Польза интернета для обучения детей
Чем полезен и опасен интернет
Содержание
Сегодня трудно представить жизнь человека без интернета. Всемирная паутина полностью захватила мир, дав людям бесконечное количество возможностей. Количество юзеров сети возрастает с каждым днем, и закономерно обсуждается вопрос о безопасности: в чем польза и вред интернета и какие угрозы скрывает виртуальный мир и как их предусмотреть.
Польза интернета для человека
Интернет начал свою историю еще с 1969 года, в период разгара холодной войны с Советским Союзом, когда Агентством Перспективных Исследований Минобороны США – ARPA, решалась задача соединения расположенных далеко друг от друга компьютеров при помощи телефонных линий для обмена информацией в случае ядерного конфликта.
Первая система связала между собой 4 компьютера, находившихся в разных частях США, а уже спустя год сеть начала свое полноценное функционирование. Из года в год она совершенствовалась, становилась все шире, постепенно превращаясь из военной и полностью засекреченной в доступную для многих пользователей. Так, к 2016 году количество юзеров достигло 3 млрд человек.
Несомненно, Всемирная сеть служит безграничным полезным информационным ресурсом и может считаться одним из главных достижений человечества. Интернет позволяет людям искать и передавать информацию на высокой скорости для решения от самых обыденных до сверхзадач.
Велика польза интернета и в развитии и обучении человека: современные технологии дают возможность осваивать целые пласты информации, вплоть до получения образования или даже освоения профессии в режиме онлайн. Да и работать также можно дистанционно: как в частном порядке, оказывая, например, скайп-консультации, так и организуя работу больших проектов с участием удаленных сотрудников, найти которых также поможет интернет.
Благодаря интернету человек получил невероятные возможности коммуникации. Одним из самых могущественных его свойств стало «стирание границ» — живое общение на огромном расстоянии теперь стало привычным.
Больше интересных фактов о пользе и вреде интернет — в видео:
Вреден ли интернет
Несмотря на всю свою пользу и спектр возможностей, интернет может нанести серьезный вред здоровью и вызвать множество негативных последствий.
Влияние на психику
Веб-серфинг. Влияние Всемирной сети на человеческую психику четко прослеживается, прежде всего, в поиске информации. Технологии построены таким образом, чтобы с помощью гиперссылок задерживать пользователя интернет как можно дольше на сайтах, оттягивая их внимание на хаотичное чтение ненужных сведений, которые отвлекают от насущных задач и целей человека.
Такая потребность в получении быстрой не требующей «пережевывания» информации формирует привычку потреблять ее поверхностно, автоматически, что ведет к информационному засорению.
При этом когда поток поступления информации затихает, человек чувствует пустоту и стремится снова восполнить образовавшийся ее дефицит. Так возникает вред зависимости от интернет. Всемирная организация здравоохранения в 2017 году признала феномен интернет-зависимости психическим расстройством, вреду последствий которого подвержен каждый десятый юзер.
Интернет также может с легкостью заменить для человека реальное общение, что активно сказывается на его отношениях с реальным социумом. Существует отдельный феномен СМС-зависимости, в результате которой человек начинает бояться реального общения.
Азартные пользователи также рискуют попасть на удочку вреда игорной зависимости, которая чревата серьезными последствиями, вплоть до случаев суицида в результате проигрыша.
Возможности интернет-сервисов так широки, что затрагивают самые тонкие слабости человеческой натуры. в том числе и страсть к покупкам. Доступность совершать быстрые покупки недорогих товаров, не вставая с дивана, развивает ониоманию, или шопоголизм.
Воздействие на нервную систему
Во время активной работы в сети нервная система обрабатывает колоссальные объемы информации. На сегодняшний день один пользователь интернета ежедневно пропускает через мозг такое большое количество сведений, что это способно приносит вред информационного перегруза нервной системы, с последствиями утомляемости, бессонницы, неврозов, апатии, повышенной тревожности.
В наиболее серьезных случаях это может привести к возникновению хронических заболеваний нервной системы, поэтому, проводя время в интернете, крайне важно его структурировать и периодически давать себе перерывы на расслабляющий отдых.
Ухудшение зрения
Проводя долгое время перед экраном гаджета, человек напрягает своё зрение в несколько раз сильнее, и дело здесь не только в мелком тексте перед глазами. Человеческий глаз по своим свойствам имеет сходство с фотоаппаратом. Для того чтобы сделать чёткий кадр, состоящий из мерцающих мелких точек, ему необходимо постоянно менять фокус, что увеличивает расход главного пигмента зрения – родопсина, приводящий к близорукости и другим заболеваниям глаз.
У художников близорукость возникает крайне редко, поскольку они все время переводят взгляд с холста на отдаленные предметы, что приносит пользу профилактики нарушений зрения.
Это можно перенять и в работе с гаджетами. Самым простым упражнением будет смена фокуса зрения с ближнего на дальний объект — это станет полезной профилактикой вреда близорукости.
Людям, проводящим много времени в интернет, специалисты рекомендуют приобрести полезные «компьютерные очки», в которые встроены специальные фильтры, приближающие цветовые параметры экрана к спектральной чувствительности глаз.
Влияние на опорно-двигательный аппарат
Постоянное пребывание в интернет в статичной позе перед компьютером влечет вред для обменных процессов в организме. Межпозвоночные диски теряют естественные свойства подвижности и больше подвержены деформации, что приводит к быстрому развитию остеохондроза или межпозвоночной грыжи.
₽Создайте интернет-магазин за 1 деньИндекс самоизоляции в МосквеИнтернет магазин. Начни зарабатывать!Научим создавать сайты с нуля
Длительная работа за ПК может также привести к нарушению передачи нервного импульса от кончиков пальцев до головного мозга из-за нарушений свойства чувствительности нервных окончаний и возникновением постоянных судорог мышц кистей рук и предплечья.
Сильное перенапряжение сухожильно-связочного аппарата, мышц кистей рук и предплечья ведет к вреду развития туннельного синдрома – защемление нерва в канале запястья может потребовать даже хирургического вмешательства.
Польза и вред интернета для детей
В вопросе пользы и вреда интернета для детей ведутся активные споры, в которых сторонники современных технологий приводят аргументы о ценности интернета для полезного развития ребенка, в то время как скептики видят лишь вред воздействия соблазнов сети.
К полезным свойствам интернета для младшего поколения относят:
- Неисчерпаемый ресурс полезной и познавательной информации и развитие навыков правильно в ней ориентироваться. Благодаря интернету можно развивать любознательность ребенка и обучить его алгоритмам поиска;
- Интернет может стать полезным «тренажером» памяти и внимания, логического мышления ребенка;
- Развивающие игры в интернет при правильном «дозировании» и подборе имеют свойства оказывать большую пользу в расширении эрудиции и кругозора, изучении иностранных языков — поскольку интернет содержит много полезных материалов по всем необходимым предметам познания – на любой возраст.
Важно при этом помнить о случаях, когда интернет может стать вредным для здоровья ребенка:
Долгое нахождение перед экраном компьютера снижает необходимую для развития физическую активность, формирует неправильные свойства осанки, ухудшение зрения. Чтобы избежать таких последствий, родителям стоит серьезно отнестись к вопросу организации места за компьютером. Необходимо отрегулировать высоту стула, которая позволит держать ступни на полу, а колени — согнутыми под прямым углом. Руки, согнутые в локтях, при этом также должны лечь на стол под прямым углом.
Для профилактики глазных заболеваний и ухудшения зрения, во время работы за компьютером ребенку нужно делать регулярные перерывы, а также периодически выполнять зарядку для глаз.
Влияние на психику. В ответственности взрослого — отслеживать, что просматривает маленький ребенок в сети интернет: это предупредит риски столкновения с вредной для психического развития информацией, например, насильственного характера, к которой он в силу своего возраста окажется не готов.
Влияние на социализацию. Свойства длительного пребывания в игровой реальности интернет могут сказаться вредом замены реального общения, необходимого ему для социального развития. Поэтому так важно контролировать частоту и время пользования электронными устройствами: с 3 до 5 лет это должны быть короткие промежутки, несколько минут в день, а к 7 годам время можно увеличить до получаса.
Польза и вред интернета для школьников
Мнения о пользе и вреде интернета для школьников сильно расходятся как у родителей, так и у педагогов.
Несмотря на все разногласия, нельзя отрицать то, что интернет является отличным помощником в учебных делах. С его помощью ребенок легко может найти необходимую ему информацию, детальнее разобрать непонятную тему или же отыскать ключи к решению тех или иных задач.
Обучающие ресурсы интернета будут полезными в развитии внимания, памяти, воображения, а также ассоциативного, логического мышления ребенка, помогут значительно упростить процесс обучения.
В связи с увеличением времени пользования интернет за экраном компьютера важно поддерживать условия профилактики нарушений нагрузки на позвоночник и зрение. Время нужно контролировать в пределах полутора — двух часов, с проведением регулярных перерывов.
Долгое пребывание перед экраном может также вызвать нарушение эндокринной системы, повышение артериального давления, головную и височную боль, усталость, а также боли в мышцах и суставах тела.
Чем опасен интернет для подростков
- Сайты, связанные с тематикой секса и эротики. На просторах интернета насчитывается несчетное количество сайтов и ресурсов, пропагандирующих нездоровые сексуальные отношения. Это может нанести огромный вред как психике подростка, так и его нормальному сексуальному развитию;
- Сайты, распространяющие информацию насильственного характера, пропаганду наркотических средств и другого подобного контента могут негативно отразиться на формировании ценностной ориентации: в этом случае важна живая связь с родителем, который обладает в глазах подростка авторитетом;
- Онлайн-игры, могут сформировать зависимость, опасными сигналами которой являются: длительное времяпровождение ребенка в интернете (более 5 часов в день), подавленное состояние, агрессивное поведения, нежелание выходить из виртуальной реальности в реальный мир;
- Азартные игры. Вред может таиться в потребности подростка быть независимым от родителей: неправильно сформированная, она может подтолкнуть к затягивающему влиянию онлайн-игр на деньги ;
- Социальные сети и сайты знакомств в интернет, полезные для формирования идентичности, могут также подтолкнуть к социальной изоляции. Вместе с тем это может яро свидетельствовать о том, что в реальной жизни у ребенка могут быть серьезные проблемы в плане общение со своими сверстниками.
Важно! Технологии социального манипулирования могут также быть опасны именно в подростковый период, когда дети подвержены рискам объединения в сообщества, в том числе эксплуатирующие деструктивные настроения (нонконформизма, суицида и другие). В связи с этим родителям важно находиться в контакте с ребенком, чтобы иметь возможность донести информацию о сути подобных объединений в интернете и как избежать рисков их влияния.
Советы родителям: как обезопасить ребенка в интернете
Если ребенок еще довольно мал, проще всего контролировать его «виртуальные прогулки» в интернете с помощью специальных средств родительского контроля. Это могут быть как специальные приложения, так и встроенные в браузеры и плагины. С их помощью можно заблокировать доступ к нежелательным сайтам в интернете, опасным видео и фото, а также получать электронные уведомления о посещении ребенком тех или иных сайтов.
Современные телефоны и планшеты также оснащены встроенными приложениями родительского контроля, которые можно легко найти в настройках. Более того – многие производители оснащают свои продукты специальными «таблетками», которые направлены на защиту детей от вредной информации в интернете.
Как провести время в интернете с пользой
Существует огромное количество вариантов того, как сделать свое времяпровождение в интернете как можно более продуктивным и полезным. Главное – найти свой оптимальный под цели и интересы ресурс.
Одним из наиболее приятных вариантов провождения времени в интернете является общение: с помощью полезных инструментов социальной коммуникации — блогов, чатов, других социальных сервисов — восполняется дефицит коммуникации
Исследования показывают, что тенденция замены реальных отношений онлайн-общением, характерная для 90-х годов ХХ века сменилась на тренд укрепления реальных отношений с помощью интернет.
Интернет также помогает найти свою целевую аудиторию из единомышленников, как среду для возможности самовыражения человека.
Существует множество полезных ресурсов в сети интернет для самообучения. Находясь дома, перед экраном компьютера, человек может легко повысить уровень своей эрудиции, узнать много новой информации, выучить иностранный язык и многое другое.
Наиболее продуктивным и полезным вариантом времяпрепровождения в сети может стать работа. Возможность удаленной работы с помощью интернета охватывает все больше сфер: можно работать на компанию или стать фрилансером с возможностью самостоятельно организовывать свое время, без географической привязки к месту работы либо открыть свой бизнес в интернет. Возможности сети действительно для этого уникальны.
Заключение
Существует много мнений на тему, в чем заключаются польза и вред интернета. Взвешивая все плюсы и минусы, каждый находит свой вариант использования этой технологией. Однако бесспорно только одно – уникальность интернета, который открывает для человека практически неограниченные возможности. Не потеряться в них поможет умение выбирать лишь самые нужные и полезные для себя ресурсы.
Источник
В данный момент Интернет является частью жизни
преподавателя, так как становится привычным и
подходящим средством для приобретения нового
материала.
“Информация – научная категория, отображающая
форму материи и средства ее познания”.[1]
По способу восприятия информацию делят на виды:
визуальная, аудиальная, вкусовая, обонятельная и
тактильная. Из этого следует вывод, что основную
информацию человек получает через слух, вкус,
осязание, обоняние.
Научные исследования подтверждают, что более 90%
всей информации мы получаем на зрение и слух. [1]
Так как учебный материал, полученный из
интернета, мы видим и слышим, то он является
наиболее усвояемым для человека.
Педагоги часто используют на своих уроках
материал, который нашли в информационной сети,
так как безграничные возможности интернета
облегчают поиск учебного материала для
подготовки к урокам.
Учителя предпочитают находить учебный
материал в Интернете в электронном виде, так как
он позволяет:
- самостоятельно повышать свои знания;
- повышать свои знания через дистанционное
обучение; - находить учебный материал в сети Интернет для
подготовки и проведения уроков; - получать документы с сервера министерства
образования; - получать сообщение о новейших педагогических
материалах; - получать информацию о последних педагогических
находках, отправлять свои методические
разработки; - получать программное обеспечение;
- публиковать собственные статьи, планы,
конспекты уроков; - переписываться с преподавателями других
регионов; - выбирать и заказывать методическую литературу
через интернет -магазины.
Использование учителем в своей деятельности
интернет – уроков позволяет
- обучать детей и работать как в классе, так и вне
классного помещения индивидуально и в группах,
парами. Грамотная работа детей, под руководством
преподавателя, помогает сплотить детский
коллектив, возрастает информационная
грамотность школьников. - Рассмотрим возможности интернет ресурсов для
создания современного урока: - через интернет учитель может пополнять свою
методическую копилку, так как много лет он
использовал свои традиционные планы; - изучать опыт других учителей и использовать их
рекомендации и разработки на своих уроках; - печатать на интернет сайтах свои личные
поурочные планы, статьи, инновационные идеи ;
Всё это позволяет учителю качественно улучшить
профессиональную деятельность:
Рис.1. Совершенствование
деятельности педагога
Для этого необходимо:
- чётко определить объем работы учащихся;
- использовать учителем на уроках свои
традиционные наработки и новые
интернет-материалы; - пользоваться в своей работе печатными
материалами и поисковыми инструментами online ; - посещать уроки своих коллег, и, если это
необходимо, применить их опыт в своей работе.
Школьники могут собирать материал не только в
классе, но и в библиотеке. Обмениваться
полученными знаниями с другими ребятами,
анализировать полученный материал и издавать
свои работы в Интернете. Систематическое
взаимодействие ребят с учителем обеспечит
успешность этого вида деятельности.
Поисковая система предлагает учащимся большой
выбор мультимедиа-информации разного профиля.
Ребята могут узнать последние новости, получить
доступ к различным справочникам,
энциклопедической и учебной информации.
Потенциал Интернета очень большой, он позволяет
находить решение всевозможных заданий, как в
школе, так и дома.
Путь к информационному багажу, находится в
библиотеках, фонотеках, фильмотеках, лежит через
поисковые сервера. Работать с поисковыми
серверами данного типа удобно, когда хорошо
представляешь себе, что именно необходимо найти.
[2]
В сети Интернет имеется огромное количество
самого разнообразного мультимедиа материала.
Учащимся сложно ориентироваться в существующем
объеме информации, поэтому им на помощь приходят
поисковые серверы, которые имеют много ссылок на
разнообразные темы и совершают поиск
необходимого материала по запросу
пользователей.
Немаловажным аспектом при пользовании
интернетом, в целях безопасности, видится
создание фильтров, оберегающих от бесполезной и
некомпетентной информации в Сети. Дирекция
учебного заведения, школьные библиотекари,
учителя, должны определить какие сайты
необходимо заблокировать или закрыть. Данный вид
деятельности позволит значительно сэкономить
личное время учащихся, для поиска той или иной
информации и обеспечит безопасность школьников.
Применение учителем на своих уроках интернет –
технологий неизбежно выведут
общеобразовательный урок за рамки, как урока, так
и самого предмета.
Школы, подключаясь к интернету, удовлетворяют
свои потребности в поиске, сборе и обработке
материала, что в свою очередь, расширяет
возможности осуществления образовательных
целей и задач согласно требованиям ФГОС. Задачей
современной школы является успешное развитие
личности ученика, изменение и улучшение его
личных данных, что является важным условием для
развития и формирования школьника, так как он
становится полноправным пользователем мирового
информационного пространства. Частое
использование школами интернет-технологий,
телекоммуникационных средств в учебно –
образовательном процессе показывает нам, как мы
внедряем и как мы работаем с использованием
инновационных средств, с помощью которых
совершаются видоизменения многообразного плана:
изменяют цели и задачи урока, учебный план, формы
и методы обучения учеников. [3]
Стоит задуматься над тем, какие инновации можно
освоить в школе, с помощью интернета? Все знают,
что основой учебного процесса является урок,
поэтому, необходимо выделить некоторые моменты,
которые позволяют правильно реализовывать цели,
задачи урока.
Так, например, на уроках технологии в младших
классах учитель учит учащихся правильно
работать с электронной почтой, использовать в
своей деятельности поисковики, и быстро находить
нужный материал, подобрать материал для
докладов, рефератов, презентаций.
Преподаватель разрабатывает план своего урока
и проводит его так, чтобы он был необычным, более
интересным. Для этого он демонстрирует наглядный
материал из интернета (картинки, таблицы,
фотографии…), показывает мультимедийный
материал. Часто использует на уроках
видео-лекции.
Преподаватели предлагают детям участвовать в
различных конкурсах, проектах.
В настоящее время школы переходят на новейшую
ступень применения интернет-технологий, внося в
учебные планы элементы альтернативного обучения
для решения некоторых учебных задач.
Это позволяет не только учителям, но и ученикам
реализовывать личные учебные цели, устремленные
на повышения собственного кругозора, развитие
знаний, помогает правильно формировать личность.
Школьники могут проходить обучение на разных
сайтах в удобное время. Главную роль берут на
себя родители ученика, которые помогают ему и
направляют ребёнка.
С помощью новых информационных технологий
возможно получить определенные знания дома, так
как делается вероятным приобрести информацию,
которую можно разыскать в мировых библиотеках,
что способствует расширению кругозора и
повышения уже имеющийся квалификации. У ребят
появляется реальная возможность для общения с
детьми со всего мира. Они могут получить любую
консультацию у других учителей и даже у учёных
разных стран мира.
Интернет-знания дети могут получать в
компьютеризированных классах самостоятельно.
Применение Интернет-технологий в образовании
имеет большой ряд положительных возможностей,
используемые в своей деятельности “виртуальных
путешествий”…
Кроме положительных моментов применение
Интернет-ресурсов в воспитании и обучении детей
выявил проблему информационного перенасыщения
ребят, так же некоторые некомпетентные сайты
дают детям ложную информацию.
Ученик, входящий в море Интернет -информации,
должен не только брать готовый материал, но и
иметь собственное мнение по данной теме. Ребёнок
не может самостоятельно решить данную проблему.
[4]
Кроме того, отмечая позитивные стороны
внедрения Интернет- технологий в процесс
обучения детей, нельзя не отметить и то, что
ребята имея бесплатный доступ к любой информации
присваивают себе чужую работу, отказываются
элементарно думать и размышлять. Другими
словами, просто списывают, к примеру, сочинение и
утверждают, что писали его самостоятельно.
В любом случае, для решения данных вопросов им
необходима помощь учителей и родителей.
В заключение можно отметить, что без
информационных технологий невозможно
представить себе современную школу. Уроки с
использованием компьютерных технологий
становятся обычным учебным процессом для
учащихся и учителей начальной школы.
Список использованной литературы
1. Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические
олимпиады как средство раскрытия творческих
способностей школьников: анализ
экспериментальных данных. // Человек и его
изменение в телекоммуникационных системах.
2. Междисциплинарные аспекты исследований:
Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2014 г
., г. Москва / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ИСМО РАО,
2014. – С. 49-56.
3 .Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика.
Теория и технология креативного обучения. – М.:
Изд-во МГУ, 2013. 416 с.
4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика:
методология, теория, практика / А.В.Хуторской. – М.:
Изд-во УНЦ ДО, 2009. – 222 с.
Источник