Польза комнатных растений в доу
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
Организованное образовательное
мероприятие в средней группе по теме
«Польза комнатных растений».
воспитатель
Ильинова Ольга Петровна
2014г.
Цель: Прививать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними. Воспитывать положительное отношение к природе, любовь к труду, чтобы получать от труда удовольствие.
Упражнять детей говорить полными предложениями, согласовывая прилагательные с существительными.
Развивать эстетический вкус, умение получать положительные эмоции от вида и соприкосновения с комнатными растениями. Развивать умение описывать предмет, выделяя его части и характерные признаки.
Материалы:
Комнатные цветы в горшках, картинки с изображением комнатных растений, лейка, распылитель с водой, фартуки, презентация: «Комнатные растения», аудиозапись со звуками природы.
Ход занятия:
(Дети сидят на стульях).
-Ребята, хотели бы вы отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
-Прекрасно, я тоже хочу путешествовать. Сейчас у нас какое время года?(Ответы детей).
Правильно, на улице очень холодно и наверное так хочется чтобы поскорее пришла весна, появились цветочки, прилетели птички.
Сегодня, я вам предлагаю немного забыть о холодной зиме и отправиться в путешествие в “Город цветов”. Поехали?
(Дети строятся в круг).
-Теперь, ребята, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова, которые помогут нам очутиться в волшебном “Городе цветов”.
(Произношу слова, а в это время выставляю на столе горшки с комнатными растениями и картинки с изображением комнатных растений. Можно включить аудиозапись природы, пение птиц).
Слайд №1:
В нашей группе на окне,
Во зелёной стороне,
В расписных горшочках,
Подросли цветочки.
Открываем глазки и увидим сказку.
-Ребята, открывайте глаза. Посмотрите, как красиво вокруг. Скажите, какие изменения вы увидели?
(Ответы детей).
-Совершенно верно, мы ведь оказались в волшебном “Городе цветов”, поэтому у нас их так много.
Слайд №2:
Ребята, кто знает, как называются эти цветы?
(Бегония, традесканция, фиалка, герань).
-Молодцы, много названий вы знаете.
Слайд №3:
Ребята, а вы знаете, как называется это растение? Кто мне подскажет? (ответы детей).
– Правильно! Это растение называется бегония. А чем оно отличается вот от этого растения? (Показывает традесканцию).
Дети повторяют название растения и объясняют, чем оно отличается от бегонии.
Слайд №4:
Дидактическая игра « Покажи и назови части растения».
Воспитатель показывает части растения: корень, стебель, листья, цветок. Затем каждый ребенок самостоятельно показывает части растения.
Вы наверное устали? Давайте отдохнём!
Физминутка «На окошке в горшочках»:
На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг
Поднялись цветочки. Медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Солнцу улыбнулись, Поворачиваются вправо – влево, руки на поясе.
К солнышку листочки Соединяют ладошки над головой.
Повернуть цветочки, Раскрывают ладошки – бутоны.
Развернут бутоны.
В солнышке утонут.
-Давайте с вами поиграем.
Слайд №5:
Дидактическая игра «Найди растение по названию».
(Называю комнатное растение, а дети должны его найти на картинке.)
Пальчиковая гимнастика:
Посадили в землю зернышко, (“положить” в ладонь ребёнка «зернышко»)
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)
Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)
Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по- очереди разжимаем)
-Ребята, мы весело поиграли, а вы знаете, как ухаживать за ними? Кто
может рассказать об уходе за комнатными растениями? Как нужно правильно за ними ухаживать?
(Вызвать желающего ребёнка рассказать об уходе за растениями, показывает, как ухаживать за растениями).
-Молодцы, ребята, всё верно сказали, что цветы надо поливать, рыхлить землю, чтобы корешки могли дышать, протирать или сбрызгивать листья у некоторых растений. Нашим трудом мы продлеваем жизнь растениям, они будут долго расти и красиво цвести, радовать нас и наших друзей своим видом.
Слайд №6:
-Скажите, когда вы смотрите на комнатные растения у вас поднимается настроение, вам весело или грустно становится?
(Ответы детей).
-Конечно, у всех нас от вида комнатных растений поднимается настроение, а ещё растения приносят людям пользу: например, соком алоэ можно лечить ранки и ожоги, а ещё можно закапать в носик и не будет насморка. Только лечится детки сами не могут, обязательно это делают только родители. Вы пока ещё не умеете и можете повредить растение от чего оно засохнет. Поэтому просто расскажите о полезных свойствах алоэ родителям, чтоб они тоже знали.
Вы сегодня молодцы, путешествие удалось, но нам с вами нужно возвращаться в группу.
(Дети строятся в круг, закрывают глаза, читается заклинание, открываем глаза и дети садятся на места).
– Вот, ребята, мы вернулись из путешествия, а чтобы у нас осталась память о нём, я предлагаю вам нарисовать комнатные растения, которые вам больше всего понравились.
(Под музыку дети рисуют комнатные растения. В завершении рассматриваем рисунки и угадываем, чей это рисунок и какое растение изображено на нём).
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «Сказка»
(МАДОУ «Сказка»)
Консультация для воспитателей
«Использование комнатных растений в детском саду
согласно возрастным группам»
Воспитатель МАДОУ «Сказка»
Клещевникова Т. Б.
Лабытнанги 2017 г.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства, особенна, велика роль природы в воспитании детей.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения.
Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоравливают микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.
Каждое отдельно взятое комнатное растение имеет свои уникальные особенности. Воздух абсолютно любой комнаты насыщен токсичными веществами, которые постоянно выделяют отделочные материалы, а воздух, поступающий с улицы, вообще не поддается критике. Водопроводная вода, моющие средства, которыми мы пользуемся для наведения чистоты, далеко не идеальны по своему составу. Многие составляющие воздуха современного жилья опасны для здоровья человека. Также не добавляют здоровья различные электромагнитные излучения от бытовых приборов. Именно в смягчении вышеуказанных негативных факторов заключается основная польза комнатных растений.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан.Пин 2.4.1.3049-13
7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Сан.Пин 2.4.1.1249-03
2.4.12. При организации экологических пространств (уголки природы, комнаты природы, фито огород, фито бар и др.) соблюдают следующие требования:
– предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении;
– для поддержания чистоты осуществляют ежедневный уход за растениями;
-уход за растениями (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ.
1 младшая группа
Задачи:
1. Помогать детям замечать красоту природы.
1. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Трудовые поручения:
В первой младшей группе за комнатными растениями ухаживает воспитатель. Дети только наблюдают за его работой.
2 младшая группа
Задачи:
1. Познакомить с комнатными растениями и их названиями;
2. Формировать умение детей определять части растений
(лист, стебель, цветок);
3. Формировать умение различать растения по их индивидуальным внешним признакам (цветки: сколько их, цвет, запах; листья: размер, окраска);
4. Формировать умение правильно держать лейку;
Трудовые поручения:
(под наблюдением воспитателя):
1. Полив растений;
2. Протирание, крупных листьев, тряпочкой.
Наблюдения в уголке природы:
В ходе наблюдения детей учат способам обследования: потрогать, обвести пальцем, посмотреть на растение на свету, в тени, через лупу, показать примерный размер. Наблюдения носят кратковременный, игровой характер, направлены на развитие положительных эмоций.
Средняя группа
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе;
2. Приучать детей заботиться о растениях;
3. Формировать умение более точно описывать растения (форма листьев), различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);
4. Формировать умение определять политые и не политые растения по состоянию земли;
5. Познакомить с правилом: после поливки растений в лейку надо налить воды и оставить её до следующего дня;
6. Знакомить с жизнью растений в течение всего года.
Трудовые поручения:
1. Полив растений;
2. Протирание крупных листьев, влажной тряпочкой;
3. Учить детей самим мочить и отжимать тряпочки;
4. Совместное мытье растений.
Наблюдения в уголке природы:
В сравнительных наблюдениях комнатных растений, дети, с помощью воспитателя, учатся выделять особенности листьев и устанавливать способы их мытья: кожистые, крупные листья нужно мыть тряпочкой и опущенные и бархатистые – мягкой кисточкой или щеточкой; мелкие, нежные листья – опрыскивать.
Дети усваивают простейшие правила:
Вода не должна быть холодной (воду нужно отстаивать);
Избыточный полив вреден для растений.
Дети учатся устанавливать необходимость полива по цвету почвы, по наличию трещинок на почве. Важно формировать у детей умение определять состояние растения по внешнему виду: ухоженное, здоровое растение хорошо выглядит, цветёт (если оно из группы цветущих), листья хорошо развиты, нет засыхающих, повреждённых и сухих, есть молодые листья, которые нормально развиваются, нет вредителей, почва в горшке рыхлая.
Неухоженное растение, больное или старое, выглядит не привлекательно, листья имеют повреждения, их окраска не соответствует норме (желтые, бледные, а у окрашенных рисунок не яркий), они не цветут, почва плотная – комом. С помощью воспитателя дети устанавливают вероятные причины неблагополучия растения, а также способы их устранения.
Так же детям интересны сравнительные наблюдения за растениями одной группы: разных видов комнатной герани (зональная, крупноцветковая, душистая), бегоний (всегда цветущая, Рекс, клубневая), бальзамин, различных сортов фиалок.
Старшая и подготовительная группа
Задачи:
1. Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений (разный уход за разными растениями);
2. Формировать умение более точно описывать растения, отмечая существенные особенности, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);
3. Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их жизни на родине, знать особенности размножения растений);
4. Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые;
5. Воспитание бережного отношения к растительному миру.
6. Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стеблей.
Трудовые поручения:
В форме дежурства
1. Полив растений;
2. Протирание и мытьё растений;
3. Опрыскивание растений;
4. Обрезка сухих листьев;
5. Помогают воспитателю при пересадке (определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера и т.д.).
Наблюдения в уголке природы:
Особый интерес детей представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Это сложный вид наблюдений, поэтому важно использовать специальные мерки маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков. Периодичность таких наблюдений – не чаще одного раза в неделю. Отмеченные наблюдения можно фиксировать в календаре наблюдений с обязательным указанием даты наблюдения. Хорошо, если для таких наблюдений используются сорта с разнообразной
окраской листьев, наличием цветных пятен. Это лучше с методической точки зрения: молодые листья у таких растений по окраске отличаются от старых.
Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая и подготовительная группа |
1. Фикус (хороший очиститель воздуха); 2. Бегония (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей); 3. Аспарагус (хороший очиститель воздуха); 4. Бальзамин (похож на кустик). | 1. Фикус (хороший очиститель воздуха); 2. Бегония вечноцветущая (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей); 3. Герань зональная (похожа на кустик); 4. Аспид Истра; 5. Традесканция (очищает воздух). | Бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула 1. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы); 2. Традесканция (очищает воздух); 3. Алоэ или Агава (фитоцидное растение); 4. Бегония (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей); 5. Бальзамин (похож на кустик); 6. Фикус (хороший очиститель воздуха); 7. Герань зональная (похожа на кустик); 8. Узамбарские фиалки | Бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула 1. Бегония-Рекс и вечноцветущая бегония (борются с заболеваниями верхних дыхательных путей); 2. Бальзамин; 3. Алоэ или Агава (относится к фитонцидым растениям); 4. Традесканция; 5. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы); 6. Амариллис (от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока); 7. Фикус (хороший очиститель воздуха); 8. Колеус; 9. Камнеломка; 10.Кливия; 11.Герань; 12.Фиалка. |
Литература:
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада;
- Программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой», «Программа воспитания в детском саду», «Радуга»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан.Пин 2.4.1.3049-13
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан.Пин 2.4.1.1249-03
Консультация для родителей «О пользе комнатных растений»
Комнатные растения создают благоприятный микроклимат в квартире, хорошее настроение, да и просто украшают квартиру. Однако, не стоит превращать жилую комнату в оранжерею. На подоконниках хороши невысокие комнатные растения – кактусы, фиалки, занимающие не более 10-15 % оконного проема: не следует загромождать окно разросшимся фикусом или многоярусными полочками с горшками цветов. А фикус, пальму, лавр и другие высокие комнатные растения лучше всего поставить на низкие скамеечки или специальные подставки.
Многие комнатные растения обладают способностью повышать влажность воздуха в помещениях, а это чрезвычайно важно и ценно, так как в отопительный сезон влажность воздуха в квартирах заметно снижается. Количество углекислот газа в помещении, где есть цветы, не повышается так, как ночью растения выделяют его во много раз меньше, чем поглощается днем. Подсчитано, что несколько сот комнатных растений выделяют за ночь примерно столько же углекислого газа, сколько один человек.
Некоторые виды комнатных растений наделены фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять летучие вещества, убивающие микроорганизмы воздуха или замедляющие их рост. К таким комнатным растениям относятся лимонное дерево, туя, герань, бегония.
Пахучие эфирные масла, выделяемые комнатными растениями, не только освежают и очищают воздух, но и отпугивают вредных насекомых. Например, запаха герани не выносят мухи, комары, моль.
Очень важно правильно выбрать комнатные растения, решить, что подойдет для вас и вашей квартиры. Прекрасно сочетаются в интерьере вечнозеленые тропические и субтропические растения: фикус, лавр, пальмы, папоротники, аспарагус, традесканции, плющи, кактусы. Экзотические, с яркими листьями и цветами. Их сочная зелень создает атмосферу лета.
Нужно постараться так подобрать растения, чтобы цветение продолжалось круглый год. Начинает его паунсеттия – “рождественская звезда”. Затем наступают луковичный амариллис, розан китайский, бегонии. Летом наступает пора бальзаминов, к. колокольчиков, фуксии, герани. И, наконец, “декабрист” Знаменитые комнатные фиалки цветут весь год.
Приобретать комнатные растения желательно молодые и ранней весной. Тогда они лучше привыкнут к тем условиям, в которых им придется жить.
Комнатное растение, принесенное домой из магазина, как бы проходит курс акклиматизации и требует внимательного к себе отношения. Сначала его надо поставить в прохладное место, листья опрыснуть водой.
На ночь полить водой комнатной температуры и поставить на окно. Если цветок начнет увядать, его обертывают марлей или бумагой и обильно опрыскивают водой.
Если ком земли сухой – поливают, если же сырой – поливать нельзя, потому что увядшие листья не испаряют влагу, и корни от избытка влаги могут загнить. Подсохшую обертку надо снова опрыскать.
На следующий день растения открывают и держат на рассеянном свету вблизи окна. На ночь снова покрывают влажной марлей или газетой. Через 2-3 дня восстанавливается нормальная упругость листьев: комнатное растение осваивается с комнатным режимом.
Комнатные растения встречаются почти в каждой квартире, в каждом доме, они не только очищают воздух и насыщают его кислородом, они украшают интерьер, делают домашнюю атмосферу намного уютнее и милее. Более того, есть растения, польза которых особенна, и для благоприятной атмосферы в доме нужно обязательно поставить пару вазонов на подоконник.
Чем полезны комнатные растения?
Пользу комнатных растений можно оценивать по-разному. Одни растения обладают мощными целебными свойствами и вполне могут заменить домашнюю аптечку (как например алоэ.Полезные свойства алоэ позволяют использовать его листья при лечении массы заболеваний). Другие растения выделяют полезные фитонциды, очищают воздух от примесей и тяжелых металлов (например, герань, хлорофитум, мирт, аспарагус и др.). Некоторые растения способны выделять такое количество фитонцидов и эфиных веществ, что воздух в квартире становится поистине целебным (кипарис, туя, криптомерия Польза следующей категории в их красивом и оригинальном внешнем виде, который украшает интерьер.
Если учесть, что многие виды растений съедобны, и их можно выращивать в горшках на подоконнике, то их польза становится еще более очевидной. К таким растениям можно отнести: петрушку, укроп, кинзу, лук, чеснок, мяту, мелиссу, базилик, эстрагон, розмарин и др. наличие вазонов с этими травками не только насытит квартиру благоуханием, но и позволит расширить диапазон кулинарных блюд, которые вы готовите.
Полезные комнатные растения:
Аспарагус, белопятнистая бегония и монстера – уменьшают концентрацию солей тяжелых металлов и вредных микроорганизмов в воздухе.
Герань. Полезные свойства герани известны издревле, это растение обладает уникальными свойствами уничтожать в воздухе бактерии и вирусы (стрептококки, стафилококки). Помимо этого герань выделяет в воздух вещества, обладающие антистрессовой активностью. В летнюю пору растение убережет помещение от комаров, мошек и мух.
Драцена – неприхотливое растение, которое приживется в любой квартире, выделяет фитонциды, убивающие многие болезнетворные бактерии.
Кактусы – замечательные защитники от электромагнитного излучения, поэтому чаще всего кактусы ставят рядом с работающей техникой (телевизором, монитором компьютера).
Хлорофитум – способен очищать воздух от многих токсичных веществ, которые выделяют предметы мебели из ДСП и некоторые полимеры (бензол, ксилол, толуол, этилбензол, формальдегид и др.), отличное место для хлорофитума – кухня, более двух третей угарного газа, который выделяется при сгорании газа, будет поглощено этим растением.
Спатифиллум, плющ, фикус Бенджамина – удаляют из воздуха частицы фенола и формальдегида.
Свойства комнатных растений:
∙ Снимают напряжение и способствуют нормализации сна мелисса, монстера, лаванда, герань, базилик, жасмин – эти растения можно смело ставить в спальне.
∙ Дезинфицируют воздух лаванда, чабрец, эвкалипт, шалфей, корица,
∙ Улучшают память и тонизируют лимон, бергамот, чабрец, розмарин, мята, базилик.
∙ При заболеваниях дыхательных путей полезно вдыхать фитонциды, выделяемые розмарином.
∙ Убивает вирусы и бактерии – лавр, герань, пеперомия, кипарис.
∙ Многие растения считаются энергетическими очистителями, так например, улучшает энергетику в доме нефролепис, пеларгония, плющ, пассифлора. Считается, что если посадить косточку авокадо, то в дом придет любовь.
Вредные и опасные комнатные растения
Большинство комнатных растений приносит пользу, однако есть ряд растений, которые опасно держать в доме, особенно если у вас есть дети или домашние животные. Например, растения семейства молочайных – их листья содержат токсичные млечный сок, вызывающий сильнейшие отравления.
Вред и польза комнатных лекарственных растений
Почти в каждом доме найдется не одно комнатное растение, а два-три, а может и десяток, так как цветы в наших жилищах играют значительную роль.
Во-первых, они являются декоративными элементами интерьера.
Во-вторых, поглощая углекислый газ и прочие токсические вещества, они поддерживают уровень кислорода в воздухе. Но этим их полезные качества не ограничиваются – многие из них обладают еще и лечебными свойствами.
В наше время существует множество синтетических медицинских препаратов, эффективных в лечении различных заболеваний. Но подавляющая часть из них имеет один существенный недостаток – возможность нежелательных побочных действий.
Именно поэтому фитотерапия с каждым годом набирает обороты. Прием лекарственных растений тоже может вызвать побочные эффекты, но главным образом в случае передозировки. Так что, вред и польза лекарственных растений каждым оценивается самостоятельно.
Среди комнатных растений целебными свойствами располагают не только общеизвестные алоэ и каланхоэ, но и многие другие, выращиваемые практически в каждом доме – от традесканции до плюща. А вот что вам принесут эти целебные свойства, вред или пользу, зависит только от вас.
Чтобы правильно использовать свойства комнатных лекарственных растений, требуются определенные знания. Помните, самолечение в большинстве случаев не только вредно, но даже недопустимо. Кроме того, для растений, из которых вы собираетесь готовить лекарства, нежелательно использовать азотистые удобрения.
Необходимо быть предельно осторожными при использовании лекарственных комнатных растений в период беременности и лактации. А также следует обращать внимание на точную дозировку, особенно при назначении детям. Для каждого ребенка концентрация подбирается индивидуально, в зависимости от возраста. Однако консультация педиатра при этом обязательна.
Внимание! Все рецепты для лечения, представленные на данном сайте, не являются призывом к действию и предназначены только для ознакомления. Мы предоставляем всего лишь полезную ознакомительную информацию о том, какими целебными свойствами обладает то или иное растение, и при каких заболеваниях оно может помочь. Но все-таки, лучше обзавестись специальной литературой. В любом случае, перед началом лечения консультация врача не помешает