Польза игры на духовых инструментах для развития ребенка

Польза игры на духовых инструментах для развития ребенка thumbnail

О ПОЛЬЗЕ ИГРЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Бокарёва Наталья Александровна, преподаватель класса кларнета, саксофона

Семёнова Наталья Робертовна, преподаватель класса скрипки

Детская музыкальная школа №26 им.В.М.Гизатуллиной

Вахитовского района г.Казани

Республика Татарстан

Занятия на духовых инструментах способствуют укреплению и оздоровлению дыхания. При игре создаётся сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это хорошо помогает раскрыться структурным единицам лёгких – авеолам, развивает легочную ткань, увеличивает объём лёгких и улучшает газообмен. Поэтому занятия на духовых инструментах полезны при астме, хроническом бронхите и других проблемах с дыханием. Также, отмечено, что игра на духовых инструментах избавляет от бессонницы, лечит нервные расстройства.

Исследования, проведенные сотрудниками Университета Южного Квинселда (Австралия), показали, что регулярные занятия на диджериду – музыкальном инструменте австралийских аборигенов, облегчают дыхание астматиков, уменьшают приступы удушья и в целом улучшают состояние их здоровья. 10 мальчиков, в ходе эксперимента, на протяжении шести месяцев посещали уроки. По окончании выяснилось, что их дыхательные функции значительно улучшились. По словам учёных, этому способствовало глубокое и непрерывное дыхание, необходимое для извлечения звуков.

Флейта помогает с заболеванием горла, связок и дыхательных путей, раскачивает лёгкие и диафрагму. В начале занятий на духовых инструментах может появляться лёгкое головокружение – гипервентиляция легких. Обычно это происходит из-за слишком частых и активных вдохов. С практикой это проходит. При игре как на деревянно-духовых, так и на медных инструментах происходит постоянное положительное давление в лёгкие на выходе, лучшая устойчивость к воспалениям лёгких и туберкулёзу.

Изучение возможностей различных инструментов на человеческий организм показало, что звуки флейты обладают самым расслабляющим действием, игра на кларнете вызывает изменения в кровообращении. Ж.Санд писала композитору Д.Мейерберу о том, что музыка лечит её от депрессии лучше, чем доктор. Известный учёный В.М.Бехтерев, считающий, что музыка – целитель здоровья, констатировал в значительной степени положительное её влияние на больных неврозами. Аналогичное действие музыка оказывает на душевнобольных. Во Франции разработана оригинальная система лечения бессонницы и некоторых нервных расстройств: в течение 10 минут пациент слышит звуки ксилофона и флейты, на которых исполняются популярные мелодии классической музыки.

Деревянной духовые инструменты оказывают благоприятное воздействие на конечности, нос и глаза. Чтобы улучшить эффект рекомендуется постоянное прослушивание записей духовых оркестров или соло. Стоит упомянуть о хомусотерапии, которая прежде всего воздействует на области отоларингологии – нос, горло, ухо. Подобно всем музыкальным металлическим инструментам, хомус (национальный якутский инструмент) оказывается благоприятным для множества внутренних органов. Такой же эффект создаёт музыка, исполняемая медными духовыми инструментами. Они способны лечить сердечной сосудистые, желудочной кишечные и женские болезни , в том числе почки, печени и прочее.

При игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на занятиях спортом и уроках пения. Флейту рекомендуют для детей, в частности, испытывающих проблемы с дыхательной системой. Смысл в том, что флейта требует глубокого вдоха и медленного, предельного выдоха – а это ведь самая интенсивная аэрация лёгких, которая может пойти на пользу при склонности к затяжным бронхитам и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, а также при апатии и плохом настроении.

Источник

/О детях/Школа/Другая школа

О конкурсах, дружбе и пользе для здоровья…

Детский духовой оркестр ДМШ № 10Чаще всего, решив отдать ребенка в музыкальную школу, родители представляют своё чадо за пианино или стоящим с маленькой (пока) скрипочкой в руках. Не все знают, как много существует разных замечательных инструментов – и каждый из них может помочь подружиться с миром музыки. Например, духовые инструменты – это целая «армия»! 

Без них не обойдется ни симфонический оркестр, ни народный, не говоря уж о джазовом или военном, которые частенько состоят из одних духовых. В музыкальных школах из всех духовых инструментов популярна у детей и родителей обычно лишь флейта. А ведь, скажем, в состав большого симфонического оркестра входит 4-6 видов деревянных духовых и не менее четырех медных!

Сегодня мы поговорим не просто о духовых инструментах, а о целом оркестре, который уже три года живет, развивается и работает в детской музыкальной школе №10. О буднях и победах молодого коллектива расскажет его создатель и художественный руководитель, выпускник Новосибирской консерватории Дмитрий Павлович СЛАТВИНСКИЙ.  

Такие разные духовые инструменты

– Дмитрий Павлович, в каком возрасте можно начинать учиться игре на духовых инструментах?

– Официально рекомендуемый возраст – 12 лет. Однако, конечно, оптимально начинать занятия уже лет с семи-восьми. Есть специальные маленькие, ученические инструменты, а младший школьный возраст идеально подходит для развития музыкальных способностей, обучения нотной грамоте. Да и начать выступать на сцене ребенку в этом возрасте намного легче. Но возможно приступить к обучению и позднее – в 10, 12 лет и даже позже.

Духовые инструменты в ДМШ.– На каких духовых инструментах учат играть в музыкальных школах?

– Выбор велик. Есть инструменты чисто оркестровые – например, баритон, эуфониум, специально предназначенные для духового оркестра. Если говорить о традиционных, универсальных по предназначению инструментах, то из деревянных духовых это в первую очередь флейта и кларнет. К этой же группе относится и очень популярный у подростков саксофон.

” – Медные духовые в нашей школе представлены довольно широко: есть классы валторны, трубы, тромбона, тубы, причем у каждого инструмента свои разновидности.

Медные инструменты, в отличие от исторически устоявшихся струнных и фортепиано, ещё находятся в развитии, модифицируются, появляются новые виды.

Доступно, полезно и перспективно

– Нужны ли для обучения на духовом отделении какие-то особые природные данные, кроме, разумеется, музыкального слуха?

– Никаких особенных требований, в общем-то, нет. Профессиональному духовику нужно уметь правильно дышать, но то, как развивается этот навык, будет видно лишь со временем. Не должно быть каких-то совсем серьезных проблем с зубами, прикусом. Не смогут играть на духовых и дети, у которых диагностируют повышенное внутричерепное давление, это чревато головными болями при значительных нагрузках .

Кларнет в детском духовом оркестре
– Существует мнение, что игра на духовых инструментах, напротив, помогает укрепить здоровье тем, у кого проблемы с легкими. Это так? (Как мама аллергика-астматика, вижу явное улучшение здоровья сына за годы его занятий на блокфлейте и кларнете.)

– Да, детям со склонностью к астме занятия на духовых инструментах действительно могут помочь избежать развития заболевания за счет постановки правильного дыхания, хотя, конечно, это не панацея. Людям с уже имеющимся серьезным диагнозом может быть трудно играть на этих инструментах.

” – А еще занятия на медных духовых могут помочь избавиться … от нервного тика! И уже доказано, что обучение игре на любом инструменте помогает развитию речи и математического мышления.

– Дмитрий Павлович, часто родители выбирают за ребенка обучение на фортепиано или скрипке, считая эти инструменты более перспективными: и репертуар для них богаче, и солируют они чаще. Верно ли это?

– Нет, конечно! Известные фортепианные произведения более «на слуху», чем, скажем, репертуар для тромбона. Но, во-первых, наши ученики выступают на сцене очень много, начиная с первых месяцев обучения, – это просто необходимо, чтобы увидеть проблемы каждого, а во время выступления они лучше проявляются. Во-вторых, если говорить о профессиональной карьере, музыканты-духовики востребованы ничуть не меньше, чем пианисты – им будут рады в любом оркестре.

” – Кстати, родителям мальчиков на заметку: выпускнику ДМШ по классу духовых инструментов часто весьма рады в военных оркестрах, когда приходит повестка в армию… Есть оркестр при НГТУ и некоторых других вузах.

 
– Если ребенок пошел учиться, скажем, играть на трубе, какие еще предметы его ожидают в ДМШ?

 – Обычный набор предметов, обязательный для любой специальности. Это сольфеджио, слушание музыки (затем оно сменяется музыкальной литературой), ансамбль, со второго класса – общее фортепиано. Ещё для большинства учеников ДМШ  обязателен хор. Но большинство моих учеников вместо хора участвуют в школьном духовом оркестре.

Вместе веселее!

– Расскажите, пожалуйста, в чем особенности ученического, детского оркестра? Как он создавался, каков его состав?

– Наш духовой оркестр был организован три года назад, тогда в нем было всего десять человек. Сейчас нас около тридцати. За это короткое время мы завоевали награды районного, городского, областного, всероссийского и даже международного конкурсов! Ученикам ДМШ №10 помогают, особенно во время важных выступлений, несколько педагогов музыкальной школы и студентов консерватории.

Основу, конечно, составляют медные духовые, им помогают ударные инструменты – в оркестре четыре музыканта-ударника, тоже ученики ДМШ. Есть большой барабан, ударная установка, перкуссионные инструменты (тарелки, колокольчик, треугольник…). Помогают украсить звучание и деревянные духовые.

Детский духовой оркестр ДМШ №10
– Юные музыканты оркестра довольно много работают, несколько раз в неделю собираются на репетиции. Чем же интересны детям именно такие занятия, ведь, помимо этого, у всех есть индивидуальные  уроки на инструменте? 

– Детям в оркестре интересно! Это и общение, и чувство единой команды. У них свои, иногда довольно сложные, взаимоотношения, многие стали настоящими друзьями. После занятий – то в футбол играют во дворе школы, то просто провожают друг друга, иногда очень долго, в общем, расставаться не торопятся. Мы вместе отмечаем праздники, у нас регулярно бывают чаепития.

” – Но основано наше единство все-таки на том, что мы вместе создаем музыку! И это ничуть не менее интересно, чем играть одному, пусть даже более сложную партию, хотя среди музыкантов оркестра уже немало лауреатов и дипломантов разных конкурсов.

Кстати, в оркестре играет несколько братьев и сестер, есть даже четверо музыкантов из одной семьи – значит, увлечение старших оказалось заразительным.

Трубач выдувает медь

– Сплоченности вашего коллектива помогают совместные поездки?

– Безусловно. В прошлом году нам удалось съездить на конкурс в Иркутск. А в начале этого учебного года мы были в Кемерово, на фестивале «Серебряные звуки», и стали лауреатами II степени! А заодно – познакомились с городом и даже спустились в настоящую шахту.

духовой оркестр ДМШ № 10, поездка в Кемерово

” – Интересно, что на заключительном гала-концерте этого фестиваля в парке Кемерово одновременно звучало около 600 духовых инструментов!

– Где проходят ваши выступления? Духовой оркестр ассоциируется у многих с парками, площадями, по крайней мере, с огромными залами. Вы часто выступаете на открытом воздухе?

– Нет, наши инструменты предназначены для игры в помещениях. Правда, летом мы несколько раз выступали перед ДК «Академия», но в основном концерты проходят в залах. К сожалению, вместительный зал с соответствующей акустикой – не частая удача для нас.

Мы будем рады видеть всех желающих на нашем новогоднем концерте! Он состоится в большом зале ДМШ № 10 (рядом со зданием лицея № 130, Академгородок) в субботу, 26 декабря, в 17.00. Вход свободный!

Прозвучат марши и народные песни, известные и совсем новые произведения, эстрадные пьесы и музыка из любимых кинофильмов… Приходите, мы будем рады!  

22.12.15
Беседовала Юлия Воронцова

  

Лёля
(28/12/2015)

Ааа, моя любимая школа! Дмитрий Павлович, какой вы молодец!!! В свое время работая в 130й школе сотрудничала с Левиным Эдуардом Михайловичем, прекрасный человек, ни разу не отказал и приводил своих учеников к нам в школу, чтобы показать моим ученикам инструменты, послушать звучание каждого из них, как в отдельности, так и в оркестре.

В 2013 у него был юбилей, 80 лет, дай бог ему здоровья!!! А то, что приходят молодые педагоги и продолжают творить такие музыкальные коллективы, это просто большая удача для школы! Так держать!!! Сын подрастет и его ждет что-то из медно-духовых это точно )))

Сама в свое студенческое время играла в оркестре (домра-бас была 2м доп. инструментом), ощущения совершенно иные, чем когда играешь сольно, они гораздо сильнее

Добавлено спустя 5 минут 29 секунд:

Касик

Вам сюда

Касик, в каждом районе своя

ТЕАМА

Спасибо, а ДМШ где у нас находится?

Касик, рановато, но спросите в ДМШ, на блокфлейту иногда берут.

burya

Скажите, а пятилетнему ребенку можно где нибудь позаниматься с духовыми инструментами или рано? Мы хотели в принципе не музыкантами быть а для профилактики болезни бронхов походить на занятия. Практикуется такое где нибудь?

Источник

ПОДОБРАТЬ КУРС

Духовые инструменты – универсальны. Их используют не только для исполнения классической музыки, но и во всех современных стилях. Ярким примером тому служит саксофон, партиями которого в роке иногда заменяют даже гитарное соло.

Как выбрать курс

Правильно выбранные курсы – основа успешного освоения музыкального инструмента, поэтому к поиску студии нужно подойти ответственно.

Критерии, которые помогут определиться:

  1. Расположение студии. Стоит учесть, что любой духовой инструмент – предмет индивидуальный, на каждое занятие нужно будет приносить его с собой. И если в случае с флейтой это не критично, то при выборе саксофона или трубы расположение школы становится одним из определяющих факторов.
  2. Возможность индивидуальных и групповых занятий. Если вы настроены получать от уроков максимум пользы, то стоит выбрать индивидуальную форму их проведения. Когда скорость освоения игры не важна, лучше записаться в группу.
  3. Занятия на дому. Некоторые школы предлагают возможность проводить занятия на дому у ученика. Тогда вы не тратите время на дорогу. Обучение проходит индивидуально, в привычной обстановке. Это важно для детей, которые в музыкальной школе чувствуют себя некомфортно, зажато.
  4. Квалификация и опыт преподавателя. Опытный педагог познакомит с инструментом и поможет подобрать тот, на котором удобнее всего будет заниматься. Для духовых это очень важно.

Популярные курсы Bubolab

Написание электронной музыки

17 005 руб.

На страницу курса

Курс «Диджеинга для детей»

23 750 руб.

На страницу курса

10 450 руб.

На страницу курса

Ищете курсы? Хотите получить новый навык?

Мы собрали лучшие курсы с сертификатами для начинающих и продолжающих

подобрать курс

Чтобы не ошибиться в выборе курсов и быть уверенным, что с педагогом удастся найти контакт, стоит узнать о возможности пробных занятий. Такая форма позволит оценить методику обучения игре на духовых инструментах и принять решение.

Кому пригодятся курсы

Для записи на курсы нет ограничений по уровню владения инструментом. Педагоги разрабатывают индивидуальную программу, поэтому и новичок, и продолжающий музыкант найдут занятия полезными. Если основы игры вам уже знакомы, то преподаватель предложит перейти к изучению несложных пьес.

Существуют ограничения по возрасту. Начинать занятия рекомендуют с 10-12 лет, так как в этот период дети достигают необходимого физического развития.

Если вы давно мечтали научиться нотной грамоте, то курсы в этом помогут. Параллельно с занятиями по специальности изучают основы сольфеджио.

Что изучают на курсах

Для начала предлагают знакомство с инструментом, строением, историей. Затем идет постановка правильного дыхания. Педагог объясняет, какие органы задействованы в процессе, знание этого помогает в дальнейшем при игре на духовых.

На курсах изучают чтение нот, основы сольфеджио. Разбирают произведения, подробно рассматривая сложные для исполнения части. Это позволяет проработать и исправить даже маленькие ошибки.

Проводят теоретические и практические занятия. Изучают технические приемы, подбирают репертуар для исполнения. Для уроков преподаватели используют «Методику обучения игре на духовых инструментах» Дикова Б. А. В пособии описано, как на исполнение влияет правильная техника и психофизиологические факторы. Так, задействованные при игре зрение, слух, память, двигательное чувство влияют на сложность исполнения. Поэтому преподаватели на курсах уделяют внимание этим компонентам.

Как и где можно применить полученные знания

Ученики музыкальных школ и курсов выступают на отчетных концертах, фестивалях и конкурсах. Это возможность проявить себя, познакомиться с новыми людьми и даже заручиться поддержкой для дальнейшего роста в музыкальной среде.

Для поступления в профессиональные заведения необходимо иметь высокий уровень владения инструментом. Если вы планируете продолжить музыкальное образование, то обучение на курсах станет хорошим стартом.

Отзывы тех, кто прошел курсы

Мария:

Долго думали над тем, куда отдать ребенка. Остановили выбор на духовых инструментах – это полезно для здоровья. Школу игры на гобое нашли не сразу: то расположение не нравилось, то стоимость курсов. Наконец-то определились, ребенок доволен! На занятия ходит с удовольствием и уже радует нас своей игрой дома .

Степан:

У музыки ограничений в возрасте нет! Жаль, понял я это не сразу. Но раздумья помогли мне осознанно подойти к выбору. Хорошо, что у нас существуют учебные заведения, помогающие развиваться всем желающим. А все — благодаря профессиональным преподавателям, методики которых не уступают зарубежным школам!

Константин:

Школы игры на тромбоне не распространены. Гораздо проще найти курсы по флейте или саксофону, но я настроился воплотить мечту детства. Поиски были успешными: записался на занятия в частную школу. Обговорили с преподавателем удобный график.

Сначала беспокоило то, что меня, взрослого мужчину, будет сложно научить играть. Но опасения не оправдались. Требовательный преподаватель помогал учить ноты, исправлять ошибки при игре. Сейчас я с легкостью исполняю больше 20 произведений. Поэтому, если вы боитесь, что возраст может стать препятствием, выбрасывайте эти страхи из головы! Записывайтесь на курсы и воплощайте детские мечты в реальность!

Польза от игры на духовых инструментах

Умение играть на музыкальных инструментах – большой плюс. Занятия подразумевают работу над профессиональным исполнительским дыханием. Поэтому они рекомендованы для людей, страдающих астмой. Перед началом занятий лучше проконсультироваться с врачом: не при всех заболеваниях дыхательных путей духовые инструменты пойдут на пользу.

Ежедневные занятия стимулируют работу головного мозга и благотворно влияют на нервную систему.

Акустические основы звукообразования на духовых инструментах

Образование звука зависит от колебания воздуха внутри духового инструмента в результате действия различных возбудителей. Таковыми выступают: отверстия в корпусе, пластины, губы исполнителя.

В зависимости от этого, различают инструменты:

  • свистящие;
  • язычковые;
  • медные.

Воздушная струя под воздействием возбудителей меняет свою скорость, направление. В совокупности с дыханием, движениями пальцев и языка музыкант извлекает тот чарующий благородный звук, которым славятся духовые инструменты.

«Музыканты не выходят на пенсию. Они заканчиваются, когда в них исчезает музыка». (Шарон Безали)

Источник