Польза компьютерных игр для обучения
Скучая на уроках или лекциях, вы наверняка мечтали сыграть в CS, Дотку, или любую другую игру, а не слушать скучный, пустой и монотонный голос преподавателя. Спешу вас обрадовать: многие страны стали задумываться (а некоторые уже даже интегрировали) применение видеоигр в обучении.
О пользе
Игры, скорее, развивают уже имеющиеся навыки, а не учат новым. Многие игры положительно влияют на умственные способности, они развивают острый слух, правильное распределение внимания, моментальную оценку, когнитивную гибкость и многое другое.
Острый слух
Любой игрок в «CS:GO» (или любую другую соревновательную игру) скажет, что звук в игре помогает точнее определить местоположение врага. Влияет ли это на развитие слуха у игроков? Ученые из Университета Дьюка попытались дать ответ на этот вопрос. Они занялись исследованием диапазона слияния. Суть явления заключается в том, что наш мозг воспринимает некоторые события как единое целое: хлопок и звук, который мы слышим, нажатие на клавишу и появление буквы на мониторе, хотя промежуток между ними может доходить до нескольких доль секунды. Это явление применимо ко всем видам восприятия. Результаты дали положительный результат, геймеры прекрасно справились с задачи из эксперимента, и их задержка составляла в 0 мс, а у обычных людей — 150-200 мс.
Распределение внимания
Ученые из Университета Женевы подметили, что видео игры с динамичным геймплеем сильно нагружают зрительную систему игрока. В том же Overwatch на поле боя происходит полная вакханалия: множество врагов, перемещающихся с большой скоростью в разных плоскостях; огромное количество эффектов; сотни снарядов и так далее (особенно, это поймут игроки, которые играют за класс поддержки). Во всей этой суматохе приходится выделять именно ту информацию, которая будет оптимальнее всего для решения задачи. Ученые решили провести эксперимент: испытуемые (игроки в экшен-игры и простые смертные) решали специализированные задачи на внимание: нужно было назвать форму и расположение объекта, который мгновенное появлялся и исчезал на экране, сложность добавлял тот фактор, что одновременно с этим на экране появлялись и отвлекающие от задачи объекты. И что бы вы думали? Конечно, игроки справляются с задачей намного быстрее.
Моментальная оценка
Это способность человека оценить точное количество предметов перед ним, окинув их взглядом. Эксперименты ученых показали, что стандарт человека находится на уровне четырех предметов, если предметов больше, то уже применяется счет по памяти. Ученые снова поставили эксперименты на геймерах: пригласили 26 человек, которые поделили на две группы из игроков и тех, кто не играет. На экране возникали квадраты на десятые доли секунды, а задача участников заключалась в том, чтобы назвать их количество как можно быстрее и точнее. Обычные люди могли, в среднем, сосчитать только три объекта, в то время как игроки — пять. Если же квадратов было больше пяти, то обе группы ошибались, но наиболее точный результат все равно называли игроки.
Когнитивная гибкость
Это способность человека быстро переключаться с одной мысли на другую; способность обдумывать несколько вещей одновременно. В 2013 году ученых из Великобритании заинтересовала польза от игр в жанре “стратегия в реальном времени”. Их внимание привлекла игра под названием “StarCraft”. В данной игре игроку постоянно приходится следить за своими юнитами, улучшать базу, отдавать команды и наблюдать за действиями противника — это огромный вызов для когнитивной гибкости. Тогда ученые задались вопросом: если игра делает большую нагрузку на когнитивную гибкость, может, она же ее и развивает? Тогда ученые устроили очередной эксперимент, в котором приняли участие 72 женщины без опыта в играх, и попросили половину в течение месяца играть в “StarCraft” (хотя бы 40 часов), а другую половину в “The Sims”. Итог неудивителен. Умственные способности женщин, играющих в “StarCraft” выросли на гораздо больший коэффициент, чем у тех, кто играл в “The Sims”.
Надеюсь, что этих примеров достаточно, чтобы доказать, что игры имеют и положительный эффект.
О применении
Мнение многих учителей и ученых очень разнятся по поводу применения видеоигры в процессе обучения. Но не стоит отрицать того, что включение в процесс обучения видеоигр делает его гораздо интереснее и занимательнее, создавая у детей рабочий настрой и улучшает восприимчивость учебного материала.
Рассмотрим, как конкретные виды игр участвуют в развитии ребенка:
- Игры-приключения. Оформляются чаще всего как мультфильм, но имеют при этом интерактивные свойства. Для того, чтобы решать задачи, ребенку необходима хорошая логика и отменная смекалка.
- Стратегические игры. Эти игры способствуют развитию усидчивости, способности планировать свои действия, тренируют мышление. Не подходят для детей младших классов из-за большой продолжительности.
- Аркады. Тренируют глазомер, внимание и скорость реакции. Не подойдет для гиперактивных детей.
- Ролевые. Так же как и аркадные игры тренируют глазомер, внимание и скорость реакции.
- Симуляторы. Позволяют испытать себя в новых ситуациях, развивая все те же качество, что и выше.
- Логические. Игры такого типа разбиваются на отдельные задачи, что позволяет упорядочить время работы ребенка за компьютером. Развивает память, мышление и внимание.
Проблема состоит в том, если переусердствовать, ребенок может проявить нежелание общаться с друзьями, заниматься учебой и общественной жизнью, так как проще уйти в виртуальный мир, который гораздо интереснее.
Однако, видеоигры позволяют ребенку проще адаптироваться к жизни в информационном обществе:
- позволяют расслабиться;
- развивают форму общения;
- позволяют избавиться от чувства неполноценности;
- помогают моделировать ситуации, находя для них решение;
- способствуют самореализации;
В некоторых странах уже вовсю в обучении применяют такую игру как “Minecraft”, так как эта игра хорошо развивает абстрактное мышление и ориентацию на местности. Columbia Grammar and Preparatory school являются первыми, кто начали применять данную игру в образовательных целях. Джефф Терри, директор по технологиям округа Роанок говорит о том, что Minecraft хорошо развивает критическое мышление, творчество, позволяет налаживать контакт с другими людьми. И таких примеров много.
Но вот в России дела обстоят не так хорошо: Светлана Садакова, преподаватель из лицея “Бауманский” неоднозначно отнеслась к обучению через игры. А Минпросвещения РФ отказалась от идеи применения видеоигр в образовании, аргументируя это школьной программой, которая и без того загружена.
Но вот еще один интересный эксперимент, в котором приняла участие игра всеми нами любимой студии Ubisoft — “Assassin s creed”. Профессор Монреальского университета узнав о том, что в “Assassin s creed: Origins” игроку предоставили возможность интерактивного тура, предложил проверку: сможет ли подобное обучать тому же, что и лекции. В эксперименте участвовало 350 учеников, их разделили на группы и попросили пройти тест, после чего одна половина отправилась изучать игровую библиотеку Александрии, а другая — на урок с реальным преподавателем. После все снова прошли тест. Увы, но тест решили лучше именно те, кто слушал реального преподавателя. Но! Преподаватель был доволен итогами, которые были улучшены на 22 — 44 процента.
Не стоит забывать и про великолепную игру на логику «Portal». Как оказалось, у Valve существует подразделение, которое работает со школами: с помощью игрового редактора «Portal 2 Puzzle maker» дети создают собственные уровни для игры, что позволяет изучать физику и геометрию.
Меня же всегда в школьные годы интересовало применение видеоигр на уроках литературы. В юном возрасте, откровенно говоря, мне было скучно читать книги, я предпочитал лицезреть сюжеты собственными глазами, а не фантазировать, тем более в них можно было принять участие и собственноручно принимать решения, меняя ход событий. К сожалению, никакой информации о добавлении видеоигр в курс литературы я не нашел. Хотя я уверен в том, что стоит об этом задуматься, так как сюжеты многих игр могут составить конкуренцию классическим произведениям, в том числе они справляются и с донесением каких-либо моральных качеств. Также они идут в ногу со временем, то есть многие проблемы раскрываются в отношении “нашего времени”, что позволяет проще поставить себя на место героя. Проблема лишь заключается в том, что на игры человеку нужно затратить больше энергии, они стоят немалых денег и требуют соответствующего оборудования. Не стоит забывать о том, что некоторые игры могут развивать любовь к эстетике.
Люди “старой школы” довольно скептично относятся к применению видеоигр в обучении, а некоторые и вовсе видят в них больше вреда, чем пользы (красноярский депутат и вовсе обвинил “Minecraft” в пропаганде насилия). Я уверен в том, что дав им время, мы придем к правильному решению, и игры будут применяться в обучении, считаться искусством не только в зарубежных странах, но и в России. И не придется каждый раз объяснять родителям, что такое игры для вас.:)
Простите.
Источник
Стрелялки, бродилки, гонки, симуляторы, стратегии – виртуальных забав сейчас большое разнообразие. Они не только в компьютерах, но и в каждом телефоне. В них играют не только дети, но и взрослые.
Уже практически нет такого человека, который не столкнулся бы с видеоиграми. Студенты и офисные работники успевают играть на своих устройствах, пока едут в метро. Многие люди пенсионного возраста увлечённо передвигают свои пальцы по смартфону в надежде загнать виртуальный шарик в лунку. Трёхлетние малыши с фантастической скоростью осваивают современные гаджеты и сами скачивают из Интернета всё, что им попадётся.
В России выросло уже как минимум одно поколение, знающее о компьютерных играх достаточно, чтобы передать и привить хороший вкус своему ребёнку.
Мнения людей о пользе и вреде игр разнятся. Одни считают, что игры опасны для детской психики: появляется агрессия, безэмоциональность, сужается круг интересов и так далее. Другие говорят, что по большей части эти представления ошибочны, и уверяют в обратном: игры развивают сообразительность и целеустремлённость.
Если ещё 20 лет назад старшее поколение проявляло к компьютерным играм большое недоверие, то сегодня игры значительно расширили свою возрастную аудиторию. По данным статистики, в России примерно 60% людей играют в игры (консольные, компьютерные, онлайн-игры, игры для смартфонов). Причём большинство игроков – это взрослые люди, которые интересуются видеоиграми не меньше, чем дети и подростки. Средний возраст геймера в России – 30 лет. В Америке – около 40 лет.
Большинство родителей внимательно следят за тем, во что играет их ребёнок. Многие родители стараются найти время и поиграть вместе со своими детьми.
Некоторым родителям гаджеты служат некой палочкой-выручалочкой. С помощью неё ребёнка можно вмиг заставить молчать. Для этого нужно просто поместить в его руки планшет. Малыш плачет – мама достаёт планшет. Малыш не плачет. Если такую операцию проделывать многократно, то ребёнок действительно становится зависимым от виртуальной игрушки, доходя до фанатизма.
В чём же конкретно польза и вред от компьютерных игр?
Для взрослого человека введение компьютерных игр в свою жизнь будет скорее быстрой забавой, разрядкой после рабочего дня, затем он возвращается к своим прежним занятиям и хобби.
Восприятие ребёнка иное, как и уровень ответственности перед окружающими: дети ведут себя беспечно, ни за что не отвечают, поэтому для них действительно велика вероятность пропасть в виртуальной реальности.
Родителям не стоит запрещать ребёнку играть в игры, наоборот, он должен быть на ты с компьютером и другой техникой. Здесь главное – внушить хороший вкус и научить умеренно пользоваться компьютерными технологиями. Ну, и, конечно, неплохо бы разбираться в играх.
Игры бывают разные, как полезные, так и исключительно для забавы. Ребёнка стоит познакомить с играми-тренажёрами, обучающими интерактивными программами (например, изучение мира динозавров в 3D), играми с терапевтическим направлением (например, доктор) и самыми популярными тоже, то есть играми для удовольствия, где ребёнок может почувствовать себя в роли супергероя. Как раз из-за них родители часто ругают своих детей, думая, что те балбесничают и от жизни им ничего не надо. Это не совсем так.
Игры в жанре «Adventure», то есть приключенческие, часто создаются, как мультфильм, в котором ребёнок управляет происходящим. Маленький геймер погружается в сюжет, ищет разгадки, много думает головой.
«Стратегии» предполагают масштабное управление городами, войсками, полезными ископаемыми – отличный задаток для будущего экономиста.
«Логические» видеоигры – это опять же головоломки. С помощью них можно научиться письму, чтению, языкам и многому другому.
«Симуляторы» позволяют маленькому мальчику почувствовать себя в роли машиниста поезда, пилота самолёта, капитана корабля.
Польза от компьютерных игр:
– развивают внимание к деталям, реакцию, моторику пальцев;
– игры на логику развивают память, заставляют думать;
– в целом игры развивают воображение, учат подходить к решению задач творчески, нестандартно;
– через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах;
– можно забавно провести свободное время в одиночку, с друзьями, с родителями.
Вред от компьютерных игр:
– длительное время за компьютером приводит к ухудшению зрения, перенапряжению мозга;
– при неправильной позе могут появиться болезни суставов и позвоночника;
– жестокие и бессмысленные игры приводят к агрессии, влияют на неокрепшую психику;
– если постоянно играть, снижается желание общаться с людьми;
– игры вызывают зависимость у детей и подростков, что ведёт к дальнейшим проблемам (например, неуспеваемости в школе).
Что же делать с компьютерными играми?
Компьютеры помогают нам во всём и облегчают жизнь. Без них современному человеку никуда. Так же и с играми. Многие из них призваны обучить нас чему-то, ведь когда обучение происходит в форме игры, это всегда хорошо. Игры дают толчок нашему воображению, заставляют думать и решать головоломки.
Если говорить о вреде компьютерных игр, то он, в основном, связан с неумеренным их использованием. Требуется делать перерывы и проводить за играми не более двух часов в день. Родителям нужно правильно подобрать игру для ребёнка и сделать упор на развивающие игры. И, конечно, не стоит забывать о других занятиях, есть множество устных и настольных игр. Компьютерные игры – это здорово, но не в ущерб сну, прогулкам, спорту, чтению и т.д.
P.S.
Компьютерная зависимость у детей – серьезная проблема. Но реалистичные сцены насилия, перестрелки и погони – не единственные характеристики видеоигр.
Есть и полезные проекты, проверенные учёными, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Данная статья основана на моём личном опыте, фактах и исследованиях по всему миру.
1) Есть замечательные проекты, которые показывают как работают различные системы, например, есть игра Spore, где игроку дается возможность подучить биологию: от маленькой биологической клетки, пройти всю эволюцию и создать целое государство. Есть один физик из Стэнфордского университета Ингмар Ридель-Крузе, создавший целую коллекцию видеоигр, которые уже помогают студентам закреплять учебный материал. https://pubs.rsc.org/en/content/articlepdf/2011/lc/c0lc00399a
Существует множество симуляторов, каждый из которых даст представление о той или иной сфере деятельности: Градостроительные симуляторы (Sim City), социальные игры про общество и взаимодействие (Sims), Авиасимуляторы (X-Plane 10), Космические симуляторы (Kerbal Space Program и Universe Sandbox). Игры помогают развиваться, развлекая, и в этом – их главная ценность. Помимо ПК или обычной игровой приставки, есть множество.
По поводу моторики. Исследование, проведенное австралийским Университетом Дикина, обнаружило, что дети в возрасте от 3 до 6 лет, которые играли в интерактивные игры на приставке Wii, обладают более развитой двигательной моторикой. (https://medicalxpress.com/news/2012-07-kids-interactive-video-games-motor.html)
Т.е. если у Вас вызывает скептицизм обычная клавиатура или джойстик, есть очень много внешних устройств для двигательной деятельности. Можно приобрести интерактивные игры с двумя манипуляторми для рук, можно и шлем виртуальной реальности приобрести, для него есть масса познавательных вещей в форме игры, есть спортивные тренажёры, танцевальные ковры, имитаторы гитары и барабанов и т.д.
2) Интересные тренажёры для развития памяти, внимания, реакции, сделанные в игровой форме имеются как и для ПК, так и для андройд, Например, Викиум https://wikium.ru
3) Через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах
Здесь можно привести много примеров. Например, мне благодаря тому, что игры периодически не работали, приходилось разбираться в устройстве компьютера и программном обеспечении. Это может вдохновить ребенка осваивать компьютерный язык, а программирование – весьма перспективное занятие.
Можно делать с ребёнком мультфильмы, есть приложение для андройд FlipaClip, данное занятие очень увлекательное и перспективное, в дальнейшем ребёнок может изучить весь пакет Adobe. Профессия видеодизайнера, монтажёра, режиссёера очень перспективные.
Источник
Польза игр для обучения и общения
Игры развивают способность к обучению. Например, в стратегиях и головоломках не справиться без логического мышления, внимательности и хорошей памяти. А есть игры, где необходим творческий подход и развитая фантазия.
Игры развивают навыки общения. В процессе игры мы учимся взаимодействовать с разными людьми, договариваться или отстаивать свою позицию.
Компьютерные игры, полезные для школьников
Hearthstone
Источник: playground.ru
Предмет: математика.
Heathstone — это популярная онлайн-игра по мотивам вселенной Warcraft. В ней огромное количество разнообразных коллекционных карт. Сюжета нет, только соревнования с другими игроками.
Для победы в этой обучающей компьютерной игре для детей необходимо мыслить стратегически и быстро считать в уме. Партия длится 15-30 минут — за это время игрок должен продумать стратегию и просчитать все ходы при помощи чисел на картах. Отвлекаться на калькулятор некогда — складывать, вычитать и умножать придётся самому.
Human Resource Machine
Источник: tuttop.com
Предмет: информатика.
Human Resource Machine — игра-головоломка для начинающих программистов. Она в лёгкой форме поможет освоить принципы программирования.
Игрок управляет виртуальным офисом при помощи команд: копирования, перемещения, сложения, вычитания и других. Человечки на экране двигаются так, как их запрограммировали, поэтому необходимо продумать их действия заранее. Каждый верный код приближает к решению загадки. Такая образовательная игра долго не наскучит.
Civilization
Источник: vgtimes.ru
Предметы: обществознание, история.
«Цивилизация» — это большая серия стратегий. Игрок управляет собственной цивилизацией: расселяет людей по деревням и городам, развивает инфраструктуру, добывает полезные ископаемые. Со временем его народ становится крепче, расширяет экономическое и культурное влияние. Можно играть с друзьями и даже целой командой.
Всё в игре происходит по знакомым с уроков истории и обществознания законам. На начальных этапах аграрное общество, с разделением труда, строгой иерархией, необходимостью развивать армию. Позже главным условием развития становится образование и достижения науки. Ребёнок в игровой форме изучает весь опыт развития человеческой цивилизации и законы, по которым оно происходило.
Spore
Источник: game.sibnet.ru
Предмет: биология.
Spore — игра, иллюстрирующая эволюционный процесс. Уроки по биологии игра не заменит, но она и не претендует на научность. Spore помогает понять, по каким законам происходит эволюция и зачем она нужна.
У игрока изначально в распоряжении одна клетка. Она плавает в мировом океане, старается выжить. Когда она вырастет в большой организм, ей можно будет добавить хвост, плавники, колючки. Каждая новая деталь влияет на то, как будет вести себя организм. Впоследствии их можно будет убрать. Постепенно у игрока появится целая цивилизация. Задача — дойти в эволюции вида до строительства космического корабля и полёта в космос.
The Witness
Источник: gametech.ru
Предметы: любой.
The Witness — игра, развивающая мышление, обучающая не гнаться за сюжетом, а быть внимательным к деталям. Игрок попадает на остров, полный загадок и головоломок — более 600 лабиринтов! Повсюду памятники эпох — от древнего мира до наших дней.
Головоломки расположены по уровням: от самых простых до сложных. В этой развивающей игре для решения одних загадок нужна логика, для других — гибкость мышления. Эти качества пригодятся в учёбе, помогут быстрее решать задачи и усваивать новые темы.
Настольные игры, полезные для школьников
«Денежный поток»
Источник: vk.com
Предметы: обществознание, математика, экономика.
«Денежный поток» — это экономическая стратегия про жизнь. Перед началом игры участники получают свою профессию, список регулярных расходов и немного финансов. В каждом круге они могут покупать, продавать или вкладывать во что-то акции. Необходимо довольно быстро считать, продумывать риски и контролировать свой бюджет. Быстро понимаешь, что бизнес важен, но заплатить за квартиру тоже нужно не забыть.
Обучающая игра объясняет экономические процессы, учит считать большие числа в уме и повышает финансовую грамотность.
«Зевс на каникулах»
Источник: igroved.ru
Предмет: математика.
«Зевс на каникулах» — забавная математическая развивающая игра, в которую весело играть компанией друзей. Игроки строят в середине стола колоду — это Олимп. Все по очереди добавляют карты, подсчитывая высоту. Вершина — 100 баллов. Тот, кто первый окажется наверху, держа в руке фигурку Зевса, тот и победил. Заполучить громовержца можно при помощи других богов.
Игра динамичная, весёлая и отлично тренирует устный счёт. Числа могут меняться неожиданно. Например, сначала все прибавляли понемногу, а потом кто-то использовал карточку бога и нужно вычесть 50.
«Таймлайн История России»
Источник: igroved.ru
Предмет: история.
Игра «Таймлайн История России» — это быстрый способ повторить даты с друзьями. 110 датированных карточек с основания Руси до создания социальной сети «ВКонтакте» — игрокам предстоит размещать их на временной оси. Каждый ход нужно отвечать на вопрос, что было раньше или позже события, которое уже на столе. Тот, кто первым сбросит все карточки, побеждает в этой образовательной игре. Колоду можно мешать с другими в серии «Таймлайн», тогда временная ось получится ещё длиннее и интереснее.
«Кортекс»
Предмет: любой.
«Кортекс» — это соревновательная логическая игра для большой компании. В ней карточки с восемью типами заданий — на тренировку памяти, скорости мышления, реакции, координации, внимательности, устного счёта, логики и тактильного восприятия. Над каждой карточкой думают все участники, кто догадался первым — закрывает карту ладонью и говорит ответ. Если игрок ответил верно, он забирает карточку себе. Позже он сможет обменять её на фишки, которые принесут победу.
«Ихний Ихниевич»
Источник: portalgames.com.ua
Предмет: русский язык.
«Ихний Ихниевич» — игра для весёлого повторения правил русского языка. В ней три комплекта карт по уровням сложности, можно играть всеми сразу или отбросить совсем простые. Есть два типа карт. Одни — с яркими персонажами содержат термины. Другие — забавные предложения или словосочетания.
Вариантов игры несколько. Например, придумать как можно больше словосочетаний и предложений при помощи случайных карт. Или объяснить из чего состоит уже готовая фраза. Для игры можно придумывать свои правила, главное, чтобы правила русского языка выполнялись верно. Если что-то непонятно в этой обучающей игре, есть подсказки.
Источник