Польза игры на скрипке для ребенка
Не злитесь на своих родителей, которые силком заставляют ходить в музыкальную школу пиликать на надоевшей скрипке. В результате пятилетнего исследования учёные выяснили, что существуют существенные различия в развитии мозга у детей, которые ходили в музыкальную школу и тех, которые предпочитали в это время смотреть мультики или играть в футбол. Это исследование вышло раньше другого, о котором мы уже писали — о том, как меняет мозг обучение игре на виолончели.
Считается, что музыка ускоряет развитие мозга у детей раннего возраста, особенно в тех областях, которые ответственны за обработку звука, развития языка, восприятия речи и навыков чтения. Институт мозга и творчества (Brain and Creativity Institute, BCI) в Университете Южной Калифорнии с 2012 года в сотрудничестве с Филармонической Ассоциацией Лос-Анджелеса изучал, как влияет обучение музыке на детском социальном, эмоциональном и когнитивном развитии.
Первоначальные результаты исследования, опубликованные в журнале Developmental Cognitive Neuroscience, свидетельствуют о преимуществах музыкального образования — в то время, как во всех школах США либо уменьшено количество дисциплин по искусству, либо их нет вовсе. Исследование показывает, что музыка ускоряет созревание слухового пути в головном мозге и повышает его эффективность.
«Мы в целом заинтересованы в воздействии музыкального обучения на познавательные, социально-эмоциональные и общие в целом развития мозга. Наши результаты говорят о том, что дети с музыкальной подготовкой более точны в обработке звука», — говорит Ассал Хабиби (Assal Habibi), ведущий автор исследования и старший научный сотрудник BCI.
Для этого исследования неврологи мониторили развитие мозга и их поведение в группе из 37 детей неблагополучных районов Лос-Анджелеса. Тринадцать детей из этого списка в возрасте 6-7 лет начали получать музыкальное образование по программе Молодежного оркестра Лос-Анджелеса.
Игра на скрипке
Музыкальное образование эти дети получали, осваивая скрипку, практикуясь с инструментом до 7 часов в неделю.
Для сравнения исследователи наблюдале две другие группы детей: первая состояла из 11 ребят, которые занимались футбольной программой, а вторая — из 13, которые вообще не участвовали в каких-либо конкретных программах.
Неврологи использовали несколько инструментов для мониторинга изменений в их мозге: МРТ для мониторинга изменений через сканирование мозга, ЭЭГ для отслеживания электрической активности в головном мозге, поведенческое тестирование и другие методы.
По истечении двух лет неврологи обнаружили, что слуховые системы детей в музыкальной программе «созревают» быстрее, чем у других детей, а это говорит о том, у них ускорится развитие языка и чтения, а также другие способности, «завязанные» на слуховом восприятии информации.
Повышенная зрелость отражает увеличение нейропластичности — физиологического изменения в головном мозге в ответ на окружающую среду. В данном случае: воздействие музыки и обучение музыкальной грамоте.
«Слуховая система стимулируется музыкой. Эта система также занимается общей обработкой звука, что имеет основополагающее значение для развития языка, навыков чтения и успешной коммуникации с другими людьми», — говорит Хабиби.
Система «ухо – мозг»
Отслеживать развитие мозга ребёнка можно, изучая изменения в их ЭЭГ, особенно так называемые «аудиально вызванные потенциалы». В данном исследовании учёные сосредоточились на потенциалах P1. Они отслеживали амплитуду — количество возбуждённых нейронов и задержку — скорость передачи сигнала. Оба эти показателя свидетельствуют о зрелости аудиальных путей головного мозга. Снижение показателя P1 свидетельствуют о развитии мозга и большей эффективности обработки звуковых сигналов.
По истечении двух лет детей тестировали на музыкальные способности (им проигрывали в случайном порядке 24 пары мелодий в исполнении фортепиано и скрипки и просили указать, какие различались в какой-либо ноте), параллельно замеряя потенциал P1.
Вариант задания
Как и следовало ожидать, дети, учившиеся музыке, гораздо лучше «работали» с мелодиями и показатели потенциала P1 были ниже, чем у детей из двух других контрольных групп, хотя все три группы смогли определить различие в мелодиях.
Увы, в работе не было показано, действительно ли дети, учившиеся музыке, потом лучше учатся в школе или хотя бы изучают языки. Впрочем, достоверно зафиксированное более быстрое развитие аудиальных корковых потенциалов — тоже неплохо.
Текст: Neuronovosti.Ru
Neural Correlates of Accelerated Auditory Processing in Children Engaged in Music Training by Assal Habibi, B. Rael Cahn, Antonio Damasio, and Hanna Damasio in Developmental Cognitive Neuroscience. Published online April 16 201
Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте, Яндекс-Дзен, Одноклассниках и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.
Говорят, что скрипка лучше других инструментов развивает слух. Но некоторые считают, что скрипка развивает сколиоз, ведь инструмент нужно придерживать подбородком, а значит, шея долгое время находится в напряженном и не совсем привычном положении. Кроме того, зажимать струны детскими пухлыми пальчиками довольно непросто, а иногда и болезненно.
Отказывать от идеи научиться игре на скрипке не стоит. Вдруг скрипка – это идеальный инструмент для вашего ребенка? Зачем же упускать шанс развить музыкальный талант отпрыска? Конечно же, первое время вам придется потерпеть неумелые пассажи и неприятные «мяукающие» звуки, но совсем скоро вы будете гордиться своим маленьким музыкантом.
Саксофон
Саксофон – один из самых романтичных инструментов, ведь его тембр считают наиболее проникновенным и идеально подходящим аккомпанементом для любовных свиданий. Считается, что саксофон – это инструмент для мальчиков, но это не совсем верно, ведь чтобы овладеть техникой игры, нужно иметь приличные легкие и хороший слух, а вовсе не сильные мышцы и крепкие кулаки. Самый распространенный вариант саксофона – альт. Обычно именно на нем обучают детей, а после окончания музыкальной школы и поступления в вуз или для участия в джазовом ансамбле выбирают другой тембр – баритон, сопрано или тенор – деление идентичное человеческому голосу по высоте.
Есть мнение, что игра на духовых инструментах помогает ребенку справиться с такими недугами как астма или тонзиллит на ранней стадии развития. К тому же, при игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на йоге и на уроках пения. Единственное, что нужно учесть – начинать учиться игре на саксофоне лучше в возрасте 10 – 12 лет, когда организм сформирован, а легкие окрепли.
Флейта
Если же ваша душа, а главное, интерес вашего ребенка больше лежит к легкому «порхающему» звучанию, попробуйте флейту. Самый сложный момент – приловчиться и извлечь из инструмента первый звук, ну а дальше все пойдет как по маслу. Если будущему флейтисту еще не исполнилось 10 лет, стоит приобрести специальный J-образный мундштук для инструмента, поскольку из-за прямого мундштука у ребенка могут начаться проблемы с плечами и спиной. Когда же малыш освоит азы звукоизвлечения, ему не составит труда перейти на флейту с прямым мундштуком без всякого ущерба для здоровья.
Флейту рекомендуют детей, в частности, испытывающих проблемы с дыхательной системой. Смысл в том, что флейта требует глубокого вдоха и медленного, предельного выдоха – а это ведь самая интенсивная аэрация легких, которая может пойти на пользу при склонности к затяжным бронхитам и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, а также при апатии и плохом настроении.
Гитара
Большое количество мальчиков, да и девочек, мечтают стать рок-звездами и поразить публику невероятным соло на гитаре! Пожалуй, гитара частенько занимает лидерскую позицию при выборе инструмента для обучения музыке. И это неспроста, ведь гитара – это огромный простор для творчества. Ваш ребенок сможет играть классические произведения и любимые песни, а после освоения акустики вполне – попробовать себя в качестве рок-гитариста (хотя для этого придется приобрести электрогитару и пару-тройку базовых «примочек» для нее).
Еще один плюс гитары в том, что обучаться играть на ней легко как детям, так и взрослым, причем как в музыкальной школе, так и по интернету (хотя онлайн-вариант, конечно же, стоит оставить для детей от 12 лет, но в экстренных случаях, когда малыш не может посетить педагога, эта возможность вполне подойдет).
Начать уроки игры на гитаре можно, уже с 5 лет, ведь занятия развивают мелкую моторику.
А вообще, какой бы инструмент вы ни выбрали, главное, чтобы ваш малыш был счастлив и с каждым днем раскрывал свой талант!
Исследовательская работа
«Влияние игры на скрипке на общее развитие школьника»
Выполнила:
ученица 2 «В» класса
Оганян Ануш
Руководитель:
учитель нач. классов
Руденко В.М.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………………………………1 стр.
История возникновения скрипки………………………………………………………………………………3 стр.
Преображение скрипки………………………………………………………………………………………………3 стр.
Устройство скрипки…………………………………………………………………………………………………….4 стр.
Влияние занятий скрипкой на школьника………………………………………………………………5 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..8 стр.
Список используемой литературы……………………………………………………………………………..10 стр.
Приложение …………………………………………………………………….………………………………………….11 стр.
Введение
Музыка окружает человека с древних времен. Она стала неотъемлемой частью жизни человека. Многие мои сверстники посещают музыкальную школу по классу фортепиано, берут уроки по флейте и играют на саксофоне. Но я хочу рассказать о скрипке, о ее влиянии на развитие способностей школьника, так как я обучаюсь игре на этом инструменте.
Цель исследования: изучения влияния занятий скрипкой на школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения скрипки, ее устройство.
2. Узнать какое влияние оказывает на школьника занятия скрипкой.
3. Провести социальный опрос по теме исследования.
4. Отрепетировать музыкальное произведение для исполнения.
Объект исследования: музыкальный инструмент – скрипка.
Предмет исследования: влияние скрипки на развитие школьника.
Гипотеза исследования: я предположила, что занятия на скрипке оказывают положительное влияние на развитие школьника, его успеваемости.
Актуальность выбранной темы: убедить сверстников, что скрипка была и остается популярным музыкальным инструментом.
Методы исследования:
- Изучения литературы по данному вопросу.
- Анализ полученных данных.
Социальный опрос одноклассников
Цель анкетирования заключалось в том, чтобы проанализировать нравится ли одноклассникам классическая музыка, интересен ли им музыкальный инструмент скрипка, воспринимают ли сверстники тот факт, что этот инструмент помогает развивать воображение, гибкость ума, интуицию, а также то, что игра на скрипке тесно связано с изучением математики?
Анкета (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Считаете ли вы, что занятие на скрипке помогают развивать воображение?
- Считаете ли вы, что уроки на скрипке помогают активизировать работу мозга?
- Считаете ли вы, что музыка и математика тесно связаны друг с другом?
- Считаете ли вы, что занятия скрипкой влияют на физические возможности ребенка?
История возникновения скрипки
Скрипка – наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента в составе оркестра. (Приложение 2)
Скрипку также называют «королевой оркестра». Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу, в ходе повлиявших на современный вид скрипки. Среди них можно выделить арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, появление на свет которых произошло в XIII-XV веках. ( Приложение 3)
Именно эти инструменты стали прародителями двух главных смычковых – виолы и скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней сидя, держа на коленях, а позже – на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.
Преображение скрипки
В XVI веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера, занимавшиеся производством виол и лютней. Они облекли инструмент в идеальную форму и наполнили лучшими материалами. Первым мастером, изготовившим первую современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти. (Приложение 4)
Основной вклад в преобразование и изготовление итальянских скрипок все же осуществило семейство Амати. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания – более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно – скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния. (Приложение 5)
Устройство скрипки
Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы). ( Приложение 6)
Диапазон скрипки от g (соль малой октавы) до a (ля четвёртой октавы) и выше.
Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.
Верхняя и нижняя деки корпуса соединены друг с другом обечайками. Нижнюю деку делают из клена, а верхнюю из Тирольской ели. Они обе имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а так же их толщина в той или иной степени определяют силу и тембр звука.
Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки — высота обечаек.
В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).
В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок).
Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой жильной струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке.
Подставка тоже влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге вниз — звук глуше, вверх — более пронзителен).
Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый штифт из резонансной ели — душка (от слова «душа»). Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.
Гриф скрипки — длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке. Также, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака.
Смычок – это важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно. Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течении долгого времени, и звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. На ней можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, « на одном дыхании » .
Влияние занятий скрипкой на школьника.
Игра на скрипке (особенно виртуозная техника левой руки), раскрывает в человеке творческие способности, которые применять потом можно в любом деле. Скрипка дарит школьнику мощное воображение и гибкость ума, развивает интуицию. (Приложение 7)
Дело в том, что когда мы играем на скрипке какую – нибудь виртуозную вещь, мы делаем множество быстрых, точных движений пальцами левой руки. Если изо дня в день разрабатывать пальцы рук , развивать мелкую моторику – это напрямую будет влиять на работу мозга, ускорит протекающие в мозгу процессы. Правая рука активизирует работу левого полушария мозга (отвечающего за логические способности): ее лучше тренировать математикам и ученикам, которые планируют связать свою жизнь с точными науками. Левая рука связана с правым полушарием мозга – это образное, творческое мышление, воображение, интуиция, способность находить неожиданные гениальные решения во всех жизненных ситуациях.
Спортивные психологи знают об этой особенности человеческого организма и используют ее при подготовке олимпийских чемпионов. Например шахматисты перед ответственными матчами специально готовились – сжимали и разжимали пальцы правой руки, чтобы активизировать работу левого полушария мозга. Так что наша техника левой руки, все эти пассажи, двойные ноты и прочее, что можно найти в виртуозной скрипичной музыке – крайне полезно. Они созданы не просто для творческого удовлетворения. Они для того чтобы придать мозгу « ускорение».
Музыка и математика очень тесно переплетаются, в частности занятии на скрипке помогают школьнику лучше усваивать математику. Понимая такт, ритм и гаммы школьники учатся делить, работать с дробями, распознавать принципы и структуры.
Согласно исследованиям, школьники, которые учились играть на инструменте, которые постоянно репетируют, имеют увеличенное количество нейронных связей в мозолистом теле мозга ( нервах, соединяющих между собой полушария мозга). Это повышенное количество нейронных связей приводит к тому, что части мозга лучше соединены друг с другом и могут совершать действия по визуальной и сенсорной синхронизации гораздо лучше, чем у других. Все эти эффекты являются результатом систематических занятий, которые мы выполняем при обучении игры на этом инструменте.
Игра на скрипке задействует почти все области мозга одновременно, в особенности зрительную, слуховую и моторную зоны коры.
Так же как регулярные упражнения укрепляют тело, постоянные занятия на скрипке укрепляют мозговые функции.
Занятия на скрипке так же развивают физические способности. Игра на инструменте требует разных движений левой и правой рукой одновременно. Эти занятия помогают одинаково хорошо владеть обеими руками, а так же чувствовать себя комфортно в некомфортных положениях. Улучшая координацию и ритм, можно подготовиться и к другим увлечениям, таким как танцы и спорт.
Занятия на скрипке улучшают дисциплину и развивают
терпение школьника.
Эти уроки учат ученику постепенно достигать поставленной цели. Чтобы сыграть один звук на скрипке, нужно сначала научиться держать саму скрипку, смычок, принять правильную позу. Игра на инструменте учит упорно работать на протяжении часов, месяцев или даже лет, перед тем, как достичь определенных целей, таких как играть в группе или запомнить сольную партию. Частные уроки требуют сфокусированности во время довольно долгого промежутка времени. На групповых занятиях, также развивается терпение, так как ученики должны ждать своей очереди, чтобы сыграть или вступить в правильный момент. А слушая тихо и внимательно игру других, ученики учатся уважительно относиться друг к другу.
В целом занятия музыкой улучшают самооценку школьника. Уроки предполагают взаимодействие, где ученику придется выслушивать конструктивную критику, исправлять недочеты, а также обсуждать игру других учеников. Занятия помогают понять, что никто не идеален и все могут допустить ошибки, и что всегда есть возможность для самосовершенствования. Комфортно чувствовать себя на публике – полезный навык.
Заключение
Музыка входит в жизнь человека с самого раннего детства и не покидает ее до самых последних дней. По результатам моего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Игра на скрипке развивает творческие способности, мышление, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию.
- .Игра на скрипке способствует концентрации внимания и усидчивости.
- Скрипка была и остается популярным музыкальным инструментом.
Таким образом, я хочу научится играть на скрипке хорошо. Потому что я восхищаюсь ее тембром звучания, а также я хочу быть умной и способной. В будущем я хочу стать успешной скрипачкой. Буду стараться ровняться на великих скрипачей таких как: Виктория Муллова, Хиллари Хан, Сара Чанг. Для этого я слушаю исполнение таких мастеров как: Давид Ойстрах, Ицхак Перлман, Леноид Коган, Владимир Спиваков. Я мечтаю сыграть музыку великого маэстро Николо Паганини.
Список используемой литературы
- Стоклицкая Е. В. Борисовский – педагог.- М.: Музыка, 1984г.
- Тарасова К. Развитие музыкальных способностей школьников. «Музыкальный руководитель» № 1,2010 г.
- А. И. Леман. Книга о скрипке
- В. Мазель. Скрипач и его руки. Изд. «Композитор – Санкт-Петербург», 2008 г
- .А. Ямпольский. К вопросу о воспитании культуры скрипача.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
арабский ребаб германскую роту
испанскую фидель
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Гаспаро Бертолотти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Антонио Страдивари
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7