Польза компьютера в развитие детей
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- компьютерные игры
Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разберемся.
Польза компьютера для детей
Несмотря на то, что большинство мам и пап пользуются старыми известными методами для развития ребенка (кубики с буквами, настольные обучающие игры, книги, карточки с картинками, вырезанные из картона цифры), тем не менее находится и немало сторонников более современных способов обучения малыша – с помощью развивающих компьютерных игр.
Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков.
Действительно, обучающие игры помогают малышу знакомиться с окружающим миром, узнавать новое, получать знания в интересной игровой форме и весело проводить время. Детские психологи утверждают, что особые категории игр работают над улучшением таких навыков, как развитие чувства стиля – в этом помогают специальные игры для девочек, в которых им предлагается подбирать наряды, прически и косметику для кукол. А игры, в которых ребенку предлагается сочинять собственные мелодии или рисовать с помощью компьютерной мыши, помогают малышу найти свое призвание в каком-либо виде творчества.
Компьютер сейчас повсеместно используется и во время школьных занятий, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, а также быть в курсе мировых событий, благодаря интернету. К тому же игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.
Вред компьютера для детей
Несмотря на большое количество плюсов, постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать малышу компьютер, лучше всего начинать постепенное знакомство с ним тогда, когда ребенку уже исполнится 4-5 лет.
Также постоянное сидение у компьютера отрицательно сказывается на физическом здоровье малыша. От долгой работы за монитором у ребенка может возникнуть головная боль, ухудшение зрения и даже остеохондроз. Длительное времяпрепровождение за компьютерными играми делает малыша раздражительным и капризным, особенно если у него что-то не получается. А развлекательные игры в стиле ужастиков, содержащие в себе элементы жестокости и насилия, негативно влияют на психику ребенка – это давно доказано специалистами в области детской психологии.
Как родители могут понять, что их ребенок живет в виртуальном мире, почему ему это интереснее, в чем заключается опасность такой ситуации и как решить проблему, рассказывает психолог Римма Теперик.
Школьники, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми и социальными сетями, теряют интерес к окружающей их реальности, не хотят выходить на улицу, общаться со своими сверстниками, не увлекаются активным образом жизни и спортивными соревнованиями, с трудом садятся за домашние задания и практически не читают книг. Они попадают в сети компьютерной зависимости – готовы целыми днями сидеть дома, постепенно утрачивая связь с реальностью, и порой, чтобы вывести их из этого состояния, требуется помощь психолога.
Правила компьютерной безопасности
Чтобы уберечь малыша от вредного воздействия компьютера, родителям необходимо не только контролировать его нахождение у монитора, но и правильно оборудовать его рабочее место. Нельзя сажать малыша на стул, предназначенный для взрослого. Необходимо купить специальную мебель, подходящую ребенку по росту, чтобы ему было удобно проводить время за компьютером. Особое внимание следует обратить на посадку малыша: если ноги у него болтаются, нужно подставить под стул маленькую скамеечку, и следить, чтобы ребенок держал спину ровно.
Мышь и клавиатура должны располагаться не на столе, а немного его ниже – хорошо, если это будет выдвигающаяся подставка. Лучше не экономить на мониторе и купить для ребенка современный, с отличной цветопередачей и хорошими углами обзора. Можно установить на компьютер специальную программу, которая меняет цветовую температуру экрана в зависимости от освещения и времени суток, обеспечивая максимально комфортные для глаза цвета.
До пяти лет ребенок не должен проводить у компьютера более 10 минут в день, постепенно можно немного увеличивать это время, добавляя по 3-4 минуты, и доведя его до 20-25 минут на тот момент, когда малышу исполнится 6-7 лет. К 9-10 годам можно увеличить время работы за компьютером до часа-полутора, однако, при этом через каждые 15 минут необходимо делать перерывы в работе.
Виктория Грицук
Родителям следует с осторожностью знакомить ребенка с сетью Интренет. Какие там таятся опасности для вашего малыша и как их избежать, рассказывает директор фонда «Дружественный рунет» Евгений Беспалов.
Источник
У современных детей складываются весьма тесные отношения с компьютерами. Уже трёхлетние малыши умеют не только включать мультфильмы, но и выполнять простейшие операции, а школьники предпочитают компьютерные игры вместо интересных развивающихся занятий. Раннее приучение ребёнка к подобной технике вредно для здоровья, поэтому родители должны знать, чем вреден компьютер для детей.
Влияние компьютера на детское здоровье
Вред компьютера для детей не подлежит сомнению. Умная машина сильно влияет на здоровье ребёнка. Во-первых, портится зрение, ведь глаза постоянно находятся в напряжении. Если долго сидеть у экрана, то может возникнуть двоение изображения, сухость и/или жжение в глазах. Так как глаза детей ещё не окончательно развиты, они быстрее устают. Таким образом, появляется близорукость. Из-за этого ребёнку приходится надевать очки. А ещё многие дети играют на планшете или телефоне, лёжа на кровати, и сидя, развалившись в кресле, иногда даже на полу, что тоже негативно сказывается на зрении.
Во-вторых, ноутбук вредит и осанке детей. Часто компьютерное место не подходит ребёнку по росту. Из-за этого спина постоянно находится в неверном положении. Он начинает сутулить спину или сильно тянет шею, потому что не видно экрана. Все это приводит к искривлению позвоночника, голова и спина могут заболеть.
В-третьих, появляются проблемы с нервной системой. У ребёнка она ещё слабая, неразвитая. Поэтому, если чадо долго общается с компьютером, у него могут появиться проблемы со сном, резкая смена настроения и сильная возбудимость.
Признаки компьютерной зависимости у детей
Нельзя забывать о негативном влиянии компьютера на здоровье подростка. Постоянное нахождение за компьютером может привести к физическому ухудшению здоровья, головным болям, искривлению позвоночника, нарушениям слуха, гиподинамии. Еще более опасны изменения в эмоциональной сфере. Родители могут недоумевать, откуда у детей берётся агрессия, раздражительность, нежелание читать книги, общаться с другими детьми, играть в настольные игры. Перечисленные явления – это признаки компьютерной зависимости, с которыми срочно нужно начинать бороться. Также существуют дополнительные симптомы, по которым можно понять, что ребёнок зависим от умной машины:
- на смену реальности приходит виртуальный мир;
- исчезают навыки коммуникации - подросток легче общается с виртуальными друзьями, чем с реальными;
- ребёнку неинтересны победы в настоящей жизни, для него важно пройти очередной уровень игры;
- отсутствует желание что-либо делать или куда-нибудь ходить;
- ребёнок не контактирует с другими людьми;
- отсутствие аппетита;
- проблемы со сном;
- игнорирование учебы и домашних обязанностей;
- если родители хотят ограничить общение с компьютером, ребёнок проявляет излишнюю агрессию.
Если Вы заметили данные признаки у сына или дочери, Вам необходимо обратиться к специалисту. Справиться самостоятельно будет очень сложно. Компьютерная зависимость очень похожа на наркотическую, алкогольную или игровую. Здесь нужна помощь компетентных врачей.
Компьютерная зависимость может возникнуть от дефицита живого общения, в случаях, когда ребёнок недостаточно социализирован, то есть большую часть дня предоставлен сам себе.
Как отучить ребёнка от компьютера?
Вреден ли компьютер для школьника? Безусловно, да. В вопросе «персональный компьютер и дети» родительский контроль весьма уместен. Поинтересуйтесь, что именно делает ваш сын или дочь: общается в социальных сетях, смотрит фильмы, мультфильмы, играет в игры? Необходимо обсудить пользу и вред каждого из вариантов и предложить альтернативу, например:
- завести привычку вместе ежедневно гулять;
- в свободное время ходить в кино;
- записаться в интересный кружок, секцию, на занятия по обучающим программам.
Не стоит скрывать от детей, что Вы контролируете продолжительность их пребывания за компьютером. Чтобы отрезать путь к обману, покажите, что есть специальная функция, которая это фиксирует. Психологи не советуют увеличивать разрешённое время в качестве поощрения за хорошую учёбу или поступки.
Собственный положительный пример – также одно из средств избавления от нехорошей привычки. Если дети видят постоянно сидящих за мониторами родителей, они, естественно, копируют их поведение.
Рекомендации по использованию компьютера
Существует и польза, и вред компьютера для детей. Современную жизнь сложно представить без информационных технологий. Если занятия за монитором являются частью школьной программы, дополнительных занятий, приносят пользу в развитии, нужно объяснить детям правила работы с ноутбуком или стационарным устройством. Очень важно:
- каждые 15 минут отвлекаться, давать отдых глазам;
- соблюдать расстояние между глазами и монитором (не менее 35 см);
- сидеть с ровной спиной, на удобном стуле;
- выбирать правильные обучающие компьютерные игры, которые способствуют развитию ребёнка. Они должны соответствовать возрасту и привить подростку аналитические и творческие способности;
- приобрести качественный монитор, яркость которого можно регулировать. Его размер должен быть не менее 15 дюймов. В ином случае, глаза будут подвергаться более сильному напряжению, а из-за этого зрение может сильно ухудшиться;
- поставить на компьютер программу родительского контроля. С её помощью Вы можете отслеживать, на какие сайты в интернете заходил Ваш ребёнок, блокировать нежелательные сайты и контролировать его деятельность за экраном.
Родители должны знать нормы времени пребывания за монитором, соблюдение которых поможет сберечь здоровье и снизить вред компьютера для школьников:
- до 5 лет детям вообще не рекомендуется сидеть перед компьютером;
- в 5-7 лет – три раза в неделю по 15-30 минут;
- в 10-12 лет - не более часа ежедневно;
- в 13-16 лет – не более двух часов в день.
Важно, чтобы ребёнок не занимался с компьютером один в своей комнате. Лучше предложить ему делать это в гостиной, кухне, где есть ещё кто-то из членов семьи.
Источник
Консультация для родителей
«Ребенок и компьютер. Вред и польза»
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.
Развивающая функция компьютера.
Подходящие по возрасту развивающие игры или даже просто взятые из Интернета картинки способны расширить кругозор ребёнка и в игровой форме дать ему необходимые знания. Использовать компьютер в обучающих целях можно уже с 1, 5 лет, когда ребенок проявляет активный интерес не только к окружающим его предметам, но и к изображениям, которые он видит в книжках. Разглядывая вместе иллюстрации с изображением животных, можно привлечь компьютер и Интернет в качестве дополнительного наглядного пособия. Ребенку будет интересно взглянуть на разнообразные изображения и фотографии слона или жирафа, а также узнать какими разными могут быть машинки и поезда.
Положительное влияние компьютера на ребёнка.
Компьютерные игры развивают у ребенка:
• быстроту реакции
• мелкую моторику рук
• визуальное восприятие объектов
• память и внимание
• логическое мышление
• зрительно-моторную координацию
Компьютерные игры учат ребенка:
• классифицировать и обобщать
• аналитически мыслить в нестандартной ситуации
• добиваться своей цели
• совершенствовать интеллектуальные навыки
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!
Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.
Отрицательное влияние компьютера на ребёнка.
Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство – в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки):
• Дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер, а не занимается какой-то обучающей программой. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.
• Растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме, это чревато развитием гиподинамии.
• Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и не управляем, а ночью плохо спит.
• С компьютером дети, как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения и игре в коллективе.
• Происходит падение умственных способностей. Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.
Ограничения на использование компьютера.
Главная задача родителей – контролировать время, которое ребенок сидит за компьютером.
Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:
– в три-четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;
– в пять-шесть лет – от 20 до 35 минут;
– в семь-восемь лет – от 40 до 60 минут.
• Усаживать ребенка за компьютер нужно так, чтобы расстояние между монитором и глазами малыша составляло 40-50 сантиметров.
• Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером, особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне.
• Каждые 20 минут ваш ребенок должен оторвать глаз от компьютера и посмотреть на объект, удаленный от него, по меньшей мере, на 20 метров, по крайней мере, 10 секунд.
• Источник света должен быть слева от монитора.
• Спина и ноги ребенка должны иметь опору.
• Компьютерные уроки для дошкольников не должны превышать 15 минут, для младших школьников 20-ти минут.
• Обязательно формируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру. И словом и действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина, и использовать его можно только для учебы или работы.
• Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми).
Если родители смогут подойти к обучению ребенка за компьютером ответственно, оно станет для него полезным и безопасным!
Источник
Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разберемся. С одной стороны, компьютер для ребенка – помощник, учебное пособие. Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков. С другой стороны, компьютерная техника – повод для беспокойства родителей о здоровье ребенка: · ухудшение зрения из-за постоянного напряжения глазных мышц в результате большого количества времени, проведенного ребенком перед монитором; · влияние электромагнитного излучения (которым обладает компьютер) до конца не изучено; · нарушение осанки из-за неправильного сидения за компьютером; · выделения от компьютера аэрозольных заряженных частиц, приводящие к заболеваниям органов дыхания, дерматитам; · влияние компьютера на психику ребенка. Школьники, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми и социальными сетями, теряют интерес к окружающей их реальности, не хотят выходить на улицу, общаться со своими сверстниками, не увлекаются активным образом жизни и спортивными соревнованиями, с трудом садятся за домашние задания и практически не читают книг. Они попадают в сети компьютерной зависимости – готовы целыми днями сидеть дома, постепенно утрачивая связь с реальностью, и порой, чтобы вывести их из этого состояния, требуется помощь психолога. Во избежание данных опасностей при использовании компьютера стоит придерживаться некоторых правил: 1. Рабочее место должно быть правильно организовано: хорошее освещение, но без попадания на него прямых солнечных лучей. Стол и стул необходимо выбирать по росту (желательно иметь специальный компьютерный стол и стул с регулируемой высотой, компьютер следует разместить вдоль стены так, чтобы естественный свет падал на монитор слева). Компьютер необходимо располагать на 60-70 см. от лица ребенка; 2. Комнату, в которой стоит компьютер, нужно часто проветривать. Работающая техника способна влиять на температуру и влажность помещения, поэтому рекомендуется использовать увлажнитель воздуха. Рабочее место школьника необходимо ежедневно подвергать влажной уборке; 3. Строгое соблюдение времени, отведенного ребенку на занятия с компьютером. Детям до 3 лет нет особой нужды в компьютере, хотя многие родители допускают малышей к гаджетам поиграть. Период детского садика без компьютера пережить немного сложнее: в этом возрасте перед монитором проводить больше 10-15 минут дошколятам нельзя. Продолжительность непрерывного использования компьютера для учеников 1-2-х классов – не более 20 минут, 3-4-х классов – не более 25 минут, 5-6-х классов – не более 30 минут, для учащихся 7-11-х классов – не более 35 минут. Время компьютерных игр не должно превышать 10 минут для учащихся 2-5-х классов и 15 минут для более старших школьников. Хотелось бы напомнить детям и родителям, что длительное нахождение у компьютера вызывает у ребенка утомление и истощение нервных ресурсов. Особенно опасны компьютерные игры, ведь играя, ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников в крови, что ведет к повышению артериального давления. |
Источник