Польза и вред развивающих занятий
Жизнь вокруг все больше напоминает езду на велосипеде: пока крутишь педали – едешь. Стоит только остановиться – упадешь. Чтобы успеть, неважно что, нужно крутиться все быстрее и все успевать. Чтобы добиться чего-то в жизни уже мало закончить один институт, стать кандидатом наук и получить тепленькое место работы. Нынче в моде – быть успешным. А это значит – знать несколько языков (одним английским уже давно никого не удивишь, это даже не специальность, а приложение к специальности), нужно все время повышать свой профессиональный уровень, обязательно заниматься хоть каким спортом и быть всесторонне развитой личностью. В общем, все должно быть строго по Чехову.
Каждый родитель, без сомнения, желает своему ребенку самого лучшего. Он хочет, чтобы его малыш вырос в умного, красивого и обеспеченного человека. Можно, конечно, преподнести все это своему отпрыску на блюдечке с голубой каемочкой в виде наследства, акций, готового бизнеса и прочего. Но гораздо разумнее научить ребенка достигать желаемого самому. Помните, как в известной притче, старик-мудрец не стал ловить мальчику рыбу, чтобы тот насытился, но позволил ему быть рядом и учиться ловить самому.
И чтобы успеть научить своего ребенка всему, что ему может понадобиться в жизни, родители еще до рождения своего малыша уже начинают его образовывать. Будущие мамы посещают курсы, где помимо подготовки непосредственно к родам занимаются и интеллектуальным развитием ребеночка. Очень забавно и трогательно наблюдать со стороны, как пузатые без пяти минут мамы под музыку гремят погремушками около живота с разных сторон и в разном темпе, прикладывают к нему разноцветные листы бумаги, поют, отбивают ритм на животе и занимаются прочей ерундой. Не знаю, способствует ли это рождению гениев, но настроение от таких занятий обязательно повышается, что тоже имеет большое значение.
Сразу после рождения родители посещают со своими детишками школы по танцам, пению и другие всевозможные курсы раннего развития детей.
Нет однозначных статистических данных по поводу того, способствуют ли целенаправленные занятия развитию выдающихся способностей у ребенка. Как правило, дети, с которыми активно и целенаправленно занимаются по какой-либо системе, так же как и их обычные сверстники начинают ходить, говорить, пользоваться горшком. Конечно, ребенка можно научить читать, считать и в три – четыре года. Однако в следующие пару-тройку лет этому обучаются все дети в школе.
Однако ответственные родители все время испытываю беспокойство и зуд, глядя на сверстников своих детей. Эта девочка уже третий год занимается фигурным катанием и пением, мальчик – гимнастикой, рисованием и чем-то еще, этого водят в группу Монтессори чуть не с рождения, тот уже на лыжах горных катается, та английским языком занимается пять раз в неделю. В некоторые спортивные секции детей записывают, едва они появятся на свет. И вот одним родителям их внутренний голос начинает навязчиво бубнить, что они, наверное, плохие мать и отец, раз не развивают ребенка, не вкладываю в него знания и умения, не водят его из секции в секцию, из кружка в кружок. Что другие дети уже так много знают и умеют и прочее и т.д. и т.п.
Другие родители наоборот, считают, что главное – здоровье, а все языки, рисование и спортивные школы спокойно могут и подождать. И не надо ребенка перегружать – у него должно быть детство с играми, а не занятия по расписанию, и самое нужное в детском возрасте – это сон, гулянье на свежем воздухе и правильное питание.
Как обычно, у каждого пути развития ребенка есть свои плюсы и минусы, но вот где их больше или меньше? Дает ли реально пользу ребенку раннее развитие или наоборот отвращает ребенка от дальнейшего обучения. Вспомним семью Никитиных – их дети не захотели пойти по стопам своих родителей в этом вопросе.
Курсов образования и развития детей рынок предлагает очень много, и все они переполнены. Но качество преподавания на них сильно разнится, а цену за них назначают чаще всего высокую. Цена при этом не всегда соответствует качеству, да еще и непонятно, нужно ли это в принципе. А на этот вопрос каждый родитель ищет ответ самостоятельно, поскольку только он и никто другой несет ответственность за своего маленького ребенка.
Морозова Елена Ивановна – детский психолог, кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО. За работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф награждена Наградным крестом «Защитнику отечества» II степени:
Во-первых, давайте разберемся, что считать ранним развитием и чему и как надо учить. Это очень существенные моменты.
Есть такие случаи в моей практике, когда начинают учить уже в полтора года – нанимают репетитора, учат английскому языку, еще чему-то. Помимо этого приходит гувернантка и тоже проводит с ребенком специальную подготовку к занятиям, т.е. делание уроков. Хоть они и стараются обучать в игровой форме, но это все же недопустимо.
В полтора года ребенок обязательно надо развивать, но это ни в коем случае не должно быть обучением даже дошкольного типа, а тем более школьного занятиями с учителями.
Очень хорошо, если ребенок вместе с мамой посещает различные группы, где можно попеть песенки, почитать потешки, где есть богатая игровая среда, т.е. множество различных игрушек, предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений.
В Швеции, например, очень интересен опыт лекотек, которые мама посещает с ребенком и где можно просто поиграть, а специалист покажет и подскажет как лучше это сделать. Полезны, к примеру, те же группы Монтессори. Вообще полезны все группы развития, где ребенок имеет возможность пропустить через себя много информации, усвоить новое, обогатить свой чувственный опыт и удовлетворить свою любознателььность. При этом самое главное – чтобы развитие проходило в интересной для него игровой форме.
Очень мне понравился пример такого «ненавязчивого» развития в Израиле. Вот выходит бабушка с ребенком на прогулку, мимо пролетает бабочка и бабушка малышу рассказывает о бабочке в доступной для него форме, вовлекает его в какую-нибудь игру на тему бабочки и т.д. Это и есть развитие.
А когда ребенка пытаются в год-полтора научить различать буквы, цвета и еще спрашивают с него правильные ответы – это совершенно неприемлемо для ребенка
Венгер Александр Леонидович – детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» и кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). За работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф награжден Наградным крестом «Защитнику отечества» II степени:
Я против раннего обучения детей чтению, письму и прочим «школьным» предметам. В дошкольном возрасте должны решаться гораздо более важные задачи. Намного полезнее в этом возрасте развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование и другие «дошкольные» виды деятельности.
Я также против раннего начала школьного обучения. Российские школы плохо приспособлены даже для семилеток, и они совсем не подходят для детей шести лет. Нашим законодательством определено, что ребенок может поступать в школу с шести с половиной, с семи или с восьми лет, по усмотрению родителей. Я рекомендую родителям не отдавать детей в школу раньше семи лет, за исключением, может быть, редких случаев, когда ребенок опережает свой возраст по уровню личностного и эмоционального развития. Но хочу подчеркнуть, что именно личностного и эмоционального, а не интеллектуального. А интеллектуально развитые дети, как правило, напротив – отстают от своих сверстников в эмоциональном и личностном плане.
Источник: PsyNavigator
опубликовано 11/12/2009 12:18
обновлено 17/02/2014
— Педагогика и психология
Раннему развитию ребенка сегодня уделяется все больше и больше внимания и со стороны родителей, и, конечно же, самих организаций, которые готовы развивать ваше чадо. Мы часто слышим сам термин «раннее развитие», но что же стоит за этим названием? Что нужно знать родителям, чтобы принести действительно пользу своему ребенку, а не навредить? Как сделать естественное взросление ребенка гармоничным и не упустить самого важного? Как за идеей вырастить успешного и развитого ребенка, не потерять близость с малышом, не перестать чувствовать и понимать его истинные потребности?
В настоящее время идет много споров о пользе или вреде раннего развития детей. Давайте попробуем разобраться в данной теме. Интернет пестрит информацией об открытии новых детских клубов. Родителям предлагается огромный выбор интеллектуальных и развивающих занятий для малышей от 8 месяцев. Конечно, каждый родителей мечтает вырастить свое чадо успешным и состоявшимся человеком. И все-таки, раннее развитие – это польза или вред для наших детей?
Что же подразумевается под термином «раннее развитие»? Это, конечно же, развитие памяти, речи и мышления ребенка, но обязательно в игровой форме, так как дети развиваются играя. А также развитие эмоционального интеллекта, социализация ребенка и т.д. Другой вопрос, – с каким подходом к этому относятся сами родители, занимаясь этим развитием.
Опираюсь на свой прошлый опыт ведения развивающих занятий как педагог-психолог для детей от 1 года до 6 лет: я наблюдала разное поведение и разную мотивацию мам. Если мама знает, что ее ребенок лучший просто потому, что он есть, и ей не нужно никому ничего доказывать, то это одна история. Тогда ребенок получит максимальную пользу от этих занятий, так как рядом будет принимающая мама, которая поддержит в любую минуту и просто будет рядом, чтобы ребенку было безопасно. Но если мама настороженно следит за процессом, контролируя поведение ребенка, преследуя цель «Мой ребенок должен быть лучшим в группе!», начиная подталкивать ребенка к достижению результата, или, еще хуже, одергивая за любую неточность выполненного задания, то тут мы уже сталкиваемся с проблемой. «Почему ты раскрашиваешь зайчика зеленой краской??? Возьми белую, как у всех!» В данном случае весь фокус внимания сосредоточен не на ребенке, и тем более не на его развитии, а на тревожности мамы. На ее собственном мироощущении: «Кто я в этом мире?», «Как меня оценят со стороны?».
Конечно, все мамы хотят, чтобы их ребенок был лучшим. И, стремясь к этому, зачастую мы действуем неосознанно. Но если не давать ребенку проявлять себя так, как чувствует и видит он сам, можно принести только вред, а не пользу.
Есть еще одна крайность, когда родители стараются занять максимальное количество времени ребенка развивающими занятиями. С одного клуба бегут уже на занятие в другой. Дома стопка книг по раннему развитию, с разными заданиями. И придя домой с развивающих занятий, мама спешит опять развивать своего ребенка. Но детям, помимо развития, необходимо оставаться иногда в одиночестве. ДА! Именно в одиночестве. Играя сам с собой, ребенок невероятно развивает фантазию и воображение. Занимаясь наедине, он прилагает усилия, пробует что-то новое, познает окружающий мир. Не мешайте ему в этом. Пусть сам залезет на стульчик, пусть сам расстегнет и застегнет пуговицу на кофте. Не подталкивайте и не критикуйте в это время ребенка, иначе у него пропадет желание что-то делать и в дальнейшем. Проявляйте уважение к тем усилиям, которые прилагает ваше чадо. И дайте ему эту возможность – позаниматься и поиграть самому.
И, конечно же, не забывайте про формирование детско-родительских отношений. Ведь это основа дальнейшей жизни вашего ребенка, то, на что он будет опираться всю свою жизнь. Если мама все время бегает по Детским Клубам или сидит с пособиями по раннему развитию, то, когда ей найти время просто общаться с ребенком. Еще нужно и прибраться, и приготовить ужин, да и себе не мешало бы налить в суете чашечку ароматного кофе. А вечером придет папа, который, конечно же, любит свою семью и без борща, но вот как-то проявить это на голодный желудок бывает сложно. Да и готовить этот ужин можно, помогая развиваться своему ребенку. Например, дав малышу детский пластмассовый ножик, доску и лист капусты. Тем самым вы сможете проявить ваше доверие к ребенку, что так важно детям. И ребенок с удовольствием примет участие в этом процессе, а заодно и будет развиваться, приобретая бытовые навыки.
Как ни странно, но в самом термине «Раннее Развитие» уже есть некое противоречие. Ребенок должен развиваться не рано, а гармонично, проходя все этапы детского развития, в том порядке, как это задумано самой природой. Ранее развитие – это не только группы по развитию и стопки пособий дома. Это здоровая эмоциональная атмосфера дома, это правильно расставленные границы взрослыми, это любовь и принятие вашего ребенка, таким, какой он есть! И, конечно же, развитие когнитивных навыков, соответствующих возрастным особенностям ребенка. Опираясь на эти простые рекомендации, вы позволите развиваться своему ребенку в гармонии с его естественными потребностями, а значит, раннее развитие в таком подходе принесет вашему малышу только пользу.
Статьи канала на тему:
Ребенок и развод родителей
Быть единственным ребенком – это как?
Домашние обязанности наших детей
Ссоры между детьми в семье
Как правильно общаться с ребенком?
Начало школьной жизни вашего ребенка: что важно сделать в самом начале
Как мы оцениваем себя как родителей
Мир компьютерных игр: зависимость или еще одна возможность саморазвития и самоисследования?
Токсичные родители
Когда дети покидают семью
Когда в семью приходят дети
Источник – https://in-family.ru
От автора: Что на самом деле происходит на хороших развивающих занятиях вы узнаете из этой статьи.
Эта статья родилась как ответ на происходящие в обществе две разнонаправленные тенденции:
“Развивать надо и чем раньше, тем лучше” и вторая…
“Развивающие занятия – вред. Не нужно торопить”
В своих суждениях по данному вопросу я опираюсь на свой пятилетний опыт ведения развивающих занятий с детьми от 9 месяцев и до 4 лет, на свои знания возрастной и семейной психологии, опыт работы детским психологом и консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей. Поэтому считаю, что получившийся микс из разных сфер прикладного знания, возможно, кому-то очень будет полезен.
Итак, начнём.
Когда ведутся дебаты относительно того нужны ли развивающие занятия или нет, я, если честно, чаще всего слышу мнения из двух крайностей:
1. “Нужно развивать” и далее приводятся методы и методики расписывающие программу чуть ли не с первого месяца жизни. Это довольно-таки трудоемкие методы для родитеоей, требующие высокой включённости, последовательности, изучения сути метода и самоконтроля. Плюс огромная мотивация на то, чтобы ребёнок выгодно выделялся среди сверстников и им можно было бы хвалиться. (Такой сдвиг с интересов ребёнка на себя и подпидку посредством ребенка собственного нарциссизма).
2. “Развивать не нужно. Это вредно.”
Это убеждение вообще для меня загадка, если только не предподожить за ним скрытое нежелание проводить с ребёнком время и родительскую лень. Для этой цели оправдание – “развивать вредно” очень даже. И снова акцент с интересов ребёнка смещён на себя, на собственный комфорт.
А что же делает такая средняя и при этом достаточно хорошая мама? Какой выбор делает она порой совсем интуитивно?
Она делает две самые важные вещи:
1. Достаточно хорошая мама любит своего ребенка. Всей душой любит. Как никого. Ей в радость проводить время с ребёнком, ей нравиться дарить ребенку себя, своё включенное присутствие. Она получает от общения с ребёнком истинное удовольствие. Итак, первое любовь к нему! Акцент с себя смещается на ребенка. и в центре любовь-служение).
2. Достаточно хорошая маме верит себе и верит ребенку. Если она “чувствует”, что все хорошо, то значит так и есть. Если мама “чувствует”, что что-то не так – она изменит это. Она верит себе и своей материнской интуиции. Такая мама сонастроена с ребенком, она на его стороне. А не на стороне общественных тенденций. Ей не нужно никому доказывать, что Ее ребёнок лучший. Она знает, что он лучший для неё уже сейчас, а не потом в будущем. Когда научиться читать в 3 года, писать без ошибок в 5 и бегло говорить по английски в 6.
Из этих двух пунктов мы имеем самые важные вещи: любовь и вера.
Достаточно хорошая мама знает, что она ограничена в знаниях и возможностях. Если не ограничена, то своми руками дома она сможет создать такую развивающую среду, которой позавидует любой детский центр.
Но все же чаще у мам довольно-таки много ограничений: профессия никак не связанная с психологией и педагогикой, ранние выходы на работу, домашние дела, старшие дети и пр.
Поэтому мама не всегда может полноценно заниматься дома, не отвлекаясь на посторонние лица и дела, и не не всегда знает, что по возрасту Ее малышу. Профессиональная подборка игр и упражнений – это труд. на него нужно время.
Поэтому, гораздо легче вместе с ребенком придти к хорошему педагогу по раннему возрасту и с удовольствием и совместным интересом к новому материалу провести время.
При этом:
Достаточно хорошая мама чтит правила и границы занятия, умело сочетая их с заботой о ребёнке внутри занятия.
Она его проводник в открывающийся новый Мир, в котором много волнения, даже настороженности. И именно она своей уверенностью в себе, в ребёнке и в них, как в паре заражает его любопытством и желанием узнавать.
Ребёнок же чувствует, что его опора, его тыл рядом. И только позови он будет принят, успокоен. Он знает, что о нем позаботятся бережно, с учётом его возможностей и позволят быть в группе и участвовать в происходящем исходя из его желания и интереса.
Случается, что ребёнка пугает персонаж, или, придя на первое занятие он предпочитает посидеть в сторонке и понаблюдать. Это нормальтно! Ошибкой будет затягивать ребёнка в общение с пугающими людьми, игрушками.
Тревожные мамы, стремящиеся держать лицо и соответствовать некоему эталону нормы – “Все играют, а мой боится” – например. Часто либо начинают давить, настаивать либо недождавшись “желаемого ими результата” выводят ребёнка с занятия. И то и другое ошибка!
Ребенку нужно было всего лишь осмотреться и привыкнуть. Все! А дальше с опорой на маму и с верой в себя он ещё “горы свернёт”. Но мамы часто не дают шансов ребенку быть собой, чувствовать себя, опираться на свои желания. Желания ребёнка подменяются своими, навязываются ожидания соответствия. Вот настоящая беда!
Подведу некий итог:
1.Развиваюшие занятия с хорошим педагогом приносят массу удовольствия и радости.
2. Дети включены, увлечены, им нравиться быть успешными, им нравиться знать очерёдность и последовательность мини-занятий.
3. Их самооценка повышается от ощущения собственной силы и компетентности! Это самое главное! Не количество букв, фигурок и цифр. Их знание – побочный продукт! Только побочный. На этом материале ребёнок учится быть успешным, уверенным в себе, значимым! Учиться быть в коллективе и соблюдать границы, порядки и правила.
4. В результате нарастания длительности мини-уроков повышается его усидчивость. Когда ещё чуть-чуть нужно подождать, потерпеть.
5. Тренируются и совершенствуются психические процессы: память, внимание, мышление, речь. Именно это залог его успешной адаптации к школе.
6. В творческих занятиях формируются навыки опрятности, эстетического восприятия, совершенствуется мелкая моторика и координация. Дети учатся пользоваться клеем, красками, кистями, ножницами – по возрасту.
7. Физкульт-минутки и танцы – развивают чувство ритма, координацию, телесную чувствительность и способность управлять своим телом.
Мудрого вам мамства! И пусть общественное мнение так и останется общественным)
Любите своих детей и будете любимыми!