя по всему, пчеловодство на тот момент было уже хорошо развито и имело древние корни.

Как использовали мед наши предки?

Вплоть до средних веков (16-17 век) пчелиный мед на Руси являлся основной сладостью и его использовали повсеместно. Позже, с изобретением добычи сахара из сахарной свеклы и тростника, сахар стал постепенно дешеветь и вытеснять мед из основного рациона людей. В наши дни это привело к тому, что пчелиный мед по потребляемости ближе к деликатесам, чем к основным продуктам питания.

Химический состав меда

Это удивительно, но по своему химическому составу мед очень похож на плазму человеческой крови и усваивается нашим организмом на все 100%. Ни грамма съеденного меда не пропадает просто так.

В общих чертах, мед содержит в своем составе:

  • ферменты: каталаза, амилаза, диастаза, фосфатаза;
  • витамины С, Е, В;
  • микроэлементы: алюминий, цинк, никель, хлор, литий, олово и другие;
  • фолиевую кислоту;
  • пантотеновую кислоту.

С такой полезностью впору быть лекарством от всех болезней! До панацеи мед немного не дотягивает, но обладает широким спектром лечебных свойств.

Полезные свойства

Список полезных свойств меда более чем велик. Пара ложек меда в день полезны для детей и взрослых, мужчин и женщин. Его лечебные свойства распространяются на нервную систему, пищеварение, гормональный фон и т.д. Но всё по порядку.

Читайте также:  Польза прогулок в хвойном лесу

Вред

Как такового вреда для здоровья от меда немного. Как и с любой пищей им не стоит злоупотреблять и превышать суточную норму. Переедание меда может тяжело сказаться на почках и поджелудочной железе из-за высокого содержания в пчелином меде быстрых углеводов.

Если нагреть мед до 42 градусов – это не только разрушит многие полезные вещества в его составе, но и приведёт к выделению веществ вредных для организма человека.

Будьте осторожны! Некоторые недобросовестные упаковщики могут нагревать мед перед упаковкой для того, чтобы он стал более жидким и лучше переливался в тару.

Противопоказания

Ко всему бескрайнему списку полезных качеств меда, у него имеется немного противопоказаний. К сожалению, этот удивительный продукт противопоказан при сахарном диабете и аллергии на продукты пчеловодства (часто аллергию вызывают не все сорта меда).

Медовые ингаляции полностью запрещаются при астме, болезнях сердца и легких и при высокой температуре.

Виды меда

Ещё одна удивительная особенность меда в том, что опыляя различные растения, пчёлы изготавливают из их нектара различный мед. В отдельные сорта выделяются:

  • Гречишный мед. Считается одним из самых полезных. Содержанием аминокислот и микроэлементов в этом сорте мёда почти в 2 раза выше, чем в остальных. Сорт лучше всего подходит для лечения простуды, заболеваний кожи, авитаминоза, анемии, гипертонии и нарушения белкового обмена.

  • Эспарцетовый мед. Этот сорт меда довольно редкий и найти его в продаже не просто. В его состав входят: каротин, аскорбиновая кислота, минералы, витамины и биологически активные вещества. Также этот мед обладает утончённым запахом и умеренной сладостью.

  • Акациевый мед. В народе считается, что этот мед лучше всего помогает при бессоннице и неврологических нарушениях. Отличительная особенность сорта в том, что содержание глюкозы и фруктозы в нём равное.

  • Вересковый мед. Сорт почти не густеет, обладает высокой тягучестью и слегка горчит. В нём высоко содержание минеральных веществ, он рекомендуется при лечении сосудистых заболеваний, расстройств нервной системы и отсутствии аппетита.

  • Каштановый мед. Похож на вересковый мед по вкусу и консистенции. Помогает организму бороться с микробами, повышает иммунитет, лечит болезни желудочно-кишечного тракта и почек.

  • Липовый мед. Один из самых светлых и душистых сортов. Но главное его преимущество в том, что он помогает при лечении астмы, бронхита и ангины. Также рекомендуется при лечении почек, кишечника и желудка.

  • Подсолнечный мед. Один из самых распространённых в РФ сортов меда. Отличается высоким содержанием глюкозы и аминокислот, необходимых для синтеза белков.

  • Донниковый мед. Ещё один редкий сорт с тонким ванильным ароматом и изумительным вкусом. Этот сорт меда способствует расширению сосудов, нормализации обмена веществ и помогает при болезнях сосудов и желудочно-кишечного тракта.

Использование в косметологии

Самый первый случай использования пчелиного меда в косметических целях засвидетельствован в Египте. Древнеегипетская царица Клеопатра делала себе маски из меда на всё тело, и писали, что она славилась своей красотой.

Некоторые компоненты меда способны впитываться через кожу и усваиваться клетками напрямую, что делает маски с мёдом весьма полезными. При частом их использование кожа становится не только внешне более здоровой, но и внутренне так же укрепляется. С помощью маски на основе меда можно:

  • для проблемной кожи с расширенными порами стянуть их;
  • ускорить деление клеток и этим омолодить кожу;
  • сохранить в коже больше влаги, если она излишне сухая;
  • очистить кожу от прыщей и угрей и активизировать её дыхание.

Значительный эффект от регулярного применения масок с содержанием меда заметен на коже дряблой и уже потерявшей жизненную силу. Помимо масок с мёдом, современный рынок косметики сверх того предлагает: скрабы, обёртывания, крема и даже медовые шампуни! А ещё пчелиный мед даже в чистом виде можно применять для массажа.

Мед для беременных – полезно ли?

Если не имеется других противопоказаний, употреблять мед при беременности не только можно, но и нужно! Мед благоприятно сказывается на формировании и росте плода, усиливает маточное кровообращение, снимает излишнее напряжение с гладкомышечной мускулатуры матки, сосудов и бронхов.

При беременности мед незаменим для лечения простудных заболеваний, а многие медицинские лекарства нежелательны или полностью противопоказаны. При сильном токсикозе мед помогает бороться с тошнотой и улучшает аппетит. Во время родов мед тоже может оказаться полезен – его вводят роженице для предупреждения истощения и облегчения рождения ребёнка.

Не рекомендуется превышать суточную норму меда и употреблять его натощак!

Польза для детей

Дети часто болеют простудными заболеваниями, неделями пропадают дома и пропускают учёбу. Лечение детской простуды пчелиным медом не только быстро поставит ребёнка на ноги, но и укрепит его иммунитет – он станет болеть гораздо реже.

Помимо того, что мед снимает кашель, он обладает антибактериальными свойствами и восстанавливает повреждённые клетки дыхательных путей. Медом лечат хронический насморк, сок редьки с медом рекомендуется для лечения бронхита, пневмонии, бронхиальной астмы и трахеита.

Если ребёнок сильно устаёт от учебы, тут тоже поможет регулярное употребление меда – простые сахара в его составе являются хорошим питанием для мозга. Мед служит антидепрессантом: снимает раздражительность, беспокойство, нормализует сон. Наличие в меде антиоксидантов не только укрепляет организм и улучшает работу мозга, но и снижает риск онкологии.

С какого возраста начать

Раннее употребление меда крайне не желательно. Мед может содержать в себе бактерии, которые безвредны для взрослых, но представляют вред для здоровья новорожденного. Также, мед может выступать в роли сильного аллергена, и употребление его в пищу раньше трехлетнего возраста с высокой вероятностью может закрепить в организме аллергическую на него реакцию, которая сохранится на всю жизнь.

Самый простой способ выявить аллергическую реакцию — это нанести каплю меда на кожу ребенка или дать ее съесть. Если ни каких симптомов не проявится, то мед можно давать, но не превышая дневной нормы, – переедание меда в детском возрасте может привести к аллергии.

Дневная норма

Дневная норма меда для взрослого человека вне зависимости от пола составляет не более 150 грамм. Лучше всего употреблять это количество небольшими порциями в течение дня. Для детей дневная норма меньше примерно в 2 раза и составляет 50-75 грамм. Употреблять мед натощак можно, но после этого в течении получаса рекомендуется нормально поесть.

Польза для мужчин

Основными «мужскими» проблемами со здоровьем считаются: инфаркт, нервные расстройства, болезни простаты, снижение потенции и облысение. Все эти заболевания мужчин в разной степени поддаются лечению медом:

  1. Цветочная пыльца нормализует работу эндокринной системы.
  2. Цинк стимулирует выработку гормонов.
  3. Витамин С делает сперматозоиды более подвижными.
  4. Антибактериальные свойства меда помогают в лечении болезней простаты.
  5. Витамин В стимулирует рост волос, аминокислоты и сахара участвую в синтезе тестостерона, недостаток которого ведет к облысению.

Польза для женщин

Помимо широкого применения меда в косметике, он также имеет множество полезных свойств, в первую очередь интересных для женщин:

  1. Витамин В9 значительно снижает риск онкологических заболеваний яичников и молочных желез. Угнетает рост опухолей на первой стадии. В первом триместре беременности предотвращает дефекты развития нервной трубки плода.
  2. Витамин А увеличивает шанс зачатия и стимулирует выработку грудного молока.
  3. Витамин Е называют «главным женским витамином». Он участвует в выработке женских половых гормонов, усиливает фертильность, нормализует менструальный цикл.

Мед при диабете

Употребление любого продукта, содержащего углеводы, повышает уровень сахара в крови, поэтому употреблять такие продукты в пищу можно только по рекомендации врача. И мед тут не исключение.

Инсулинозависимым диабетикам употреблять мед в пищу проще – достаточно вовремя вкалывать инсулин, который необходим для усвоения сахаров. При сахарном диабете второго типа всё сложнее. Этот тип диабета характеризуется инсулинорезистентностью, нечувствительностью клеток к инсулину (полной или частичной). В этом случае, сахара не усваиваются организмом в должном объеме и накапливаются в крови. А таблетки медленно снижают уровень сахара в крови.

Читайте также:  Чем полезен напиток из ячменя и ржи польза и вред

Мед для похудания

Хотя мед намного более калорийный, чем тот же сахар, в правильной диете он не приводит к отложению лишних жиров. Мед очищает организм и стимулирует пищеварение. Всего одна ложка меда полезно влияет на печень, позволяет ей быстрее усваивать пищу и выводить жиры из организма.

Источник

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

«Чем крепче духовно наши монастыри, тем больше влияния они оказывают на окружающий мир»

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества рассказал порталу «Монастырский вестник» о проблемах, которые обсуждались в ходе дискуссии на конференции «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре 13–14 ноября 2019 года, а также поделился собственными размышлениями о современном монашестве.

Ваше Высокопреосвященство, на этот раз монашеская конференция проходила во вверенной Вашему попечению митрополии. Скажите, для кого она была организована? Есть ли возможность у насельников монастырей, братьев и сестер, присутствовать на подобных мероприятиях?

Наши монашеские встречи предназначены для всех, кто интересуется монастырской жизнью, но прежде всего – для монашествующих. На них приезжают руководители монастырей и насельники обителей. Перед организаторами подобных собраний всегда стоит задача – обсуждая вопросы монастырской жизни, повышать уровень взаимопонимания участников. Современные люди часто, употребляя одни и те же слова, вкладывают в них разный смысл. Для нас же важно иметь одинаковое понимание тех проблем, которые мы обсуждаем. Все труды начинаются с молитвы. Мы просим помощи у Господа и Царицы Небесной, преподобного батюшки Серафима…Перед началом работы совершаем Божественную литургию. После соборной молитвы очищается сердце, просвещается ум, и мы получаем возможность,удалившись от повседневной суетной жизни, поговорить о духовном – о том, как воплотить Священное Писание и советы святых отцов в жизнь.

Замечательно, что на сегодняшнее мероприятие приехало так много правящих архиереев, ведь это означает, что епископату Приволжского федерального округа, монастыри которого на этот раз принимали участие в конференции, небезразличны проблемы монашества. Было высказано много глубоких суждений, комментарии по предложенным темам порой обнаруживали противоположные мнения участников. И это хорошо, так как у разных людей степень погруженности в ту или иную проблему может быть разной, но спектр всех мнений как раз и позволяет увидеть картину целостно, во всей ее полноте.

Мы живем в эпоху собирания камней. Наши духовные цитадели были разрушены в ХХ веке, и мы прекрасно знаем, что восстанавливать стены и обновлять купола куда проще, чем вдохновить к подвигу монашеской жизни душу человека. Чтобы стать преподобным в духе, идти по пути святых Сергия и Серафима, требуется большая внутренняя работа. Это путь самоотвержения. Мы часто говорим об этом, но это очень нелегкоосуществить на практике. Многие из нас видели подвиг архимандритаКирилла (Павлова), архимандрита Наума (Байбородина) и других братьев Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которые воплотили в своей жизниЕвангелие, и мы можем с уверенностью свидетельствовать, что никакая книга не заменит наставника. Услышать тех, кто имеет богатый духовный опыт монашеской жизни, понять, чтό сегодня волнует насельников монастырей,перенять духовный опыт у тех, кто приобрел его, и соборным разумом постараться найти ответы на интересующие вопросы – такова цель наших собраний. Эти встречи очень важны для нас, потому что это и есть соборная жизнь Церкви.

Только ли руководители монастырей могут принимать участие в дискуссии и обсуждать насущные проблемы монастырей или простые монахи тоже имеют возможность высказывать свое мнение?

И монахи, и послушники, и вообще все, кто присутствует на наших встречах,участвуют в обсуждении предложенных тем. Иногда даже миряне задаютсвои вопросы. Правда, это бывает редко, но все-таки бывает. Здесь все равны,все могут высказывать свои мысли, участвовать в обсуждении. У нас нет задачи наставлять участников монашеских встреч или подавлять их своим авторитетом. Эти встречи предпринимаются для обсуждения проблем. Может быть, не на все вопросы мы сразу находим ответы, но иногда бывает очень важно даже правильно поставить вопрос, осмыслить его, увидеть проблему с разных точек зрения. В этой связи еще раз хочется выразить благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за то, что Его Святейшество благословил монашеские соборные встречи, которые учат нас осмысливать, поднимать и обсуждать актуальные проблемы монастырской жизни. Ведь пребывая в небольшом мирке своей общины, человек не всегда имеет возможность правильно увидеть происходящее. В древности собиралиСоборы, чтобы обсудить насущные вопросы. То же и мы стараемся делать сегодня, и поскольку начинаем свое дело с молитвы, надеемся, что Господь даст нам просвещение ума и единомыслие.

Участники конференции в Дивеево обсуждали проект документапрофильной Комиссии Межсоборного присутствия «Священнослужение монахов на приходах». В дискуссии руководители монастырей выражали опасение за внутреннее состояние иноков, которые направляются в мир для несения послушания, а также за нарушение ритма жизни самой монашеской общины, которая в связи с этим лишается брата. Но ведь, как мы знаем, есть монастыри, которые называют себя миссионерскими. Может быть, как раз из таких обителей можно было бы при необходимости посылать монахов на приходы?

В широком смысле каждый монастырь является миссионерским. Другой вопрос, насколько необходимо насельникам куда-то выезжать, чтобы упражняться в миссионерской деятельности. В большей степени это определяет не монастырь, а правящий архиерей, так как он лучше понимает, когда и где это нужно делать.

Кроме того, нам надо понимать, что, формулируя в церковном документе способы и направления развития той иной деятельности, необходимо предусматривать, чтобы они не разрушали монашескую жизнь. Миссионерство может иметь разные формы. Очевидно, что монаха не надо направлять с проповедью в спортзал или ночной клуб. Исключения из правил, конечно, бывают, но в общем смысле мы понимаем, что каждый человек должен заниматься своим делом. Чем крепче духовно нашимонастыри, тем больше влияния они оказывают на окружающий мир. В обители, где есть молитва, где иноки живут полноценной духовной жизнью, – даже если такие монастыри немногочисленны и расположены вдали от населенных пунктов, – люди тянутся, как к источникам живой воды. Будучи епископом, я обязан внимательно и осторожно относиться к внутренней жизни монашеских общин и не допускать их разорения. Ведь если молодыелюди принимают решение оставить мир и пойти по пути монашества, этому обычно предшествует большая внутренняя работа. Бог постучался в ихсердца, но, чтобы они состоялись в иночестве, необходимо создавать для этого благоприятные условия, неотъемлемыми составляющими которых являются уединение и молитва. Исходя из этого, миссионерство на приходах надо поручать, скорее, белому духовенству.

Кто принимает решение о направлении насельника монастыря на приход – архиерей или игумен?

В нашей епархии это происходит так. Я не назначаю иеромонаха на какое бы то ни было служение без согласования этого вопроса с игуменом. Чаще даже не обсуждаю кандидатуры иноков. Руководителю монастыря я говорю, что его обители поручено нести то или иное послушание, а монастырь уже в рамках своего внутреннего распорядка решает эту задачу. Обычнополучается хорошо.

Как, на Ваш взгляд, не только в этом, но в других вопросах монастырской жизни, должны строиться отношения правящего архиерея и игумена? Эта тема довольно часто обсуждается и в сетевых дискуссиях.

Монастырем руководит игумен, и архиерею не следует вмешиваться во внутреннюю жизнь монашеской общины. Другое дело, что архиерей должен подбирать опытных руководителей для монастырей. Как епископ отвечает за свою епархию, так и игумен несет ответственность за свой монастырь и свою монашескую общину. Перед Богом, священноначалием и своей совестью церковные руководители отвечают за вверенных их попечению людей и дела. Конечно, бывает, что возникающие время от времени проблемы игуменуприходится решать с помощью или при участии правящего архиерея, но очень опасно, когда епископ сам начинает вмешиваться во внутреннююжизнь монастыря. В большинстве случаев это не приносит пользы. Другой вопрос, что обитель в лице игумена должна находиться в послушании правящему архиерею, а насельники, в свою очередь, пребывают в послушании у игумена. Эту иерархичность надо соблюдать. Живя в Церкви, все мы служим общему делу Христову. Не архиерей и не игумен установили такие правила – правила и каноны оставили нам святые отцы. В том случае, когда епископ не только по книгам знает монашескую жизнь, все связанные с нею вопросы соборным разумом решаются хорошо и быстро. Ведь все мы, образно говоря, плывем на одном корабле. Кто-то исполняет свои обязанности на капитанском мостике, кто-то драит палубу, но вместе мы делаем одно дело, и Христос пребывает посреди нас.

Читайте также:  Женщины которым развод пошел на пользу

Церковные документы, в том числе и документы возглавляемой Вами Комиссии Межсоборного присутствия имеют своей целью качественно улучшить монашескую жизнь. Но, как Вы справедливо заметили на конференции, в условиях санатория не вырастишь спецназовца. Как найти баланс между необходимостью аскетических подвигов духовной жизни и созданием благоприятных условий для насельников монастырей?

Благоприятные условия для создания монашеской жизни не бывают тепличными. Это разные вещи. Выросшее в тепличных условиях растение, открываясь ветрам, ослабевает или погибает. Сформировавшись же и окрепнув в благоприятных условиях, оказывается способным противостоять холоду и непогоде. Строя храмы, ремонтируя кельи, назначая опытных руководителей и духовных наставников в наши обители, мы надеемся, что приходящие в монастыри иноки приобретают возможность возрастать духовно, крепнуть в монашеском делании, молитве и богомыслии. Ведь духовное взросление происходит постепенно, не в раз человек становитсясовершенным. Инок должен пройти некоторый искус, а для этого требуются условия и время. В ХХ веке традиция общежительных монастырей была практически утрачена в нашем Отечестве, и теперь перед нами стоит задача возродить ее. Может быть, следующее поколение даст нашей Церкви духовно крепких монахов, а пока нам надо понимать, что возрождение монашества и от епископа, и от игумена требует постоянного внимания и заботы. Чтобы чувствовать, чем тепличные условия монашеской жизни отличаются от благоприятных, нам надо самим духовно возрастать и учиться правильно управлять нашими монастырями. В этом как раз и помогают соборные встречи, подобные той, что проходила в Дивеево.

На конференции в контексте правильного решения задач, связанных с управлением монастырями, Вы говорили и о необходимостипланирования времени монашеской общины в целом и каждого инока в отдельности. Но ведь жизнь монаха порой бывает похожа на работу «Скорой помощи» или Министерства по чрезвычайным ситуациям. Разве можно на практике распланировать время монаха, у которого каждый день могут возникать непредвиденные обстоятельства?

Во-первых, есть уставная жизнь. Если в половине шестого утра инок должен быть на братском молебне, это означает, что ему нужно вовремя лечь спать, чтобы полноценно отдохнуть и восстановить силы для следующего дня. Если же он бодрствовал, то его организм неизбежно потребует отдыха, и на службеон уже не сможет воспринять той силы и благодати, которая подается монаху в молитве. Его мысли и чувства будут находиться где-то в другом месте.Живя по уставу, инок должен научиться правильно планировать свой внутренний распорядок. Если же возникают какие-то незапланированныедела, то уметь рассчитывать свои силы. Все это относится к области духовного трезвения. Распущенный духовно человек теряет способностьследить за временем и обстоятельствами и рискует надорваться психологически, от чего, как правило, наступает охлаждение или даже разочарование в духовной жизни.

Исполняя монастырские послушания, очень важно воспринять правильный ритм монашеской жизни – не опаздывать, не просыпать, отсекать все лишнее, в том числе, и мирские заботы. Телефон, знакомые, родственники, интересы, не связанные с монашеской жизнью, часто могут казаться безвинными, но они отнимают слишком много сил и времени и препятствуют тому, чтобы жить полноценной уставной жизнью обители. Проходит пять или десять лет, и человек начинает понимать, что никакого духовного роста не произошло.И, напротив, те, кто проникся любовью к монастырю и с самоотречением старался жить по уставу обители, – я видел немало таких людей – за короткое время достигали духовного совершенства. Сам устав монастыря, святостьэтого места способны воспитать инока. Вот только Бог нас без нас не спасает, и никто не научит человека монашеству, если он сам не захочет этому учиться. Для того чтобы найти драгоценную жемчужину, надо и самому потрудиться тоже.

Еще одна мысль, прозвучавшая в дискуссии, была посвящена тому, что миряне на приходах привыкают к монашескому окормлению и очень ценят его. Все мы хорошо понимаем смысл выражения «монахи – свет миру». Но ведь есть разные формы общения монастырей с миром. Сестры Свято-Троицкого Дивеевского монастыря, например, не толькопринимают паломников, но и занимаются просветительской деятельностью. Журнал «Дивеевская обитель» хорошо известен за пределами Нижегородской митрополии. О чем насельники монастырей сегодня говорят с миром в информационном пространстве?

В этом труде наше монашество отображает себя и свою жизнь, делится с читателями тем, что происходит в монастырях и в сердце человека, посвятившего свою жизнь Богу. Кроме того, мы создаем монашескую среду в информационном поле. И это тоже замечательно. Есть такое понятие – прочтение истории народа или страны в духе Евангелия. Не секрет, что евангельское и святоотеческое понимание происходящих событий частоотличается от понимания светской науки. Рассказывая об истории Церкви и Отечества, событиях церковной жизни, сестры обители стараются описывать их так, как их описали бы батюшка Серафим и другие праведники Божии. Также на страницах своих изданий мы отражаем монастырскую жизнь, рассказываем о богослужении, послушаниях, встречах с паломниками, осуществляем научную и исследовательскую работу, которая ведется церковными людьми в разных направлениях. Все, о чем пишут монастырские журналы, авторы статей пропускают через свои сердца, осмысливаютмолитвенно и богословски, сопереживают происходящему, и потому так интересно их читать.

Владыка, вы являетесь правящим архиереем Нижегородской митрополии. Есть какие-то особенности у монастырей Вашей митрополии?

Древняя Нижегородская земля славится своими святыми. Православным людям хорошо известны имена преподобного Макария Желтоводского, преподобного Евфимия Суздальского, который, хотя и именуется Суздальским, родился, жил и долгое время подвизался на Нижегородской земле. Бóльшая часть трудов и подвигов святителя Дионисия, тоже Суздальского, совершались на Нижегородской земле в Вознесенском Печерском монастыре. Историки полагают, что под его руководством в 1377 году была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись. В Сарове начинали свой иноческий путь такие известные подвижники как преподобный Назарий Валаамский, впоследствии возродивший Валаамскую обитель в конце XVIII – начале XIX веков, преподобный Марк Молчальник, сомолитвенник преподобного Серафима и другие. Но, конечно же, самым известным святым Нижегородской земли стал преподобный Серафим Саровский. В нашей митрополии также находится четвертый удел Матери Божией – Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Мы видим, как сестры живут по заповедям основателя своей обители, батюшки Серафима, ревнуют о богослужебном монастырском уставе, воплощая в повседневной жизни заветы Преподобного.

Важно и то, что здесь никогда не прерывалась духовная связь с Троице-Сергиевой лаврой и преподобным Сергием Радонежским. Батюшка Серафим особо чтил игумена Земли Русской, и, хотя эти святые жили в разное время, духовно они были очень близки. Преподобный Серафим завещал после смерти положить ему на грудь в гроб икону Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Многие сегодняшние епископы и священноиноки Нижегородской митрополии воспитывались у аввы Сергия, что обеспечивает единое духовное пространство для всех нас.

Беседовала Екатерина Орлова

Фото: Владимир Ходаков

Источник